Высшая школа печати и медиаиндустрии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Высшая школа печати и медиаиндустрии

2022-10-05 24
Высшая школа печати и медиаиндустрии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ)

Высшая школа печати и медиаиндустрии

Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского

Кафедра художественно-технического оформления печатной продукции

Дизайн

ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИИ

(АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ)

Студент: Макарова И.В.ДГдМ-1-2

Научный руководитель: доцент, Тулин Е.И.

 

Москва 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

1.1. Определение информационной графики…………………………10

1.2. Наука визуализации………………………………………………..15

1.3. История развития информационной графики……………………28

1.4. Области применения и виды инфографики………………………38

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Особенности проектирования научной инфографики…………...45

2.2. Зарубежные аналоги видеоинфографики…………………………47

2.3. Российские аналоги видеоинфографики………………………….68

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ

3.1. Выбор типа информационной графики, соответствующего цели работы……………………………………………………………………...75

3.2. Основные идеи, требующие визуального представления. Примерный план видеоролика…………………………………………...77

3.3. AdobeAfterEffects – программное обеспечение для работы с анимацией…………………………………………………………………83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...92

ВВЕДЕНИЕ

Высокий уровень образования населения – это залог успеха как для любого государства, так и для международного сообщества в целом. Чем большее количество людей вовлечено в производство, обработку и преобразование информации, тем эффективнее функционирует общество. Самые развитые экономики мира экспортируют в первую очередь идеи, а не произведённые в соответствии с этими идеями материальные объекты.

В постиндустриальном обществе значительное количество людей занимается интеллектуальным трудом и имеет потребность активно искать необходимые им данные и знания. В ходе этого все они сталкиваются с информационной перегрузкой и противоречивыми сигналами. В разных источниках приводятся разные ответы на поставленные вопросы, во многих случаях противоположные, при этом человек без специальных знаний не всегда способен отличить правду от заблуждений.

В данный момент человечество каждый день производит такое же количество информации, как за все предыдущие эпохи вместе взятые[1]. Большая часть генерируемых нами экзабайтов[2] данных не несёт никакой важной смысловой нагрузки и никак не проверяется. Для современного человека критически важными являются очистка информационного пространства от ненужной информации, выделение главного, проверка источников, использование методов краткого и точного представления данных, способствующего эффективному их запоминанию и последующему использованию. Всё вышеперечисленное существенно не только для образования, исследовательской работы, популяризации науки и борьбы с опасными заблуждениями, но и для любой другой сферы человеческой деятельности.

Только достоверные знания могут быть основой для принятия решений (на любом уровне) и создания новых технологий. Использование данных, содержащих ошибки, или основанных на заблуждениях, имеющих минимальную связь с объективной реальностью, может привести к замедлению научно-технического прогресса, материальным убыткам, потере людьми здоровья или даже масштабным трагедиям со множеством жертв. Отсюда и ценность науки, ценность чистоты информации и объективности. Как говорится, «у вас может быть своё мнение, но не свои собственные факты»[3].

Важно прививать людям основы научного мышления, верные представления об устройстве окружающего мира и тягу постоянно расширять и уточнять свои познания. Современные технологии открывают огромные возможности для привлечения внимания аудитории и распространения идей. Сегодня в кармане или сумке у каждого человека находятся вычислительные мощности, о которых пионеры космических программ СССР и США могли только мечтать. С их помощью при достаточном навыке можно создавать немыслимый ранее визуальный образовательный контент: анимированный, интерактивный, фотореалистичный. А благодаря скоростному соединению с сетью привлёкшая внимание людей картинка может распространиться в интернете за считанные дни или даже часы.

