Сибирско-татарские и башкирские отношения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сибирско-татарские и башкирские отношения

2022-09-29 40
Сибирско-татарские и башкирские отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы этнических контактов отдельных групп башкир и сибирских татар были уже поставлены в свое время в трудах Б. О. Долгих, Ф. Т. Валеева, Р. Г. Кузеева, Н.А. Томилова, Д.М. Исхакова и других.

(Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке // ТИЭ, н. с., том 55, М., 1960; Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань: Таткнигиздат, 1993; Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978; Томилов Н. А. Тюркоязычное неселение Западно-Сибирской равнины в конце XIV - в первой четверти XIX вв.Томск, 1981; Исхаков Д. М. О Сибирских татарах. // Соседи, №6-7 (май-июнь), 2001).

Взаимоотношения с разными соседними народами в какой-то мере освещаются в многотомнике «История башкирского народа» и в монографии Н. Мажитова, А. Султанова «История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994.  

Думаем, что особый интерес для нас представляет вопрос о ранних этапах этнических и этногенетических взаимодействий предков башкир и сибирских татар, а также вопрос о роли башкирского этнического компонента в формировании отдельных групп сибирских татар, ибо по этому этапу еще не все написано.

Известно, что предков башкир и сибирских татар объединяют кыпчакские корни, их совместное сосуществование в составе Дешт-и-Кипчак. В домонгольскую эпоху Табынское государство было одним из крупных политических образований Евразии. Данное ханство получило свое название по наименованию правящего рода и города Табын. В XII в. табынцы, по словам Букановой, были могущественной силой в Дешт-и-Кипчак.

 

(Буканова Р. Г. Города-крепости на территории Башкортостана в XVI - XVII вв. Уфа: Китап, с. 30).

Родство и исторические контакты табынцев и предков сибирских татар восходили к периоду, когда в степях Дешти-и-Кыпчака табынцы представляли мощное объединение, а их аристократия соперничала за власть с другими племенными объединениями. С. И. Руденко в своей монографии «Башкиры» именно табынцев называет среди «коренных» башкирских родов, дает описание и фото барын-табынца (с. 337).

Р. З Янгузин отмечает, что табынцы жили на широком ареале и являлись одним из мощных племен башкирского населения в древнее время.

 

(Р. З Янгузин. Из истории башкирских племен. Уфа, 1995, с. 82-83 - на баш. яз.)

Ядро Табынского ханства домонгольского периода по мнению Р.Г. Букановой, находилось к западу от р. Иртыш. Оно по восточной традиции было разделено на восточное и западное крыло. Восточно-табынские земли даже в XVIII в. продолжали восприниматься как единая территория и простирались от горы Акияр на юге до устья реки Ай на севере, от верховьев р. Белой на западе до Иртыша. Западнотабынские земли включали в себя центральную Башкирию. Западные и южные пределы доходили до рек Ик, Черемшан, Ток, Малый Уран Иргизо-Камеликского бассейна. На северо-западе границы ханства доходили до среднего течения р. Чулман (Камы). Между Камой и Иртышом находился город Табын (с. 30-32).

В XVI в. на территории Зауралья башкиры-табынцы поддерживали с сибирскими татарами тесные исторические и этнические контакты. В XVI-XVII вв. эти башкирские племена встречались у Тюмени, на берегах Тобола и Ишима. В первой половине XVI в. основная часть Башкирии относилась к сфере влияния сибирских ханов - Шибанидов. Ахмет-Заки Валиди не видел различий между страной башкир и страной Ибир-Сибир. Эти области называли Тура (земли Западной Сибири и Башкортостана, от р. Иртыш до р. Чулман (Кама), а правителей - Тура-ханами. А вот по словам арабского ученого Ибн Фадлаллаха аль-Умари, жившего до 1348 г. в его время «сибирские города подчинялись башкирам». Города и местности с названием Тура были широко распространены в Сибири.

