Великое переселение народов. Протобашкиры — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Великое переселение народов. Протобашкиры

2022-09-29 48
Великое переселение народов. Протобашкиры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                         в составе  гуннов

Великое переселение народов – масштабный миграционный процесс в Евразии во II - VII в. н.э. Перемещение германских, славянских, тюркских и ираноязычных племен привело к кардинальному изменению этнического состава Европы, политическим изменениям, которые привели к падению Западной Римской империи в 476 г. и оформлению Византийской, Восточно-Римской империи, социально-экономическим потрясениям, что вызвало развитие феодального сословного общества, культурных потрясений, выразившиеся в окончательном падении древней античной цивилизации и развитию европейской цивилизации, где основой стала христианская идеология. Одним из знаковых моментов Великого переселения народов стало нашествие гуннов, кочевников из Центральной Азии и Южного Урала. Под давлением гуннов, которые были ближайшими родственными народов башкортов, часть населения Южного Урала, там были и протобашкиры, передвинулась в месте сними на запад, а часть осталась. Нельзя еще выделять племена гуннов конкретно, но они говорили на тюркском языке, как и все остальные племена, Южного Урала, Средней Азии и Кайсак-киргизов. Они сыграли свою роль в развитии и путях миграций народов в степях Евразии. Именно гунны стали пусковым механизмом, который заставил, например, готов и алан идти в земли Римской империи. Готы в результате разграбили Рим в 410 г., и создали свои королевства на землях Империи, а аланы вместе с германцами вандалами добрались до Африки, и тоже разграбили Рим в 455 г.

Предки гуннов, хунну, судя по всему фигурировали ещё в древних китайских хрониках. Так, согласно одной из записей, хунну впервые достоверно упомянуты в IX в. до н. э. Китайское государство или раздробленные китайские царства вели долгую и упорную борьбу с кочевниками, с переменным успехом. Именно от северных варваров была возведена Великая китайская стена при императоре Ци Шихуаньди. Одним из результатов кровопролитных сражений и опустошительных набегов стало падение и разгром державы кочевников-хунну. Если южные хунну были ассимилированы местными народами, то северные хунну откочевали в Джунгарию. Чтобы отличать кочевников, воевавших с Китаем и с Европой, принято было называть пришедших из Азии кочевников гуннами. Северные хунну или гунны откочевали в Джунгарию, в Центральную Азию и стали тем камешком, что привел к лавине миграций и переселений народов в Евразии в этот период.

К гуннам, как носителям определенного языка, по мнению исследователей относятся прототюркские и протомонгольские (алтайские) племена. По мере своего продвижения, как отмечал историк А. П. Новосельцев, гунны ассимилировали и перенимали у финно-угорских племен антропологические черты, формы хозяйства, лексику, модели культуры. В движении на запад тюркские племена роли в численности, но при этом теряли свои первоначальные черты. Считается что первое упоминание гуннов римскими авторами относится ко II н. э. Земли гуннов определяются как восточный прикаспийский регион. Походы гуннов О появлении и нашествии гуннов известно из произведений Дионисия Периэгета, Клавдия Птолемея, Аммиана Марцеллина и др. В третьей четверти IV в. на Северном Кавказе и в районе Дона и Азовского моря появились новые для этих краев кочевники-гунны. Разгромив сначала алан, а потом и королевство остготов под предводительством Германариха, в 376 г. гунны приостановили свое движение в Северо-Западном Причерноморье. Столкновение с племенами готов привело к их движению и расселению на запад в пределы Римской империи. В это же время гунны разбили и племена антов, которых причисляют к славянам.

