Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-11-27 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В археологии применяются две системы датировки: 1) абсолютная хронология и 2) относительная хронология. Абсолютная хронология точно датирует события, указывая число, месяц и год или только год, или столетие, или тысячелетие, т. е. абсолютную дату. Относительная хронология определяет только последовательность событий во времени, т. е. указывает, что такое-то событие произошло после такого-то и до такого-то.
Наиболее точно датируют события только письменные источники, причем абсолютные даты древних источников устанавливаются применительно к нашей системе летосчисления довольно сложным путем и достоверность их иногда нуждается в проверке. Дело в том, что древние системы летосчисления не имели сколько-нибудь точной отправной даты и счет времени вели: по царям и династиям на Востоке, по олимпиадам в Греции, по консулам в Риме и т. п. Система римского летосчисления—ab urbis condita (от основания Рима)—была введена уже в императорское время, а дата основания Рима установлена Теренцием Варроном (116—27 гг. до н. э.) применительно к греческой системе. Он отнес основание Рима к третьему году шестой олимпиады (754—753 гг. до н. э.), но дата шестой олимпиады применительно к нашей системе также не известна. Только идя ретроспективным путем, т. е. от позднейшей известной даты, последовательно, год за годом, углубляясь в прошлое, сопоставляя различные события, устанавливают другие даты с той или иной степенью вероятности.
Для дописьменного периода истории нет таких отправных дат и временных вех абсолютной хронологии.
Для датировки вещественных памятников наиболее часто применяются два основных метода: стратиграфический и типологический. Оба метода тесно связаны друг с другом и позволяют определять как относительные, так и абсолютные даты. Основы типологического метода описаны выше, в связи с рассказами о системах Монтелиуса и Мортилье. Нужно лишь заметить, что, пользуясь типологическим методом, археологи часто говорят о вещи или сооружении, что она или оно относится к эпохе неолита, или бронзового века, и т. д. Для хронологизации такое определение ровно ничего не значит. Неолит в Дании датируется XVIII в. до н. э., а у коренного населения Новой Зеландии—маори—неолит существовал в XVIII в. н. э. Если бы мы путем прямого типологического сравнения попытались датировать культуру маори, скажем, по отполированным каменным топорам, которыми они пользовались, когда с ними впервые встретился капитан
|
Кук, то сочли бы их современниками египтян, выделывавших такие же топоры в V тысячелетии до н. э., т. е. допустили бы ошибку по крайней мере в 60 веков. Поэтому система периодизации и хронологизации по «трем векам» должна быть строго региональной. Можно говорить о «неолите Северной Европы» или Восточной Африки, но нельзя говорить, имея в виду датировку, просто о «неолите».
Термины «палеолит», «неолит», «бронзовый век», «железный век» имеют значение как обозначение этапов развития человеческой культуры в целом, но для того чтобы выразить их в датах солнечных лет нашего календаря, мы должны исходить из развития культуры в данном месте.
Стратиграфические наблюдения, т. е. наблюдения за последовательностью залегания культурных слоев, обычно способствуют установлению относительной хронологии. Так, например, если в нижнем археологическом слое найдены вещи эпохи позднего неолита, а над ними лежит слой с вещами, дата которых нам не известна, то мы можем все же с уверенностью сказать, что этот слой относится ко времени позже эпохи позднего неолита. Если.над этим не известным нам слоем в верхнем слое обнаружены вещи раннего железного века и если нам известно, скажем, что на данной территории эпоха неолита кончается в III тысячелетии, а эпоха железа начинается в IV в. до н. э., то мы можем приблизительно определить, в течение какого времени образовался не известный нам культурный слой.
|
Но стратиграфические наблюдения могут служить и для абсолютной датировки. Для этого необходимо, чтобы в ненарушенном слое находились предметы, точное время изготовления которых известно. Совместные находки датированных и недатированных вещей позволяют установить хронологию последних. Но даже наличие точно датированных вещей не позволяет безошибочно устанавливать абсолютную дату для археологического слоя, так как время изготовления вещи и время ее попадания в землю разделяет некоторый промежуток, определить который можно лишь приблизительно.
