Цветовой тест отношений (ЦТО) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Цветовой тест отношений (ЦТО)

2022-10-04 41
Цветовой тест отношений (ЦТО) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

- изучение оценочного компонента установки по отношению к употреблению ПАВ.

- изучение системы отношений ребенка к себе и другим значимым людям в семье и школе

Обоснование методики: Цветовой тест отношений (ЦТО) – невербальный тест, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни эмоциональных отношений человека. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный тест показывает часто неосознаваемые компоненты отношения, минуя защитные механизмы системы сознания. Методика ЦТО используется нами с целью выяснения оценок детьми употребления ПАВ посредством выяснения отношения детей к потребителям психоактивных веществ.

Оборудование:

Набор цветных стимулов из восьмицветового теста М. Люшера.

Процедура обследования:

Обследование проводится индивидуально. Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1. Исследователь совместно с ребенком составляет список значимых людей из непосредственного окружения ребенка. Для того чтобы оценить отношение ребенка к употреблению психоактивных веществ, этот список дополняется либо людьми, употребляющими ПАВ: «человек, который курит», «человек, который выпивает (пьет спиртные напитки)», и по решению ведущего группы, если ребенок отчетливо представляет, что вкладывается в понятие «наркотик», - «человек, который принимает наркотики», или понятиями «сигареты», «алкоголь», «наркотики».

2. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают цветные карточки, и предлагают подобрать каждому человеку и понятию из списка подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Инструкция может быть, например, такой: «Не знаю, правда ли, просто ли красивая легенда, но говорят, где-то далеко, а может быть и близко, есть удивительная страна. От всех жителей этой страны, от животных, растений и всех предметов исходит Внутренний Свет, различимый для человеческого глаза. То есть можно видеть не только внешнюю сторону предметов и не только внешний облик живых существ, но и их внутреннюю сущность, их характер, их душу (Внутренний Свет). При этом разные люди и предметы светятся разными цветами. Кто-то синим, кто-то красным. Представляешь, как красиво - самые обычные улицы, с самыми обычными домами, фонарями, прохожими сияют и переливаются всеми цветами радуги! Посмотри на цветные карточки. Если бы ты попал(а) в эту страну, какого цвета был бы твой внутренний лучик? Выбери самую подходящую тебе карточку и покажи... Интересно, какими цветами светились бы твои родные и знакомые, или разные предметы? Давай поиграем в такую игру: Я буду называть людей или предметы, а ты подберешь подходящий цвет для их внутренних лучиков. Один и тот же цвет можно подбирать для разных людей. Попробуем? Подбери цвет, подходящий твоему папе...» (аналогично ребенок подбирает цвета всем людям и понятиям из списка).

3. После завершения ассоциативной процедуры ребенок ранжирует цвета в порядке убывания предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаза», и, заканчивая «самым некрасивым, неприятным». (таким образом, выполняется краткий вариант восьмицветового теста М. Люшера).

Протокол обследования по методике ЦТО

Фамилия, имя ребенка___________________________________________

Класс _______________________ группа ____________________________

Дата обследования ______________________________________________

                                                     (до начала или после завершения профилактической работы)

 

Список значимых людей, явлений и понятий, отношение к которым исследуется Цвет-ассоциация
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Раскладка по предпочтению

Цвет[31] 1 2 3 4 5 6 7 0
ранг                

Обработка и интерпретация полученных данных

Интерпретация результатов основывается на двух процедурах:

1. Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными людьми и понятиями, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладе по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию ребенок относится положительно, эмоционально принимает, удовлетворен существующими отношениями. Если же с ним ассоциируется цвет, занимающий последние места в раскладке по предпочтению, значит, отношение ребенка – негативное, существует эмоциональное неприятие, отношения не устраивают.

Сводная таблица результатов обследования ребенка по методике ЦТО

Список значимых людей, явлений и понятий, отношение к которым исследуется

До начала программы

После завершения программы

цвет ранг цвет ранг

В семье

         
         
         
         
         
         
         
         

В школе

         
         
         
         
         
         
         

Отношение к употреблению ПАВ

         
         
         

2. Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Личностные характеристики цветов, входящих в ЦТО [32]:

Цвет Характеристика цвета
Синий (1) Честный, справедливый, добросовестный, добрый, спокойный. Выявляет чувствительность, умение сопереживать, склонность к созерцательности, доверие, преданность.
Зеленый (2) Черствый, самостоятельный, невозмутимый. Выявляет упорство, целеустремленность, сопротивление изменениям, постоянство воззрений. Вариант самоутверждения. Ассоциация родителей с этим цветом чаще всего указывает на их доминантную роль, высокий контроль, предъявление чрезмерных требований и строгость наказаний.
Красный (3) Решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный. Выражает жизненную силу, стремление и воля к успеху.
Желтый (4) Разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный. Выражает раскованность, оптимизм, полную радостных надежд изменчивость, при отсутствии последовательности и планомерности. Ассоциация родителей с этим цветом часто указывает на воспитание по типу потворствующей гиперпротекции.
Фиолетовый (5) Может рассматриваться двойственно: с одной стороны, выражает эгоизм, неискренность, самостоятельность (Цветовой тест отношений…, 1985), с другой – характеризует стремление к интуитивному пониманию, высокой степени чувственной близости, ведущей к слиянию субъекта и объекта, желание восхищать других, безответственность (Л.Н. Собчик, 1990).
Коричневый (6) Уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный. Характеризует отношения зависимости.
Черный (7) Непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый. Символизирует отказ, отречение или неприятие, приписывание негативных качеств.
Серый (0) Нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный. Характеризует стремление отгородиться, уйти от общения и обязательств.

«Приключение Кузи и Фани»

Цель: исследование поведенческого аспекта установки младших школьников по отношению к употреблению ПАВ

Обоснование методики: Приводимая ниже методика, создана на основе ретроспективного анализа ситуаций приобщения детей 6-12 лет к алкоголю, наркотиками, а также курению, по результатам анкетирования подростков 14 –18 лет (нормально развивающихся и с задержкой психического развития; воспитывающихся в семье и в детском доме – всего 100 человек), а также опроса экспертов (психологов, психиатров, наркологов – всего 20 человек, средний стаж работы с детьми и подростками, злоупотребляющими ПАВ – 3,5 года). Вопросы анкеты для подростков включали вопросы об обстоятельствах их первой пробы табака, алкоголя, наркотиков: в каком возрасте произошло «знакомство» с ПАВ, кто выступил инициатором пробы, как было сформулировано предложение попробовать, где и когда это произошло. Экспертам предлагалось максимально подробно описать по три типичные ситуации пробы ПАВ, в которых дети и подростки 6-12 лет приобщаются к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Были выбраны наиболее типичные ситуации приобщения детей и подростков 6-12 лет к психоактивным веществам. Именно эти ситуации и представлены в методике «Приключения Кузи и Фани». Методика используется нами в работе с детьми в течение двух лет. Безусловно, она нуждается в дальнейшей апробации. Результаты, полученные с ее помощью, могут рассматриваться ведущим группы только как ориентировочные. Следует отметить, что, как и большинство проективных методик, «Приключения Кузи и Фани» дает богатый диагностический материал и позволяет не только оценить поведенческую готовность детей в наркогенных ситуациях, но и выявить некоторые особенности актуального состояния ребенка, наиболее важные для ребенка и конфликтные сферы взаимоотношений, сделать вывод об уровне агрессивности в общении, сформированности копинг-ресурсов и стратегий преодоления стресса.

Форма проведения: может проводиться как индивидуально, так и в группе[33]

Оборудование:

Для группового обследования понадобятся:

- Конверты почтовые (каждому ребенку)

- Бланки с тестовыми заданиями (карточка с изображением мальчика (девочки) и по 10 карточек с изображением наркогенных ситуаций, в которые попадает герой (Кузя или Фаня) каждому ребенку)

Для индивидуального обследования могут использоваться либо карточки, либо набор картонных фигурок людей (мужчины, женщины, мальчики, девочки)

Процедура обследования:

Групповая форма обследования [34]

В условиях группового обследования дети рассаживаются по одному за парты и получают конверты с набором карточек, на которых изображены наркогенные ситуации (мальчики получают карточки с изображением и описанием «приключений» Кузи, девочки – Фани).

Исследователь предлагает написать, что подумает, скажет или сделает герой в каждой ситуации.

Инструкция:   «Вы ведь знаете, что такое комиксы? Это такие книжки, в которых картинок больше, чем слов! Словно застывшие мультфильмы. В комиксах слова героев пишут в таких «облачках». Давайте придумаем и допишем текст к картинкам, которые вы найдете в конвертах с вашими фамилиями. Интересно и здорово получится, если каждый из вас сделает все самостоятельно, и у нас получится много разных комиксов...

...Посмотрите на первую картинку. На ней нарисован мальчик или девочка. Это Кузя и Фаня. Им столько же лет, сколько и вам. Дальше на карточках нарисованы ситуации, в которые попадает Кузя или Фаня. Посмотрите, что происходит на картинке, и придумайте, что подумает, скажет или сделает Кузя или Фаня. Напишите это в облачке. Нельзя давать шуточные ответы. Постарайтесь придумать, как поступит Кузя или Фаня, если ко всему, что происходит, они относятся серьезно...

Если будет непонятно, что нарисовано или не разобрать, что написано, не стесняйтесь, спрашивайте меня. Только сначала поднимите руку...


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.