Индивидуальная форма проведения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальная форма проведения

2022-10-04 35
Индивидуальная форма проведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях индивидуального обследования исследователь либо предлагает ребенку озвучить ситуации, изображенные на карточках: «Ты любишь мультики? А ты знаешь, что мультики сначала рисуют, а потом озвучивают. Помоги мне, пожалуйста, придумать и озвучить фрагменты (кусочки) мультфильма о приключениях одного мальчика (девочки)...», либо моделирует тестовую ситуацию и записывает реакции ребенка. Второй вариант позволяет задавать уточняющие вопросы и соответственно получить более подробную и однозначную информацию. Ответы ребенка фиксируются в Протоколе «Приключения Кузи и Фани»

Тестовые задания.

I. Тестовые задания, предъявляемые в начале работы по программе:

Карточка №1. «Мальчик или девочка»

Посмотри, это мальчик Кузя (девочка Фаня). Ему (ей) столько же лет, сколько и тебе. Сколько?

Дальше на карточках нарисованы ситуации, в которые попадает Кузя (Фаня). Посмотри, что происходит и придумай, что подумает, скажет или сделает Кузя (Фаня). Говори от его лица, как если бы озвучивал мультик. Нельзя давать шуточные ответы. Постарайся придумать, как поступит Кузя (Фаня), если ко всему, что происходит он(а) относится серьезно. Если будет непонятно, что нарисовано или написано, не стесняйся, спрашивай.

Начнем...

Карточка №2. Пассивное курение:«Взрослый курит под знаком, запрещающим курение, герой стоит рядом»

Что подумает и сделает Кузя (Фаня)?

...Когда закончишь с карточкой, переходи к следующей.

Карточка №3. Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого на праздник

...Дома на Новый год мама говорит: «С праздником, сынок (доченька)! Хочешь немного шампанского?» Что ответит Кузя (Фаня).

Карточка №4. Предложение пробы табака со стороны сверстника того же пола

Летом Кузя (Фаня) гулял(а) во дворе с другом (подругой). Друг(подруга) нашел (нашла) пачку сигарет и говорит: «Смотри, что мы нашли! – Сигареты. Прикольно! Попробуем?»

Карточка №5. Проба неизвестного вещества, некритичное вовлечение в наркотизацию

Летом Кузя (Фаня) был(а) в деревне и забежал(а) в дом, на столе бутылка с жидкостью. Кузя(Фаня) думает: «Пить ужасно хочется. Что это в бутылке? Попробовать?» Что он(а) сделает?

Карточка №6. Пассивное курение: «Слева экран. Перед экраном на первом ряду сидят подростки и курят, дым распространяется на два последующих ряда. Третий ряд условно свободен от дыма.»

Отметь крестиком, где сядет Кузя (Фаня) в кинозале. Почему ты так думаешь?.

Карточка №7. Предложение пробы алкоголя значимым взрослым.

Кузя(Фаня) с папой возвращались домой, и папа говорит: «Пить хочешь? Ладно, можешь отхлебнуть у меня немного пива..» Что скажет Кузя (Фаня)?

Карточка №8 Предложение пробы табака со стороны группы сверстников.

Вечером в лагере Кузя(Фаня) вышел (вышла) погулять и увидел(а) друзей (подруг). Один (одна) говорит: «Будешь курить?», другой(ая): «Давай с нами!» Что ответит и сделает Кузя(Фаня)?

Карточка №9 Предложение пробы алкоголя со стороны группы сверстников того же пола.

Летом в деревне Кузя(Фаня) встретил(а) друзей (подруг). Один (одна) из них говорит: «У меня день рожденья. Выпьешь за мое здоровье?» Что скажет и сделает Кузя (Фаня)?

Карточка №10  Предложение пробы неизвестного вещества со стороны сверстников. Некритичное вовлечение в наркотизацию.

Дома у друзей Кузе(Фане) девочка наливает что-то и говорит: «Что это? Попробуем. Тебе налить?» Что скажет и сделать Кузя(Фаня)?

Карточка №11. Проба алкоголя в одиночестве.

Дома после праздника Кузя(Фаня) увидел(а) на столе стакан и подумал(а): «О, в стакане осталось немного вина. Выпить?»