Предположим, что где-то на Дунае, или в другом месте, обнаружен могильник с однородным и явно выраженным.неолитическим инвентарем, а в одной из могил найден глиняный сосуд, аналогичный сосудам из хорошо известного и точно датированного могильника в Египте.
Ра зрез культурного слоя в Новгороде Великом
На основании этой находки мы датируем и весь неолитический могильник. Допустим, что египетскому сосуду для того, чтобы проникнуть на Дунай или в другое место, потребовалось некоторое время, например 100 лет. Следовательно, мы получаем абсолютную дату неолитического могильника с точностью до 100 лет. Предположим далее, что в том же районе обнаружен другой неолитический могильник, без египетских сосудов, но с инвентарем, аналогичным инвентарю первого могильника. С известной долей вероятности мы я этот могильник относим к той же абсолютной дате. Такова основа и простейшая схема археологического метода хронологизации.
Практически археологические памятники датируются более сложным путем. Не по одному сосуду или украшению, а на основании длинной цепи сравнений, типологических сопоставлений, стратиграфических и иных данных археолог устанавливает приблизительную я предположительную дату.
Наиболее точный и датирующий материал—монеты и печати. Нумизматика безошибочно определяет дату чеканки монет по именам и портретам царей и правителей и по другим признакам. В отношении печатей то же самое делает сфрагистика. Таким образом, монета или печать, найденная в каком-либо однородном стратиграфическом слое, датирует и весь слой и все вещи, находящиеся в данном слое.
|
Иногда стратиграфические наблюдения могут дать очень подробную основу для хронологической схемы. Во время раскопок в Новгороде Великом были найдены 28 наслоившихся одна на другую деревянных мостовых. Это наслоение происходило в течение 600 лет — от
середины Х в. до второй половины XVI в. Таким образом, в среднем каждые 20—22 года в Новгороде настилалась новая мостовая. Большей частью мостовые связаны с целыми строительными комплексами — домами, хозяйственными постройками и т. д. Стратиграфия мостовых позволяет датировать жилища и все находящиеся в них вещи с точностью до 20 лет. При этом нужно сказать, что некоторые мостовые довольно точно датированы, так как на них найдены монеты или печати посадников новгородских и других должностных лиц, годы правления которых хорошо известны из летописей.
Иногда удается с помощью письменных источников датировать слой с точностью до одного дня. В Новгороде на Неревском конце
План сооружений, раскопанных в Новгороде на Неревском конце Постройки сгорели 23 мая 1267 г
был обнаружен ряд построек, относящихся к одному строительному периоду (по принятой в Новгородской экспедиции терминологии— к одному «строительному ярусу»), уничтоженных пожаром в 60-х годах XIII в. (дата установлена по найденным печатям). По летописи известно, что большой пожар, уничтоживший все постройки на Неревском конце Новгорода, произошел 23 мая 1267 г. Таким образом слой со следами пожара датирован с точностью до одного дня.
Вообще археологическое явление редко можно датировать с большей точностью, чем 10—20 лет, и то лишь в том случае, если оно современно периоду существования письменных источников. Чем дальше отодвинуто событие в глубь веков, тем больше степень неточности его датировки. Наиболее ранние фазы истории человечества измеряются геологическими эпохами, длившимися десятки тысяч лет. Для датировки этих фаз стратиграфические наблюдения также необходимы, хотя датировка дается с «точностью» в несколько тысяч лет.
|
В последнее время на помощь археологам в установлении дат приходят естественные науки.
Например, разрабатывается и начинает применяться новый метод хронологизации, основанный на распаде радиоактивного углерода С14 (изотоп углерода с атомным весом 14). Углерод С14 образуется в атмосфере в результате действия космических лучей. Затем он окисляется и усваивается растениями, а через растения животными. Количество изотопа С14 на каждый килограмм органического и живого вещества постоянно и неизменно в течение последних 50 тысяч лет. Но как только растение или животное умирает, содержание С14 в мертвых тканях начинает убывать, причем скорость распада закономерна, т. е. в определенный срок распадается определенное количество изотопа. Продолжительность существования изотопа в мертвых тканях достаточно велика: период полураспада равен 5,5—6 тысячам лет. Таким образом, по количеству С14 в органических остатках можно определить их возраст.
