Способы и приемы создания комического в художественной литературе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Способы и приемы создания комического в художественной литературе

2022-10-11 69
Способы и приемы создания комического в художественной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с тем, что в данной работе объектом исследования являются способы создания комического в фантастических рассказах Нила Геймана, а именно в художественном произведении, а предметом – такое явление как комизм, отметим то, что одной из основных функций языка в данном феномене будет являться функция воздействия на собеседника, обоснованная академиком Виноградовым в его работе «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» [Виноградов, 1963, с. 155].

В филологической и эстетической литературе смешиваются приемы и средства «комического». К языковым средствам «комического» относятся: фонетические; графические; лексические; фразеологические; грамматические и синтаксические [Борев, 1957, с. 247]. И отдельно можно выделить языковую игру, которая проявляется на всех представленных уровнях и непосредственно связана с функцией, выделенной известным лингвистом. 

На фонетическом уровне в целях создания комического эффекта могут использоваться: ономатопея (звукоподражание), спунеризм (фонетическая перестановка на уровне сочетания слов), метатеза (фонетическая перестановка на уровне слова), аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных звуков), фонетические омонимы или омофоны (слова, одинаковые по своему произношению, но разные по написанию и значению) и просодические средства, в частности, несоответствие интонационного оформления текста его содержанию. Причины создания комизма через звуковую форму лежат как в особенностях психофизиологических механизмов восприятия звукового потока речи, так и в тех смыслах, которые человек как субъект культуры придает звуковым знакам [Цикушева, 2008, с. 92-95]. По своей грамматической структуре ономатопеи чаще всего представлены в виде глаголов и существительных, образованных от междометий, которые передавали определенных звук. Спунеризм заключается в умышленной перестановке звуков или букв и чаще всего рассчитан на игру слов, при сочетании которых создается комический эффект. В отличие от спунеризма метатеза выражается на уровне всего лишь одного слова при перестановке букв именно в нем. Что касается аллитерации, то она чаще всего характерна для стихотворной речи, так как с помощью данного стилистического приема передается не столько смысл, сколько само настроение ситуации, ее звуковая и визуальная оболочка. Омофоны характерны для создания комического эффекта, так как они тесно связаны с языковой игрой, но на фонетическом уровне. Что касается просодических средств, они также могут быть завязаны на языковой игре.

На лексическом уровне для создания комического эффекта могут использоваться языковые средства и игра слов. В качестве языковых средств могут широко использоваться следующие: метафора, литота, эпитеты, а также омонимия, синонимия, антонимия и полисемия слов. Введенный Людвигом Витгенштейном в лингвистический обиход термин «языковой игры» объяснялся многими лингвистами по-разному. Согласно Н.Н. Вольской, языковая игра – это «способ организации текста, который имеет в своей основе нарушение правил употребления языковой или текстовой единицы» [Вольская, 2006, с. 30-33]. Зачастую языковая игра связана с нарушением норм языка, так как одной из ее ведущих функция является эстетическая. С языковой игрой тесно связаны такие понятия, как: каламбур, алогизм, зевгма и пан, последние особенно характерны для английского языка и культуры.

На фразеологическом уровне комизм тесно связан с лексическим уровне, там также представлена «языковая игра», которая выражается в виде сочетания несовместимых слов для создания новых понятий. Данный эффект создания при использовании метонимии, метафор, а также оксюморона. Также одним из способов создания комического могут являться окказиональные фразеологические единицы, комический эффект создается за счет новизны употребляемой единицы.

На грамматическом и синтаксическом уровнях выражение комического может быть выявлено при интенциональном использовании грамматических форм, это также связано созданием языковой игры, только при нарушении принятой грамматической нормы.

Что касается графических форм отражения комического, то в данном случае характерно использования такого приема, как графон, при котором языковая норма нарушается не при говорении, а на письме, то есть передается особенность речи говорящего.

В целом к приемам «комического» относятся: эзоповский язык, иносказание, деформация, неожиданность, несоответствие, недоразумение, и прием разоблачения посредством анахронизмов. Анахронизм – нарочное или ненамеренное нарушение хронологического правдоподобия. В лингвистике исследование «комического» движется в направлении рассмотрения лингвистических аспектов его разных видов и жанров, выделенных в литературоведении. Также изучается языковая игра – различные стилистические приемы, с помощью которых выражается смысл «комического». В последнее время все чаще «комическое» начинает изучаться как лингвокреативная и когнитивная деятельность. Некоторые лингвисты подвергают анализу семантическую природу «комического» [Карасик, 2001]; исследуется использование «комического» в разных типах дискурса (научном, политическом, новостном).

Таким образом, к способам создания комического можно отнести пять основных, связанных с языковыми уровнями, а также языковую игру, на которой могут быть построены эти пять.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.