Работа № 15. Обозначение и классификация автомобильных шин — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Работа № 15. Обозначение и классификация автомобильных шин

2022-11-24 16
Работа № 15. Обозначение и классификация автомобильных шин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы:

1. Закрепить теоретические знания по конструкции и условиям эксплуатации автомобильных шин.

2. Получить практические навыки по расшифровке маркировке нанесенной на шине заводом изготовителем.

Теоретическая часть

Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назна- чения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

– дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных до- рогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наи- лучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригод- ны;

– зимние, используемые на обледенелых и заснеженных доро- гах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависи- мости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают не- плохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противосколь- жения или имеют их;

– всесезонные являются компромиссным вариантом между лет- ними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепле- ния и первым, и вторым в соответствующих сезону условиях. Они по- зволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном ком- плекте шин;

– универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуа- тировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целе- сообразно применять для вседорожников, которые совершают при-


мерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно;

– повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мяг- ких грунтов. Использовать такие шины желательно только при ред- ком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее из- нашиваться и создавать высокий уровень шума.

Основные размеры шин:

– посадочныйдиаметр(d)на обод колеса,обозначается в дюй-

мах;

– ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной

шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1.3);

– серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в про- центах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80 % или более;

– наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;

– высота профиля (H) — разница между наружным и посадоч- ным диаметрами. В обозначении шин не приводится.

Рисунок протектора шин:

– ненаправленный рисунок (рис. 1.33, а) — симметричный отно- сительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;

– направленный рисунок (рис. 1.33, б) — симметричный относи- тельно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обла- дает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с до- рогой и пониженной шумностью;

– асимметричный рисунок (рис. 1.33, в) — не симметричный от- носительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.


 

 


1.3

 

1.4


 

 

Рис. 1.33. Серия шины

 

 

 

 

Рис. 1.34. Дорожные шины с разными типами рисунка: а — ненаправленный; б — направленный; в —асимметричный

 

Обозначение шин:

Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индек- сах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис. 1.35.).

Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97: 1)185/70R14

2)215/90-15С

3)5,90-13С


 

 

Рис. 1.35. Пример возможных обозначений на шине:

1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);

2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается

„OUTSIDE"; 3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера; 4 — товарный знак завода-изготовителя; 5 — ширина профиля;

6 — серия; 7, 15 — обозначение радиальной шины; 8 — обозначение бескамерной шины; 9 — посадочный диаметр; 10 — индекс грузо- подъемности; 11 — индекс скорости; 12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протек- тора); 13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число); 14 — знак официального утвер- ждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;

16 — наименование модели


Цифры и буквы обозначают:

– 185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;

– 70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;

–.R — обозначение радиальной шины (в обозначении диаго- нальной шины букву “D” не указывают);

– 14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;

– С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

Маркировка шин отечественного производства.

В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся сле- дующие обязательные надписи:

– товарный знак и (или) наименование изготовителя; наименование страны — изготовителя на английском языке

— “Made in…”;

– Обозначение шины;

– торговая марка (модель шины);

– индекс несущей способности (грузоподъемности) (табл.1.6);

– индекс категории скорости (табл.1.5);

– “Tubeless” — для бескамерных шин;

– “Reinforced” — для усиленных шин;

– “M+S” или “M.S” — для зимних шин;

– “All seasons” — для всесезонных шин;

– дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обо- значают неделю изготовления, последняя —год;

– “PSI” — индекс давления от 20 до 85 (только для шин синдек- сом“С”);

– “Regroovable” — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;

– знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;

– “ГОСТ 4754”;


– национальный знак соответствия ГОСТу (допускается нано- сить только в сопроводительной документации);

– порядковый номер шины;

– знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

– “TWI” — место расположения индикаторов износа;

– балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по- ставляемых в эксплуатацию);

– штамп технического контроля.

