Начальная аналитическая медитация помогает практикующим увидеть, что и пребывание, и проявление – аспекты ума. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Начальная аналитическая медитация помогает практикующим увидеть, что и пребывание, и проявление – аспекты ума.

2022-10-29 30
Начальная аналитическая медитация помогает практикующим увидеть, что и пребывание, и проявление – аспекты ума. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как говорит Таши Намгьял, «ум анализирует ум». Поскольку исследованию подвергается каждый отдельный момент потока ума, он добавляет: «Тебе следует использовать ум для тщательного анализа самого ума» [TN, 344–345].

Метод выполнения практики сфокусированного аналитического исследования описывается составным термином dran rig. Он состоит из слов dran pa «памятование» и rig pa «сознавание». Этот термин переводится как «памятование сознавания». Практиковать памятование значит «не забывать выбранный объект»; а сознавать значит «знать ум напрямую». Объединяя эти термины, Таши Намгьял подчёркивает, что практикующим нужно использовать наблюдение за отдельными ментальными событиями, чтобы увидеть работу самого ума. Для этого необходимо применять к возникающим ментальным событиям памятование – мгновение за мгновением, без малейшего отвлечения.

Задача этой начальной медитации состоит в том, чтобы понять, что служит опорой каждого события. Практикующие пытаются обнаружить, что является опорой, или фундаментом, каждого возникающего в уме отдельного события. Этот процесс можно сравнить с тем, как если бы мы следили, куда ползёт змея, чтобы обнаружить её логово.[523] Поскольку в итоге не удаётся обнаружить никакой опоры, считается, что сознавание возникает само по себе. Чтобы подчеркнуть это, в термине «сознавание-как-оно-есть» (rang rig) используется слово rang («само по себе», «как таковое», или «как оно есть»).

В коренном наставлении по этой медитации говорится следующее:

Когда выполняешь практику пребывания / успокоения, то самадхи – состояние покоя, свободное от концепций, – это и есть наилучшая медитации. С точки зрения практики пребывания / успокоения отсутствие отвлечения способствует зарождению ясности ума. Это отличается от того, что происходит во время медитации проникающего видения. Наилучшей медитацией проникающего видения является аналитическое исследование каждого момента ума как он есть самим умом. Определение сущности ума, которое обсуждается в этом тексте, – это то же самое, что определение отсутствия реального существования собственного «я», которое обсуждается в сутрах. Для того чтобы определить сущность ума, необходимо, как и в предыдущих практиках, принять соответствующую позицию тела и так далее… [TN, 342]

Выполняя практику пребывания / успокоения, которая связана с самадхи, свободным от концепций, воспринимай характеристики (видишь ли их как внутренние или внешние) с позиции познающей ясности как блаженство ума, который наблюдает сам себя как он есть.

Взирай на их ничем не заслонённое возникновение в уме, когда они проявляются в виде цвета или формы.

Можешь ли ты обнаружить место, где они пребывают (gnas sa), или опору, которая их поддерживает (brten sa)?

Тебе следует провести поэтапное общее аналитическое исследование (brtags) обеих позиций, а затем приступить к сфокусированному аналитическому исследованию (dpyad) второй позиции – [позиции ума].

В рамках общего исследования проанализируй, что [именно] распознаётся и на что это похоже. Проанализируй форму – круглую, квадратную или какую-либо ещё, а также её структуру, то есть то, чем она является, – землёй, камнем, горой, каким-либо человеком или животным.

Проанализируй, как её цвет предстаёт белым, чёрным, красным и так далее. В рамках сфокусированного исследования [попробуй обнаружить какое-либо] место пребывания или опору [возникающих событий]. Проанализируй [с позиции ума], что именно наблюдает вещественное.

Есть ли какой-то нектар в этом сосуде [ума, который обладал бы тайной сущностью]? Есть ли что-то за пределами ума? Проанализируй, что пребывает, что предстаёт кажущейся опорой [ума] и тела.

Если полагаешь, что ум как нечто реально существующее находится в теле, то проверь, присутствует он в каких-либо определённых частях тела, в его клетках, или он пронизывает всё тело от пяток до макушки головы. Если предполагаешь, что ум как нечто реально существующее пронизывает всё тело, проанализируй, находится он внутри тела, снаружи или одновременно и внутри, и снаружи.