I. Тестовые задания, предъявляемые после завершения работы по программе:

Карточка №1. «Мальчик или девочка»

Помнишь, ты придумывал(а) истории про мальчика Кузю (девочку Фаню). Ему (ей) столько же лет, сколько и тебе. Тебе нужно опять придумать, как поступит Кузя (Фаня) в той или иной ситуации.

Дальше на карточках нарисованы ситуации, в которые попадает Кузя (Фаня). Посмотри, что происходит и ответь, что подумает, скажет или сделает Кузя (Фаня). Говори от его лица, как если бы озвучивал мультик Нельзя давать шуточные ответы. Постарайся придумать, как поступит Кузя (Фаня), если ко всему, что происходит он(а) относится серьезно. Если будет непонятно, что нарисовано или написано, не стесняйся, спрашивай.

Начнем...

Карточка №2. Пассивное курение.

В лифт вошла женщина с дымящейся сигаретой. Что скажет и сделает Кузя(Фаня)?

Карточка №3. Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого

У Кузи(Фани) дома праздник. Взрослый говорит: «Ты уже взрослый(ая), можешь выпить немного с нами.» Что ответит Кузя(Фаня)?

Карточка №4. Предложение пробы табака со стороны сверстника того же пола.

 Летом во дворе Кузя(Фаня) встретил(а) друга(подругу) и тот (та) ему(ей) говорит: «У меня сигареты как в рекламе. Хочешь попробовать?» Что ответит Кузя (Фаня)?

Карточка №5. Проба неизвестного вещества. Некритичное вовлечение к наркотизацию.

Кузя(Фаня) думает: «Не знаю, что это, но пахнет вкусно и выглядит вполне съедобно. Попробовать?» Что сделает Кузя(Фаня)

Карточка №6. Пассивное курение

В комнате много людей. За столом в центре сидят люди, которые курят и играют в карты. Двое играют рядом с ними в железную дорогу. В углу двое смотрят телевизор. Двое строят из кубиков у окна. Один у двери. Двое читают книгу. Кто из них может быть Кузей(Фаней)? Почему ты так думаешь?

Карточка №7. Предложение пробы алкоголя со стороны значимого взрослого.

Летом Кузя(Фаня) с мамой возвращались домой. Мама говорит: «Сока нет, Кузя(Фаня)! Хочешь джин-тоник?»

Карточка №8. Предложение пробы табака со стороны группы сверстников того же пола.

Летом в лагере Кузя(Фаня) встретил(а) друзей (подруг). Они ему(ей) говорят: «Покурим? Давай с нами!» Что ответит Кузя(Фаня)?

Карточка №9. Предложение пробы алкоголя со стороны группы сверстников тог же пола.

Вечером в деревне Кузя(Фаня) вышел (вышла) погулять и увидел(а) друзей (подруг). Они ему(ей) говорят: «Привет, а мы тут пиво пьем...» «Будешь с нами?» Что ответит Кузя(Фаня)?

Карточка№10. Предложение неизвестного вещества. Некритичное вовлечение в наркотизацию.

Кузя(Фаня) гулял(а) возле школы и встретил(а знаомых). Они ему (ей) говорят: «Такого ты еще не пробовал(а)! Держи!» Что скажет и сделает Кузя(Фаня)?

Карточка№11. Проба алкоголя в одиночестве.

Кузя(Фаня) помогала накрывать на стол и подумала: «Родители, что я могу пробовать все, что есть на столе. Я бы попробовал(а)...» Что?


Протокол обследования по методике «Приключения Кузи и Фани»

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Класс _______________________ группа ___________________________

Дата обследования ______________________________________________

                                                     (первая серия заданий - до начала профилактической работы)

№ п/п

Тестовое задание

Ответ ребенка

код

Проба/отказ

Аргументация

Реактив./актив

Реальн/фантазир

1.1   (имя) возраст  
1.2   Что подумает и сделает __?            
1.3 «С праздником, сынок(доченька)! Хочешь немного шампанского?»            
1.4 «Смотри, что мы нашли! – Сигареты. Прикольно! Попробуем?»            
1.5. «Пить ужасно хочется. Что это в бутылке? Ну что, попробовать?» Что сделает ___            
1.6 Покажи, где сядет __ в кинозале? Почему?            
1.7 «Пить хочешь? Ладно, можешь отхлебнуть у меня немного пива.»            
1.8 «Будешь курить?» «Давай с нами!»            
1.9 «У меня День рожденья. Выпьешь за мое здоровье?»            
1.10 «Что это? Сейчас попробуем. Тебе налить?»            
1.11 «О, в стакане осталось немного вина. Выпить?»            