Основным хозяйством гуннов было скотоводство. Греческие и римские авторы отмечали привычку кочевников всё делать не сходя, по возможности со своего коня и сравнивают гуннов с мифическими кентаврами. С точки зрения гуннов конь являлся самым ценным подарком. При погребении гунна сопровождал его верный конь, или же шкура коня. Еще одним видом хозяйственной деятельности гуннов было собирательство, а вот земледелие им было неизвестно, как говорят нам древние авторы, в частности Аммиан Марцеллин. Кочевники получали необходимый прибавочный продукт, а проще говоря, доходы, при помощи военных грабежей, контрибуций и требования поставлять гуннам воинов из покоренных народов. Согласно анализу археологических данных в V в. огромные земли Северного Причерноморья пустеют, что связывают с уводом основной массы населения в состав войска гуннов в первые десятилетия V в. Народы, которые были покорены гуннами вынуждены были работать на завоевателей. Общественный строй гуннов является одним из наименее разработанных в исторической науке. Судя по кратким замечаниям римского историка Аммиана Марцеллина у гуннов, была родовая аристократия, к которой, судя по всему, принадлежали предки Аттилы. Власть принадлежала вождю, которого, по-видимому, выбирали, и отсутствовала наследственная власть вождя. В 70-х гг. IV в. племена гуннов были почти независимыми друг от друга. Есть сообщение, где одно из племен гуннов сражается против соплеменников на стороне германцев. Отсюда следует вывод, что союз племен гуннов носил лишь военный характер и был непрочен. Во главе объединения гуннов был вождь наиболее сильного племени кочевников, который выдвинулся благодаря своим военным успехам и богатству. Власть вождя сохранялась и в мирное время. Сохранялась родо-племеная структура общества гуннов. Но при этом начинает складываться иерархия правящего слоя кочевников. В эту структуру входит родовая аристократия, старейшины - вожди отдельных племен и верховный вождь во главе. Это говорит о постепенном укреплении правящего слоя. Основным занятием гуннов была война. Как наемников гуннов всё чаще используют в Западной и Восточной Римской империи. Тип общества, сложившийся у гуннов, являлся промежуточным между догосударственными формами и государством называется вождеством.

При правителе гуннов Баламбере во второй половине IV гунны переселяются в Паннонию, на земли современной Венгрии. В 395 г. гунны идут походом на Кавказ, проникают в провинции Восточной Римской империи в Малой Азии и в Сирии. Будучи союзниками на тот момент Зпадной Римской империи, совершали постоянные набеги на земли Восточной. Держава Аттилы Аттила стал править в державе гуннов вместе с братом Бледой с 433 г. В 445 г. Бледа погибает при неясных обстоятельствах, и единоличным правителем становится Аттила. К 447 г. Аттиле удалось взять многие города на Балканах и в иных провинциях Римской империи. Продвижение гуннов было остановлено в сражении на Каталаунских полях в 451 г. Противостояли гуннам объединенные силы Тулузского королевства вестготов и римского войска под командованием Аэция. В 452 г. гунны вторглись в Италию, но не добились особого успеха. В 453 г. Аттила умер, и его держава распалась. Сыграло свою роль поражение на Каталаунских полях и неудачный поход в Северную Италию. Восстали покоренные народы, а междоусобные распри среди гуннов уничтожили некогда могучее и жестокое кочевое общество. В 454 г. в битве при Недао в Паннонии войско восставших гепидов под командованием Ардариха разгромило войско гуннов под предводительством сына Аттилы Эллака. Попытки прорваться на Балканский полуостров в 469 г. оказались неудачными. Гунны вынуждены были бежать на восток за Дунай. Однако, и там они были вынуждены отступить в степи от низовьев Дона до Кубани. Замечание 3 В истории причерноморских степей в IV—VII вв. это единственный пример, когда шло крупное перемещение племени с запада на восток, а не наоборот. Гунны достаточно быстро растворились среди иных кочевых народов, постоянно прибывающих с востока. Но их именем ещё долго называли иные кочевые племена.

 

Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/istoriya/velikoe_pereselenie_narodov_i_gunny/.

