V . О происхождении башкирского народа — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

V . О происхождении башкирского народа

2022-09-29 51
V . О происхождении башкирского народа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Происхождение. Следует заметить, что происхождение башкирского народа, формирование, становление происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века.

Следует сразу оговориться, что ряд ученых (Р. Кузеев и др.) считают, что башкиры народ пришлый, первоначальные места проживания север Казахских степей, Приаралье, затем Бугульминско-Белебейская возвышенность. Р. Г. Кузеев отмечает: «… Южный Урал, Приуралье и Зауралье с IX - X вв., а возможно и раньше, заселяли древние башкирские племена, однако их обитание находилось западнее, на Бугульминско-Белебейской возвышенности и прилегающих к ней территориях».

 

 (Кузеев Р. Г. К этнической истории башкир в конце I – начале II тысячелетия. (АЭБ), т. III, Уфа, 1968, с. 240).

Археолог Н. А. Мажитов является автором гипотезы об автохтонном происхождении и развитии башкирского народа. В то же время он с уверенностью указывает, что «…Первоначальной территорией прибывания древнебашкирских племен в IV-VIII вв. служили Восточный и Центральный Казахстан, а затем степи Сыр-Дарьи и Приаралья, где они образовали башкиро-Бурзянское этническое объединение».

 

(Мажитов Н. А. Южный Урал. М., 1977, с.166).

По поводу автохтонности башкир Витебский В. Н. имеет свою своеобразную точку зрения. Он сообщает:

 

…Но если башкиры и не были аборигенами занимаемой им страны, то во всяком случае они должны считаться древнейшими обитателями Оренбургского края: сведения о них относятся к очень отдаленному от нас времени. Арабскте и персидскте писатели IX - XIII вв. упоминают

Имеется третья точка зрения, в котором утверждается, что протобашкирские племена в конгломерате всех союзов племен и народов жили с незапамятных времен, находясь на территориях Западной Сибири, Южного Урала и Северного Казахстана. При этом предположение обосновывается в какой-то мере эпосом «Урал-батыр», которой, как предполагают филологи-лингвисты, 4 тысяча лети, постоянным кочеванием всех племен на Южном Урале по всем направлениям и возвращением некоторых на свои исконные земли. Первобытное время, отраженное в эпосе, охватывает примерно 35-10 тысячелетней давности, когда кроманьонцы, предки современного человека расселяются по всему Уралу до Полярного круга. Вот самый короткий вариант содержания «Урала-батыра».

Семья Янбирде жила на нетронутых землях. У Янбирде была жена Янбике, а у них было два сына младший Урал и старший Шульген. Младший сын был послушным и воспитанным, а старший наоборот никогда не слушался и всегда перечил отцу. Была обычная семья которое занималось охотой и рыболовством, как у них проходила жизнь не спеша.

Но однажды отец поведал своим сыновьям историю о Смерти, который может побороть только живительная вода. Тогда старик сказал парням, что обязательно нужно найти эту воду. Он дал каждому по льву и отправил их в путь.

Тогда, так как братья были очень разными, они разошлись и пошли разными дорогами. Шульген пошёл в край под названием Самрау, а Урал направился в земли Катила, который каждый год приносил в жертву людей. Урал сразу же решил покончить со смертью и поэтому вступил в бой с царством быком. У них была жестокая схватка, но Урал всё-таки выиграл её. При этом Младший сын не убил быка, а даровал ему жизнь. В знак благодарности теперь все бутики находятся на службе у человека, при этом у них загнутые рога и раздвоенные копыта. Правитель этих земель с ужасом покинул их, а Урал поженился на его дочери.

А Шульген на своём пути встретил змеиного правителя, которой был в дружбе со злыми силами. Этот правитель подчинил себе Шульгена и настроил его против младшего брата. Именно поэтому Шульнген постоянно мешал Уралу. Младший брат сражался с различными мифическими существами и выигрывал бои. На местах, на которых оставались тела этих существ, вырастали Уральские горы.

В следующей части эпоса говорится о смерти Великого Батыра, который оставил после себя предков таких же добрых и порядочных. Именно они продолжают род, занимаются хорошими делами, открывают новые реки и горы, которые теперь носят их имена.

