Коучинг как модель управленческого консультирования — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Коучинг как модель управленческого консультирования

2022-09-11 28
Коучинг как модель управленческого консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разновидностью тренерской деятельности консультантов по управления является коучинг. Коучинг – это особая система поддержки человека, основанная на высокоэффективных средствах активизации, поддержки и сопровождения индивидуального и корпоративного обучения. Задача коуча (специалиста в этой области) – помочь создать клиенту такое качество жизни, которое будет приносить ему удовлетворение. Таким образом, коучинг – это партнерское сотрудничество, благодаря которому раскрывается, реализуется потенциал человека и достигаются результаты его деятельности. Схема процесса коучинга представлена на рисунке 4.4.

Коучинг – это своего рода модель взаимодействия коуча и клиента, благодаря которой коуч повышает уровень мотивации и ответственности у клиента (обучаемого).

Другими словами, коуч – это профессиональный коммуникатор, обладающий умениями в части активного слушания, умениями задавать сильные вопросы и умениями обеспечивать обратную связь с клиентом.

Коуч может быть внешним консультантом, который как наставник взаимодействует с руководителем организации. В роли коуча может выступать сам руководитель организации, в том случае, когда он взаимодействует со своими заместителями и главными специалистами. Заместители и главные специалисты в процессе совместной работе в команде также могут выступать коучами по отношению друг к другу (см. рис. 4.5).

Схема основных параметров коучинга представлена на рисунке 4.6, из которой следует, что рассматриваемое явление представляет собой совокупность характеристик, относящихся к взаимодействию внешнего коуча с руководителем, а также к стилю управления руководителя и к взаимодействию структурных подразделений между собой или взаимодействию в работе управленческой команды.

При этом роль консультанта в настоящей работе целесообразно рассматривать как наставника, обеспечивающего обучение и развитие работников организации.


 

 


Рис. 4.4. Схема процесса коучинга

 

 

 


Рис. 4.5. Схема проявления наставничества в организациях

 

В данном случае коуч должен сочетать в себе качества, соответствующие профессиям и консультанта, тренера и психолога. Как консультант коуч дает советы в отношении планирования карьеры работников организации.

Как тренер - стремится привить клиенту определенные навыки и создать условия, в которых клиенты были бы способны самостоятельно находить нужное им решение.

Коуч как наставник помогает понять, в каком направлении подопечному следует развиваться (с помощью наводящих вопросов и различных примеров), производит разбор ситуаций в которых оказывается клиент.

 

 

     

 

 


Рис. 4.6. Структура параметров коучинга

 

Важным качеством руководителя-коуча в нашем случае является активное слушание клиента, которое проявляется как умение понимать не просто смысл сказанного подопечным, но и то, что им не говорится.

Руководитель должен уметь задавать сильные вопросы, благодаря которым клиент может открыть новые возможности, найти альтернативные решения своих поисковых задач. Эти вопросы побуждают работников двигаться к цели и быть инициативными. Зачастую, сильные вопросы заставляют любого человека замечать то, что раньше было недоступно, помогают видеть ситуацию с разных сторон.

Как психолог коуч-руководитель работает только в части понимания происходящего и не поднимает такие глубинные переживания человека, с которыми обычно работают психоаналитики и психотерапевты. Коуч работает в плоскости целеполагания, видения цели, достижения результата, то есть в плоскости достижения успеха, поэтому язык коуча обычно позитивный и оптимистичный.

Задача коуча – помочь клиенту стать самодостаточной личностью, развить в нем творческие начала. Регулярные встречи руководителя и клиента позволяют по-новому взглянуть на проблемы, увидеть нестандартное, новое решение и обосновать его теоретически.

Специалисты в области коучинга отмечают, что с его помощью усвоение нового осуществляется легко и с удовольствием. Казавшиеся не решаемыми проблемы, становятся простыми и понятными для решения.

Те приемы и методы, которые использует руководитель, направлены на тренировку поисковых способностей и развитие потенциала личности клиента, а так же на обеспечение максимального раскрытия и эффективной реализации этого потенциала. Однако в отличие от простого тренинга определенных навыков практика коучинга отличается тем, что она основана на создании условий, в которых обучающиеся способны самостоятельно найти нужное им решение.

Клиенты должны получать знания о том, что следует делать не в виде предписаний, а в результате собеседования с руководителем. В этом случае должна возрастать самомотивация, обеспечивается раскрытие потенциал клиента, а труд из объективной необходимости превращается в источник удовлетворения от хорошо выполненной работы над диссертацией.

Коучинг как стиль работы руководителя организации проявляется в стремлении коуча обучить клиента постановке целей, правильному формулированию проблем, исследованию реальных событий, умению слушать и не торопиться выписывать готовые рецепты.

Здесь следует заметить, что особенность подготовки молодых специалистов заключается в том, что в течение многих лет студентов высшей школы учат послушанию и правилам, и когда от них требуются совершенно иные навыки в процессе самостоятельной деятельности в организациях, они оказываются в тупике. В этом смысле ключевую роль призваны сыграть наставники специалистов, которыми являются руководители-коучи, призванные вовлечь их в разработку решений основных проблем развития конкретной организации.

Коучинг в данном случае представляет собой модель взаимодействия, благодаря которой руководитель повышает уровень мотивации и ответственности как у себя самого, так и у руководимых им работников.

Используемые в процессе совместной деятельности консультанта (коуча) и руководителя системы вопросов, способы получения обратной связи, технологии в области проведения групповых работ позволяют консультанту сформировать реальный план действий клиента, что, в конечном счете, помогает последнему глубже понять суть его работы.

Как утверждают специалисты, только когда людей объединяет общая цель, ценности и у них есть эффективная модель коммуникации, только тогда рождается необычайная приверженность и отпадает необходимость постоянного контроля. При этом следует понимать, что цена, которую приходится платить за стремление работать в стиле коучинг – ослабление контроля исполнения поручений (поскольку включается в работу самоуправление), потребность в постоянном самосовершенствовании со стороны как клиента, так и консультанта.

В целом этот стиль управления выглядит следующим образом: ориентация на формирование малых групп, нацеленных на поисковую работу, формирование команды единомышленников, создание видения как необходимого условия эффективного взаимодействия клиента и консультанта.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.