В развитых странах государственные и частные образовательные учреждения активно используют возможности медиаконтента и информационных сетей в образовании. Там распространены онлайн-платформы для получения новых навыков и академических знаний (такие как SkillShare[4] и Coursera[5]) и использование научных визуализаций в образовательном процессе (в том числе и на подобных платформах). К сожалению, эти тенденции ещё только начинают проникать к нам, так как для полноценного применения новых образовательных технологий требуются огромные денежные средства, направленные на переподготовку учителей и преподавателей, закупку нового оборудования и программного обеспечения, оплату работы графических и моушн-дизайнеров. К примеру, при наличии материальной возможности и желания можно было бы совместить преподавание физики с основами программирования, и тогда бы ученикам не пришлось заучивать наизусть «сухие» формулы, не имея ни малейшего представления о том, как они работают на практике. Современные высокоуровневые языки программирования[6], например, Python[7], позволяют создавать наглядные визуализации с помощью пары строк кода. При этом ученик, изменяя параметры этого кода (к примеру, значение массы планет солнечной системы или солнца), мог бы посмотреть, как поведёт себя система.

Визуальное представление данных, или инфографика, - это крайне эффективный способ передачи знаний. Наше зрение гораздо древнее языковых способностей, поэтому мозг интерпретирует визуальную информацию быстрее и эффективнее, чем речь или текст. Даже запоминать картинки для нас гораздо легче, чем слова[8]. Целью написания данной работы является исследование возможностей инфографики в популяризации науки на примере информационной графики на тему биотехнологий.

Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их органов, систем органов или продуктов жизнедеятельности для решения технологических задач, а также способы создания живых организмов с заранее заданными свойствами[9]. Огромное количество людей по всему миру с недоверием относится к биотехнологиям и старается оградить себя от товаров, созданных с их применением, аргументируя это тем, что подобное вмешательство в природу приводит к мутациям, бесплодию, онкологическим заболеваниям и разрушению биосферы[10]. Распространено мнение, что биотехнологии – это оружие, которое некие политические силы применяют для того, чтобы разорить традиционные фермерские хозяйства, подмять под себя производство продовольствия и уничтожить большую часть населения планеты. Особенно достаётся сельскохозяйственной генной инженерии и так называемым ГМО.

По мнению магистранта, применение биотехнологий в сельском хозяйстве – это великое достижение человечества. Глобальные проблемы, с которыми нам помогут справиться сельскохозяйственные биотехнологии, — это изменения климата, истощение почв и повышение численности населения. Вопреки утверждениям биоконсерваторов, использование генетически модифицированных организмов защищает окружающую среду от антропогенного воздействия[11] и одновременно обещает перспективу накормить все семь с лишним миллиардов человек. Биотехнологии позволяют получать больший урожай на той же площади, при этом выращивание ГМО даёт возможность значительно сократить использование ядохимикатов. Cельское хозяйство, основанное на использовании ГМ-продуктов, обладает рядом преимуществ для беднейших регионов планеты. Причиной этому служит то, что на уход за ГМ растениями тратится гораздо меньше средств, так как они более неприхотливы, устойчивы к неблагоприятным погодным условиям и вредителям и при этом более продуктивны. Согласно метаанализу нескольких десятков работ, опубликованному в конце 2014 года, использование ГМ-сортов растений, устойчивых к гербицидам и вредителям, привело в среднем к увеличению урожайности более чем на 20% и росту прибыли фермеров почти на 70%[12]. В статье также было показано, что источник финансирования исследований не влияет на результаты.

ГМО продукты абсолютно безопасны для здоровья человека. За долгие годы исследований не обнаружено ни одного фактора, способного оказать отрицательное влияние на наше самочувствие. Как было отмечено в докладе Генерального Директората Европейской комиссии по науке и информации: «Главный вывод, вытекающий из усилий более чем 130 научно-исследовательских проектов, охватывающих 25 лет исследований и проведённых с участием более чем 500 независимых исследовательских групп, состоит в том, что биотехнологии и, в частности, ГМО как таковые, не более опасны, чем традиционные технологии селекции растений»[13]. Можно даже предположить, что ГМ-растения менее опасны, чем продукты традиционной селекции, т.к. «органические» сорта были получены за счёт закрепления спонтанных неконтролируемых мутаций, а не продуманных точечных изменений с последующей длительной проверкой результата.