По мнению Радика Вахитова, башкирский эпос «Урал-батыр» самое древнее произведение мировой литературы, начавшее складываться в раннем каменном веке в недрах первобытно-общинного строя и дошедшее до наших дней, передаваясь устно последующему поколению. Далее Вахитов Р. продолжает:

 

«…Да, с точки зрения применения сюжетных линий «Урал-батыр» построен на мифической основе, но материал-то при этом взят исторический. Иначе и быть не может – мифы рождаются на грешной земле, в умах людей, а их познания идут из прошлой жизни. Если математика - самая точная наука, то история – самая древняя. Каркас «Урал-батыра» мифический, но заполнен сугубо историческими деталями. Этим он схож с другими священными писаниями и сказаниями, например, с Библией. …Различие в том, что писание Библии, собрание книг Ветхого и Нового Завета было начато в XIII веке (II тысячелетие до н. э.), а истоки «Урал-батыра» уходят в ранний каменный век, имевший место 35-10 тысяч лет назад. Кроме того, Библия действительно письменный источник, а «Урал-батыр» создавался как произведение устного народного творчества и передавался из поколения в поколение».

(Вахитов Р.Ш. От Урал-батыра до Салавата Юлаева. Уфа «Китап», 2009, с. 25-26)

 

По мнению Мажитова Н. А. основу башкирского этноса составили бурзяне (бурджане-баджгарды), усергане, тангауры, тамъянцы, байларсы, которые были носителями этнонима башкорт по всему Уралу. Необходимо заметить о том, что каждое племя имела в своем составе несколько более мелких родов. Например, племя бурзян, по мнению Р. З. Янгужина имело такие роды, как Нугай-Бурзян, Ямаш, Янсары, Башкурт-бурзян, Байулы-Бурзян и они автохтонны.

 

(Р. З. Янгужин. Из истории башкирских племен. Уфа, 1995, с. 44. [на баш.яз.]).

 

Вполне возможно, что этноним, «башкорт» («башҡорт») - это название одного из родов бурзян, который по каким-то причинам постепенно растворился среди них, оставив свое название союзу племен, а затем и всему народу. Отмети, что относительно этого этнонима в настоящее время существуют много предположений и версий. Рассмотрим некоторые из них.

Вообще-то, этнонимы могут содержать в себе сведения о формировании того или иного народа. Бывает, что название рода, племени, народа может быть связанным с именем какого-то главы рода, племени, если тот остался в памяти людей благовидными делами для всего рода, народа. Этноним «башкорт» в разных вариантах начинает появляться в арабских источниках с IX века. Поэтому возникновение этого наименования в связке с Башкорт-ханом, который жил в XII веке, было бы необоснованным и неправильным. Однако интересные сообщения оставил Гардизи о древних башкирах IX века, утверждая, что среди них был человек по имени Башкорт. Он был хазарский вельможа, объединивший под свое начало 2 тысячи всадников, где были, видимо, и протобашкиры. Вот так сообщает Гардизи: «Причина объединения киргизов («кыр-гиз» переводится как «степняки странствующие». Б.Х.) под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума (Рим); этот человек убил посла… [После этого] он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти.   Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Башджурту. Этот Башджурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников. Хазарский хан отправил к Башджурту человека, требуя, чтобы он прогнал славянина; тот поговорил об этом со славянином; славянин отправился во владения…, с которыми он находился в родстве. По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугузгузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину. Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз».

 

Бартольд В.В. <Извлечения из сочинения Гардизи Зайн Ал-Ахбар> Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893–1894 гг.» // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. Работы по источниковедению. М., 1973. С. 23–62.

Очевидно, что указанные в рассказе Гардизи события, происходили в IX в. Рассказ о междоусобицах у тугузгузов и победе киргизов над ними дают ясные хронологические ориентиры. Общеизвестно, что около 820 г. началась война между древними кыргызами (китайцы их называли «хягас», это предки современных хакасов) и слабеющим Уйгурским каганатом, закончившаяся в 840 г. победой первых. В последующие семь лет Уйгурский каганат окончательно был разгромлен, а часть уйгуров ушла в Восточный Туркестан, где стала известна под именем тугузгузов (о тождественности тугузгузов арабских и персидских источников уйгурам писал еще В. В. Бартольд. Уже в 841–842 гг. кыргызские войска, преследуя уйгуров, захватили часть Джунгарии, ворвались в Восточный Туркестан, а в марте 843 г. взяли города Бейтин (Бешбалык), Аньси (Куча) и доходили вплоть до Кашгара. Экспансия кыргызов в Восточный Туркестан была относительно кратковременной и к началу X в. кыргызы вернулись на территорию северо-западной Монголии и Тувы.

