Материально-техническое оснащение. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Материально-техническое оснащение.

2022-10-04 18
Материально-техническое оснащение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности, необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия предлагаемой Программы должны проводиться в специально оборудованном зале (не в обычном учебном), где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. Основные требования к кабинету:

1. Уютность, камерность обстановки.

2. Отсутствие острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели.

3. Минимум игрушек в пространстве, доступном для ребенка.

Оборудование и материалы для занятий

Из общего оборудования для проведения программы потребуются:

1. Магнитофон.

2. Коллекция аудиозаписей с разнообразной музыкой.

3. Ковер.

4. Стилизованный сказочный сундук (им может стать и небольшая коробка) для хранения атрибутов, рисунков, кукол и других вещей.

5. Наборы цветной бумаги, карандашей, красок, фломастеров, бумаги для рисования, крупы, вата, старые газеты и журналы, емкости для воды, игровые и неигровые предметы, мыльные пузыри, свечи, т.п.

Гарантия прав, сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.

· В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права воспитанников и их родителей/законных представителей. Одно из основных прав – добровольное участие в реализации Программы

· Педагог, реализующий Программу, руководствуется в своей деятельности основными нормативно-правовыми актами Международного, Федерального, регионального уровня, Уставом ГБОУ ОЦДиК, «Этическим кодексом педагога-психолога».

· Теоретические подходы авторов, которые были использованы при написании Программы, а так же все методические материалы, необходимые для ее реализации, подробно изложены в литературных источниках представленных ниже.

Методы и приёмы, технологии, используемые в работе.

В ходе коррекционной работы используются и психотерапевтические методы (сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, арт-терапия) и педагогические.

Используемые приёмы:

1. Игра.

2. Элементы психогимнастики.

3. Рисование.

4. Релаксация.

Описание используемых методик и технологий.

В своей работе по развитию эмоциональной сферы у детей со сложным дефектом для реализации поставленных нами целей и задач мы используем следующие технологии:

Игровые технологии.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра – это важное средство развития эмоций и их коррекции. Она обеспечивает мотивацию участия в игровой деятельности за счёт её большой привлекательности для детей и даёт возможность формировать выразительные средства эмоциональных состояний. Игра относится к технологии прямого воздействия на эмоциональную сферу ребёнка и направлена на развитие эмоциональной сферы, на исправление имеющихся нарушений, а также на использование компенсаторных возможностей.

В нашей работе были использованы следующие виды игр:

· Стереотипные игры.

· Сенсорные игры.

· Терапевтические игры

· Дидактические игры

Стереотипная игра.

Чтобы научиться использовать возможности стереотипной игры в занятиях, необходимо разобраться в ее исто­ках. Итак, почему дети со сложным дефектом часами могут повторять одни и те же действия с предметами? Анализируя результаты наблюдений за этими детьми в такие моменты, можно предположить, что для них ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие.

Эти два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия - ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

На начальном этапе коррекционной работы с ребенком со сложным дефектом взрослого не должно быть «слишком много». Педагог или психолог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала нужно просто присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой.

Не нужно торопить взаимодействие. Используя результаты наблюдений, необходимо постараться понять структуру стереотипной игры ребенка: выделить цикл повторяющихся действий; прислушаться к бормотанию ребенка во время игры. Полученные выводы помогут в дальнейшем, подска­жут, каким образом можно принять участие в его игре.

Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Необходимо начать с того, что в нужный момент подать ему нужную деталь, чем обратить его внимание на присутствие взрослого.

Главная цель - дать ребенку понять, что взрослый не помешает ему играть (как обычно бывает), от него даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка.

Вот еще несколько советов:

— Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же, вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа «Давай по-другому!» или слишком активных дей­ствиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека.

— В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре — позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.

— Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно — предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.

Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к педагогу и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет, и ре­бенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не возражайте - возможно, ребенок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.

Сенсорные игры.

