Свидетельство от антропологии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Свидетельство от антропологии

2022-11-24 22
Свидетельство от антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку антропологи изучают культуры, в которых часто практикуются ритуальные проклятия, действующие даже на большом расстоянии, считаю, что именно они должны знать, происходит все это в реальности или нет. На протяжении многих лет, как только мне представлялся случай, я спрашивал у антропологов об этих возможностях. И неизменно их ответом было: «Конечно же, нет, не происходит», или что-нибудь в том же роде. Но, казалось, большинство из этих специалистов испытывали явный дискомфорт каждый раз, когда я спрашивал, и в конце концов я пришел к выбоду, что они попросту не хотят обсуждать эту тему.

И я перестал задавать вопросы. Но однажды я очутился на какой-то конференции и во время обеда оказался за одним столом с профессором Майклом Гарнером, известным антропологом и экспертом в области шаманизма. И тут я понял, что мне подворачивается счастливый случай задать мой вопрос настоящему ученому. Гарнер потратил годы, собирая данные непосредственно в той местности, где живут индейцы племени хибаро - у истоков реки Амазонки. За время своего пребывания в тех местах он изучил их язык, глубоко проник в их культуру и близко познакомился с аспектами повседневной жизни этого племени.

«Доктор Гарнер, вы встречали когда-нибудь шаманов, которые могли послать проклятие человеку на большом расстоянии от них, и так, чтобы жертва не знала об этом?» - спросил я.

«В племени хибаро проклятие на расстоянии воспринимается как нечто должное, - без колебаний ответил Гарнер. - Многие из тех шаманов, которых я встречал на Амазонке, утверждали, что прекрасно умеют это делать. И у меня нет оснований не верить им».

«Но почему они проклинали людей, находясь на расстоянии? - спросил я. - Почему не с глазу на глаз, как это обычно делают колдуны?»

«Они объясняют это просто и логично. - ответил Г арнер. - Если жертва не осведомлена о том, что ее проклинают. то не может оказать этому противодействие или отомстить шаману, даже попытаться физически убить его. В качестве дополнительной меры безопасности шаманы хибаро предпочитают проклинать на расстоянии, причем делают это не в одиночку, а вместе с двумя-тре- мя другими шаманами. Если жертва останется невредимой, то, по крайней мере, вина за это падет на всех троих. Вот почему проклятие на расстоянии рассматривается как наиболее безопасный прием».

Проклятие на расстоянии или негативную молитву нельзя путать с колдовством. Когда колдун совершает свои колдовские действия, он воздействует на символические образы жертвы: куклу, одежду этого человека, выделения тела, волосы, срезанные ногти, грязь с той дорожки, по которой прошла жертва, или его фотографию. Затем (согласно заключениям физиолога Уолтера Кэннона) они намеренно доводят до сведения субъекта, что ему послано проклятие. То, что жертва должна быть осведомлена о том, что проклята, - основная составляющая проклятия. Жертва, узнав, что ей посылается проклятие, тем самым принимает свой жребий и вступает во взаимодействие с ним - то есть умирает. Жители деревни того племени, где живет жертва, осознают, что происходит, и ведут себя по отношению к жертве так, как если бы этот человек действительно собрался умереть, - что ускоряет его кончину.

Проклятие типа колдовства носит локальный характер. Оно происходит в конкретной точке пространства и времени, «здесь и сейчас». Негативная же молитва - нелокальное действие, производится на расстоянии от принимающего лица, без его ведома. Колдовство приводится в действие с помощью сенсорных механизмов: жертва либо сама слышит проклятие, либо до нее доходят слухи об этом, либо это осуществляется путем прикосновения и т. д. А когда имеет место проклятие на расстоянии или нега тивная молитва, жертва ничего не знает об этом и не имеет сенсорного контакта с тем, кто его посылает. А так как нет известных физических механизмов, посредством которых может быть передана негативная молитва или проклятие, то с научной точки зрения это считается невозможным. Вероятно, это основная причина, почему антропологи академического направления так неохотно идут на исследования или признание этого феномена.