Часть уйгуров бежала на запад. Преследуя их, кыргызы к середине IX в. вышли к Среднему Иртышу, постепенно приближаясь к Уралу, где столкнулись с землями древних башкир. В верховьях реки Урал, на Среднем Иртыше раскопаны курганы древнехакасской, так называемой тюхтятской культуры IX–X вв. Часть кыргызов ушла далее на запад, за Волгу. Л.Р. Кызласов, ссылаясь на работу Р.Г. Кузеева, полагал, что проникновение в Башкирию таких родо-племенных групп, как кахас, киргиз, ун, сарыг, ас, относится к IX–X вв. и связано с экспансией хакасов в западном направлении.

 

 (Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984, с. 74-76).

Здесь следует вспомнить слова Гардизи о том, что предводитель киргизов (славянин) заключил союз с Башджуртом. Если так, то получается, что древние башкиры выступали союзниками хакасов, волжских булгар, печенегов и оказывались врагами уйгуров, мадьяр, огузов, кимаков, кипчаков.

Одним словом, получается два предводителя башкир по имени Башджрут в IX веке – хазарский вельможа и в XII веке Башкорт-хан, вышедший из половецко-куманского союза племен. Да, в любое время имена людей, не только в историческом ракурсе, могут повториться не раз и не два.  

Арабские путешественники упоминают башкир в различных вариантах: башгирд (ибн-Фадлан), башджард (аль-Балхи), баджгард (Масуди), башкирд (Махмут Кашгарский), басжард (Плано Капини), баскатур (Рубрук).

В антропологическом аспекте имеются различные точки зрения. Самые крупные исследования в этом направлении принадлежат С. И. Руденко, который провел антропометрические измерения около 2 тысячи индивидуумов. По наиболее важным показателям С. И. Руденко объединил башкир в три территориальные группы:

1) восточные башкиры – катайцы, табынцы, усергане, тангаурцы, бурзяне. У них крупные размеры лица при короткоголовости, низкорослость, пигментированность;

2) северо-западные башкиры – таныпцы, гайнинцы, булярцы, киргизы. У этой группы башкир меньшая пигментацая, более узкие лица, большое воздействие татар-удмуртов и других народов Поволжья;

3) центральные и юго-западные башкиры – кыпчаки, юрматынцы, минцы. Они находятся в промежуточном положении между первыми двумя: высокорослы, средне пигментированы, короткоголовы, ярко выраженные монголоидные признаки отличают их от финно-угорских народов.

 

(Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.- Л., 1955, с. 331-339).

 К вопросу этногенеза башкир более серьезно отнесся Р. Г. Кузеев, который конкретно определил следующие этапы в историческом процессе формирования башкирской народности:

1 этап. С середины первого тысячелетия до VIII- IX вв. на Сырдарье и в Приаралье в печенежской этнической среде складывается группа древнебашкирских племен, этническую основу которого составили древнетюркские племенные образования бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамъян, ун, бишул, кулей. В то же время (в VIII-начале IX вв. именно в центральном районе Бугульминской возвышенности формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая состоит из булгаризированных тюркских племен с угорскими и древнетюркскими племенами такие племена, как юрматы, еней, гайна-тархан, кесе, буляр, мишар, нагман, юламан, имес, юрман.

В Приуралье и в долинах среднего течения р. Белой идет активное взаимодействие финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш).

2 этап. Миграция древнебашкирских племен а Приуралье и их взаимодействие с булгаро-мадьярами и финно-угорскими племенами.

3 этап. В XI-XIII вв. происходит дальнейшая консолидация древнебашкирского этноса. Степная культура и тюркский язык формировались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников, как тырнаклы, ай, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.

