Канонизация 16.VII.1228 года — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Канонизация 16.VII.1228 года

2022-10-11 25
Канонизация 16.VII.1228 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После Франциска осталось литературное наследие, состоящее из уставов, наставлений, молитв, богослужебных текстов, завещания, посланий верующим и братьям, записанных умелой рукой братьев. Его житие было написано Фомой Челанским - «Первое житие» и «Второе житие»,- а также св. Бонавентурой - «Житие», которое генеральным капитулом 1263 года было признано лучшим описанием жизни св. Франциска.

Орден

Введение

Святого Франциска мы называем патриархом (патриарх - глава рода, праотец). Это почетное название было взято из Библии, где описывается, как молодой Авраам получает обещание от Бога: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов» (Быт 17, 4). Первые биографы сравнивают Франциска с библейским Иаковом. Во францисканской традиции название «патриарх бедных» означает духовное отцовство Бедняка из Ассизи по отношению к огромному числу монахов, монахинь и мирян (около четырех миллионов), которые построили свою жизнь на духовности св. Франциска.
Разнообразие общин в лоне одной францисканской семьи растет и воплощает в жизнь харизму своего основателя в трех ответвлениях: в Первом, Втором и Третьем Ордене. Они являются частью одной харизмы, совладельцами одного наследия, они растут из одного ствола и имеют одну и ту же цель. Находясь в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, они движутся одним путем.

Общий круг вопросов

Францисканская семья - самое многочисленное объединение внутри Вселенской Церкви, и каждое из его ответвлений имеет свою собственную, автономную историю.
Франциск, отказавшись от мирских благ, увлек за собой молодых людей, своих друзей, которые пошли за ним и назвали себя Меньшими Братьями (I Орден).
Клара, девушка благородного происхождения, по примеру меньших братьев основала общину сестер (II Орден).
Вскоре возник и Третий Орден, который предлагал тем, кто хотел остаться вмиру, форму апостольской жизни, приспособленную к их положению.
После смерти св. Франциска (в 1226 году) в Ордене возникли расколы, вызванные разной интерпретацией идеалов Франциска и различной формой их осуществления. С течением времени всевозможные движения и направления в Ордене привели к возникновению трех больших францисканских групп, а именно: Меньших Братьев Конвентуальных, Меньших Братьев Обсервантов и Меньших Братьев Капуцинов (конвент - это монашеский дом, община монахов одного монастыря; обсерванция - очень строгое соблюдение положений Устава; «capuccio» по-итальянски означает капюшон).
Женский вариант францисканской жизни встретил определенные препятствия - когда речь зашла об одобрении со стороны Церкви. Эти препятствия были связаны с требованием абсолютной бедности, молчания, постов и строгой клаузуры (затвора в монастыре). Вследствие этого образ жизни монахинь несколько раз смягчался.
Мирское покаянное движение и возросшее значение лаиков (братьев вмиру) усилили контроль со стороны Церкви, и после утверждения Устава III Ордена многие другие группы верующих, не входившие в организационную структуру Ордена, приняли этот Устав.
Однако при этом продолжали существовать два направления: первоначальное, основанное на воплощении идеалов Евангелия людьми, живущими в семье и занимающимися своей профессией, а также другое, основанное на стремлении к жизни в монастыре с соблюдением обетов, постоянным местонахождением и одинаковой формой одежды.
В этом выражается проникновение францисканских идеалов в различные формы религиозной жизни. О нем свидетельствует и присутствие францисканского духа в протестантских Церквях (англиканской, лютеранской), где также существуют францисканские общины.

