III . П исьменные источники о племенах Южного   — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

III . П исьменные источники о племенах Южного  

2022-09-29 56
III . П исьменные источники о племенах Южного   0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древние люди Южного Урала

  Первобытные люди, так называемые неандартальцы, которые в основном являлись охотниками и собирателями появились на Южном Урале примерно 200-100 тысяч лет назад. Тогда, в мустерьерскую эпоху территория Южного Урала представляла собой просторную приледниковую лесостепь. По находкам многочисленных ископаемых костей археологи считают, что данный регион был богат флорой и фауной: по безбрежным долинам и зарослям паслись табуны диких лошадей, стада мамонтов и гигантских оленей. В этих местах буйно растущие заросли прятали шерстистых носорогов, в горах и пещерах можно было встретить гигантских медведей, саблезубых тигров. Одинокий охотник мог много раз возвратиться ничем. Поэтому охотились коллективом, жили в коллективе большими группами, которых мы называем раннеродовыми общинами.

Вода всегда тянула к себе первобытных людей, она была необходима для нормальной жизни. Потому свои поселения первобытные люди люди-охотники устраивали по берегам рек и озер. Самый ранний памятник эпохи полеолита (каменный век) на Южном Урале исследован археологом Г. Н. Матюшкиным в период 1962-1969гг. на берегу озера Карабалыкты в Абзелиловском районе Башкортостана. Эта стоянка Мысовая, где какое-то время жили древнейшие люди. Находки на этой древнейшей стоянке показывают, что древние охотники обладали широким набором разнообразных каменных орудий. В этом смысле они были выше, чем синантроп и питекантроп. Они, люди мустьерского периода, имели треугольные крупные рубила из камня и яшмы. Этими рубилами срубали жерди, раскраивали шкуру лесных животных. Были у них и копья с кремневым наконечником, а также скребла для выделывания различных шкур.

На приледниковом Урале суровые зимы повторялись постоянно. Неандартальцы смогли выживать благодаря огню. Они научились добывать и поддерживать огонь, строить утепленные жилища и изготавливать меховую одежду. Там, где встречались гроты или пещеры, приводились в порядок, углублялись и делались удобства для нормальной жизни. Следы жизни древних людей в виде орудий труда, костей животных остатков, очагов-кострищ были найдены в Идрисовской и Усть-Катаевской пещерах на реке Юрюзань. Примерно в 70-30 тыс. лет назад ледник в очередной раз пошел в наступление. В этот период количество людей в регионе, по мнению некоторых ученых, несмотря ни на что, увеличилось, «судя по количеству выявленных археологических памятников».

 

(Иванов В. А. Откуда ты мой предок? Взгляд на древнюю историю Южного Урала. Спб, 1994, с. 10).   

 

Но самым уникальным памятником древности, свидетельствующим о высоком уровне культуры позднепалеотических племен Южного Урала, является пещера Шульган-Таш (другое название – Капова пещера) в Бурзянском районе Башкортостана. Хотя эта пещера была известна путешественникам еще в XVIII веке, однако, только в 1959 году зоологом Башкирского заповедника А. В. Рюминым на ее стенах, под слоем известковых натеках были обнаружены удивительные полеалитические рисунки. Изучение продолжил О. Н. Бадер, который писал об этом памятнике так: «… На территории Башкортостана важным памятником верхнепалеотического времени являются рисунки в пещере Шульган-Таш (Каповая), выполненные краской их охры в виде фигур мамонтов, Лошадей, носорогов. Возраст рисунков около 20 тыс. лет*».

(Бадер О. Н. Капова пещера. Палеолитическая пещера. М., 1965, с. 3).  

 

  Любопытно, что пещера Шульган-Таш трехэтажная. Рисунки, а их около четырех десятков, найдены на обоих этажах святилища. В верхнем этаже изображены две группы силуэтных фигур животных – мамонты, лошади, носороги из красной охры. В нижнем этаже рисунки расположены на стенах и потолках. Хотя рисунки имеют геометрический характер, но возможно углядеть фигуру человека, лошадей. Там течет речка Шульган. Речка идет по поверхности земли и вдруг, уходя в землю, пропадает, а вытекает у входа в пещеру.

