Патанджали – составитель йога-сутр. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Патанджали – составитель йога-сутр.

2022-10-04 27
Патанджали – составитель йога-сутр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из важнейших трактатов по духовной практике – садхана, считается "Светильник йога Патанджали" ("Патанджали-йога-прадип"). Никто, кроме Патанджали, не сумел представить духовную практику, систематизировав ее по научному методу. Нет достаточного сведения о Патанджали в истории. Говорят, что он родом из Кашмира.

Йога делится, в основном, на пять видов: радж-йога или дхьяна-йога (практика медитации), джьяна-йога или санхъя-йога (система познания), анасакти-йога или нишкама-карма-йога (система не привязанного деяния), бхакти-йога (практика достижения преданности Богу) и хатха-йога (практика совершения физических и дыхательных упражнений).

Обычно люди думают, что йога заключается в асане (поза) и пранаяме (упражнение дыханием). Это относится к хатха-йоге. Хатха-йога, как известно, является наукой практического метода, предназначенной для очищения физического тела для осуществления садханы в процессе практики познания – дхьяна-йога. Поэтому, она обращена лишь к асане и пранаяме. Считается, что эта практика существует более тысячи лет. "Хатха-йога-прадипика" ("Лампада хатха-йога") является главным трактатом этого йогического метода. Патанджали же следует по пути радха-йога, т.е. является последователем дхъяна (медитации).

Трактат "Патанджали-йога-прадип", содержащий всего 195 сутр, включает четыре раздела: самадхипада, садханапада, вибхутипада и каивальяпада.

Подобно в "Вагдадгите", в которой Бог Кришна предоставляет сущность науки веры и души в начале, во второй же главе, этой священной книги, так и Патанджали в начале своего трактата, под заглавием "самадхипада", очень кратко даёт сущность самадхи, предназначенную для лучших духовных практиков – садхака. В этой части говорится о смысле йога, приметах умонастроении – читта-вритти, способах душевной устойчивости, т.е. воздержании чувств, признаках аскетизма, стадиях воздержания чувств, т.е. видах самадхи и предельной форме йога. Сущность 51 сутр этой начальной главы трактата можно привести в нижеследующих трёх формулах:

1.Йога значит воздержание чувств (Йогашчиттавриттиниродха).

2.Наблюдатель /душа/ расположится в своём качестве посредством воздержании чувств (Тада драшту сварупевстханам).

3.Наблюдатель /душа/ приобретает соответствующее своим чувствам качество (Вриттисарупьямитаратра).

Патанджали приводит 55 сутр во второй главе, названной "садханапада", специально для второй группы практиков – садхака, стремящихся к йогической практике, но ещё не полностью укротивших своих чувств. В этой главе говорится о видах страдания - клеша, способах ликвидации тонких причин страдания посредством йогического действа – крияйога, источниках, влияниях и способах освобождения от результата поступок, совершаемых в предыдущих рождениях, об очищенном состоянии наблюдателя, т.е. духе познания и о частях йога. Патанджали в 29 сутре главы "садханапада" назвал свою духовную практику "астанга-йога" - "йога с восьми частей".

Этими восемью ветвями являются яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи. Первые пяти ветвей именуются "вахиранга-йога", а последние три – "антаранга-йога". Однако, и это последнее подразделение, состоящее из трёх ветвей, становятся, подобно первыми пятью ветвями, вахиранга-йогой при достижении состояния нирбиджа-самадхи, когда практика йога приобретает форму самой высшей точки чистого Абсолюта - Параматма. Причиной этому является то, что в последней стадии йога означает слияние каивальи (спасение от перерождения), парам-ваирагьи (высший аскетизм) и самашти (целость).

Яма означает кодекс морального поведения. Это состоит из пяти поступок: ахинса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (не украсть), брахмачарья (обет воздержания), апариграха (отказ от мирских благ). Не причинить страдание никакому живому существу желанием, словом и физической силой является ахинса. А сатья состоит из выражения прямых и косвенных чувств, не носивших вреда никому другому. Отсутствие всякого желания овладеть чужим добром является астея. А брахмачарья означает освобождение от желания, словесного выражения и действия, направленные на удовлетворение сладострастия. Отсутствие жажды накопления материальных благ с корыстной целью является апариграха.

Нияма – это кодекс самообладания. Эти правила также имеют пять разновидностей: шауч (очищение тела, одежды, пищи и души), сантоша (удовлетворение тем, что случается по воле судьбы или в результате своего деяния при выполнении долга), тапа (готовность вынести всякие неудобства для достижения высокой цели), свадхъяя (непрерывное изучение своих наклонностей), и пранидхана (религиозное созерцание).

Асана-сиддхи означает способность нахождения на долгое время в какой-нибудь одной позе, поскольку телесная неподвижность способствует уравновешению души. Целью пранаяма является достичь равномерное и спокойное движение дыхания: вдоха и выдоха. Это способствует к сосредоточению души. А пратьяхара заключается в практике поглощения всех наружных проявлений чувств во внутрь себя. А дхарана означает сосредоточение желания в одну точку опоры. Дхъяна - является такое состояние, когда внутреннее сосредоточение постоянно, без какой-либо колебания, фокусируется в ту точку опоры, куда была направлена мысль. А самадхи - является такое состояние, когда душа, освободившись от всех желаний и чувств, приобретает своё естественное качество.

Разъяснение дхарана, дхъяна и самадхи Патанджали приводит во главе "вибхутипада". В душе появляется очень удивительная чудодейственная энергия, когда достигается состояние сосредоточения мыслей. Такое состояние в йоге называется сиддхи. Об этом состоянии сиддхи Патанджали подробно объясняет в 55 сутрах, включённых во главе "вибхутапада". Такое состояние сиддхи является препятствием в йогическом пути, так как оно представляет особый соблазн для тех, кто занимается духовной практикой. Только тот садхака достигает стадию каивалья в йогической практике, кто остаётся безразличным к достигшему состоянию сиддхи. Садхака, достигая стадию каивалья, становится вездесущим, всемогущим и всезнающим, так как сливается с Абсолютом – Параматмой. Именно эта стадия является последней целью для Патанджали. Он даёт подробное объяснение этого состояния в 34 сутрах "каивальяпада", являющей последней главой "Йога-сутра".

Махабира в качестве основы своей религии принял концепцию яма с пятью ветвями, разработанной Патанджали. Он назвал эти пяти ветвей яма пятеричными правилами великих постов – панча-махабрата. Концепция панчашилы, разработанная Буддой, также основывается на концепцию яма. Он отличается от концепции Патанджали лишь тем, что Будда заменил правило "апариграха" понятием "мадхъя-нишедха" - "запрет алкоголя".

Йога не является религией, а это лишь наука о сознании. По мере того, как мир становится светским, провозгласив беспристрастность по отношению к религии, по той мере йога приобретает большую популярность. В современном мире йога привлекает и христианских священников, и иудейских рабинов, и мусульманских имамов. Европейские врачи сегодня рекомендуют своим больным заниматься упражнениями йоги, чтобы избавиться от различных болезней. Так, йога в современном мире, занимая достойное место в рецептах врачей, становится частью здравоохранения. Если как следует организовать йогические учреждения, включив это дело в списки государственного приоритета, то можно привлечь иностранных туристов в большом количестве. Таким образом, наша древняя, но научная методика йоги, станет не только источником получения иностранной валюты, но и может избавить юное поколение от разных пороков, наблюдающихся в последнее время в нашем обществе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.