Сама медитация является составной, то есть проникающее видение различных аспектов пустотности происходит одновременно. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сама медитация является составной, то есть проникающее видение различных аспектов пустотности происходит одновременно.

2022-10-29 47
Сама медитация является составной, то есть проникающее видение различных аспектов пустотности происходит одновременно. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В коренных текстах обычно представлены комплексные ('dres pa) наставления по этой практике, предусматривающие одновременную медитацию на пустотности собственного «я» и на пустотности феноменов.

 

Таши Намгьял даёт наставления, связанные с более простой формой этой практики – поэтапной (rim gyis). В его наставлениях медитация на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов выполняется в два этапа. После наставлений, касающихся поэтапного выполнения этих двух способов медитации, он объясняет, как практиковать их одновременно. В этой книге, чтобы не усложнять объяснение, будет использован метод Таши Намгьяла. Если читатели сначала узнают о том, как выполняется каждая из этих медитаций на пустотности, то им проще будет понять представленные в очень сжатой форме наставления из коренных текстов, такие, например, как наставления Пема Карпо.

 1.1.1. Пустотность собственного «я»
 

 1.1.1.1. Аналитическая медитация
 

Вступительные наставления Таши Намгьяла о пустотности называются «определение того, что является корнем [rtsa ba gtan la phebs] представления об уме как о чём-то реально существующем».

Начальный раздел наставлений по аналитической медитации озаглавлен «Общее объяснение» [TN, 239], поскольку сначала необходимо объяснить практикующим, в чём заключается правильное воззрение. Практикующие также опираются на своё общее представление о философских доктринах (grub mtha),[519] особенно важно знать доктрину читтаматры, или «только ума» (sems tsam), и тексты мадхьямаки, посвящённые пустотности.

Таши Намгьял исходит из предположения, что практикующие хорошо знакомы с буддийскими философскими доктринами. Поэтому его наставления представлены в форме краткого конспекта широко известных источников.

Он пишет:

В целом надо провести аналитическое исследование всех феноменов – выяснить, что сами они являются [лишь] умом, а [обычный] ум не обладает реальным существованием… Где нам найти метод медитации на воззрении проникающего видения, которое отсекает все сомнения? В сутрах сказано:


 

«У тебя есть представление о том, что это не что иное, как ум.

То есть ты понимаешь, что ум не обладает реальным существованием.

Благодаря такому представлению можно познать недвойственность и пребывать в дхармадхату, свободном от двойственности». [TN, 339–340]

 

Фраза «у тебя есть представление» подчёркивает, что медитация является именно аналитической.

Аналитическая медитация состоит из двух стадий. Сначала практикующие изучают текстовые источники и приходят к интеллектуальному знанию, что все феномены сансары рождаются самим умом.

Затем они ежедневно размышляют над тем, «действительно ли зависимость всех рассматриваемых феноменов от ума [sems la brten] – это то, что делает возможным их восприятие» [TN, 335].[520]

Считается, что эта идея направляет сознавание (rig pa) таким образом, что интеллектуальное понимание приводит к прямому восприятию всех феноменов как проявлений ума. Эта практика выполняется до тех пор, пока в уме не утвердится идея о том, что все феномены – лишь проявление ума.

Когда ум находится в своём обычном состоянии отвлечения – не осознавая концепцию «только ум», используется глагол sgrub pa. Этот глагол означает «оказывать воздействие», «создавать», «проявлять». Это переходный глагол. Объекты, на которые направлено его действие, – это «различные» [TN, 340] «субстанции» [TN, 347, 399], «существующие сами по себе воспринимаемые характеристики» [TN, 365] и «что-либо, обладающее независимым от причин и условий реальным существованием» [TN, 380]. Общим аспектом всех объектов из этого списка является их эпистемологический реализм, который заключается в предположении, что обычный ум вовлечён в активность (byas ba), направленную на искусственное создание (sgrub pa) иллюзии независимого реального существования (ngo bo) чего-то, что отличалось бы от самого ума.

Точно так же может быть создана иллюзия реального существования самого ума. Все эти ошибочные воззрения становятся возможны в силу ложной концептуализации (rtog pa), то есть негативного аспекта такого изменяющегося ментального фактора, как когнитивный процесс.