  VI. Б а ш к о р т - х а н

Имеется сказание о хане Башкорте у башкирского писателя Гайсы Хусаинова и несколько отрывочных сведений других историков, как академик Б. А Рыбаков, В.Н. Татищев и др. Кое-что сообщают русские летописи. Например, летопись «Слово о полку Игореве» рассказывает о борьбе князя Игоря с половцами (кипчаками). По свидетельству древнерусской (Ипатьевской) летописи, в 1159 г.  войска хана Башкорта насчитывали 20 тысяч воинов, его владения располагались от Днепра до Черного и Азовского морей. Русский историк В. Н. Татищев называет его одним из сильных степных князей кипчаков. В Чернигове хана почитали за его мужество, дипломатичность, высокий авторитет среди именитых русских князей. Его обаяние и красота снискали ему любовь русской княгини. Во время битвы за Киев погиб князь Владимир Давыдович. Овдовевшая княгиня, можно сказать, тайно бежала в степь к Башкорт-хану, вышла за него замуж и стала ханшей. Законный брак еще больше укрепил отношения между ханом и черниговскими князьями. Он сыграл определенную роль в истории древней Киевской Руси. Жил не только в дружбе, но и в родстве с черниговскими, киевскими великими князьями. Любил и был любим княгиней, взял ее в законные ханши. Не уронил высокую славу хана. Он вызывает уважение воинской доблестью, личным мужеством, патриотизмом.

В русских летописях записано и о том, что Башкорт-хан не только воевал, но и дружил с русскими князьями, особенно черниговскими. В Чернигове хана почитали за его мужество, дипломатичность, высокий авторитет среди именитых русских князей. Его обаяние и красота снискали ему любовь русской княгини.

Эта история вызвала много толков. Во время битвы за Киев погиб князь Владимир Давыдович. Овдовевшая княгиня, можно сказать, тайно бежала в степь к Башкорт-хану, вышла за него замуж и стала ханшей. Законный брак еще больше укрепил отношения между ханом и черниговскими князьями.

В 1157 г. в Киеве умер Юрий Долгорукий. На его место на престол великим князем сажают черниговского князя Изяслава Давыдовича. Большую роль в этом сыграл шурин Изяслава Давыдовича Башкорт-хан.

Но Изяслав Давыдович хочет подчинить своей воле не только Киев, но и князей Галича, Волыни. Особенно круто обращается он с далеким галицким князем.

Изяслав Давыдович ставит в Галич своего сторонника князя Ивана Ростиславича. Однако галичане добиваются возвращения на законное место князя Владимира Володаревича. Иван вынужден бежать за Дунай в город Берладь. Он остается в истории с именем, связанным с этим городом, — Иваном Берладником. Великий князь Изяслав Давыдович забирает Ивана к себе в Киев, пытается вернуть его в Галич.

Через некоторое время Башкорт-хан со своим шурином, великим князем Изяславом Давыдовичем, во главе шестидесятитысячного войска напали на галицких и волынских князей и разгромили их. От полного поражения спасло только то, что пригласили князем Галича Ивана Берладника.

Однако великому князю Изяславу Давыдовичу, который сам хлопотал за Ивана, это принесло только неприятности. Галицкие князья Ярослав Осмомысл и Мстислав Волынский быстро сколачивают войско и идут войной на земли великого князя, окружают город Белгород. Великий князь Изяслав посылает за помощью к шурину, Башкорт-хану. Тот собирает войско в двадцать тысяч всадников и спешит на помощь.

В междоусобной борьбе русские князья разорили княжества, многие сложили свои головы. Изяслав Давыдович вскоре будет заточен в Киевский монастырь, где и скончается. Иван Берладник будет отравлен врагами. Сгущаются интриги вокруг престола, корона переходит с головы на голову, всё чаще летят с плеч головы.

Башкорт-хан участвует в русско-кипчакских сражениях 1184 г. вместе с ханами Кобяком и Кончаком. В одном из боев Кобяк и Башкорт-хан попадают в плен. Башкорт-хан из плена освобождается. Эти события отражены в выдающемся русском эпосе “Слово о полку Игореве”.