В эпоху «верхнего (позднего) полеолита (40-10 тыс. лет назад) появляются кроманьонцы, предки современных европейцев и расселяются по всем Уралу, вплоть до Полярного круга. Одновременно из юга, юго-востока приходят представители азиатско-монгольской расы. В результате контакта двух рас и смешивания их начинается формирование уральского антропологического типа.

10 тыс. лет назад началось всеобщее потопление климата земли, человечество вошло в эпоху голоцен, вместо плейстоцена – холодной эпохи появилась эпоха более мягкого климата, которая продолжается до сих пор. В это время орудия и способы охоты становятся более совершенными. Использования, например, копьеметалок увеличивало дальность полета копья в два раза и составляло где-то 28-30 метров. Интенсивное таяния ледников поднимало уровень вод и моря наступали на сушу. Появляются множество озер, новые реки. Но постепенно исчезали мамонты, шерстистые носороги и гигантские олени. На их местах появляются более мелькая, особенно водоплавающая дичь. Видимо, только лесная охота не могла обеспечить запасы продуктов – появляется дополнительная отрасль – рыболовство, рыболовные снасти, лодки из дерева - долбленные. При раскопках мезолитских (среднекаменный век - 13-8 тыс.) стоянок археологи находят множество рыбьих костей, сетей. Сети плелись из растительных волокон и снабжались каменными грузилами. Для изготовления лодок были изобретены такие орудия, как топор, тесло, долото.

Однако охота и рыболовство не могло обеспечить стабильность питания и это само-собой привело к возникновению новых источников питания: люди стали выращивать злаки и разводить домашних животных. В неолитическом слое Давлекановского поселения (Башкортостан) содержатся кости домашних животных – лошади, крупного и мелкого рогатого скота, вперемежку с костями диких животных, кроме свиньи. На неолитических поселениях Южного Урала из всех костей животных преобладают кости лошади в то время, когда такая картина отсутствовала на синхронных памятниках Средней Азии и Ближнего Востока. Может, поэтому Г. Н. Матюшкин высказал предположение, что Южный Урал может быть родиной домашней лошади. А дикую лошадь в Евразии называют тарпаном. Тарпаны, кстати, в районе Уральских гор и степей Казахстана свелись на нет только в конце 18 века.   

После ледникового периода, когда людей было еще сравнительно мало, дикие лошади населяли огромные территории. В поисках корма их многочисленные табуны часто мигрировали по степям из региона в регион. Кроманьонцы ради мяса вели на них охоту, о чем свидетельствуют десятки наскальных изображений. По мере увеличения численности людей стада диких лошадей сокращались. Причиной тому являлось не столько истребление животных, сколько сельскохозяйственная деятельность наших далеких предков. Они распахивали степи, строили населенные пункты, отнимая у животных их природные пастбища. Постепенно табуны диких лошадей сократились с сотен тысяч до сотен особей. Лошади Пржевальского мигрировали в монгольские степи, а тарпаны остались на территории Европы и частично Казахстана, а затем полностью исчезли.

Кроме гарпуна и копья основным орудием охоты оставались лук и стрелы с яшмовым наконечником, так же и дротики. Летом лодки, зимой-лыжи и нарты обеспечивали круглогодичный промысел.

Что касается жилищ, то они у древних уральцев были различные: были временные каркасные жилища типа шалаша или чума. На берегу озера Узун-куль (стоянка Мурат) Г. Н. Матюшкин обнаружил остатки капитальной землянки, где стенки и пол этого сооружения был выложен плоскими каменными плитками. У входа было небольшое каменное возвышение наподобие стола, а очаг находился посредине. В эпоху неолита была изобретена глиняная посуда, что является одним из характерных признаков культуры древних людей.

Самым выдающим достижением в неолите стал переход к земледелию и скотоводству. Это была неолитическая революция в истории человечества.

Новые виды хозяйства обеспечивали человека достаточным количеством пищи на длительный период зимы и лета. Численность населения росла. Люди с большой охотой осваивали заливные луга по берегам Урала, Агидели, Сакмара, Таналыка и других рек Приуралья, Урала и Зауралья. Появились постоянные селения, застроенные домами-полуземлянками с очагами на полу. Часто дома соединялись друг с другом глубокими коридорами.