Францисканская символика

I. Генеалогическое дерево.
Наглядным изображением развития Ордена служит его генеалогическое дерево. Многочисленные ответвления отражают различную интерпретацию францисканской духовности.
II. Францисканский герб.
Он представляет собой две скрещенные руки: одна из них, обнаженная, принадлежит Христу, другая, одетая в хабит - Франциску. Этот символ выражает идею и цель францисканской духовности: подражание Христу, которое должно происходить постоянно и длиться всю жизнь. В нижней части герба написан девиз: «Мир и добро», обязанный своим существованием святому Франциску. Однако еще один источник этого девиза мы находим в Книге пророка Исаии (52, 7): «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение». В латинском переводе этих слов сказано: «Как прекрасны ноги глашатая мира, вестника добра».
Во францисканской традиции этот девиз выражает основную апостольскую задачу: жизнью и словом провозглашать Евангелие, которое является источником мира и добра. Конечно же, понятие мира имеет более широкое значение, чем просто отказ от насилия и войны, а добро означает также радость, счастье, спасение.
IIL Францисканский символ «Тау».
Важное место в жизни и облике св. Франциска занимал почитаемый библейский знак «Тау». Почему же Франциск стал почитать этот символ?
Шел 1215 год. 1 ноября Папа Иннокентий ІІІ созвал Латеранский Вселенский Собор в Риме. Свою вступительную речь Папа построил на тексте Книги пророка Иезекииля, вспомнив и развив слова Божии, обращенные к пророку: «Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях совершающихся среди него, сделай знак (Тау)» (Иез 9, 4). «Тау - это последняя буква еврейского алфавита,- говорил Папа,- а его форма в точности соответствует кресту на Голгофе, к которому еще не была прибита табличка Пилата».
Свою речь Папа закончил призывом к тому, чтобы в жизни каждого укоренился этот знак, потому что «те, кто будут носить «Тау» - знак покаяния и обновления во Христе - удостоятся милосердия».
Как обычно, Франциск буквально воспринял этот призыв Папы. Мысль, заключенная в словах Иннокентия ІІІ, увлекала святого и стала руководящей идеей в его жизни, а знак «Тау» стал эсхатологическим символом обратившихся грешников.
IV. Францисканский крест.
В церкви св. Клары в Ассизи хранится одна из главных реликвий Ордена Францисканцев - крест св. Дамиана, который сыграл важную роль в жизни святого Франциска и продолжает оказывать большое влияние на духовное развитие тех, кто стремится подражать Христу по примеру Бедняка из Ассизи.
Когда Франциск молился перед крестом в разрушенной церкви св. Дамиана, он внезапно услышал слова: «Франциск, иди и восстанови мою церковь». Исполняя волю Иисуса, Франциск стал восстанавливать церковь св. Дамиана и окрестные часовни, а позднее, когда у него появилось много последователей, занялся возрождением религиозной жизни народа Божия. С тех пор в течение многих веков крест св. Дамиана символизировал францисканскую миссию духовного обновления Церкви.
Крест св. Дамиана является также иконой; мы видим на нем изображения людей, которые имеют важное значение для понимания его символики. Традиция таких крестов возникла в Восточной Церкви и была перенесена на территорию Умбрии (провинция Италии) сирийскими монахами.
Иисус изображен на кресте с пятью ранами и в то же время - в ореоле Божественной славы. С левой стороны от Иисуса - фигуры Девы Марии, Матери Иисуса, и св. Иоанна, Его любимого ученика, а справа от Него - изображения Марии Магдалины, Марии (матери Иакова) и сотника, уверовавшего, что Иисус - это Сын Божий. Выше, возле ладоней распятого Христа - фигуры Ангелов, которые как бы прославляют тайну смерти Сына Божия. В верхней части креста мы видим воскресшего Христа, Которого радостно приветствуют Ангелы на небесах.
Почитание креста св. Дамиана распространено не только среди францисканцев. Образы этого креста можно встретить во многих часовнях и домах, где молятся люди, ищущие Мира и Добра.
V. Францисканская веревка (пояс).
Каждый францисканец носит на поясе белую веревку с тремя узлами, которые символизируют полное посвящение себя Богу посредством трех обетов: послушания, целомудрия и бедности.

