Йога проникновения пробуждённой мудрости в момент смерти — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Йога проникновения пробуждённой мудрости в момент смерти

2022-10-29 31
Йога проникновения пробуждённой мудрости в момент смерти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Устрани привязанность к чему бы то ни было. Признай перед лицом [мастеров] линии передачи все проступки и вредящие другим деяния, совершённые в этой и предыдущих жизнях. После совершения молитвы тем, чья природа добродетельна, медитируй с радостью и молись о достижении совершенного просветления. Когда возникает волнение [на начальных стадиях умирания], соверши подношение скандх [из которых состоят твоё тело и ум]. Твёрдо реши, что всё, что бы ни возникало в твоём уме, находится за пределами смерти. Наблюдай все стадии растворения, но не предпринимай никаких действий в отношении множества происходящих изменений, пытаясь выбрать объект для медитации. Просто оставайся в состоянии самадхи, когда махамудра пребывает сама в себе [как позиция наблюдения], в состоянии, в котором не осталось и малейшего следа медитации или немедитации и которое трансформируется в пространство дхармакаи. Врата [чувственного восприятия], которые [обусловливают] то, что обретает прошлое и будущее рождение в низших мирах, [навсегда] закрываются. [Это] уничтожает любую привязанность и к заблуждениям, свойственным сансаре в целом, и к особым [проекциям] бардо. [Это] устное наставление для реализации смерти как дхармакаи.

Таково краткое объяснение наставлений, относящихся к традиции пятичастной махамудры. Я обращаюсь с молитвой к великому добродетельному мастеру. Это наставление было изречено всеведущим Дрепо Чосонгом. [Его слова] я передаю тебе, пребывая в состоянии покоя, свободный от привязанности к практике памятования чего-либо и к практике добродетели. [Это объяснение] названо «Возникновение знания Дхармы».

 4. Привнесение на путь сострадания: «Молитва преданности махамудры», составленная Рангджунгом Дордже[709]
 

Это молитва устремления махамудры, окончательный смысл:

Выражаю почтение учителям, ламам, йидамам и божествам мандалы, которые пребывают в трёх временах и десяти направлениях и которых я однонаправленно созерцаю. Внемлите моей молитве устремления.

Даруйте своё благословение, чтобы я смог реализовать [безупречное] состояние, в котором пребывают сиддхи.

Да вступлю я в поток накопления добродетели, незагрязнённой во всех трёх мирах, что возникает на снежной вершине благих деяний и затем становится океаном четырёх кай будды и ведёт всех живых существ – меня и других, тех кто рождён, и тех, кто ещё не родился, – к достижению этого состояния.

Да буду я выполнять практику, позволяющую искупить каждый проступок и устранить каждое страдание, наполняя океан блаженства и добродетели.

Я принял прибежище в благих духовных друзьях [то есть в ламах] и вкушу нектар их наставлений.

Теперь, когда с помощью прозрения я осознал эту драгоценную возможность, которую так тяжело обрести, да буду я практиковать святую Дхарму во все времена, до тех пор, пока не достигну реализации, соответствующей этому пути.

Да увеличится сила трёх этапов прозрения:

Освобождения от загрязнений неведения посредством слушания устных наставлений,

Отсечения сбивающего с толку сомнения посредством размышления над полученными устными наставлениями,

Понимания того, как пребывает реализованный ум, посредством [ясного] света, возникающего во время медитации.

Да встречусь я с Дхармой и безошибочно реализую:

Свободную от крайностей этернализма и нигилизма основу – два аспекта отсутствия реального независимого существования [у собственного «я» и феноменов],

Лежащий за пределами надежды и страха путь – два накопления,

Свободный от крайностей сансары и нирваны плод – две истины.

Да обрету я прямую реализацию единства ясности-пустотности – основы очищения.

Посредством великой очищающей йоги махамудры

Пусть очистятся загрязнения – возникающие момент за моментом заблуждения.

И то, что теперь очищено, пусть станет безупречным плодом [просветления].

Да обрету я способность освоить медитацию на божествах: визуализировать божеств [во время медитации], отсекая этим сомнения относительно основы, аспектов медитации, искусных средств реализации истины и оставаться [в этом состоянии] без отвлечения, сохраняя его во все времена.

Да отсеку я корень, постигнув, что все феномены есть не что иное, как проявление ума.

В уме нет ума; ум пуст и не обладает [реальным независимым] существованием.

Если ум пуст, то нет необходимости препятствовать возникновению [кажущегося] проявления.

Пусть я устраню неведение – корень заблуждения и ошибочное восприятие самопроявления, как будто это что-то, обладающее реальным независимым существованием, – [кажущиеся внешними] объекты чувственного восприятия.

Влияние [негативной кармы], приводящее к ошибочному восприятию сознавания-как-оно-есть как [кажущегося реально существующим] собственного «я», обусловливает неведение и цепляние за двойственность, которые удерживают в сансаре.

Да постигну я феномены, возникающие в уме, и освобожусь от крайних [воззрений]:

Если не боишься знания о том, что нет ни «существования», ни «несуществования», которые являются опорой сансары и нирваны, то вступаешь на Срединный путь вместерождённого единства, свободного от противоречий [связанных с двойственностью].

Да свершится безошибочная реализация окончательного смысла истины:

Когда нет ни утверждения «это существует»,

Ни отрицания «этого не существует».

Эти феномены, неподвластные концептуальным идеям, являются несоставными.

Да осознаю я фундаментальное заблуждение, которое является основой [ошибочного восприятия] всех феноменов.

Если я не осознаю его, то буду скитаться в океане сансары,

Но если постигну, то я – не кто иной, как будда.

Все [феномены] ни существуют, ни не существуют.

Да отсеку я сомнения, возникающие в уме.

Ум – это не только его проявление, но и пустотность самого ума.

Присущее уму понимание, как и присущие ему заблуждения, – всё это сам ум.

То, что возникает, и то, что прекращается, – всё это сам ум.

Да обрету я реализацию пробуждённой мудрости и сохраню свой [прямой] опыт переживания истинного ума таким образом, чтобы я никогда не испортил его медитацией, основанной на искусственной активности, возникающей в силу идей и приложения усилий, и не поддавался тревогам и шуму обычного [окружающего мира], а, напротив, знал бы, как пребывать в безыскусном, естественном, самовозникшем [вместерождённом уме].

Пусть практика пребывания / успокоения будет стабильной и непоколебимой, как океан.

