Когда практикующие меняют позицию, то сохраняется некоторый риск, что это может по ошибке привести к усилению двойственности «субъект – объект». — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Когда практикующие меняют позицию, то сохраняется некоторый риск, что это может по ошибке привести к усилению двойственности «субъект – объект».

2022-10-29 30
Когда практикующие меняют позицию, то сохраняется некоторый риск, что это может по ошибке привести к усилению двойственности «субъект – объект». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таши Намгьял даёт особые наставления, предназначенные для того, чтобы скорректировать подобное отклонение от практики (shor ba). Эти наставления будут приведены позже.

 1.1.2.2. Медитация самадхи
 

А. Определение того, что является сущностью феноменов
 

Поняв на интеллектуальном уровне (go ba) доктрину «только проявление», практикующие приступают к выполнению медитации самадхи, чтобы получить прямой опыт реализации.[543]

Каждый отдельный момент потока ума практикующие исследуют с двух одновременно присутствующих позиций, особое внимание при этом уделяя позиции ментальных событий. Они фокусируют внимание на непрерывно возникающем ментальном содержимом. Таши Намгьял особенно рекомендует анализировать разнообразие ментального содержимого, которое включает в себя и когнитивные процессы, и процессы восприятия. Когнитивные процессы бывают а) грубого уровня – в основном эмоции, такие как привязанность или неприязнь и мысли; и б) тонкого уровня, которые отличаются скоротечностью. Процессы восприятия можно разделить на а) движение, связанное с вратами восприятия и возникающее как ответная реакция на приятные и неприятные ощущения [TN, 375]; б) ментальные образы грубого уровня (snang ba), которые возникают в силу функционирования шести структур чувственного восприятия (визуальные формы, звуки и так далее); в) сопутствующие восприятию (snang cha) непрерывные оценочные суждения о воспринимаемом, которые, как кажется, являются частью самого процесса восприятия (например, «хороший – плохой», «способствующий – препятствующий», «внутренний – внешний») [TN, 661]. Согласно Кхенчену Трангу Ринпоче, «поскольку исследовать природу мыслей легче, чем природу ментальных образов, начинать следует с исследования природы мыслей».[544]

Задачей этой медитации является подробное аналитическое исследование движения ментального содержимого. Для того, чтобы сделать реализацию более глубокой, необходим оптимальный уровень самадхи. Для медитации на пустотности собственного «я» требовался высокий уровень самадхи, а именно неконцептуальное самадхи. Для медитации на пустотности феноменов требуется иной уровень самадхи, который можно проиллюстрировать фразой «отсутствие цепляния с позиции ясного и пустого ума». Самадхи отсутствия цепляния (ngo bzung med) связано с самадхи проникающего видения, в рамках которого происходит интеграция практик пребывания / успокоения и проникающего видения.

Больше нет необходимости в полном успокоении. Если ум слишком спокоен, то поток его отдельных моментов либо может не возникнуть вовсе, либо его содержание не будет достаточно усложнено, чтобы служить объектом фокуса проникающего видения. Некоторые учителя рекомендуют использовать процесс выхода из состояния самадхи (rjes thob), считая его лучшим моментом для практики медитации на пустотности феноменов [JP, f. 63a]. Другие, включая Таши Намгьяла, советуют перейти на более низкий уровень самадхи, когда мысли и ментальные образы не приходят в состояние покоя сами по себе. Согласно его наставлениями, если мысли и ментальные образы не возникают или не вовлекаются в усложнение, то необходимо слегка отвлечься [от концентрации], чтобы вызвать это намеренно [TN, 372].

Находясь в этом состоянии самадхи, практикующие непрерывно фокусируются на возникающем ментальном содержимом, позволяя ему вовлечься в процесс усложнения. Например, если возникает мысль, то ей предоставляется возможность усложняться до тех пор, пока этот процесс не станет достаточно интенсивным (ngar) [TN, 661]. Если возникает какой-либо ментальный образ – как-то форма или звук, ему предоставляется возможность проявить свои очертания и структуру. Термины 'char tshul – «то, как что-либо возникает» [TN, 372] и snang tshul – «то, как что-либо проявляется» используются, когда возникают отдельные мысли или ментальные образы. В обоих случаях практикующий наблюдает за всем, что возникает (shar ba), не позволяя ничему заслонять это наблюдение. Это показано в таблице 27.