В этническом отношении О. Н. Бадер считал приуральских неолитических охотников древними финнами, а зауральских – древними уграми. Однако в действительности среди башкирских племен проживали этносы, вышедшие из Китая, Средней Азии, Казахстана, Дешти-Кипчака, ханти и манси, татар, нугай и другие племена тюркоязычных этносов и индо-иранцев. Поэтому по вопросу происхождения башкирского народа имеются разные, порой противоречивые высказывания. Каждое мнение имеет свою и своеобразную основу. Да, действительно на Урале и в Западной Сибири в основном жили те, которых мы называем кроманьонцами. Возникает вопрос, а были и или жили ли на Урале неандартальцы?

По мнению некоторых ученых, последние неандертальцы на планете, возможно, нашли себе убежище на полярном Урале, где их популяция существовала еще несколько тысяч лет после общепринятой до сих пор даты исчезновения этого вида людей, свидетельствуют результаты раскопок в республике Коми, описанные российскими и французскими археологами в журнале Science.

Согласно современным данным, неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis) и их близкие «родственники» появились в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии примерно 150-140 тысяч лет назад. Эта эпоха, которую археологи называют средним палеолитом или мезолитом, продолжалась до момента появления в Европе нового «крупного игрока» — человека современного типа (Homo sapiens sapiens), который пришел из Африки примерно 40 тысяч лет назад. Это значит, что исход древних людей из Африки повторялся не раз.

Последние неандертальцы на планете, возможно, нашли себе убежище на полярном Урале, где их популяция существовала еще несколько тысяч лет после общепринятой до сих пор даты исчезновения этого вида людей, свидетельствуют результаты раскопок в республике Коми, описанные российскими и французскими археологами в журнале Science.

Согласно современным данным, неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis) и их близкие «родственники» появились в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии примерно 150-140 тысяч лет назад. Эта эпоха, которую археологи называют средним палеолитом или мезолитом, продолжалась до момента появления в Европе нового «крупного игрока» — человека современного типа (Homo sapiens sapiens), который пришел из Африки примерно 40 тысяч лет назад.

Уже 37 тысяч лет назад неандертальцы исчезают почти во всей Евразии, их место занимают современные люди, а культуры среднего палеолита, и, в частности, неандертальская «мустьерская культура» уступают место культурам верхнего палеолита. Последние «твердыни» неандертальцев были только в некоторых регионах южной Европы, например в Испании и Португалии.

Однако группа археологов под руководством Людовика Слимака (Ludovic Slimak) из университета Тулузы пришла к выводу, что неандертальцы могли сосуществовать с современными людьми значительно дольше и могли жить еще 31 тысячу лет назад, причем на тысячу километров севернее ранее известной северной границы их расселения — буквально в двух шагах от полярного круга, в арктических условиях полярного Урала, в районе деревни Бызовая (Коми).

«На этом памятнике, который расположен далеко на севере, найдены орудия, которые типичны для среднего палеолита, то есть для эпохи неандертальцев», — сказал РИА Новости один из авторов статьи Павел Павлов, заведующий отделом археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра РАН.

Стоянка Бызовая, расположенная на правом берегу реки Печора, была впервые обнаружена еще в 1965 году и много раз исследовалась как российскими археологами, так и их коллегами из Норвегии и Франции. Всего здесь было найдено более 300 каменных артефактов и около четырех тысяч костей животных, главным образом мамонтов.

Последние неандертальцы на планете, возможно, нашли себе убежище на полярном Урале, где их популяция существовала еще несколько тысяч лет после общепринятой до сих пор даты исчезновения этого вида людей, свидетельствуют результаты раскопок в республике Коми, описанные российскими и французскими археологами в журнале Science.

Согласно современным данным, неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis) и их близкие «родственники» появились в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии примерно 150-140 тысяч лет назад. Эта эпоха, которую археологи называют средним палеолитом или мезолитом, продолжалась до момента появления в Европе нового «крупного игрока» — человека современного типа (Homo sapiens sapiens), который пришел из Африки примерно 40 тысяч лет назад.