Из истории Первого Ордена

- Поляризация или разъединение
Уже при жизни св. Франциска в Ордене проявилась тенденция к поляризации, которая после смерти его основателя то и дело порождала все новые формы реформаторского движения. Между братьями не прекращались споры относительно интерпретации и практического сохранения наследия Франциска. Одни были склонны воспринимать все высказывания основателя Ордена дословно, другие считали, что их следует приспосабливать к реальной жизни.
В первом случае речь шла: a. о сохранении созерцательного измерения Ордена вместо внешней активности (жизнь в уединенной обители - extramuros; жизнь в городах - intramuros);
b. о возврате к строгой бедности из-за искушения материальной обеспеченности;
c. о верном и буквальном соблюдении положений Устава вместо различных привилегий, получаемых от Папы, а также предписаний, смягчающих эти положения.
Во времена св. Франциска Орден был странствующим братством. Не обладая никакой собственностью, братья переходили с места на место, повсюду проповедуя покаяние. Церковные власти решили взять под контроль это «братство» и запретили постоянные странствия братьев, чтобы по образцу монахов, живущих в монастырях, сделать из них духовных борцов Церкви. Для них были организованы учебные курсы. Выдающиеся францисканские мыслители XIII века, св. Бонавентура и Роджер Бэкон, читали лекции в Парижском Университете.
На этом фоне обозначилась поляризация: радикальное течение - спиритуальные братья - и умеренное - братья общины (конвентуальные братья).
Позднее (XIV-XV вв.) эти два направления приобрели форму обсервантского движения и, как его альтернативы, так называемого конвентуализма.
Поворотным моментом в бурной истории Ордена был 1230 год, когда по просьбе св. Антония Падуанского (умеренное направление) Папа Григорий IX представил первое толкование францисканского Устава, допустив при этом его некоторое смягчение.
Позднее Папа Николай III (1279 г.) дал разрешение Ордену на обладание определенным имуществом при условии, что формально собственность должна была принадлежать Церкви, а Орден мог только пользоваться ею. Часть спиритуальных братьев в этот момент встала в оппозицию Церкви, приняв учение Иоахима из Флорского (ум. 1202 г.). Цистерцианский аббат в своем учении делил историю на три эпохи: времена Бога Отца (Ветхий Завет), эпоху Сына Божия (Новый Завет и Церковь) и время Святого Духа (новая духовная Церковь без иерархии под руководством монахов). Некоторые францисканцы приняли такую интерпретацию истории, откуда и возникло их название: спиритуальные братья (spiritus по-латыни означает «дух»). Некоторые из них отделились от Церкви.
- Разделение Ордена в 1517 году
До 1517 года реформаторские движения были непосредственно подчинены генералу Ордена или получали собственного генерального викария. Это приводило к обретению ими автономии внутри Ордена.
Сторонники смягченного Устава приняли название Меньших Братьев Конвентуальных, а движение, стремившееся к изначальному францисканскому духу и руководимое такими выдающимися личностями, как Бернардин Сиенский и Иоанн Капистран, получило название Меньших Братьев Обсервантов. В 1517 году выделение во францисканском Ордене двух итальянских ответвлений получило окончательное подтверждение (булла Папы Льва X).