 

Таблица 27

Основная позиция в медитации на пустотности феноменов


 

Так же как и прежде, практикующие непрерывно исследуют каждое отдельное ментальное событие, используя для этого изменяющиеся ментальные факторы (brtag dpyad).[545] Далее в наставлениях сказано:

Сначала определи сущность когнитивных процессов. Прими, как и прежде, позу Вайрочаны и выполни все необходимые подготовительные практики. Затем необходимо практиковать отсутствие цепляния [с позиции ментальных событий], то есть с позиции ясности ума, а не с позиции его пустотности. Приведи ум в состояние самадхи и оставайся в нём непрерывно, не допуская даже малейшего отвлечения. Наблюдение с этой позиции может привести к возникновению когнитивных процессов грубого уровня (таких как неприязнь), которые могут быть интенсивными с самого начала или усилиться через определённое время после возникновения. Если дашь им свободу возникать как они есть, сможешь беспрепятственно их наблюдать. Затем примени аналитическое исследование точно так же, как в практике предыдущих этапов, чтобы медитация принесла плоды. Проведи [общее] аналитическое исследование, что же проявляется в качестве мнимых формы и цвета воспринимаемого объекта – есть ли у этого какое-либо местопребывание или поддерживающая опора. Затем проведи [сфокусированное] аналитическое исследование, чтобы определить, что порождает восприятие кажущегося реальным существования воспринимаемого объекта и его мнимых характеристик.

Когда больше не возникает ни одного когнитивного процесса, у тебя не будет объекта, который ты мог бы исследовать. Тогда подумай о том вреде, который могут нанести тебе твои враги, пусть эта мысль послужит отвлечением. Проанализируй возникшие вслед за этим мысли, связанные с чувством ненависти. Или, например, проанализируй мысли, связанные с чувством привязанности к желанным объектам. Точно так же исследуй когнитивные процессы тонкого уровня, возникающие в данный момент или уже возникшие вследствие самого процесса аналитического исследования, которое ты провёл применительно к когнитивным процессам грубого и тонкого уровней. Тогда приходит понимание, что все эти [категории] – форма и цвет, местопребывание и поддерживающая опора – не существуют [yin par med]. [TN, 371–372]

Задачей этой медитации является «[непрерывный] поиск реального существования того, что проявляется[546]» [TN, 368]. В соответствии с техникой отрицания, практикующие не цепляются (ma 'dzin), или, другими словами, не воспринимают (mi ngo bzung) проявление как что-то реально существующее.

Б. Развитие проникающего видения в медитации самадхи: обретение уверенности
 

Выполняя аналитическое исследование в течение множества сессий, практикующие вступают во вторую фазу медитации самадхи, которая называется «медитация для обретения уверенности» ('phrug tshul) [TN, 373]. Этот термин указывает на то, что исследование должно быть предельно тщательным и всесторонним. Противодействуя сильнейшей кармической привычке к двойственному восприятию мира и с целью преодолеть, её практикующие продолжают аналитическое исследование до тех пор, пока не достигнут уверенности. Это момент, когда возникает истинное проникающее видение, известное как «проникающее видение, в котором отсутствует цепляние».

Для обозначения подобной уверенности используют специальный термин «беспрепятственность» (ma 'gag pa) [TN, 372]. Это означает, что всему, что возникает (gang shar), предоставляется возможность происходить самому по себе, без какого-либо вмешательства в этот процесс. Практикующим не следует намеренно предпринимать что-либо для создания какого-то ментального содержимого любого рода или пытаться проводить различие между субъектом и объектом. Мысли просто присутствуют ('dug pa). Эмоции просто присутствуют. Цвета, формы, характеристики и разнообразные структуры не обладают независимым существованием (yin par med) [TN, 372]. Каким бы ни было ментальное содержимое, практикующие безоговорочно уверены, что его истинной природой является абсолютная пустотность. Но, несмотря на то, что не возникает ничего, что обладало бы независимым существованием, что-то тем не менее возникает. То, что возникает, подобно иллюзии. Ген Ламримпа обозначает иллюзорные процессы восприятия как «восприятие проявления феномена и… сознавание, что, несмотря на своё проявление, этот феномен не обладает реальным существованием».[547] Для того чтобы отсутствие цепляния невозможно было спутать с воззрением нигилизма, используется термин «беспрепятственность», который показывает, что, несмотря на отсутствие цепляния, что-то тем не менее возникает.