Уже 37 тысяч лет назад неандертальцы исчезают почти во всей Евразии, их место занимают современные люди, а культуры среднего палеолита, и, в частности, неандертальская «мустьерская культура» уступают место культурам верхнего палеолита. Последние «твердыни» неандертальцев были только в некоторых регионах южной Европы, например, в Испании и Португалии.

Однако группа археологов под руководством Людовика Слимака  из университета Тулузы пришла к выводу, что неандертальцы могли сосуществовать с современными людьми значительно дольше и могли жить еще 31 тысячу лет назад, причем на тысячу километров севернее ранее известной северной границы их расселения — буквально в двух шагах от полярного круга, в арктических условиях полярного Урала, в районе деревни Бызовая (Коми).

«На этом памятнике, который расположен далеко на севере, найдены орудия, которые типичны для среднего палеолита, то есть для эпохи неандертальцев», — сказал РИА Новости один из авторов статьи Павел Павлов, заведующий отделом археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра РАН.

Стоянка Бызовая, расположенная на правом берегу реки Печора, была впервые обнаружена еще в 1965 году и много раз исследовалась как российскими археологами, так и их коллегами из Норвегии и Франции. Всего здесь было найдено более 300 каменных артефактов и около четырех тысяч костей животных, главным образом мамонтов.

Ученые тщательно исследовали обнаруженные ими каменные орудия и пришли к выводу, что они относятся к мустьерской культуре, которую принято считать «неандертальской». В частности, ученые доказывают, что люди, обитавшие в Бызовой, не использовали «лезвия»: длинные, тонкие, хорошо обработанные орудия, которые в Европе типичны для стоянок людей современного типа. Поэтому группа Слимака сделала вывод, что орудия в Бызовой были сделаны неандертальцами.

Вместе с тем, авторы признают, что этот вывод не может быть окончательным.

«Мы не знаем точно, кто оставил эти орудия, это может быть человек современного типа, это может быть неандерталец. Поскольку не найдено костей, то окончательного ответа на этот вопрос мы не знаем», — говорит один из исследователей Павлов. «С большой долей вероятности, это неандертальцы, но для этого надо найти кости, чтобы доказать это бесповоротно», — добавляет ученый.

Хотелось бы, что новое открытие, если все же найдет подтверждение их вывод относительно неандертальского происхождения стоянки, отодвинет северную границу расселения неандертальцев почти на тысячу километров к северу.

«Это 65-й градус северной широты, самая северная известная до сих пор неандертальская стоянка — на верхней Каме, это 58-й градус северной широты. Бызовая очень близко от полярного круга, в 175 километров, практически на полярном круге», — говорит ученый.

По его словам, в ту эпоху климат был значительно холоднее современного, хотя это был период межледниковья. «Это были открытые тундростепные пространства», — сказал Павлов.

Он отметил, что древние обитатели Бызовой были хорошо адаптированы к арктическим условиям, они, несомненно, умели делать одежду, поскольку в том климате без нее невозможно было выжить.

Ученый отметил, что эти данные позволят лучше понять, как происходила смена господствующего антропологического вида человека.

Во-первых, как все мы знаем, они делали орудия из камней и костей животных. Они изобрели клей, используя смолу, чтобы прикреплять деревянные ручки к камням. Они делали украшения, используя когти животных, перья, ракушки и другие органические материалы. Неандертальцы использовали огонь для приготовления пищи, а новые исследования каменных орудий показывают, что у них была своя технология разжигания огня. Некоторые данные свидетельствуют о том, что у неандертальцев также были духовные и ритуальные практики. Захоронения, обнаруженные, например, в таких местах как Ла-Шапель-о-Сен на юго-западе Франции, показывают, что эти люди хоронили своих соплеменников. В другом месте во Франции глубоко в пещере были обнаружены загадочные круги из камней возрастом 176 000 лет, которые, как подозревают археологи, могли быть сооружены только рукой человека. Хотя наскальную живопись и приписывают людям эпохи палеолита, неандертальцы тоже оставили след на стенах пещер. Известны как минимум три испанские пещеры, в которых были найдены наскальные рисунки, сделанные неандертальцами. Все они оцениваются возрастом 65 тысяч лет. Что касается речи, то основываясь на анатомии их черепа, учёные знают, что неандертальцы были способны по крайней мере издавать сложные звуки. Трудно сказать, был ли у неандертальцев свой язык, потому что об этом не осталось никаких свидетельств. Но некоторые исследователи считают, что у них, вероятно, были свои способы общения, где не исключается артикулированная речь.