Однако среди обсервантов со временем возникло два направления. С одной стороны, первоначальная строгость постепенно смягчалась, но в то же время постоянно усиливалось реформистское движение, которое положило начало новым общинам. Например, Петр из Алькантары (1499-1562), желая вернуть изначальные монашеские правила, основал монастырь с очень строгим соблюдением Устава и стал основателем общины братьев, названных алькантаристами.
В дальнейшем внутри Ордена Обсервантов продолжает вырисовываться разделение на обсерванциюрегулярную (обычную) и строгую.
Меньшие братья регулярной обсерванции приняли в Польше (в 1453 году) неофициальное название «братьев св. Бернардина» - бернардинцев.
Из числа обсервантов выделились «реформаты» (строгая обсерванция). Движение францисканцев-реформатов зародилось в Италии в начале XVI века (в монастыре Фонте-Коломбо в 1519 году). Также из числа обсервантов в первой половине XVI века выделились Меньшие Братья Капуцины.
- Капуцины
Эту реформу начал обсервант Матфей Серафим Башио (1495- 1552), который в марте 1525 года появился в Риме в хабите с островерхим капюшоном, поскольку, по его мнению, именно такую одежду должен был носить Франциск Ассизский (scappucciati (итал.) - капюшон, откуда произошло название «капуцины»). Отделившаяся от обсервантов группа в 1528 году получила автономию со временной зависимостью от конвентуального Ордена. Окончательное утверждение Ордена Капуцинов произошло в 1560 году. За этот период молодая монашеская семья пережила кризис и бурную историю.
- Поляризация внутри трех францисканских ветвей
Руководство этими тремя францисканскими ветвями в настоящее время осуществляется тремя генералами. До 1619 года общиной капуцинов руководил генеральный викарий Меньших Братьев Конвентуальных. В 1619 году капуцины получили полную автономию и собственного генерала.
В 1897 году Папа Лев XIII объединил все обсервантские группы (реколлектов, алькантаристов, реформатов, обсервантов) в одну монашескую семью («UnioLeoniana») под названием Орден Меньших Братьев Обсервантов, руководимую собственным генералом. В ходе обновления церковной жизни после Второго Ватиканского Собора внутри этих трех больших ветвей Ордена по-прежнему чувствовалась поляризация, связанная с поиском новых форм францисканской жизни, но попытки создать новые группы предпринимались только с разрешения Церкви.
- Официальные названия
Конвентуалъные францисканцы:
OrdoFratrumMinorumConventualium (OFM Conv) - Орден Меньших Братьев Конвентуальных. Кроме этого названия их также называют: минориты (в Германии, Австрии, Венгрии), Кордильеры (во Франции и Швейцарии), greyfriares (в Англии). Конвентуальные францисканцы носят серый или черный хабит (рясу).
Францисканцы-обсерванты:
OrdoFratrumMinorum (OFM) [1] - Орден Меньших Братьев. В некоторых странах сохранились их прежние названия: бернардинцы, реформаты. Францисканцы-обсерванты носят коричневыйхабит с маленьким капюшоном.
Францисканцы-капуцины:
OrdoFratrumMinorumCapucinorum (OFM Cap) - Орден Меньших Братьев Капуцинов. Монашеское облачение капуцинов - это простой коричневый хабит с большим капюшоном. В традиции Ордена капуцинов не принято брить бороду.
Общая численность монахов-францисканцев в настоящее время составляет около 35.000 человек.