Пусть волны когнитивных процессов грубого и тонкого уровней сами по себе придут в состояние покоя.

Поток ума, рассматриваемый с позиции неподвижного, пребывающего [сознавания-как-оно-есть], свободного от загрязнений, не подвержен изъянам вялости и возбуждения.

Пусть свершится самораспознавание, которое никогда не допускает ошибок:

Когда снова и снова взираешь на ум, который увидеть невозможно,

Обретаешь проникающее видение истины, которую не понять [концептуально],

И отсекаешь сомнения об истине, которая не может существовать.

Да постигну я ясный свет ума и то, как пребывает реализованный ум:

Когда взираешь на объекты чувственного восприятия, но не воспринимаешь их как таковые, а понимаешь, что это ум,

Взираешь на ум, но не воспринимаешь его как таковой, а понимаешь, что он пуст,

Взираешь на то и другое таким образом, чтобы цепляние за двойственность освобождалось само по себе.

Пусть я обрету уверенность в своём понимании этой наивысшей истины:

То, что не подвергается осмыслению, становится махамудрой, свободной от крайностей, Великим срединным [путём].

Это называется Великим совершенством, выходящим за пределы чего бы то ни было.

Пусть мой опыт восприятия происходит без усилий и пусть у меня не возникает стремления воздвигать препятствия потоку ума:

Я не разлучусь с потоком ума великого блаженства непривязанности,

Я не разлучусь с ясностью и светоносностью нецепляния за характеристики, чтобы не допустить заблуждения [привязанности],

Я не разлучусь с состоянием покоя, свободного от концепций, спонтанного присутствия, лежащего вне досягаемости представлений.

Да обрету я понимание истины неусложнения феноменов:

Сохранение этого блаженного состояния без привязанности к нему само по себе становится самоосвобождением.

Любые привязанности к вредоносным, ошибочным концепциям очищаются во владениях истинной природы ума.

Это – обычное знание, свободное от принятия и отказа, от необходимости чего-то достигать.

Истинная природа всех живых существ – это состояние будды.

Пусть его достижение навсегда станет реальностью для всех живых существ, бесконечно скитающихся в сансаре, которые измучены страданием в силу своего неведения и больше уже не могут его выносить!

Пусть в потоке ума возникнет сострадание к каждому из них!

Пусть сохраняется непрерывность медитации, нераздельной с [относительными] характеристиками.

Это наивысший путь, единство, свободное от заблуждений,

И когда ему ничто не препятствует, обретается искусный навык всеобъемлющего сострадания.

Когда возникает подобная доброта, не забывай истину – пустотность.

Пусть свершится созревание состояния просветления, которое, достигнув полного совершенства, превратится в полностью очищенные земли будд:

Где присутствуют все особые сверхъестественные способности, которые возникли в силу выполнения медитации,

Где происходит полное очищение, приводящее к состоянию будды, чьи деяния совершаются [на благо] всех живых существ,

И где звучит [эта] совершенная молитва устремления – источник учений будды.

После достижения просветления и привнесения на путь нет необходимости в дальнейшей духовной практике – нужно лишь в полной мере проживать повседневную жизнь. «Обнаружив самого слона, больше нет необходимости искать его следы».[710]

 Глоссарий
 

В первой колонке таблицы приведены англоязычные термины, используемые Д. П. Брауном; во второй – русские соответствия, в зависимости от контекста использовавшиеся в переводе; в третьей – исходные тибетские термины в транслитерации Т. Вайли.


 


 

 Список использованной литературы
 

 Тексты на тибетском языке
 

1. Bkra shis rnam rgyal, 1971 – Bkra shis rnam rgyal, Dwags po Paṇ chen. Phyag rgya chen po'i khrid yig chen mo gnyug ma'i de nyid gsal ba // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:651–702.

2. Bkra shis rnam rgyal, 1974 – Bkra shis rnam rgyal, Dwags po Paṇ chen. Nges don phyag rgya chen po'i sgom rim gsal bar byed pa'i legs bsad zla ba'i od zer. Delhi: Blockprint from La stod rTshib ri par ma by Karma chos 'phel, 1974.

3. Chos kyi 'byung gnas, 1971 – Chos kyi 'byung gnas, Eighth Situ. Phyag chen lnga ldan gyi khrid yig // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:430–441.

4. dBang phyug rDo rje, 1971a – Dbang phyug rdo rje (Karmapa IX). Phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor gyi khrid kyi spyi sdom rtsa tshig // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:62–69.

5. dBang phyug rDo rje, 1971b – Dbang phyug rdo rje (Karmapa IX). Phyag rgya chen po lhan cig skye sbyor gyi khrid yig zin bris snying po gsal ba'i sgron me bdud rtsi'i nying khu chos sku mdzub tshugs su ngo sprod pa // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:70–104.

6. Dbang phyug rdo rje, 1971c – Dbang phyug rdo rje (Karmapa IX). Sgrub brgyud karma kam tshang pa'i phyag rgya chen lhan cig skye sbyor gyi sngon 'gro bzhi sbyor sogs kyi ngag 'don 'phags lam bgrod pa'i shing rta // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:105–122.

7. 'Jam dpal dPa 'bo, 1969 – 'Jam dpal dPa 'bo. Phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor dngos gzhi'i khrid yig cung zad spros pa sems kyi rdo rje'i nges gnas gsal bar byed pa. Chemre, India: Blockprint of the He mi rGod Tshang Monastery, 1969.

8. 'Jam mgon Kong sprul, 1971 – 'Jam mgon Kong sprul Blo gros mTha' yas. Gdams ngag mdzod: [A Treasury of Instructions and Techniques for Spiritual Realisation]. New Delhi: N. Lungtok and N. Gyaltsan, 1971.

9. Khro phu Lo tsa ba, 1971 – Khro phu Lo tsa ba Byams pa dPal. Khro phu bka' brgyud las byung ba'i phyag rgya chen po lnga ldan gyi khrid yig // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:530–532.

10. Kun dga' bsTan 'dzin, 1974 – Kun dga' bsTan 'dzin. Phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor gyi sngon 'gro'i khrid yig zab rgyas chos kyi rgya mtsho chen po nas snying po ye shes kyi nor bu 'dren par byed pa'i gru chen. Palampur, India: Blockprint from Byar Skyid phug blockprint of the Tibetan Craft Community, 1974.