Но почему неандартальцы пропали с лица земли?

Версия первая – ассимиляция. Кроманьонцы не только кушали неандертальцев, но и вступали с ними в браки. А так как пришельцев из Африки было больше, они со временем поглотили их полностью;

Версия вторая: сгубила непонятная эпидимия;

Версия третья: сгубило близкородственные связи. Они вели кочевой образ жизни, следуя за стадами диких животных, часто удаляясь друг от друга на большие расстояния. В таких условиях были повсеместно распространено близкородственное скрещивание, которое приводило к «инбредной депрессии»: новые поколения неандертальцев хуже росли, меньше давали потомства, были склонны к болезням и мутациям.

Версия четвертая: погубил быстро изменившийся климат.

Судя по последним исследованиям, уже ко времени прихода кроманьонцев неандертальцы находились в активной стадии вымирания. Видимо, из-за холодов и болезней они стали слабым звеном на линии человеческого развития.

Имеются и другие версии, как прилет метеорита на землю неандартальцев или война между группами, но они не цепляют внимание современных начитанных людей.

Все эти версии собраны из открытых источников интернет-пространства.

 

II. Аркаим – жилище бронзового века

                            Аркаим

В конце III тысячелетия до н.э. человек вступает в бронзовый век. Дело в том, что человечество раскрыл секрет изготовления бронзы – сплава меди и олова и других металлов. Бронза тверже камня, поэтому                                                                                   основные орудия труда начали изготавливать из этого материала. Началось освоение рудных месторождений Урала, как Каргалинский, Ташказганский, Бакр-Узякский и т. д. Повышается производительность труда, что приводит к увеличению богатства отдельных людей, так как излишки не распределялись поровну между всеми членами коллектива. Первые богатства стали накапливаться в руках родоплеменных вождей, знатных ювелиров. Они же становятся крупными собственниками земельных угодий и скота. Возле рудников появляются крепости-городища. Ныне известны около 20 городищ в Челябинсой области, Оренбургской области и Башкортосстана. Наиболее известным считается городище Аркаим, расположенное в 60 км от г. Сибая.

Городище расположено на мысу на слиянии рек Большая Караганка и Утяганка. Протогород-поселение имеет кольцевую форму диаметром 170 метров. На месте стен поселения сейчас угадываются лишь небольшие валы, представляющие собой два круга – внешний и внутренний. Жилища размещались внутри. Все было изготовлено из дерева, а потому почти ничего не сохранилось.

К обеим кольцевым стенам были пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. Фактически город представлял собой деревянную крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. Стены были сделаны из бревен, забитых глиной, и глиняных необожженных кирпичей. В жилищах были колодцы, очаги, ямы-хранилища. В самом центре поселения располагалась площадь, к которой вели прямые улицы. Из уникальностей города – ливневая канализация, которая отводила воду за пределы поселения.

По найденным черепам ученые установили, что поселенцы относились к европеоидной расе. Антропологические реконструкции мужчины и женщины можно увидеть в Челябинском областном краеведческом музее и музее природы и человека заповедника «Аркаим».

Жители были металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. Они умели обрабатывать шкуры, кость, изготавливать глиняную посуду и ткать. Археологический памятник отнесли к рубежу III—II тысячелетия до н. э., либо к началу II тысячелетия до н. э. Подобных протогородов на Урале в более поздний период эпохи бронзы не находили. Неизвестно почему, но однажды жители решили собрать все пожитки, оставить свои дома и уйти в другое место. Перед этим городище сгорело. По этой причине находки на городище немногочисленны.