Таблица 1.5

Индекс категории скорости

Индекс км/ч J 100 K 110 L 120 M 130 N 140 P 150 Q 160 R 170 S 180
Индекс км/ч T 190 U 200 H 210 V 240 VR >210 W 270 Y 300 ZR >240  

Обозначения зарубежных шин

На них могут быть некоторые другие обозначения:

– “Тous terrain” —всесезонная;

– “R+W” (Road + Winter) — дорожная + зимняя(универсальная);

– “Retread” —восстановленная;

– “Inside” — внутренняя сторона;

–“Outside” — наружная сторона;

– “Rotation” — направление вращения (для шин с направленным рисунком);

– “Side facing inwards” — сторона, обращенная внутрь;

– “Side facing outwards” — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);

– “Steel” — обозначение наличия металлокорда;

– “TL” — бескамерная шина.


Таблица 1.6

Индекс несущей способности

Коэф- фициент Нагрузка кг. Коэф- фици- ент Нагрузкакг. Коэф- фици- ент Нагрузка кг. Коэф- фициент Нагрузка кг.
50 190 60 250 70 335 80 450
51 195 61 257 71 345 81 462
52 200 62 265 72 355 82 475
53 206 63 272 73 365 83 487
54 212 64 280 74 375 84 500
55 218 65 290 75 387 85 515
56 224 66 300 76 400 86 530
57 230 67 307 77 412 87 545
58 236 68 315 78 425 88 560
59 243 69 325 79 437 89 580
90 600 100 800 110 1060 120 1400
91 615 101 825 111 1090 121 1450
92 630 102 850 112 1120 122 1500
93 650 103 875 113 1150 123 1550
94 670 104 900 114 1180 124 1600
95 690 105 925 115 1215 125 1650
96 710 106 950 116 1250 126 1700
97 730 107 975 117 1285 127 1750
98 750 108 1000 118 1320 128 1800
99 775 109 1030 119 1360 129 1850

– “ТТ” или “MIT SCHLAUCH” — камернаяшина.


Порядок выполнения работы

1. Визуально осмотреть поверхность шин с целью обнаружения порезов, трещин, обрыва корда и других дефектов. Результаты осмот- ра занести в протокол.

2. Нарисовать эскиз протектора шины.

3. С помощью штангенциркуля с глубиномером определить сте- пень и характер износа протектора. Результаты занести в протокол.

4. С боковины шин списать обозначение и маркировку, занести впротокол.

5. Определить вид протектора и назначение шины.

Содержание отчета

1. Эскиз протектора шины.

2. Назначение шины и условия эксплатации.

3. Полная расшифровка обозначения и маркировки шины.

4. Результаты осмотра.

5. Выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Конструкция автомобильных шин.

2. Тип рисунка протектора.

3. Серия шины.

4. Грузоподъемность.

5. Обозначение шин по ГОСТ4754-97.

5. Маркировка и условные знаки на шинах.


Работа № 16. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Цель работы:

1. Изучить назначение рулевого управления, компоновочные схемы.

2. Изучить назначение и конструкцию рулевых механизмов.

3. Изучить компоновки и конструкцию усилителей рулевого управления.

Теоретическая часть

Во время движения автомобиля по дороге естественно возника- ет необходимость в изменении направления его движения, уменьше- нии скорости, остановке и стоянке. Все это обеспечивают механизмы управления, которые включают в себя рулевое управление и тормоз- ную систему.

Рулевое управление служит для обеспечения движения автомо- биля в заданном водителем направлении.

Рулевое управление состоит из:

– Рулевого механизма;

– Рулевого привода.

Рулевой механизм служит для увеличения и передачи на руле- вой привод усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу. В отечественных легковых автомобилях распространение получили ру- левые механизмы червячного и реечного типа.

Рулевой механизм червячного типа состоит из (рис. 1.36):

– рулевого колеса свалом;

– картера червячной пары;

– пары«червяк-ролик»;

–рулевой сошки.