4 этап. В XIII-XIV вв. имеет место мощный приток в Башкирию кыпчакских и кыпчакизированных племен сдедующих групп:

кыпчакская группа – кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-ырыу, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи;

катайская группа – катай, найман, балга, масгар, салъют, борэ, балыксы;

табынская группа – табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз;

минская группа – мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит.

 

(Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974, с. 507-509).

 

В результате длительного процесса дроблений, перемещений, передвижений, скрещивания и ассимиляции племен появляется башкирский народ. Башкиры, следовательно, формировались как народность на территории Южного Урала и до присоединения к России оставались здесь единственной нацией. А что касается языка народа, по мнению ряда ученых, а также Кузбекова Ф. Т., «на основе говоров кыпсакских племен складывается башкирский разговорный язык».

(Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир, Уфа, 1997, с. 16)

  

2. Об этнониме башкорт. Ведя разговор об этнониме башкорт следует подчеркнуть, что имеются различные предположения тех, кто в какой-то мере затрагивает данный вопрос – от серьезных подходов до абсурдного.  

Арабские путешественники упоминают башкир в различных вариантах: башгирд (Ибн-Фадлан) башджард (аль-Балхи), баджгард (Масуди), башгарт (Казвини, башкирт (Махмуд Кашгарский). А Рубрук, посол Франции (1253) упоминает этот народ под именем баскатур. Примерно к IX веку нужно отнести появление башкир на исторической арене под этим этнонимом. Нам хорошо известны башкирские племена, как бурзяне, тангауры, усергане, тамъяне и т.д. Однако можно предположить, что род или племя под названием «башкорт» существовало. Может быть, был бий, вожак под этим именем, который в ранней истории башкирских племен объединил их. Жаль, что об этом не нашлось письменных источников, но этот род оставил свое название целому народу. Просто так с потолка наименования не берутся. Об этом же пишет археолог, профессор Н. А. Мажитов так: «… Этнографически выделяемые самые древние башкирские этнические образования состояли из ряда самостоятельных групп (бурзяне, усергане, тангауры, тамъяне и т. д. Хотя они были носителями башкирского этноса, они имели собственные названия, которые имеют широкое территориальное распространение у тюркских народов. Но названия эти не объясняют происхождения самоназвания башкирского народа «башкорт», возникновение которого, надо полагать, связано с реально существующим этносом.

(Мажитов Н. А. Южный Урал. М., 1977, с. 186-187).

Исследователи XIX-XX вв. прибавили свои версии о том, что башкорт происходит от словосочетаний «башка йорт» (отдельное племя. При этом ссылались на сообщение арабского географа Якута, что он видел башкуртов в Галебе и «слышал от них, что они живут в стране франков, называемой Венгрией, составляют отдельное племя (башка юрт), населяющее до 30 деревень. Понятно, что тут речь идет о части башкир, которые ушли с Южного Урала вместе с мадьярами. Иные предлагали расчленить слово баш – «голова», ир - «человек» или баш - «голова, кир - «красный». Имеются несколько преданий, орубликованные Назаровым (1863) о том, что в трудные неурожайные годы башкиры с Алтая (или с Аральского моря) направились в Уральские горы, на пути заблудились и тогда появился волк, который указал им прямой путь к этим горам. Есть трактовки - баш «главный», корт «пчела» (главный пчеловод). В даполнение к прежним были высказаны предположения, что башкорт происходит от «биш корт» (пять волков) или от словосочетания «баш карт» (главный аксакал, древний старик).

В начале XX века Филоненко В. И. высказал предположение, что, что башкорт означает в прямом смысле «главный волк», а в фигуральном смысле «главный вор» или «главный грабитель». Позже Бикбулатов Н. В. высказал мнение, что «…наверное, по всей вероятности, первоначально это было имя предводителя военно-политического объединения которое стало ядром формирующегося народа».

Молодой лингвист Салават Галлямов пишет: «…Слово - баш в имени Башкурт восходит к курдскому башур (башкур), что означает «Север». И как мы видим сам этноним «башкурт» является исконно индо-иранским по своему восхождению. Возможно и другое толкование – Паш «тыл», кар – «войско» (резервное войско – Б. Х).