Среди методов датировки, заимствованных у естественных наук, следует отметить: дендрохронологический—по возрастным кольцам на стволах деревьев, астрономический — по интенсивности солнечной радиации, химический — по содержанию фтора в ископаемых костях и др.
Большое будущее предсказывают методу датировки керамики по создаваемому ею магнитному полю. Дело в том, что почти всякая глина, из которой изготовлена керамика, содержит небольшое количество железа или ферромагнитных руд, благодаря чему она запечатлевает то магнитное поле, которое существовало в месте и в момент ее обжига. Элементы земного магнетизма в каждой точке земного шара с течением времени медленно изменяются. Для некоторых точек имеются наблюдения за 300—400 лет. Но для археологов это слишком короткий срок. Теоретически представляется так: если изучить магнетизм точно датированной керамики, то можно составить кривую изменений магнитного поля и в дальнейшем делать выводы о датах любой керамики путем сравнения с этой кривой. Трудности, однако, на самом деле очень велик так как нужно точно знать не только время и место обжига, но и ориентацию керамического изделия в момент остывания после обжига. Поэтому пока пригоден для исследования только материал, найденный непосредственно в гончарной печи. «Археомагнетизм», как назвали новую науку астрономы, в значительной мере зависит от археологических открытий. Так, изучая продукцию гончарных печей эпохи Пунических войн, удалось определить две характеристики магнитного поля — склонение и наклонение— для Карфагена в 146 г. до н. э.;.потом были открыты печи, из которых получены данные для 300 г. н. э., и т. д. Физики и археологи исследуют магнитные свойства продукции гончарных печей и создают шкалу, которая в будущем позволит очень точно определять возраст самого массового археологического материала — керамики.
|
связи
АРХЕОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Археология, как и всякая наука, не может существовать и развиваться изолированно. В той или иной степени она связана почти со всеми науками — гуманитарными, естественными и даже точными — от языкознания до астрономии.
В разных разделах этой книги мы говорим о связях археологии с другими науками, но особо следует сказать о связях с геологией, антропологией и этнографией. Получить более или менее ясное представление о методике археологических исследований невозможно, незная некоторых основных положений геологии, антропологии и этнографии.
ГЕОЛОГИЯ
Геология, буквально: землеведение, занимается изучением строения, состава и истории земного шара, со всеми изменениями физико-географических образований и органического мира, на протяжении всего его существования. Археологии касается главным образом отдел общей геологии, называемой стратиграфией, т. е. учением об образовании и напластовании слоев земной коры в их исторической последовательности. Значение стратиграфии для археологии заключается, в основном, в датировке ископаемых объектов, залегающих в том или ином слое геологических отложений. Геология установила свою геологическую периодизацию и хронологию истории земли, которая в значительной степени определяет археологическую периодизацию и хронологию для первобытных стадий истории человечества.
Историю Земли геологи делят на четыре эры: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую; каждая эра делится, в свою очередь, на периоды; периоды—на эпохи и века. Нас интересует кайнозойская эра, которая делится на два неравных по времени периода: третичный, тянувшийся около 60 миллионов лет, и четвертичный, начавшийся около 1 миллиона лет назад и продолжающийся до нашего времени. Третичный период делится на два подпериода: палеоген и неоген, которые подразделяются на пять эпох: палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен и плиоцен. Последний, четвертичный период делят на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоцен, и 2) послеледниковую, или голоцен.
Периодическая система кайнозойской эры может быть выражена следующей таблицей, с указанием приблизительной продолжительности периодов и эпох в миллионах лет:
Период | Подпериод | Эпоха |
Третичный.. 60 | Палеоген •. 42 | Палеоцен.... 8 |
Эоцен..... 18 | ||
Олигоцен... 16 | ||
Неоген... 18 | Миоцен..... 12 Плиоцен.... 6 | |
Четвертичный. 1 | Плейстоцен...0,98 | |
Голоцен.... 0,02 |
С точки зрения ученых, занимающихся историей человечества, т. е. историков, археологов и антропологов, третичный период характеризуется появлением и развитием антропоморфных (человекообразных) обезьян, а четвертичный—превращением антропоморфных обезьян в людей.