11. Marpa, 1971 – Marpa. Mnga' bdag Mar pa Lo tsa bas dpal Sa ra ha las gsan pa'i phyags rgya chen po yid la mi byed pa snying po don gyi gdams ngag yi ge bzhi pa'i don rdo rje'i mgur du bzhengs pa // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:63–66.

12. Mi bskyod Dorjé, 1971 – Mi bskyod Dorjé. Dpal Karma pa chen po la brten pa'i thun bzhi'i bla ma'i rnal byor dmigs khrid dang bcas pa // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6: 269–283.

13. Mtshur ston lugs pa, 1971 – Mtshur ston lugs pa. Phyag rgya chen po tshig bsdus pa // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:524–527.

14. Nadapada, 1971 – Nadapada (Nāropa). Phyag rgya chen po'i tshig bsdus pa // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:47–48.

15. Padma dKar po, 1970 – Padma dKar po. Bsre pho'i khrid yig [A Practical Manual of Energy Yoga]. Solukhumbu: Trakar Monastery, 1970.

16. Padma dKar po, 1971a – Padma dKar po. Chos rje brug pa'i lugs kyi phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor gyi khrid yig // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 7:19–33.

17. Padma dKar po, 1971b – Padma dKar po. Phyag chen lhan cig skyes sbyor gyi khrid yig // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:1–16.

18. Padma dKar po, 1971c – Padma dKar po. Ro snyoms skor drug gi nyams len sgong du dril ba ('Brug lugs ro snyoms sgang dril) // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:81–88.

19. Padma dKar po, n. p. – Padma dKar po. Phyag chen gyi zin bris bzhugs [Practice Guidelines on Mahāmudrā], n. p.

20. Rang byung rDo rje, 1970 – Rang byung rDo rje (Third Karmapa). Nges don phyag rgya chen po'i smon lam, n. p.

21. Rang byung rDo rje, 1971 – Rang byung rDo rje (Third Karmapa). Phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor gyi khrid yig // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:1–16.

22. Ras chung, rDo rje Grags, 1971 – Ras chung, rDo rje Grags. Bde mchog snyan brgyud kyi 'og sgo bde ba chen po gzhan lus phyag rgya ma bsten pa'i gdams pa ye shes gsal ba'i sgrun me // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:326–332.

23. Śabari, 1971 – Śabari. Do ha mdzod ces bya phyag rgya chen po man ngag (Snying po don gyi man ngag) // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:28–33.

24. Sgam po pa, 1971 – Sgam po pa. Rje sGam po pa's phyag rgya chen po lam gcig chod // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:67–69.

25. Stag lung thang pa, 1971 – Stag lung thang pa Bkra shis dpal. Phyag rgya chen po lhan cig skyes sbyor gyi khrid yig gzhung chung rdo rje'i tshig rkang yid bzhin gyi nor bu // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 6:511–529.

26. Suzuki, 1962 – Suzuki, D. T. Catalogue and Index of the Tibetan Tripiṭaka. Tokyo: Suzuki Research Foundation, 1962.

27. Tilopa, 1962 – Tilopa. Dohākośa [Treasury of Songs]. Tibetan Tripitaka 3132–3133, f. 150b–157b / Ed. D. T. Suzuki. Tokyo: Tibetan Tripitaka Research Foundation, 1962.

28. Tilopa, 1971 – Tilopa. Gangāma // In ['Jam mgon Kong sprul, 1971], 5:33–36.

 Тексты на санскрите и пали
 

1. Asaṅga, 1973 – Asaṅga. Śrāvakabhūmi [Grounds of Hearers]. 5537, vol. 110. Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. 14 / Ed. Karunesha Shukla. Patna, India: Jayaswal Research Institute, 1973.

2. Asaṅga, 1950 – Asaṅga. Abhidharmasamuccaya [Summary of Manifest Knowledge]. 5550. Visva-Bharati Series. No. 12 / Ed. Pralhad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati (Santiniketan Press), 1950.

3. Kamalaśīla, 1958–1971 – Kamalaśīla. Bhāvanākrama [Stages of Meditation]. First Bhāvanākrama / Ed. G. Tucci. Minor Buddhist Texts, II, Serie Orientale Roma IX, 2. Rome: IS.M.E.O., 1958. Third Bhāvanākrama / G. Tucci, ed. Minor Buddhist Texts, III, Serie Orientale Roma XLIII. Rome: IS.M.E.O, 1971.

4. Maitreya, 1970 – Maitreya. Mahāyānasūtrālaṃkāra [Ornament for the Mahāyāna Sutras]. Buddhist Sanskrit Texts. No. 13. Ed. Sitansusekhar Bagchi. Darbhanga, India: Mithila Institute. See translation below under Maitreyanātha, 1970.

5. Maitreya, 1971 – Maitreya. Madhyāntavibhaṇgaśāstra [Differentiation of the Middle and the Extremes] / Ed. Ramchandra Paneya. Delhi: Motilal Banarsidass, 1971.

6. Patañjali, 1914 – Patañjali. The Yoga-System of Patañjali / Trans. James Houghton Woods. Delhi: Motilal Banarsidass, 1914.

7. Soma Thera, 1967 – Soma Thera. Satipaṭṭhānā Sutta and Commentary [The Way of Mindfulness]. Kandy, Ceylon: Buddhist Publication Society. Trans. 1967.

8. Vasubandhu, 1975 – Vasubandhu. Abhidharmakośakārikā [Treasury of Manifest Knowledge]. Ed. Pradhan. Patna, India: Jayaswal Research Institute, 1975.

 Тексты на английском языке
 

1. Akishige, 1970 – Akishige, Y., ed. Psychological Studies on Zen. Tokyo: Zen Institute of Komazawa University, 1970.

2. Alexander, French, 1946 – Alexander, F., French, Thomas M. Psychoanalytic Psychotherapy. New York: Ronald Press, 1946.

3. Atiśa, 1983 – Atiśa. A Lamp for the Path and Commentary / Trans. Richard Sherburne, S. J. London: George Allen and Unwin, 1983.

4. Bahr et al., 1974 – Bahr, Donald M., et al. Piman Shamanism and Staying Sickness. Tucson: University of Arizona Press, 1974.

5. Barlow, 1993 – Barlow, David H., ed. Clinical Handbook of Psychological Disorders: A Step-by-Step Treatment Manual. 2nd ed. New York: Guilford, 1993.