 

Рис. 1.36. Схема рулевого управления с механизмом типа

«червяк-ролик»:

1 - рулевое колесо; 2 - рулевой вал с «червяком»; 3 – «ролик» с валом сошки; 4 - рулевая сошка; 5 - средняя тяга; 6 - боковые тяги;

7 - поворотные рычаги; 8 - передние колеса автомобиля; 9 – маятниковый рычаг; 10 - шарниры рулевых тяг

 

 

 

Рис. 1.37. Схема рулевого управления с механизмом типа

«шестерня-рейка»:

1 - рулевое колесо; 2 - вал с приводной шестерней;

3 - рейка рулевого механизма; 4 - правая и левая рулевые тяги; 5 - поворотные рычаги; 6 -направляющие колеса


В картере рулевого механизма в постоянном зацеплении нахо- дится пара «червяк-ролик». Червяк есть не что иное, как нижний конец рулевого вала, а ролик, в свою очередь, находится на валу ру- левой сошки. При вращении рулевого колеса ролик начинает сколь- зить по зубьям червяка, что приводит к повороту вала рулевой сошки. Червячная пара, как и любое другое зубчатое соединение, требует смазки, и поэтому в картер рулевого механизма заливается масло, марка которого указана в инструкции к автомобилю.

Результатом взаимодействия пары «червяк-ролик» является преобра- зование вращения рулевого колеса в поворот рулевой сошки в ту или другую сторону. А далее усилие передается на рулевой привод и от него уже на управляемые (передние) колеса.

В современных автомобилях применяется безопасный рулевой вал, который может складываться или ломаться при ударе водителя о рулевое колесо во время аварии во избежание серьезного поврежде- ния грудной клетки.

Рулевой привод предназначен для передачи усилия от рулевого механизма на управляемые колеса, обеспечивая при этом их поворот на неодинаковые углы.

Углы должны быть различными, для того чтобы колеса могли двигаться по дороге без проскальзывания. Ведь при движении на по- вороте каждое из колес описывает свою окружность отличную от другой, причем внешнее (дальнее от центра поворота) колесо движет- ся по большему радиусу, чем внутреннее. А, так как центр поворота у них общий, то соответственно внешнее колесо необходимо повернуть на больший угол, чем внутреннее. Это и обеспечивается конструкци- ей, так называемой, «рулевой трапеции», которая включает в себя ру- левые тяги с шарнирами и поворотные рычаги.

Каждая рулевая тяга на своих концах имеет шарниры, для того чтобы подвижные детали рулевого привода могли свободно повора- чиваться относительно друг друга и кузова в разных плоскостях.


Рулевой привод, применяемый с механизмом червячного типа

(рис. 1.36) включает в себя:

– правую и левую боковые тяги;

– среднюю тягу;

– маятниковый рычаг;

правый и левый поворотные рычаги колес.

Рулевой механизм реечного типа (рис. 1.37) отличается от чер- вячного тем, что вместо пары «червяк-ролик» применяется пара –

«шестерня-рейка».

Иными словами, поворачивая рулевое колесо, водитель на са- мом деле вращает шестерню, которая заставляет рейку перемещаться вправо или влево. А дальше рейка передает усилие, прилагаемое к ру- левому колесу, на рулевой привод.

 

 

 

 

Рис. 1.38. Схема гидроусилителя рулевого управления:

1 - насос усилителя; 2 - распределительное устройство; 3 - трубки для подачи масла; 4 - силовой цилиндр усилителя; 5 - поршень усилителя со штоком; 6 - маятниковый рычаг; 7 - емкость для масла

 

Рулевой привод, применяемый с механизмом реечного типа

(рис. 1.37), также отличается от своего предшественника. Онупрощен


и имеет всего две рулевые тяги. Тяги передают усилие на поворотные рычаги телескопических стоек подвески колес и соответственно по- ворачивают их вправо или влево.

Гидроусилитель (рис. 1.38) предназначен для облегчения работы водителя при повороте рулевого колеса. Он состоит из насоса, рас- пределительного устройства и гидроцилиндра.

При повороте рулевого колеса распределительное устройство направляет жидкость под давлением в одну из полостей гидроцилин- дра, тем самым, помогая водителю на поворотах. При повороте нале- во, жидкость под давлением поступает в полость «А» (рис. 1.38), а при повороте направо в полость «Б». Когда двигатель не работает, поворот руля будет осуществляться с заметным усилием, так как гид- роусилитель недействует.