В рамках негативной формы этого ментального фактора ум вовлечён в направленную на самого себя активность, которая приводит к созданию иллюзии мнимого субстанционального, независимо существующего мира и ощущения собственного «я».

В рамках формы этого ментального фактора ум, благодаря логической аргументации, может сохранять воззрение «только ум» и / или воззрение пустотности и таким образом закладывает фундамент для проникающего видения:

В комментарии о бодхичитте сказано: «Сохраняя воззрение „только ум“, бхикшу очищает этот [ум]». Так говорится о совершенном знании. Различные [внешние феномены] создаются умом.

 

Какова природа сознания? Она объясняется так: «Все эти [феномены] – это лишь ум, ведь так учил Могущественный». [TN, 340]

Вторая часть аналитической медитации подразумевает ещё более глубокое аналитическое исследование, и особенно это касается исследования ума. Практикующие могут до сих пор сохранять воззрение этернализма – верить в то, что ум действительно существует сам по себе.

Эта часть анализа подразумевает, что необходимо рассуждать об уме (sems dmigs) [TN, 334].

Практикующие пытаются понять, обладает ум реальным независимым существованием (ngo bo) или это лишь искусственное концептуальное построение (gdags pa), которому присвоено обозначение.

Проводя аналитическое исследование, практикующие не в состоянии обнаружить в рамках опыта восприятия что-либо реально существующее – какой-либо реально существующий ум – и приходят к выводу, что ум не обладает реальным существованием.[521]

Практикующим следует рассуждать об уме, применяя аналитическое исследование, до тех пор, пока они не убедятся, что ум не обладает реальным существованием (ngo bo nyid med) или что ум – это лишь искусственное концептуальное построение [TN, 340]. Поняв верное воззрение интеллектуально, практикующие сохраняют своё новое знание в процессе повседневного опыта [TN, 336].

 1.1.1.2. Медитация самадхи
 

А. Определение того, что является сущностью ума
 

Определить, что ум не обладает реальным существованием, означает «отсечь корень» (rtsa bcod) обычного ума [TN, 336].

Считается, что страдание сансары обусловлено ошибочным воззрением – разделением на кажущийся реальным внешний объективный мир и независимо существующее субъективное ощущение собственного «я», взаимодействие которых приводит к возникновению привязанности, неприязни и неведения.

 

Обретя интеллектуальное понимание пустотности, практикующие приступают к формальной практике медитации самадхи, чтобы перевести реализацию пустотности из области интеллектуального понимания в область её прямого переживания.

Практикующие проходят через все обычные предварительные этапы медитации – принятие правильной позы и так далее, пока не войдут в наивысшее состояние самадхи (sgom gtso che ba), а именно в состояние покоя, относительно свободного от концепций, в котором присутствует плавный поток моментов ума тонкого уровня [TN, 342].

Состояния самадхи без формы, в котором отсутствуют даже когнитивные процессы тонкого уровня, не может быть использовано для достижения проникающего видения пустотности. Для такого достижения требуется стабильное состояние самадхи, в котором сохраняется оптимальный баланс между пребыванием без отвлечений и определёнными мыслительными и аналитическими процессами.

Сознавание присутствует с двух позиций (ngang), с двух точек зрения на каждое возникающее в потоке ума событие – с точки зрения движения ('gyu ba) и с точки зрения пребывания (gnas pa).

Если рассматривать ситуацию с позиции ментальных событий, то отдельные события разделяются на две категории: мысли (rtog pa) и ментальные образы (snang ba). Возникающие ментальные события грубого уровня обладают характеристиками (rnam pa; mtshan nyid). Характеристики – это индивидуальные качества ментальных событий, которые распознают практикующие.

С точки зрения абсолютной истины все характеристики формируются умом. Поскольку поток ума всё время изменяется, у происходящих в нём ментальных событий проявляются разнообразные характеристики (sna tshogs).

Например, существуют разные характеристики, связанные с восприятием, – цвет (kha dog) объекта или его форма (dbyibs). В рамках обычного опыта восприятия ум блуждает и воспринимает всю полноту разнообразных характеристик.

Термин rnam 'gyur означает «изменяющиеся характеристики». В данном контексте он обозначает разнообразные паттерны обычного опыта восприятия, которые создаются на основе этих разнообразных характеристик.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.