Известны широкие торговые связи башкир с тюменскими татарами во времена Сибирского ханства, после присоединения Сибири происходит переселение башкир в Тюменский уезд, а тюменских татар - на земли зауральских башкир, а также вхождение башкир в состав барабинских, тюменских и ялуторовских татар и т.д. К концу XVIII века отмечается факт ослабления связей башкир и сибирских татар и существования у сибирских татар с башкирами-переселенцами в Сибирь, редких семейно-брачных отношений свидетельством чему являются записи генеалогий у тоболо-иртышских и барабинских татар, о чем сообщает Томилин Н. А.

 

 

  (Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI - начала XX вв. Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1992, с. 186-187).

 

Причиной этому могло послужить возведение в первой половине XVIII в. Оренбургской и Уйской пограничных линий, которые были отчасти возведены для ограждения русских поселений в Зауралье от нападения башкир.

Наиболее тесные контакты в конце XVI - XVII вв. были между башкирами и тюменскими татарами района современного г. Ялуторовска и Пышминской, Исетской и Терсяцкой волостей Тюменского округа. А вот Б. О. Долгих для XVII в. считал жителей Пышминской и Исетской волостей Тюменского округа (территории будущей Сингульской татарской волости Ялуторовского округа) башкирами, основываясь на архивных источниках и данных Г. Ф. Миллера, где они указаны уфимскими пришельцами. В документах XVII в. башкир нередко называли татарами, имея в виду в данном случае их тюркское происхождение. Это хорошо видно из одного документа начала 60-х гг. XVII в.: «...и съехали на бою уфимского татарина и привезли с собою в Киргинскую слободу, где в распросе татарин сказал, что де он башкирец...»

 

(Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX вв. Томск, 1981, с. 26).

 

По классификации Н.А. Томилова, тюркоязычное население данной территории относится к тюменско-туринской группе тоболо-иртышских татар, входя в состав ялуторовской локальной подгруппы. Формирование данной группы происходило на основе смешения в конце XVI-XVII вв. тюменских татар с башкирами. Отмечается сохранение до недавнего времени ряда характерных для данной группы этнокультурных особенностей.

В документах XVII в. и позднее население по Пышме к югу от Тюмени, в низовьях Исети и у озер этого района называлось татарским.

Н. А. Томилов считает это свидетельством процессов смешения продвигавшихся на юг тюменских, и частично тобольских татар с башкирами и ассимиляции последних татарами. Мы не отрицаем данный факт, - пишет он, - что, скорее всего здесь мы сталкиваемся именно с теми проблемами, которые часто встречаются в русских документах XVII в., где башкир нередко называли татарами, имея в виду их тюркское происхождение.

Вместе с татарами Кинырской волости проживали жители Бачкырской (Башкирской) волости, являвшиеся, как предполагал Б. О. Долгих, в основе своей башкирами, так же, как и жители Терсяцкой волости Тюменского уезда. Можно полагать, что башкурты или бачкырцы и частично терсякн были населением, вошедшим как в состав тюменских татар. Тесные связи были и у татар Иленской волости с сырянцами (синрянцами) предками башкир-синрянцев, живших также по соседству друг с другом. Но с уходом сырянцев в начале XVII века в степи к кучумовичам эти связи, вероятно, прекратились или, во всяком случае, значительно ослабли. Тем не менее, мы видим, что и в основную группу (ядро) тюменских татар, вернее, юго-западную ее часть, также интегрировался отчасти башкирский компонент или, другими словами, этнический компонент, зафиксированный также у башкир. Контакты и семейно-брачные связи между тюменскими татарами, с одной стороны, бачкырцами, терсяками и сырянцами, с другой, были в целом широкими настолько, что Г. Ф. Миллер для XVII в. не отличал последних от сибирских татар. В XVIII в. из бывшей Кинырской волости сохранялись юрты Чаплынские, Ахмановы, Салаирские, жители которых и некоторых соседних юрт, видимо, и представляли собой потомков этого смешанного башкиро-татарского населения отмечает Томилов в указанной монографии.

Если у тюменских татар этнические контакты относятся к периоду позднего средневековья, то общие моменты в этнонимах и топонимах башкир и сибирских татар иштякско-токузской отражают более ранний этногенетический пласт, связанный, прежде всего, с группой иштяк в составе башкир.