При неисправности усилителя, также значительно возрастает усилие поворота рулевого колеса автомобиля. Естественно, что при этом невозможно сразу же отреагировать на изменившуюся дорож- ную обстановку, что может вызвать опасные последствия.

Порядок выполнения работы

1. Получить задание у преподавателя.

2. Изучить конструкцию рулевого управления автомобиля за- данной модели.

3. Выписать основные сведения о рулевом управлении автомо- биля заданной модели:

Модель автомобиля                                                                    Тип рулевогомеханизма                                                                    Передаточное число рулевого механизма                                Количество шарниров в рулевом приводе                                Тип усилителя                                                                                     Компоновка элементов усилителя                                            

4. Начертить схему рулевого управления автомобиля заданной модели.

5. Изучить работы рулевого управления заданной модели авто- мобиля.


Содержание отчета

1. Название работы.

2. Основные сведения о рулевом управлении автомобиля задан- ной модели.

3. Схема рулевого управления.

4. Описание конструкции рулевого управления заданной модели автомобиля.

5. Принципа работы рулевого управления автомобиля заданной модели.

6. Выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Назначение рулевого управления.

2. Червячный рулевой механизм.

3. Реечный рулевой механизм.

4. Комбинированный рулевой механизм.

5. Рулевые приводы?

6. Назначение и конструкция рулевой трапеции, рулевые тяги и шарниры.

7. Регулировка рулевого механизма.

8. Гидроусилители  рулевого управления.

9. Насос гидроусилителя.

10. Электроусилители рулевого управления.

11. Ограничение углов поворота управляемых колес.

12. Защита шарниров рулевых тяг от влаги и пыли.

13. Люфт в рулевом управлении. Причины и способы устране-

ния.

14. Смазка деталей рулевого привода.


 


 

стем.


Работа № 18. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Цель работы:

1. Изучить назначение тормозной системы, типы тормозных си-

 

2. Изучить назначение и конструкцию элементов тормозного


гидравлического привода.

3. Изучить схемы и компоновки многоконтурных тормозных приводов.

Теоретическая часть

По своему назначению и выполняемым функциям тормозная система автомобиля подразделяется на рабочую, запасную, стояночную и аварий- ную. Рабочая тормозная система осуществляет снижение скорости автомо- биля и его остановку с необходимой эффективностью, запасная служит для остановки автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы, стояночная служит для удержания ав- томобиля на месте. Последнюю применяют и как аварийную при выходе из строя рабочей тормознойсистемы.

Рабочая тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов колес.

Привод тормозов служит для передачи усилия ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам колес ав- томобиля.

На современных легковых автомобилях применяется гидравли- ческий привод тормозов, в котором используется специальная тор- мозная жидкость.

Привод тормозов гидравлический (рис. 1.40) состоит из:

– Педали тормоза;

– главного тормозного цилиндра;

– рабочих тормозных цилиндров;

– тормозных трубок;

– вакуумного усилителя.


 

 

Рис. 1.39. Общая схема тормозной системы:

1 – тормозной механизм переднего колеса; 2 – трубопровод контура ”левый передний – правый задний тормоза ”; 3 – главный цилиндр гидро- привода тормозов; 4 – трубопровод контура ”правый передний – левый задний тормоза ”; 5 – бачок главного цилиндра; 6 – вакуумный усилитель; 7 – тормозной механизм заднего колеса; 8 – упругий рычаг привода регу- лятора давления; 9 – регулятор давления; 10 – рычаг привода регулятора давления; 11 – педаль тормоза; А – гибкий шланг переднего тормоза;

В – гибкий шланг заднего тормоза

 

Рис. 1.40. Схема гидропривода тормозов:

2 3 5   6 7 8
1 - тормозные цилиндры передних колес; 2 - трубопровод передних тормозов; 3 - трубопровод задних тормозов; 4 - тормозные цилиндры задних колес; 5 - бачок главного тормозного цилиндра; 6 - главный тормозной цилиндр; 7 - поршень главного тормозного цилиндра;

8 -шток; 9 - педаль тормоза


Когда нога водителя нажимает на педаль тормоза, то ее усилие, через шток передается на поршень главного тормозного цилиндра.