К сожалению, в России результаты проводимых по всему миру научных исследований игнорируются. В данный момент на территории нашей страны действует запрет на выращивание и разведение генно-модифицированных растений и животных[14]. 82% россиян уверены, что пищевые продукты с ГМО вредят здоровью[15]. А ведь биотехнология – одна из важнейших отраслей XXI века, сравнимая по масштабам потенциальной пользы для человечества с нейронауками, машинным обучением и прочими разделами когнитивистики[16]. Очевидно, что в нашем обществе существуют серьёзные образовательные пробелы и искажения восприятия науки и технологий, с которыми необходимо бороться. В этом нам могут помочь качественные научные визуализации.

Чтобы достичь цели исследования, необходимо проанализировать литературу по информационной графике и смежным тематикам, изучить определения инфографики, предлагаемые различными специалистами в данной области, тем самым раскрыв её сущность и определив её основные свойства, ознакомиться с основными принципами, делающими визуализацию эффективной, и историей развития этого направления коммуникационного дизайна. Столь же важным являются изучение классификации различных типов информационной графики, так как оно позволяет выбрать наиболее подходящие визуальные средства для создания научной инфографики, и анализ предыдущего опыта проектирования, который помогает обнаружить удачные и, наоборот, неработающие ходы в проектах схожей направленности. Как можно заметить, специфика исследования подразумевает использование исключительно теоретических методов познания, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Недостаточно будет изучить исключительно работы теоретиков в области визуализации данных, необходим междисциплинарный подход, затрагивающий не только гуманитарные дисциплины (например, историю дизайна, в частности информационного дизайна), но и естествознание. Создание информационной графики, тем более научной, требует глубокого изучения темы, которую необходимопредставить в наглядной форме, но, помимо этого,очень важно понимание того, как именно визуальное представление информации влияет на человека.

За рубежом за последние несколько десятилетий было много публикаций, посвященных инфографике.Количество статей, материалов лекций, ворк-шопов и круглых столовв разы превосходит тот объём информации, который можно найти на русском языке. А если исключить переводные книги, то ситуация окажется ещё более плачевной. Неудивительно, что российские ученые и популяризаторы науки практически не применяют визуализации в своей деятельности, а если и пытаются пользоваться новыми технологиями в репрезентации своих открытий, то делают это плохо. В ходе анализа аналогов магистранту удалось найти всего лишь один популярный образовательный проект, который бы делал относительно качественные оригинальные визуализации. Большинство инфографических роликов, которые можно увидеть в русскоязычном сегменте интернета, – переводы принципов работызарубежных информационных платформили попытки скопировать их стилистику и методы подачи.

Таким образом, рассмотрение как темы информационной графики в целом, так и конкретно анимированной инфографики, доносящей хотя бы базовые биологические знания (а их в принципе достаточно для понимания того, что ГМО безопасны), для России более чем актуально.

 

 

Наука визуализации

В современном мире визуализация данных и знаний с помощью изображений считается актуальной и эффективной формой подачи материала: она повсеместно используется в СМИ, инструкциях, научных публикациях, учебных пособиях и т.д., а также в их электронных аналогах в интернете. Такое положение дел часто объясняют тем, что с развитием электронных средств коммуникации всё большее число людей заинтересовано в зрительных образах (картинках, видео, таблицах, схемах и т.д.), малое количество пользователей ориентировано на восприятие текста, особенно сложного и объёмного. Многими исследователями был сделан вывод о формировании цивилизации, которой свойственно познавать мир визуально, это считается частью так называемого «клипового мышления». Как пишет кандидат психологических наук, доцент Т.В. Семеновских:«Глобальная информатизация приводит к изменению в ментальном плане. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернета и даже современной литературы у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления — “клиповое”»[31].