6. Berzin, 2000 – Berzin, Alexander. Relating to a Spiritual Teacher: Building a Healthy Relationship. Ithaca, NY: Snow Lion, 2000. (Русскоязычное издание: Берзин А. Опора на духовного учителя. Построение здоровых взаимоотношений. СПб, Нартанг: 2002.)

7. Berzin, n. d. – Berzin, Alexander. Śamatha and Vipaśyanā. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives. N. d.

8. Beyer, 1973 – Beyer, Stephan. The Cult of Tārā: Magic and Ritual in Tibet. Berkeley: University of California Press, 1973.

9. Beyer, 1974 – Beyer, Stephan. The Buddhist Experience: Sources and Interpretations / Ed. Frederick J. Streng. Encino, CA: Dickenson, 1974.

10. Bharati, 1965 – Bharati, Aghananda. The Tantric Tradition. New York: Doubleday & Co, 1965.

11. Bhattacharyya, 1964 – Bhattacharyya, Benoytosh. An Introduction to Buddhist Esoterism. Varanasi, India: Chowkhamba Sanskrit Series Office, 1964.

12. Bokar Rinpoche, 1993 – Bokar Rinpoche. Meditation Advice to Beginners / Ed. Jennifer Pessereau. Trans. Christiane Buchet. San Francisco: Clear Point Press, 1993.

13. Buddhaghosa, 1976 – Buddhaghosa, Bhadantācariya. The Path of Purification: Visuddhimagga. Trans. Bhikkhu Ñānamoli, 2 vols. Berkeley: Shambhala, 1976. (New edition: Seattle: BPS Pariyatti Editions, 1999.)

14. Chang, 1962 – Chang, Garma C. C., trans. The Hundred Thousand Songs of Milarepa. New Hyde Park, NY: University Books, 1962. (Русскоязычное издание: [Сто тысяч песен Миларепы (в 2 т.) / под ред. Е. Курицыной и др.; пер. с англ. В. Рагимова. М.: Алмазный путь, 2004].)

15. Chang, 1963 – Chang, Garma C. C., trans. Teachings of Tibetan Yoga. New Hyde Park, NY: University Books, 1963.

16. Chattopadhyaya, 1967 – Chattopadhyaya, Alaka. Atisa and Tibet. Calcutta, India: R. Maitra at R. D. Press, 1967.

17. Chokyi Nyima Rinpoche, 1989 – Chokyi Nyima Rinpoche. The Union of Mahamudra and Dzogchen. Hong Kong: Ranjung Yeshe, 1989.

18. Conze, 1967 – Conze, Edward. Buddhist Thought in India. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1967.

19. Cozort, 1986 – Cozort, Daniel. Highest Yoga Tantra. Ithaca, NY: Snow Lion, 1986.

20. Dalai Lama, 2000 – Dalai Lama, H. H. the. Dzogchen: The Heart Essence of the Great Perfection / Ed. Patrick Gaffney. Trans. Geshe Thupten Jinpa and Richard Barron. Ithaca, NY: Snow Lion, 2000.

21. Dalai Lama, 2001 – Dalai Lama, H. H. the. Stages of Meditation / Trans. Geshe Lobsang Jordhen et al. Ithaca, NY: Snow Lion, 2001.

22. Dalai Lama, Berzin, 1997 – Dalai Lama, H. H. the, and Alexander Berzin. The Gelug/Kagyü Tradition of Mahamudra. Ithaca, NY: Snow Lion, 1997. (Русскоязычная версия: [Махамудра традиции гелуг-кагью. М.: Открытый Мир, 2008]).

23. Dalai Lama et al., 1981 – Dalai Lama, H. H. the, Tsong ka pa, and Jeffrey Hopkins. Deity Yoga in Action and Performance Tantra. Ithaca, NY: Snow Lion, 1981.

24. Das, 1973 – Das, Sarat Chandra. A Tibetan-English Dictionary / Eds. Graham Sandberg and A. William Heyde. Delhi: Motilal Barnarsidass, 1973.

25. Dasgupta, 1950 – Dasgupta, S. B. An Introduction to Tantric Buddhism. Calcutta: University of Calcutta, 1950.

26. Dasgupta, 1969 – Dasgupta, S. B. Obscure Religious Cults. 3rd ed. Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay, 1969.

27. Dayal, 1970 – Dayal, Har. The Bodhisattva Doctrine in Sanskrit Literature. Delhi, India: Motilal Barnarsidass, 1970.

28. Dhargyey, 1974 – Dhargyey, Geshey Ngawang. Tibetan Tradition of Mental Development. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1974.

29. Dowman, 1985 – Dowman, Keith. 1985. Masters of Mahāmudrā: Songs and Histories of the Eighty-Four Buddhist Siddhas. Albany: State University of New York Press, 1985.

30. Drikung Kyabgön Chetsang Rinpoche, 1999 – Drikung Kyabgön Chetsang Rinpoche. The Practice of Mahamudra. Ithaca, NY: Snow Lion, 1999.

31. Duff, 1999–2003 – Duff, Lotsawa Tony. The Illuminator Tibetan-English Dictionary. Fully Edited New Electronic Edition. Lotsawa Tony Duff and the Pema Karpo Translation Committee, 1999–2003.

32. Eighth Situpa, 1995 – Eighth Situpa Tenpa'i Nyinchay. Mahumudra Teachings of the Supreme Siddhas. Introduction by Thrangu Rinpoche / Trans. Lama Sherab Dorje. Ithaca, NY: Snow Lion, 1995.

33. Eliade, 1969 – Eliade, Mircea. Yoga: Immortality and Freedom / Trans. Willard R. Trask. Bollingen Series LVI. Princeton NJ: Princeton University Press, 1969.

34. Evans-Wentz, 1928 – Evans-Wentz, W. Y., ed. Tibet's Great Yogi Milarepa. New York: Oxford University Press, 1928.

35. Evans-Wentz, 1935 – Evans-Wentz, W. Y., ed. Tibetan Yoga and Secret Doctrines / Trans. Lama Dawa Samdu New York: Oxford University Press, 1935.

36. Evans-Wentz, 1969 – Evans-Wentz, W. Y., ed. Tibet’s Great Yogi Milarepa. 2nd ed. London: Oxford University Press, 1969.

37. Frake, 1964 – Frake, Charles O. «A Structural Description of Subanum „Religious Behavior“». Explorations in Cultural Anthropology: Essays in Honor of George Peter Murdock / Ed. Ward H. Goodenough. New York: McGraw-Hill, 1964.