Если думаешь, что он находится одновременно и внутри, и снаружи, то проверь, остаётся ли он там, когда вовлечён в усложнения, связанные с объектами чувственного восприятия и их формами. [TN, 343–344]

Следующий отрывок описывает технически сложную медитацию, которая включает общее аналитическое исследование, которое проводится одновременно с обеих позиций – проявляющихся характеристик (распознавание характеристик, структур, цвета и формы) и пребывающего сознавания, а также более детальное сфокусированное аналитическое исследование позиции ума – «проанализируй, что именно пребывает [место пребывания и опору, которая его поддерживает]».

Подобная медитация, связанная с аналитическим исследованием, приводит к возникновению проникающего видения естественного состояния – пустотности и ясности ума:

Проведи подобным образом тщательный анализ распознавания и распознаваемых паттернов. Проанализируй причину, приводящую к распознаванию: является ум пустым или он каким-то образом существует? Проанализируй само распознавание: сопутствует возникновению ума ясность или что-то реально существующее. Если обнаружишь, что ум пуст, проанализируй, является его пустотность тотальным ничто или она схожа с пространством. Если обнаружишь ум в ясности, проанализируй, обладает ли эта ясность реальным существованием, – а если обладает, то проверь, похожа она на свет, исходящий от солнца, или на свет, исходящий от лампы, или, может быть, эта ясность не является светом и не имеет цвета? Если проанализируешь образы объектов чувственного восприятия, которые возникают в уме, в соответствии с полученными наставлениями, над которыми ты размышлял и которые понял на интеллектуальном уровне, то ошибки не возникнет. Что касается восприятия ума, то никаких ошибок более не возникает. Тебе следует проанализировать ум «вдоль и поперёк», используя для этого сам ум. Проведя подобное аналитическое исследование ума, определи его сущность таким образом, чтобы в нём больше не возникало реально существующих феноменов [rdzas], таких как определённые внутренние и внешние субстанции. Когда сделаешь это, не забудь выполнить медитацию на ментальных событиях одновременно с двух позиций: с позиции пустотности и с позиции ясности. Когда присутствует позиция пустотности, что бы ни возникало в потоке ума, уже не может быть воспринято ошибочно и предстаёт как истинно пребывающий ум. С почтением соверши искреннюю молитву. [TN, 344]

В объяснениях этой медитации на пустотности используется очень важный специальный термин – ngo bo – «сущность» или «существование». Этот термин очень сложно перевести. Он почти всегда используется в связке с переходными глаголами в активной форме, такими как «искать», «определять», «пытаться обнаружить», «постигать». В общепринятом смысле сущность – это что-либо существующее – «вещь в себе».[524] Гипотетически любой феномен – это что-то реально существующее. Например, сахар – это реально существующая «сладость».

Считается, что обычный ум – это реально существующее «определённое я». Если рассматривать все феномены, возникающие в потоке ума, как отдельные моменты ума, то может сложиться мнение, что каждый из них является чем-то, что существует отдельно и само по себе [TN, 98].

Однако у термина ngo bo есть два значения. Когда этот термин используется в общем смысле, то речь идёт о ложном существовании [TN, 341]. Ложное существование – это как бы «вещь в себе». В буддизме считается, что воспринимать феномены как «что-то, что реально существует само по себе (rdzas)» – это заблуждение. Обратите внимание на следующие цитаты:

 

Обнаружение независимого существования – это ошибка. [TN, 380]

Независимого существования нет. [TN, 380]

Не бывает ничего отдельно существующего. [TN, 380]

Термин «ложное существование» связан с обособленным и реальным существованием чего-либо. В буддизме считается, что это ложное существование является искусственным концептуальным построением (bcos pa) [TN, 93], ментальной конструкцией [TN, 340], которая не может существовать сама по себе [RD, 8]. Существование чего-либо, или, другими словами, его независимое бытие, является результатом искусственной активности ума, которая приписывает объектам опыта восприятия кажущуюся реальность.

 

Когда термин ngo bo используется в более узком смысле, он обозначает истинную сущность (rang ngo bo). Истинная сущность не загрязнена ложным двойственным различением, что подчёркивают следующие фразы: «пустотная сущность» (stong ngo bo), «ясная сущность» (gsal ngo bo), «истинная сущность» (rang ngo bo). Когда этот термин используется в подобном контексте, его неуместно переводить как «существование».[525] Термин «истинная сущность», или «истинная суть», представляет собой игру слов и является синонимом пустотности.

 

Определение разницы между ложным существованием и истинной сущностью формирует фундаментальную философскую позицию буддизма махаяны.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.