С поверхности земли ничего особенного здесь не увидеть. Отправляющиеся на экскурсию к городищу туристы обычно испытывают чувство разочарования. Увидеть очертания древнего городища можно разве что с воздуха. Тем не менее, местные ученые всерьез рассуждают о зарождении именно здесь арийской расы, о находившейся тут древней обсерватории. Они проводят аналогии в текстах древнеиранской «Авесты» и древнеиндийской «Ригведы». Арии - древнее самоназвание индоиранских племен. В настоящее время к этим народам относятся: иранцы, таджики, осетины, курды, белуджи, народы Индии. На близких языках разговаривали скифы и сарматы. По вопросу о прародине арией до сих спорят.

А еще якобы именно здесь одомашнили лошадь, изобрели двухколесную телегу и боевые колесницы, освоили тактику колесничного боя и придумали металлургическую печь. Конечно, эту точку зрения разделяет далеко не весь научный мир. Хочется отметить, что даже в научном мире каждый старается тянуть одеяло на свою сторону.

Такие круглые крепости-городища были прототипами будущих городов и являются самыми древними на территории России. Здесь, как правило, останавливались купцы из далеких стран, закупали металлы и изделия из них, торговали привезенным товаром. Следует подчеркнуть, что основной этих крепостей была защита рудников от захвата и разрушения от враждебно настроенных соседей. Как себя называли обитатели этих городищ, конечно, никто не знает, а в археологической литературе их назвали андроновцами, т.к. они имели общую культуру и говорили на понятном языке для всех, хотя у них языки были разные. Это условное название племен и их культуры.

Андро́новская культу́ра — общее название группы родственных культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, Южный Урал, Среднюю Азию.
Название культуры дано по деревне Андроново в районе Ачинска, где в 1914 году были найдены первые захоронения.
Культура связывается с одомашниванием дикой степной лошади, изобретению колесниц и колесных спиц, что позволило осуществлять отдаленные миграции и обеспечило военное преимущество андроновским племенам.

Кроме них жили здесь другие родственные племена, которых ученые назвали условно межовские, черкаскульские, срубные и абашевские племена.

Все эти условно названные племена еще не указывают на конкретные человеческие племена. Только потом, через некоторое историческое время, из них появились роды, племена и народы со своим языком, бытом и культурой.

Второй период

Второй период нового этапа изучения истории башкир охватывает 40-60 годы XX века. Продолжается сбор, сохранение и его осмысление. Археологическим культурам даются названия. Появляются археологические центры в разных городах: Казани, Перми, Челябинске, Уфе, Екатеринбурге. Первооткрывателями научного изучения археологии башкирского края были: О. Н. Бадер, К. В. Сальников, П. А. Дмитриев. Остальные исследователи продолжили их начинания.

 

Бадер Отто Николаевич (1903-1979). Археолог. Доктор исторических наук. Занимался формированием методов современной археологии. С 1944 года занимался изучением археологического прошлого Урала, Прикамья, создал профессиональную школу археологов, исследовал пещеру Шульган-Таш, изучал стоянку Мысовая. Исследовал срубную и ананьинскую культуры.

 