 

(Галлямов Салават. Башкурдский язык и Санскрит. М.- Спб., 2003, с. 10).  

 

Итог таков: этноним любого рода-племени, народа в большинстве случаев связано с именем легендарного предводителя или местности (рек, гор, долин) где они проживают. В данном случае предводителями по имени Башкорт были двое: один из них жил в IX веке и о нем не осталось письменных сообщений, имеются только предположения о том, что возглавлял военный союз «Башкорт» нескольких племен в регионе Южного Урала. Другой жил в XII веке и его называли Башкорт-хан, о котором имеются к счастью историков, некоторые письменные источники.

 

Башкирски племена и роды

Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях — этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания.

Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная. Роды еще делятся на родовые подразделения (ара, аймак, тюбе, ос).

Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя.

Племя — это объединение нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению единой многофункциональной родовой общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению этнической социальной общности — племени, от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парным проживанием), проявилась тенденция обособления семейных отношений, тенденция отделения кровнородственных связей от этнических.

Башкирские племена жили на обширных землях от Волги до Иртыша, но особенно многочисленными они были на Урале. По данным арабских авторов в 10 в. Башкиры представляли собой довольно многочисленный формирующийся народ, расселённый на территории близкой к современной, с отдельным языком, своеобразным хозяйственно бытовым укладом и системой религиозных верований.

Основу башкирского этноса составили древнетюркские племена, связанные с Саяно- Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. Об этом говорят данные языка, многие культурно- бытовые традиции, свидетельства средневековых авторов (Ибн-Фадлан, М. Кашгари) и, особенно данные родоплеменной номенклатуры, тамги и легенды, тщательно исследованные Р.Г. Кузеевым. Названия многих крупных башкирских племён - табын, катай, канглы, мин, кыпчак, бурзян - связаны с ранними этнополитическими образованиями тюрков и имеют параллели в составе ряда родственных народов. То же самое с родоплеменными тамгами. Наименования «сальют», «бурзян» и некоторые другие находят аналогии в названиях монгольских племён. Примечательно ещё одно обстоятельство. Исследуя родоплеменную атрибутику, в первую очередь наименования и тамги (родовые и семейные знаки), а также генеалогические легенды, Р. Г. Кузеев пришёл к выводу, что тюркоязычные племена в своей основной массе - выходцы из Саяно- Алтайского нагорья и Центральной Азии, составившие ядро башкирского этноса. Они не сразу и не прямым путём пришли в современный Башкортостан, а в течение длительного времени кочевали на просторах Средней Азии и современного Казахстана, входили в состав ранних тюркских объединений (древнетюркского, хазарского, кимакского, огузско-печенежского), вступая в сложные этнические и культурные контакты и взаимодействия.

Придя в Приуралье, предки башкир застали здесь аборигенное финно- угорское и ираноязычное (сармато-аланское) население. Часто аборигенов была вытеснена, но значительная масса осталась и была ассимилирована тюркоязычными пришельцами. Но есть другая точка зрения, которая уверяет, что некоторые крупные башкирские племена испокон веков жили на Южном Урале и Восточеой Сибири.

В числе финно- угорских племён, близко соприкасавшихся с башкирами, возможно были местные предки венгров- мадьяр. Во всяком случае башкирские племенные названия еней (йеней), юрматы и т.д. исследователи (Д. Немет, Р.Г. Кузеев) идентифицируют с венгерскими этнонимами ёне, дьярмат и др. Отсюда имеющая долгую историю гипотеза о башкиро-мадьярском родстве, которая и ныне продолжает занимать учёных и любителей истории.

Включения в состав башкир продолжались и в последующие века. В результате взаимодействия с камскими булгарами, которое было особенно интенсивным в 10 - 13 в.в., появились племена булгар и биляр. В 11 - 13 в.в. и позже происходило активное проникновение в башкирскую этническую среду кумано-кыпчакских родов и племён. В результате в культуре и языке башкир усиливались кыпчакские черты.

Племенной состав башкир, как известно был довольно-таки сложным. На юге сформировалось объединение, куда входили племена кыпсак, бушман-кыпсак, бурзян, тамъян, тангаур, усерган, юрматы.

Северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана занимали племена табын, катай.

Их северные соседи - айлинцы занимали долины рек Караидель, Ай, Юрюзань.

По нижнему течению р. Белой: танып, канлы, байлар, буляр.

Обширную территорию по р. Дёма и нижнему течению р. Караидель занимали племена мин.

Каждое башкирское племя включало в себя несколько родов, количество родов было различным. Род в свою очередь делился на родовые подразделения. Эти подгруппы (вспомним называли по-разному: ара, аймак, тюбе, ос и т.д.

Кыпскаки состояли из следующих родов: кара, карагай, сары, бошман, сэнкем, суун, кошсо, йылан, гирей.

Тамъянцы: мулэт, куян, мясягут.

Тангаурцы, как и сальюты на роды не делились.

Бурзян: мунаш, нугай-бурзян, ямаш, янсары, байулы.

Юрматынцы: юрматы, тятегас, тяльтем, кармыш, нугай-юрматы, мишар-юрматы.

Усерганцы: айыу, буре, сураш, бишей.

Айлинцы: ай (внутри рода следующие подразделения - ай, тырнаклы, каратаулы, туркмен, сарт-айли), кудей (шайтан-кудей, кыр-кудей, урман-кудей, туркмен-кудей, белекей-кудей), мурзалар, сызгы, дыуан, кошсо, упей.

Минцы: мин, куль, кырк, субей, меркет, кобау, сырылы.

Табынцы: табын, кубаляк, кесе, кальсер, йомран, дыуан, сарт, сырзы, кыуакан, бишул, бадряк, кумрык.

Катайцы: инзер-катай, идель-катай, кузгун-катай, оло-катай, бала-катай, ялан-катай.

Танып: сутанып, кара-танып.

Байляр: сураш, салагуш, калмаш.

Бурзян - древнебашкирское племя.

Основные бурзянские территории находятся на Южном Урале, в верхнем течении реки Белой, с широким выходом в Зауралье вплоть до реки Урал.

Значительная часть бурзян расселялась в долине Дёмы и далее на юг в пределах Оренбургской, Куйбышевской и Саратовской областей.

В литературе становится традицией идентификация бурзян с бурджанами арабо-персидских источников. Бурджане были тюркскими по происхождению племенами, родственными печенегам, их происхождение связано со Средней Азией и более восточными областями.

Катай - название одного из башкирских племён.

Ядром этого объединения были катайские роды. Племя катай этнически восходит к кара-китаям. Кроме сходства этнонимов, это подтверждается хотя бы тем, что в исторических преданиях и легендах башкир-катайцев Алтай часто фигурирует в качестве их древней родины. Западно-катайские роды занимали территорию по северным отрогам Южно-Уральского хребта. В настоящее время улу-катайские и бала-катайские деревни входят в Кушанакский и, частично, в Аргаяшский районы Челябинской области. Часть улу- и бала-катайцев осталась в северо-восточной части Уфимской губернии, по течениям рек Большой и Малый Ик и правых притоков реки Ай. Эта часть катайцев в источниках назывется белян-катайцами или просто белянковцами. Катайское племя говорят в древности было выдавлено из территории Цинь (Китай).

Кыпсак (кыпчак, кипчак) - совокупность башкирских родов и родовых групп, чьё происхождение связано и с тюркскими и с монгольскими племенами Центральной Азии и Алтая, прошедшими этап этнической интеграции в Дешт-и-Кипчаке.

Восстановление родового состава кыпчаков - сложная задача, и не только потому что былая структура племени давно утрачена, кыпчаки в Башкирии устойчивую внутреннюю структуру никогда не имели. С момента миграции они представляли собой не племя, а совокупность родовых групп, этническая история которых восходила к средневековому Дешт-и-Кипчкаку. Среди кыпчаков записано около 240 названий родовых подразделений.

Численность по противоречивым данным установить невозможно, однако кыпчкаки в юго-восточной Башкирии составляли самое крупное родоплеменное образование.

Первые сообщения о появлении кыпчаков в Башкирии относятся к эпохе начала завоевательного похода монголов в Восточную Европу. Кыпчаки двигались в Башкирию с юга и юго-запада. В преданиях и шежере говорится, что «отцы и деды наши (ата-бабалар) пришли с Азовского моря» и поселились на новой родине «перейдя через (реку) Итиль».