В 1185 г. русско-кипчакская война разгорается заново. На сей раз на войну с кипчаками собирается новгород-северский князь Игорь Святославич, но терпит поражение, сам попадает в плен. Впоследствии бежит из плена. Это событие подробно описано в “Слове о полку Игореве”. За год до этого из русского плена Башкорт-хана спасли его родственники Ольговичи. Воз­можно, теперь Башкорт-хан сам участвовал в спасении, вернее, в орга­низации побега князя Игоря Святославича из плена.

В заключение можно сказать, что потомки Башкорт-хана могут гордиться им. Он сыграл определенную роль в истории древней Киевской Руси. Жил не только в дружбе, но и в родстве с черниговскими, киевскими великими князьями. Любил и был любим княгиней, взял ее в законные ханши. Не уронил высокую славу хана. Он вызывает уважение воинской доблестью, личным мужеством, патриотизмом. Самое главное, Башкорт-хан, возгла­вивший башкиро-кипчакское государственное образование Лукоморье у Черного моря, был одним из первых башкирских ханов, известных в истории. Его имя, дела должны найти достойное отражение в истории, песнях, истори­ческой литературе. Г. Хусаинов заканчивает свое повествование такими словами: «Привезенный из кургана Великой Степи, из Лукоморья, памятник-статуя безмолвно стоит у двери главной библиотеки страны — в Москве. Мнe, современному сородичу, он будто с укором шепчет что-то, напоминает о себе. Мы не вправе забывать свою историю и тех, кто создавал ее».

 

(Хусаинов Г. Б. Башкорт-хан. Журнал "Наш современник" N2, 2005).

 

Жизнь и деятельность Башкорт-хана составляет целую эпоху в истории не только башкир, но и русских княжеств.

В книга Баширова Ядкара более полно отражаются события XII века, связанные с башкорт ханом и его окружением, с его жизнью и деятельностью. В его время угры, татары, башкиры, казахи, среднеазиатцы, некоторые народы Сибири находились в государстве Дешт-и-Кыпсак на правах конфедераций, вернее, находились в военно-политическом союзе, ведя самостоятельную политику и экономику в мирное время.

- Хан Башкорт - великий сын угорского, кипчакского, башкирского народов.  Он и –кипчак, и куман, и половец, другие относят его к племени табын, иные к бурзян и усеган. Как бы не было, он – один из самых загадочных фигур в российской истории XII века, так как история России тесным образом связана с историей половцев средних веков. Башкорт-хан, как выходец из народа, для многих племен был своим, - пишет Ядкар Баширов в своей монографии.

 

(Баширов Я. А. Ханы средневековья. Башкорт хан. Уфа, 2017 ).  

 

Итак, разные народы Дешт-и-Кичака (Поле Половецкое), включая и башкир, в военном отношении были объединены в один кулак, в одно войсковое соединение Башкорт-ханом. Установление Башкорт-ханом порядки не допускали предательства, тогда жестко наказывали нарушителей, при этом та система поощряла за преданность и патриотизм. Исторические сведения подчеркивают, что Башкорт-хан был сторонником мирного разрешения возникших конфликтов, снятия острых проблем путем переговоров. Тогдашний мир народов Азии и Европы – мир варваров в течение веков враждовали между собой, а иногда и вели войну, чтобы сохранить свою самостоятельность, индивидуальность. В этих условиях племена трудно шли на приближение друг с другом, тем более на объединение. Башкорт-хан, имея авторитет среди этих народов, сумел внушить и вселить уверенность племенам и родам, что лучше объединяться под крылом Державы, а между собой жить в дружбе и согласии. Хан постоянно общался с русскими князьями, в случае надобности помогал войском тому или иному князу.

Западные районы территории Державы Башкорт-хана были ограничены рекой Днепр. Державе принадлежало степное пространство Днепром, Доном, Волгой Уралом, а также Южный Урал, где находилась как раз ставка Башкорт-хана.

Своды Бахши Имана, которых мы находим в «Истории Джагфара» дают нам представление о методах государственного управления в Дешт-и-Кипчак в XII-XIII вв.

(Бахши Иман. Джагфар тарихы {История Джагфара}. Оренбург, редакторский вестник «Булгария», 1993).  