Хольгер Кальвайт, немецкий этнолог, изучавший шаманизм на Гавайях, на американском Юго-Западе, в Мексике, и в Тибете, высказал свое мнение эксперта об этой темной стороне шаманизма в своей книге «Шаманы, целители и врачи» («Shamans, Healers and Medicine Men»). По мнению Кальвайта, действия черной магии - «пагубные мысли, которые передаются врагу» - зависят от трех принципов: 1) телепатической коммуникационной сети и связи всех людей посредством телепатического звена... общего для всех людей, связанных с природой; 2) понимания того, что Вселенная... это вибрирующее единство, которому каждый, особенно из тех, кто имеет отношение к знахарству, может открыться; и 3) принципа эмфатического созвучия - как это было в первобытные времена, когда существовала взаимосвязь между всеми живыми существами, включая камни, растения и даже небо и землю. Это те же принципы, которые мы уже видели и которые лежат в основе доброжелательного, благотворного использования молитвы.

В своей книге «Койот на раненой планете» («Coyote On a Wounded Planet») Нил Клермон показывает, как эти принципы сходятся вместе, чтобы воздействовать на все аспекты жизни, особенно на наши взаимоотношения с другими людьми, во имя добра или зла. Он поясняет, что нам необязательно принадлежать к первобытным культурам или быть шаманами, чтобы постичь те состояния сознания, которые влияют на нас, - они действуют на глубинных уровнях, независимо от того, знаем мы об этом іти нет.

Калвайт приводит любопытный пример, как гнев и негативные мысли могут выйти из-под контроля и на расстоянии причинить вред ни в чем не повинному человеку.

Джон Квинн из племени тенино, штат Орегон, был обвинен своими собратьями по племени в совершении трех убийств. Квинн лишь на какое-то мгновение дал волю своему гневу, отразившемуся в злонамеренной мысли, направленной против одного из обвинителей. И его дух, всегда готовый помочь ему, тут же воспринял эту мысль как приказ убить и устремился на его выполнение. Но дух столкнулся с ни в чем не повинной девушкой, которая в тот момент проходила мимо двери. Квинн не знал об этом. И девушка умерла, прежде чем он или другой шаман смог ей помочь.

А вот другой пример, когда мужчина, обладавший колдовской силой, использовал ее в целях воздаяния.

Билли, австралийский пастух, пасший овец около станции Киджилиджи, обладал необычайной способностью концентрировать мысли. Он получал еду на станционной кухне, но ему не разрешали есть вместе с белыми. Ему следовало брать свою порцию и съедать ее где-нибудь в укромном уголке в полном одиночестве. Однажды утром, когда он пришел с опозданием, белый повар швырнул его порцию пищи на мусорную кучу. Билли молча вернулся в становище своего племени, мысленно произнес заклятие, снял с себя священный шнурок и свернул его в клубок наподобие гнезда. Потом пошел к дому повара и несколько раз бросил этот клубок в двери и окна дома, а затем, когда шел обратно в становище, тащил шнурок за собой. Этими действиями он призвал на помощь силу своего магического тотема - молнии, которая ударила прямо в дом повара, и дом загорелся. Сам же повар в это время находился на станционной кухне и ставил на плиту кастрюлю с водой. Билли своей колдовской песней превратил воду в керосин, и на кухне тоже начался пожар.

А можем ли мы изучить эти случаи в лаборатории? Антрополог Джоан Гелифакс относится к этому скептически. Она утверждает: «Эти случаи (с проклятиями) кажутся фантастикой... они, несомненно, заслуживают исследования на месте. Я подчеркиваю - исследование на месте действия... Это немыслимо, если не сказать абсурдно - проводить подобные эксперименты в лаборатории».

Одной из серьезных проблем изучения этих феноменальных явлений в условиях лаборатории является опасение: а вдруг проклятие «сработает»? Тогда люди, принимавшие участие в исследовании, могут умереть! Приведу любопытную историю. Профессор, который вел курс лекций «Парапсихология оккультных наук», однажды пошел на риск. Один из его студентов заявил, что обладает способностью «натравливать» смерть путем проклятия. Он хотел продемонстрировать эту способность для своей статьи по данной теме. Профессор согласился. «Но... мы не могли позволить ему убить какого-нибудь ни в чем не повинного человека - это было бы ужасно несправедливо, - сказал профессор. - Поэтому мы сошлись на том, что он попытается убить проклятием меня». Профессор оставил у нотариуса запечатанный конверт с надписью: «Открыть после моей смерти - если она свершится в течение года». В конверте лежала записка, где нотариусу давалось указание: поставить такому-то студенту высшую оценку, если профессор умрет, а если не умрет - самый низкий балл (студент согласился с этим условием). Студента постигла неудача. И вот что сказал профессор: «Думаю, вокруг есть много людей, которые могут стать мишенями для тех, кто заявляет, что может вызвать смерть проклятием, - включая и меня... но мы можем проверить эту гипотезу».