Давление жидкости, на которую давит поршень, от главного ци- линдра по трубкам передается ко всем колесным тормозным цилинд- рам, заставляя выдвигаться их поршни. Ну, а они, в свою очередь, пе- редают усилие на тормозные колодки, которые и выполняют основ- ную работу тормозной системы.

Современный гидропривод тормозов состоит из двух независи- мых контуров, связывающих между собой пару колес. При отказе од- ного из контуров, срабатывает второй, что обеспечивает, хотя и не очень эффективное, но все-таки торможение автомобиля.

К примеру, на автомобиле «Жигули» ВАЗ 2105, один контур объединяет тормозные механизмы передних колес, а другой зад- них. На автомобиле «Жигули» ВАЗ 2109, между собой связаны: пе- реднее левое колесо с задним правым, и переднее правое с задним ле- вым.

Для уменьшения усилия при нажатии на педаль тормоза и более эффективной работы системы, применяется вакуумный усилитель.

Усилитель явно облегчает работу водителя, так как использова- ние педали тормоза при движении в городской цикле носит постоян- ный характер и довольно быстро утомляет.

Вакуумный усилитель (рис. 1.41) конструктивно связан с глав- ным тормозным цилиндром. Основным элементом усилителя являет- ся камера, разделенная резиновой перегородкой (диафрагмой) на два объема. Один объем связан с впускным трубопроводом двигателя, где создается разряжение около 0,8 кг/см2, а другой с атмосферой (1 кг/см2). Из-за перепада давлений в 0,2 кг/см2, благодаря большой площади диафрагмы, «помогающее» усилие при работе с педалью тормоза может достигать 30 – 40 кг и больше. Это значительно облег- чает работу водителя приторможениях.


 

 

Рис. 1.41. Схема вакуумного усилителя:

1 - главный тормозной цилиндр; 2 - корпус вакуумного усилителя; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - педаль тормоза

 

     
 

 


 

 

Рис. 1.42. Схема работы бара- банного тормозного механизма 1 - тормозной барабан; 2 - тор- мозной щит; 3 - рабочий тор- мозной цилиндр; 4 - поршни рабочего тормозного цилинд- ра; 5 – стяжная пружина;

6 - фрикционные накладки; 7 - тормозные колодки


Рис. 1.43.Схема работы диско- вого тормозного механизма

1 - наружный рабочийцилиндр

(левого) тормоза; 2 - поршень;

3 - соединительная трубка; 4 - тормозной диск переднего (левого) колеса; 5 - тормозные колодки с фрикционными на- кладками; 6 - поршень; 7 - внутренний рабочий цилиндр переднего (левого)тормоза


Тормозной механизм предназначен для уменьшения скорости вращения колеса, за счет сил трения возникающих между накладками тормозных колодок и тормозным барабаном или диском. Тормозные механизмы делятся на барабанные и дисковые. На отечественных ав- томобилях барабанные тормозные механизмы применяются на задних колесах, а дисковые на передних. Хотя в зависимости от модели ав- томобиля могут применяться только барабанные или только дисковые тормоза на всех четырех колесах.

Барабанный тормозной механизм (рис. 1.42) состоит из:

– тормозного щита;

– тормозного цилиндра;

– двух тормозных колодок;

– стяжных пружин;

– тормозного барабана.

Тормозной щит жестко крепится на балке заднего моста автомо- биля, а на щите, в свою очередь, закреплен рабочий тормозной ци- линдр. При нажатии на педаль тормоза поршни в цилиндре расходят- ся и начинают давить на верхние концы тормозных колодок. Колодки в форме полуколец прижимаются своими накладками к внутренней поверхности круглого тормозного барабана, который при движении автомобиля вращается вместе с закрепленным на нем колесом.

Торможение колеса происходит за счет сил трения, возникаю- щих между накладками колодок и барабаном. Когда же воздействие на педаль тормоза прекращается, стяжные пружины оттягивают ко- лодки на исходные позиции.