Таши Намгьял продолжает свои наставления следующим образом:

Поскольку ты ещё не отсёк сомнения о сущности когнитивных процессов, тебе необходимо исследовать кажущуюся ясность таким образом, чтобы не позволить прекратиться или прерваться ни потенциальному возникновению ментальных образов, ни потенциальному возникновению каких-либо мыслей. Для того чтобы обрести окончательную уверенность, необходимо получить опыт аналитического исследования этих ментальных образов и мыслей. Не позволяй возникнуть [негативной] идее о том, что феномены реально существуют, потому что она противоречит установленному ранее [достоверному] восприятию их как [пустотности]. Тебе не просто будет описать словами свой [прямой] опыт переживания. Это называется «обнаружение [истинной] сущности». Когда определишь [сущность] когнитивных процессов посредством полученного [прямого] опыта переживания, обретёшь уверенность. После этого тебе необходимо, не отвлекаясь, сохранять достигнутую уверенность, то есть сохранять кажущуюся ясность и не цепляться за кажущееся реальное существование каких-либо возникающих когнитивных процессов, будь это процессы грубого или тонкого уровня. [TN, 372–373]

Ментальные события возникают спонтанно. Это происходит потому, что накопленные кармические склонности обусловливают ум проявлять эти ментальные события в своём потоке. Эти события есть не что иное, как сам ум, непрерывно проявляющийся мгновение за мгновением [TN, 367]. Таши Намгьял определяет ясность следующим образом: «Ясность ума – это просто наш опыт восприятия в тот момент, когда он возникает» [TN, 411]. Всё, что возникает, своим собственным возникновением отражает истинную природу ума. Для того, чтобы описать что-то, чьей природой является ясность, Таши Намгьял использует метафору ясного света. Свет неосязаем. Он не является материей. Он нигде не существует, но при этом может присутствовать везде [TN, 408]. Нам кажется, что свет обладает способностью распространятся [TN, 403]. Это выглядит так, как будто он возникает или излучается. Точно такими же свойствами обладает естественный ум – он излучается, но то, что излучается, не является чем-то реальным и независимо существующим, при этом кажется, что он проявляется как разнообразие (sna tshogs).

Таши Намгьял подводит итог объяснению возникновения следующим образом:

Теперь в твоём опыте восприятия характеристики ментальных образов, проявляющихся в уме, непрерывно возникают как разнообразие, хотя ранее в этом не было уверенности.[548] Они возникают [спонтанно] в силу непрекращающихся привычных склонностей. Они возникают как «истинно [существующие] объекты» [don ltar], но при этом не являются истинно существующими внешними объектами. Поэтому проявление как таковое действительно возникает, и это возникновение расценивается как результат привычной активности, происходящей в силу соответствующих причин и условий. Разные краски могут менять цвет шерсти, но шерсть при этом остаётся шерстью. Точно так же характеристики проявляются как разнообразие, но их истинная природа – ясный свет – остаётся неизменной. [TN, 417]

Метафора, в которой говорится о ясном свете, нуждается в уточнении. Проявляющийся ум, или проявление как таковое, в отличие от света, обладает способностью познавать самоё себя. Именно поэтому используются такие термины, как «естественная ясность» или «естественная светоносность» (rang gsal). Истинная ясность возникает лишь тогда, когда ментальные события происходят в уме беспрепятственно.

Уверенность рождается, когда благодаря непрерывной практике кажущаяся ясность (gsal bzhin) развивается в опыт переживания истинной ясности (gsal). Каждый момент возникновения становится ещё одной возможностью прямого переживания ясного света естественного ума.

В. Результат: определение ясности
 

Суть заключительной части медитации состоит в том, что практикующие углубляют понимание того, как возникают когнитивные и перцептивные процессы, и обретают уверенность [TN, 363]. На этом этапе снова происходит реорганизация потока ума, и соответствующее изменение воззрения обозначается с помощью термина «нецепляние» (mi ngo bzung). Мысли всё так же возникают, но теперь практикующие «больше не вовлекаются в активность [ложной] концептуализации, которая приводит к восприятию феноменов как чего-то реально существующего» [TN, 373]. Любые помехи в понимании того, как возникают феномены, устранены. То, что проявляется, не отличается от того, что наблюдает за проявлением:

Поскольку твой ум больше не цепляется за [реальное существование внешних] объектов, то они самоосвобождаются. Задача аналитического исследования, о котором говорилось в этом тексте и которое тебе следует выполнять, прежде всего заключается в определении того, что является источником проявления.