Доказательством этому служат «шежере» башкирского рода, происходящего от Мораддина, 5-м сыном которого был Кинжа, от которого идут Татар, Мишар, Нугай и Иштэк. От Иштэка – Бикатун (Бакатин) - 4-й сын, от него -Эйле, Юрми, Байдар, Байкы, Иракте.

(Исхаков Д. М. Об общности этнической истории волго-уральских и сибирских татар (булгарский, золотоордынский и и позднезолотоордынский периоды. // Сибирские татары. Сб. научных статей под ред. С. В. Сусловой. Казань: Институт истории АН РТ, 2002, с. 25).

 По топонимическим и этнографическим данным разных ученых, башкирский элемент участвовал в этногенезе иштяко-токузской группы тоболо-иртышских татар. Особое внимание обращает присутствие сразу нескольких башкирских родовых самоназваний в топонимике этой локальной группы. В разное время в течение XVII-XIX вв. здесь фиксировались Вагайская, Истяцкая и Уватская волости. Селения иштякско-токузских татар располагались по Иртышу, юго-западнее искеро-тобольских татар, вплоть до территории курдакско-саргатских татар, по р. Вагаю и его притоку Агитке, в районе Уватских болот. Западнее их проходили земли бабасанских татар и юго-западнее — земли тюменских татар.

Есть основания предполагать, что одним из этнических компонентов в составе иштяк-токузов были южные угры. На это указывает и древнее этнонимическое название «иштяк», отложившееся в названиях Истяцкой волости и Иштяцких юрт, а также этногенетические предания местных татар, повествующие о том, что в этих местах проживали рядом с татарами остяки, то есть народ ханты.

Наличие в составе сибирских татар и башкир «иштяков» опять свидетельствует о тесных контактах этих народов в прошлом. Различное толкование слова «иштяк» наталкивает нас на новые вопросы, которые необходимо будет разрешить в будущем. «Остяк» по мнению ряда ученых самоназвание хантов, казахи применяют данное слово в смысле «северный народ» и т. д.

Обратимся к племенному названию - бикатин, отложившемуся, в названии Бигитинских (Бикитинских) юрт. Известно, что племя бикатин этнически восходит к тюрско-угорским образованиям конца I тыс. н.э., которые на юге Западной Сибири, или в Северном Приаралье, получили название истяк или иштяк. Вот почему в памяти казахов иштяки ассоциируются с башкирами.

Еще одна особенность этнического состава иштякско-токузских татар заключается в том, что в нем имеется группа тогузов (тукузов). Одна из волостей Сибирского ханства, расположенная по Иртышу, на территории нынешнего Вагайского района, носила название Токуз. Происхождение этого этнонима связано с тогуз-огузами (буквально: девять гузов) и отражает древнеогузские связи этой группы сибирских татар. В этой волости, когда она после падения Сибирского ханства вошла в состав Тобольского уезда, отмечается по архивным документам всего 3 человека.

Башкиро-татарские связи просматриваются и у тарской группы тоболо-иртышских татар, среди которых выделяются группы аялинцев айле/аялы и туралинцев -туралы.

Tаким образом, можно определить существование достаточно ранних этнических контактов башкир и предков сибирских татар. Более того, некоторые тюркские и тюрко-угорские племена вошли в состав как башкир, так и сибирских татар.

Взаимодействия башкир и сибирских татар определялись не только близостью территории, но и общностью государственных образований. Перед русским завоеванием Сибири и присоединением башкир к Российскому государству некоторые северо-восточные племена башкир находились в составе Сибирского ханства. Поэтому после разгрома Кучума с его сыновьями, сибирских татар осталось, видимо, очень мало. Часть их вернулась на прежние места жительства и вошла в состав Русского государства. Поэтому в XVII веке силы кучумовичей. состояли, в основном, из башкир и калмыков.

В целом, можно говорить о вхождении башкирского этнического компонента на протяжении длительного исторического времени в состав всех этнотерриториальных групп тоболо-иртышских татар. Межкультурные взаимодействия башкир и сибирских татар берут свое начало в раннем средневековье. Дальнейшее их этническое развитие было тесно связано с экономическими, политическими и культурными взаимодействиями. Изучение этих вопросов позволит выявить особенности этнических процессов на территории Зауралья и Западной Сибири, протекающих в настоящее время. Итогом этих длительных, сложных межэтнических связей и взаимодействий, вобравших в себя напластования разных исторических периодов, являются этнокультурные параллели в традиционной культуре башкир и сибирских татар, которые мы можем наблюдать и на сегодняшний день.