«МОЛИТВА О СМЕРТИ»

В 1917 году психолог Макс Фридом Лонг прибыл на Гавайи и устроился работать учителем в районе, расположенном неподалеку от вулкана Килауэ. Всю свою жизнь он интересовался религиями разных народов. Он мечтал познакомиться с местными колдунами, кахунас, или «хранителями тайны», приложил большие усилия, чтобы проникнуть в мир их тайных представлений и магию обрядов.

Лонг посвятил много времени изучению магии кахунас, и это вызвало у него не только чувство уважения, но и искреннее восхищение! «Если бы мы могли научиться использовать это так, как делают местные колдуны Полинезии... -сказал он, - то, возможно, смогли бы изменить мир». Он занимался конкретно магией ана-аиа, что для жителей Гавайских островов означает «молитва о смерти». Лонг узнал, что в традиции полинезийских кахунас, распространенных на Гавайских островах, «молитва о смерти» носила значение искупления. Вот как он описывает ее действие:

Кахунас учили... людей жить, не причиняя другим вреда. Но они считали, что люди, намеренно причиняющие зло другим, заслуживают смерти, и часто наказывали их с помощью «молитвы о смерти». Благодаря этому в Полинезии сформировалась самая дружественная и вежливая нация из всех в мире. Все, без исключения, ранние исследователи восхищались этим народом и в своих работах упоминали их удивительную особенность -. доброе отношение к жизни и людям.

Кахунас были своего рода психологами, наделенными даром предвидения. Они верили, что у каждого человека есть две души и два духа, что в грубом сравнении соответствует двум частям разума-сознательной и подсознательной. Лонг отмечает, что первые миссионеры считали идею относительно двух душ «смешной и глупой концепцией, присущей варварам и дикарям. У человека есть лишь одна душа», и их задача состояла в том, чтобы спасти ее, если это возможно. Идея о том, что человеческий разум может состоять из двух частей, не укладывалась в голове миссионеров. Это было в 1820 году, за полвека до Фрейда.

Именно эта психологическая схема делает «молитву о смерти» возможной. Кахунас понимали то, о чем мы, на Западе, узнали позднее: что подсознание восприимчиво к внушению, даже если внушение абсурдно и нелогично. Эта наивная восприимчивость позволяла по сеять «ростки смерти» в подсознание жертвы и тем заставляла ее умереть.

Слабым местом в броне подсознания, что позволяло вводить фатальное воздействие, было чувство вины. Лонг особое ударение делает на ключевой роли внушения смерти с помощью молитвы: вина была «тем тайным и невероятно важным, о чем уже знали кахунас, но смутно различимым и непонятным приверженцам религии всего остального мира». Тот, кто обладал глубоким чувством вины за действительные или воображаемые грехи, мог быть подвергнут атаке духа, направленного на наказание. Подсознание жертвы покорно принимало эту атаку из-за убежденности, что заслужило это наказание.

Возможно, в чем-то это напоминает обычное колдовство, при котором смерть жертвы - результат внушения и взаимодействия с проклятием. Но, в отличие от колдовства, «молитва о смерти» передается нелокально на расстоянии, когда жертва об этом не знает, при отсутствии сенсорных сигналов или информации. Лонг понимал уникальность этой особенности и снова и снова ее подчеркивал. «Ни одно из обычных объяснений “молитвы о смерти” (использование таинственного яда или смерть как следствие суеверия) не было верным, - говорит он. - Почти никогда жертва не знала, что ее вот-вот убьют с помощью магии».

Симптомы конца появлялись у любого умирающего человека. Сначала он переставал чувствовать ступни ног, затем наступало онемение, сопровождавшееся покалыванием, медленно поднималось вверх, до пояса. Начинался медленный паралич нижних конечностей. За этими симптомами в конце концов следовал общий коллапс и затем - смерть. РАЗВЕ ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ ДЕЙСТВУЕТ ПО ПРИНЦИПУ «ЗАРАЗНОЙ» МАГИИ?

