Выбор типа информационной графики, соответствующего цели работы. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Выбор типа информационной графики, соответствующего цели работы.

2022-10-05 27
Выбор типа информационной графики, соответствующего цели работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимо создать визуальное представление на научно-популярную тематику, которое было бы коротким, ярким и запоминающимся. Оно также должно быть нацелено на широкую аудиторию и давать ясное представление о состоянии современной науки по важному для нас вопросу. И, что самое важное, оно должно быть удобно для быстрого распространения в интернете.

Как было отмечено ранее, исследовательская инфографика не подходит для решения данной задачи (хотя бывают и исключения в виде работ Vox[167], но эта студия трансформирует исследовательскую инфографику с помощью оригинальных способов подачи, по сути, превращая её в повествовательную). Таким образом, выбор однозначно падает на повествовательную инфографику. Она эффективно привлекает внимания зрителей и вызывает у них эмоциональный отклик за счёт художественной составляющей и того, что она содержит в себе «историю». По мнению Карла Гьюда, ярковыраженная структура, разделение повествовательной инфографики на вступление, основную часть и заключение, являются неотъемлемой её характеристикой. Даже тот факт, что повествовательная инфографика подводит зрителей к определённому выводу, содержащемуся в заключительной её части, играет нам на руку, когда мы создаём научно-популярный продукт для широкой аудитории. Заставлять людей, ранее не знавших, что гены бывают не только у ГМО[168], анализировать «диаграммы с усами», которые были опубликованы в оригиналах научных публикаций о биотехнологиях, было бы как минимум очень нерационально. Пользователи, столкнувшиеся с таким контентом в интернете, во-первых, не стали бы этого делать, а, во-вторых, даже если бы некоторый процент зрителей и заинтересовался этим процессом, совсем не обязательно, что они были бы способны сделать это корректно без соответствующей специальной подготовки.

Так как нам нужно уместить значительный объём информации в максимально лаконичную форму, то наш выбор очевидно падает на анимированную инфографику. Статичные картинки с таким объёмом данных были бы или слишком большими и перегруженными, мелкие детали невозможно было бы без труда разглядеть на экранах мобильных устройств (есть вероятность, что немногие стали бы сохранять оригинал картинки и масштабировать её), или пришлось бы делать серию из нескольких изображений. Что тоже не очень хорошо, так как она, скорее всего, распространится в интернете фрагментарно и не сможет оказать комплексный эффект на зрителей (то же самое касается и коротких анимаций в формате gif). Самое разумное решение в данном случае – сделать короткий анимационный ролик в платформонезависимом[169] формате (к примеру, mp4) и опубликовать его на крупных видеохостингах, вроде уже рассмотренного YouTube.

Интерактивная инфографика, выполненная в виде, допустим, игры для мобильных устройств, также является довольно эффективным способом распространения знаний, но, во-первых, требует значительно больших технических компетенций, чем простая анимация, а, во-вторых, направлена на более узкую целевую аудиторию (игра требует некоторого уровня заинтересованности в предмете и минимальных знаний о нём). Такой формат подходит для студентов-биологов и людей, изначально интересующихся наукой. Всё же, учитывая недостаточную распространённость научных визуализаций в России и низкий уровень научной грамотности, для начала неплохо было бы сосредоточиться на более массовом контенте.

Можно прийти к выводу, что для создания небольшого научно-популярного ролика о биотехнологиях, пригодного для распространения в интернете, лучше всего подойдёт повествовательная видеоинфографика.

3.2 Основные идеи, требующие визуального представления. Примерный план видеоролика.

В России существует огромная проблема с восприятием научных данных. Как было выяснено ранее, большинство россиян отрицательно относится к биотехнологиям, несмотря на научные исследования. Согласно данным, полученным в опросах Высшей Школой Экономики[170], только 33% жителей России понимают, что гены есть у всех живых организмов, в частности у всех растений, а не только у ГМО. Чтобы попытаться изменить общественное мнение, необходимо донести до общественности некоторые базовые идеи об устройстве жизни и методах, используемых биотехнологами.

1) Определение и сферы применения биотехнологий.

Согласно определению, приведённому в конвенции ООН о биоразнообразии[171], биотехнологии – это дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их органов, систем органов или продуктов жизнедеятельности для решения технологических задач, а также способы создания живых организмов с заранее заданными свойствами. Биотехнологии применяются в медицине (производство лекарств, регенеративная медицина, генотерапия), сельском хозяйстве, производстве биотоплива (и других методах снижения антропогенной нагрузки на биосферу, например, при очистке окружающей среды от загрязнений). Но основные её применения на данный момент – это медицина и производство пищи[172].

2) Биотехнологии безопасны.