Башкиро-казахские отношения

Башкиры и казахи являются родственными тюркоязычными народами. Их общие этнические связи уходят корнями в эпоху бронзы. Традиционные культуры башкир и казахов очень близки. Например, различные домашние промыслы, игравшие важную роль в кочевой жизни, почти идентичны. У них имеются схожие приёмы в производстве войлока, ткачестве и вышивке. Тесные связи башкир и казахов нашли отражения в их народных преданиях.

 

(Бижанова М. Р. Башкиро-казахские отношения в XVIII веке // Вестник Башкирского университета: журнал. — 2006. — Т. 11, № 4. — С. 146-147).

В XVIII веке казахи Младшего жуза и части Среднего жуза имели протяжённую границу на севере с Башкортостаном. В то время были распространены башкирско-казахские браки. Зачастую башкиры и казахи состязались друг с другом в борьбе, скачках, стрельбе из лука. Нередко казахи принимали участие в башкирских восстаниях против российского царского правительства. В то же время между башкирами и казахами случались и столкновения. Они совершали друг на друга набеги из-за пастбищ, умыкали девушек и т. п. Но в остальное время жили дружно, обменивались новостями, помогали друг-другу, часто бывали в гостях у друг-друга.

Чтобы не допустить совместных казахско-башкирских восстаний, царское правительство стремилось посеять между ними вражду.

 Во время башкирского восстания 1735—1740 годов Абулхаиру, хану Младшего жуза, принявшему русское подданство, было поручено заняться усмирением башкир. Дело в том, что восстание все расширялось, оно охватило Казанскую и Сибирскую даруги (области)

Впрочем, тогда конфликт между башкирами и казахами был решён миром. Казахские султаны активно работали, чтобы башкиры успокоились полностью. С другой стороны, часть башкир, большинство татар, мишарей, мари и другие народности не поддерживали восставших, оставшись «верными» правительству. В таких условиях царское правительство сумело собрать крупные военные силы, обложить территории восставших и начало всеобщее наступление.  

Началась массовая расправа над восставшими: посажены на кол (5 чел.), повешены за ребра (11 чел.), повешены – 85, обезглавлены – 21, сожжено -725 деревень, отобрано – 5298 лошадей, коров – 5735 голов. Вот этими деяниями генералы Урусов и Саймонов остались в памяти башкирского народа и на страницах истории башкир.

 

(Рычков П. И. история Оренбургская (1730-1750. Оренбург, 1896, с.50).

 

В 1755 году началось новое башкирское восстание под предводительством Батырши. Вскоре под натиском правительственных войск около 50 тысяч башкир укрылись в границах Младшего жуза, чтобы обезопасить семьи, сохранить имущество и скот. В дальнейшем они надеялись выступить против царского правительства вместе с казахами. Губернатор Оренбургского края Иван Неплюев обратился к казахским правителям с просьбой выдать восставших башкир. Взамен на это он предложил им захватить башкирское имущество и скот, а также оставить себе башкирских жён и детей. Часть казахов под руководством Нурали-хана воспользовалась этим предложением.

В этих условиях башкиры и те казахи, которые приняли семей повстанцев оказали сопротивление воинам Нурали-хана, но были побеждены. В этом бою те казахи, сторонники башкир, тоже пали в бою, защищая семей своих соседей-сородичей. Много башкир пали в бою, были захвачены в плен. Захваченные в плен их жены и дети были проданы в рабство. Кто-то остался жив, и они приняли все меры, чтобы оставшиеся семьи батыров были целы и невредимы. После этих трагических событий, многим башкирам и их семьям пришлось возвратиться на свою родину. В итоге восстание 1755 года было подавлено.  