В соответствии с наставлениями исследуй ум с позиции ясности и пустотности, и тогда, несмотря на то что ментальные образы продолжают возникать, он станет ясным и придёт в состояние покоя. Войди в состояние самадхи, успокой ум и не позволяй ему цепляться за привычные [ложные] концепции. Затем тебе надлежит исследовать проявление. Когда проявляются различные ментальные образы, тебе необходимо анализировать каждый из них таким образом, чтобы не перепутать само проявление и то, что является его источником. Говоря кратко, во время непрерывного проявления разнообразных ментальных образов сам ум, который и является источником этого проявления, предстаёт как пустотность, свободная от [ложной] природы. Это и есть отсутствие цепляния. [TN, 375]

Таши Намгьял советует практикующим получше освоиться с новым воззрением, выполняя эту медитацию снова и снова. Также необходимо применить эту технику к звукам, вкусам, запахам и тактильным ощущениям, чтобы перестать цепляться за их ложное существование и, так же как и в случае со зрительными образами, прийти к окончательному выводу об их пустотности [TN, 375]. Практикующим следует научиться регулировать уровень самадхи, чтобы избегать ситуации, когда возникающему событию не хватает чёткости и определённости.[549] За успешным овладением техникой отсутствия цепляния следует практика сохранения достижений [TN, 376].

 1.2. Обретение воззрения при помощи краткого наставления
 

Таши Намгьял даёт серию очень подробных систематизированных наставлений о том, как поэтапно получить прямой опыт переживания пустотности (rim gyis), – начиная с пустотности собственного «я» и заканчивая пустотностью феноменов. Оба этапа медитации ведут к фундаментальной реорганизации потока ума. Преимуществом поэтапного обретения воззрения является то, что практикующие овладевают методами комплексной медитации. Его недостатком является то, что такой подход может привести к укреплению двойственного воззрения.

В коренных текстах обретение воззрения крайне редко представлено как поэтапная медитация. В них подобный двойственный подход не поощряется, а медитация на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов объединяется ('dres pa) в единую практику. Далее приведены два примера подобных наставлений. В первом из них Пема Карпо использует для обозначения одновременно присутствующих в каждом моменте возникновения позиций термины «пребывание» и «движение» (gnas dang 'gyu). Понятие «движение» в данном случае относится лишь к когнитивным процессам тонкого уровня. Для обретения проникающего видения Пема Карпо советует использовать иной уровень самадхи, чем Таши Намгьял. Опыт восприятия, который получают практикующие, заключается в том, что в каждый отдельный момент ума одновременно присутствуют обе позиции – пребывающего сознавания и событий, находящихся в движении. Практикующие пытаются одновременно обнаружить в пребывающем сознавании реально существующий ум и развить уверенность, возникающую благодаря отсутствию цепляния за движение. Результатом такой практики является реализация «недвойственности наблюдателя и наблюдаемого» [PK, f. 9b]. Чтобы закрепить понимание, наставления завершаются метафорой об огне и деревянных палочках, которая помогает предотвратить возвращение к ложному воззрению двойственности:

Когда происходит пребывание, что именно пребывает?

Как оно пребывает?

Как оно начинает движение?

Когда оно движется, отвлеклось ли оно от пребывания или движется, всё ещё пребывая?

То, что движется, отличается от того, что пребывает, или нет?

Что именно движется?

И, наконец, как движение становится пребыванием?

Теперь, поскольку мы обнаружили, что движение – это не что иное, как пребывание, а пребывание – это не что иное, как движение, нам не найти ничего, что пребывало бы или двигалось. Если посмотреть на это через призму сознавания-как-такового, то не найдёшь ничего реально существующего, и тогда приходит понимание, что наблюдаемое и наблюдатель нераздельны [blta bya lta byed dbyer med]. Поскольку ты не можешь найти ничего, что бы реально существовало, это воззрение простирается за пределы любых идей и философских рассуждений. Владыка Победоносных сказал:


 

«Любое воззрение, которое основано на услышанном, каким бы возвышенным оно ни было, устранено.

