Эмоциональная идентификация. Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмоциональная идентификация. Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2022-10-04 27
Эмоциональная идентификация. Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика разработана Е. И. Изотовой в контексте экспериментального исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в 1994 г. Стандартизация методики была проведена в 1994-1995 гг. на детях 4-5 лет (82 человека), 5-6 лет (106 человек), 6-7 лет (109 человек), посещающих дошкольные учреждения. В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста и её модификация – для младшего школьного возраста.

Методика «Эмоциональная идентификация» состоит из двух диагностических серий. Каждая серия методики имеет модификации, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Форма А – для детей 4-5 лет;

Форма В – для детей 5-6 лет;

Форма С – для детей 6-7 лет.

Для диагностики детей младшего школьного возраста используется форма С-2 с расширенным набором карточек эмоциональных ситуаций (10 штук), включающих новые ситуации ссоры (обида) и болезни (сопереживание), а также пиктограмм 10 штук, включающих новые схем эмоций интереса и спокойствия. Набор фотографий расширен до 11 штук, включающих новые изображения эмоций зависти, обиды и спокойствия. Кроме того произвольное воспроизведение различных эмоциональных состояний (10 модальностей) осуществляется ребенком по вербальной установке психолога.

Кроме того процедурных ход методики разработан в двух вариантах (вербальный и невербальный) для детей с различным типом направленности личности и особенностями компетентности в различных видах детской деятельности, что обеспечивает индивидуальный подход при диагностировании.

Направленность методики:

Общая - выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;

диагностическая серия № 1, № 2: выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций восприятия и понимания эмоциональных состояний;

диагностическая серия № 2: определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть); выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений; выявление фактора эмоциональной напряженности.

Показатели методики:

1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);

2. понимание эмоционального содержания;

3. идентификация эмоций;

4. вербализация эмоций;

5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);

6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).

Дифференциация результатов по показателям 3, 41, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.

Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

Методические и психотехнические приемы:

· демонстрация стимульного материала;

· описание эмоционального состояния человека и соответствующих жизненных ситуаций;

· обобщение экспрессивного (выразительного) и импрессивного (переживательного) компонентов эмоций;

· соотнесение полного (фотография) и схематичного (пиктограмма) изображений признаков эмоций;

· наглядная и скрытая трансформация стимульного и вспомогательного материалов (зональное и структурное изменение пиктограмм, фотографий, рисунков);

· обыгрывание, вербализация, прорисовка идентифицированных объектов;

· имитация эмоциональных состояний;

· активизация лицевой мускулатуры (мимическая гимнастика);

· произвольная саморегуляция экспрессии с использованием зеркала;

· фиксирование эмоциональных проявлений (произвольных и непроизвольных) с помощью протоколов и диагност-карт.

Специальные материалы.

Стимульный материал: пиктограммы (схематичное изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц людей (детей) с различным эмоциональным выражением, карточки с изображениями ситуаций различного эмоционального значения, карта-шаблон «Цветные гномы», 6 карт с изображениями лиц гномов с различными эмоциональными выражениями.

Констатирующий материал: специальные формы протокола.

Интерпретационный материал: таблица дифференциации результатов с учётом типа помощи (диагност-карт), качественная интерпретация результатов.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.