Дисковый тормозной механизм (рис. 1.43) состоит из:

– суппорта;

– одного или двух тормозных цилиндров;

– двух тормозных колодок;

– тормозного диска.


Суппорт закреплен на поворотном кулаке переднего колеса ав- томобиля. В нем находятся два тормозных цилиндра и две тормозные колодки.

При нажатии на педаль тормоза поршни начинают выходить из цилиндров и прижимают тормозные колодки к диску. После того, как водитель отпустит педаль, колодки и поршни возвращаются в исход- ное положение за счет легкого «биения» диска. Дисковые тормоза очень эффективны и просты в обслуживании.

Стояночный тормоз приводится в действие поднятием рычага стояночного тормоза в верхнее положение. При этом натягиваются два металлических троса, последний из которых заставляет тормоз- ные колодки задних колес прижаться к барабанам. И как следствие этого, автомобиль удерживается на месте в неподвижном состоянии. В поднятом состоянии, рычаг стояночного тормоза автоматически фиксируется защелкой. Это необходимо для того, чтобы не произош- ло самопроизвольное выключение тормоза и бесконтрольное движе- ние автомобиля в отсутствии водителя.

Порядок выполнения работы

1. Получить задание от преподавателя.

2. Изучить назначение и конструкцию элементов тормозной си- стемы заданной модели автомобиля.

3. Изучить назначение и конструкцию элементов тормозного гидравлического привода.

4. Выписать основные сведения о тормозной системе автомоби- ля заданной модели:

Модель автомобиля                                                                   

Тип колесных тормозных механизмов: а)передних                

б)задних                  Количество контуров в приводе                                               Тип усилителя                                                                                   Регулятор тормозных сил                                                          Тормозная жидкость                                                                 


5. Начертить схему тормозной системы автомобиля заданной модели.

6. Начертить схему барабанных тормозных механизмов с распо- ложением рабочих цилиндров, объяснить ее достоинства и недостат- ки.

7. Начертить схему дисковых тормозных механизмов с распо- ложением рабочих цилиндров, объяснить ее достоинства и недостат- ки.

Содержание отчета

1. Название работы.

2. Схема тормозной системы заданной модели автомобиля.

3. Описание работы и основные сведения о тормозной системе.

4. Схема барабанных механизмов и описание их работы.

5. Схема дисковых механизмов и описание их работы.

6. Выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Тормозные системы автомобиля (по назначению).

2. Типы тормозных механизмов.

3. Регулировка зазоров в тормозных механизмах.

4. Рабочие тормозные цилиндры.

5. Главные тормозные цилиндры.

6. Вакуумный усилитель автомобиляВАЗ-2108.

7. Действие двухконтурного тормозного привода при выходе из строя одного из контуров.

8. Регулятор тормозных сил ВАЗ-2101 иВАЗ-2108.

9. Заполнение тормозного приводя жидкостью и удаление воз- духа из него.

10. Сигнализатор падения уровня тормозной жидкости.

11. Стояночный тормоз. Привод стояночного тормоза.


Работа № 9 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Цель работы:

1. Изучить назначение и схему электрооборудования автомобиля.

2. Изучить назначение и конструкцию элементов электрооборудова- ния автомобиля.

Теоретическая часть

Электрооборудование легковых автомобилей работает при на- пряжении 12 В. На автомобилях применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования. С “плюсом” источника питания потребители соединяются проводом, а с “минусом” – через кузов автомобиля или “массу”. Такой метод позволяет уменьшить число проводов и упростить их монтаж. Соединение с массой «мину- са» источников питания уменьшает износ металлических деталей ку- зова вследствие электрохимический коррозии.

Для обеспечения монтажа все провода объединены в жгуты. Для соединения проводов применяют малогабаритные плоские штекерные наконечники. Штекерные колодки хорошо защищают соединения от воды и грязи, что способствует надежной работе системы электро- оборудования, в особенности системы зажигания.

Связующим узлом всей электропроводки автомобиля является монтажный блок (рис. 1.44). Сверху монтажный блок закрыт про- зрачной пластмассовой крышкой, на которой против каждого предо- хранителя и реле нанесен условный знак (символ), показывающий, какие узлы электрооборудования защищает данный предохранитель или включает то или иное реле.