Но это воззрение лежит за пределами идей, и ему нельзя присвоить обозначения.

Эта истина обнаруживается, когда наблюдаемое и наблюдатель становятся нераздельны,

Что становится возможным благодаря доброте учителя».


 

Шантидева так описывает методы, необходимые для проведения такого исследования:

«Пребывая в стабильном состоянии самадхи,
 Не отвлекаясь ни на мгновение,
 Исследуй свой собственный ум.
 Исследуй каждый отдельный момент ума».
 
 

В тексте «Сутра вопросов» Кашьяпы сказано:


 

«В огне, возникающем в результате трения друг о друга двух деревянных палочек… [и так далее]». [PK, f. 8b–9b]

После ознакомления с предлагаемыми Таши Намгьялом четырьмя этапами медитации на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов читателям становится ясно, что эти коренные наставления являются прямыми наставлениями. Они связаны с медитацией самадхи того уровня, на котором отсутствуют концепции. Если говорить кратко, то, согласно наставлениям, практикующим необходимо обнаружить, что в пребывании и движении есть что-то, что обладает независимым существованием,[550] причём это необходимо сделать одновременно с обеих присутствующих позиций – с позиции ментальных событий и с позиции ума. Ничего такого, что обладало бы независимым существованием, найти невозможно. Двойственность устраняется. Наблюдаемое и наблюдатель становятся едины. Поскольку достичь подобной реализации на концептуальном уровне невозможно, Пема Карпо подчёркивает, что она становится возможна лишь благодаря совместному воздействию благословения ламы и последующей медитации, осуществляемой «через призму сознавания-как-оно-есть».

В комментариях Джампела Паво к коренному тексту особое внимание уделяется тому, как практики пребывания /успокоения и проникающего видения сочетаются в единую медитацию. В то время как объяснения Пема Карпо касаются того, как выполнять медитацию самадхи, Джампел Паво в своих объяснениях подробно останавливается на её результате. Он пишет о том, как естественное состояние ума – сознавание-как-оно-есть – появляется сразу же после того, как устранены ложные представления:

Рассуждая об этом, Арьядева говорит следующее: «Если хочешь знать то, что приносит блаженство, [спроси себя] – что же такое сознавание? В самом деле, сознавание появляется из ума, но при этом не может возникнуть загрязнений [разделения] на познающего и познаваемое, потому что [сознавание] не обладает ложной природой». [JP, f. 64b]

Можно также сказать, что результат определяется как очищение ложных концептуальных построений. Они приходят в состояние относительного покоя:

Посредством проникающего видения ты очищаешь все нагромождения [ложных] концептуальных построений, цепляние за двойственность и обретаешь уверенность. Так они приходят в состояние относительного покоя. [JP, f. 64b]

Он завершает наставления объяснением понятия «состояние относительного покоя»:

Большинство живых существ всё ещё не могут выбраться из ловушки, но ты, пребывая в состоянии, свободном от концепций, обретаешь свободу, приняв именно ту [достоверную] концепцию [пустотности], которая в результате аналитического исследования опровергает любые [ложные] концепции. [JP, f. 65b]

Если говорить кратко, то процесс построения концепций на этом не заканчивается. Завершается лишь процесс построения ложных или недостоверных концепций. Если быть более точным, концепции очищаются от ошибочных или ложных аспектов.

Коренные наставления Рангджунга Дордже также подразумевают объединение медитации на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов и связаны с аналитическим исследованием шести структур чувственного восприятия:

Четвёртый этап практики:


 

Далее говорится о том, какие наставления даются для обретения проникающего видения. Тилопа как-то сказал:


 

«Узри! Невыразимая словами пробуждённая мудрость сознавания-как-такового не вовлечена в какую-либо активность, и обучить ей не может даже Тилопа».


 

Тебе следует находиться в состоянии, свободном от концепций, и наблюдать с обеих позиций – пребывания и ясности – всё, что возникает само в себе и само по себе. Сконцентрируйся на истине, изложенной в этом отрывке, и затем исследуй шесть структур чувственного восприятия, а также любые усложнения, связанные с ними. Исследование должно проводиться следующим образом:


 

Откуда берутся [усложнённые] концепции о проявляющихся вовне объектах?