Однако существует и альтернативное мнение, связанное с тем, что именно восприятие визуальных образов, а не длинных текстов, является естественным для человека. Предпочтения наших современников не несут в себе ничего нового или удивительного и не являют собой следствие «деградации» под влиянием новых технологий.

Каждая буква в тексте – это символ. Чтобы прочитать текст, мозг должен сначала выступить в роли декодера, соотнося увиденные буквы с формами, сохранёнными в памяти. Затем мозг должен понять, какие эти буквы формируют слова, как слова складываются в предложения, а предложения – в абзацы. Хотя этот процесс занимает секунды, в сравнении с тем, как мозг обрабатывает изображения, он требует куда больше времени и умственных усилий[32]. Минимальное время, за которое мы успеваем понять, что изображено на картинке, - 13 миллисекунд[33].

«Первый урок, который мы из этого извлекаем – зрительное восприятие быстрое, а разум медленный»[34], - пишет Альберто Кайро в своей книге «Функциональное искусство».

По целому ряду причин человек максимально эффективно воспринимает информацию в наглядной форме. Зрение – самое сильное из пяти чувств, с помощью которого мы получаем большую часть информации об окружающем мире. 70% сенсорных рецепторов находится в глазах. По оценкам исследователей, вплоть до 50% нейронов головного мозга прямо или косвенно задействовано в обработке визуальной информации, включая ориентирование в пространстве и распознавание образов[35].

Мозг – идеальная машина для распознавания образов. Самые совершенные системы машинного зрения, существующие на данный момент, и близко не сравнятся с его возможностями. Нейросеть, обученная распознавать на фотографиях, допустим, собак, скорее всего не справится с задачей, если ей предоставить картинку, где искомый объект изображён в необычных условиях или частично. Мозг человека с лёгкостью достраивает недостающие части изображения и распознаёт образ вне зависимости от контекста. Такое свойство человеческой психики называется константностью восприятия[36].

Выдающиеся способности человека, связанные с распознаванием образов, сформировались в ходе эволюции как важнейшее условие для выживания. Мы должны быстро анализировать ситуацию и реагировать на неё за доли секунды: если в высокой траве притаился хищник, то возможность вовремя заметить его – вопрос жизни и смерти. Мы настолько сосредоточены на распознавании образов, что можем замечать взаимосвязи даже там, где их на самом деле нет. Этот эффект называется апофенией, его частный случай, парейдолия, связан с восприятием человеком зрительных иллюзий, в основе которых лежат детали реальных объектов: лучше заметить несуществующее лицо среди листвы деревьев, чем быть убитым недружелюбным сородичем[37],[38].

Визуальное представление данных позволяет нашему мозгу чётко и ясно выделить основные информационные паттерны, оно использует знакомый ему язык зрительных образов, который шлифовался миллионами лет эволюции. Ещё одним ощутимым плюсом визуальных систем является их хорошая запоминаемость. Люди запоминают картинки лучше, чем слова, особенно если их нужно сохранить в памяти на длительное время. Этот феномен называется «Эффект превосходства изображений» (imagesuperiorityeffect). Через три дня мы вспомним лишь 10% информации, содержавшейся в прочитанном тексте. Если же эта информация будет сопровождаться соответствующими изображениями, то через три дня мы сможем вспомнить до 65%[39].

Стремление зрителей, читателей и пользователей интернета к быстрому и эффективному получению нужной информации, предпочтение картинок и мультимедиа-объектов текстам – это объективная реальность, закономерное следствие нашей физиологии, которое необходимо учитывать при создании образовательных и информационных ресурсов.

Изучение принципов работы человеческих глаз и зрительной коры головного мозга имеет решающее значение, если мы хотим подступиться к информационной графике и визуализациям как специалисты по коммуникации, а не просто традиционные художники-графики. В этом разделе я хотела бы подробнее рассмотреть физиологические принципы, которые стоят за действенностью визуализаций, и изучить законы нейроэстетики, способные помочь в проектировании эффективной инфографики.

