XI . Башкиры под властью Золотой Орды — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

XI . Башкиры под властью Золотой Орды

2022-09-29 82
XI . Башкиры под властью Золотой Орды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большинство ученых считают, что поворотным моментом в историческом развитии башкирского народа явилось завоевание татаромонголами Южного Урала. Первое знакомство башкир с татаро-монголами относится, по-видимому, к 1219-1220 гг. Как известно, основатель империи монголов Чингизхан во главе огромного войска провел лето 1219 г. на Иртыше (Южная Сибирь), откуда он направился против народов Средней Азии. Несмотря на упорное сопротивление, татаро-монголам удалось к лету 1220 г. завладеть территорией всей Сибири, Казахстана и Средней Азии, куда простирались маршруты традиционных кочевок башкирских племен. В этой обстановке башкиры не могли оставаться в стороне от тогдашних важнейших международных событий. Некоторые исторические источники даже прямо указывают, что именно в период камлании 1219-1220 гг. началось завоевание татаро-монголами башкирских земель.

В 1235 году в Монголии состоялся всенародный курултай (съезд официальных представителей всех улусов). Родовая знать и армейская верхушка решили возобновить завоевательные походы в западном направлении. Эту ответственную задачу поручили Батыю, а Субэдэй-багатур был назначен его правой рукой. Знаменитый полководец участвовал во всех битвах Чингисхана, он же сопровождал Батыя в новых походах.

Великий западный поход монголов начался в 1236 году. К нему присоединились и войска двоюродных братьев Батыя — Мунке, Гуюка и других потомков Чингисхана. Сначала были повержены башкиры, затем половцы, а далее к империи монголов насильственно присоединили и Волжскую Булгарию.

Раздробленная на феодальные наделы Русь тоже не смогла дать отпор захватчикам. Дружины князей просто выходили «на честный бой» в чистом поле, как привыкли — по правилам военного дела Восточной Европы. Монголы же действовали совсем по-другому. Они атаковали легкой конницей, дезориентируя и постепенно выматывая противников, стреляя из луков, прячась за укрытиями. Батый дорожил своими опытными и обученными войсками, которые были прекрасно оснащены. Пленные китайские инженеры построили для монгольской армии невиданные для того времени механизмы — стенобитные орудия, с помощью которых можно было метать камни весом до 150-160 кг на несколько сотен метров. Такими машинами разрушались крепостные стены.

Военная стратегия Батыя была непривычной для жителей европейских стран. Его войска могли нападать и посреди ночи, чтобы достичь эффекта неожиданности. Монгольская армия передвигалась быстро, стремилась полностью уничтожить вражеское войско, чтобы не дать противнику возможности перегруппироваться для нового удара.

Рязань и Владимир пали в 1238 году, Киев — в 1240-м. После завоевания Руси войска Гуюка и Мунке вернулись обратно в Монголию. Дальнейшее продвижение на запад было исключительно инициативой самого Батыя. Его армия захватила Аланию, Польшу, Моравию, Силезию, Венгрию, Болгарию, Боснию, Сербию, Далмацию. В 1242 году войска Батыя оказались в Саксонии, но вскоре были вынуждены повернуть обратно. До них дошла весть о смерти хана Угэдэя и созыве очередного курултая. Армия вернулась назад и обосновалась в Нижнем Поволжье.