Сенсорными условно называют игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительными (например, ребенок видит яркие цве­та, их перетекание друг в друга, смешивание):

- слуховыми (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильными (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до про­хладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкоснове­ния, объятия с другим человеком);               

- двигательными (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);

Проведение специально организованных сенсорных игр с детьми со сложным дефектом может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике.

Цель проведения с детьми со сложным дефектом специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

 - переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

- получение ребенком новой сенсорной информа­ции, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- внесение в игру новых социальных смыслов по­средством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о со­циальных взаимоотношениях.

Терапевтические игры.

Цель терапевтических игр - помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, т.е. имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:

- помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

- сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;  

- научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Особенности терапевтических игр:

1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка, поэтому психолог должен быть готов к проведению такой игры. 

2. В терапевтической игре необходим ведущий - психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя про­исходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.

3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы - крупы, вата, вода и предметы - кубики, конструктор, газеты.

4. Проводить терапевтические игры следует в спо­койной обстановке - дома или в учебном центре. При возникновении необходимости в проведении терапевтической игры психолог оценивает ситуацию и решает, годится ли ситуация и окружающая обстановка для проведения такой игры или нет. Если организация терапевти­ческой игры невозможна, необходимо успокоить ребенка. Сделать это можно разными способами: переключить его на стереотипную игру, отвлечь, перевести в другое помещение.

5. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости. Усвоив эту игру как способ «легализа­ции» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмо­ционального тонизирования или разрядки, сам предло­жит поиграть в нее.

6. В ходе проведения терапевтической игры стано­вится возможным выявление скрытых страхов ребенка.

Понимание причин психологически неадекватного состояния ребенка и знание особенностей проведения терапевтических игр помогают понять, для чего мы вы­полняем желания ребенка. Основная цель про­ведения терапевтических игр - правильная, психологи­чески адекватная реакция специалиста на неадекватное поведение ребенка с учетом особенностей конкретной ситуации. В этом случае, исходя из потребностей ребен­ка и действуя в его интересах, возможно вернуть его в состояние эмоционального равновесия, сделать первый шаг к контролю ребенка над собственным эмоциональ­ным состоянием.

Виды терапевтических игр.

Перед тем как приступить к описанию вариантов тера­певтических игр, представим правила их проведения:

- Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций и чувств. Осуществить это можно путем по­вторения действий ребенка, его слов и вокализаций. Если ребенок закричит - покричите вместе с ним, если упал на пол - присядьте рядом, если произносит слова или фразы - повторите их. Благодаря таким вашим дей­ствиям ребенок не будет чувствовать себя одиноким в этот сложный для него момент.

- Во время терапевтических игр перед взрослым стоит важная задача - объяснить ребенку его поведение путем эмоционального комментария. Основной смысл комментария - дать ребенку понять, что он «не плохой», а то, что происходит, - это такая игра. Обычно ребенок принимает такой способ «легализации» собственного поведения. И тогда грохот разбрасываемых игрушек ста­новится «землетрясением», а истошные крики ребенка: «Ну, погоди!» перетекают в игру «Заяц и волк».

- Изучив ребенка, понимая мотивы его поведения, его желания, заручившись его доверием, начинайте предлагать ему новые, более социально адекватные способы проявления эмоций. Так, вместо того, чтобы стучать молотком по полу, предложите «забивать гвоздики», мастеря домик для кукол. А когда ребенок играет с водой, переливая ее в бутылки, предложите «полить цветочки». Помните, что такое предложение возможно в том случае, если ребенок уже в более спокойном со­стоянии, пик эмоционального напряжения миновал. Но и в этом случае успех не гарантирован, ребенок может упорно не принимать такое развитие событий, однако следует продолжать попытки.