Ранее мы приводили слова сэра Джеймса Фрэзера, что тот, кто верит в магию, передающуюся через третьих лиц, допускает ошибку, полагая, что то, «что однажды находилось в контакте друг с другом, будет находиться в контакте всегда». Забавно, но, как мы уже отмечали, современные исследования в области квантовой механики наводят на мысль, что феномен, столь решительно опровергнутый сэром Джеймсом, действительно существует на уровне элементарных частиц. Сейчас, после разработки теоремы Белла и многих экспериментов, физики утверждают, что действительно элементарные частицы, находившиеся когда-то во взаимодействии, в каком-то смысле навсегда остаются соединенными друг с другом. И изменение в одной создает изменение в другой, даже если они отделены друг от друга огромным расстоянием, находятся на противоположных концах Вселенной! Кажется, что «заразная» магия вплетена в материю Вселенной!

Этот пункт заслуживает особого внимания. Физик Ник Герберт, авторитет по теореме Белла, описывает эти разработки в своей книге «Квантовая реальность»:

Несмотря на неприятие нелокального взаимодействия со стороны традиционных физиков, несмотря на тот факт, что все известные силы неоспоримо локальны; несмотря на то, что - согласно теории Эйнштейна - контакты не могут происходить со скоростью, превышающей скорость света...,Белл утверждает, что мир буквально заполнен нелокальными связями. Более того, эти связи, осуществляющиеся без всякого контакта, проявляют ся не только в каких-то редких и экзотических ус- ловиях, но лежат в основе всех событий повседневной жизни. Нелокальные связи происходят повсеместно, потому что сама по себе реальность нелокальна.

А могли бы люди «общаться» таким же сверхъестественным образом, как элементарные частицы, а значит, сделать возможными негативную молитву и проклятие на расстоянии? Конечно же, теорема Белла не доказывает, что все это возможно. Среди антропологов, как мы отмечали ранее, шли ожесточенные споры, существуют ли эти связи вообще. Более того, теорема Белла имеет дело с невидимыми элементарными частицами, а не с людьми (хотя физик Герберт приводил доказательство, показывающее, что теорема применима не только к невидимому миру квантовых частиц, но и к нашему огромному, столь знакомому миру). Введение в эти дебаты концепции о нелокальности могло оказаться ценным - ведь если бы антропологи и другие исследователи осознавали, что принцип нелокальности стал частью современной физики - нашей самой точной науки, - то это, возможно, побудило бы их поразмыслить над этими странными историями, связанными с магией и воздействием на расстоянии.

Опять-таки, можно вспомнить слова Фрэзера: «Люди, верящие в магические влияния, совершают ошибку, допуская, что то, что однажды находилось в контакте друг с другом, будет находиться в контакте всегда». На деле никакой «ошибки» тут нет, так как по этому принципу действует Вселенная на уровне элементарных частиц. Возникает интересный вопрос: не является ли Бог самым главным шаманом, использующим «заразную» магию? РАЗВЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОЗИТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ?

Дениэль Дж. Бенор однажды был озадачен вопросом человека, который спросил: если молитва может позитивно воздействовать на человека, то не может ли быть и негативной? Вот ответ Бенора:

Ваше беспокойство разделяют многие люди, которые слышали о духовном исцелении. Они говорят, что если целитель может мысленно произвести во мне позитивные изменения, то разве не может он также произвести во мне и негативные изменения? Отчеты как целителей, так и тех, кого исцеляли, обычно велись в направлении позитивного влияния и говорили, что негативных воздействий не происходит. Я... обстоятельно изучал литературу по этой теме. И вот единственные негативные влияния: боль устранена, но больные этим обеспокоены - они хотели, чтобы часть боли осталась, чтобы они могли вести наблюдение: прогрессирует их болезнь или нет. Но и это тоже было всего лишь предположением. Не было выявлено ни одного случая, когда устранение боли несло в себе опасность для здоровья больного. Были отчеты о целителях, которые, фактически, приводили к гибели животных: в одном случае - крысы, в другом - коровы... Целители убивали бактерий... но трудно судить по этим отдельным отчетам.

