IV. Бедность, скромность и смирение - основные ценности францисканской жизни. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

IV. Бедность, скромность и смирение - основные ценности францисканской жизни.

2022-10-11 26
IV. Бедность, скромность и смирение - основные ценности францисканской жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Бедность
Францисканская бедность - это простое следствие подражания Христу, Который был бедным. Поэтому эту бедность нельзя понимать как путь аскетической жизни (монашество), или как программу реформы Церкви, или как форму христианского свидетельства (как это было у св. Доминика). Францисканская бедность - это проявление любви к Христу, а не следование какой-либо идее. «Я, малый брат Франциск, хочу идти путем жизни и бедности Всевышнего Господа нашего Иисуса Христа» (FF 140),- писал святой Франциск.
Бедность францисканца предполагает полное упование на Бога во всех вопросах и трудностях и служит средством для преодоления любых преград в отношениях между Богом и человеком, а также между человеком и его ближними.
Внешняя, материальная бедность должна приводить к бедности духовной, к освобождению от всех привязанностей и к полноценному служению Богу и людям, поскольку все наши духовные блага, наши способности получены от Бога и должны использоваться для служения ближним. Полностью принадлежат нам только наши грехи, и осознание этого приводит нас к смирению.
«Жизнь без собственности» означает полный отказ от какого-либо имущества, от знания, которое используется для возвышения над окружающими, от положения в обществе, а также от всевозможных пристрастий. Исходной точкой при этом является внешняя бедность, а основной целью - внутренняя бедность, внутренняя свобода, ос­вобождение от привязанности к материальным и духовным благам, благодаря чему человек обретает блаженство «нищего духом».
Но францисканская бедность является подлинной лишь в том случае, если она основана на скромности и смирении.
2. Францисканская скромность (стремление быть «меньшим»).
Францисканская скромность основана на принятии евангельского принципа служения ближнему: «Не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20, 28).
Скромность - это также выражение своей позиции перед лицом Бога: признание собственной слабости, ограниченности, незрелости, своего непостоянства.
Чтобы быть «меньшим», необходимо проникнуться духом Евангелия и постоянно учиться служить ближним - в особенности, больным, слабым, униженным и отверженным.
3. Смирение.
Смирение - это поиск ответа на вопрос: «А кто я такой в глазах Божиих?» При этом смирение заключается не только в том, чтобы умалять себя, но и в том, чтобы давать высокую оценку другим людям, замечать в окружающих то хорошее, что в них есть. Являясь даром Божиим, смирение выражается в готовности выслушать критические замечания в свой адрес и измениться к лучшему.
В то же время смирение не исключает решительности и твердости.

V. Чистота - сердце, свободное для любви

«Меньший брат» желает полностью отдать Богу свою душу и плоть. Он сознательно отказывается от супружеской жизни и чувственных удовольствий ради того, чтобы всегда быть даром, благоприятным Богу, чтобы теснее соединиться с Христом и сделать свое сердце безраздельно принадлежащим Господу.
При этом монах-францисканец не отказывается от любви, а выбирает ее совершенную форму. Лишаясь определенных радостей жизни, он обретает высшую ценность: Иисуса Христа. Однако помимо внешней чистоты (целомудрия) требуется также внутренняя, духовная чистота, выражающаяся в умении владеть своими чувствами, мыслями и желаниями. Духовная чистота свидетельствует о чистом сердце - то есть, сердце, полностью отданном Господу. Человек с чистым сердцем находится в гармонии с Богом, с ближними и даже с другими Божиими творениями. Он непосредственен и бесхитростен в своих отношениях с людьми и Богом.
Являясь выражением любви к Господу, чистота освобождает человека от различных форм эгоизма и от всевозможных пристрастий. Единственное желание человека с чистым сердцем - это прославлять Бога, а также служить Ему и своим братьям.
Святой Франциск, неоднократно подвергавшийся плотским искушениям, учил своих братьев, что самым лучшим средством для преодоления трудностей в этой сфере является любовь. Настоящая любовь к Богу и полное любви служение ближним побеждают любые искушения. Чистота делает человека способным дарить настоящую любовь.

VI. Послушание

Общинную жизнь братьев святой Франциск понимал как послушание, соединенное с любовью - как в семье, в которой существует и подчинение, и свобода. В семье людей связывают узы любви, а любовь является единственным связующим звеном между подчинением и свободой.
Для святого Франциска послушание означало в первую очередь желание «слушать» - прислушиваться к тому, что Бог говорит нам в Священном Писании, прислушиваться к словам других людей. Послушание «меньшего брата» должно основываться на примере Христа в Его послушании по отношению Отцу и людям, которым Он смиренно служил и даже умывал ноги. «Умывать ноги своим братьям» - это обязанность францисканских настоятелей. Можно выделить несколько главных элементов францисканского послушания.
1. Готовность к служению братьям.
Францисканец воспринимает послушание как служение ближним по примеру Иисуса Христа, Который «пришел не для того, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим».
2. Стремление услышать другого человека.
Прежде чем начать говорить, надо научиться слушать. Чтобы стать учителем, вначале надо стать учеником, а чтобы стать способным давать, необходимо уметь принимать. В итоге человек должен научиться слушаться воли Божией, которая для него должна быть абсолютной истиной.
3. «Принятие в послушание».
Принятие в Орден называется «принятием в послушание». Согласно идее святого Франциска, братья должны быть связаны между собой послушанием, и если кто-либо из них поступает без одобрения братьев или вопреки их воле, он тем самым ставит себя «вне послушания». Послушание является выражением братского духа и желания служить ближним.
4. Послушание - синоним любви.
Братская францисканская община, состоящая из людей, желающих слушать и служить, должна быть свободна от различных проявлений превосходства одного брата над другим. Примером для братьев всегда должен быть Христос, умывающий ноги Своим ученикам.
5. Францисканские настоятели.
Святой Франциск ввел новые названия для настоятелей: «министр» (или слуга), генеральный министр, провинциальный министр.
В Ордене никого нельзя называть приором или аббатом, поскольку все должны быть между собой братьями. Согласно идее святого Франциска, настоятели должны быть слугами других братьев. Руководящая роль настоятеля касается прежде всего не административной, а духовной сферы. Настоятель должен вдохновлять братьев, вселять в них надежду, направлять их действия. Только в случае крайней необходимости настоятель может использовать данную ему власть.
Подлинное послушание - это любовь, позволяющая другого человека ставить выше самого себя.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.