- Помните, что нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам - прототипам людей (куклам, мишкам и т.п.). В такой ситуации не­медленно переведите агрессивные действия ребенка на объекты предметного мира - крупу, песок, кубики, подушки, воду. Если ребенок замахнулся для удара, спокойно, но твердо перехватите его руку. А в случае, когда ребенок готовится выбросить мишку за окошко, заберите игрушку, сказав твердо: «Нет». Взамен предложите палочку, кусочек пластилина, бумажку. Даже если реакция ребенка на запрет будет острой, стойте на своем.

- Такие игры возникают спонтанно. Например, во время сенсорной игры с крупой ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра пере­текла в терапевтическую. Не делайте попыток «образумить» ребенка и вернуться к спокойной игре, а дейст­вуйте дальше в соответствии с принципами терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее спокойное русло.

- Со временем острота переживаемых ребенком во время таких игр ощущений начнет спадать. Как только это произойдет, становится возможным развитие сюже­та игры, предложение новых вариантов развития сю­жета. Более того, такое развитие необходимо - ребенок не должен зацикливаться на единственном варианте игры. К тому же нельзя допустить, чтобы у ребенка был зафиксирован единственный способ действия с данным конкретным материалом или предметом.

- В ходе проведения терапевтической игры, которая нравится ребенку, со временем появится возможность постепенного введения контролирующих правил и за­претов. Так, нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить небольшое «на­воднение», но после придется собирать воду тряпкой; нельзя вытряхивать содержимое маминой сумочки, но можно высыпать конструктор из коробки. При этом по­стоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.

Принцип этой классификации игр - используемый в игре материал.

1) Игры с крупами.

2) Игры с ватой.

3) Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.

4) Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками.

5) Игры со старыми газетами.

6) Игры с водой.

Могут возникнуть затруднения в ходе игр с детьми со сложным дефектом. Нами предложены рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр (Приложение 5).

Технология сказкотерапии.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.
    Сказкотерапия - это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Преимущество сказкотерапевтического метода заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор.

Т.Д Зинкевич-Евстигнеева выделяет три формы сказкотерапии:

1) Диагностическая. Существую два вида диагностики:

- проективная: установление индивидуальных особенностей человека. Проводится с использованием авторской и любимой сказки, рисунков, песочных картин, кукол и пр.

- архетипическая: установление текущей уникальной комбинации архетипов в узоре судьбы человека; установление архетипических ловушек, актуализированных в текущем узоре судьбы человека; установление архетипических сюжетов, которые являются ресурсом для самоактуализации.

2) Воздействующая. Сказкотерпевтическое воздействие происходит на сознательном и бессознательно-символическом уровне благодаря использованию пяти видов сказок: художественных (авторских и народных), дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных.

3) Психопрофилактическо-развивающая. Рассказывать, сочинять, слушать сказки, разыгрывать их невероятно полезно. Поэтому клиентом сказкотерапевта может быть любой человек, желающий тоньше узнать свои особенности и развиваться. Возраст не ограничен. Сказкотерапия полезна начиная с внутриутробного периода, и до глубокой зрелости.

Функции сказок, используемых в сказкотерапии. У сказки несколько функций:

· служить источником знаний;

· обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;

· служить способом использования положительного примера в воспитании.

Формы работы со сказками:

1 Интерпретация сказок.

2. Рассказывание сказок.

3. Сочинение сказок.

4. Переписывание (или дописывание) сказок.

5. Сказочная куклотерапия.

6. Постановка (разыгрывание) сказок.

7. Сказочная имидж-терапия.

8. Сказочное рисование. 

9. Медитации на сказку.

10. Использование танцев в сказкотерапии.

Сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка). Проигрывание эпизодов сказки, участие в этих эпизодах дает возможность ребенку
прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

В своей работе мы используем метод – проигрывание эпизодов сказки. В связи с этим, подробнее остановимся на этом методе.
Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей – мимики, пантомимики, речевой интонации детей – обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности, к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к детям со сложным дефектом дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует снимать психомышечное напряжение, скованность в жестах, движениях, голосовых реакциях; развивать выразительность моторного звена, эмоционального отклика; побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально - неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта. Анализ литературы приводит нас к выводу: наиболее эффективные средства развития паралингвистических проявлений эмоций – игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровая психогимнастика (М.И. Чистякова), игровые драматизации (Г. Барднер, И.П. Воропаева). Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу детей со сложным дефектом обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Организуя такие игры - их мы назвали эмоционально-экспрессивными, педагог должен учитывать:

1. Специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления.