Согласно одному исследованию, проведенному в Южной Африке, во Вселенной есть некая благотворная сила, гарантирующая только позитивные проявления молитвы, предохраняющая от ее негативного использова ния. В этом исследовании целитель пытался оказать воздействие на опухоли у 30 мышей. Попытки уменьшить размеры опухолей были невероятно успешными, но целитель оказался не в состоянии увеличить их размер.

В случаях парасоматических воздействий можно выделить несколько постоянных особенностей (см. главу 2), что также предполагает присущее молитве «благотворное» воздействие на расстоянии. Эти случаи обычно имеют место между людьми, которых связывают симпатия, любовь и сострадание, то есть между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, возлюбленными. И хотя «передаются» даже неприятные или причиняющие боль симптомы или ощущения, эти чувства служат для благожелательной или более высокой цели - такой, например, как предупреждение или сигнал тревоги. Отмечен такой случай, когда женщина, находясь за пределами своего дома, вдруг начала задыхаться - и «уже знала», что ее маленький ребенок упал в плавательный бассейн. И она бросилась со всех ног домой, чтобы спасти его.

Многие верят, что если между людьми, находящимися далеко друг от друга, есть сострадание, любовь и сопереживание, то их молитва не навредит. Я понимаю, почему люди хотят, чтобы это было правдой. В человеческой душе есть нечто такое, что не приемлет неопределенности, что стремится к ясности и хочет, чтобы молитва помогала, была милостивой и никогда не причиняла вреда. Я тоже хотел бы верить, что в мире есть нечто, что защищает и оказывает благожелательное действие, препятствует желанию кому-либо навредить. Но, ознакомившись с этнографическими данными и экспериментальными свидетельствами, я понял, что придется допустить тот факт, что негативная молитва - явление реальное. Мне не известно ни об одной терапии в мире, полностью свободной от побочных действий. Каждый год лечащие врачи неумышленно убивают десятки тысяч людей из-за непредвиденных побочных действий лекарств и хирургических процедур. Всякого рода целители также умудряются причинять вред людям - иногда очень серьезный. Во время процедур акупунктуры (иглоукалывания) иглами заносят инфекцию в кровоток. Всевозможные лекарственные травы, о которых повсюду трубят, что они не имеют побочных действий, потому что являются «природными» средствами лечения, вызывали неожиданные реакции, начиная с кожной сыпи и кончая анафилактическим шоком. А «безвредные» манипуляции с позвоночником вызывали паралич. То же и с молитвой: хотя ее потенциальная сила в деле исцеления необычайно велика, есть в ней й темная сторона, которую не может осветлить даже ее взаимосвязь с Божественным. Вы спросите почему? Потому что и Божественное тоже имеет темную сторону: ведь и Люцифер когда-то пребывал на небесах.

Как врач считаю разумным, прежде чем начать курс лечения, выяснить, нет ли противопоказаний, какие имеются побочные действия, в чем может содержаться потенциальный вред. Я задал бы те же вопросы и о молитве. Слишком часто нас потчевали обещаниями крупных достижений и чудесных исцелений, которые потом оборачивались горьким разочарованием, когда' обнаруживались негативные аспекты лечения. Мы можем с энтузиазмом относиться к позитивному действию молитвы — поскольку это оправдано самой жизнью, - но все-таки нам не следует уподобляться дикарям.

 

ЧАСТЬ III

СВИДЕТЕЛЬСТВО

 

Глава 10

БОГ В ЛАБОРАТОРИИ

Мы посещаем свои загородные дома, группы холистического здоровья, собрания религиозных групп по выходным или по вечерам, занимаемся боевыми искусствами, а на следующее утро надеваем свою рабочую одежду, чтобы вернуться к строго аналитическим, состоящим из бесконечных столбцов все нарастающих цифр, обезличенным манипуляциям нашего бизнеса, к своей повседневной работе. А между тем под нашими накрахмаленными воротничками или лабораторными халатами наше духовное «я» подает тихие, робкие сигналы, продолжая мечтать, надеяться, любить и молиться.

Хотя это и прозвучит как слова Спока в фильме «Звездный путь», но разве это логично для такого создания, как человек, - стремиться к чему-то, молиться или любить и в то же время сомневаться, постоянно сомневаться? Или если эмпирически эффективность этих действий признается, то почему такие явления не исследуются и не применяются в нашей работе или науке? Почему наши таинственные ментальные и духовные «я» не могут проявляться и в духовной, и в практической сферах? Действительно, почему первое и второе не может проявляться как единое целое?

