Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблема комического в трудах отечественных и зарубежных ученых

2022-10-11 97
Проблема комического в трудах отечественных и зарубежных ученых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Смех в европейской литературе и культуре берет свое начало в античности, и первоначально юмор был представлен в одном из жанров драмы - античной комедии, которая появилась в своей наиболее сознательной и структурированной форме в V веке до н.э. в Древней Греции. Важно отметить, что комедия была представлено не столько в литературе, сколько в повседневной жизни жителей города-государства Афин, и связано это было с частыми празднованиями, посвященными чаще всего богу Дионису, покровителю театра.

Этимология данного слова остается весьма расплывчатой, так как само слово состоит из двух корневых морфем (первой и oide, которая переводится как «песнь о»), и предлагает три возможных варианта интерпретации [Etymologyof Comedy, 2012]: один из них связан со словом «komas», что означает «вечеринку, торжество», второй вариант связан со словом «kome», которое переводится как «деревня» и последний вариант связан со словом «кома», которое означает «сон». Все три интерпретации имеют свое обоснование, так, первая интерпретация связана с тем, что чаще всего смешное проявляется во время застолий и празднований, вторая связана верой в то, что комедия берет свое начало из деревень, а третья связана с тем, что зачастую сны представлены в наиболее причудливой форме, как и сама комедия.

В английском и французском языках данное слово представленно как comedy и comedie, и от данных слов образовано новое понятие –comic или comique, которое в свою очередь означает комизм или комическое.

В соответствии с определением, данным в Новой философской энциклопедии комическое является категорией эстетики, характеризующая смешные, ничтожные, нелепые или безобразные стороны действительности и душевной жизни [Новая философская энциклопедия, 2001, с. 277]. Само понятие комического по-разному представлена в разных языках. В английском языке комизм присутствует в виде слов “comic” и “humor”, и согласно этимологическому словарю онлайн [OnlineEtymologyDictionary, 2017] «humor» берет свое начало в латыни и означает «телесные соки», во французском языке данное слово тоже долгое время означало жидкость; раньше оно было медицинским термином и было связано с четырьмя жидкостями организма: кровью, лимфой, черной и желтой желчью. Гален и Авиценна относили данные жидкости к настроению и поведению и выделили четыре типа темперамента. В языках оно также начало ассоциироваться с состоянием, настроением. Однако если во французском данное понятие разделилось на два: humour – юмор и humeur – состояние, то в английском после их разделения сохранилось только humor в виде такого концепта, как «юмор». Слово с морфемой “com” сохранилось в обоих языках, однако, оба отделяют юмор и комедию.

Изучив этимологию, можно прийти к выводу, что комическое – это то, что вызывает определенное состояние и обладает определенным состоянием, которое можно было бы описать одним словом «смешное», но несмотря на то, что понятия «смешное» и «комическое» зачастую определяют, как тождественные и синонимичные, между ними существуют разграничения, как между юмором и комизмом, представленными в виде двух различных понятий. Комическое может быть смешным, но не все смешное можно причислить к комическому. Так, АнушиванМакарян в своей книге «О сатире» [Макарян, 1967, с. 275] разделил виды комического на 4 группы, исходя из его общественного значения: смешное комическое, наивное комическое, одностороннее враждебное комическое и осуждающее комическое. Можно отметить, что во всех этих группах присутствует определенный оттенок осуждения по отношению к действительности, а также доля иронии. В литературоведении «комическое» понимается как «эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве явлений, содержащих несоответствие, несообразность или противоречие и оценку их посредством смеха» [Шпагин, 1966, с. 179-182]. То есть комическое включает в себя смешное, но может выходить за его рамки, раскрывая предмет комизма с различных сторон и чаще всего создавая собой двоякое впечатление.«Комическое» как эстетическая категория может выражаться в юморе, сатире, иронии, сарказме и гротеске [Белокурова, 2006, с. 314].

Рассмотрим каждое из пяти понятий. В толковом словаре С. И. Ожегова, юмор имеет три значения: «понимание «комического», умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь; изображение чего-либо в смешном, «комическом» виде; насмешливая и шутливая речь» [Ожегов, 1992, с. 960]. В “Oxford English Dictionary” слова «humour» имеет два значения: «thequalityofbeingamusingorcomic, especiallyasexpressedinliteratureorspeech (то, что является забавным и шуточным, в особенности представленное в литературе или речи); theabilitytoexpresshumouroramuseotherpeople (способность шутить и веселить других людей) [Oxford, 1994].

В своем словаре Ожегов рассматривает сатиру как «художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности и как обличающее, бичующее осмеяние» [Ахманова, 1969, с. 608]. В отличии от юмора данная категория комического отличается резкостью обличения и предполагает высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде [Ершов, 1978, с. 271]. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью Усиливая комическое до степени гротеска, придавая ему форму невероятного, фантастического, сатирик тем самым выявляет его абсурдность, его неопределенность, его противоречие с реальной действительностью [Задобривская, 2013, с. 15-17].

Ирония переводится с греческого «eironeia», буквально – притворство, и определяется в различных областях комического по-разному. В эстетике иронию определяют, как «вид комического, идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистической иронии» [Кожевников, 1987, с. 752]. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения (например, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского) или организацию образности. «Скрытность» насмешки, маска «серьёзности» отличают иронию от юмора и особенно – от сатиры.

Сарказм является одним из преобладающих способов выражения комического, так как такой способ выражения присуще многим персонажам различных произведений для создания их литературного портрета. В словаре Ожегова он определяется как «язвительная насмешка, злая ирония и как едкое, насмешливое замечание».

Гротеск российский философ и культуролог М.В. Пивоев относит к приемам, которые помогают сатирику ярче изобразить и высмеять всевозможные пороки и недостатки. Сарказм он характеризует как «зловредную насмешку», а сатиру как «гротескное преувеличение разоблачаемых недостатков», можно отметить, что данные понятия могут относиться в парадигматических отношениях или же в отношениях включения.

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных авторов проблема комического рассматривается с разных сторон и дополняется в зависимости от автора и затронутой им темы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.