Мы считаем, что острота нашего видения одинакова во всем нашем поле зрения. Это не так. Хотя поле зрения обоих наших глаз простирается на 180 градусов, мы с чётко видим только то, что находится в очень узкой области перед нами, угол которой составляет около двух градусов[40]. Вершина этого угла находится в области сетчатки, называемой центральная ямка (foveacentralis). Центральная ямка имеет крошечную площадь поверхности, которая составляет всего один квадратный миллиметр, и содержит только колбочки[41]. Вокруг центральной ямки расположен другой регион сетчатки, называемый parafovea, где колбочки расположены тем реже, чем дальше мы уходим от центра. За её пределами сетчатка покрыта только палочками[42]. Вне этой маленькой точечки посередине сетчатки человек не способен чётко видеть объекты или различать цвета. Иллюзию полноценного зрения во всех точках нашего зрительного поля создают микродвижения глаз – саккады[43]. Зрительное восприятие – это результат картирования окружения с помощью множественных быстрых движений глаз с последующей обработкой информации в визуальной коре. Но глаза не двигаются в случайных направлениях и не фиксируются на случайных точках. Управляя саккадами, мозг расставляет приоритеты[44].

Эта информация имеет непосредственное отношение к анимированной информационной графике. Саккадические движения и фиксации бессознательны, но они не случайны. Наш вид выживал и эволюционировал вплоть до сегодняшнего дня отчасти потому, что он мог эффективно идентифицировать хищников, пищу и прочие важные стимулы. Наша зрительная система адаптирована для распознавания движущихся объектов, ярких цветовых пятен, находящихся перед нами, и объектов необычной формы, даже если они расположены в периферийном диапазоне видимости. Нечто, движущееся на краю нашего поля зрения, не будет сразу распознано центральной ямкой, но палочки на периферии сетчатки заметят движение, и мы как можно скорее переведём взгляд в сторону того, что может быть потенциальной угрозой.

Альберто Кайро приводит пример того, как законы восприятия могут быть переведены в сферу дизайнерских принципов, когда дело касается анимированной инфографики. Он описывает анимацию, демонстрирующую устройство марсохода: как он выдвигает колёса и расправляет солнечные панели после посадки на Марс. Кайро объясняет, что ни в коем случае нельзя, чтобы два объекта разной категории двигались или просто находились в кадре одновременно. «Никогда одновременно не показывайте движения робота (справа) и текстовый блок (слева). Если вы сделаете подобным образом, зрители не будут знать, на чём им фокусироваться: текстовый блок – это необычная форма, а робот двигается. Лучше сначала показать, как марсоход готовится к работе, а когда действие прекратилось, заставьте появиться текст[45].

То же самое верно и для цвета. Лучший способ дезориентировать читателей и зрителей – заполнить инфографику объектами, окрашенными в чистые акцентированные тона. Чистые цвета – это редкость в природе, поэтому лучше использовать их для выделения того, что особенно важно, и использовать приглушенные оттенки серого, светло-синего и зелёного для всего остального. Другими словами, если вы знаете, чему мозг уделяет приоритетное внимание, вы можете заранее расставить акценты и буквально управлять саккадами глаз своих зрителей.

На протяжении двух с половиной тысяч лет существовало два подхода к объяснению феномена красоты: субъективистский и объективистский[46]. Субъективисты утверждают, что красота определяется исключительно внутренним миром человека, закономерности которого индивидуальны и не могут быть соотнесены с какими-то объективными критериями, поэтому «не имеет смысла спорить о вкусах» (считается, что эти взгляды впервые были сформулированы софистами). Сторонники объективизма в эстетике полагают, что «красота» является объективным свойством предметов, которое любой человек способен воспринять. Такого мнения придерживался древнегреческий философ Платон[47].

