История развития информационной графики. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития информационной графики.

2022-10-05 39
История развития информационной графики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы понять суть любого явления, сначала необходимо ознакомиться с тем, как оно возникло и изменялось с течением времени. Информационная графика не является исключением: без обращения к истории её возникновения и развития невозможно понять её функции и разобраться в многообразии видов этой технологии визуализации данных.

История информационной графики уходит корнями в древний мир. Её можно проследить от незатейливых наскальных рисунков, изображающих жизнь первобытных людей, и самых первых схем и географических карт до современных разновидностей инфографики, использующих трёхмерные изображения и анимацию. Эта цифровая инфографика насыщена значительными объемами данных, «упакованными» в лаконичную оболочку.

На данный момент не существует чёткого и однозначного определения инфографики. Именно по этой причине взгляды исследователей расходятся относительно того, когда именно она впервые появилась.

Одни считают, что инфографика зародилась в XIV столетии с появлением того, что мы сейчас называем диаграммами[62]. Другие связывают её возникновение с деятельностью Уильяма Плейфейра[63] или началом выпуска периодической печатной продукции. Такой как, например, британская газета DailyCourant (1702)[64].

Однако, если исходить из наиболее распространенного определения понятия «инфографика», т.е. «передача информации при помощи рисунка», то можно сделать вывод, что первой инфографикой могли быть и древние наскальные изображения.

Древнейшим прообразом инфографики можно считать палеолитические наскальные рисунки. Наскальная «живопись» не была искусством в том виде, в котором мы его знаем. Скорее это было рассветом визуальных коммуникаций, потому что эти ранние рисунки были сделаны для выживания и для утилитарных и ритуальных целей (которые в мифологическом сознании наших предков тоже были в каком-то роде утилитарными). Люди, ещё не обладая письменностью, начали передавать информацию сородичам при помощи картинок[65]. Археологам сложно, а в некоторых случаях и невозможно понять, что означают первобытные рисунки, однако есть предположения, что в них могла заключаться информация о методах ведения хозяйства и способах охоты. Например, на севере Норвегии были обнаружены очень примечательные наскальные рисунки, изображающие лосей и северных оленей. Они были созданы примерно за 5000 лет до нашей эры[66]. Довольно необычно, что нарисованные на них животные двигаются в одном направлении. Гораздо чаще на работах первобытных художников, не знакомых с законами композиции, можно увидеть "первозданный хаос". Найденные рисунки предположительно выполняли функцию визуальной коммуникации. Древние охотники с их помощью обменивались информацией о поведении животных, например, о местах прохождения их миграционных путей.

Цивилизацией инков была создана своя разновидность «инфографики» - система кипу. Она была обнаружена в Перу в 1532 году. Сделал это испанский конкистадор Эрнандо Писарро[67]. Кипу представляла собой сплетённую из тонких верёвок систему канатов, изготовленных из шерсти ламы или альпаки. Она могла включать в себя от пары верёвок и до двух тысяч. Кипу использовалась инками для статистического учёта, а также в качестве календаря и топографической системы[68],[69].К ОДНОМУ ТЕЗИСУ СНОСКА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНА!!!! Запись и хранение количественных данных производились с помощью узлов: положение узла на канате обозначало количество чего-либо в используемой инками десятичной системе счисления. Для удобства канаты кипу окрашивали в разные цвета (в зависимости от сферы деятельности, где они применялись). Несмотря на то, что канаты кипу по сути были трёхмерными объектами, а не изображениями, они являлись универсальной системой визуальной коммуникации.

Можно сказать, что эра инфографики, представленной в более привычном для нас виде, началась с изготовлением первых географических карт. Гиппарх составил первые таблицы местоположений крупных населённых пунктов, в которых линии параллелей и меридианов были изображены взаимно перпендикулярными прямыми[70]. Древнегреческий философ Анаксимандр (6 век до н.э.) предположительно создал первую географическую карту. К сожалению, она не сохранилась до наших дней[71]. Клавдий Птолемей (120-150 г.г. н.э.) создал карты мира с помощью ксилографии (гравюры на дереве), где учёл изогнутость меридианов и параллелей[72]. Они также были утеряны.

Как и греки, римляне использовали прямоугольную сетку для двумерного отображения информации. Прямоугольная система координат была основой римского кадастра[73]. Её применяли в картографировании завоёванных территорий для дальнейшего включения их в реестр. Благодаря совершенному использованию сетки римляне смогли в сравнительно короткий для того времени период (30 лет) создать «Полную Карту Империи».

Прямоугольные системы координат использовались и в Китае (начиная со II века нашей эры). Она была изобретена китайским астрономом и математиком ЧжаномХеном. Большую часть государства составляли равнины. Эти равнинные районы разбивались на квадраты одинакового размера. Картографические изображения в Древнем Китае строились исходя из представлений о плоской, а не шарообразной Земле[74].