 Из сводов Бахши Имана выясняется следующее следующие правила (каноны) в этом государственном образовании (Кыпсак иле):

 

- Правитель и правительство избирается только на Великих Советах (Бөйөк кәңәшмә);

 - До Великого Совета роды по своему желанию могут примкнуть к великим родам, возглавляемым избранными ими абызами племен;

- До великого Совета маломощные роды по своему желанию могут соединиться с другим большим родом, возглавляемым избранными ими абызом;

 - Число участников Великого Совета не должно превышать 500. Эти участники должны принадлежать к булярам или должны получать согласие на членство в буляр. (буляр – древнебашкирский род северо-западных башкир булгарского происхождения – Б. Х)

- Великий Совет принимает законы Державы, решения о войне и мире, принимаются большинством голосов;

- Каан (каган) или правитель имеют право взимать десятину с купцов, десятину за свое судейство, налог в размере двадцатой части всего имущества с людей своего юртлука (юрт, юртлук, ара – родовое подразделение);

- Податное население платит казне налог в размере двадцатой части от всего имущества;

- Укрывающие ворованное имущество возмещает украденное в десятикратном размере. Если он не в состоянии возместить, то плата берется с его ближайших родственников;

- За доказанное вымогательство, воровство, прелюбодеяние и други преступления виновные изгоняются из Державы без права возврата в нее;

- За измену карается не только виновный, но и его ближайшие родственники.

- Перед битвой положено совершать моление Тангре с принесением в жертву какого-либо животного; Все клянутся храбро биться ради победы над врагом;

- Народ не платит налога и не служит никому, кроме своей собственной державы.

О том, что эти законы работали, свидетельствуют записи в средневековых источниках. Так, например, Ибн-Батута –арабский автор первой половины XIV века пишет так: “... у кого найдут украденного коня, обязан возвратить его хозяину и вместе с тем дать ему таких же (коней), а если он не в состоянии сделать это, то отбирают у него за это детей, если же у него нет детей, то его зарезывают”.

 

(Тизенгаузен. Сборник материалов, относящиеся к истории Золотой Орды. 1884, том. 1, с. 282).

 

Кстати, кто хочет узнать более глубокую историю Дешт-и-Кипчак, может прочитать прекрасную книгу Мурада Аджи “Полынь Половецкого поля”, где жизнь кипчаков кумыков дана в очень интересном ракурсе. А мы продолжим сказание о хане Башкорт.

Башкорт-хан вошел в историю как личность, положившая основу объединения множества разрозненных племен и родов с общей культурой и языком общения. Сохраняя свои специфические диалекты и местные говоры, племена обогатили общий башкирский язык, сохранили в течение тысячилетий. Тогда слово «башкорт» означало человека Орды хана Башкорта, независимо от принадлежности его к какому-либо роду или племени кипчаков (половцев) или башкортов. Не следует забывать, что куманы-половцы - это и есть протобашкиры.

В союзе семь родов, например, было три племени кипчакских родов. Все они говорили на общетюркском языке. После завоевания территорий Евразии татарский язык, который чуть-чуть отличается от башкирского, становится официальным языком Золотой Орды, появляются новые ханы и каганы.

В русских летописях агрессивных пришельцев с Востока называли татарами. Когда монголыпоявились Приволжье, кипчаки, конечно, отдавать им Степь не собирались. Крупномасштабная война начнется в 1222 году, когда поисковая экспедиция Субэдэя в составе 25 000 монгол и татар вышла на Кавказ. Субэдэй искал по приказу Чингисхана хорезмшаха Мухаммеда. В 1223 г. произошла битва на р. Калка объединенных сил русских и кипчаков против монголов. В результате трехдневной битвы русские и кипчаки были разбиты наголову и бежали.

Никто не думал, что через некоторое время монголы вернутся и посулами, уговорами, а если так не получалось клинком захватят огромные территории. А народы, которые считали себя непобедимыми и великими, останутся под ичигами (вид сапог) могло-татар.