Однако, создание методов функциональной нейровизуализации в конце XX – начале XXI века и бурное развитие наук о мозге породили новую точку зрения на этот вопрос. Нейроэстетика – наука об эстетическом восприятии человека, основные концепции которой были сформулированы британским нейробиологомЗакиСемиром в 1999 году[48]. Она опирается на экспериментальные данные о том, как мозг человека отвечает на эстетические стимулы. Специалисты в области нейроэстетики предполагают, что распознавание «красоты» в окружающем мире зависит как от особенностей психических процессов человека, которые были детерминированы естественным отбором и средой (удовольствие, в том числе и эстетическое, - это реакция мозга на действия, способствующие выживанию, как мы уже выяснили на примере, допустим, с апофенией), и научения, так и от свойств предметов (которые, однако, не имеют никакого эстетического смысла вне человеческого восприятия)[49]. То есть, один предмет будет восприниматься большинством людей как красивый, а другой – нет. И, хотя, вопреки представлениям Платона, никаких «существующих вне и независимо от человеческого сознания» «красоты» или «уродства» в эти предметы не заложено, есть объективные закономерности в функционировании мозга, имеющие свои объективные и весьма материальные причины, которые определяют наше восприятие.

Вилаянур С. Рамачандран, профессор кафедры психологии и нейронауки Калифорнийского университета в Сан-Диего, и его коллеги-исследователи разработали научную теорию человеческого эстетического восприятия. На основе своих исследований учёные сформулировали восемь законов нейроэстетики[50],[51], обеспечивающие основу для понимания естественнонаучных аспектов визуального искусства и дизайна. Их желательно принимать во внимание при проектировании визуальных систем.

Первый из них, закон максимального смещения, означает преувеличение определенных черт изображаемого объекта. Этот психологический феномен известен по его применению в обучении животных распознаванию конкретных образов. Эффект максимального смещения проявляется в том, что животные сильнее реагируют на преувеличенные варианты тренировочных стимулов. Например, крысу обучают отличать прямоугольники от квадратов, и она получает вознаграждение за узнавание прямоугольников. Животное будет реагировать на объекты, за которые оно вознаграждается, стандартным образом, но прямоугольник, который длиннее и уже обычного, будет вызывать у неё более яркую реакцию, чем оригинал, на котором она была обучена. Это называется сверхнормальным стимулом. Также примером использования сверхнормального стимула можно считать эксперимент с птенцами чайки. У взрослых чаек на клюве есть красная полоса, которую птенцы клюют, выпрашивая еду. Если продемонстрировать птенцам муляж клюва с тремя красными полосками, птенцы будут клевать его с утроенной силой. По словам В. Рамачандрана: «Муляж клюва с тремя красными полосками – это работа Пикассо в мире чаек». Эффект (закон) максимального смещения может быть применен к распознаванию образов у человека и формированию у него эстетических предпочтений. В. Рамачандран приводит в качестве примера «палеолитических венер» и храмовые скульптуры индийских богинь, у которых преувеличены отдельные элементы тела, чем создаётся «образ идеальной женской красоты».

Закон группировки говорит об эстетическом чувстве, возникающем при соединении кажущихся хаотически разбросанными элементов в цельный образ. Центры удовольствия активируются, когда мы отделяем фигуры от фона, и, чем сложнее это сделать, тем большее вознаграждение мы получаем при успехе. Причиной этой закономерности восприятия скорее всего является эволюционная необходимость давать организму стимул обнаруживать объекты, например, хищников, в среде, полной «шума».

Суть закона решения проблем восприятия сводится к тому, что эстетическое наслаждение возникает в ситуации поиска, в угадывании предмета. Обнаружение объекта после некоторых усилий более приятно, чем то, что мгновенно становится очевидным. Учёный связывает этот закон с решением головоломок, когда удовольствие доставляет сам процесс поиска решения.