Прошло 15 лет после подавления восстания башкир 1755 года. Наступило лето 1770 года. На земле башкортов-минцев появились странные люди. Они гнали впереди себя табуны лошадей и верблюдов. Кибитки их были установлены на телегах. Одеты странно, как-то не по-здешнему и больше походили на калмыков или ногайцев, чем на башкир. Но разговаривали на башкирском языке. Оказалось, они были бурзяне, свои. Пуще всего минцев поразило их поведение. Чужаки вели себя вольно, уверенно, дерзко. Все мужчины были вооружены, это выглядело весьма странно, ведь теперь даже ношение охотничьего ножа каралось по закону.

То возвращались участники бунта 15-летней давности. Возвращались не все, кости многих сородичей остались лежать в казахской, каракалпакской и калмыцкой землях, куда забросила их суровая судьба. Возвращались те, которые остались живы после конфликта с Нурали-ханом. Кочуя по Дикой степи, аксакалы решили обратиться к властям Оренбурга с просьбой разрешить поселиться в Башкирии. Говорят, что старейшины преподнесли богатые подарки местному начальству. А если подарки эти знаменитые туркменские скакуны, сабли с позолоченными эфесами – кто устоит перед этими подарками? Власти колебались долго, благо, амнистия к участникам восстания к этому времени была обнародовано. Наконец, через три года после обращения власти дали добро, но запретили вернуться в родную Бурзянскую волость.

Изгои поселились в центральной Башкирии на правах припущенников. Так, на берегах реки Дема появились аулы, - Эткол (по имени одного из лидеров восстания, Ибрай, Курманкай, Дюртюли и т.д.

 

(Нияз Алсынбаев. Дети священного волка. Популярная история башкирско-казахских отношений. Уфа, 2013, с. 84-85).

 

Все эти эпизоды истории двух братских народов показывают, что мы – родственники, что у нас много общего, начиная с языка, национальных напитков, питания, кончая одеждой, бытом и музыкальными инструментами. Когда, например, на экранах телевидения появляются юрты в степи, табуны лошадей, люди в национальных казахских одеждах – все это воспринимаются башкирами, как нечто свое, родное. Большинство блюд у обеих народов традиционно изготавливаются из мясо-молочной продукции, как кумыс, айран, корот, катык, тултырма, казы и т.д. Бишбармак (по казахски - бешбармак) имеется у башкир, казахов и киргизов, татар, некоторых тюркских народов Кавказа.

Для башкирского поэта-просветителя XIX века Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895) не было границ между Башкортостаном и Казахстаном. Получив блестящее образование в Стерлибашеве, Оренбурге и Троицке Акмулла долгие годы скитался в степях Башкирии и Казахстана. Летом учил детей казахов, башкир, зимой учился сам, писал стихи, рассказывал. У него была своя повозка и лошадка. В повозке наряду с инструментами находились учебные принадлежности и книги. В Казахстане башкирский поэт стал признанным акыном. Акын – это поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, киргизов, ногайцев и каракалпаков. Это казахи дали ему поэтическое имя - Акмулла, что означает праведный учитель.

За резкие высказывания против одного казахского феодала, он попадает в Троицкую тюрьму. Из тюрьмы поэт выходит уже сэсэном – автором и исполнителем своих произведений. Многие из них не были записаны на бумагу, но некоторые сохранились. Эти стихи и песни публиковались в Казане, Уфе, Алма-Ате. Его очень почитают в Казахстане, Татарстане и в Башкортостане.

В хмурое утро на дороге между Троицким и Златоустом наемные бандиты убили его. На окраине старого Миасса покоится прах поэта, установлен памятник из белого уральского мрамора. Остались стихи, где имеется такой призыв к своему народу:

 

О башкиры! Надо к знаниям стремиться

Посмотрите: у невежд – тупые лица.

Как боятся одичалого медведя,

Так нам следует невежества стремиться…

 

(Сказание о земле Баймакской. Уфа, изд-во «Слово», 1998, с. 27-28)

 

Таким образом, Акмулла был и остается символом дружбы и братства двух народов башкир и казахов. Жители деревень Темясово, Второе Иткулово, Баимово помнят рассказы своих прадедов о том, как Акмулла бывал в этих деревнях и, собрав народ, рассказывал им свои стихи. Он призывал народ, чтобы они стремились к знаниям, что только знания и усиленная работа приведут к счастью, а невежда на всю жизнь останется там, где и был. В XIX веке действительно было мало грамотных и ученых людей, а высшее духовное образование могли получать, выезжая в Среднюю Азию, Сирию и в другие регионы.

