Подземное путешествие Ивана-царевича — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Подземное путешествие Ивана-царевича

2022-09-15 44
Подземное путешествие Ивана-царевича 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Здесь мы видим четкую параллель с русским сказочным персонажем. Иван-дурак рубит головы Змею Горынычу, добывает невесту и Жар-птицу и отправляется в иной мир, убитый своими братьями. Однако впоследствии он чудесным образом воскресает из мертвых. Все члены его тела, собранные и сложенные вместе Серым Волком и окропленные живой водой, срастаются воедино.

Таким образом, можно восстановить изначальный сакральный мотив древнего индоевропейского мифа: убитый жрец является гонцом из мира живых в мир мертвых. Он послан с поручением к хозяину преисподней. Он находит в царстве мертвых царевну и с позволения тамошнего царя вступает с ней в брачную связь. От этого действа зависит благополучие живущих на земле его родственников.

Образ Ивана-дурака или Ивана-царевича сакрализуется. Он сознательно приносит себя в жертву и лишает возможности иметь продолжение в виде своего потомства на земле. Его родовое древо обрубается, и род его прекращается. Некому позаботиться о его душе и вызвать ее из царства мертвых. Однако помощь приходит откуда не ждали – царь мертвых разрешает живой душе царевича жениться на своей дочке. В результате этого брака наоборот, заключенного в царстве мертвых, Иван-царевич вновь рождается на земле. Этот сюжет в разных вариациях мы видим во многих русских народных сказках, например, в сказке о Царь-девице. Спящая Царь-девица – это образ, аналогичный спящей царевне. Посланник из мира живых пробуждает дремлющие в ее груди силы, и она возрождается к жизни. В сказке разбуженная Царь-девица преследует Ивана-царевича три года и настигает его в его родном городе. Царь выдает ей сына в обмен на грозный ультиматум – разрушить славное царство. Тут и выясняется, что у Ивана-царевича за три года успело вырасти два взрослых сына-близнеца, которые росли не по дням, а по часам… Этот сюжет позволяет нам соотнести его с аналогичными сюжетами о близнецах в других индоевропейских мифологиях. Таким образом, перефразируется древний сюжет о чудесном рождении солнечных братьев-близнецов. Жизнь продолжается, и душа Ивана-царевича может быть спокойна – у него есть наследники, зачатые и рожденные чудесным образом от царевны подземного царства. Смерть ему больше не угрожает, его наследники смогут возродить его душу из небытия.

 

Грустная история Орфея

 

Путешествует в мир иной и герой греческих мифов Орфей. Он сын фракийского речного бога, и его связь с водной стихией вполне очевидна. Орфей славится как певец и музыкант. Его дарованием восхищаются не только люди, но и небожители. Он является спутником аргонавтов в походе за золотым руном. Жена Орфея Эвридика умирает от укуса змеи, и Орфей отправляется в царство мрачного Аида на ее поиски. Орфей покоряет владыку царства мертвых Аида и стража мертвых Кербера своим музыкальным мастерством, и те обещают ему отпустить его жену. Однако Орфей нарушил обещание и оглянулся, дабы убедиться, что его жена следует за ним. Эвридика навсегда остается в царстве мертвых.

Согласно мифу, Орфей почитал бога солнечного света Гелиоса и совсем не почитал бога плодородия Диониса. И за это был наказан Дионисом. Менады растерзали тело Орфея и разбросали его части повсюду. Тело Орфея собрали воедино музы и погребли его, а вот голова, согласно мифу, плыла по реке, пока не достигла острова Лесбос. Она была выловлена местными жрицами; пророчествовала и творила разные чудеса. По версии, изложенной Овидием, Орфея растерзали вакханки. Очевидно, это произошло от нежелания Орфея вступать с ними в брачную связь. Душа Орфея после смерти спустилась в аид и соединилась с душой Эвридики.

Таким образом, легенды об Орфее и Садко имеют весьма прямые параллели. Оба чудесные музыканты и певцы. Они отправляются в гости в царство мертвых, дабы обрести там жену. Римский поэт Лукан упоминает кельтского бога Тевтата, которому приносили жертвы. Эти жертвы топились в воде. Вероятно, таким образом друиды отправляли гонцов в царство мертвых, чтобы вывести из него души томящихся в нем людей. В этой связи может быть переосмыслен и общеиндоевропейский миф о боге-громовержце и его змееобразном противнике, скрывающем в своем подземелье людей и скот. Посланец людей и первый жрец Трита был отправлен в преисподнюю, дабы помочь богу-громовержцу Индре освободить украденных коров. Вероятно, в первоначальном варианте индийского мифа в подземелье содержались не только украденные коровы, но и люди. Этот сюжет весьма характерен для славянской мифологии. Змей Горыныч уносит царевну, похищает людей и держит их в неволе. Могучий богатырь Добрыня (добро) побивает змея и освобождает из подземелья пленников.

