Башкиро-печенежские отношения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Башкиро-печенежские отношения

2022-09-29 53
Башкиро-печенежские отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По указанной теме одним из надежных источников является исследования З. Г. Аминева, напечатанный на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

(Аминев З. Г. Башкиры и печенеги // Урал и просторы Евразии сквозь века и тысячилетия: научные публикации. Уфа: РИЦБашГУ, 2013, с. 117-121).

Регион Южного Урала и Средней Азии издревле был довольно густонаселенным и развитым в социально-политическом отношении, поэтому народы, там обитающие, уже с античных времен попадали в труды различных авторов. Если бы, например, башкиры были бы одним из среднеазиатских народов, они, думается, попали бы в поле зрения средневековых авторов. Между тем, ни до, ни после сообщения аль- Масуди, среди народов, живущих в Приаралье, башкиры не перечисляются. Зато на печенегов же все авторы единодушно указывают, как на один из среднеазиатских народов. Они в VIII – начале IX вв. жили в бассейне р. Сыр-Дарьи и в Приаральских степях.

 

  (Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX - XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972, с. 57-58).

 

Естественно, как соседи они имели некоторые торговые связи с башкирскими племенами, могли состоять в военном союзе в случае нападения чужаков. Их башкиры называли бесняк, а аль-Масуди называет баджнаками.

Еще у аль-Масуди имеется сообщение, что во второй половине IX в. «четыре родственных народа рода тюрка» – баджнаки, баджгарды, баджна и наукерды в битве у Гурганского (Аральского) моря были побеждены союзными войсками огузов, кимаков и карлуков [Кумеков, 1972. С.58]. Данное сообщение Макдиси послужило для Р.Г.Кузеева основанием для утверждения, что первоначальным местом обитания предков башкир было Приаралье.

Союз вышеперечисленных четырех народов после этих событий у Аральского моря не распался и данные о них вновь всплывают спустя сто лет, но уже в связи с событиями в Северном Причерноморье. Описывая события и народы Северного Причерноморья, ал-Масуди  пишет, что в 932 г. «четыре народа племени турка: баджна, баджгард, баджнак и наукерд воевали с Византией за обладание городом Валандаром,… а пошли на город Константинополь».

 

(Хвальсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али-Ахмеда бек Омар Ибн-Даста. // Журнал Министерства просвещения, Спб, 1868, с104).

 

Имеются также сообщения восточных авторов о набегах, совершаемых союзом этих четырех родственных народов на славян [Бейлис, Гаркави и др.)

Устойчивое упоминание на протяжении более двух веков башкир вместе с печенегами и, отмечаемое арабами их родство, не какая-то путаница, возникшая по причине неосведомленности авторов. Эти печенежеско-башкирские связи не были простой случайностью, вызванной чисто военно-политическими целями. Думается, что эти народы связывала не только общность каких-то интересов, но, скорее всего, и близость происхождения.

Постоянство состава перечисляемых родов (баджна, баджгард, баджанак и наукерды), подчеркнутое указание на их родственное происхождение можно объяснить только тем, что эти четыре рода составляли аристократическую верхушку общества, управлявшую государством. Аналоги такого устройства можно найти в разных частях света и у разных народов, относящихся к различным культурным мирам, живших в разное время.

Такое же деление на четверти, связанное со сторонами света, можно обнаружить у древних кельтов, а также на противоположной стороне Земли – у индейцев майя, у индонезийских народов, то есть такое социальное устройство является довольно распространенным явлением и вытекает из древних мифологических воззрений названных народов.

Исходя из такой закономерности, выявленной этнологами, упоминаемые в средневековых источниках четыре родственных народа (баджнаки, баджгарды, баджна и наукерды) можно объяснить тем же принципом четырехчастного социального устройства, который по названию главенствующего рода баджнаков (по-русски печенеги), выделяющего из своей среды правителя, назывался печенежским.

Известно, что самоназвание башкирского народа «башкорт/башкурд» большинство исследователей связывают с тотемом волка, который в современном башкирском языке называется «буре», но в древнем языке назывался «корд/корт», то есть предводительствуемые волком. Еще с глубокой древности известен институт «волчьих» и «песьих» братств, связанных с воинским сословием [Васильков, 2010. С.47].

Этноним «печенег» в средневековых источниках имеет различное написание: тюркск. «päčänäk» (турецкая форма «peçenek» сохранилась до настоящего времени) – венгерск. «päčänäγ» или «bäčänäγ» – XII-XIII вв. «Bäšänäü», в 1209 г. «Bäšänä» – «besenyõ», башкирсое – бесняк. Исходя из вышеизложенного, этноним «баджанак/башинак» можно этимологизировать от слов «баш» / «главный», «голова» и «князь, хан, предводитель, советник, поверенный в делах, министр, особо доверенный человек», то есть название «башинаки» указывало на их элитное социальное положение в башкиро-печенежском обществе, где башкиры относились к сословию воинов-волкодавов («волк» / «корт»).  Тот же экзогамный прицип («волки / башкиры – олени / печенеги») мы видим, например, в сообщении Рашид-ад-Дина, который пишет, что родоначальником Чингисхана в двенадцатом колене считался Буртэ-чино (бурый волк), женатый на Гоа-Марал (прекрасная лань).

В завершение необходимо отметить, что в этом печенежско-башкирском социуме башкиры, как воинское сословие, располагались к северу от печенегов, то есть на Урале, что соответствует исторической действительности. Башкиры во всех источниках отмечаются именно на Южном Урале и прилегающих землях.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.