Об этих событиях имеется свидетельство венгерского путешественника Юлиана, побывавшего среди башкир на Южном Урале в 1236 г. От башкир Юлиан узнал, что с татаро-монголами они воевали 14 лет, неоднократно выигрывали сражения, но затем, заключив договор о дружбе, участвовали в походах против Волжской Булгарии и других государств Восточной Европы. Видимо, башкиры говорили о событиях 1220 и далее годов, когда сибирские башкиры не особо сопротивлялись монголам, тем более монгольская дипломатия работала повсюду, особенно перед вторжением в какую-нибудь страну. Башкиры не могли в течение 14 лет оказывать сопротивление, видимо были некоторые стычки с 1220 до 1236 год сибирских, зауральских башкир, особенно во время сбора ясака после того, когда они уже были завоеваны. Рассказ Юлиана о длительной освободительной войне башкир против татаро-монголов, завершившейся установлением союзнических с ними отношений, перекликается со сведениями ряда других источников. Например, эти события получили свое отражение в исторических преданиях башкир, передававшихся из поколения в поколение. Часть этих преданий примерно в XVIII-XIX вв. была записана на бумагу и теперь известна нам под названием шежере. В одном из шежере рассказывается о том, что башкиры своего предводителя - хана Муйтан бия с богатыми дарами направили к монгольскому царю Чингизхану, где он был принят с большими почестями. Пройдя ряд своеобразных испытаний, он вошел в ближайшее окружение хана и принимал участие в государственных делах. "Сразу не отпустив домой, - говорится в шежере,- хан постоянно держал (сажал) возле себя, приглашал на советы. Убедившись в государственной мудрости Муйтан бия, наконец, выдал ему грамоту на право владения территорией, куда вошли земли "от верховьев р. Белой до ее устья со всеми долинами, лесами, притоками; восточные склоны Уральских гор с прилегающими долинами, лесами, полями до р. Ишим, Ирман и Иртыш со всеми притоками; еще верховья р. Яик с горами Ялпы, по обоим берегам р. Яик. Земли по восточному берегу р. Яик до р. Тубыл со всеми притоками, долинами, лесами, полями и всеми подземными богатствами башкирам рода Туксоба - земли со всеми кочевьями и зимниками передаются на вечное пользование". В одном из вариантов легенды наследственный характер этого права уточняется словами о том, что оно дается пожизненно ему, его сыновьям и их внукам. В грамоте говорилось о том, что каждый из них бием (т. е. ханом) будет без избрания, т. е. по наследству. Рихтер сообщает, что у башкир правители-ханы проявляют большую ревность по отношению к мусульманской религии. Имена башкирских ханов зафиксированы в текстах надгробий XIV в. В них, например, упомянуты Байджура-хан в районе устья р. Уфы, Тугаш-хан на р. Ик и другие. Современники-историки татаро-монгольских походов отмечали, что "во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление". Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что башкирская правящая знать во главе с ханами не была уничтожена монголами в ходе завоевания и в последующий период, как это имело место со многими народами. Произошло это, по-видимому, из-за скорого признания ими власти монгольских ханов и заинтересованности монголов в превращении сопротивляющихся башкир в надежных союзников. Поездка Муйтан-бия к монгольскому хану Батыю (Бату-хан), видимо, произошло в том же 1236 году, когда на первых же сражениях башкирское войско потерпело поражение.