С точки зрения геологии четвертичный период характеризуется последовательными наступлениями и отступлениями ледника, которые и определяют его геологическую периодизацию. Правда, среди геологов нет единой точки зрения на этот вопрос, и они делятся на полиглациалистов и моноглациалистов.
Полиглациалисты считают, что в течение четвертичного периода было несколько оледенений, сопровождавшихся каждый раз сменой флоры и фауны в тех областях земного шара, которые подвергались влиянию наступления и отступления льдов.
На основании изучения геологических отложений в Альпах А. Пенк и Э. Брюкнер установили для плейстоцена Западной Европы четыре ледниковых и три межледниковых эпохи. По местностям, где они производили свои исследования, четыре ледниковых эпохи названы: гюнц, миндель, рисе и вюрм. Схема Пенка и Брюкнера получила среди геологов широкое распространение и признание. Было сделано несколько попыток свести эту периодизацию в хронологические рамки абсолютных дат, но тут единого мнения выработать не удалось. Схема Пенка и Брюкнера с абсолютными датами по Цейнеру может быть выражена следующей таблицей:
Эпохи | ||
до ваших дней | продолжительность | |
1-я ледниковая—гюнцская......... | 600—550 | 50 |
1-я межледниковая—гюнц-миндельская | 550—475 | 75 |
2-я ледниковая—миндельская........ | 475—425 | 50 |
2-я межледниковая — миндель-рисская | 425—250 | 175 |
3-я ледниковая — рисская.......... | 250—200 | 50 |
3-я межледникова я— рисс-вюрмская..... | 200—125 | 75 |
4-я ледниковая — вюрмская......... | 125-15 | 110 |
Некоторые Полиглациалисты считают, что оледенений было шесть, и вводят между минделем и риссом еще две ледниковые эпохи — кандор и глюч.
Моноглациалисты считают, что была только одна ледниковая эпоха и можно говорить лишь о ее различных стадиях. Но эта гипотеза не получила широкого признания. Так же не получила признания и гипотеза, вообще отрицающая факт оледенений.
На основании изучения местных геологических отложений для разных стран предложены различные наименования ледниковых эпох. Так, гюнцской эпохе в Америке соответствует небрасская или джерсейская; миндельской эпохе соответствуют: в Америке—канзасская, в СССР—окско-лихвинская; рисской эпохе соответствуют: в Америке—иллинойская, в СССР—днепровского-донская; вюрмской: в Америке — висконсинская, в СССР — валдайская. Но такое параллельное соответствие, конечно, весьма приблизительно, так как схема оледенений в горах не может быть перенесена механически на равнины.
Каждая эпоха оставила отложения, и каждой эпохе соответствует своя флора и фауна. Палеолитические орудия различных археологических эпох, сопровождаемые остатками или следами флоры и фауны, залегают в разных слоях и соответственно датируются. Более точно и с большей степенью вероятности датируются по геологическим и палеоклиматическим данным памятники мезолита и последующих археологических эпох, т. е. относящихся к послеледниковому времени.
Палеоклиматологи и палеоботаники установили шесть послеледниковых климатических периодов для лесной полосы СССР, Скандинавии и Англии на основании анализа пыльцы ископаемых растений и геологических отложений озерных глин. Микроскопическим анализом пыльцы, хорошо сохраняющейся в торфе, определяются виды растений и их относительное количество в каждом слое, т. е. определяется состав флоры той эпохи, которая образовала этот слой. Состав флоры, т. е. относительное количество разных видов растений, изменяется в зависимости от изменений климата. При сухом климате преобладают одни виды растений, при влажном — другие и т. д. Таким образом, анализируя пыльцу растений, определяют, к какому климату относится тот или иной слой торфа или почвы. Кроме того, колебания климата прослеживаются по границам торфяников, озер и речных долин, изменяющимся в зависимости от количества влаги. Продолжительность периодов определяется по ленточным глинам. Послеледниковые озерные глины имеют в разрезе полосатую, или ленточную, структуру: светлые слои перемежаются с темными. Светлые слои отлагались на дне водоемов летом, а темные — зимой. Таким образом, количество светлых или темных слоев соответствует количеству лет.