 

 

Рис. 1.44. Монтажный блок:

1 – реле включения очистителя фар; 2 – реле времени смывателя заднего стекла; 3 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнали- зации; 4 – реле стеклоочистителя; 5 – контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп; 6 – реле включения обогрева заднего стекла; 7 – запасной предохранитель; 8 – реле включения дальнего света фар; 9 – реле включения ближнего света фар; 10 – предохранитель;

11 – реле включения электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 12 – реле включения звукового сигнала

 

 


 

104


Рис. 1.45. Аккумуляторная батарея:

1 – корпус; 2 – крышка; 3 – положительный вывод; 4 – межэлектрод- ное соединение; 5 – отрицательный вывод; 6 – пробка; 7 – индикатор для проверки уровня электролита; 8 –сепаратор;

9,10 – положительная и отрицательнаяпластины


Не защищена предохранителем система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее лишний элемент, снижающий надежность си- стемы в эксплуатации. Цепь пуска двигателя также не защищается, чтобы не снижать надежность пуска. Кроме того, не защищены пре- дохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, цепь управления электромагнитным клапаном карбюратора и реле включения ближне- го и дальнего света фар.

Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Цепи питания тех узлов электрообору- дования, работа которых может потребоваться при любых обстоя- тельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее. К таким уз- лам относятся: звуковой сигнал, лампы стоп сигнала в задних фона- рях, прикуриватель, плафон освещения салона, штепсельная розетка для переносной лампы и цепь питания аварийной сигнализации.

Источником электрической энергии являются аккумуляторные батареи, служащие для пуска двигателя и питания током приборов электрооборудования при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Принципиальная конструкция аккумуляторной батареи приве- дена на рис. 1.45.

Генератор, являясь основным источником электрической энер- гии на автомобиле, служит для питания всех ее потребителей и заряда аккумуляторной батареи при средней и большой частоте вращения коленчатого вала двигателя. На современных отечественных легко- вых автомобилях устанавливают генераторы переменного тока, кото- рые имеют значительные преимущества по сравнению с ранее приме- нявшимися генераторами постоянного тока. Отсутствие коллектора в генераторе переменного тока позволяет повысить частоту вращения ротора при работе двигателя в режиме холостого хода, снизить износ щеток и токосъемных колец.


 

 

14

 

 

11 1213     

 

 

 

 

     
 

 

21

 

 

 

25

26

Рис. 1.46. Генератор:

1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вен- тиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока;

5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор;

8 – вал ротора; 9 – вывод “30” генератора; 10 – вывод “61” генератора; 11 – вывод “В” регулятора напряжений; 12 – регулятор напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентиля- тором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка


Генератор (рис. 1.46) переменного тока и аккумуляторная бата- рея, расположенные на автомобиле, работают параллельно, однако их совместная работа возможна только при наличии выпрямительного устройства. Детали выпрямителя закреплены на крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести крем- ниевых вентилей типа ВА-20 – полупроводниковых приборов, про пускающих ток только в одном направлении. Они находятся в специ- альном выпрямительном блоке.

При неработающем двигателе или при его работе на малых час- тотах вращения коленчатого вала диоды выпрямителя предотвращают прохождение тока от аккумуляторной батареи в генератор, защищая его от обратных токов, а аккумуляторную батарею – от разряда. Та- ким образом, применение кремниевых выпрямителей исключает ус- тановку реле обратного тока и ограничителя тока.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от пиковых импульсов напряжения в бортовой сети, а также для снижения помех радиоприему устанавливается конденсатор.

Порядок выполнения работы

1. Получить задание у преподавателя.

2. Изучить схему электрооборудования заданной модели авто- мобиля.

2. Изучить назначение и конструкцию элементов электрообору- дования заданной модели автомобиля.

3. Выписать основные сведения о электрооборудовании заданной модели автомобиля:

Типа ккумуляторной батареи                                                         Количество аккумуляторных элементов в батарее                         Емкость батареи в ампер-часах                                           <


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.