Инвентарь и отдельные находки — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Инвентарь и отдельные находки

2022-11-27 43
Инвентарь и отдельные находки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все вещи, находимые на поселениях, в погребениях, в святилищах и вообще входящие в общий комплекс археологического памятника, называют инвентарем. К отдельным находкам относятся вещи, най­денные вне жилого, погребального или иного комплекса. Это могут быть вещевые или монетные клады и просто потерянные когда-то пред­меты: оружие, брошенное на поле битвы, зарывшийся в пашню сошник от плуга, любая потерянная в пути или забытая на привале вещь. Надо сказать, что судьба таких случайно найденных вещей весьма капризна. Попадая в руки людей честных и понимающих, они дости­гают лаборатории археолога или музея; найденные же людьми недо­бросовестными или невежественными, они, если имеют продажную ценность, присваиваются, а если не имеют, выбрасываются и так или иначе пропадают для науки. Но отдельно найденная древняя вещь— это неполноценный археологический источник. Отдельная находка не имеет специального художественного или исторического значения и приобретает истинную научную значимость в том случае, если может быть связана с целой группой таких находок, с типологическими ряда­ми, представляющими научную абстракцию, с которой имеет дело ар­хеолог. Для археологии наибольшее значение при исторических рекон­струкциях имеют комплексы находок.

Инвентарь поселений, погребений и других памятников весьма раз­нообразен и по назначению, и по форме, и по материалу. Мы не будем делать попыток разбивать его по группам, видам и типам, ибо это за­вело бы нас в такие классификационные дебри, из которых мы едва ли сумели бы выбраться. Поэтому перечислим только основные виды вещей, наиболее часто встречающиеся и наиболее ценные с научной точки зрения.

Прежде всего это орудия труда, т. е. орудия, при помощи которых человек производит продуктивную работу, что-то создает или добыва­ет. Орудия труда — наиболее ценный археологический источник, ибо он, как никакой другой, определяет степень развития производитель­ных сил. Только этими орудиями создана вся человеческая культура. Орудия труда находят как на поселениях, так и в погребениях.

Весьма ценными источниками являются домашняя утварь и про­чие вещи домашнего и личного обихода: посуда, мебель, одежда, украшения, игрушки и т. п. Самый массовый и определяющий мате­риал—керамика (глиняная посуда). Невозможно подсчитать, сколь­ко целых глиняных сосудов и черепков от них собрали уже археологи, и невозможно представить, сколько их еще хранится в земле. Такое ог­ромное количество черепков объясняется двумя противоположными свойствами глиняной посуды: она очень хрупка, часто бьется, приходит в негодность и требует замены, но материал ее необычайно стойкий, он не разлагается, не окисляется и потому сохраняется тысячелетия­ми. Украшения и остатки или следы одежды находят преимуществен­но в погребениях. Украшения были слишком дороги во все времена и поэтому их редко теряли, но всегда клали в погребения как личную собственность покойника.

Значительное место в жилом и погребальном инвентаре занимает военное оружие и снаряжение: копья, мечи, кинжалы, шлемы, панцири и латы, щиты, шпоры, стремена и т. п. Оружие всегда сопровождает погребение воина. Вообще оружие — частая находка.

Часто встречаются предметы религиозного культа: всевозможные изображения богов — от маленьких идольчиков до мраморных статуй. К этой категории вещей археологи часто относят предметы, значение которых они не сумели разгадать.

Весьма ценны, но крайне редки находки лодок, повозок, саней и других средств передвижения.

Особую группу источников составляют не сами вещи, а изображе­ния вещей: рисунки и модели. Рисунки на скалах, на стенах пещер, на вазах, на стенах храмов и гробниц воспроизводят вещи, которые до нас не дошли,— например палеолитические хижины и шалаши, повоз­ки и корабли эпохи бронзы и т. п. Многие рисунки изображают тру­довые процессы, бытовые сценки, религиозные обряды и т. д. В по­гребениях часто встречаются модели вещей, обычно дорогих или гро­моздких, которые жалко или невозможно положить в могилу, но ко­торые необходимы покойнику в загробной жизни. Самая древняя колесная повозка известна нам только по ее модели, найденной в од­ном из шумерских погребений.