Итого

         

 


 

Дата обследования______________________________________________

                                                     (вторая серия заданий – после завершения работы по программе)

 

№ п/п

Тестовое задание

Ответ ребенка

код

Проба/отказ Аргументация Реактив/актив. Реал/фантизир
2.2 В лифт вошла женщина с дымящейся сигаретой. Что скажет и сделает ___?          
2.3 «Ты уже взрослый(ая), Можешь выпить немного с нами.»          
2.4 «У меня сигареты как в рекламе. Хочешь попробовать?»          
2.5. «Не знаю, что это, но пахнет вкусно и выглядит вполне съедобно. Попробовать?»          
2.6. В комнате много людей. За столом в центре сидят люди, которые курят и играют в карты. Двое играют рядом с ними в железную дорогу. В углу двое смотрят телевизор. Один стоит у окна. Один у двери. Двое читают книгу. Кто из них ___? Почему ты так думаешь?          
2.7 «Сока нет, _____. Хочешь джин-тоник?»          
2.8 «Покурим? Давай с нами»          
2.9 «Привет, а мы тут пиво пьем» «Будешь с нами?»          
2.10 «Такого ты еще не пробовал(а)! Держи.»          
2.11 «Родители сказали, что я могу пробовать все, что есть на столе. Я бы попробовал(а) _______»          

Итого

       

 


О бработка и интерпретация полученных данных.

Проводится качественный анализ результатов обследования каждого ребенка. Чтобы сравнить данные, полученные до начала и после завершения профилактической работы, и обобщить результаты обследования всех детей класса (группы), можно провести качественно-количественный анализ высказываний детей. Можно выделить несколько направлений анализа и соответственно несколько показателей, которым могут присваиваться числовые значения.

1. Отмечается, пробует или нет ребенок психоактивное или неизвестное вещество.

За согласие попробовать и соответствующие действия присваивается –1 балл, за отказ +1 балл. В случае пассивного курения – «+1» балл присваивается за уход из зоны задымления. Если же ребенок рассуждает о вреде курения, но при этом остается рядом с курящим, не осознавая опасности пассивного курения, такому ответу присваивается 0 баллов.

2. Анализируется аргументация выбора поведения (пробы или отказа от пробы)

Если ребенок никак не объясняет свой выбор, присваивается 1 балл.

В случае, когда ребенок приводит какое-то объяснение, можно выделить две принципиальные линии аргументации.

В первом случае приводятся объяснения, не связанные с употреблением ПАВ. Например, «мама будет ругаться...», или «нельзя трогать сигареты, вдруг там взрывчатка». Такие ответы также получают 1 балл.

Другой тип аргументации можно отметить в случае, если ребенок объясняет тот или иной выбор причинами, связанными со свойствами ПАВ, правилами и последствиями их употребления. Такому ответу присваивается 2 балла. Например: «Я не пью шампанское, а то голова закружится, а если много алкоголя пить, то можно и умереть». Или: «в помещении курить нельзя, а тут еще и знак», «сядет на последний ряд, там дыма нет вредного», «вино это хорошо пить, это клёво, и на праздник все пьют».

Также 2 балла получает аргументация, предполагающая сравнение героя истории с потребителем ПАВ: «да, я пьяница и буду пить вино», или «я непьющий и некурящий, а наоборот, спортсмен». Если в ответе ребенка содержатся аргументация двух типов, оценивается та, которая называется (написана) первой.

3. Оценивается характер указанных ребенком действий: реактивный или активный

Если ребенок коротко реагирует на обращение окружающих, характер указанных действий может расцениваться как реактивный. Выбор реактивных действий оценивается в 1 балл. Например, «спасибо, не хочу» в ответ на предложение, «отвернется», «заткнет нос» в ситуации пассивного курения.