Из истории Второго Ордена

Клара, вдохновленная учением и примером св. Франциска, в 1211 году, в ночь с Вербного Воскресенья на понедельник, убежала из дома и в Порциункуле под Ассизи дала Франциску обет евангельской жизни. Она создала новую монашескую семью, когда вскоре к ней присоединилась ее младшая сестра Агнесса и другие подруги.
Восстановив церковь св. Дамиана, св. Франциск разместил в ней первых кларисс. Клара возглавляла общину в течение 42 лет, вплоть до самой смерти в 1253 году.
В своей жизни и в жизни общины она руководствовалась указаниями, которые св. Франциск ей давал в устной и письменной форме. Это был короткий устав, так называемый распорядок жизни, а также советы и наставления. К сожалению, эти ценнейшие источники не сохранились до наших дней. Известны лишь два фрагмента, которые св. Клара процитировала в своем Уставе. Вскоре после этого IV Латеранский Собор в 1215 году запретил создавать новые монашеские уставы. Франциску удалось защитить свой Устав, потому что в 1209 году он получил его устное подтверждение, а Клара оказалась в более трудной ситуации - ей пришлось принять старые бенедиктинские правила. Около 1219 года Папа Григорий IX, еще будучи кардиналом Гуголином, дал новому Ордену Бедных Дев устав, в заглавии которого фигурировало имя св. Бенедикта.
Франциск, вернувшись со Святой Земли - куда он отправился в 1219 году, составил для Бедных Дев устав, состоявший из две надцати глав, по примеру того, который он составил для братьев. Особый акцент он сделал на бедности, считая ее величайшим сокровищем.
В 1247 году Папа Иннокентий IV, руководствуясь духовным наследием св. Франциска, изменил устав, составленный Григорием IX, предложил его новый вариант.
Клару не устроили эти уставы. Особенно ей не хотелось принять некоторые смягчения в отношении бедности, молчания и поста. Поэтому она написала свой Устав, строго соответствовавший Уставу св. Франциска для Меньших Братьев 1223 года. По ее просьбе в 1252 году кардинал-протектор Рейнальдо в качестве полномочного представителя Папы утвердил этот Устав, а годом позднее, за два дня до смерти св. Клары, 9 августа 1253 года его утвердил лично Папа Иннокентий IV. И все же успех Клары был половинчатым, поскольку Устав относился только к монастырю св. Дамиана в Ассизи, основательницей и настоятельницей которого она была, но не к другим монастырям, которых уже в то время насчитывалось несколько десятков - в Италии и в других европейских странах.
Св. Клара одержала победу в том смысле, что дождалась утверждения того пути подражания Иисусу Христу, который приняла от св. Франциска. Однако ее Устав не стал моделью жизни для всего основанного ею Ордена. С течением времени другие уставы и конституции определяли жизнь отдельных монастырей, а ее Устав остался почитаемым документом, хранившимся в качестве реликвии, оставшейся после Святой, в ассизском монастыре сестер-кларисс.
Иаков из Витры в 1216 году писал: «Женщины, подражающие меньшим братьям, живут в разных домах за пределами города, занимаются ручным трудом и не имеют никаких доходов». Только три монастыря (в Сан-Дамиано, в Перуджи и во Флоренции) обладали привилегией «святейшей бедности». Устав других монастырей многократно смягчался, в последний раз в 1263 году. Папой Урбаном IV (Устав И). Сторонницы I Устава св. Клары стали называться дамианками, а сторонницы II Устава - урбанками.
- Поляризация, или разъединение
Следует отметить некоторую аналогию в тенденции к поляризации, возникшей среди кларисс, и соответствующими движениями в I Ордене (дамианки - обсерванты, урбанки - конвентуалы). В течение последующих веков возникло множество ответвлений II Ордена, сохранявших связь с орденами францисканцев. Сестры капуцинки (появившиеся в XVI веке под влиянием реформы капуцинов) соблюдали Устав св. Клары и были вверены Церковью опеке Меньших Братьев Капуцинов.
С самого начала в Ордене Кларисс существовала автономия монастырей, то есть конвенты обладали независимостью и самоуправлением. Во главе конвента стояла настоятельница (или игуменья), избиравшаяся на три года. В управлении монастырем ей помогал совет и ассистентки.
- Конвергенция, или сближение
После появления Кодекса Канонического Права в 1917 году во II Ордене замечается стремление к единству. Все клариссы - соблюдающие как I, так и II Устав - стали разрабатывать общую конституцию, а автономные монастыри - вступать в федерацию (особенно заметной эта тенденция стала после II Ватиканского Собора).
Францисканки-затворницы - это клариссы, капуцинки и бернардинки.
Сейчас в мире насчитывается 21.000 монахинь Второго Ордена св. Франциска.