Метаанализ исследований безопасности ГМО, проведённый Европейским Союзом[173], показал, что за 25 лет ни один из 130 исследовательских проектов не показал опасность биотехнологий. Публикаций, которые бы демонстрировали негативные последствия от потребления ГМО попросту нет. Все немногочисленные научные работы, «доказывающие» вред ГМО позднее были раскритикованы за методологические ошибки и откровенное мошенничество. Большинство противников ГМО ссылается на работу Жиля-Эрика Сералини[174]. Этот французский учёный опубликовал результаты исследования, в ходе которого он, якобы, доказал вред употребления ГМО-продуктов в пищу. В публикации фигурировали фотографии крыс, изуродованных огромными опухолями, появившимися, по словам Сералини, в результате кормления крыс генно-модифицированной кукурузой. Да вот только для контрольной группы в своём исследовании он взял нормальную линию крыс, а для той группы, на которой непосредственно проводился эксперимент, - крыс с генетической предрасположенностью к раку. Модельных животных, которых используют для изучения опухолей и методов борьбы с ними. Не имело никакого значения, чем кормили этих грызунов, ближе к старости они всё равно заболели бы раком. И виной тому вовсе не ГМ-кукуруза. К счастью, обман был раскрыт, и статью аннулировали.

3) Биохимическое единство жизни.

Для того, чтобы понять, что ГМ продукты не несут никакой угрозы, достаточно иметь знания по общей биологии школьного уровня[175]. Носителем наследственной информации во всех существующих клетках являются молекулы ДНК, у всех известных организмов размножение осуществляется за счет репликации этой молекулы. ДНК всех организмов содержат в своем составе 4 типа нуклеотидов (аденин, гуанин, тимин, цитозин). С помощью последовательностей этих нуклеотидов в ДНК записана генетическая информация. Генетический код – универсальный язык жизни, он понятен для любой клетки, вне зависимости от того, принадлежит ли она животному, растению, грибу или бактерии. Пищеварительная система – совершенный «биореактор». Все вещества, которые туда поступают, расщепляются на составные части, «кирпичики», которые организм может использовать для строительства. Даже если в огурце есть «ген скорпиона», он всё равно в результате будет разобран на одинаковые для всего живого на Земле элементы – сначала на нуклеотиды, а потом и на ещё более мелкие составляющие, и никуда «встроиться» не сможет. Кстати, само понятие «ген скорпиона» или «ген огурца» - антинаучно. Гены не кодируют клешни, жало или зелёную бугристую кожицу. Они кодируют белки. А многие белки универсальны для достаточно обширных групп организмов.

4) Как сделать ГМО (по материалам курса Новосибирского Государственного Университета[176]).

Сначала создают ДНК-конструкцию, которую необходимо внедрить в геном. Подбирают к нужной кодирующей части промотор - последовательность нуклеотидов, которая распознаётся РНК-полимеразой[177] как место, где необходимо начать транскрипцию (считывание) гена. Промоторы бывают конститутивные (действующие во всех клетках организма) или тканеспецифичные. К конструкции также добавляют сигнал полиаденилирования (терминатор) - место, где транскрипция гена заканчивается. Некодирующие части генома очень важны, их функции схожи с ролью знаков препинания и пробелов в письменной речи.

При осуществлении генных модификаций для доставки в клетку нужных генов используются биологические структуры, чаще всего ретровирусы, изменённые настолько, что они теряют все свои вредоносные свойства. Ретровирусы известны тем, что они могут встраивать свою генетическую информацию в геном клетки-хозяина, заставляя её производить свои копии. Т.е. они представляют собой естественный механизм для осуществления генетических модификаций. Геном вируса представлен молекулами РНК. Основные вирусные гены и последовательности:

gag – кодирует белки матрикса и оболочки вирусов.

pol – кодирует несколько белков-ферментов: обратную транскриптазу (белок-фермент, который превращение РНК в ДНК) и интегразу (осуществляет встройку полученной из РНК вируса молекулы ДНК внутрь генома клетки-хозяина).

env – кодирует белки-рецепторы, которые находятся на внешней поверхности вируса и отвечают за узнавание и связывание с мембранами заражаемых клеток.

longterminalrepeats (LTR) – участвуют в узнавании своего собственного генома другими ферментами вируса и имеют значение для встройки генома вируса, когда он уже существует в виде молекулы ДНК, в геном клеток-хозяев.

ψ-петли— это последовательности, которые тоже нужны для распознавания вирусного генома, для того, чтобы отличить его от других молекул РНК, которые присутствуют в клетке, и упаковать в новые вирионы при размножении вируса.