38. Gampopa, 1971 – [Gampopa] sGam po pa. The Jewel Ornament of Liberation / Trans. and ann. Herbert V. Guenther. Boulder: Prajna Press, 1971.

39. Goldstein, 1976 – Goldstein, Joseph. The Experience of Insight: A Natural Unfolding. Santa Cruz, CA: Unity Press, 1976.

40. 'Gos Lo-tsā-ba Gzhon-nu-dpal, 1949–1953 – 'Gos Lo-tsā-ba Gzhon-nu-dpal. The Blue Annals / Trans. George N. Roerich. Calcutta: Royal Asiatic Society of Bengal, 1949–1953.

41. Guenther, 1963 – Guenther, Herbert V. The Life and Teaching of Naropa. Oxford: Clarendon Press, 1963.

42. Guenther, 1969 – Guenther, Herbert V. The Royal Song of Saraha: A Study in the History of Buddhist Thought. Seattle: University of Washington Press, 1969.

43. Guenther, 1974 – Guenther, Herbert V. Philosophy and Psychology of the Abhidharma. Berkeley: Shambhala, 1974.

44. Guenther, 1975 – Guenther, Herbert V. Mahamudra: The Method of Self-Actualization // The Tibet Journal. 1975. 1.1:5–20.

45. Guenther, 1992 – Guenther, Herbert V. Meditation Differently: Phenomenological-Psychological Aspects of Tibetan Buddhist (Mahamudra and sNying-thig) Practices from Original Tibetan Sources. Delhi: Motilal Barnarsidass, 1992.

46. Guenther, Kawamura, 1975 – Guenther, Herbert V., Kawamura, Leslie S.. Mind in Buddhist Psychology: A Translation of Ye Shes rgyal mTshan's «The Necklace of Clear Understanding». Berkeley: Dharma Publishing, 1975.

47. Gyaltsen, 1986 – Gyaltsen, Khenpo Könchog. Prayer Flags: The Life and Spiritual Teachings of Jigten Sumgon. Ithaca, NY: Snow Lion, 1986.

48. Gyaltsen, Huckenpahler, 1990 – Gyaltsen, Khenpo Könchog and Victoria Huckenpahler. The Great Kagyü Masters. Ithaca, NY: Snow Lion, 1990.

49. Gyaltsen, Rogers, 1986 – Gyaltsen, Khenpo Könchog and Rogers, Katherine. The Garland of Mahamudra Practices: A Translation of Kunga Richen's Clarifying the Jewel Rosary of the Profound Fivefold Path. Ithaca, NY: Snow Lion, 1986.

50. Gyamtso, Tsultrim, 1986 – Gyamtso Rinpoche, Khenpo Tsultrim. Progressive Stages of Meditation on Emptiness / Trans. Shenpen Hookham. Oxford: Lonchen Foundation, 1986.

51. Gyatso, 1982 – Gyatso, Geshe Kelsang. Clear Light of Bliss. London: Tharpa Publications, 1982.

52. Hopkins, 1983 – Hopkins, Jeffrey. Meditation on Emptiness. Boston: Wisdom Publications, 1983.

53. James, 1950 – James, William. The Principles of Psychology. New York: Dover Publications, 1950.

54. Jamgön Kongtrül, 1977 – Jamgön Kongtrül. The Torch of Certainty / Trans. Judith Hanson. Berkeley: Shambhala, 1977.

55. Jamgön Kongtrül, 1992 – Jamgön Kongtrül. Cloudless Sky: The Mahamudra Path of the Tibetan Buddhist Kagyu School. Boston: Shambhala, 1992.

56. Jamgön Kongtrül, 1994 – Jamgön Kongtrül. Jamgön Kongtrül's Retreat Manual / Trans. Ngawang Zangpo. Ithaca, NY: Snow Lion, 1994.

57. Jamgön Kongtrül, 1996 – Jamgön Kongtrül. Creation and Completion / Trans. Sarah Harding. Boston: Wisdom Publications [rev. ed. with commentary by Thrangu Rinpoche, 2002], 1996.

58. Jaschke, 1972 – Jaschke, H. A. A Tibetan-English Dictionary. London: Routledge and Kegan Paul Ltd, 1972.

59. Kagyu Thubten Chöling, 1999 – Kagyu Thubten Chöling. Karmapa: The Sacred Prophecy / Eds. Willa Baker et al. Wappinger Falls, NY: Kagyu Thubten Chöling Publications Committee, 1999.

60. Kalu Rinpoche, 1997 – Kalu Rinpoche. Luminous Mind: The Way of the Buddha / Trans. Maria Montenegro. Boston: Wisdom Publications, 1997.

61. Karma Chagmé, 1998 – Karma Chagmé. A Spacious Path to Freedom: Practical Instruction on the Union of Mahamudra and Atiyoga. Ithaca, NY: Snow Lion, 1998.

62. Karma Chagmé, 2000 – Karma Chagmé. Naked Awareness: Practical Instructions on the Union of Mahamudra and Dzogchen / Eds. Lindy Steele and B. Alan Wallace. Trans. B. Alan Wallace. Ithaca, NY: Snow Lion, 2000.

63. Lambert, 1992. Lambert, Michael J. «Psychotherapy Outcome Research: Implications for Integrative and Eclectic Models». Handbook of Psychotherapy Integration / Eds. John C. Norcross and Marvin R. Goldfried. New York: Basic, 1992.

64. Lamrimpa, 1992 – Lamrimpa, Gen. Śamatha Meditation / Trans. B. Alan Wallace. Ed. Hart Sprager. Ithaca, NY: Snow Lion, 1992.

65. Lamrimpa, 1999 – Lamrimpa, Gen. Realizing Emptiness: Madhyamaka Insight Meditation / Trans. B. Alan Wallace. Ithaca, NY: Snow Lion, 1999.

66. Lancaster, 1977 – Lancaster, Lewis, ed. Prajñāpāramitā and Related Systems. Berkeley: Berkeley Buddhist Studies Series, 1977.

67. Lati Rinbochay, Napper, 1980 – Lati Rinbochay and Elizabeth Napper. Mind in Tibetan Buddhism. Ithaca, NY: Snow Lion, 1980.

68. Lati Rinbochay et al., 1983 – Lati Rinbochay, Denma Locho Rinbochay, Leah Zahler, and Jeffrey Hopkins. Meditative States in Tibetan Buddhism: The Concentrations and Formless Absorptions. London: Wisdom Publications, 1983.

