Консультативно-просветительское направление. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Консультативно-просветительское направление.

2022-10-04 25
Консультативно-просветительское направление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка со сложным дефектом. Психологами ОЦДиК разработаны рекомендации для родителей и педагогов:

1) «Взаимодействие с ребенком со сложным дефектом» (Приложение 8).

2) «Организация среды, обеспечивающей максимальное включение во взаимодействие ребенка со сложным дефектом» и др. (Приложение 7).

Основными задачами психологического просвещения педагогов и специалистов образовательного учреждения являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон умственного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активная помощь и поддержка со стороны родителей.

Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование.

Данное направление основывается на работе с личностью взрослого. Работу с родителями целесообразно проводить в два этапа.

На первом этапе работы с родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей ребенка.

На втором этапе работы происходит информирование родителей о том, что такое аутизм каковы его причины. Также родители в процессе занятий обучаются способам взаимодействия с ребенком. В рамках сопровождения отслеживается актуальное состояние ребенка, вносятся коррективы в систему взаимодействия «родитель – ребенок».

Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах, тренингах, родительских собраниях и т. д.


Учебно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

Тематический план занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для детей 1,2 группы аутизма

Дата Тема Цели Игры и упражнения Оборудование
1   «Давайте познакомимся» Знакомство с участниками группы, установления эмоционального контакта психолога с детьми, развитие коммуникативных навыков.     Игра с бытовыми сюжетами. Начинать взаимодействие с той деятельности, которую ребёнок выберет сам из ряда предложенных, включать в общении элементы аутостимуляции приятными впечатлениями, положительными оценками. Игры «Птички», «Догонялки», «Мои ручки». Мяч, музыкальный центр, игровые и неигровые предметы.  
2   «Установление эмоционального контакта» Установление контакта с детьми при помощи игр, помогающих установить положительный эмоциональный контакт с детьми I-II групп РДА. «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про…», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх вниз», «Поскачем на лошадке», «Наш дом», «Построим дом»  
3-4   «Эмоциональная идентификация». Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.И. Изотова)   Общая цель: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей, индивидуальных особенностей эмоционального развития. Диагностическая серия №1,2: выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Диагностическая серия №2:определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, стыд, удивление). Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений. Выявление фактора эмоциональной напряжённости.   Пиктограммы, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, карточки с изображением ситуаций различного эмоционального значения, карта-шаблон «Цветные гномы», 6 карт с изображением лиц гномов с различными эмоциональными выражениями.
5-6   Сенсорные игры: - игры с красками; - игры с водой; игры с мыльными пузырями; - игры со свечами;  

- предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений;

- создание эмоционально положительного настроя;

- возникновение эмоционального контакта со взрослым;

- получение ребенком новой сенсорной информации;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов

 

Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед» Игры с водой: «Фонтан», «Озеро», «Купание кукол» Игры с мыльными пузырями: «Мыльные пузыри», «Пенный замок» Игры со свечами: «Рисуем дымом», «Праздник на воде», «День рождения»   Вода, акварель, кисточки, прозрачные пластиковые стаканчики, мыльные пузыри, свечи.
7-8   Сенсорные игры: - игры со светом и тенями; - игры с крупами; - игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной); Игры со светом и тенями: «Солнечный зайчик», «Театр теней» Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Вкусная кашка» Игры с пластичными материалами: «Пластилиновые картинки», «Огород», «Приготовление еды» Источники света, разнообразные крупы, пластилин, тесто, глина.
9-10   Сенсорные игры: - игры со звуками; - игры с ритмами; - игры с движениями и тактильными ощущениями - предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений; - создание эмоционально положительного настроя; - возникновение эмоционального контакта со взрослым; - получение ребенком новой сенсорной информации; - внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов Игры со звуками: «Найди такую же коробочку», «Музыканты» Игры с ритмами: «Потешки», «Хороводы» Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Змейка», «Самолетики», «Покажи по-разному», «Покажи нос» Разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т.д., тексты песен «Антошка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга» и т.д.
11-12   Терапевтические игры: - игры с крупами; - игры с ватой; - игры с кубиками, деталями конструктора и коробками; - игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками; - игры со старыми газетами, журналами; - игры с водой помочь ребенку снять накопившееся напряжение; - сгладить проявления аффективных вспышек; - научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом Игры с крупами: «Дождь, град» Игры с ватой: «Снег идет», «Снежки», «Снежная крепость» Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками: «Землетрясение», «Мусорка», «Салют» Игры с подушками, полотенцами, веревками: «Кто сильнее», «Подушечные бои», «Падающая башня» Игры со старыми газетами, журналами «Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад» Игры с водой: «Водопад», «Брызгалки» Разнообразные крупы, вата, кубики, конструктор, подушки, полотенца, веревки, старые газеты, журналы, вода.
13-14   «Радость» Снять психоэмоциональное напряжение. Познакомить детей с эмоциональным состоянием «радость» по картинкам с изображением людей, животных, сказочных персонажей.   «Что такое радость?» - демонстрация детям слайдов с изображением эмоционального состояния «радость» на картинках с людьми, животными, сказочными персонажами, просмотр мультфильмов, сказок в которых главный герой испытывает «радость», игра «Оживи кружочки», игра «Котик ласкает», игра «Лови-лови!». Слайды с изображением эмоционального состояния «радость» на картинках с людьми, животными, сказочными персонажами, мультфильмы.
15-16   «Мы радуемся» Выработать положительную эмоциональную реакцию на занятие. Вызвать непроизвольный адекватный эмоциональный отклик на развивающую ситуацию.   Игры с мыльными пузырями, игры со свечами, игры с крупами, игры проводятся под «радостную, весёлую» музыку. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними, все что они чувствуют, акцентируя внимания на эмоциональном состоянии ребенка. При этом психолога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность. Мыльные пузыри, свечи, разнообразные крупы, музыкальный центр.
19-20   «Почему я грущу. Учимся сочувствовать и сопереживать людям» Развивать умение расшифровывать эмоцию грусти. Формировать навык социально приемлемого сопереживания.   «Что такое грусть?», «Какая маска, какому клоуну подойдёт?», «Нарисуй грустного мальчика»     Слайды и картинки с изображением эмоционального состояния «грусть».  
21-23   «Весёлые и грустные» Расширить представления обэмоциях, предлагая их сравнение; закрепить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.   «Выбери такое же настроение», «Весёлые и грустные картинки», «Дорисуй портрет».   Пиктограммы, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, карточки с изображением ситуаций различного эмоционального значения
24-27   «Когда мне грустно. Когда я радуюсь» Закрепить представления обэмоциях, предлагая игры и сюжеты для их сравнения; закрепить знания и умения, полученные напредыдущих занятиях через собственный эмоциональный опыт и переживания ребенка. Беседа по картинкам «Что такое радость?», «Что такое грусть?», «Покажи весёлый рисунок», «Покажи грустный рисунок» «Что развеселит тебя?», «Подари движение», просмотр отрывка из мультфильма «Винни Пух и день забот», «Кто самый весёлый?». Слайды и картинки с изображением эмоционального состояния «грусть» и «радость».
28-30   «Повторение и закрепление» Повторить эмоциональные, с которыми познакомили ребенка. Учить различать эмоциональные состояния «радость» и «грусть» по картинкам с изображением людей, животных, сказочных персонажей и по схематическим изображениям. Беседа по картинкам «Что такое радость?», «Что такое грусть?», «Покажи весёлый рисунок», «Покажи грустный рисунок» «Что развеселит тебя?», «Подари движение», просмотр отрывка из мультфильма «Винни Пух и день забот», «Кто самый весёлый?». «Выбери такое же настроение», «Весёлые и грустные картинки», «Дорисуй портрет». Пиктограммы, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, карточки с изображением ситуаций различного эмоционального значения. Слайды с изображением эмоциональных состояний «грусть»и «радость».  
31-33   «Эмоциональная идентификация». Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.И. Изотова) Общая цель: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей, индивидуальных особенностей эмоционального развития. Диагностическая серия №1,2: выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Диагностическая серия №2:определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, стыд, удивление). Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений. Выявление фактора эмоциональной напряжённости.   Пиктограммы, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, карточки с изображением ситуаций различного эмоционального значения, карта-шаблон «Цветные гномы», 6 карт с изображением лиц гномов с различными эмоциональными выражениями.  

 

 

Тематический план занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для детей 3,4 группы аутизма