Сделать безопасные вирусы на основе, например, вируса иммунодефицита человека можно удалив из его генома те гены, которые обязательно нужны для размножения и заражения последующих клеток. Например, гена env. Если удалить ген env из вирусного генома и вместо него встроить трансген, то будет происходить следующее:

А) Вирусы, имеющие на поверхности белки-рецепторы, будут узнавать и заражать клетки, характерные для них.

Б) С помощью обратной транскриптазы вирусы из молекул РНК будут делать молекулы ДНК

В) Эти молекулы ДНК распознаются за счет LTR и ψ-петли и встраиваются интегразой геном в клетки-хозяина.

Г) Отныне вирус будет существовать внутри генома клетки-хозяина вместе с трансгенной конструкцией, которая находится на месте гена env, но не сможет размножаться. У вируса не будет хватать информации о белках-рецепторах, которая была закодирована в гене env.

Создание анимированной инфографики, особенно научно-популярной, требует огромного труда. К примеру, видео Курцгезагт, длительностью в среднем от 5 до 10 минут, делают 12 человек в течение нескольких месяцев. Это касается и других рассмотренных в этой работе примеров: над ними работали целые студии. Необходимо найти и изучить информацию, проверить её (или найти научного консультанта), подготовить на основе этой информации «историю», исключив всё лишнее и оставив только данные, важные для донесения основной идеи, подобрать подходящие типы и виды информационной графики, сделать раскадровки и непосредственно выполнить анимацию с помощью соответствующего программного обеспечения или с использованием традиционных покадровых анимационных техник. Также необходимо подготовить и наложить на видео звуковую дорожку. В идеале должно иметь место разделение труда, когда сценарий пишет один специалист, раскадровки рисует другой, иллюстративный материал отрисовывает третий, а непосредственно анимирует его кто-то четвёртый. В таком случае вероятность получить на выходе качественный продукт гораздо выше. Я делаю проект одна, поэтому хронометраж моего видео гораздо скромнее, чем у Курцгезагт или Vox (1,5 – 2 минуты).

Вступление: 00:00 – 00:21.

Определение и области применения. Демонстрируются два примера использования/последствий применения биотехнологий (кошка со встроенным зелёным флуоресцентным белком, предназначенная для исследования вируса иммунодефицита и крыса из эксперимента Сералини), ставится вопрос о том, опасны ли они. Основные виды используемой инфографики: разбиение на группы, иллюстративный материал.

Основная часть: 00:21 – 01:45.

Сведения о проведённых исследованиях безопасности биотехнологий, универсальность генетического кода для всего живого, устройство трансгенных конструкций, вирус-опосредованные генетические модификации. Основные виды используемой инфографики:подчёркивание главного, разбор объекта на составляющие, иллюстративный материал, разбивка на группы/категории, иллюстрация процесса, маркировка частей объекта.

Заключение: 01:45 – 02:00.

ГМО безопасны для употребления, страх перед ними основан на лженауке. В заключении будет использован иллюстративный материал, показывающий плюсы использования трансгенных организмов.

Визуальный образ ролика вдохновлён конкурсом «AgarArt»[178], где биологи буквально рисовали бактериями внутри чашек Петри, наполненных питательным субстратом. Очевидно, что цветовая палитра таких работ довольно ограничена, так как проблематично вырастить много бактерий разных видов на одном и том же субстрате. Для анимированной инфографики такая ограниченная цветовая схема даже удобна: цвет не отвлекает внимание от движений и непосредственно информации и, так как анимация имитирует нечто, имеющее естественное происхождение, нельзя использовать яркие, кричащие цвета, которые будут перетягивать фокус зрителей на себя (об использовании натуральных цветов в анимированной инфографике писал Альберто Кайро в книге «TheFunctionalArt»[179]).

Паттерн фона представляет собой стилизованное изображение неких биообъектов под микроскопом, слегка двигается. Вся появляющаяся в кадре инфографика, все движения как будто бы происходят внутри чашки Петри. Именно поэтому для иллюстративного материала выбраны плавные округлые линии, а для подписей – семья акцидентных шрифтов Katona, стилизованных под буквы, написанные от руки (для контраста используется шрифт Agency FB, он угловатый и гораздо более строгий, им выделена числовая информация). Инфографика содержит минимальное количество цветов: оттенки зелёного, белый и чёрный (с добавлением эффекта хроматической аберрации[180] и шумов). Изображениям, входящим в состав инфографики, добавлен эффект дрожания, который можно было бы наблюдать в настоящей жидкой среде, приводимой в движение действиями «биообъектов» на фоне. Все движения проанимированы так, чтобы производить впечатление упругости – используются эффекты «подпрыгивания», имитация инерции, движения затухают постепенно.

Таким образом, чтобы донести до людей основные идеи о безопасности ГМО, необходимо создать как минимум двухминутное видео с научной инфографикой, затрагивающей все перечисленные выше темы.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.