Филоненко Виктор Иосифович (1884–1977), педагог, ученый, профессор филологии. Родился 19 ноября 1884 г. в Туле, в семье служащего. Приехал в Уфу в 1908 году после окончания Санкт-Петербургского университета. Окончил одновременно отделение восточных языков и славяно-русское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Преподавал русскую словесность и педагогику во 2-й женской Мариинской гимназии Уфы. Возглавил созданное в Уфе в 1908 Общество по изучению местного края. Занимался изучением истории, этнографии, языка и фольклора башкир, марийцев, удмуртов, чувашей. С 1915 преподавал в Симферопольской мужской гимназии, Крымском государственном университете, Каракалпакском и Пятигорском пединститутах. Богатую библиотеку по истории и культуре Башкирии подарил Государственной книжной палате БАССР. Впоследствии ученый вспоминал, что татарская учительская школа не носила узкой этнической или религиозной направленности, доказательством этого он считал интернациональный состав руководства школы. В 1917 г. школа была расформирована, ее бывший директор перешел в Симферопольскую первую женскую гимназию преподавателем российской словесности. В июле 1921 г. после пробных лекций В.И. Филоненко получил должность приват-доцента (позже — преподавателя) на восточном факультете Крымского университета (с лета 1923 г. ставшим отделением педагогического факультета), а 30 января 1925 г. был утвержден Наркомпросом РСФСР профессором кафедры персидского языка. С сентября 1925 г. ученый возглавляет отделение татарского языка и культуры — бывший восточный факультет — в преобразованном Крымском государственном педагогическом институте им. М.В. Фрунзе (КГПИ). Во время преподавания в вузе ученый опубликовал ряд работ по востоковедению и крымской этнографии, до сих пор сохранивших актуальность. Среди них: «Персидская хрестоматия», задумывавшаяся как комплексное учебное пособие по персидскому языку и литературе; публикации богатейшего фольклорного материала крымских татар — сборники «Загадки крымских татар» и «Крымскотатарские пословицы»; статья «Народы Крыма и их изучение», предлагающая новые пути к изучению крымской этнографии. Интерес вызывают рассмотренные В.И. Филоненко источники для реконструкции памятников искусства и фольклора крымских татар и караимов. Курс на свертывание востоковедческих исследований в Крыму отразился и на карьере ученого — в 1929 г. кафедра персидского языка была расформирована, В.И. Филоненко был переведен на отделение русского языка и литературы. В это же время центральные научные учреждения СССР проявляют заинтересованность в сотрудничестве — Виктор Иосифович привлекается для консультаций Институтом востоковедения АН СССР. В 1935 г. в связи с началом идеологических гонений в КГПИ профессор покидает вуз, переезжая в Каракалпакию, далее — в Кабардино-Балкарию, где также занимается преподавательской и исследовательской деятельностью. Профессор В.И. Филоненко сохранил связь с полуостровом, с вузом, в котором прошли 20 лет плодотворной научной деятельности. Об этом свидетельствует факт передачи в фонды научной библиотеки Симферопольского госуниверситета коллекции книг по востоковедению, собранной ученым. 30 сентября 1977 г. Виктора Иосифовича Филоненко не стало.

Руденко Сергей Иванович (1885-1969). Археолог, анторополог, энограф, доктор технических наук, профессор Ленинградског университета (1921-1954). С 1942 года старший научный сотрудник Института археологии Академии наук СССР. Основные труды посвещены этнографии, антропологии и археологии народов Поволжья, в основном башкирам.Руденко возглавлял археолого-этнографические экспедиции в Башкортостане и в Казахстане, исследовал курганы.

Сальников Константин Владимирович (1900-1966). Археолог, доктор исторических наук. Был заведующим сектором археологии и этнографии Института истории, языка и литературы БФ АН СССР. Исследовал абашевскую, андроновскую, срубную культуры. Создал новое представление о бронзовом веке Южного Урала. Занималься культурами энеолита и железного века.

Дмитриев Павел Алексеевич (1902-1940), археолог, кандидат исторических наук, один из крупных специалистов по археологии Урала. П.А. Дмитриев родился в 1902 г. в Тюмени.... По окончании университета П.А. Дмитриев провел ряд археологических экспедиций на Урале и в Приуралье. Одна из его ранних работ —раскопки городищ и могильников в АССР Коми — положила начало систематическому изучению северо-востока Европейской части СССР. Большое значение имеют его раскопки и изучение Мончинской стоянки, Мысовских курганов, Андреевской стоянки, стоянки Калмыцкий брод, Шигирского городища, Балабинского селища и сарматских курганов на реке Белой, прочно вошедшие в археологию Урала.

 

Генинг Владимир Федорович (1924-1993). Археолог, доктор исторических наук, профессор. С 1978 года возглавлял в Институте археологии Академии наук Украины Отдел теории и методики археологии; был учеником Отто Бадера. Был организатором Уральской археологической экспедиции Уральского государственного университета (г. Екатеринбург). Занимался исследованием этнической истории Западного Приуралья, по которой выпустил одноименную монографию. Изучал древние памятники бронзового века Урала, в том числе могильники поселений Аркаим, Синташта в Челябинской области. Выделил мазунинскую и бахмутинскую культуры. Составил археологические карты Удмуртии и Татарстана.