69. Lobsang Gyatso, 1992 – Lobsang Gyatso. The Harmony of Emptiness and Dependent Arising: A Commentary to Tsongkhpa's «The Essence of Eloquent Speech Praise to the Buddha for Teaching Profound Dependent-Arising». Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1992.

70. Lodrö, 1998 – Lodrö, Geshe Gedün. Calm Abiding and Special Insight: Achieving Spiritual Transformation Through Meditation. Trans. Jeffrey Hopkins. Ithaca, NY: Snow Lion, 1998.

71. Luborsky, Crits-Christoph, 1990 – Luborsky, L. and Paul Crits-Christoph. Understanding Transference: The Core Conflictual Relationship Theme Method. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1990.

72. Maitreya, 2000 – Maitreya. Buddha Nature: The Mahayana Uttaratantra Shastra / Trans. Rosemary Fuchs. Ithaca, NY: Snow Lion, 2000.

73. Maitreyanātha/Āryāsaṅga, 2004 – Maitreyanātha /Āryāsaṅga. The Universal Vehicle Discourse Literature (Mahāyānasūtrālaṃkāra), Together with its Commentary (Bhāsya) by Vasubandhu / Trans. from Sanskrit, Tibetan, and Chinese by L. Jamspal et al. Editor-in-Chief Robert A. F. Thurman. New York: American Institute of Buddhist Studies, 2004.

74. Murti, 1955 – Murti, T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism: A Study of the Madhyamika System. London: George Allen and Unwin, 1955.

75. Nagao, 1979 – Nagao, Gadjin M. From Madhyamaka to Yogācāra: An Analysis of MMK, XXIV.18 and MV, I.1–2 // Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1979. 2.1:29–43.

76. Nalanda Translation Committee, 1999 – Nalanda Translation Committee under the direction of Chögyam Trungpa. The Rain of Wisdom: The Essence of the Ocean of True Meaning. Boston: Shambhala, 1999.

77. Napper, 1989 – Napper, Elizabeth. Dependent Arising and Emptiness. Boston: Wisdom Publications, 1989.

78. Norbu, 1996 – Norbu, Chogyal Namkai. Dzogchen: The Self-Perfected State / Ed. Adriano Clemente / Trans. John Shane. Ithaca, NY: Snow Lion, 1996.

79. Nyanamoli Thera, 1969 – Nyanamoli Thera. The Patimokkha (227 Fundamental Rules of a Bhikku). Bangkok: King Maha Makuta's Academy. Trans. 1969.

80. Nyanaponika Thera, 1969 – Nyanaponika Thera. The Heart of Buddhist Meditation: A Handbook of Mental Training Based on the Buddha's Way of Mindfulness. New York: Citadel Press, 1969.

81. Padma Karpo, 1991 – Padma Karpo Ngawang Norbu. The Practice of Co-Emergent Mahamudra: Essence of the Mahamudra / Trans. Ven. Anzan Hoshin Sensei. Ottawa: Great Matter Publications, 1991.

82. Panchen Lama, 1976 – Panchen Lama, First. The Great Seal of Voidness: The Root Text for the Gelug/Kagyü Tradition of Mahamudra. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1976.

83. Pettit, 1999 – Pettit, John W. Mipham's Beacon of Certainty: Illuminating the View of Dzogchen, the Great Perfection. Boston: Wisdom Publications. Prebish, Charles S. 1975. Buddhist Monastic Discipline; The Sanskrit Prātimokṣa Sūtras of the Mahāsāmghikas and Mūlasarvāstivadins. University Park: Pennsylvania State University Press, 1999.

84. Rieff, 1959 – Rieff, Phili Freud: The Mind of the Moralist. New York: Doubleday, 1959.

85. Schmid, 1958 – Schmid, Toni. The Eighty-Five Siddhas. Sven Hedin, Leader of the Sino-Swedish Expedition. Pub. 42. Stockholm: Statens Etnografiska Museum, 1958.

86. Shantideva, 1970 – Shantideva. Bodhicaryāvatāra [Entering the Path of Enlightenment] / Trans. Marion L. Matics. London: Macmillan & Co, 1970.

87. Shantideva, 1982 – Shantideva. A Guide to the Bodhisattva Way of Life / Trans. Stephen Batchelor. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1982.

88. Shenge, 1964 – Shenge, Malati J. Advayasiddhi. Series 8. Baroda: M. S. Oriental Series, 1964.

89. Shenge, 1967 – Shenge, Malati J. Śrīsahajasiddhi // Indo-Iranian Journal. 1967. 10:24–49.

90. Snellgrove, 1959 – Snellgrove, David. The Hevajra Tantra: A Critical Study. London: Oxford University Press, 1959.

91. Sopa, Hopkins, 1976 – Sopa, Geshe Lhundup and Jeffrey Hopkins. Practice and Theory of Tibetan Buddhism. New York: Grove Press, 1976.

92. Stcherbatsky, 1962 – Stcherbatsky, Th. Buddhist Logic. New York: Dover Publications, 1962.

93. Streng, 1967 – Streng, Frederick J. Emptiness: A Study in Religious Meaning. New York: Abingdon Press, 1967.

94. Suzuki, 1932 – Suzuki, Daisetz Teitaro. The Lankavatara Sutra: A Mahayana Text. London: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1932.

95. Taranatha, 1970 – Taranatha. History of Buddhism in India / Ed. Debiprasad Chattopadhyaya Lama Chimpa. Trans. Alaka Chattopadhyaya. Simla: Indian Institute of Advanced Study, 1970.

96. Tashi Namgyal, 1986 – Tashi Namgyal, Takpo. Mahāmudrā [the Moonlight]: The Quintessence of Mind and Meditation / Trans. and ann. Lobsang Lhalungpa. Boston: Shambhala, 1986. (New ed., Boston: Wisdom Publications, 2006.)

97. Thinley, 1980 – Thinley, Karma. The History of the Sixteen Karmapas of Tibet. Boulder, CO: Prajna Press, 1980.

98. Thrangu Rinpoche, 1993 – Thrangu Rinpoche, Khenchen. The Practice of Tranquility and Insight: A Guide to Tibetan Buddhist Meditation / Trans. Peter Roberts. Ithaca, NY: Snow Lion, 1993.

99. Thrangu Rinpoche, 2004 – Thrangu Rinpoche, Khenchen. Essentials of Mahamudra: Looking Directly at the Mind. Boston: Wisdom Publications, 2004.