Создаются ли зрительные образы, звуки, вкусы, запахи и тактильные ощущения характеристиками этих объектов?

Может, их рождают глаза, уши, язык, нос или тело?

Если провести подобное аналитическое исследование, то никаких [ложных] концепций об объектах не возникнет.


 

На основе этого исследования [получишь опыт переживания] ясности, свободы от концептуальных построений и отсутствия реального существования пяти основных структур чувственного восприятия и их объектов. Теперь исследуй пять сознаний чувственного восприятия – визуальное сознание, воспринимающее форму; аудиальное сознание, воспринимающее звук; густаторное сознание, воспринимающее вкус; обонятельное сознание, воспринимающее запах; осязательное сознание, воспринимающее тактильные ощущения. Когда обнаруживаешь, что все эти виды сознания не опираются на органы чувственного восприятия и соответствующие им объекты, всё, что проявляется даже на мгновение, сопровождается ясностью, отсутствием концепций и не обладает реальным существованием. И тогда ты отсечёшь корень – шестое сознание чувственного восприятия, сам ум.

Чтобы увидеть, что ум, который устремляется к объектам, и пять сознаний чувственного восприятия – это одно и то же, тебе необходимо поддерживать ясность и состояние, свободное от концепций, дольше, чем длится один момент ума.

[Через некоторое время ты] придёшь к окончательному выводу о том, что является истинной сущностью (rang ngo) шестого сознания чувственного восприятия [ума]. Момент сознания возникает и после этого прекращается. И всё же то, что, как кажется, возникает, на самом деле присутствует всегда. Поскольку всё, что проявляется, сопровождается ясностью непосредственно в момент своего возникновения, то не возникает противоречия с относительной истиной. Более того, когда подобная ясность становится формой или цветом, это не происходит искусственным путём, потому что ни одна действующая сила – за счёт которой, как кажется, осуществляется активность, – даже сами органы чувств не существуют сами по себе. Они пусты по своей природе, и благодаря этому не возникает противоречия с абсолютной истиной. Лучшего всего воспринимать всё, что возникает, как одновременно пустотность и проявление, ибо они нераздельны. То, что проявляется сейчас, и всё, что будет проявляться после, становится колесницей совершенного просветления.

Попытайся понять, о чём говорил Тилопа. Это называется «пробуждённая мудрость». Ведь, поскольку сознавание-как-таковое присутствует как постижение в каждой ошибке, то есть в каждой возникающей [мысли или ментальном образе], это даёт тебе возможность познать естественное состояние реализованного ума, другими словами, – совершенное состояние. Глупцам неведомо, на что прямо указывает учитель. Эпицентр активности двойственных мыслей, которые запутывают обычный ум, отсутствует. Этому нельзя научить, если не получил собственный опыт переживания. Как сказано в дохах:

«Пусть вода и масло прояснятся сами.[551]

Нет того, кто принимает и отпускает то, что возникает и проходит.

Да! Это сознавание-как-таковое.

И потому этому не научить, опираясь на понятие о реально существующем.

Не заблуждайся на этот счёт».

В тексте «Праджняпарамита Самчаягатха» сказано:

«Сознавание-как-таковое, неусложнение.

Пустое, когда проявляется; проявляется, хоть и пустое.

Пустотность и проявление нераздельны,

Как луна, отражающаяся в воде.

Таким образом устанавливается их недвойственность».

Если тебе была напрямую указана [истинная природа] шестого сознания чувственного восприятия – ментального, а ты, в свою очередь, [выполнял медитацию, ] установив ум в [состояние] ясности и отсутствия концепций, то в процитированных текстах, устных наставлениях и многих других подобных источниках ты можешь найти всё, что необходимо для того, чтобы окончательно определить, в чём заключается сущность ума. Затем используй сознавание-как-оно-есть, чтобы постепенно свыкаться с идеей об иллюзорности его реального существования. Необходимо делать это до тех пор, пока пустотность и проявление не станут нераздельными. После этого практики пребывания /успокоения и проникающего видения объединятся, и благодаря этому ты устранишь все эмоции грубого уровня и вступишь на истинный путь. Учителя прошлого [прямо] указывали [на эту истину, говоря так]: «Узри сущность ума». Эта практика состоит из следующих этапов:


 

«Посредством объединения практики проникающего видения и практики пребывания / успокоения наиболее высокого уровня можно получить опыт полного устранения негативных эмоций.