 

Булгаро-башкирские связи

До VII-VIII вв. нашей эры предки башкир жили на Урале, Алтае, Средней Сибири, Средней Азии, на Северном Кавказе в составе тюркских племен. Историки связывают начало истории башкир с VIII-IX вв., когда они стали называться в письменных источниках башкирами и перешли на самостоятельный путь развития. Несмотря на то, что башкиры жили на обширной территории от Урала до Тобола по обеим сторонам Уральских гор, центр древнего башкирского этноса формируется между Волгой и Уралом. Поэтому первый и самый важный период древнего башкирского этноса совпадает со временем Волжского Булгарского государства. Древнее булгарское государство - объединение разных племен. Вместе с булгарами, буртасами и другими народностями входили в него и западные башкиры.
Были еще более древние связи башкирских племен с булгарами.
Одна ветвь этногенеза башкирских племен берет свое начало в эпохе гуннов, то вторая относится к периоду совместного проживания баджгардов и бурзянских кочевников на Северном Кавказе- на территории Великой Булгарии. Бурзяне и другие башкирские племена вместе с булгарами переселяются и на Поволжье, где башкиро-булгарские связи вступают в новый этап своего развития.
К началу X века на Бугульминско-Белебеевской возвышенности окончательно определяется территория древнего Башкортостана. На востоке местами она простиралась от Волги до Белой, на западе входила в земли Булгарского государства. Активное переселение активное переселение булгар на территорию Западного Башкортостана также повлияло на этнический состав этой части края.
Предания и шежере таких башкирских родов, как биляр, гайна, юрмый, еней обычно связывают с булгарами. Часто встречаются в этих записях такие утверждения: «Башкиры- выходцы из Булгарии. Это родственные народы», «Раньше башкиры были булгарами», «Мы, гайнинцы- коренные башкиры. Наши предки- выходцы из Булгарии, из Мензелинских сторон». Эти сведения подтверждаются также историческими и этнографическими материалами. Как известно, этноним башкирского рода биляр (переводится как «знающий все» то есть продвинутый) по-своему происхождению восходит к имени самого крупного племени и названию самого значительного города Булгарского государства. В древних и средневековых источниках слова биляр и булгар означают одно и то же. Араб Абу Хамид Ал- Гарнани оставил любопытное толкование значения слов «булгар» и «биляр»: многознающего человека булгары называют «биляром». «Биляр означает «знающий», «ученый человек». Позже арабы несколько изменили слово «биляр», и оно превратилось в «булгар». «Об этом я читал в книге «Таурих-и Булгарийа» булгарского казыя Якуба Ибн Нугмана,- пишет арабский путешественник.

Якуб Ибн Ногмани был одним из крупнейших башкирских ученых. К сожалению труды ученого не дошли до наших дней, как, впрочем, и сам город Биляр, который был захвачен в XII веке князьями Андреем и Всеволодом. В историческом памятнике русских под названием «Казанская сторона» говорится: «Ту же был на Каме старый град, именем Брячев болгарский, ныне же градище пусто».
В башкирском шежере «Предки билярского дома» говорится о Билярхане- потомке Бикбарыса (из народа буляр), который жил по берегам рек Зай и Шишма. Сюжеты и мотивы, восходящие к книгам «Таурих-и Булгария» встречаются и в записанных у разных людей преданиях. в X веке. В одной из венгерских летописей сообщается о том, что 970 г. из Волжской Булгарии в Венгрию пришли биляры -мусульмане братья Билла и Боксу. Несколько позже туда переселилась еще одна группа биляр во главе с Хасаном. Венгры встретили их, как родных, дали им земли на левом берегу Дуная. Будто бы и город Пешт основали те самые биляры. О булгаро-башкирских связях говорит сказка «Алпамыша» и эпос «Алдар и Зухра».
От Булгарского государства остались лишь развалины и от булгарских памятников мало что сохранилось до наших дней.