Шесть климатических периодов датируются довольно точно:
Годы до | ||
Периоды | Климат | н.э. |
Арктический.... | ||
Субарктический... | Холодный | 14000—8500 |
Бореальный..... | Более теплый, сухой | 8500—5000 |
Атлантический... | Теплый, влажный | 5000—2500 |
Суббореальный... | Теплый, сухой | 2500—500 |
Субатлантический.. | Более холодный, влажный | После 500 |
Археологическая хронология к первым трем периодам—арктическому, субарктическому и бореальному—относит мезолитическую эпоху; к атлантическому—неолитическую, к суббореальному— энеолит и эпоху бронзы. Таким образом, мезолитическая эпоха абсолютно датируется 14000—5000 годами до н. э. Конечно, точность этой абсолютной датировки весьма относительна и условна, а степень точности выражается несколькими тысячелетиями.
Взаимосвязь археологии и геологии хорошо показана в труде В. И. Громова «Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР». Громов документально обосновал хронологическую датировку палеолитических находок по отложениям четвертичного периода и доказал возможность использования памятников палеолита для установления стратиграфии четвертичных отложений.
АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология (буквально: человековедение) в широком смысле представляет всю совокупность знаний о человеке — о его физической организации, культуре и быте в прошлом и настоящем. Именно так понимается антропология в Америке, Англии и Франции.
В СССР антропология выделена в особую науку, изучающую вариации физического типа человека во времени и в пространстве. А вопросами культуры и быта в прошлом и настоящем занимаются археология и этнография.
Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропологию, или антропогенез, и 3) расоведение, или этническую антропологию. Морфология изучает формы физической организации человека и их изменения; антропогения (антропогенез) занимается вопросами происхождения и физического развития человека, его места в животном мире, изучает условия и причины становления человека современного типа; расоведение изучает классификацию расовых типов, их географическое размещение, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменения расовых типов.
Палеоантропология изучает останки древнего человека, дает представление о физическом типе человека минувших эпох, об изменении этого физического типа под влиянием различных социальных и природных условий. Антропология раскрывает перед нами весь длинный путь, пройденный человеком в своем развитии от обезьяно-человека до современного вида разумного человека, она позволяет оценить, какую роль в этом процессе сыграл труд, как, воздействуя на внешний мир, человек изменил свою собственную природу. Первобытная история и археология немыслимы без сотрудничества с антропологией.
Людей всегда интересовал вопрос о происхождении человека, о его появлении на Земле. Еще всеобъемлющий гений Аристотеля пытался разрешить эту задачу. Аристотель рассматривал природу как лестницу, ведущую от низших форм к высшим, от неодушевленных к животным, от животных к человеку. Между животными и человеком Аристотель помещал обезьяну. Ему же приписывают и введение термина «антропология».
Происхождение человека—одна из самых популярных тем мифологии всех народов. Большинство мифов приписывают человеку божественное происхождение: человек или создан богами или происходит от них по прямой нисходящей линии. Но и в мифологии мы находим идею о родстве человека с обезьяной. В одной тибетской легенде рассказывается, как обезьяна вступила в брак с горной дьяволицей и как от этого брака произошли тибетцы. Но происхождение от обезьяны или даже родство с ней не импонировало цивилизованным народам, и идея божественного происхождения человека восторжествовала в умах людей. Один из мифов, возникший у небольшого иудейского племени и воспринявший некоторые элементы вавилонской мифологии, получил необычайно широкое распространение, стал догматом христианской религии и в течение столетий оказывал решающее влияние на науку, искусство и.на всю жизнь многих народов мира. Это миф об Адаме и Еве и о всемирном потопе. Причем миф о потопе оказался наиболее живучим: наука, отказавшись от Адама и Евы, все еще цеплялась за потоп и до сих пор сохранила термин «дилювий» (потоп), напоминающий о грозном, мстительном божестве и о праведном Ное.
