Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского

2022-10-05 26
Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра художественно-технического оформления печатной продукции

Дизайн

ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИИ

(АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ)

Студент: Макарова И.В.ДГдМ-1-2

Научный руководитель: доцент, Тулин Е.И.

 

Москва 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

1.1. Определение информационной графики…………………………10

1.2. Наука визуализации………………………………………………..15

1.3. История развития информационной графики……………………28

1.4. Области применения и виды инфографики………………………38

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Особенности проектирования научной инфографики…………...45

2.2. Зарубежные аналоги видеоинфографики…………………………47

2.3. Российские аналоги видеоинфографики………………………….68

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ

3.1. Выбор типа информационной графики, соответствующего цели работы……………………………………………………………………...75

3.2. Основные идеи, требующие визуального представления. Примерный план видеоролика…………………………………………...77

3.3. AdobeAfterEffects – программное обеспечение для работы с анимацией…………………………………………………………………83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...92

ВВЕДЕНИЕ

Высокий уровень образования населения – это залог успеха как для любого государства, так и для международного сообщества в целом. Чем большее количество людей вовлечено в производство, обработку и преобразование информации, тем эффективнее функционирует общество. Самые развитые экономики мира экспортируют в первую очередь идеи, а не произведённые в соответствии с этими идеями материальные объекты.

В постиндустриальном обществе значительное количество людей занимается интеллектуальным трудом и имеет потребность активно искать необходимые им данные и знания. В ходе этого все они сталкиваются с информационной перегрузкой и противоречивыми сигналами. В разных источниках приводятся разные ответы на поставленные вопросы, во многих случаях противоположные, при этом человек без специальных знаний не всегда способен отличить правду от заблуждений.

В данный момент человечество каждый день производит такое же количество информации, как за все предыдущие эпохи вместе взятые[1]. Большая часть генерируемых нами экзабайтов[2] данных не несёт никакой важной смысловой нагрузки и никак не проверяется. Для современного человека критически важными являются очистка информационного пространства от ненужной информации, выделение главного, проверка источников, использование методов краткого и точного представления данных, способствующего эффективному их запоминанию и последующему использованию. Всё вышеперечисленное существенно не только для образования, исследовательской работы, популяризации науки и борьбы с опасными заблуждениями, но и для любой другой сферы человеческой деятельности.

Только достоверные знания могут быть основой для принятия решений (на любом уровне) и создания новых технологий. Использование данных, содержащих ошибки, или основанных на заблуждениях, имеющих минимальную связь с объективной реальностью, может привести к замедлению научно-технического прогресса, материальным убыткам, потере людьми здоровья или даже масштабным трагедиям со множеством жертв. Отсюда и ценность науки, ценность чистоты информации и объективности. Как говорится, «у вас может быть своё мнение, но не свои собственные факты»[3].

Важно прививать людям основы научного мышления, верные представления об устройстве окружающего мира и тягу постоянно расширять и уточнять свои познания. Современные технологии открывают огромные возможности для привлечения внимания аудитории и распространения идей. Сегодня в кармане или сумке у каждого человека находятся вычислительные мощности, о которых пионеры космических программ СССР и США могли только мечтать. С их помощью при достаточном навыке можно создавать немыслимый ранее визуальный образовательный контент: анимированный, интерактивный, фотореалистичный. А благодаря скоростному соединению с сетью привлёкшая внимание людей картинка может распространиться в интернете за считанные дни или даже часы.

В развитых странах государственные и частные образовательные учреждения активно используют возможности медиаконтента и информационных сетей в образовании. Там распространены онлайн-платформы для получения новых навыков и академических знаний (такие как SkillShare[4] и Coursera[5]) и использование научных визуализаций в образовательном процессе (в том числе и на подобных платформах). К сожалению, эти тенденции ещё только начинают проникать к нам, так как для полноценного применения новых образовательных технологий требуются огромные денежные средства, направленные на переподготовку учителей и преподавателей, закупку нового оборудования и программного обеспечения, оплату работы графических и моушн-дизайнеров. К примеру, при наличии материальной возможности и желания можно было бы совместить преподавание физики с основами программирования, и тогда бы ученикам не пришлось заучивать наизусть «сухие» формулы, не имея ни малейшего представления о том, как они работают на практике. Современные высокоуровневые языки программирования[6], например, Python[7], позволяют создавать наглядные визуализации с помощью пары строк кода. При этом ученик, изменяя параметры этого кода (к примеру, значение массы планет солнечной системы или солнца), мог бы посмотреть, как поведёт себя система.

Визуальное представление данных, или инфографика, - это крайне эффективный способ передачи знаний. Наше зрение гораздо древнее языковых способностей, поэтому мозг интерпретирует визуальную информацию быстрее и эффективнее, чем речь или текст. Даже запоминать картинки для нас гораздо легче, чем слова[8]. Целью написания данной работы является исследование возможностей инфографики в популяризации науки на примере информационной графики на тему биотехнологий.

Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их органов, систем органов или продуктов жизнедеятельности для решения технологических задач, а также способы создания живых организмов с заранее заданными свойствами[9]. Огромное количество людей по всему миру с недоверием относится к биотехнологиям и старается оградить себя от товаров, созданных с их применением, аргументируя это тем, что подобное вмешательство в природу приводит к мутациям, бесплодию, онкологическим заболеваниям и разрушению биосферы[10]. Распространено мнение, что биотехнологии – это оружие, которое некие политические силы применяют для того, чтобы разорить традиционные фермерские хозяйства, подмять под себя производство продовольствия и уничтожить большую часть населения планеты. Особенно достаётся сельскохозяйственной генной инженерии и так называемым ГМО.