«Кисса-и Йусуф»- единственный литературный памятник булгарской эпохи, переживший века и дошедший до наших дней. Это выдающееся произведение стояло у истоков нашей древней поэзии. Являясь любимым чтением тюркских народов, памятник передавался из поколения в поколение в многочисленных списках. Он служил книгой для чтения в медресе, переписывался и заучивался наизусть.
«Кисса-и Йусуф»- общее достояние башкирского и татарского народов.
Существуют различные гипотезы относительно ее авторства и историко-литературных источников, продолжаются споры о национальной принадлежности, месте создания, языке.
Некоторые сведения об авторе содержит сама кисса. Во вступительной части, в соответствии с восточной традицией, он называет свое имя, делится с поставленной перед собой задачей, а в заключительной главе сообщает о времени создания произведения. Сравнительно более полный материал содержится в шежере башкирского рода Айле: далекими предками Куль Гали были хан Илхам и его сын Габдулла, который в течение 50 лет правил Булгаром. Один из его сыновей Галимбек в пределах Булгарии в небольшом городе Кышан был имамом... От него родился Мирхаджи. Он также прожил в Кышане 30 лет. Хазрет Хаджи (Мирджани) переселился к устью реки Зай. От него родился Куль Гали.

А что касается истории Волжской Булгарии, то это государственное образование возникло в IX веке в Среднем Поволжье.

Будущая территория Волжской Булгарии в V-VIII вв. была заселена племенами именьковской культуры. Эти племена жили на территориях современного Татарстана, Самарской, Пензенской областей, а также в южных районах Чувашии и Мари-Эль. Культура берет свое начало от городища Именьково, образованного от слов Иман-кала - дубовый город в значении город, окруженный дубовыми стенами). По мнению археологов, именьковцы, в отличии от ближайших соседей, сжигали своих умерших, то есть были огнепоклонниками.

С именьковской культурой связаны такие этносы, которые до прихода татар жили на территории будущего Казанского ханства. Это булгары, равнинные марийцы, южные чуваши, некоторые западные башкирские племена, сабуры, оногуры и так далее. Булгары в то время были в большинстве.

Следует подчеркнуть, что основателем Казанского ханства является Улу-Мухаммед (годы жизни 1405-1445), который так же считается основоположником небольшого Касимовского ханства.

 Хан Мухаммед  взошел на престол после недолгого правления своего отца, Сарайского хана Джалялетдина (по другому - Джалял-уддина), сына знаменитого Тохтамыша и получил прозвище “Улу”, что значит “большой” на тюркском языке. Отец Улу-Мухаммеда старался сохранить господство татаро-монгол над русскими княжествами. Но это желание ограничивалось междоусобицами и борьбой за престол между сыновьями Тохтамыша. Наконец, после очередного переворота на престол взошел Улу-Мухаммед (1419). Но ему не пришлось долго править как великий хан Орды. Его свергнул с престола (1436) Гиязетдин-хан, после этого Улу- Мухаммед направился в Крым, однако и там ему не удалось задержаться надолго – поссорился с местным эмиром Хайдаром и покинул Крым. Имея трехтысячное войско, отправился в Московию, не имея сопротивления занял город Белев. Узнав об этих событиях князь Василий направил против него 30-тысячное войско, требуя немедленно покинуть город. Случилось так, что войско князя 5 декабря 1437 года было внезапно окружено с трех сторон и полностью разбито. После этого события Улу-Мухаммед, чувствуя, что не миновать войны с другими княжествами направился в Казань, где народ принял его радостно, надеясь, что он защитит местных жителей от ввоенных действий извне. Благодаря поддержке местных племен и этносов, Мухаммед и его татары прочно утвердились в Среднем Поволжье. Через два года он начал военные действия против русских. Начав с районов Нижнего Новгорода, дошел до Москвы, сжег ее посады и вернулся.

