Как сидеть - Часть 15 (Взрослая практика - Часть 35) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Как сидеть - Часть 15 (Взрослая практика - Часть 35)

2022-09-11 27
Как сидеть - Часть 15 (Взрослая практика - Часть 35) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первоначальный вариант из "Дзэндан"

 

 

Саваки

Первое издание "Открывая руку мыслей"

 

 

Утиямы

Новое издание "Открывая руку мыслей"

Утиямы

 

 

Прошёл ровно один год с тех пор, как я в последний раз писал о том, как сидеть в дзадзэн в уголке "взрослой практики". Хотя мы в итоге действительно подошли к позе сидения, я прекратил писать об этом в течение довольно долгого времени, по той простой причине, что был занят кучей вещей. Но нельзя сказать, что у меня были более важные вещи, чем писать о таком незначительном деле, как складывание ног в дзадзэн. Нет, наоборот. Я думаю, что это слишком важное дело, чтобы заниматься им несерьёзным и поверхностным образом, так что я не хотел торопиться писать об этом.

К сожалению, я не могу сказать, что теперь в итоге нашёл свободное время написать и объяснить всё настолько подробно, как бы я хотел. И как ты можешь себе представить, почти невозможно писать о действии сидения без какой-либо наглядной демонстрации. Однако я чувствую, что если не продолжу "взрослую практику" сейчас, то вероятно не сделаю этого никогда. Так что я просто продолжу там, где остановился прошлой весной.

В прошлом апреле я написал о первой части главы под названием "Начиная дзадзэн", в которой Саваки роси говорил о поклоне в гассё. Глава продолжается так (перевод из японского оригинала):

Физическая поза

Положи свои ягодицы на подушку (дзафу). Поставь ноги перед собой, и - пока будешь складывать нижние концы рясы в соответствии с этикетом - скрести ноги внутри своей одежды, покрывая их концами кимоно и коромо. Не сиди на подушке слишком глубоко. Ты должен чувствовать, как будто бы положил на неё только позвоночник. Так половина подушки должна торчать позади твоих ягодиц. Сложенные ноги должны лежать на квадратном мате для сидения (дзанику).

 

Здесь очень важно, чтобы круглая подушка, под названием дзафу, использовалась только для поддержки ягодиц, помогая таким образом тазу накланяться вперёд. Дзафу не используется для поддержки ног. Колени лежат на квадратном мате, под названием дзанику (или же в местах типа Эйхэйдзи или Дзуйодзи, где дзанику не используется, прямо на татами). Так туловище поддерживается треугольником, построенным из обоих коленей и низа позвоночника. В Риндзай-Дзэн, где не используют дзафу, длинный прямоугольный мат для сидения, который также служит как футон и дзанику, складывается с одного конца, чтобы поддерживать ягодицы. Но, кажется, что большое количество тренирующихся монахов не знают об этом факте и сидят, не наклонив свой таз вперёд, так как не имеют поддержки под своим позвоночником (то же самое относится и ко многим направлениям южного буддизма).

Когда ты складываешь свои ноги, то если ты раскрываешь кимоно и коромо таким образом, что другие могут видеть твои голые ноги или нижнее бельё, то это рассматривается как нарушение этикета. Хотя это и делает действие скрещивания ног немного более сложным, японские монахи и монахини обычно особо подчёркивают скрещивание ног внутри одежды, то есть накрыть их, прежде чем скрещивать, а не наоборот. Кимоно и коромо обёртываются вокруг ног, кэса обычно просто лежит на ногах (то есть она не заправляется под них).

Перевод следующей главы взят из английской книги "Сикантадза":

 

Скрещивание твоих ног

 

Кэккафудза (Поза полного лотоса)

Положи свою правую ногу на левое бедро, и потом положи левую ногу на правое бедро. Хорошо скрести свои ноги так, чтобы кончики пальцев ног и внешние стороны бёдер были на одной линии.

Ханкафудза (Поза полулотоса)

Просто положи свою левую ногу на правое бедро. Когда ты скрестишь ноги, то колени и основание твоего позвоночника должны создавать равносторонний треугольник. Эти три точки поддерживают вес твоего тела.

В кэккафудза порядок скрещивания ног может быть изменён, а в ханкафудза можно поднимать другую ногу.

 

В первоначальном японском тексте "Дзэндан" даже сказано, что можно менять порядок ног во время дзадзэн, если они начинают причинять боль, или же перейти от кэккафудза к ханкафудза или наоборот. Эти мягкие замечание являются полным изменением тона по сравнению с воинственными указаниями, которые мы встретили в выпуске "взрослой практики" за февраль 2005:

"Выпяти зад назад до такой степени, чтобы он сильно торчал и анус полностью показывал назад"

"Втяни подбородок настолько, чтобы у тебя заболела кожа за ушами"

"Напряги своё сознание"

В Антайдзи я обычно не советую людям менять свои ноги во время дзадзэн, а скорее попрошу их сидеть с решимостью умереть на подушке (но до сих пор немногие поступили таким образом).

Как бы то ни было, здесь есть два пункта, исследование которых я бы хотел продолжить: во-первых, достаточно ли просто стремиться к тому, чтобы положить ногу так высоко на другое бедро, как только возможно, даже если на самом деле пальцы ног в итоге лежат где-нибудь на середине бедра, или же от нас требуется, чтобы кончики пальцев ног действительно лежали на одной линии со внешними краями бёдер? Или, другими словами, должен ли быть треугольник, образованный двумя коленями и основанием позвоночника, равносторонним или можно, чтобы основание, созданное двумя коленями, было немного длиннее, чем две другие линии?

Во-вторых, и в Фукандзадзэнги и в Дзадзэнги мы видим, что Догэн Дзэндзи упоминает только сидение с правой ногой на левом бедре и левой ногой на правом бедре (кэккафудза) или только с левой ногой на правом бедре (ханкафудза). Он нигде не говорит об обратном способе скрещивания ног. Это означает, что левая нога в любом случае поднята выше, чем правая. Мой вопрос: была ли у Догэна Дзэндзи причина упоминать только такой способ сидения, а не обратный? И является ли эта причина лишь исторической или культурной, или же она основана на человеческой анатомии и действии дзадзэн в теле? В зависимости от того, что являлось причиной предпочтения Догэном "левой стороны сверху", мы далее можем спросить, можно ли на самом деле иметь сверху любую ногу, всё равно правую или левую. А затем мы можем спросить о руках. Можем ли мы также менять руки?

Эти вопросы могут показаться кому-нибудь незначительными. Но если ты тратишь на дзадзэн 1800 часов в году, в ханкафудза или кэккафудза, то точный способ скрещивания ног ни в коем случае не является незначительным. Он становится очень важным пунктом практики. Поэтому я бы хотел продолжить исследовать эти пункты дальше в следующий раз.

(Продолжение следует... Дотё)

 

Ширина привязанности


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.