Методика проведения лекционных занятий на теории — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика проведения лекционных занятий на теории

2022-10-10 33
Методика проведения лекционных занятий на теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проведение лекционных занятий теоретического курса обучения основано на общепринятой методике проведения традиционных занятий.

 

План занятия как учебно-методический документ регламентирует ход конкретного занятия, в котором, во-первых, определяется цель и задачи занятия; во-вторых, показывается эффективность использования времени; в-третьих, единство, порядок и последовательность работы участников образовательного процесса и др.

 

 

План теоретического занятия

Дата_______

Тема занятия___________

Цель занятия________________

Задачи: обучения, развития, воспитания___________________________

Оборудование (оснащение) занятия_______________________________

 

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала.

3.Сообщение темы нового материала и цели занятия.

4.Объяснение нового учебного материала.

5.Закрепление материала.

6.Рефлексия.

7.Итог занятия.

 

Время на каждую часть занятия устанавливается педагогами на усмотрение.

Занятие начинается с организации начала занятия, проверки явки, создания психологического настроя на учебную деятельность и активизации внимания.

Повторение пройденного материала включает в себя краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате занятия.

Объяснение нового учебного материала начинается с введения в предлагаемый образовательный материал. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у обучающихся к новому материалу. Возбудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса.

Объяснение нового материала сопровождается оформлением конспекта занятия. Новый материал может быть в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания. Педагог должен применять:

1) Обобщение. Обучающимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале.

2) Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала.

3) Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал в своей практической творческой деятельности.

 

Закрепление материала проводится с целью установления качества и правильности усвоения нового материала, выявления неверных представлений и их коррекции в форме фронтального опроса или с применением карточек-заданий, кроссвордов, графического диктанта, заданий самостоятельной работы.

 

Рефлексия – это мобилизация детей на самооценку своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.

 

Итог занятия сопровождается анализом и оценкой успешности овладения знаниями, выставлением оценок, наметками перспектив последующей работы, оглашением домашнего задания, если необходимо.

 

При подготовке любого занятия педагог должен помнить следующие правила:

1. Необходимо добиваться результативности проводимых занятий

2. Необходимо применять на занятиях теоретического обучения наглядный показ, использовать при этом наглядные пособия (плакаты, муляжи, карточки-задания, кроссворды, продукты, посуду для подачи готовых блюд), технические средства обучения, учебные видеофильмы

3. Важным является использование на занятиях межпредметных связей – связей с другими областями деятельности и знаний

4. Своими занятиями способствовать развитию у обучающихся памяти, мышления, интереса к изучению предмета.

5. Каждое занятие должно способствовать воспитанию у обучающихся добросовестного отношения к труду, бережного отношения к сырью, уважительного отношения к посетителям предприятий общественного питания, любви к избранной профессии

6. Предлагать новый материал в старых рамках по правилу «от известного к неизвестному». Педагог начинает с того, что обучающийся знает. Воспитанник может воспринять и понять новое посредством подобного старого, приобретенного им на опыте. Это правило предполагает определенную логическую последовательность:

- найти то, что обучающийся знает или чего не знает;

- переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами;

- материал распределяется в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.

7. Употреблять слова, которые как педагог, так и обучающийся понимают в одном и том же смысле. Это правило обязывает знать слова, известные всем обучающимся, стараться объяснить непонятные слова, которые приходится употреблять.

8. Чтобы с успехом применить обучение к нуждам обучающихся, необходимо знать, в какой информации обучающийся нуждается и какую он может воспринять. Для этого педагог должен владеть информацией о «внутренней» жизни обучающегося (его знания, темперамент и др.), о повседневном окружении, влиянии окружающей его среды (семья, школа, улица, чтение, развлечение, товарищи, интересы).

9. Достигать сотрудничества с обучающимся. Это правило требует проявления внимания в ответ на представленный учащимся интерес, умения направлять воспитанника на поиск знаний.

10. Увеличение объема знаний всегда должно порождать новые аспекты интереса. Это правило называется «законом возрастающего интереса». Этот эффект достигается через деятельность обучающегося, использующего прежние знания в новых рамках. Следует постоянно возбуждать любопытство и ожидание, стимулировать и поддерживать интерес обучающегося.

11. Повторять идеи, чтобы они остались в памяти. Законы дидактики требуют частого повторения того, что желаешь запомнить. На каждом следующем занятии кратко повторяется предыдущее. Не следует забывать и о контрольных срезах (зачетные занятия по изученному разделу).

 

Результативность занятия достигается организаторским мастерством педагога, воспитывающей и обучающей направленностью занятия.

Под организаторской работой педагога принято понимать:

- выполнение намеченного плана занятия;

- эффективность и целостность использования наглядности;

- реализацию основных психологических и гигиенических требований;

- наличие взаимодействия с обучающимися; уровень педагогического и методического мастерства;

- оформление необходимой для занятия документации.

Большое значение имеют личностные качества педагога. Такие, например, как качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность и т.д.). Немаловажно рациональное использование времени занятия, педагогическая культура, соблюдение правил безопасности труда.

Воспитательная деятельность педагога должна быть ориентирована на:

- нравственную и мировоззренческую направленность личности;

- формирование общеразвивающих навыков у обучающихся;

- развитие культуры поведения; интеллектуальное и общефизическое развитие воспитанников;

- соблюдение принципа связи получаемых знаний с жизнью;

- эстетическое воздействие занятия на воспитанников;

- оптимальное использование воспитательных возможностей;

- стиль педагогического общения: такт, внешний вид педагога, воспитательное влияние личности педагога на обучающихся.

Под обучающей функцией занятия понимается:

- реализация принципа научности;

- четкость реализации принципа наглядности;

- системность, осознанность действий;

- соблюдение принципа посильности, прочности навыков;

- доступность постановки проблемы;

- связь теории с практикой;

- выбор оптимальных действий при освоении материала;

- правильный выбор методов и форм обучения, форм контроля, то есть выбор оптимальных и эффективных моделей занятий.

 

На занятиях обращается внимание на уровень познавательной активности обучающихся; наличие интереса к занятию; степень самостоятельности воспитанников; умение выделить основные элементы темы занятия; аналитические умения и навыки обучающихся; навыки конкретной деятельности; умение работать самостоятельно; навыки самоорганизации; уровень коллективной работы.

Все это обеспечивает в целом продуктивность образовательной деятельности.

Приложение 12


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.