 

VII. Верования древних башкир.    

 

Башкиры, как один из тюркоязычных народов, проповедовали ислам. Эта религия, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий. Возникает ислам в арабском обществе в начале VII в. Сложился он не сразу. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, нуждались в объединении, в усилении политических и экономических связей. Различные части территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени – Византии и Ирана. В таких условиях идеологическим орудием, пригодным для объединения, оказался ислам. Он воспринимал моральные и религиозные поучения ранних форм единобожия. В нем присутствуют элементы иудаизма и христианства, т.е. многими узами связан с другими религиями. Каким образом ислам – религия развитого феодализма – распространилась среди народов Приуралья, которые находились на уровне родоплеменного строя. Ведь развитие религиозных представлений тоже имеет свою последовательность. Причин несколько: во-первых, ислам опирался на те же языческие обряды, которые выполнялись и башкирами; во-вторых, религия эта насаждалась не только путем проповедей, но и силою оружия в эпоху монгольского ига. Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Следует заметить, что даже сегодня встречаются народности, которые удержались в язычестве. Оно дает базу для внутреннего равновесия. На этой основе происходит согласие человека с самим собой и с окружающей природой. Здесь сказывается уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею. Жрецы язычества или в просторечье – колдуны были хорошо осведомлены о законах природы, о возможностях человека. Разумеется, часть накопленных знаний была ложной – никто не застрахован от ошибок. Но большая часть сослужила хорошую службу. Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Ахмед ибн–Фадлан, известный арабский путешественник, посетивший Башкортостан в 922 г., писал, что башкиры верили в двенадцать богов. Эти боги, по представлениям башкир, управляли времена года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. «Мы видели, – сообщает путешественник, – как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они, когда–то вели войну с какими–то людьми из числа своих врагов, причем они, враги, обратили башкир в бегство, и что журавли закричали позади них, врагов, так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство этих башкир. Поэтому они, эти башкиры, стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются». Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Это характерно не только для древних башкир. Тотемизм был распространен у всех народов мира. И пережитки его сохранились во всех религиях. Согласно тотемистическим взглядам, отдельные группы людей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковым очень часто выступает медведь. Памятники народного эпоса указывают на древние космогонические представления башкир. В некоторых произведениях солнце предстает в образе женщины, а луна – мужчины. В мифах о небесных светилах луна рисуется в виде джигита – красавца, который весело или грустно смотрит с неба на людей. Согласно мифу, девушка засмотрелась на джигита, влюбилась. Тот в свою очередь ответил взаимностью, и он соединяются. Существует и другой вариант. Сиротка пожаловалась на свою горькую судьбу, что мачеха заставляет ее каждую ночь ходить за водой. Луна пожалела ее и забрала к себе. В полнолуние, согласно мифу, она шествует с коромыслом на плечах за водой. И зовут ее – Зухра. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям. По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет превращается в аждаху, которая, достигнув пятисотлетнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека. Не случайно башкиры о двуликом человеке говорят: как змея–юха. Помимо одухотворения небесных светил и других явлений природы, древние башкиры верили в существование всевозможных духов. Одну категорию духов составляют духи–хозяева (гор, лесов и вод). Подобное встречается и у русских: водяной, леший, домовой, например. Отголоски таких верований дают о себе знать сегодня. После захода солнца не рекомендуется ходить в баню – в это время якобы там парится домовой, поэтому могут быть разные неприятности. Как и другие тюркские племена, башкиры верили в самостоятельное существование и бессмертие души. По поверьям, когда человек спит, душа на время оставляет тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться. На базе знания природы рождается народная медицина. Древние башкиры хорошо знали целебные возможности всевозможных трав, растений и широко использовали их в врачевании.