Активными могут считаться инициативные действия ребенка при разрешении проблемной ситуации. Активным действиям присваивается 2 балла. Например, «Дяденька, дай закурить» (в ситуации пассивного курения), «Почему вы тут курите, тут же нельзя. Затушите сигарету, а то я заберу и выкину сам» (в той же ситуации). Активным действием может считаться поиск альтернатив употреблению ПАВ. Например: «лучше я пойду домой воды попью», «налейте мне лучше не шампанского, а лимонада».

4. Отмечается, является ли выбранный стиль поведения осуществимым в реальной жизни или предлагается сугубо фантастический способ решения ситуации

Фантастическим может считаться способ с привлечением волшебной силы, третьих несуществующих в данной ситуации лиц. Например, «а он достанет гранатомет и мозги в разные стороны...», «сломает лифт. Заберет сигарету, – вырвет ее вместе с рукой. Рука будет валяться с сигаретой. Кузя ее на стенку повесит», «закроется невидимым плащом, который не пропускает дым». Когда ребенок первый раз предлагает такой нереальный способ действий, исследователь напоминает, что это истории об обычном мальчике (обычно девочке), и просит придумать, что сделает обычный человек в реальной жизни, если ко всему, что происходит, он относится серьезно. Если после такого напоминания нереальные варианты поведения тем не менее предлагаются снова, в соответствующей графе протокола ставится восклицательный знак - «!». Такие ответы могут быть связаны либо с когнитивными проблемами ребенка (относительно часто встречаются при легкой интеллектуальной недостаточности), либо с отсутствием у ребенка адекватных ситуации ресурсов преодоления сложных ситуаций. В этом случае основное внимание следует уделить вопросу формирования навыков сопротивления наркогенному давлению, и а также в целом развитию ресурсов и адекватных стратегий копинг-поведения.

Кроме перечисленных линий анализа, следует обратить внимание на наличие формальных, однотипных социально-желательных ответов.

Например, в начале работы по программе Никита Б. (11 лет) на предложение закурить отвечал монотонно: «Нельзя курить, маленьким останешься, не вырастешь». Эту фразу ребенок, имеющий стаж курения более 5 лет, слышал от взрослых многократно. И только на третьем предъявлении подобной ситуации, Никита ответил: «Да не буду я твои сигареты курить, может они испорченные, у меня свои есть».

Наличие шаблонных фраз в ответах ребенка ставит под сомнение надежность полученных результатов. Поэтому в любом случае данные, полученные с помощью данной методики необходимо рассматривать только в комплексе с другими методиками.

Результаты качественно-количественного анализа реакций каждого ребенка (по каждой серии тестовых заданий) могут быть вычислены как произведение баллов, присвоенных поведенческой реакции по выделенным линиям анализа (за исключением последней).

Например, в ответ на предложение алкоголя: «...Хочешь немного шампанского?» Саша Т. (10 лет) написал: «Нет, я не хочу шампанского. Тогда я лучше лимонада попью. Вообще я – непьющий. Я этим делом не занимаюсь». Этот ответ является отказом от пробы (1 балл), аргументированным идентификацией с непьющим человеком (2 балла), содержит альтернативу пробе алкоголя – «я лучше лимонада попью» (2 балла). В целом, такой ответ оценивается в 4 балла.

В этой же ситуации Никита Т. (10 лет) ответил: «Да-да. Налейте мне. И еще водки налейте. Я очень шампанское люблю. Оно может вкусненькое, и я напьюсь пьяный. И потом достал петарды и пустил кому-нибудь в голову... и мозги в разные стороны...» Ответ выражает согласие попробовать алкоголь (–1 балл), аргументированный представлениями о свойствах шампанского (2 балла), просьба налить ему еще водки может расцениваться как активное действие (2 балла) Такому ответу присваивается –4 балла. Кроме того, ставится отметка в графе «фантастический ответ».

Ответы ребенка в каждой ситуации могут располагаться в диапазоне от –4 до + 4 баллов.