Дата Тема Цели Игры и упражнения Оборудование
1   «Давайте познакомимся» Знакомство с участниками группы, установления эмоционального контакта психолога с детьми, развитие коммуникативных навыков. «Давайте поздороваемся», «Найди пару», «Волшебный колокольчик», «Домик», «Волшебный танец», «Пожалуйста», «Цветы и солнце». Мяч, разрезные картинки, колокольчик, обруч, музыкальный центр.
2,3   «Эмоциональная идентификация». Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.И. Изотова) Общая цель: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей, индивидуальных особенностей эмоционального развития. Диагностическая серия №1,2: выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Диагностическая серия №2:определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, стыд, удивление). Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений. Выявление фактора эмоциональной напряжённости.   Пиктограммы, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, карточки с изображением ситуаций различного эмоционального значения, карта-шаблон «Цветные гномы», 6 карт с изображением лиц гномов с различными эмоциональными выражениями.    
4,5   «Радость» Способствовать развитию у детей способности распознавать по контексту ситуации чувство радости у героя; совершенствовать умение узнавать чувство радости по невербальным проявлениям других людей, умение адекватно выражать радость, находить радостные переживания в своем опыте и делиться ими.   «Давайте поздороваемся», «Что такое радость?», «Прослушай стихотворения. Изобрази настроение детей мимикой и жестами», «Покажи весёлый рисунок», «Развесели неваляшку, раскрась её!», этюд «Подарок», «Что рассмешило мальчиков?», «Развесели Марину», «Составь рассказ по картинкам», «Подари движение», просмотр отрывка из мультфильма «Винни Пух и день забот», «Кто самый весёлый?», «Волшебный сон» Мяч, музыкальный центр, ноутбук (компьютер).
6   «Разделённая радость – двойная радость» Развитие внимания к эмоциональным состояниям других людей.   «Давайте поздороваемся», «Весёлый танец», «Слушаем стихотворение», «Зеркало», «Клоун Тяп-Ляп», «Золотые капельки», Этюд «Цветок», Рисунок «Оживи кружочки».   пиктограмма «радость», картинка с изображением весёлой девочки, зеркало, музыкальный центр с записью весёлой музыки, воздушный шарик или мяч, альбом, цветные карандаши.
7,8   «Грусть» Способствовать развитию у детей способности распознавать чувства героя по контексту ситуации; совершенствовать умение узнавать чувство грусти по невербальным проявлениям других людей, умение сопереживать и проявлять сочувствие, а также формировать у детей способность принимать свои грустные переживания и адекватно выражать их. «Давайте поздороваемся», «Что такое грусть?», «Прослушай стихотворение», расскажи сказку «Курочка Ряба» по иллюстрациям, «Какая маска, какому клоуну подойдёт?», «Платочки», «Нарисуй веселого и грустного мальчиков», «Чудесный день», просмотр фрагмента из мультфильма «Винни Пух и день забот», «Вспомним сказку Гадкий утёнок», «Цветы и солнце» Мяч, ноутбук (компьютер), стимульный материал.
9   «Печаль беде не помощник» Ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.   «Давайте поздороваемся», «Волк и семеро козлят», «Море волнуется», игра-ассоциация «Торе», этюд «Северный полюс», рисунок «грустный человечек», «дружба начинается с улыбки»     пиктограмма «Печаль, грусть», музыкальный центр, диск с грустной музыкой, альбом, цветные карандаши.
10,11   «Злость» Способствовать совершенствованию умения распознавать злость у других людей по их невербальным проявлениям, умения находить аналогичные переживания в своем опыте; развивать способность регулирования выражения злости. «Давайте поздороваемся», «Что такое злость?», «прослушай стихотворения», «изобрази животных», «сражение», «прогоняем злость», «весёлый и злой», Вспоминаем сказку «Три медведя», дальнейшее обсуждение, «Сердитые медведи», «Я сержусь», «Сердитые львы и весёлые котята», Рисунок «Злое и доброе лицо», «Деревья в лесу». Мяч, обруч, ноутбук (компьютер), музыкальный центр, краски, кисти, бумага.
12   «Делая зло, на добро не надейся» Формирование у детей представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе, знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.   «Давайте поздороваемся», «Мойдодыр», «Ругаемся овощами», «Море волнуется», игра-ассоциация «Злость», «Тигр на охоте», «Гневная гиена», этюд «Отдай!», этюд «Уходи!», рисунок «Злой человек», «уходи злость, уходи!». пиктограмма «Зло, гнев», альбомы, цветные карандаши, музыкальный центр, спокойная музыка.
13,14   «Удивление» Способствовать совершенствованию умения узнавать чувство удивления у других людей по их невербальным проявлениям, умения находить аналогичные переживания в своем опыте, умения точно выражать удивление «Давайте поздороваемся», «Что такое удивление?», прослушай стихотворения, изобрази мимикой удивление, «Рассмотри картинки и расскажи, что произошло», Просмотр мультфильма «Мойдодыр», обсуждение, «Настроение зайца», «Картинки», «Покажи настроение», «Создай необычное животное и назови его», «Олени». Мяч, ноутбук (компьютер), музыкальный центр, цветная бумага, клей, цветные карандаши.