По мнению магистранта, применение биотехнологий в сельском хозяйстве – это великое достижение человечества. Глобальные проблемы, с которыми нам помогут справиться сельскохозяйственные биотехнологии, — это изменения климата, истощение почв и повышение численности населения. Вопреки утверждениям биоконсерваторов, использование генетически модифицированных организмов защищает окружающую среду от антропогенного воздействия[11] и одновременно обещает перспективу накормить все семь с лишним миллиардов человек. Биотехнологии позволяют получать больший урожай на той же площади, при этом выращивание ГМО даёт возможность значительно сократить использование ядохимикатов. Cельское хозяйство, основанное на использовании ГМ-продуктов, обладает рядом преимуществ для беднейших регионов планеты. Причиной этому служит то, что на уход за ГМ растениями тратится гораздо меньше средств, так как они более неприхотливы, устойчивы к неблагоприятным погодным условиям и вредителям и при этом более продуктивны. Согласно метаанализу нескольких десятков работ, опубликованному в конце 2014 года, использование ГМ-сортов растений, устойчивых к гербицидам и вредителям, привело в среднем к увеличению урожайности более чем на 20% и росту прибыли фермеров почти на 70%[12]. В статье также было показано, что источник финансирования исследований не влияет на результаты.

ГМО продукты абсолютно безопасны для здоровья человека. За долгие годы исследований не обнаружено ни одного фактора, способного оказать отрицательное влияние на наше самочувствие. Как было отмечено в докладе Генерального Директората Европейской комиссии по науке и информации: «Главный вывод, вытекающий из усилий более чем 130 научно-исследовательских проектов, охватывающих 25 лет исследований и проведённых с участием более чем 500 независимых исследовательских групп, состоит в том, что биотехнологии и, в частности, ГМО как таковые, не более опасны, чем традиционные технологии селекции растений»[13]. Можно даже предположить, что ГМ-растения менее опасны, чем продукты традиционной селекции, т.к. «органические» сорта были получены за счёт закрепления спонтанных неконтролируемых мутаций, а не продуманных точечных изменений с последующей длительной проверкой результата.

К сожалению, в России результаты проводимых по всему миру научных исследований игнорируются. В данный момент на территории нашей страны действует запрет на выращивание и разведение генно-модифицированных растений и животных[14]. 82% россиян уверены, что пищевые продукты с ГМО вредят здоровью[15]. А ведь биотехнология – одна из важнейших отраслей XXI века, сравнимая по масштабам потенциальной пользы для человечества с нейронауками, машинным обучением и прочими разделами когнитивистики[16]. Очевидно, что в нашем обществе существуют серьёзные образовательные пробелы и искажения восприятия науки и технологий, с которыми необходимо бороться. В этом нам могут помочь качественные научные визуализации.

Чтобы достичь цели исследования, необходимо проанализировать литературу по информационной графике и смежным тематикам, изучить определения инфографики, предлагаемые различными специалистами в данной области, тем самым раскрыв её сущность и определив её основные свойства, ознакомиться с основными принципами, делающими визуализацию эффективной, и историей развития этого направления коммуникационного дизайна. Столь же важным являются изучение классификации различных типов информационной графики, так как оно позволяет выбрать наиболее подходящие визуальные средства для создания научной инфографики, и анализ предыдущего опыта проектирования, который помогает обнаружить удачные и, наоборот, неработающие ходы в проектах схожей направленности. Как можно заметить, специфика исследования подразумевает использование исключительно теоретических методов познания, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Недостаточно будет изучить исключительно работы теоретиков в области визуализации данных, необходим междисциплинарный подход, затрагивающий не только гуманитарные дисциплины (например, историю дизайна, в частности информационного дизайна), но и естествознание. Создание информационной графики, тем более научной, требует глубокого изучения темы, которую необходимопредставить в наглядной форме, но, помимо этого,очень важно понимание того, как именно визуальное представление информации влияет на человека.

За рубежом за последние несколько десятилетий было много публикаций, посвященных инфографике.Количество статей, материалов лекций, ворк-шопов и круглых столовв разы превосходит тот объём информации, который можно найти на русском языке. А если исключить переводные книги, то ситуация окажется ещё более плачевной. Неудивительно, что российские ученые и популяризаторы науки практически не применяют визуализации в своей деятельности, а если и пытаются пользоваться новыми технологиями в репрезентации своих открытий, то делают это плохо. В ходе анализа аналогов магистранту удалось найти всего лишь один популярный образовательный проект, который бы делал относительно качественные оригинальные визуализации. Большинство инфографических роликов, которые можно увидеть в русскоязычном сегменте интернета, – переводы принципов работызарубежных информационных платформили попытки скопировать их стилистику и методы подачи.

Таким образом, рассмотрение как темы информационной графики в целом, так и конкретно анимированной инфографики, доносящей хотя бы базовые биологические знания (а их в принципе достаточно для понимания того, что ГМО безопасны), для России более чем актуально.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.