Чтобы выявить наиболее потенциально опасные ситуации и оценить риск приобщения к тому или иному ПАВ, результаты каждого ребенка приводятся в сводной таблице:

Сводная таблица «Поведенческая готовность в наркогенных ситуациях» по результатам методики «Приключения Кузи и Фани»

Вещество (ПАВ, неизвест-ное) Тип ситуации №№ карточек (в каждой серии) Проба/ отказ Аргумен-тация Реактив/ актив. Фантаст. Ответы Формаль-ные ответы

табак

Пассивное курение

2          
6          
Предложение пробы табака со стороны сверстника 4          
Предложение пробы со стороны группы сверстников 8          

алкоголь

Предложение алкоголя со стороны значимых взрослых

3          
7          
Предложение алкоголя со стороны сверстников 9          
Потенциальная проба алкоголя в одиночестве 11          

Неизвестное вещество

Проба неизвестного вещества. 5          
Предложение пробы неизвестного вещества (некритичнаое вовлечение в наркотизацию) 10          

Итого:

         

 

Чем выше положительный балл, набранный ребенком, тем сильнее антинаркотические установки. Чем больше отрицательных величин, тем выше риск употребления ПАВ или некритичного вовлечения в наркотизацию. Работа по программе может считаться удовлетворительной, если результаты обследования всех детей, прошедших обучение, располагаются в диапазоне положительных величин.


Цветовой тест М. Люшера

Цель: оценка психоэмоционального состояния ребенка

Оборудование:

- Восемь разноцветных карточек 3 х 3 см. Основные цвета: темно-синий, зеленый, оранжево-красный, желтый. Дополнительные: фиолетовый (малиновый), коричневый, черный, серый.[35]

- Игрушечная бабочка[36]

Процедура обследования:

На белом фоне раскладывают карточки в случайном порядке, на примерно равном удалении от ребенка (условно – полукругом). Ребенку предлагается выбрать и показать наиболее приятный в данный момент цвет из набора. Выбранную карточку исследователь откладывает в сторону цветом вниз, фиксируя выбор в условных цифровых обозначениях: серый – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Дальше выбор самого приятного цвета осуществляется из оставшихся карточек.

Инструкция к тесту может быть дана в «сказочной» форме, например, такой[37]: «В одной сказочной стране живет чудесная бабочка. (Исследователь дает ребенку игрушечную бабочку)  Она летает над полями, лесами, озерами и городами и однажды она летела над поляной, на которой росли разноцветные цветы (исследователь раскладывает стимульный материал) Бабочка покружилась над цветами и один из них ей понравился больше всех, показался самым приятным, и ей захотелось сесть на него. Покажи, пожалуйста, на какой цветок села бабочка (ребенок показывает, исследователь фиксирует его выбор и убирает выбранную карточку). Бабочка отдохнула и снова пустилась в полет. Через некоторое время она снова оказалась на знакомой поляне. На какой же цветок она села на этот раз?...»

Протокол обследования по методике «Цветовой тест М. Люшера»

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Класс _______________________ группа ____________________________

Дата обследования ______________________________________________

                                                     (до начала или после завершения профилактической работы)

Раскладка по предпочтению:

Место 1 2 3 4 5 6 7 8
Цвет                

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация полученных результатов теста М. Люшера предусматривает несколько направлений и соответствующих процедур. В соответствие со спецификой использования данной методики для оценки профилактической работы, а также, учитывая возрастные особенности младших школьников, наиболее информативными может считаться выделение компенсаций и тревог.

Выявление компенсаций и тревог:

Анализируется ранг (место в раскладке по предпочтению) основных и дополнительных цветов. М. Люшер исходит из того, в норме основные цвета должны находится в начале ряда предпочтений, т.е. восприниматься как приятные. Дополнительные цвета должны оказываться во второй половине ряда. Отсюда вытекают три правила:

1. Появление любого основного цвета на последних трех местах в ряду предпочтений обозначает наличие тревоги. Тревога обусловлена подавлением, неудовлетворенностью субъективно значимой потребности. Смысл потребности вытекает из значения цвета, оказавшегося на последних местах.

2. Появление любого дополнительного цвета (кроме фиолетового) на первых трех местах раскладки по предпочтению обнаруживает наличие компенсаций. Компенсация рассматривается как такой тип поведения, который, вызывая временное облегчение, никогда не приводит к действительному удовлетворению ущемленной потребности.