Важно еще подчеркнуть, что территория, на вечное владение которой Муйтан-бий получил грамоту от Чингизхана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX-XII вв. и их ближайших предков - племен Южного Урала V-VIII вв. Отсюда следует вывод о том, что на всем протяжении IX-XIV вв. Южный Урал оставался исконной территорией расселения башкирских племен, и им удалось отстоять относительную ее целостность и самостоятельность исторического развития. Чтобы обеспечить управление покоренными народами, монголы создали новое самостоятельное государство Золотая Орда (XIII-XIV вв.). В ее состав вошли Сибирь, Казахстан, Средняя Азия, Урал, Поволжье, Кавказ и Северное Причерноморье, первоначально столицей был избран город Булгар - бывшая столица Волжской Булгарии, но вскоре для этого были построены города Сарай-Бату и Сарай-Берке в низовьях р. Волги. Грабеж и жесточайшая эксплуатация народов становятся официальной политикой этого государства. Широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. В одном из источников, например, сообщается, что "Булгар (страна волжских булгар - Н. М.) и Башгирд являются большой страной и представляют собой места недоступные. Несмотря на то, что монголы тогда завоевали ее, жители ее снова восстали, и она до сих пор не вполне покорена". Это сообщение находит удивительную параллель в башкирском фольклоре. Сохранилась, например, легенда о батыре Сурамане и двух его сыновьях Акмане и Токмане, поднявших восстание против монголов вскоре после завоевания. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде "Последний из Сартаева рода", где рассказывается о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, но до конца остался непокоренным. О большой достоверности всех приведенных выше фольклорных сведений свидетельствует также сказание о кипчакском хане Бошмане, возглавлявшем восстание кипчаков против монголов, но впоследствии казненном. Данная легенда как бы является своеобразным пересказом содержания рассказов историков XIII - XIV вв. о Бошмане. Восстание было подавлено, руководитель казнен, после чего часть кипчаков переселилась на Южный Урал и вошла в состав башкир. С этими переселенцами связано происхождение родового подразделения и этнонима бушман у башкир-кипчаков в недавнем прошлом. Завоевание Южного Урала татаро-монголами и включение его в состав государства Золотая Орда имело глубокие последствия для башкир. Происходят глубокие изменения в этническом составе населения. В ходе освободительных войн против татаро-монголов многие башкирские племена были разгромлены и прекратили свое существование, а оставшееся население насильственно влилось в состав новых родоплеменных образований под предводительством завоевателей. Судя по сохранившимся историческим преданиям и документам, вместе с татаро-монголами на Южный Урал приходят такие группы племен, как табынцы, кипчаки, сальюты, калмыки и некоторые другие. Лучшие земельные угодья в крае перешли в собственность пришлых племен, а потерю пастбищ в степной зоне башкиры старались компенсировать расширением своих владений на севере. Тогда возникли маршруты их кочевий от устья р. Уфы до р. Камы, о чем есть упоминание в эпосе "Алдар и Зухра". Кочевки группы башкирских племен на Средней Каме на уровне современного г. Пермь, видимо, следует относить именно к этому времени. Летние кочевья отдельных башкирских племен проходили восточнее, по Кунгурскому краю и всему Среднему Уралу. Судя по материалам археологических памятников (курганы), здесь появляются постоянные группы башкирских племен. В плане социальной структуры Историческая Башкирия XIII-XIV вв. ничем не отличалась от других районов Золотой Орды. Если, например, члены семьи и родственники ханов представляли центральную власть государства, то в управлении они опирались на местных ханов, темников, тысячников и другие социальные группы. Эту иерархическую особенность золотоордынского общества четко описал Плано Карпини проезжавший через южно-уральские степи в XIV в Он пишет, что "хан указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники-десятникам". Все эти должности в сложной государственной системе на правах вассальной зависимости даровались монголами верным своим людям, в том числе из среды башкирской знати. Одним из таких подчиненных был башкирский хан Муйтан-бий, который не желал сопротивления монголам, был сторонником мирных переговоров. Башкиры, как и другие подчиненные народы, облагались налогами. Непомерные их размеры часто служили причиной многочисленных восстаний Упомянутое выше восстание под предводительством Сураман батыра началось с убийства ордынских нукеров, приехавших собирать с башкир налог. Существовали и другие различные виды поборов. Например, подвластное население платило "десятинной" оброк в размере одной головы скота с каждых 10 голов. Обременительным считалось обязательство поставлять хану дойных кобыл, ибо кумыс был одним из основных продуктов питания кочевников. По свидетельству Рубрука, монголы от булгар и башкир вывозили пушнину. Ясак платил каждый, "как малый, так и большой, даже однодневный младенец,"- пишет он. Башкиры были обязаны также поставлять соколов для ханской охоты. Помимо выплаты натуральных налогов на башкир распространялись повинности по ведению хозяйства монгольских царевичей (пастбища скота), оказанию различной помощи государственным чиновникам (выделение лошадей, подвод, охрана имущества и т. д.) Башкиры привлекались и к несению военной службы. Источники, например, сообщают, что хан Тохтамыш "из русских, черкесов, булгар, кипчаков, башкирдов и м. к. (мокша) собрал войско изрядное. С такой неподдающейся счету армией... двинулся против Тимура". Территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения армий противоборствующих сил Золотой Орды Одно из самых крупных подобных сражений произошло в 1391 г. на р. Кундурча в Оренбургских степях. Таким образом, в XIII -XIV вв у башкир окончательно формируется типично феодальное, сословно иерархическое общество во главе с ордынским ханом фактически, на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, в необходимых случаях определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения, следили за выставлением подчиненными им нукерами, тысячниками воинов ханскому войску и т. п. Аналогичные функции у башкир в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи - представители правящего дома Зависимость человека повсюду в жизни была четко регламентирована С этой целью новые хозяева произвели перепись населения, а затем перераспределение земель между родами и племенами; этим самым было достигнуто закрепление человека на определенной территории и внутри родоплеменного коллектива. Роль государственных чиновников большей частью выполняли родоплеменные вожди. Отношения между ними и рядовыми скотоводами-земледельцами внешне носили традиционный кровнородственный характер, но они уже регулировались принципами развитого феодального общества - беспрекословного подчинения хозяину. Фактически огромная территория государства Золотая Орда со всем населением была распределена на крупные улусы-владения между ближайшими родственниками хана. Действуя от его имени, они пользовались неограниченной властью. Известно, что вскоре после образования Золотой Орды весь Южный Урал вошел в состав улуса Шибана - брата хана Бату, куда еще вошла значительная часть территории Средней Азии и Казахстана. Он, кочуя со своей ордой, на лето перегонял огромные табуны лошадей до гор Южного Урала, а на зиму на юг вплоть до Каракумов и Кызылкумов. Необходимо иметь в виду, что это не были простые перекочевки: подвластное население призывалось на обслуживание указанной орды со всем сложным хозяйством. Приведенные примеры показывают, что в XIII-XIV вв. вместе с приходом многочисленных групп кочевых племен и превращением степей и предгорий Южного Урала в пастбища для скота, принадлежавшего ближайшему окружению золотоордынских ханов, здесь значительно возрастает удельный вес кочевого и полукочевого скотоводства. Почти двухсотлетнее монгольское иго для башкирских племен в целом обернулось тяжким испытанием на право самостоятельного существования. Башкирские племена лишились прежних, лучших своих земельных владений и были насильственно расселены на новых, но уже худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов, разграблением скота и других ценностей. Все это привело к заметному разрушению производительных сил и общему обнищанию трудовых масс башкирского народа. Из-за крайней нищеты, свидетельствуют арабские историки XIV в., башкиры тогда были вынуждены продавать в рабство своих детей. Однако в условиях этого тяжелого гнета башкиры вели упорную борьбу за свое освобождение. Как говорят источники, они не раз поднимали восстания, уходили в труднодоступные горнолесные и лесные районы. Масштабность территории Исторической Башкирии, наличие в крае относительно развитой оседлой культуры (земледелие, скотоводство, металлургия) послужили экономической базой ведения длительной освободительной войны, завершившейся в конечном итоге успехом. Этот успех выразился, прежде всего, в начавшемся процессе ассимиляции башкирами пришлых завоевателей. В ходе длительного совместного проживания на одной территории резкие различия в культуре, образе жизни и идеологии между ними постепенно нивелировались, и завоеватели вскоре стали составной частью коренного населения. Это был общий для всей Золотой Орды процесс слияния различных по культуре племен в новые этические образования. В этой связи любопытен рассказ средневекового историка ал-Омара о том, что монголы смешались с кипчаками, т. е. местным кочевым населением, "и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода". Так в состав башкир влились такие многочисленные группы племен как табынцы, минцы, катайцы, кипчаки и некоторые другие. Бесправное положение, лишение земель в пользу пришлого населения, уплата неимоверных налогов, выполнение различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызвали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа. Они, прежде всего, коснулись общественных отношений, ибо новые исторические условия XIII-XIV вв. на Южном Урале сложились как форма господства и эксплуатации башкир со стороны правителей Золотой Орды. Другим важным изменением в жизни башкир XIII- XIV вв. явилось завершение процесса перехода к религии ислам. Как известно, он начался в X в. и к началу XIII в. значительная группа башкир исповедовала новую религию. По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Чтобы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, они обратились за помощью к исламу, проповедующему своим последователям покорность, божественное происхождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными. Сохранились различные письменные источники, свидетельствующие о том, что в булгарских городах обучались представители башкир. В них, в частности, отмечается, что "последователи Ибрагим сын Исмаил и другие с берегов реки Сармасан и Кармасан учились в Булгарах и обратили в ислам здешние башкирские племена". Одним из первых распространителей ислама среди горных башкир (бассейн р. Ай) был некий Аиткул, сын Заида и другие, которые "возвратись домой обратили в ислам свои юрты". В источниках упоминается о могилах и именах проповедников ислама вблизи устья р. Уфа, р. Мензеля, в зауральских районах. Другим центром проникновения ислама оставались государства и города Средней Азии и Нижнего Поволжья, с которыми поддерживались постоянные торгово-экономические (хозяйственные) и культурные связи в ходе осуществления ежегодных перекочевок с юга на север. Под влиянием мусульманства среди башкир начинается распространение арабского письма, о чем свидетельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами известных тогда людей. Одна из них принадлежит человеку по имени Хусейн бек, который умер в 1339 г. и погребен под одноименным мавзолеем. Помимо мавзолеев на Южном Урале археологами исследовано более 10 рядовых кладбищ башкирских племен XIII-XIV вв. Материалы исследований показывают, что абсолютное большинство умерших в них было уже погребено по мусульманскому обычаю: без вещей, в узких могилах, головой на запад, лицом на юг. В то же время археология на материалах своих памятников точно фиксирует многочисленные случаи, когда умерших хоронили с серьезными отклонениями от ортодоксального мусульманского погребального обряда. Например, во многих из них обнаружены языческие пережитки в виде остатков роскошной одежды из привозных шелковых тканей, украшений (височные подвески, зеркала) и других предметов. Эти примеры свидетельствуют о том, что мусульманская религия полностью не вытеснила в быту, в сознании тогдашних башкир традиционные обряды и религиозные представления, сложившиеся в глубокой древности под влиянием языческой религии.

