Горесть утрат и радость возвращения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Горесть утрат и радость возвращения

2022-09-15 41
Горесть утрат и радость возвращения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Можно реконструировать древний обычай кочевников-индоевропейцев таким образом: люди умирают и зимой и летом. Никто не застрахован от этого. Копать могилы в каменистой степи занятие не очень-то приятное. К тому же не было в давние времена железных лопат. Поэтому голова покойника, как вместилище души, отрезалась, а тело сжигалось. Табун продолжал движение, кочуя по степи. Голову сохраняли и, прибыв к тому месту, где устраивались заупокойные службы, вешали голову на священное древо. Вероятно, на таком дереве оказывалось сразу много голов. За время выпаса скота успевал умереть не один покойник. Прибавьте к этому еще вражду племен, набеги неприятеля и незапланированные смерти от болезней. Когда кочевое племя возвращалось на зимнее стойбище, в кибитках уже имелось немало голов – своих и чужих. Эти головы вешали на священное сухое дерево. Под воздействием ветра и солнца они ссыхались до небольших размеров. Весной, когда начинала пробуждаться природа, устраивали специальный обряд ритуальных похорон. Дерево, обложенное хворостом, сжигалось вместе с черепами, висевшими на нем. После этого проводился праздник возрождения жизни, праздник любви. Во время этого праздника, который длился неделю, а то и больше, игрались свадьбы и молодые пары соединялись узами брака. Имена погибших и умерших своей смертью давали зачатым в тот день детям. При этом считалось, что душа покойника вселяется в новое тело и возвращается в мир живых.

Горящее дерево с черепами людей на его ветвях могло вызывать стойкую ассоциацию с огненным многоглавым змеем. Впоследствии этот обряд получил свое развитие у южных славян, когда под Новый год сжигают сухое дерево Бадняка. По уголькам били кочергой, гадали и проговаривали специальный текст – формулу успеха и возвращения из мертвых.

Когда мы наряжаем под Новый год елку, украшаем ее огнями и гирляндами, то даже и не предполагаем, что этот обряд для чьей-то души когда-то был пропуском в новую жизнь.

 

Родовое древо человека

 

В древних индийских текстах сакрализуется родовое древо человека. Оно уподобляется священному дереву. В «Матсья-пуране» присутствует описание четырехугольного жертвенника с арками из четырех деревьев. Каждое из этих деревьев соответствует одной из четырех индийских каст. Такое устройство алтаря отсылает нас к самому первому жертвоприношению космического первочеловека Пуруши. Согласно «Ригведе», «Атхарваведе» и «Шатапатха-брахмане», тело первочеловека было расчленено. Из разных его частей были «изготовлены» четыре касты: брахманы-жрецы, кшатрии-воины, вайшьи-скотоводы и земледельцы и шудры – низшая каста. Таким образом, каждая каста имеет свое собственное родословное древо, которое отождествляется со священным древом.

У ариев был ритуал жертвоприношения человека – пурушамедха. Цель его проведения состояла в том, чтобы поддержать заведенный мировой порядок. При этом тело жертвы расчленялось. Разные члены отождествлялись с различными кастами древнеиндийского общества: голова – с брахманами, руки – с кшатриями, бедра – с вайшьями, ноги – с шудрами. Ритуал проходил у священного древа или жертвенного столба. При этом разные члены отождествлялись не только с разными кастами, но и с элементами космоса. Арии были уверены, что от проведения этого ритуала зависело благополучие всего индийского общества и каждого индивида в отдельности. Впоследствии ритуал жертвоприношения человека – пурушамедха был заменен на ритуал жертвоприношения коня – ашвамедха. При этом череп коня, шкура и передние ноги вешались на священное дерево. Глаза коня отождествлялись с солнцем. В русской народной сказке имеется сходный мотив жертвоприношения коня: Иванушка-дурачок (жрец) пасет в ветвях дерева своего коня. В другой народной сказке «Сивко-Бурко» из собрания А. Н. Афанасьева Иван-дурак выезжает на поиски царевны на трехногой кобыле. Выехав в чистое поле, он приносит в жертву кобылу, сдирает с нее шкуру и вешает на забор вокруг скотного выгона. После этого Иван-дурак призывает к себе Сивку-Бурку. Таким образом, мотив жертвоприношения коня присутствует и в русских народных сказках. Этим устанавливается единство происхождения русского и индийского этносов.

 

Тайна «дерева Езуса»

 

Не стоит питать иллюзий по поводу происхождения ритуала жертвоприношения скота и прочих животных. В далекие времена индоевропейского единства он существовал наряду с ритуалом жертвоприношения человека. На это указывают многочисленные параллели в мифологии индоевропейцев. Из текстов римского поэта I в. Лукана и средневековых толкований на его сочинения следует, что у кельтов существовал бог Езус. Нельзя исключать, что в жертву этому богу когда-то приносили людей. При этом тело жертвы расчленялось и вешалось на дерево. Езус обычно изображался с ритуальным топориком или серпом в руке, стоящим у омелы. С «деревом Езуса» ассоциировался бык. Вероятно, впоследствии в жертву Езусу друиды стали приносить быка, вешая его голову и шкуру на омелу. Омела – это вечнозеленое растение-паразит, растущее на ветвях других деревьев. Оно разрастается пышным и густым кустом. Ветви омелы срезают во время зимнего и летнего солнцестояний, которые ассоциируются со смертью и возвращением из мертвых. Срезанные ветви омелы развешивают внутри и снаружи дома, а также в помещении для скота. Омела также ассоциировалась с божественными близнецами. Сдвоенные листья и ягоды омелы символизируют собой высшую плодотворную потенцию. Они использовались кельтскими друидами во время проведения свадебных церемоний.

Таким образом, древний мотив почитания священного древа у кельтских друидов сохранился. Однако в качестве древа предков стала почитаться омела. Срезание ветвей омелы и помещение этих ветвей в спальню молодоженов является свидетельством непрерывности родословной человека и веры в перевоплощение души. Друиды срезали ветви омелы золотым серпом и, собрав людей, проводили праздник любви, сопровождаемый танцами и весельем. Считалось, если женщина носит ветку омелы с собой, то это способствует зачатию.

Таким образом, друиды напрямую отождествляли священное древо предков с родовым древом человека.

Римский поэт Вергилий в «Энеиде» описывает, как Эней по совету Сивиллы срезал ветвь омелы – «золотую ветвь» и спустился в подземное царство для свидания со своим отцом. Очевидно, этот сюжет указывает на древний ритуал нисхождения в царство мертвых и вызволения из него своих родственников. Дж. Фрейзер в своей книге «Золотая ветвь» связывает ритуал добывания омелы друидами с ритуальным обычаем убийства жрецом своего предшественника. Этот обычай существовал у жрецов святилища Дианы на озере Неми. Молодой жрец культа убивал своего старого предшественника.

 

 

Живые мертвецы

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.