Следующий поход Улу-Мухаммеда против Москвы сосоялся в 1444-1445 годах. В ходе похода на Рязаньское княжество, погиб в бою его сын Мустафа. Через год взял он Нижний Новгород, направился на Муром. Однако на пути встло войско Василия Второго и он вернулся обратно. Через месяц другой, пополнив свое войско, хан разбил москвичей в окрестностях Суздаля. Великий князь Василий со своим братом Михаилом Верейским попал в плен. Вскоре Василий был освлбожден, осенью в Москву прибыло около 500 человек татар для сбора контрибуции. Здесь появилось Касимовское ханство, правителем которого был назначен цареевич Каим, сын Улу-Мухаммеда, который после этих событий умер естественной смертью. А Казанское ханство просуществовало до 1552 года, которе было захвачено войсками Ивана Грозного.  

Как оказались булгары в Казанском ханстве?

Булгары, жившие на Северном Причерноморье (Дунайские болгары – VII-VIII вв. входили в состав Западно-тюркского каганата, наряду с племенами: хазары, сабиры, оногуры. В период ослабления Тюркского каганата возвышается Хазарский каганат. Происходят военные столкновения хазар и булгар в ходе которых булгары потерпели поражение. Часть булгар перешла на правый берег Дуная и образовали новое государство – Болгария. Впоследствии они полностью ассимилировались со славянскими племенами этого региона. Другая часть булгар оказались в средней части Волги и создали Волжскую Булгарию. Живя в одном государстве, башкиры и булгары не могли не взаимодействовать друг с другом. Их приближало то, что язык был общетюркский, а быт и культура у этих народов не особенно отличались, поэтому они считали себя одним тюркским народом, выдавая замуж своих дочерей становились родственниками. История не зафиксировала какие–то стычки и противостояния между этими двумя народами.

Следует заметить, что булгары раньше перешли к земледелию, чем соседние племена. О земледелии булгар, буртасов, сувар неоднократно подчеркивал Ибн-Фадлан, Ибн-Руста, Гардизи. Так, например, Гардизи сообщает, что у волжских булгар «существует обработка полей, и сев, производятся разные зерновые как-то пшеница, ячмень, чумиза (тыква), чечевица, маш (бобы) и, кроме того, всякое другое».

 

(Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и его падение. М.- Л., 1950, с. 63-64).

 

 Доказательством роста экономики этого государства в X-XII вв. является массовое появление и развитие городов. Хорошо известны два города X века – Булгар (столица), Сувар и Биляр, названия которых соответствует названию племен, живущих на этих местностях. Возьмем город Биляр. Название этого города не оставляет сомнения, что он возник на земле Билярского племенного объединения; а если же учесть, что биляры в недавном прошлом образовали крупное племенное образование в составе башкир, то можно подумать, что город Биляр строился на земле башкир, вошедших в состав Волжской Булгарии.

 

(Мажитов Н., Султанова А. История башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994, с. 228).

Н. П. Рычков тоже утверждал, что в Биляре много башкир. А сувары (чуваши) среди всех других племен в Волжской Булгарии составляли большинство. 

На сегодняшний день ученым так и не удалось полностью воссоздать картинку генеалогического дерева, и определить кто же из современных народов имеет отношение к булгарам.

Но несмотря на это, есть различные предположения, среди которых самым распространенным считается, что булгары являются основоположниками рода болгар.

Исследователи обнаружили в крови современных болгар часть ДНК булгар. Помимо этого, к их предкам можно отнести фракийцев и южнославянские племена.

Также стоит выделить такой народ как гагаузы, балкары, которые имеют отношение к булгарам. Официальная версия гласит, что последователей булгар можно отыскать после момента появления государства, образованного гагаузами, которое появилось еще в 9-м веке на территории современной России. Изначально образованная держава прилегала к Хазарии, а затем преобразовалась в Волжскую Булгарию.

Однако из-за частого нашествия монголов государство просуществовало недолго.

Также к потомкам булгар можно отнести такие современные народы как татары, башкиры и чуваши, но все эти племена являются смешанными и имеют только небольшую часть ДНК булгар.

Башкир по ДНК вовсе считали монголо-татарами, которые проводили военные экспедиции и частенько отправлялись на новые для себя земли с целью завоевать их, и присоединить к своему быстрорастущему государству, используя и башкирских конников.

Карачаевцев и балкарцев считают потомками булгар.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.