Из истории Третьего Ордена

В эпоху св. Франциска, возникла необходимость возвращения к подлинному христианству. Церковь была вовлечена в мирские проблемы, вера была поверхностной, любовь - остывшей, набожность - искаженной, а обычаи - испорчены безнравственностью. Появлялись странствующие проповедники, которые, распространяя среди мещан идею отречения от материальных благ и выдвигая в отношении духовенства требование апостольской бедности, призывали верующих к покаянию. Еретическое движение находило отклик в сердцах многих людей.
В 1209 году Папа Иннокентий III, желая завоевать секты бедных, разрешил Франциску читать проповеди и утвердил его необычайно простой Устав. Результатом этих проповедей стало вступление многих мирян из Ассизи на путь покаяния. Францисканский образ жизни был принят также жителями города Греччо. Этим людям Франциск и адресовал свое «Послание ко всем верующим», которое считается прообразом Устава Третьего Ордена.
- Первый Устав, или «Memoriale», 1221 год.
Первый Устав, или, точнее, «MemorialeFratrumetSororumdePoenitentia», был в 1221 году адресован всем кающимся грешникам - как францисканским, так и нефранцисканским группам. Однако в 1229 году он был изменен и одобрен Папой Григорием IX, большим другом св. Франциска.
- Второй Устав - Николая IV
Несмотря на свои законодательные недостатки, первый Устав в течение 68 лет являлся ориентиром для мирян, стремившихся к подлинно христианскому образу жизни. Папа Николай IV, францисканец, провозгласил Устав, относившийся исключительно к францисканским группам верующих. Этот Устав, состоявший из 20 глав, фактически действовал в течение шестисот лет, вплоть до понтификата Льва XIII. В него вносились лишь некоторые необходимые изменения.
В Уставе Николая IV 1289 года францисканское движение мирян получило название Третьего Ордена св. Франциска.
- Третий Устав - Льва XIII
Папа Лев XIII видел в III Ордене благодатную почву для развития христианской жизни и, провозгласив в 1883 году очень простой и короткий (по сравнению с предыдущим) Устав, призвал верующих к созданию общин терциариев.
- Современный Устав
В ходе духовного обновления после II Ватиканского Собора и в результате одиннадцатилетней работы международной комиссии появился обновленный Устав, который Святейший Престол утвердил 24 июня 1978 года в окружном послании «Серафический патриарх». Другое название III Ордена - Францисканский Орден Мирян или Мирская Францисканская Семья.
Во всех этих уставах сохранено то, что является главным: дух бедности, покаяния, мира, любви, послушания Церкви, твердое стремление воплотить идеалы полного и зрелого христианства. Мирская Францисканская Семья - это автономная община численностью 1,5 миллиона человек, обладающая самоуправлением на разных уровнях, но в то же время вверенная опеке различных ветвей I Ордена.

Третий Регулярный Орден

С самого начала существования Третьего Ордена в нем можно было заметить два направления: обособленной или семейной жизни вмиру, и направление, подражавшее образу жизни Первого и Второго Ордена. Еще раньше появились кающиеся верующие, которые жили сообща (но без монашеских обетов и клаузуры) и вместе работали - например, в больницах. Некоторые такие общины впоследствии приняли устав с обетами и даже клаузуру.
Попытки «регулярной жизни» (жизни согласно уставу, с соблюдением евангельских заповедей путем принесения обетов) получили авторитетное признание со стороны Церкви, и в XV веке все мужские общины III Регулярного Ордена были объединены в одну организацию.
Таким образом, III Регулярный Орден стал еще одной монашеской общиной среди существовавших в Церкви орденов и получил свою правоспособность и зависимость лишь от собственного генерала. Наряду с мужскими общинами, еще большее развитие получили женские общины, отвечавшие социальным потребностям определенного времени.
Новый текст Устава III Регулярного Ордена св. Франциска был утвержден Святейшим Отцом Иоанном Павлом II 8 декабря 1982 года. Он относится и к многочисленным женским общинам, живущим духом св. Франциска.

Духовность

I. Постижение Бога

Благодаря своей особенной близости к Богу, святой Франциск обрел глубокое понимание Его сущности.
Франциск и его братья-францисканцы в первую очередь видят в Боге непостижимую, самую чистую и самую высокую Любовь.
«Бог - Всевышний, Святой, Всемогущий;
Бог - это Любовь; Бог - любящий Отец;
Бог - живой и истинный».
Для францисканца Бог - это непостижимая Тайна, недоступная для человеческой мысли и фантазии. Величие, святость и таинственность Бога пробуждали в сердце Франциска страх Господень. Кроме того, в понимании францисканцев Бог - это наивысшее, вечное Благо, от которого происходит всякое другое благо. Являясь любящим Отцом и вечной Добротой, Бог призывает человека к общению и дружбе с Самим Собой.
Непоколебимая вера в «живого и истинного» Бога, Который присутствует и действует в жизни человека, позволяет францисканцам полностью уповать на Божественное Провидение. В том случае, если человек открыт для действия Бога, Господь совершает в его жизни чудеса: исцеляет и просвещает его, прощает ему грехи и спасает от смерти.
И наконец, для францисканца Бог - это мир, покой и радость - всё то, что люди называют счастьем.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.