 

Смирнов Алексей Петрович (1899-1974). Археолог, профессор, преподаватель МГУ. Окончил реальное училище в Москве, работал под руководством известного археолога В. А. Городцова. В 1941 году добровольцем ушел на фронт. В послевоенные годы возглавлял многочисленные археологические экспедиции, включая территорию Башкортостан. Был редактором журнала журнала «Советская археология».

 

Халиков Альфред Хасанович (1929-1994). Археолог, доктор исторических наук Татарстана. Член-корреспондент Академии наук Татарстана. В 1956-1960 годах под его руководством работала Марийская археологическая экспедиция. Занимался раскопками могильников ранних болгар, Билярского городищ, Казанского Кремля.

 

Третий период

 

Этот период относится к 70-90-и годам двадцатого столетия. Этот период характерен тем, что активно ведутся полевые работы, на основании которых строятся различные теории об археологических и культурах, времени их существования. Для того, чтобы узнать, как люди жили раньше, одного археологического материала недостаточно, историку необходимо знать, как использовали найденные предметы люди того времени. Поэтому археологи обращаются за помощью к такой науке, как этнография, которая изучает быт, обычаи и традиции. В некоторых случаях фольклор, а у башкир шежере родов и племен помогают осветить жизнь древних людей.

 

Кузеев Раиль Гумерович (1929-2005). Этнолог, историк-востоковед, общественный деятель, член корреспондент РАН, академик АН РБ, доктор исторических наук, профессор. С 1983 года заведующий Отделом народов Урала с Музеем археологии и этнографии, с 1994 года президент Ассоциации российских этнографов и антропологов. Основные труды посвящены проблемам этногенеза башкир.

 

Мажитов Нияз Абдулхакович (1933 г.р.) Археолог, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан. Заведующий кафедрой археологии, древней и средневековой истории БГУ с 1991 года. Основное направление научного исследования связано с изучением проблем железного века и средневековой истории Южного Урала. Является автором гипотезы об автохтонном (местном) происхождении и развитии башкирского народа.

 

Пченичнюк Анатолий Харитонович (1938 г. р.). Археолог, кандидат исторических наук. Заведующий отделом археологии Института истории, языка и литературы (1979). В 1985 году под его руководством экспедиция раскопала Большой Филипповский курган, который содержал огромную коллекцию золотых и серебряных изделий раннего железного века.

Морозов Юрий Алексеевич (1941 г.р.). Археолог, кандидат исторических наук. В 1969 году окончил БГУ. Работал УНЦ РАН. старшим научным сотрудником Института истории, языка и литературы. Изучал культуры эпохи камня и бронзы. Основные исследованные памятники: могильник Старые Ябалакты, поселение Аитово, Усмановские курганы, разведки по рекам Ай, Быстрый Танып, Юрюзань. Более 30 лет возглавлял кружок «Юный археолог».

 

Обыденнов Михаил Федорович (1949 г. р.). Археолог, доктор исторических наук, профессор. В феврале 1997 года избран действительным членом Академии социального образования. Основные направление научных исследований связано с происхождением и формированием древних угров на Южном Урале.

Горбунов Владимир Степанович (1946 г. р.). Археолог, доктор исторических наук, профессор, академик Российской народной академии наук; заведующий кафедрой историко-культурного наследия (1993). Ведет исследования археологических памятников бронзового века. Занимается исследованием абашевской культуры, обосновал ее ведущую роль в культурогенезе Восточой Европе.

 

Иванов Владимир Александрович (1950 г.р.). Архелог, доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедры Отечественной истории БГПУ им. М. Акмуллы. Разрабатывает проблемы истории восточных финно-угорских племен в эпоху раннего железного века, а также истории средневекового населения Урала; одним из первых в нашем регионе использовал статистические методы исследования.

Обыденнова Гюльнара Талгатовна (1955 г.р.). Археолог, доктор исторических наук, профессор. В 1978 г. окончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета. Декан исторического факультета БГПИ им. М. Акмуллы, руководитель Археолого-антропологической лаборатории. Занимается разработкой тем, связанных с историографией археологии, эпохой бронзы Волго-Урала. Исследовала такие крупные памятники и древности как поселения Сауз I и Мурадымское.

 

Башкирски племена и роды

Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях — этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания.

Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная. Роды еще делятся н


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.