Здесь, пожалуй, уместно сказать несколько слов и о лжеисточни­ках, т. е. о подделках. Подделки древних вещей появились одно­временно с началом собирания древностей. К концу XIX в. фальсификаторство достигло высокого уровня развития, превратившись в на­стоящее искусство. Подделывалось буквально все, даже человеческие черепа. Некоторые подделки получили мировую известность и про­славились больше многих уникальных древностей. Так, в Одессе была сфабрикована золотая тиара скифского царя Сайтафарна (III в. до н. э.). Подделка была за большую сумму куплена Луврским му­зеем. Первым, кто в печати указал на факт подделки, был русский археолог Н. И. Веселовский. После шумных дебатов французы вынуж­дены были признать, что их обманули. Однако поддельную тиару не выкинули из Лувра, а перенесли в зал современного ювелирного ис­кусства. Только в последнее время возможности подделок сократи­лись, благодаря совершенным научным методам анализа, в том числе химического. Тем не менее опытные мастера и теперь изготавливают подделки древних вещей с большим мастерством из материала, по со­ставу напоминающего древний. В этом отношении показательна исто­рия с афинской декадрахмой, находящейся в коллекции Государствен­ного исторического музея в Москве, подлинность которой до сих пор подвергается сомнению, несмотря на проведенные музеем всесторон­ние исследования — химические, рентгенологические и т. д.

Культурный слой

Подавляющее большинство археологических памятников добыто из земли, вернее из ее культурного слоя.

Культурным слоем в археологии называется слой земли на местах поселений как давно покинутых человеком, так и обитаемых поныне, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, органических перегнивших веществ, углей и золы от печей, костров и пожаров, сме­шанных с песком и глиной, нанесенными ветрами и намытыми водой. Культурным он называется потому, что хранит в себе остатки дея­тельности человека, т. е. остатки его культуры.

Природные силы — ветра и воды — могут прикрыть культурный слой наносами песка или ила и тем сохранить его, но могут также раз­дуть или размыть и уничтожить. Особенно хорошо сохраняется куль­турный слой в пещерах и гротах, где он не подвергается действию ветра и воды. Хуже всего он сохраняется на песчаных дюнах, которые находятся в постоянном движении. Особенно страдают от этого дюн­ные неолитические стоянки.

Культурный слой образуется и растет медленно, но неуклонно — из года в год, из века я век, из тысячелетия в тысячелетие. Но тол­щина культурного слоя зависит не столько от времени, сколько or интенсивности человеческой деятельности. Чем больше человек тру­дится, чем больше он строит, тем быстрее растет культурный слой. В значительной мере толщина культурного слоя зависит от материала различных сооружений. Деревянные постройки обычно сгнивают и прибавляют к культурному слою несколько миллиметров, каменные и кирпичные сооружения, разрушаясь, не уменьшают объема материала и образуют более мощные пласты. Поэтому толщина культурного слоя разных памятников различна, она колеблется от нескольких сантимет­ров до десятков метров. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре достигает 8 м. Самый мощ­ный культурный слой в мире — в древних городах Месопотамии — 20 м и на некоторых городищах в Средней Азии—34 м.

Внешне культурный слой резко отличается от естественных почв. Он обычно темнее, от присутствия в нем частичек угля и перегноя, растительность на нем гуще и ярче. Археологические памятники с культурным слоем бывают однослойными и многослойными. Одно­родный, т. е. относящийся к одной исторической эпохе, культурный слой образуется на поселении, жизнь на котором не прерывалась в те­чение какого-либо времени и протекала из поколения в поколение, причем без особых культурных изменений и переворотов. Сплошной, но разнородный слой образуется на поселениях, где жизнь не пре­рывалась, но где происходили значительные культурные изменения и перевороты. Так одно и то же поселение могло переходить из одной археологической эпохи в другую: из неолита в энеолит, из энеолита в эпоху бронзы, из эпохи бронзы в эпоху железа. Такие переходы могли совершаться без особых потрясений, т. е. на поселении могла эволюционизироваться одна и та же этническая группа, как это мы часто встречаем в древних городах Востока, но они могли и сопровож­даться какими-то катаклизмами, например нашествием неприятеля и заменой одной этнической группы другой. Если же на поселении жизнь почему-либо прекращалась, а через какой-то промежуток вре­мени, иногда очень длительный, возобновлялась, то образовывались перемежающиеся слои. Более древний культурный слой, или, как говорят, нижний, покрывался наносами песка, ила, или глины, а позд­нейший (верхний) отлагался уже на этом наносе. Природный слой, не со­держащий культурных остатков и разделяющий разнородные культур­ные слои, называется в археологии стерильной прослойкой. Некото­рые памятники содержат все возможные комбинации наслоений.

Слои земли, лежащие ниже культурного слоя и не содержащие остатков жизни человека, называются в археологии «материком».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.