Культура башкир. Эпоха Золотой Орды оставила яркий отпечаток в материальной и духовной культуре башкир. Этот след особенно хорошо заметен в широком распространении как среди башкир, так и у народов Средней Азии, Казахстана и Нижнего Поволжья, предметов одинаковых форм - оружия (сабли, наконечники стрел), орудий труда (серпы, топоры, тесла), украшений одежды, ремней. Такое общее сближение народов этого обширного региона в культуре произошло в рамках единого государства Золотая Орда и является результатом существования тесных торгово-экономических связей. Следует подчеркнуть, что в непосредственной близости от Южного Урала татаро-монголы создали многочисленные города, которые становятся центрами различных ремесленных производств (гончарное, ювелирное, оружейное и т. д.). Города строились согнанными из различных земель рабами - строителями-мастерами высокого класса по тому или иному делу. Продукция их труда в виде сабель, различных украшений и предметов быта полностью реализовалась через рынок. Так обеспечивалось относительное однообразие материальной культуры народов внутри всего государства. Такое производство по своему характеру было типичным для эпохи феодализма. Отношения, сложившиеся внутри Золотой Орды, способствовали быстрейшему ознакомлению башкир с передовой культурой народов мира того времени. Представляет интерес, например, находка чугунной жаровни в кургане XIV в. близ д. Юлдыбай Зилаирского района. Как известно, чугун был изобретен несколько ранее в Китае. Эта находка свидетельствует о том, что лучшие достижения технического прогресса довольно быстро становились достоянием всего человечества. Важным условием для существования такого культурного обмена между народами явилось наличие тесных торгово-экономических связей между отдаленными центрами. В золотоордынскую эпоху значение Южного Урала как контактной зоны между востоком и западом, югом и севером значительно возрастает. Об этом ярко свидетельствуют остатки роскошных халатов из дорогих парчовых тканей в башкирских курганах XIV в. Ткани богато декорированы орнаментом и были изготовлены в 70-х годах XIV в. в Китае, Иране, Сицилии. Нет сомнений, что эти дорогие халаты являлись достоянием правящей знати (ханов, их приближенных) башкирского и золотоордынского общества. В курганах Южного Урала XIV в. находят много серебряных монет, отчеканенных в столицах Золотой Орды от имени ее ханов. Так, в Белебеевском районе близ д. Петровка в 1914 г. был найден клад золотоордынских монет. Большой клад из таких же монет был обнаружен школьниками в 50-х годах близ д. Брик-Алга в том же районе. Клады монет всегда свидетельствуют о существовании у местного народа денежного обращения и об относительно высоком уровне развития его общественной жизни.