3. При наличии тревоги первый цвет автоматически рассматривается как ее компенсация. При наличии компенсации, последний цвет рассматривается как индикатор тревоги, ее вызывающей.

Для условно-численной оценки выраженности компенсаций и тревог в данной методике приняты следующие обозначения:

-! – если основной цвет стоит на 6-м месте (дополнительный – на 3-м)

-!! – если основной цвет стоит на 7-м месте (дополнительный – на 2-м)

-!!! – если основной цвет стоит на 8-м месте (дополнительный – на 1-м)

Общая выраженность компенсаций и тревог вычисляется как сумма условных баллов (!) и может находиться в диапазоне от 0 до 12 баллов.

Психологическое содержание тревог (неудовлетворения значимых потребностей) и компенсаций (защитного поведения) зависит от значения цветов, оказавшихся на первых и последних местах:

1. Синий: состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональная стабильность, умиротворение, гармония, удовлетворенность.

2. Зеленый: волевое усилие, напряжение, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, успеху и власти, деловитость, настойчивость, уверенность в себе, энергичная защита своих позиций, упорство в достижении целей.

3. Красный: энергичная активность, стремление к успеху через борьбу, возбужденность, потребность действовать и расходовать силы, лидерство, инициативность.

4. Желтый: надежда на легкость, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, раскрепощение, восприимчивость, расширение возможностей.

5. Фиолетовый: впечатлительность, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, зачарованность, мечтательность, восхищение.

6. Коричневый: комфорт телесных ощущений, физическая легкость, сенсорная удовлетворенность.

7. Черный: отрицание, окончание, отказ, неприятие, протест, небытие.

0. Серый: нейтральность, неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств.

 

«Волшебная страна чувств» [38]

Цель: оценка психоэмоционального состояния ребенка

Оборудование:

- цветные карандаши (красный, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный)

- бланк методики

Процедура обследования

Обследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Перед ребенком (или детьми) раскладываются цветные карандаши и бланк методики. Исследователь предлагает ребенку (детям) подобрать каждому «жителю Волшебной страны» цвет и раскрасить подходящим цветом домик. Затем дети раскрашивают «карту страны» (силуэт человека). Групповое обследование, включая инструкцию и комментарии, приводятся в конспекте занятия №3 «Волшебная страна чувств и ее жители».

Инструкция:

В волшебной стране живут чувства: Радость, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Как и каждому из нас им нужен дом. Причем, каждое чувство хотело бы жить в отдельном домике определенного цвета. Уважаемые Волшебники, теперь вам предстоит побыть Архитекторами- проектировщиками домов. У вас есть волшебные цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте их домики. (исследователь раздает детям бланки методики «Волшебная страна чувств»)... Рядом с домиками жителей волшебной страны нарисована карта волшебной страны. Но страна пуста, ведь она только что создана. Только вы, дорогие волшебники – создатели страны, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши...

Обработка и интерпретация полученных данных

При обработке результатов анализируются следующие положения:

1. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Неадекватный подбор цвета (такой, как выбор «серого» или «черного» цветов для радости или интереса) может свидетельствовать о неблагополучном психоэмоциональном состоянии ребенка.

2. Распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. При этом силуэт можно разделить символически на пять зон:

- голова и шея (символизируют ментальную деятельность)

- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональное состояние)

- руки до плеч (символизирует коммуникативные функции)

- тазобедренная область (творческие переживания)

- ноги (символизируют чувство «опоры», «уверенность, а также возможность заземления» негативных эмоций)

При анализе «карты страны» можно также использовать символические значения цветов (см., например, методику М. Люшера).

Литература

1. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. – М., 1993. – с.71 –75.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2001.

3. Общая психодиагностика / под ред. А.А Бодалева, В.В. Столина – М., 1987.

4. Собчик Л.Н. Методика цветовых выборов. Методические рекомендации. – М., 1990.

5. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Психодиагностика цветопредпочтением. (Краткое руководство по использованию цветового теста М. Люшера) – СПб., 1994.

6. Тренинг по сказкотерапии. - СПб., 2000.

7. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации./ сост. Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд – Л., 1985


Бланк обследования по методике «Волшебная страна чувств»

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Класс______ Дата обследования ___________________________________

                                                        (до начала или после завершения профилактической работы)

Радость

Грусть

Интерес

Страх

Злость

Обида

Вина (стыд)

 


Заключение

Усугубление наркологической ситуации в стране, в частности тенденция к неуклонному омоложению потребителей психоактивных веществ, требует создания целостной системы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях. При этом ведение профилактической работы с детьми должно начинаться до наступления в младшем школьном возрасте.

Система профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов. Приоритетной является позитивная профилактика злоупотребления ПАВ, опирающаяся на возрастные особенности детей. Особая роль в ведении такой комплексной профилактической работы, затрагивающей личность ребенка и младшего школьного возраста, его семейное окружение и условия обучения и воспитания в образовательном учреждении, принадлежит учителям начальных классов.

В настоящее время в учебный процесс начинают внедряться первые антинаркотические программы для младших школьников. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами для учащихся начальных классов «Волшебная страна чувств», созданная на основе синтеза хорошо зарекомендовавших себя отечественных и зарубежных программ профилактики аддиктивного поведения, и валеологических и психокоррекционных программ, является одной из антинаркотических учебных программ нового поколения. Программа направлена на гармонизацию личности ребенка и его взаимоотношений с окружающими через обращение к его эмоциональному миру, и предполагает развитие анализа эмоциональных состояний, как своих, так и других людей, формирование и развитие навыков саморегуляции, самопомощи в сложных жизненных ситуациях. Использование в профилактической работе элементов сказкотерапии и арттерапии обеспечивает развитие творческого потенциала, поддержку и усиление созидательного начала в ребенке. Кроме того, информация о последствиях злоупотребления психоактивными веществами предоставляется детям в форме метафоры, что позволяет вести работу по формированию антинаркотического барьера на глубинном, ценностном уровне. Материалы для ведущего обучающих групп, представленные в методическом обеспечении программы, могут варьироваться в каждой группе в соответствии с потребностями детей. Все это позволяет ожидать от работы по программе профилактики злоупотребления ПАВ «Волшебная страна чувств» достаточно высокой эффективности.


Глоссарий

Абстинентный синдром (синдром отмены) – болевые ощущения и болезненное состоянием, связанным с отсутствием психоактивного вещества, от которого сформировалась зависимость. Абстинентный синдромпредставляет собой комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических расстройств. Клиническая картина, сроки формирования и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления, функциональных особенностей организма.

Адаптация – приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психологии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; и социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка) – форма девиантного (нарушающего социальные нормы) поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или видах деятельности, сопровождающихся интенсивными эмоциями. Злоупотребление психоактивными рассматривается веществами как один из механизмов аддикции до момента перехода аддиктивного поведения в поиск и употребление психоактивных веществ в связи со сформированной зависимостью от них. Ряд исследователей считает аддиктивное поведение первым этапом формирования наркомании как болезни. Однако аддиктивное поведение не всегда влечет за собой болезненные состояния, его следует рассматривать именно как форму деструктивного девиантного поведения.

Акцентуация личности – понятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году. Под акцентуацией характера понимаются различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. Акцентуации характера при правильном воспитании компенсируются и исчезают; ошибки воспитания способствуют их переходу к неврозам и психопатиям.

Алкоголизм – термин обычно применяется по отношению к хроническому постоянному пьянству или периодическому потреблению алкоголя, которое характеризуется нарушением контроля над количеством выпитого, частыми эпизодами опьянения, сужением интересов на алкоголе и употреблением алкоголя, не смотря на неблагополучные последствия.

Антинаркотический барьер – антинаркогенные установки, являющиеся внутриличностными механизмами, обеспечивающими реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Значимый защитный фактор по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию.

Арттерапия – терапия средствами искусства. Теория арттерапии основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве, что в конечном итоге приводит к снижению остроты травмирующего переживания, позволяет на предметно-действенном уровне «отработать» внутриличностные и межличностные проблемы и найти новые позитивные пути разрешения проблемных ситуаций.

Валеология – отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы условий, способствующих укреплению здоровья.

Восприятие социальной поддержки – субъективная оценка информации, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, он включен в определенны


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.