100. Toulmin, 1972 – Toulmin S. Human Understanding. Vol. 1: The Collective Use and Evolution of Concepts. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1972.

101. Tripathi, 1972 – Tripathi, Chhoe Lal. The Problem of Knowledge in Yogacara Buddhism. Varanasi, India: Bharat-Bharati, 1972.

102. Trungpa, 1976 – Trungpa, Chögyam. The Myth of Freedom and a Way of Meditation. Boston: Shambhala, 1976.

103. Trungpa, 1980 – Trungpa, Chögyam. The Rain of Wisdom: The Essence of the Ocean of True Meaning / Trans. Nalanda Translation Committee. Boston: Shambhala, 1980.

104. Tsele Natsok Rangdrol, 1989 – Tsele Natsok Rangdrol. Lamp of Mahamudra / Trans. Erik Pema Kunsang. Boston: Shambhala, 1989.

105. Tsong kha pa, 2001–2004 – Tsong kha pa. The Great Treatise on the Stages of the Path to Enlightenment. 3 vols / Lamrim Chenmo Translation Committee. Editor-in-Chief Joshua W. C. Cutler. Ed. Guy Newland. Ithaca, NY: Snow Lion, 2001–2004.

106. Tucci, 1986 – Tucci, Giuseppe. Minor Buddhist Texts: First Bhāvanākrama of Kamalasila. Vols. 1–2. Delhi: Motilal Barnarsidass, 1986.

107. Wach, 1951 – Wach, Joachim. Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian. Chicago: University of Chicago Press, 1951.

108. Wallace, 2001 – Wallace, B. Alan. Buddhism with an Attitude: The Tibetan Seven-Point Mind-Training. Ed. Lynn Quirolo. Ithaca, NY: Snow Lion, 2001.

109. Wangchug Dorjé, 1974 – [Wangchug Dorjé] dBaṅ Phyug rDo rJe (IXth Gyalwa Karmapa). Foundational Practices: Excerpts from «The Chariot for Travelling the Supreme Path» / Trans. Ingrid M. McLeod. Vancouver: Kagyu Kunchab Choling, 1974.

110. Wangchuk Dorje, 1978 – Wangchuk Dorje, Ninth Karmapa. The Mahāmudrā: Eliminating the Darkness of Ignorance / Ed. and trans. Alexander Berzin. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1978.

111. Wangyal, 1973 – Wangyal, Geshe. The Door of Liberation: Essential Teachings of the Tibetan Buddhist Tradition. New York: Maurice Girodias, 1973. (Rev. ed.: Boston: Wisdom Publications, 1995.)

112. Wayman, 1977 – Wayman, Alex. Yoga of the Guhyasamajatantra: The Arcane Lore of Forty Verses. Delhi: Motilal Barnarsidass, 1977.

113. Wilber et al., 1987 – Wilber, Ken, Jack Engler, and Daniel Brown. Transformations of Consciousness. Boston: Shambhala, 1987.

114. Willis, 1972 – Willis, Janice D. The Diamond Light: An Introduction to Tibetan Buddhist Meditations. New York: Simon & Schuster, 1972.

115. Willis, 1995 – Willis, Janice D. Enlightened Beings: Life Stories from the Ganden Oral Tradition. Boston: Wisdom Publications, 1995.

116. Wylie, 1959 – Wylie, Turrell. A Standard System of Tibetan Transcription // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 22. 1959. P 261–267.

117. Yeshe, 1998 – Yeshe, Lama Thubten. The Bliss of Inner Fire: Heart Practice of the Six Yogas of Naropa. Boston: Wisdom Publications, 1998. (Русскоязычное издание: [Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы / предисл. ламы Сопы Ринпоче. М.: Номос, 2009].)

 

notes

Примечания
 

 1
 

Здесь и далее по умолчанию приводится написание тибетских терминов методом транслитерации Т. Вайли. Использование санскритских и палийских терминов оговаривается особо. – Прим. ред.

 2
 

Сайт www.tbrc.org. – Здесь и далее звёздочками обозначены подстрочные примечания переводчика; примечания автора, обозначенные арабскими цифрами, находятся в конце книги. – Прим. Перев.

 3
 

Здесь и далее авторы и заголовки книг указаны на языке оригинала (список используемой литературы см. в конце книги). Некоторые работы уже были изданы в русском переводе – информация о них указана в соответствующих пунктах списка. – Прим. Перев.

 4
 

ngo sprod pa – этот термин буквально означает, что происходит встреча или знакомство с чем-то или кем-то, чего или кого мы раньше не знали. В сущностных традициях этот термин обычно используют для того, чтобы описать ситуацию, когда учитель показывает ученику природу его ума, или, другими словами, проводит «ознакомление» с природой ума. На русский язык этот термин обычно переводится в качестве существительного – «указание», «ознакомление», «знакомство» или в качестве глагола – «показывать», «указывать», «проводить ознакомление», «знакомить». В переводе на русский язык все эти эквиваленты будут использоваться в зависимости от контекста и построения фразы, но по сути их значение всегда остаётся неизменным. – Прим. Перев.

 5
 

Медицинский колледж – последипломное (postgraduate) подразделение университета, так называемая профессиональная школа (professional school), в которой готовят врачей – как свободно практикующих специалистов (professional), так и врачей для работы в больницах [Англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа-II» / под ред. д. филол. н., проф. Г. В. Чернова (© 2005)]. – Прим. Перев.

 6
 

Санскр. śamatha, тиб. zhi gnas – «пребывание-успокоение» – одна из традиционных практик медитации. На русский язык обычно переводится как «умиротворённое пребывание ума», «успокоение ума» и так далее. – Прим. Перев.

 7
 

Санскр. vipaśyanā, тиб. lhag mthong – «проникающее видение» – одна из традиционных практик медитации. На русский язык обычно переводится как «особое прозрение», «проникающее видение», «высшее видение» и так далее. – Прим. Перев.

 8
 

chos / chos can – эти термины обычно переводятся как «с позиции объекта» / «с позиции субъекта», или «с точки зрения объекта» / «с точки зрения субъекта», или «со стороны объекта» / «со стороны субъекта» и указывают, с какой точки зрения рассматривается какая-либо ситуация – с точки зрения возникающих ментальных событий или с точки зрения воспринимающего их ума. Это разделение используется автором для описания всех этапов практики, связанных с техниками, которые задействуют различные уровни ума – грубый, тонкий и тончайший (когда эти две позиции становятся нераздельными), и потому необходимо безошибочно понимать значение этих терминов: с позиции ментальных событий / с позиции ума. Для их перевода будут использоваться взаимозаменяемые наречия места – с позиции, с точки зрения, со стороны, на стороне – в зависимости от контекста. – Прим. Перев.