Хотя считалось, что бог создал человека «по образу и подобию своему» и все созданное богом остается постоянным и неизменным, все же люди наделяли своих «допотопных» предков иными качествами, отличными от качеств современного человека. Ученые начала XVIII в. «высчитали», что рост Адама достигал 40 м, а Евы — 30 м. Не удовлетворяла также и библейская «гипотеза» о происхождении всего человечества от одной супружеской пары.
Но все эти догадки, порожденные сомнениями в непреложных истинах Библии, были построены на основе чистейшей фантазии. Место человека в животном мире оставалось не определенным. Знаменитый французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707—1788). считал, что между человеком и животными лежит непроходимая пропасть. Только в 1735 г. шведский натуралист Карл Линней (1707—1778) в своей классификации включил человека в «Класс 1»—четвероногих млекопитающих. В 1758 г. Линней значительно изменил классификацию и ввел в нее отряд приматов — Ordoprimates (т. е. первых, в смысле главенства), которых разделил на четыре рода: 1) Homo—человек, 2) simia—обезьяна, 3) lemur— лемур и 4) vesportilio—летучая мышь. Род Homo он подразделил «а два вида: I. Sapiens—«Человек дневной», отличается по культуре, «по месту», и II. Troglodytes (троглодит)—«Человек ночной. Человек лесной. Орангутанг».
Так впервые человек нашел свое место в системе животного мира и так возник термин «Homo sapiens» (разумный человек), принятый в науке и по сей день.
Сходство, а следовательно, и близость человека с обезьяной были очевидны и признавались многими натуралистами XVIII в., но это признание было еще далеко от эволюционной теории и от признания происхождения человека от обезьяны.
Натуралисты XVIII в. стояли еще на точке зрения Аристотеля:
они признавали так называемую «лестницу существ». Но, образно выражаясь, живые организмы не поднимались по этой лестнице, превращаясь из низших в высших, а только стояли на разных ступенях, в некоем иерархическом порядке, по степени их совершенства, не изменяясь и не совершенствуясь.
В конце XVIII в. Джеме Монбоддо одним из первых сделал попытку доказать происхождение человека от высших обезьян, или орангутанов, как их тогда всех называли. Причину превращения Монбоддо видел в труде. Но представления Монбоддо были весьма наивны и далеки от теории эволюционизма.
Первым, кто создал научную и стройную теорию превращения видов и происхождения человека, был Жан Батист Ламарк (1744—1829). В своем труде «Философия зоологии» (1809) он развил и логически обосновал следующую идею. Один из наиболее высокоразвитых видов обезьян в силу каких-то естественных причин потерял способность жить на деревьях и приобрел привычку ходить на двух ногах. Освобожденные от ходьбы передние конечности превратились в руки, способные производить работу. Руки стали основным органом добывания пищи. Челюсти перестали выполнять функции хватания добычи я защиты и ограничились функцией жевания, в силу чего изменилось и все строение черепа. В результате этих изменений новая, более совершенная порода быстро распространилась,на Земле, вытесняя животных менее совершенных.
Эволюционная теория Ламарка не получила признания у его современников.
Признание и торжество эволюционной теории связано с именем Чарлза Дарвина (1809—1882). В 1859 г. Дарвин опубликовал свой основной труд «Происхождение видов путем естественного отбора», в котором он только вскользь коснулся вопроса об антропогенезе. В 1871 г. вышла в свет его книга «Происхождение человека и половой отбор», а в 1872 г.— исследование «О выражении эмоций у человека и животных». В этих работах Дарвин, привлекая огромный материал различных наук, доказывал, что человек путем естественного отбора и путем постепенных превращений произошел от антропоморфного предка, общего с современными высшими обезьянами — шимпанзе, гориллой, гиббоном и орангутангом. Такого общего предка Дарвин видел в ископаемой антропоморфной обезьяне фонтановом дриопитеке, нижняя часть которого была найдена в 1856 г. французским палеонтологом Лартэ в миоценовых отложениях верхней Гаронны. Недостатком дарвиновской теории антропогенеза является то, что Дарвин признавал только количественное различие между обезьяной и человеком. Он утверждал, что все человеческое уже существует в зачатке у высших животных и различие только в степени развития.