Роберт Дж. Ян и Бренда Дж. Данн, «Грани реальности» («Margins of Reality»)

Весной 1992 года я был приглашен на конференцию по теме здоровья в Израиль, на побережье Мертвого моря. Как забавно, подумал я тогда, обсуждать проблемы,

 .  

касающиеся здоровья, на берегу мертвого «тела» воды - прямо-таки один из парадоксов, которыми изобилует Восток! Это был мой первый визит в эту часть света, и он произвел на меня сильное впечатление. Было интересно побродить по пустыне, которая помнит пророков и властителей, сменявших друг друга на протяжении тысячелетий; где зародились три величайших в мире религии; где бушевали самые свирепые и дикие войны, известные человечеству.

После конференции я поехал в Иерусалим. Мне хотелось посмотреть Kotel, Западную Стену, которую часто называют Стеной Плача, потому что евреи, следуя старинной традиции, приходят туда, чтобы погоревать о разрушении их Храма. В первый раз этот Храм - около 950 года до нашей эры, который часто называют Золотым веком Израильского царства, - построил царь Соломон, который, как считается, написал Книгу Притчей, Книгу Екклесиаста и Книгу Песнь Песней. Стена Плача была построена Иродом Великим в 20 году до нашей эры, чтобы поддержать террасу Храма. После продолжительной осады Иерусалима в 70 году нашей эры римский полководец Тит пробил городскую стену и разрушил Храм. А Западная Стена уцелела. Теперь она служит живым напоминанием всем евреям об их богатой истории и является одним из самых знаменитых исторических памятников в мире. В любой час суток можно увидеть правоверных иудеев в характерной для них черной одежде, то там, то здесь отвешивающих поклоны, ритмично раскачиваясь в такт молитве перед массивными каменными выступами стены.

И хоть я не еврей, меня тоже непроизвольно потянуло к этой стене. Стоя в молчании рядом с правоверными иудеями, я заметил, что трещины и щели между огромны-

9 Исцеляющие слова 257

 

 

ми камнями битком набиты клочками бумаги, на которых написаны молитвы. Желая принять участие в этом древнем ритуале, я вытащил из кармана листок бумаги и стоял задумавшись, с ручкой в руке, приготовившись написать какую-нибудь особенную молитву. Но ничто такое не приходило в голову. Несмотря на то что меня окружали молящиеся люди, я не мог думать ни о чем таком, о чем можно было помолиться. В этот момент все, казалось, идет так, как надо. И вот единственное, о чем я тогда подумал: я хочу узнать истину.

Наконец я сложил пустой листок, засунул его в одну из щелей, где уже лежали тысячи других письменных просьб, и молча пошел прочь. Когда я уходил, в мозгу моем появился образ совсем другой стены - видение о том времени, когда только-только зарождалась наука.

ЗАРЯ НАУКИ И СТЕНА ИСТИНЫ

В XVI веке в Европе - как описывает это философ Джейкоб Нидлман в своей работе «Чувство космоса» («А Sense of the Cosmos») - церковь была основным арбитром, решавшим, что истинно, а что - нет, вершителем дел всего мира и судьбы каждого человека в отдельности. Наука же - хотя этого слова тогда еще не существовало - возникла в процессе борьбы с властью церкви. Пожалуй, самый известный тому пример - Гали- лей (1564-1642), осужденный церковью провести последние годы жизни под домашним арестом. Что собой представляли тогда первые ученые? Это были люди, которые превыше всего ставили открытое соприкосновение с реальностью, личный опыт, которым не могли бы помешать ни авторитетные лица, ни вероучения. У Нидлмана есть выразительная метафора: ранние ученые шли к стене истины, где они в одиночку противостояли миру и просили Вселенную открыть свои тайны в их, тогда еще примитивных, экспериментах.

Когда я уходил от Стены Плача в Старом городе Иерусалима, этот образ стены истины первых ученых казался точно отражавшим суть и имел для меня конкретное значение. В то время я работал над этой книгой и пытался решить вопрос: допустимо ли исследовать молитву с позиции науки? Но после того как я побывал у Стены Плача, у меня осталось чувство, что это не только допустимо, но и необходимо. С этим согласится не каждый.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.