 9
 

Англ. cognitive behavioural therapy – широко распространённая комплексная форма психотерапии, сочетающая в себе когнитивную терапию с поведенческой терапией. Когнитивный подход исходит из предположения, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека, а также дисфункциональными стереотипами его мышления, изменив которые, проблемы можно решить. Поведенческий подход, основанный на теории бихевиоризма, предполагает изменение поведения человека путём поощрения и подкрепления желаемых форм поведения и отсутствия подкрепления нежелательных форм [Википедия]. – Прим. Перев.

 10
 

Понятие, введённое А. Бандурой, означающее убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет активно действовать; вера в эффективность собственных действий [Менеджмент и экономика труда. Новый англо-русский толковый словарь. (© ABBYY, 2006; © «Экономическая школа», 2006)]. – Прим. Перев.

 11
 

[Toulmin, 1972].

 12
 

[Snellgrove, 1959, 37].

 13
 

[Wilber et al., 1987].

 14
 

[Maitreya (Майтрея), 2000, 15].

 15
 

Санскр. jñāna, тиб. ye shes – на русский язык обычно переводится как «изначальная мудрость», «изначальная осознанность», «изначальное осознавание» и т. д. – Прим. Перев.

 16
 

Санскр. kāya, тиб. sku – на русский язык обычно переводится как «тело будды», «измерение будды» и так далее. Санскр. trikāya, тиб. sku gsum – на русский язык обычно переводится как «три тела будды»: тело истины, или Дхармы, тело радости, проявленное тело и так далее. – Прим. Перев.

 17
 

[Tsele Natsok Rangdrol (Целе Нацог Рангдрол), 1989, xiii; Chokyi Nyima Rinpoche, 1989, 68–69].

 18
 

[Chokyi Nyima Rinpoche, 1989, 35].

 19
 

[Dalai Lama, Berzin, 1997, 71–93].

 20
 

Точное описание разных типов практикующих и их способностей см. у Rangjung Dorjé в [Eighth Situpa, 1995, 131–133].

 21
 

Санскр. āvaraṇa, тиб. sgrib pa – дословно означает «то, что закрывает, затемняет или скрывает что-либо». На русский язык обычно переводится как «омрачение», «загрязнение» и так далее. – Прим. Перев.

 22
 

[Buddhaghosa, 1976].

 23
 

[Maitreyanātha / Āryāsaṅga, 2004].

 24
 

Очень хорошее описание стандартного тибетского подхода к практике шаматхи и випашьяны можно найти в книге [Lodrö, 1998].

 25
 

Биографию первого Джамгона Конгтрула, Лодрё Тхае (Jamgön Kongtrül Lodrö Tayé), которую составил Бокар Тулку (Bokar Tulku), см. [Jamgön Kongtrül, 1992, 105–114].

 26
 

Санскр. yuganaddha, тиб. zung 'jug – этот термин обозначает единство двух вещей, при этом подразумевается не объединение двух вещей в одну, а то, что две вещи были едины изначально, что они никогда не были разными вещами. – Прим. Перев.

 27
 

В русском переводе взаимозаменяемые термины «сознавание-как-таковое» и «сознавание-как-оно-есть» намеренно оформлены дефисами, как сложные слова, – по аналогии с авторским awareness-itself. – Прим. Перев.

 28
 

Калу Ринпоче так объясняет сущностные, единые качества естественного ума: 1) открытость: ум подобен пространству, и невозможно определить его местоположение; 2) ясность: «ясность познающей способности ума и светоносность присущего ему опыта восприятия»; 3) восприимчивость или беспрепятственность: «неограниченная свобода ума получать опыт, которая возникает из его способности воспринимать феномены как „то“ и „это“» [Kalu Rinpoche, 1997, 21–23].

 29
 

«Внутренняя истина ума является нерождённой изначально и подобна центру неба. Необходимо избавить ум от любых позитивных и негативных двойственных концепций. Постижение природы ума, который является несуществующим и нерождённым, называется „махамудра“» [Gyaltsen, 1986, 78].

 30
 

Санскр. smrtih, тиб. dran pa – этот термин обозначает аспект ума, функция которого – удерживать ум на выбранном объекте, не позволяя ему отвлекаться на другие объекты. – Прим. Перев.

 31
 

[Dowman, 1985, 3].

 32
 

[Taranatha, 1970].

 33
 

[Dowman, 1985, 71–72].

 34
 

Из биографии Сарахи, составленной Кармой Тинлеем и переведённой на английский язык Гюнтером [Guenther, 1969, 7].

 35
 

Цикл текстов Сарахи «Сердце сиддхи» входит в раздел тибетского канона, посвящённый ануттара-йога-тантре (пекинское издание) [Suzuki, 1962, 3068, 3110, 3111].

 36
 

[Phyag rgya chen po'i chos bskor bcu, 3068, 3110, 3111, 3115, 3116, 3117, 3118, 3148, 790, 2334].

 37
 

Абсолютное воззрение определяется как «таковость» (de yin). Это воззрение должно быть указано «из уст ламы» (bla ma'i zhal las). Этот особый уровень ума считается его подлинным состоянием (gnyug ma).

 38
 

Когда Сараха описывал верно воспринимаемую относительную деятельность ума, он использовал слово «блаженство» (bde ba).

 39
 

People’s Songs («Песни народа»), стих 32. Примеры наставлений по сохранению [реализации] можно найти в King's Songs («Песни царя»), стихи 29–33.

 40
 

deb ther sngon po – летопись, созданная Го Лоцавой (1392–1481), завершённая в 1476 году и посвящённая истории распространения различных школ буддизма в Тибете. – Прим. Перев.

 41
 

['Gos Lo-tsā-ba Gzhon-nu-dpal (1949–1953), 839ff].

 42
 

[Dowman, 1985, 72].

 43
 

['Gos Lo-tsā-ba Gzhon-nu-dpal, 1949–1953, 866].

 44
 

[Bhattacharyya, 1964, 65–69].

 45
 

Более детальное объяснение стадий зарождени


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.