Судьба теории Дарвина хорошо известна. Она, так же как и теория Ламарка, была встречена с большим предубеждением. Даже такой крупный натуралист и геолог, как Ч. Лайель, откровенно писал, что он испытывает «непреодолимое чувство отвращения к принятию вывода о родстве человека с обезьяной». Но теория Дарвина получала широкое распространение и всеобщее признание по мере поступления материала, подтверждающего ее правильность. Этот фактический материал—костные остатки ископаемых антропоидов и гоминид. Костные остатки являются основным материалом в разрешении проблемы антропогенеза. Надо сказать, что не только во времена Дарвина, но и сейчас костного материала накоплено ничтожно мало. В распоряжении антропологов, изучающих современного (т. е. живущего ныне) человека, теоретически находится два с половиной миллиарда объектов, а изучаемые объекты антрополога, занимающегося антропогенезом и теоретически и практически, исчисляются сотнями. Причем эти ископаемые объекты представлены жалкими кусочками: фрагментом черепов и челюстей, отдельными зубами, разрозненными костями и очень редко целыми скелетами. Поэтому каждая находка костей древнего человека, или антропоида, расценивается как крупнейшее событие и приобретает мировую известность.
Другим важным видом материалов для антропогенеза являются археологические находки, т. е. остатки деятельности человека в виде орудий и других изготовленных им предметов. Костные остатки человека и остатки его деятельности часто сопровождают друг друга, что позволяет антропологам и археологам взаимно контролировать свои заключения и выводы, взаимно дополнять их и вести параллельное изучение. В этом проявляется теснейшая и неразрывная связь археологии с антропологией.
В 1848 г. в Испании на скале Гибралтар рабочие при взрывных работах обнаружили череп без нижней челюсти, весьма схожий с человеческим. Эта первая находка не получила сразу мировой известности. Впервые она была описана только в 1864 г. Г. Веском.
В 1856 г. в Германии в долине реки Неандер (Неандерталь), близ Дюссельдорфа, рабочие при очистке пещеры обнаружили черепную крышку, имеющую сходство с черепом из Гибралтара. Эта находка приобрела сразу мировую известность, причем довольно скандальную. Дело в том, что эта черепная крышка была найдена не in situ (буквально «в положении», т. е. в том положении, в котором она лежала в земле), а в отвале. Рабочие сначала не заметили ее и выбросили из пещеры. Только найдя плечевую кость и некоторые другие кости скелета, обратили внимание на отвал и извлекли ставшую столь знаменитой черепную крышку. Авторитетных свидетелей при находке не было, и только год спустя палеонтолог Фульрот допросил рабочих и описал находку. Никакие орудия или другие культурные остатки находку не сопровождали.
Некоторые исследователи сделали предположение, что черепная крышка принадлежала ближайшему предку современного человека, но более примитивному, чем человек, и более совершенному, чем антропоморфные обезьяны. Противники эволюционизма встретили это предположение в штыки. Они полагали, что особенности черепа, отличающие его от человеческого, свидетельствуют не о древности, а о патологической ненормальности его обладателя. Одни считали его стариком, страдавшим ревматизмом, другие—идиотом-отшелником, жившим в пещере и т. д.
Но за неандертальской находкой вскоре последовали другие, подтверждавшие правильность эволюционной точки зрения; в настоящее времяих около 50, из которых две сделаны в СССР.
Эти костные остатки, несмотря на их некоторые индивидуальные особенности, явно относились к одному типу — аналогичному неандертальской и гибралтарской находкам и получившему название неандертальца в честь находки в Неандертале.
Неандерталец, более примитивный, чем современный человек, был все же близок к нему по своей биологической организации, значительно ближе, чем к ископаемым антропоидам.
Таким образом, между ископаемыми антропоидами и неандертальцами был большой разрыв, и бюффонова пропасть оставалась незаполненной. Не хватало одного, а может быть, нескольких звеньев в эволюционной цепи Дарвина. Это было одним из важнейших аргументов противников теории происхождения человека от обезьяны.