15, 16   «Повторение и закрепление» Повторить эмоции, с которыми дети уже познакомились (радость, грусть, злость, удивление). Способствовать совершенствованию умения распознавать чувства героя по контексту ситуации, узнавать невербальные проявления перечисленных эмоций. «Давайте поздороваемся», «Покажи весёлый рисунок», «Кто самый весёлый?», этюд «Подарок», «Нарисуй весёлого и грустного мальчиков», вспомним сказку «Гадкий утёнок», вспомним сказку «Три медведя», рисунок «злое и доброе лицо», «Покажи настроение», «Рассмотри картинки и расскажи что произошло».   Мяч, ноутбук, пиктограммы(радость, злость, грусть, удивление).
17,18   «Страх» Способствовать совершенствованию умения распознавать чувства героя по контексту ситуации, узнавать невербальные проявления страха; способствовать укрепление психологических механизмов овладения страхом.   «Давайте поздороваемся», «Что такое страх?», «Послушай стихотворения», «Раскрась котенка», «Почему Оля испугалась?», Просмотр отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Почему испугалась козлята? Изобрази их, «Кто самый смелый?», «АУ!», этюд «Тише!», «Расскажи и нарисуй свой страх», «Храбрец», «Маски», «Птичка в гнезде». Мяч, ноутбук (компьютер)
19   «У страха глаза велики» Знакомство с мимикой и пантомимикой, ознакомление детей с эмоцией страха.   «Давайте поздороваемся», «Послушай стихотворение», «Зеркало», «Тренируем эмоции», «Лисёнок боится», «Оживите кружочки», «Птичка в гнезде».     пиктограммы «страх», «радость», «удивление», картинка с изображением испуганного мальчика, зеркало, альбомы, цветные карандаши.
20-23   «Стыд» Способствовать совершенствованию умения понимать чувства героя по контексту ситуации, умения узнавать чувство стыда по его невербальным проявлениям.   «Давайте поздороваемся», «Что такое стыд?», «Кто виноват?», «На катке?», Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье», обсуждение, «Извинение», «Как думаешь, кто виноват на самом деле?», «Оживи кружочки,»«Кулачки». Мяч, ноутбук (компьютер).  
24-26   «Интерес» Способствовать совершенствованию умения понимать чувства героя по контексту ситуации, умения узнавать «Интерес» по его невербальным проявлениям. «Давайте поздороваемся», «Что такое интерес?», Прослушай стихотворение. Расскажи или нарисуй, что тебя интересует за окном, «Какие животные спрятались от Миши?», «Найди самую любопытную девочку», «Обезьянки», «Дорисуй лица», «Интересно, кто что поймал?», «Деревья в лесу».      
27   «Наши эмоции» Закрепление и проверка полученных детьми в ходе занятий знаний о различных эмоциональных состояниях, умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а также адекватно выражать свои чувства. «Давайте поздороваемся», «Люблю-не люблю», «Придумки», «Какое у тебя настроение?», «Кто в теремочке живёт?», «Деревья в лесу». Мяч, музыкальный центр.
28   «Воздушные шары» Закрепить представление детей о различных эмоциональных состояниях, развить коммуникативные навыки, преодолеть у детей боязнь тактильного контакта. «Давайте поздороваемся», «Как можно здороваться?», «Воздушные шары», «Ладонь в ладонь», «Воздушный шар». Мяч, воздушные шары, маркеры, музыкальный центр.
29   «Озорные гномики» Способствовать совершенствованию умения понимать чувства героя по контексту ситуации, развитие коммуникативных навыков, развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения. «Давайте поздороваемся», «Ярик и Валик», «Грустные и весёлые отрывки из сказок», «Ветер дует на…», «Солнышко и тучка». Мяч, музыкальный центр.
30   «На что похоже настроение?» Развитие умений у детей описывать вербально, графически свое настроение   «Давайте поздороваемся», «кубик», «Выбери такое же настроение», «Хоровод», «Зеркало», «Облако», «Нарисуй облако». изображение гномов (радостного и грустного), «кубик эмоций» (кубик, на сторонах которого приклеены пиктограммы шести эмоций), карточки с изображение облаков с разными настроениями, карточки к упражнению «Выбери такое же настроение», альбомы, цветные карандаши.
31   «Путешествие в страну чувств» Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Полет над морем», Рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств», анализ сказки, Драматизация сказки «Путешествие в страну чувств», Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение «Полет над морем», интеграция. Текст сказки «Путешес­твие в страну чувств», Фигурки или плоскост­ные изображения персонажей сказки, различные аксессу­ары для представления дворцов; магнитофон.  
32,33   «Эмоциональная идентификация». Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.И. Изотова) Общая цель: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей, индивидуальных особенностей эмоционального развития. Диагностическая серия №1,2: выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Диагностическая серия №2:определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, стыд, удивление). Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений. Выявление фактора эмоциональной напряжённости.   Пиктограммы, фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, карточки с изображением ситуаций различного эмоционального значения, карта-шаблон «Цветные гномы», 6 карт с изображением лиц гномов с различными эмоциональными выражениями.    


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.