Шаг 1. Формирование критической позиции к своим психопатологическим переживаниям и настройка на успех излечения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Шаг 1. Формирование критической позиции к своим психопатологическим переживаниям и настройка на успех излечения.

2022-10-04 19
Шаг 1. Формирование критической позиции к своим психопатологическим переживаниям и настройка на успех излечения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В работах С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, И. И. Кожуховская[…] вопросу критичности отношения к своим суждениям, к оценке своей личности;критическом отношении к своему заболеванию (состоянию)уделяется особое внимание. Любая терапевтическая манипуляция со стороны психотерапевта будет малоэффективной пока больной находится в фокусе своих болезненных переживаний. Его сознание словно уздник в закрытой камере видит только серые стены и стальные решетки на дверях и окнах. Такое отношение к собственному заболеванию тем более осножняется, если имеются признаки ипохондрического синдрома. 

Существует распространенное убеждение (установка): психотерапевтические мероприятия строятся из запроса клиента. Имеются даже мнения, что если терапевт не учитывает запрос клиента, то впадает в ересь директивности.Лечить исходя из запроса клиента, на мой взгляд, в корне неправильный подход, доходящий до абсурда. Психически больной мозг клиента указывает цель терапии! А если он нам скажет, что главная причина его страданий - это собственный рот, который иногда становится больше головы и хочет ее съесть. Или мыши, что живут у него под кроватью и постоянно играют полонез Огиньского? Будем мышей ловить? В 90% запросы клиентов на терапию оказываются ложными целями, - производными их защит, внутренних конфликтов и комплексов. Один из первых правильных шагов психотерапевтического процесса - это создание фрейма результата. И создает такой фрейм не клиент, а психотерапевт. Так что лучше уж быть директивным, если не хотите, чтобы мозгоправил клиент, а не Вы. Сознательный запрос и неосознаваемый мотив обращения к терапевту может сильно расходится по целям. В третьей части этой книжки (Пять терапевтических этюдов») представлен клинический случай психогенного паралича. Осознанный запрос клиента был сформулирован так: - Что я делала не так по отношению к своей дочери? Бессознательный мотив обращения имел ясную цель: оправдать ее отношение к дочери и найти крайнего в попытке ее суицида.Первым этапом психотерапевтического процесса (на мой взгляд) является точное формулирование результатов и мишеней терапии. И здесь нет необходимости идти на поводу его осознанных или бессознательных целей.

 

Вне зависимости от причин обращения и запросов клиента, вне зависимости от вида психического расстройства первым и важным шагом становится формирование у клиента (пациента) критической позиции к собственному состоянию (переживанию) и настройка на успешность терапии. В некоторых случаях важно изначально сформировать критическое отношение к собственной личности (выраженный нарциссический синдром, завышенная самооценка, проблемы межличностных отношений, при которых вся вина ложится «на других»).

При заключении договоренностей (психотерапевтического контракта), устных или письменных, абсолютно актуальным является определение роли психотерапевта и клиента в системе их взаимодействия.  Данный способ предполагает позиционировать психотерапевта как:

1. Проводника между сознанием и подсознанием клиента.

2. Зеркало, сквозь которое клиент может увидеть свой внутренний личный космос, его миропорядок или хаос.

3. Спутника-проводника, который вместе с клиентом совершает путешествия по новым неизведанным маршрутам его личного пространства, помогает ему открывать запертые двери и показывать то, находится за порогом этих дверей, - безграничные пространства новых неосвоенных территорий.

  Клиенту сразу разъясняется, что он пришел не «лечиться у терапевта», а работать вместе с ним над излечением. Ему изначально предписывается ответственность, определяющая то, что все, что с ним произошло до встерчи с врачом-психотерапевтом, все, что произойдет в процессе совместной работы и после – это его жизнь, за которую он в ответе перед самим собой и близкими ему людьми. Материальные средства, которые он потратит на излечение – это инвестирование в личное будущее. Основная задача клиента - просто иметь силу желания и направлять ее для выполнениея предписаний и рекомендаций во время терапии и после нее. Предписание активной и ответственной роли клиента - важный момент для формирования критического отношения к своему состоянию.

Не менее важнойявляется настройка восприятия пациента на глубокие личнстные преобразования. Она может проводится с помощью недерективного гипноза с метафоричсеким содержанием символического значения (лечение рассмаривается как остановка в пути, а путь как судьба). Используется техника рассеивания (по М. Эриксону). За счет мета-программ инициируется длительный процесс пересмотра ключевых событий прошлого с позиции «взрослого разума». Искажается субьективное восприятие времени на весь период лечения: восприятие скорости течения времени значительно замедляется (сутки укладываются в годичный цикл: утро – весна, полдень – лето, вечер – осень, ночь – зима).

Настройка на обучение.

Исходя из основных процессов обучения (формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество) […Немов], различение и обобщение относится исключительно к сознательному компоненту личности. Остальные процессы могут быть инициированы осознанно или протекать бессознательно. Например, формирование ассоциаций как механизм создания кратковременных условно-рефлекторных связей - может инициироваться волевым усилием или протекать спонтанно без усилия разума. Поэтому из пяти процессов четыре относятся к бессознательным тенденциям развития личности и закладываются в раннем детстве. Рост сознания, как уже указывалось, - это тенденция «просветления», заложенная изначально как феномен архетипа Божественного Ребенка. Можно сказать, что выраженность сознательной функции «различения и обобщения» - это результат действия четырех бессознательных процессов (ассоциация, подражание, инсайт (прозрение) и творческий поиск), включенных в тенденцию «просветления».

Если мы хотим инициировать интерес клиента к обучению, проще всего «вернуть его восприятие в детский возраст», - в то время, когда окружающий ребенка мир был полон загадок и вызывал интерес. Этот прием-подход очень часто использовал М. Эриксон. И в осознанном состоянии и в состоянии транса метафоры, иллустрирующие детское восприятие мира, способы научения простым вещам: вставать, ходить, писать буквы и прочие – возвращают клиента в то время, когда он интенсивно развивался и обучался новому.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.