Также ЧжанХен и картограф Фей Суй применяли систему координат для создания карты, демонстрирующей пути распространения богословских идей. Их карты представляли собой наглядные пособия, чьим назначением было обеспечивать «единство мысли»[75].

Одни из первых графических репрезентаций числовых значений выполнил епископ города Лизьё Николай Орезмский в XIV веке[76]. Он изобразил данные в виде вертикальных столбцов вдоль горизонтальной оси слева направо. Высота вертикальных колонок отображала интенсивность, форма линии, проходящей через верхушки колонок, показывала изменения, происходящие в выбранном предмете, допустим, в течение некоторого времени.

Леонардо да Винчи первым начал сопровождать иллюстрации текстом, разъясняющим устройство, принципы функционирования и назначение изображённых машин, он также делал зарисовки в журналах и дневниках, которые сопровождал пояснениями. В качестве примера можно привести его анатомические иллюстрации – изображение эмбриона в матке (1510 год) и наброски с человеческими мозгом и черепом (1510 год). В наше время схемы с выносками очень широко распространены, они используются практически везде: от производственных чертежей до картинок в учебниках и научно популярных статьях. Также как «разрезы», демонстрирующие внутреннее устройство предмета.

Герард Меркатор в конце XVI века создал способ проецировать изогнутую земную поверхность на плоскость, что имело огромное значение для дальнейшего развития информационной графики и в частности картографии[77]. Начало использования географического проецирования стало поворотным моментом для картографии, теперь при создании карты необходимо было применить крайне точные математические методы, чего никто ранее не делал. В результате этого повысились качество и достоверность карт.

XVII век последовал за эпохой великих географических открытий, в этот период информационная графика продолжает своё развитие. Возникают способы отображения важной научной информации на бумаге в виде наглядных изображений. В это время зарождается аналитическая геометрия, получают своё развитие координатные системы. В 1626 году Кристофер Шейнер опубликовал книгу «RosaUrsinasiveSol»[78]. В ней описывались его исследования о вращении солнца (в то время ещё господствовала геоцентрическая модель солнечной системы). Инфографика в этой книге была представлена в форме иллюстраций, демонстрирующих пути движения солнца по небу. Кроме этого, Кристофер Шейнер изобрёл пантограф, который позволял механически копировать фигуры в увеличенном или уменьшенном масштабе[79]. Начиная с 1630 года, появляются карты, посвящённые какой-либо тематике. Например, карты океанов, экономические карты, политические карты и геологические карты[80]. Карты того времени обладают большей информационной насыщенностью, чем их предыдущие версии. На них появляются изолинии и контуры. Ускорение темпов исторического развития, изобилие политических событий и экономических изменений заставляют искать новые способы визуального представления данных. В качестве примера можно привести хронологичекие схемы или таймлайны (или линии времени)[81].


С помощью этой разновидности инфографики можно изображать развитие какого-либо явления во времени, будь-то течение войны или биография знаменитого человека. Для этого периода также характерно начало использования в инфографике цвета, что связано с изобретением первых цветных печатных машин[82].

С развитием периодических изданий инфографика начинает использоваться и там. В 1702 г. информационная графика впервые печатается на страницах американской газеты USA Today и британских газет DailyCourant и TheTimes[83]. Издатели стали массово применять в журналах и газетах новые приёмы информирования читателей, а именно сжатие информации и повышение информационной насыщенности издания за счет использования ярких, выразительных иллюстраций и коротких текстов. Визуализации новостей в прессе привела к революционным изменениям в издательском деле и журналистике, что повысило требования к качеству информационных иллюстраций.

Уильям Плейфейр – английский инженер и политический экономист, основатель графических методов в статистике[84]. В 1786 году опубликовал первые графики данных в своей книге «Коммерческий и Политический Атлас»[85]. Чтобы представить экономику Англии XVIII века, Плейфейр использовал линейные графики и гистограммы. Ему приписывают в том числе и использование первой круговой диаграммы в работе «Статистический Требник», изданной в 1801 году[86].

В 1857 году английская медсестра ФлоренсНайтингейл использовала информационную графику, чтобы убедить Королеву Викторию улучшить условия в военных госпиталях[87],[88].ОДНА СНОСКА!!!! Главным образом ею были применены гистограммы и новейшие для того времени диаграммы в виде «розочек», показывающие количество и причины смертей в течение каждого месяца Крымской Войны[89].

В 1861 году увидела свет информационная графика на тему похода Наполеона на Москву. Ее создателем был Чарльз Джозеф Минард[90]. Он запечатлел четыре фактора, которые сделали свой вклад в поражение Наполеона, в единственном двумерном изображении: направление движения армии, пересекаемую ими местность, численность армии, сокращающуюся в связи со смертями солдат от голода и ран, и низкие температуры, которые они испытывали.

Английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр впервые использовал термин «график» в 1878 году в научном журнале Nature[91]. Также он опубликовал там набор диаграмм, которые можно считать одними из первых математических графиков. Они демонстрировали математические свойства в химии.