Сначала необходимо положиться на практику пребывания / успокоения.

Плод практики созреет, если отринешь привязанность к словам [наставлений и вместо этого начнёшь медитировать в соответствии с ними]».


 

Всё сказанное было для тебя прямым наставлением. [RD, 7–9]

В коренном тексте сказано, что для постижения пустотности достаточно использовать в качестве средства какую-то одну разновидность ментального содержимого, в данном случае чувственное восприятие. В каждый момент проявления происходит непрерывное исследование трёх компонентов[552] системы чувственного восприятия, и в конечном итоге это исследование приводит нас к выводу, что ни один из них не обладает независимым реальным существованием. Все они являются лишь аспектами процесса взаимозависимого возникновения. Например, когда глаза видят форму, зрительное восприятие этой формы не опирается ни на что, кроме взаимодействия трёх компонентов соответствующей структуры чувственного восприятия. При объяснении этого этапа практики вводится новый термин spyod yul, который означает «эпицентр активности». Невозможно обнаружить никакого места расположения или эпицентра, где возникает процесс взаимозависимого возникновения. Термин «эпицентр активности» играет такую же роль в объяснении структур чувственного восприятия, какую термин «реальное существование» играет в объяснении ума. Медитация поиска не приводит к обнаружению реального существования ума, и точно так же не приводит она и к обнаружению эпицентра активности пяти систем чувственного восприятия. Нет ничего, кроме пустотности. Но, несмотря на это, ментальное содержимое, связанное с восприятием, продолжает возникать. Благодаря прямому опыту переживания пустотности теперь возникновение ментального содержимого не обусловлено привычкой выстраивать ложные концептуальные усложнения, и поэтому его сопровождает ясность. Рангджунг Дордже описывает результаты медитации, используя три термина, обозначающие естественное состояние ума: «ясность», «свобода от концепций» и «отсутствие реального существования». Проявление и пустотность присутствуют как две одновременно и недвойственно возникающие в один и тот же отдельный момент восприятия позиции, подобно тому как одновременно присутствуют луна и её отражение в воде. Отсутствие реального существования эпицентра активности обычного восприятия сравнивают с отсутствием реального существования эпицентра активности[553] зеркала.[554]

Эти три формы наставлений являются самодостаточными для понимания двух истин, вне зависимости от того, какая позиция и какое содержимое используются для достижения проникающего видения. Чтобы привести ум к реализации собственной сущности, используется множество методов. Главным посылом коренного текста является безусловное принятие взаимозависимости ума и происходящих в нём момент за моментом событий. В этом отношении очень показательной является метафора деревянных палочек и огня. Трение одной «палочки» ума о другую «палочку» проявления вызывает «огонь» проникающего видения, которое перерастает в пробуждённую мудрость, в «пламени» которой сгорает реальное существование обеих «палочек» – ума и проявления. Практикующий окончательно разобрался с сущностью потока ума, в результате чего этот поток ума присутствует как прямое переживание пустотности и ясности, свободное от любых ложных концепций о них. Ментальные события продолжают непрерывно возникать, но теперь им ничто не мешает. Теперь практикующие могут задаться вопросом о том, каким образом эти ментальные события вообще возникают. Ответ на этот вопрос будет получен благодаря медитации следующего этапа.

 2. Искусное распознавание
 

С обретением нового воззрения ни ум, ни происходящие в нём события больше не расцениваются как что-то реально существующее. Тем не менее восприятие практикующих всё ещё связано с процессом распознавания (ngo gzung) – они осознают, что что-то происходит ('byung ba), и им кажется, что это разнообразные (sna tshogs) события. Теперь практикующие переключают внимание с поиска реального существования ума и феноменов на ментальные события, на сам момент их возникновения. Таши Намгьял называет этот новый этап практики проникающего видения «искусный навык, позволяющий отсечь преувеличенные представления», а Джампел Паво – «распознавание» или «обратная медитация». Я объединил эти термины в единый термин – «искусное распознавание».[555]