Голландский врач и анатом Евгений Дюбуа нашел недостающее звено. В ноябре 1890 г. на о. Ява на берегу реки Кедунг-Бробус Дюбуа обнаружил фрагмент нижней челюсти человеческого типа с двумя зубами. В последующем году он нашел в 40 км к западу от первой находки, на левом берегу реки Соло (Бенгаван), близ Триниля, черепную крышку, а в 1892 г. там же—бедренную кость и левый предкоренной зуб. Бедренная кость находилась в 15 м от черепной крышки. Черепная крышка принадлежала какому-то существу, стоявшему в своем развитии где-то между антропоидами и неандертальцами. По строению бедренной кости (если допустить, как это сделал Дюбуа, что она принадлежала той 1же особи, что и крышка) с большой долей вероятности можно было предположить, что это существо ходило на двух ногах. Поэтому Дюбуа назвал его «Pithecanthropus erectus» — «Обезьяно-человек прямоходящий».
Находка питекантропа вызвала не менее ожесточенные дебаты, чем находка в Неандертале. Сообщение Дюбуа обсуждалось на трех международных конгрессах зоологов—в Лейдене (1895), в Кембридже (1898) и в Берлине (1901). Большинство ученых признало гипотезу Дюбуа правильной.
Костные остатки питекантропа, как найденные Дюбуа, так и позднейшие, никакими каменными орудиями не сопровождались, поэтому до сих пор точно не известно, умел их делать питекантроп или нет.
В тринильских слоях вместе с костями питекантропа найдено множество костей ископаемых животных нижнего плейстоцена. Предполагают, что костеносный слой Триниля образовался в результате крупного извержения вулкана и вызванного им наводнения. Поэтому кости питекантропа, принесенные в Тринильскую долину бурным потоком, и не могли сопровождаться каменными орудиями. Вообще же на о. Ява найдены каменные орудия шелльской эпохи, так называемого паджитанского типа (по местности Паджитан на юге острова). Эти каменные орудия обнаружены вместе с костями тех же самых ископаемых животных, которые сопровождали костные остатки питекантропа, что дает некоторые косвенные доказательства предположению, что питекантроп умел делать орудия.
В последующие годы коллекции костных остатков питекантропов значительно пополнились. В 1932 г. Дюбуа в груде костей всевозможных животных, собранных еще в 1900 г. в Триниле и хранящихся в Лейденской лаборатории, обнаружил фрагменты пяти бедренных костей питекантропа. С 1936 по 1939 г. голландский геолог Р. Кенигсвальд на о. Ява, в Моджокерто и Сангиране, нашел фрагменты черепов и челюстей еще пяти особей питекантропа.
В 1907 г. в Германии у деревни Мауер, в 10 км к югу от Гейдельберга, рабочие при добывании песка обнаружили челюсть ископаемого человека. Челюсть залегала на глубине 24 м в нижнеплейстоценовых слоях и сопровождалась костями древнего слона, этрусского носорога и других вымерших животных. Находка получила название гейдельбергского человека. Место гейдельбергского человека в цепи развития гоминид до сих пор точно не определено. Некоторые считают его современником питекантропа, некоторые относят к промежуточной стадии между питекантропом и неандертальцем.
1929 г. был ознаменован находкой, не только получившей мировую известность, но и имеющей мировое значение. Это, собственно говоря, не находка, а серия находок, история которых начинается еще в 1918 г.
В 1918 г. в Китае, в 60км к юго-западу от Пекина, в каменоломне близ деревни Чжоукоутянь шведский ученый Андерсон нашел кости ископаемых животных. Несколько лев спустя там же О. Зданский и В. Гранже нашли два человеческих зуба. В 1927 г. Болин и Ли обнаружили еще один зуб. Зуб исследовал антрополог Давидсон Блек и нашел, что он принадлежит новому виду гоминид, которому дал название Sinanthropus pekinensis, что значит пекинский китайский человек. В 1929 г. Китайское геологическое управление и Пекинский медицинский колледж организо
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!