Религия у древних людей родилась в попытке объяснить окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота.
Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии и так далее вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне — Перуном. А древними башкирами особо почитались солнце и луна. Солнце они представляли в образе женщины, луну — в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей. Земля, думали древние башкиры, покоится на огромном быке и большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения. Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал — злого в виде убыра и доброго — как сила очищения от злых духов и как источник тепла. Поэтому башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Ислам начинает проникать в Башкортостан из Аравийского полуострова в X в. Многие его каноны несут в себе черты язычества. Основоположник религии –Мухаммед. В шесть лет он остался сиротой и его воспитывали приёмные родители. В те времена арабы поклонялись многим богам. Как и другие народы на ранней стадии развития они поклонялись различным идолам. Племена арабских кочевников жили очень бедно и в постоянной вражде друг с другом. Для того чтобы объединить, нужна была общая вера. Такой верой стал ислам. Ислам был новой религией, в то же время в нём много заимствовано из иудаизма и христианства. Магомет объявил себя пророком Аллаха, который через архангела Гавриила (Джабраила) открыл ему истины новой веры, позднее собранные в Коране.
Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорность”. “Мусульманин” означает — “тот, кто подчиняется”. Новая вера провозгласила Аллаха единственным богом, который добр к людям, но, однако, мстит тем, кто не предан исламу. Следует сказать, что в Коране много преданий о пророках, которые упоминаются в священных еврейских и христианских книгах. Согласно Корану, Моисей (Муса), Иисус (Иса) и многие другие являются пророками.
Магомет, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Магомет и его последователи создали новое исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых — женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам — религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.
Завоевания арабов привели к тому, что ислам распространился по всему миру. Ислам сыграл очень большую роль в развитии человечества. Новая религия способствовала развитию науки, архитектуры, ремёсел, торговли. К примеру, решив покорить страны, с которыми их разделяло море, арабы стали прекрасными мореплавателями. Сегодня мусульманами являются более 840 миллионов человек.

Арабы доисламких времен в своих поверьях были рационалистичны: их обряды имели определенный практический смысл. Тот же пост (ураза), например. С одной стороны, воздержание в еде полезно для организма. Люди знали это уже в те далекие времена. С другой стороны, пост был связан и с нехваткой продуктов питания. Пост совершается в месяц «Рамазан». Слово это происходит от арабского «рамад» – знойное время – тяжелое в Аравии время года, когда запасы продовольствия кончаются, а палящее солнце выжигает подножный корм для скота. В этот период древние арабы были вынуждены воздерживаться в еде. Задолго до ислама месяц «Рамазан» считался священным – в это время не велись войны между арабскими племенами, прекращались набеги на караваны, запрещалось убивать людей. В Башкортостане ислам распространялся купцами, мусульманскими миссионерами из средней Азии и Волжском Булгарии. Наибольшее распространение ислам получает при господстве Золотой Орды. Он насаждался силою оружия. Оккупированная монголо–татарами территория была разделена между потомками Чингисхана. Улус (поместье, владение) его старшего сына Джучи лежал к западу от Иртыша (включая в себя Приуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сырдарьи) до Новгородских земель на севере. Этот улус Джучи назывался у монголов «Кыпсакским ханством», а в русских летописях – Золотой Ордой. Под игом Золотой Орды находился и Башкортостан.

 

(Кузбеков Ф. Т. история культуры башкир. Уфа, 1997, с. 26)

 

Ислам начал проникать в башкирское общество в Х-Х1 веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также проповедников. Арабский путешественник Ибн-Фадлан ещё в 922 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам. Уже в XIV веке ислам становится господствующей религией в Башкирии, о чём свидетельствуют мавзолеи и мусульманские захоронения. Распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над “могилами святых”, являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются “кэшэнэ”. На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII — XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий — в Кугарчинском районах. Один из них мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека находится на левом берегу реки Демы, на окраине станции Чишмы. Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин-бека, одного из активных мусульманских проповедников. Здание в своем первоначальном виде до наших дней не сохранилось. Основание кэшэнэ построено из больших неотесанных камней, а для постройки купола использованы специально обработанные и хорошо подогнанные друг к другу камни. Весь облик здания напоминает форму “тирмэ”, представляет собой архитектурный образ, в то время господствовавший в степях Башкортостана.