Часто спорят по поводу того, как дикие монголо-татарские орды могли завоевать почти всю Евразию. По моему мнению, ответ прост:

1) земледельческие племена всю свою силу вкладывают на земледелие и нет у них никакого желания завевать другие земли. Они – мирные люди;

2) монголо-татары – племена кочующие. На новых местах внезапно могут встретиться и враги. Поэтому, чтобы защитить свой скот и жизнь свою, он должен быть готов к сопротивлению или к нападению с юных лет, управлять конем с малых лет. Военные игры у них были на первом месте.

3) кочующим племенам нужны новые просторы, чтобы кормить свой многочисленный скот более свободно и широко. А без сопротивления и противостояния новых земель никто просто так не дает.

Во время Золотоордынсого ига под непосредстаенном влиянием монгольских властей среди башкир широко расспространилась и укрепилась мусульманская религия.

Почему?

У этого народа не было какого-то особого пристрастия к мусульманской религии. Напротив, монголы пришли на Ближний Восток, как союзники европейских христиан и друзья папы римского. Они штурмовали Багдад, разрушили десятки мечетей и затоптали последнего халифа копытами своих коней.

В конце 13-о века прежде единая монгольская империя разделилась на несколько частей, которые сильно друг с другом не ладили. Западом владела Золотая Орда, на ближнем Востоке расположилось государство Хулагуидов, Среднюю Азию держал Чагатайский улус, Монголию и Китай контролировала династия Юань, которая считалась главной.

Все эти новые державы в разное время приняли мусульманство в качестве государственной религии. Исключение оставили только юаньцы. Это и понятно, ведь императорская линия чингизидов правила родиной всех монголов и миллионами китайцев язычников. Ислам им был не нужен.

А что насчет остальных?

Например, хулагуиды расположились там, где эта вера мусульманская была широко распространена уже давно. Их обращение было неизбежным и мудрым решением – так было проще править своими подданными. Но с другими монгольскими государствами все далеко небесспорно.

Ислам – это третья по времени зарождения мировая религия. И в первые века после ее появления, буддизм и христианство были более влиятельны, в том числе даже и в Центральной Азии. Поэтому монголы Чагатайского улуса долго колебались между этими более древними верами.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.