Закон изоляции, или преуменьшения, говорит о том, что, в силу естественных ограничений «производительности» нашей ЦНС, внимание может концентрироваться лишь на ограниченном множестве элементов. Умелый выбор отдельных частей композиции, на которых сосредоточивается внимание зрителя, позволяет художникам добиваться сильного эстетического воздействия.

Закон отвращения к сходному/общему демонстрирует, что мы часто считаем нарушение привычного хода вещей красивым, и эстетическое наслаждение вызывается отклонением от ожидаемого. Это может быть связано с тем, что, в целях экономии ресурсов, нервная система отфильтровывает «постоянные», не изменяющиеся стимулы, переключая внимание только на новые, неизвестные, неожиданные раздражители, которые могут иметь ощутимые положительные или отрицательные последствия. Например, человек вскоре перестаёт замечать монотонное тиканье часов, но обязательно обернётся на резкий звук.

В законе симметрии В. Рамачандран говорит об эстетическом удовольствии, получаемом от созерцания симметричных объектов. Например, экспериментально доказано, что люди считают более привлекательными симметричные лица[52]. Если говорить именно об эстетическом восприятии человеческого тела, то симметричные тела и лица сигнализируют о том, что их обладатель наделён хорошей генетикой, позволившей его организму правильно развиться (асимметрия, особенно ярко выраженная, может свидетельствовать о нарушении регуляторных областей генома, управляющих эмбриональным развитием), успешно сопротивлялся болезням и избегал хищников, способных нанести ему увечья. Истоки нашей любви к симметричным орнаментам и композициям менее ясны. Возможно, здесь та же ситуация, что и с центрами отвращения, которые, вместе с нашей реакцией на несвежую пищу, регулируют и моральное отвращение, т.е. за неимением новых структур, мозг приспосабливает уже имеющиеся под новые задачи[53]. Вместе с тем профессор справедливо поднимает вопрос о том, что абсолютная симметрия делает образ статичным и непривлекательным, а эстетическое наслаждение приносят изображения, включающие в себя грамотно расположенные ассиметричные элементы. Это может связано взаимодействием этого нашего предпочтения с другими законами эстетического восприятия, такими как «закон отвращения к сходному».

Закон порядка (повтора, ритма) гласит, что существует связь между эстетическим наслаждением и упорядоченными, ритмическими повторениями. Как полагает В. Рамачандран, порядок, повтор и ритм вызывают у человека чувство успокоения и безопасности. Человеческий мозг – это автоассоциативная нейронная сеть, которая делает предположения об окружающем мире, основываясь на предыдущем опыте[54]. Каждое правильное «предсказание» сопровождается выбросом дофамина – нейромедиатора, играющего ведущую роль в системе вознаграждения. Именно поэтому нам так нравятся порядок и предсказуемость, обеспечиваемые ритмичными повторами в орнаментах и музыкальных композициях.

И последний закон – закон метафоры, согласно которому визуальные образы в искусстве строятся метафорически, т.е. как перенесение данных из одной области восприятия на другую или с одного предмета на другой. Речь идет о визуальной метафоре, которую В. Рамачандран понимает, как «сенсорное пересечение» и демонстрирует на следующем примере. В комиксах слово «ужас» часто бывает напечатано волнистыми буквами. Эффективность этого приема он объясняет тем, что волнистая линия являет собой визуальное представление дрожи, что соотносится с физиологическими проявлениями страха. Также «сенсорное пересечение» выражается в том, что определённые цвета ассоциируются у нас с рядом эмоциональных состояний, предметов или явлений (зелёный – природа, спокойствие; красный – агрессия, кровь, пища и т.д.). То же самое происходит с формами: были проведены эксперименты, где людям демонстрировали геометрические фигуры, которые не изображали ничего конкретного, и просили описать их «характер». При этом округлые формы воспринимались как «дружелюбные», «мягкие» и «безопасные», а изображения с острыми углами и выступами как «агрессивные», «опасные» и «колючие». Это объясняется тем, что в нашем мозге есть как «предустановленные», так и приобретённые представления о физических свойствах окружающего мира и принципах функционирования наших тел. Так как мы воспринимаем мир комплексно, всеми органами чувств одновременно, то у нас есть определённые ожидания относительно того, какое действие предмет, воспринятый визуальными анализаторами, окажет на другие наши сенсорные системы.

