Q Чем объясняются такие затруднения? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Q Чем объясняются такие затруднения?

2022-09-11 25
Q Чем объясняются такие затруднения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Можно предположить, что здесь, как и в пробах с часами, причины могут быть разные.

Во-первых, современные люди все меньше целенаправлен­но пользуются географическими картами. Сейчас, когда суще­ствуют Интернет, навигаторы и т.п., даже для того, чтобы путе­шествовать, совершенно не обязательно знать карту. Интересно, что в пробе с рисунком карты относительно благополучные ре­зультаты демонстрируют пожилые испытуемые. Не исключено, что у них этот пространственный навык лучше сформирован в силу действия специфических социальных факторов. Не случай­но А.Р. Лурия включил эту пробу в комплекс нейропсихологи-ческих диагностических методик именно в 1940-е гг. (ведь в годы Великой Отечественной войны, освоения целины и т.п. посто­янное обращение к географической карте было актуальным для многих людей).

Возможно, рисунок географической карты оказывается столь трудным в некоторых своих составляющих для психичес­ки здоровых испытуемых еще и потому, что в этой пробе ста­вится задача избирательной актуализации из долговременной памяти определенных пространственных представлений. В ра­боте, на результаты которой мы ссылаемся, рисунок географи­ческой карты выполняли преимущественно испытуемые с выс­шим образованием — и, несмотря на это, результаты пробы были в целом невысокими. Леворукие испытуемые продемонстриро­вали более низкие показатели. Это подтверждает мнение о сла­бости и особом модусе функционирования многих аспектов пространственных представлений (особенно координатных) у лев­шей и леворуких (Семенович, 2002).

Q В книгах по нейропсихологии часто говорится о целостности пространственного восприятия и ее нарушениях при локальных поражениях мозга. Какие методики применяются для изучения этого аспекта пространственного гнозиса?

Оценить степень сохранности целостности пространствен­ного восприятия или выявить ее нарушения (например, прояв­ления унилатерального игнорирования или дефицита симультанности, приводящего к появлению фрагментарных ошибок) позволяют очень многие методики. Это пробы зрительного предметного гнозиса, письмо, чтение, самостоятельный рису­нок или копирование предметов и фигур разной степени слож­ности, определение времени по часам, восприятие географичес­кой карты. О некоторых из этих заданий мы уже рассказывали, о других речь пойдет ниже. Что касается методик, направлен­ных исключительно на исследование целостности восприятия

Рис. 6. Химеры

пространства, то можно упомянуть о таких заданиях, как вос­приятие химер (Рис. 6), деление линии пополам, постановка точки в центр круга, чтение разделенного по вертикали текста. В первом задании испытуемый должен узнавать необычные, ни­когда не встречающиеся в реальности фигуры, состоящие из ча­стей разных животных или предметов (их иногда называют кон­курирующими изображениями). Примеры таких фигур можно найти в монографиях Т.А. Доброхотовой и соавторов (1996) и в комплекте «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» (2010). Просьба психолога звучит так же, как и в заданиях зрительного предметного гнозиса: «Назо­вите, что здесь изображено». Во втором и третьем заданиях не­обходимо без применения специальных измерительных средств разделить пополам нарисованную на листе бумаги линию (ре­комендуемая длина около 25 см) и поставить точку в центр кру­га, диаметр которого 18—20 см. В четвертом задании испытуе­мый должен вслух прочесть текст.

q Как выполняют эти задания здоровые испытуемые и больные с локальными поражениями мозга?

Предъявление химер сразу вызывает у здоровых испытуе­мых реакцию недоумения, означающую, что они заметили все части фигур и удивлены их необычными сочетаниями. Больные с поражениями, например, теменно-затылочных отделов пра­вого полушария мозга могут начинать узнавание с фигур, рас­положенных в правой половине листа, и/или не замечать левых частей отдельных фигур. Приведем в качестве примера диалог нейропсихолога с одним из таких пациентов (реплики больно­го выделены курсивом). «Перечислите, пожалуйста, что здесь изображено?» — «Вот заяц, слон...» — «Это обычные изображе­ния?» — «Да, обычные». — «Посмотрите внимательнее!» — «Еще собака... А-а, у зайца почему-то рыбий хвост».

Для здоровых испытуемых постановка точки в центр круга и деление линии пополам, как и узнавание химер, не представ­ляют трудности. Они выполняют эти задания очень быстро и с минимальной погрешностью (она обычно составляет не более 76 нескольких миллиметров). При локальных поражениях мозга темп и точность выполнения заданий резко снижаются.

Чтение разделенного по вертикали текста также хорошо уда­ется здоровым испытуемым, хотя иногда они выражают удив­ление по поводу такого расположения. Заметим, что эта проба была специально создана для выявления симптомов односто­роннего пространственного игнорирования в зрительной сфе­ре. Больные с поражениями правого полушария часто не заме­чают левую часть организованного таким образом текста. При чтении обычного текста симптомы игнорирования могут и не проявляться. Следовательно, описанная проба как бы «прово­цирует» появление симптомов пространственных расстройств.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.