К концу 14 в. кыпчаки кочевали почти по всей территории, на которой обитали племена, носившие к этому времени общий этноним башкорт.

В 17-18 вв. в едином потоке с бурзянами и другими юго-восточными башкирами, кыпчаки устремились на запад, чтобы занять после ушедших ногайцев старинные земли по правым притокам Самары, и далее на юг - в долины рек Большой и Малый Узень и на Чижинские разливы. Отсюда они вместе с башкирами других племён во второй половине 19 в. были переселены на Б. Иргиз.

Мин - племя в составе демской группы башкир.

Юго-западные башкиры подразделяются на погруппы - демскую и южную. Основу демской подгруппы составляют башкиры племени мин. Племя мин древнетюркского происхождения. В процессе расселения и исторического развития оно смешалось с тюркскими и монгольскими группами. Минские башкиры в 17 - 19 в.в. расселялись на обширной территории бассейна реки Дёмы от её верховья до устья. На севере минские земли включали нижнее течение р. Уфы.

Сложная этническая структура минских родов отражает основные этапы расселения минцев в Башкирии. В 12 - 13 в.в. предки минцев были частью многоплеменного кыпчакского мира. В 14 в. они тесно взаимосвязаны с племенем катай.

В это время они вместе кочевали в Западной Башкирии по нижнему течению реки Ик, а также Степной Зай, Мензеля и Сюнь. В 14 в. период активной миграции башкирских племён с Бугульминской возвышенности, минские роды, перейдя вслед за катайцами реку Белую, заняли южную часть бельско-уфимского междуречья, постепенно локализуясь в районе слияния рек Уфы и Дёмы с Белой.

Разговорный язык юго-западных башкир совпадает с демским (или демско-караидельским) говором южного диалекта башкирского языка.

Табын - одно из самых крупных башкирских племён.

Территориально табынцы разрознены: западные и восточные табынцы разделены горным районом с поселениями инзер-катайцев. Западные табынцы занимали территорию по среднему течению р. Белой, по обоим берегам, а также низовья рек Сим, Инзер, долину р. Зилим. В составе западных табынцев восемь родов.

Восточные табынцы занимали обширную территорию, гранича на юге сюго- восточными племенами (тамъян и тангаур), на западе с инзер-катайцами, и на востоке их поселения охватывали верхнее и среднее течение реки Миасс и левобережье реки Уй.

В состав восточных табынцев входили роды: табын, кара-табын, кёкюргек, барын, тиляу, кубеляк, кувакан. Башкиры рода табын живут примерно в десяти деревнях, занимая главным образом левобережье р. Миасс в верхнем и среднем её течении.

Тамъян - название одного из башкирских племён.

В 17-19 в.в. племя тамъян расселялось двумя крупными массивами: северные тамъянцы жили в верховьях реки Белой и в Зауралье, южные - по среднему течению р. Белой и в низовьях р. Нугуш. В 16 - 17 в.в. земли тамъянцев были обширнее: они кочевали в долинах рек Дёма, Уршак, Ток, Каралык. В бассейне р. Ик в начале 18 в. была Тамъянская волость.

Воспоминаний о родовом делении тамъянцы, сильно смешавшись с окружающим населением, не сохранили. В начале 18 в. численность тамъянцев составляла примерно 21 тыс. человек. Истоки этнической истории тамъян, как и у других юго-восточных башкирских племён, уходят в сложный этногенетический мир Алтайско-Саянского региона. Если бурзяне и усерганы являются этническими наследниками древних тюрков, то тангауры и тамъянцы восходят к столь же древним монгольским племенам.

Тангаур - древнебашкирское племя.

Племя тангаур родового деления не имеет. Территориально оно подразделяется на северных и южных. Соответсвенно первые расселяются в верховьях р. Белой и узкой полосой уходят в Зауралье; вторые - по реке Сакмаре также с выходом в степное Зауралье.