В.А. Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, специалист в области нейробиологии и психофармакологии, в своей лекции «Нейродетерминанты эстетики», прочитанной 25 сентября 2017 года в центре современного искусства «Винзавод», предположил, что законы эстетического восприятия, сформулированные В. Рамачандраном, на более глубинном уровне подразделяются на четыре «слоя», которые в той или иной мере сочетаются в каждом из его законов[55]:

- врождённо значимые сигналы, действующие на центры потребностей и неизбежно вызывающие эмоции;

- проявление принципов работы наших сенсорных систем;

- работа зеркальных нейронов;

- стремление к новизне.

Также Вячеслав Альбертович отметил, что в формировании эстетических пристрастий человека огромную роль играет обучение. Законы нейроэстетики оказывают непосредственное влияние в основном на базовые принципы построения изображений (например, на композицию). Содержание произведений искусства определяется культурой, хоть и имеет биологическую составляющую (к примеру, во многих культурах на том или ином этапе были популярны сексуализированные изображения человеческих тел, приятной и безопасной на вид окружающей среды или пищи).

Визуальное искусство и дизайн практически не рассматриваются искусствоведами и практикующими художниками, иллюстраторами и дизайнерами с точки зрения нейроэстетики. Такие работы публикуются нейробиологами и специалистами в области информационных технологий, но они вызывают мало интереса у тех, кто непосредственно занимается визуальным искусством. А, между тем, уже появляются системы, которые позволяют автоматизировать не технические, а уже самые что ни на есть эстетические аспекты в сфере искусства. Например, искусственная нейросеть, которая выбирает наиболее удачные кадры среди отснятого материала (что потом подтверждается экспериментально – испытуемые предпочитают снимки, отобранные машиной)[56], или другой слабый ИИ, который делает снимки, неотличимые от работ профессиональных фотографов (сами профессиональные фотографы, которых пригласили оценить работу программы, не смогли распознать, какие из снимков сделаны их коллегами, а какие вообще не принадлежат руке человека)[57]. Всё это показывает, что в эстетическом восприятии человека существует определённая логика, которую ИНС[58], будучи способной распознавать любые, даже самые неочевидные для человека закономерности, способна вычленить.

Несмотря на то, что человеческие возможности, по сравнению с таковыми у узкоспециализированных «слабых ИИ», сильно ограничены, полезно ознакомиться с данными нейроэстетикии хотя бы попытаться использовать их на практике, так как это может облегчить поиск композиционных и прочих ошибок и повысить качество работ. Возможно, в ближайшие годы крупные транснациональные компании, создающие программное обеспечение для производства медиаконтента (в первую очередь Adobe, который, по сути, является монополистом), встроят в свои программные продукты DesignRuleCheck[59], использующий обученные распознавать применение нейроэстетических законов искусственные нейронные сети. Широкое использование компанией облачных технологий[60] вполне это позволяет (а сама компания пишет об использовании ИИ в творчестве у себя в официальном блоге[61]).

Таким образом, существуют объективные причины, дающие изображениям преимущества перед текстовой информацией и делающие инфографику настолько эффективным способом распространения знаний, а также определённые правила, в соответствии которыми нужно организовывать визуальные представления, чтобы они были максимально действенными.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование возможностей инфографики в популяризации науки важно по целому комплексу разноуровневых причин. Во-первых, адекватные представления о науке важны для благополучия людей, так как помогают принимать верные решения. В современном постиндустриальном обществе, где ведущую роль играет информация, огромную ценность имеет умение с ней работать: отделять истину от заблуждений, главное от второстепенного. Во-вторых, если <


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.