Инфографика продолжила своё развитие в XX веке, во многом этому способствовали работы философа и аналитика Отто Нейрата. Он отображал демографические и экономические данные с помощью инфографики, наглядно показав социально-экономическое неравенство людей, а также динамику населения Германии (показатели рождаемости и смертности)[92]. Изображения были созданы по проекту философа методом линогравюры и гравюры по дереву художниками Эрвином Бернатом и Гердом Артцем. Они использовали основные цвета и простые формы, получившиеся чёткие пиктограммы напоминают работы русских конструктивистов[93]. Они отображали принципы минимализма и функционализма, популярные в дизайне первой половины XX века. Своей задачей Отто Нейрат видел создание международного языка визуальных коммуникаций, который он назвал ISOTYPE (InternationalSystemofTYpographicPictureEducation)[94].

В 1972 и 1973 годах были запущены зонды «Пионер 10» и «Пионер 11». Они несли на себе анодированные алюминием золотые пластины, на каждую из которых было нанесено графическое послание[95]. Это послание включало в себя изображения фигур мужчины и женщины, а также зонда «Пионер» в одном масштабе. Кроме этого, на пластине были помещены символы, призванные предоставить информацию о происхождении зондов. С помощью инфографики на пластинах изображена карта 14 ближайших пульсаров, относительно которых можно определить положение Солнечной Системы, а вверху пластины показан атом водорода, длина волны излучения которого, равная 21 см, принята в качестве базовой единицы измерения в этом послании. Инфографика была разработана Карлом Саганом и Фрэнком Дрейком. Она уникальна тем, что ее значение должно быть понятно внеземным разумным существам, которые не имеют понятия о концепции человеческого языка.

Одним из основоположников современной инфографики вполне заслуженно считается американский статистик Эдвард Тафти, являющийся автором концепции информационной графики и создавший впечатляющее число работ в этом виде графического дизайна. Тафти не только сформулировал основные принципы и свойства инфографики – точность, лаконичность и достоверность визуальных данных[96], но и продемонстрировал эффективность применения инфодизайна для решения сложных задач. Таким образом, Тафти является создателем теории визуальной аргументации, подходящей для применения в самых разнообразных областях человеческий деятельности. Именно Э. Тафти дал начало использованию инфографики в образовании, где она оказалась одним из эффективнейших инструментов, вопреки представлениям о том, что картинки интересны исключительно поверхностным людям и что количественная статистическая информация обязательно «скучна». В 1975 году Тафти попросили преподавать статистику группе журналистов, посещавших Принстонский университет для изучения экономики[97]. Он разработал набор лекций по статистической графике, которые он потом расширил и преподавал на совместных семинарах с известным статистиком Джоном Тьюки, также первопроходцем в области информационного дизайна. Материалы этого курса стали основой его знаменитой книги по инфодизайну «Визуальное отображение количественной информации»[98],[99].СНОСКИ!!!! В 1982 году. им также была в первый раз издана книга «Визуальное представление», над которой он работал в тесном контакте с графическим дизайнером ГовардомГраллом[100].

Революция ИТ, особенно распространение персональных компьютеров и интернета, дала мощный толчок развитию инфографики, расширив диапазон её применения и увеличив количество её разновидностей. Эволюция компьютерных технологий дала возможность создавать анимированную, интерактивную и объемную инфографику, моделировать различные природные процессы и исторические события, чтобы показать их суть через серию визуальных образов. Например, это могут быть «оживающие» по желанию пользователя физические явления (как элемент обучающих материалов). Движущиеся и объёмные изображения привлекают куда больше внимания людей, чем статичные. Современные технологии расширили область применения анимированной инфографики: теперь для её демонстрации нет необходимости иметь под рукой телевизор, проектор или персональный компьютер. Она может быть просмотрена огромным количеством людей в интернете с помощью смартфона или планшета.

Человечество использовало визуальное представление информации всю свою историю, это древнейший вид передачи знаний, который существовал гораздо раньше появления письменности, а, возможно, и полностью сформировавшейся осмысленной речи. Древнейшим из обнаруженных наскальных рисунков 30-40 тысяч лет[101]. Древнейшему образу письменности восемь тысяч лет[102] (при этом он представляет собой протописьменность, пиктограммы, которые в наше время также могут быть отнесены к коммуникационному дизайну и инфографике). Очевидно, почему нам так близки и понятны инфографические изображения, почему работают все описанные ранее принципы, позволяющие нам обрабатывать картинки быстрее и качественнее текстов. Информаионный дизайн развивался в сторону большей информационной ёмкости и интерактивности, он всегда шёл в ногу с современными технологиями – от новых способов проецировать объёмные тела на плоскость до трёхмерного моделирования и цифровой анимации. А благодаря тому, что информационный дизайн обладает столь богатой и глубокой историей, появилось большое количество его разновидностей, подходящих для решения любых прикладных задач.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.