В чем заключаются основные идеи ислама и мусульманства?

Я уверен, что, основные идеи ислама и христианства должен знать каждый образованный человек. К сожалению, и в наше время порой вспыхивают религиозные войны под флагом мусульманства, которые вообще не связаны с исламом. Многие люди, которые участвовали в них на протяжении веков, не вполне себе представляли, за что они борются. Религия часто использовалась в политических целях. К счастью, сегодня, благодаря развитию технологий, у многих людей появилась возможность осмыслить все то, что раньше принималось без объяснений, передавалось из поколения в поколение. В наши дни в школах изучаются основные идеи ислама. 6 класс школы - время, когда многие жители нашей страны впервые знакомятся с ним. Однако достаточно ли мы знаем об этой религии?

Из открытых источников и религиозных книг известно, что из всех мировых религий именно мусульманство является самой молодой. Согласно сведениям всемирной исламской лиги, его приверженцами являются более 900 млн человек (данные на начало 21 века). Мусульмане – это жители более 120 государств мира, при этом в 35 странах они составляют около 95-99% населения, а в 13 – влиятельное меньшинство. Ислам – государственная религия в 28 странах (Мавритания, Пакистан, Иран и др.).

Возникновение этой религии относится к 7 веку н. э. Именно тогда появились основные идеи ислама. Мусульманство возникло на Аравийском полуострове, в юго-западной его части. Это произошло во время распада родоплеменного строя и образования централизованного государства. Мухаммед (годы жизни – 570-632) - один из основателей интересующей нас религии. В 610 году он объявил о том, что является посланником единого Бога. В переводе с арабского языка слово "ислам" означает "покорность". Тех, кто исповедует эту религию, именуют "преданными". На арабском языке "преданный" – "мусульманин", поэтому второе название ислама – мусульманство. Эту религию европейцы именуют также магометанством (Магомет – измененное имя Мухаммеда). Ислам, зародившись в Аравии, распространился на соседние государства Среднего Востока, Северную Африку, Египет, Индонезию, Индию, Малую и Среднюю Азию, Европу, Закавказье. В наши дни эта религия является самой распространенной в мире после христианства. Как и во всех других вероучениях, в исламе есть несколько течений. Самые распространенные из них – шиитские и суннитские. Они отличаются друг от друга определенными обрядами и догматами.

Коран – это священная книга мусульман, в которой представлены основные идеи ислама. В переводе с арабского слово "Коран" означает "чтение". В этой книге изложены основные определения ислама. Она была написана в 7 веке, однако еще долгое время спустя в нее вносились изменения и дополнения. Второй источник веры (после Корана) для суннитов – Сунна (с арабского языка переводится как "пример", "поведение"). В Сунне и в Коране, а также в других религиозных догматах и преданиях об Аллахе представлены основные идеи ислама, различные нравственные поучения, описаны принципы отношения к собственности, к женщине, взаимоотношения с другими народами и так далее. Шариат – это феодальное право мусульман, в котором четко выражена суть ислама. В основе шариата лежат положения Сунны и Корана. Сунны – это мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина.

Основная идея ислама - это вера в Аллаха, единого бога, а также его посланников – Али и Мухаммеда. К слову, Али ибн Абу Талип - мальчик, который первым принял ислам. Аллаха дополняют ангелы, пророки, демоны. Они тоже почитаются мусульманами как боги. Следующая особенность интересующей нас религии – это почитание Корана. В священном писании говорится о том, как был сотворен этот мир, о страшном суде, представлены мифы, заклинания, сказания о пророках, древнеарабский фольклор, указания, регулирующие семейные и общественные отношения. Эта книга создавалась на протяжении ста лет и была окончательно завершена в 8 веке. Описывая основные идеи ислама кратко, отметим, что другой его особенностью является почитание Сунны - еще одного священного писания, в котором представлен свод рассказов о поступках Мухаммеда, его автобиография, высказывания на различные темы. Сунна – эта основа мусульманского правоведения (фикха), а также свод


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.