 

Царство мрачного Аида

 

Что касается древних греков, то им всегда представлялось, что место, где пребывают души покойников, весьма мрачное. Аид буквально означает «безвидный», «ужасный». Аид постоянно находится в своем подземелье вместе со своей супругой Персефоной, которую он похитил, когда та собирала на лугу цветы.

Поневоле мы отмечаем явные сюжетные параллели с русскими народными сказками конца XIX века, записанными фольклористами. Змей или Кощей Бессмертный унес красавицу, когда она собирала цветы на лугу. Нельзя исключать вторичного заимствования у греков. Однако и у славян в былые времена имелись весенние обряды принесения в жертву молодой цветущей девушки-девственницы ранней весной, когда вся природа расцветает. Впоследствии ритуал был заменен на сжигание куклы Мары-Маринки.

Аид – обладатель несметных человеческих душ, а также скрытых в земле несметных сокровищ. У Аида имеется чудесный шлем, делающий его невидимым. Здесь угадывается явная параллель с шапкой-невидимкой, которой завладел Иван-дурак. У Аида в Греции было мало почитателей. Ему был посвящен храм в Элиде. Один раз в год в нем отворялись двери. Это делалось подобно тому, как один раз в конце своей жизни люди могут войти в царство смерти. Входить в храм Аида разрешалось лишь священнослужителям. Однако с Аидом рискнул сразиться Геракл. Во время этого поединка он ранит Аида и похищает стража царства мертвых злобного пса Кербера. Отечественный персонаж Иван-царевич пошел куда дальше: он убивает трехглавого змея, педантично отрубая все его головы. Этот акт свидетельствует о торжестве жизни над смертью. Однако дракон все же продолжает жить в своих иных, более грозных ипостасях. Ивану-царевичу пришлось сразиться и убить еще девятиглавого и двенадцатиглавого змея. Только тогда победа оказывается окончательной. Этот трехчастный поединок с хозяином преисподней можно истолковать как влияние зороастризма. Окончательное освобождение и воскрешение из мертвых наступит тогда, когда будущему драконоборцу удастся умертвить скованного цепями дракона Ажи-Дахаку.

 

Как выкупить «мертвые души»

 

Таким образом, для всей индоевропейской мифологии характерно, что аид является не тем местом, куда все стремятся. Согласно Гомеру, тени умерших блуждают в мрачных глубинах аида на лугу поросшем асфоделами. Гомер также называет в аиде и место для праведников – елисейские поля, или элизиум. Здесь мы видим, что царство мрачного Аида уже дифференцировалось, в нем появились зоны для vip-персон, хорошо зарекомендовавших себя в этой жизни. В этом также можно усмотреть влияние зороастризма.

Предки индоевропейцев полагали, что душе человека особо делать нечего в царстве мертвых. Напряженная и радостная жизнь проходит в мире живых. Именно с этим связаны были ритуалы вызволения из царства мертвых своих родных и знакомых и заботы о скорейшем возвращении в жизнь себя самих и своих близких. Из мира мертвых вызволялись также души скота. Этому были посвящены особые ритуалы скотоводческого культа, которые, впрочем, не сильно отличались от ритуалов вызволения из заточения человеческих душ. Принцип здесь довольно простой – надо заарканить душу скота или человека и принудить ее родиться в новом теле.

Как живучи древние мифы! Вспомним жизнерадостный оптимизм, с которым Чичиков из «Мертвых душ» пытается выкупить мертвые души у помещиков и выдать их за живых. В этом произведении Гоголь, несомненно, опирался на древние индоевропейские параллели. В былые времена индоевропейского единства «выкупать» души у царя мертвых дозволялось лишь жрецам. Они приносили в царство мертвых подарки, ублажали слух царя своими сладкими речами и песнопениями, игрой на древних инструментах. В результате они возвращались в мир, несся с собой целую «авоську» душ, которые они раздавали членам только своего племени.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.