Обретение нового воззрения не устраняет огромного количества кармических склонностей, которые аккумулировались на протяжении многих кальп перерождений в сансаре. В соответствии с законом причины и следствия эта карма рано или поздно неизбежно созревает. Поток событий в потоке ума является проявлением этих созревающих кармических склонностей. Практикующим не следует препятствовать естественному течению потока ума, но при этом каждое ментальное событие должно сопровождаться реализацией пустотности, ясности и их недвойственности. Это единственный способ отсечь преувеличенные представления (sgro 'dogs bcod) [TN, 377]. Фраза «отсечь преувеличенные представления» означает, что практикующие не сомневаются в истинной сущности любого из ментальных событий, когда бы они ни происходили – в прошлом, настоящем или будущем. После этого происходит ещё более глубокая реорганизация потока ума, результат которой можно выразить с помощью термина ma skye, который означает «нерождённый» или «всегда присутствующий» ум. Реализация, происходящая в результате отсечения преувеличенных представлений, и реализация постоянного присутствия, или нерождённости, становятся возможны благодаря постоянной практике медитации, которая следует за обретением воззрения.

Теперь медитирующие фокусируют внимание на «том, что происходит или уже произошло» (shar ba 'am 'char du bcug nas). Когда возникает ментальное событие, практикующие проводят сфокусированное аналитическое исследование с целью выявить, что же именно возникло и почему последовательно возникающие события предстают как разнообразие. Эта медитация предполагает, что практикующие обладают интеллектуальным пониманием (go ba) доктрины причины и следствия. Говоря кратко, каждое отдельное ментальное событие возникает согласно стечению определённых причин и условий. За взаимодействием этих причин и условий не стоит ничего, что обладало бы реальным независимым существованием – ни собственное «я», ни внешние феномены. Таши Намгьял говорит об этом следующим образом:

Теперь, когда выяснилось, что пустотность и проявление, которые свойственны пребыванию и движению, обладают одной и той же [истинной] природой ума, какие могут существовать причины и условия для возникновения каждого отдельного [ментального события]? В силу взаимозависимого возникновения [brten 'brel] дыхания (являющегося причиной возникновения проявления) и трёх компонентов (объекта, органа чувств и сознания), опираясь на врата чувственного восприятия ['char sgo], возникают различные ментальные события. Они происходят как следствие активности остаточных склонностей и её незамедлительное созревание. Активность тревожащих эмоций возникает точно так же. [TN, 384–385]

Для пояснения Таши Намгьял использует позаимствованную из ранней традиции махамудры метафору морских водорослей:

Морские водоросли, растущие на дне океана, не обладают каким-либо «умом». Что же заставляет их двигаться? Океанические течения. Точно так же и то, что называется «ум», хотя и не является чем-то, что реально существует, предстаёт так, как будто движется. Он возникает как разнообразие в силу обусловленных созреванием кармических склонностей процессов – течения потоков энергии, возникающих в теле, дыхания и изменчивого потока ума. [TN, 385]

Принципы, которые объясняются в этом отрывке, определяют относительное существование (kun rdzob) всех возникающих феноменов. Большинство учений традиции махамудры опираются на характерное для мадхьямаки разделение на абсолютную истину (don dam) и относительную истину (kun rdzob).[556] В относительном смысле ментальные события возникают в потоке ума как разнообразие и во время медитации, и в повседневной жизни. В абсолютном смысле все ментальные события являются пустыми. Если отвергать относительное существование ментальных событий, то можно впасть в крайность нигилизма. Практика искусного распознавания связана с относительным существованием ментальных событий. Однако во время выполнения этой практики необходимо всё время сохранять воззрение пустотности. Таши Намгьял говорит, что эту медитацию следует выполнять «с позиции ясного и пустого ума» [TN, 378].

Искусное распознавание как техника, используемая в практике проникающего видения, имеет общие черты с практикой искусной визуализации, которая выполнялась на этапе тренировки пребывания / успокоения. Эта практика заключалась в том, что практикующие, сосредоточив фокус концентрации на единственном тигле (thig le), после этого расслабляются и, когда тигле переходит в свою эманирующую форму, распознают в его проявлении различные ментальные события. Всё, что проявляется из тигле, воспринимается таким образом, что возникает ясность. Практика прони


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.