2.Последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов.

3.Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.
3) Технология песочной терапии

Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить “трепет” души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: “Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли”? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное “спроецировать” свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент - ландшафт его Души.

Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

В настоящее время существуют различные ответвления юнгианской песочной терапии, классического подхода, имеющего под собой развитую теоретическую базу: песочная терапия в русле сказкотерапии, развивающие игры на песке, групповая работа с песочницей.

Необходимо принимать во внимание, что классическая юнгианская песочная терапия, несмотря на то, что является одним из самых безопасных, мягких психотерапевтических методов, имеет все-таки ряд ограничений. Необходим определенный уровень интеллектуальной зрелости, способность понимать и соблюдать правила создавать картину в рамках песочного подноса, не вносить изменений в уже созданную композицию, не говоря уже о таких, на первый взгляд очевидных, правилах, как не разбрасывать песок по комнате, не есть его и так далее.

В случае отклоняющегося развития приходится сталкиваться и с несоблюдением границ песочницы, и с раскидыванием игрушек или хаотичным пересыпанием песка, с попытками попробовать песок на вкус и бессистемным манипулированием игрушками без намека на сюжет и мало-мальски осмысленную композицию. Тем не менее, для таких детей песочная терапия также имеет большое значение в коррекции их развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Песок и вода как важнейшие природные элементы, символизирующие жизнь, энергию, внутренний психический материал человека, являются мощными энергетическими субстанциями. Взаимодействие с песком и водой оказывает стабилизирующее, гармонизирующее воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка. Играя с песком в кабинете психолога, ребенок получает возможность воссоздать чувство в безопасной, поддерживающей атмосфере доверия. На этом фоне создается уникальная возможность для развития психики ребенка.

Применение песочницы подходит для работы с детьми со сложным дефектом. Часто такие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: “Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.

Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой. Игра ребёнка является символическим языком для самовыражения. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Форма занятий: игры, упражнения, арт - терапия.Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.

Психотерапевтическая работа позволяет психологу решать следующие задачи:

· диагностические:

· коррекционные;

· терапевтические;

· творческого развития.

Решаемые проблемы у детей:

· агрессивное поведение,

· страхи,

· проблемы общения со сверстниками,

· нарушение поведения, ухудшение здоровья или плохое настроение у ребенка,

· гиперактивность и нарушение концентрации внимания,

· упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,

· тревожные состояния,

· робость, застенчивость,

· несамостоятельность ребенка.

Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Технология Психогимнастики.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям.

Основная цель - обучить детей выражению переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.

Основные задачи занятий:

1. Снятие эмоционального напряжения у детей с помощью специальных игр.

2. Обучение детей имитации движений.

3. Обучение детей восприятию и пониманию невербальных сигналов.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать - значит более или менее понять.

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.

Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.

Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих особенностей, дети часто не осознают своих «психических заноз».

В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Нами в основном в своей работе были использованы этюды 47-61 (М.И. Чистякова. Психогимнастика), которые предназначены для детей, страдающих ранним детским аутизмом, выраженной задержкой психического развития и легкой степенью олигофрении (дебильностью). Общей целью этих этюдов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от постоянно проводимого на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов неречевого общения-мимики и пантомимики.

Рисование помогает снимать напряжение у детей. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. Рисунок - это и средство зрительной связи между психологом и ребенком со сложным дефектом.

На занятиях психогимнастикой мы применяли такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование.

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим также является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года (В. М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка.

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка.

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус (Б. Г. Ананьев).

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей (этюды типа «Гроза», «Ябеда» и т. п.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.