Этноним тангаур сопоставляется с названием монгольского рода тангаур. В преданиях рассказывается об их предках на Алтае, об уходе с Алтая под предводительством волка или родовых вождей Иртыша и Ныртыша, о монгольских предках, в том числе, как обычно, о Чингизхане. Совокупность этих факторов позволяет связать происхождение этнической основы тангаур с кунгуратами - древним монгольским племенем, которое впоследствии (в 13 - 15 в.в.), подвергнувшись тюркизации, приняло участие в формировании этнического состава многих народов Средней Азии и Казахстана, прежде всего узбеков. Тангауры, однако, рано оторвались от монгольских племён на востоке: их тюркизация очевидно произошла ещё в недрах Тюркского каганата, а позже завершилась в древнепеченежской среде.

Юрматы.

История расселения племени юрматы поддаётся реконструкции с 13 - 14 в.в. В это время юрматынцы кочевали западнее современной их территории, в междуречье верховьев р.р. Зай и Шешма, в лесостепном районе водораздела Бугульминской возвышенности.

В конце 15 в., в связи с «великими бедствиями», вызванными борьбой Тимура с Тохтамышем, юрматынцы покинули междуречье Зай и Шешмы и перенаправились «за Большую реку», т.е. правобережье Камы. На новых землях юрматынцы некоторое время кочевали по реке Чёрной, затем перебрались в долину реки Шадлык. Только после смерти Тухала Шагали, юрматынцы вновь «переселились в юрты дедов», на реки Зай и Шешма.

Дальнейшая судьба племени тесно связана с ногайцами. С возвышением ногайской орды юрматынцы стали подвластны ногайским мурзам, смешались с ними.

16 - 18 в.в. явились периодом сложения современной карты расселения юрматынцев. Процесс переселения на левобережье Белой наиболее активным стал в конце 17 - начале 18 в.в. и к середине столетия завершился. Новое переселение окончательно расстроило и без того нарушенную родовую структуру племени. Только род макар сохранил относительно компактное расселение, остальные роды: тальтаим, татигач, юрматы, ногай-юрматы частью остались на левобережье, частью переселились на правый берег.

Айле, ай - племя в составе айлинской группы башкир.

Айлинские роды несколько столетий назад занимали территорию по левобережью р. Уфы и её главных притоков Ая и Юрюзани, т.е. большую часть Уфимского плоскогорья.

Этнонимы айле, ай не обозначают племенную организацию. «Айлинцами» в архивных и литературных источниках 17 - 18 в.в. называют башкир нескольких этнически друг с другом не связанных родов, но занимающих смежные территории в бассейне реки Ай.

Территория айлинцев в конце 1 - начале 2 тысячелетия н.э. была малозаселённым пространством, куда устремились теснимые с юго-запада и юго-востока многочисленные группы кочевников, оторвавшиеся в силу различных причин от разных родов, племён и племенных объединений. Не будучи между собой связаны ни исторически, ни тем более этнически, они составили конгломерат представителей различных родовых и племенных организаций. Позднее, когда улеглась эпоха массовых передвижений, подобные конгломераты родов и племён объединялись, в целях сплочения сил, в родовые союзы, которые принимали привычную для кочевников форму племени. Айле - одно из таких «территориальных племён» в северо-восточной Башкирии. После присоединения Башкирии к Русскому государству во многих официальных документах айлинские роды выступают вместе. В списках волостей, например, айлинские роды фигурируют подобно катайцам, табынцам и т.д. под общим названием. Это непрочное по своей природе объединение просуществовало, однако, до 18 - 19 в.в., когда в связи с разложением родоплеменной системы, оно не только фактически, но и в памяти людей постепенно ушло в прошлое. Название айле сохранилось лишь за одним родом, вокруг которого некогда и объединились северо-восточные башкиры. Только члены этого рода, занимающего территорию по верхнему и среднему течению реки Ай на юго-востоке Уфимского плато, называют себя по имени рода, к которому они принадлежали.

Каждое племя имело свои атрибуты (т.е. свои существенные определители, признаки).

Таких атрибутов было четыре. Это: тамга (родовой знак собственности, клеймо), дерево, птица и оран (клич).

У кыпсаков, например, дерево - сосна, птица - ястреб, оран - туксаба, тамга - //, Y, П, У.

У тамъ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.