Попытка на мысль #43: Сокровища духовные — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Попытка на мысль #43: Сокровища духовные

2022-10-04 27
Попытка на мысль #43: Сокровища духовные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В романе «Бесы» можно повстречать приятного старца по имени Тихон. Как известно, прототипом этого героя (как и старца Зосимы из «Братьев Карамазовых») является святитель и чудотворец Тихон Задонский, которого Достоевский много любил и уважал и в котором видел идеал святости.

Из письма Фёдора Михайловича к Каткову (редактору журнала «Русский вестник», в котором печатался роман «Бесы»):

«Но не все будут мрачные лица; будут и светлые. Вообще боюсь, что многое не по моим силам. В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, ещё мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже Святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героя романа. Боюсь очень; никогда не пробовал; но в этом мире я кое-что знаю.»

Достаточно интригующе. Протекция Достоевского говорит о многом, и рука, хочешь — не хочешь, тянется познакомиться с трудами этого замечательного человека. К счастью, труды его имеются в свободном доступе.

Хотелось бы обратить внимание на один из них — «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Работа святителя и чудотворца Тихона Задонского встречает читателя таким вот эпиграфом:

Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать.

Далее следуют 157 глав-сокровищ.

Драгоценный блеск реликвий, собранных святителем и чудотворцем, в каком-то смысле ослепил мой неподготовленный глаз. Чувствуя, что не в силах прикоснуться ко всему, я пробежался взглядом по оглавлению и выборочно кое-куда заглянул. С первых шагов вниманием моё привлекли две ветки, в которую выстраиваются названия определённых глав. Первая об отношениях «царь-подданный», вторая об отношениях «господин-раб».

Названия глав:

I (концепция «Царь-подданный»):
1. Царь и почтенный им подданный — преступник
2. Бедствующие люди и царь, их посетивший и им сострадающий
3. Царь, ожидаемый гражданами, приход его в город и приём его гражданами
4. Низкий человек, усыновлённый высоким лицом
5. Царь и его подданный, просящий у него милости
6. Царь — податель, и похититель его даяния
7. Царь, входящий в город или дом
8. Подданный, нарушающий закон перед своим царём
9. Царская милость, законопреступникам обещанная, и объявленная, и являемая обращающимся
10. Царь своего подданного зовёт к себе указом
11. Входящие в чертог царский

II (концепция «Господин-раб»):
1. Господин и раб
2. Господин и купленный раб
3. Господин, зовущий раба
4. Рабы, ожидающие своего господина
5. Раб, обижаемый перед господином
6. Раб, знающий и не знающий воли господина своего
7. Рабы, посланные господином звать гостей на обед

Зловещим светом переливаются сокровища. Несколько сомневаясь в себе, идём посмотреть на графическое изображение автора, чтобы чрез мягкость его святительского чудотворного лика вернуть себе спокойствие, которое уже было покинуло, когда перед глазами подобные названия мелькают:

 

С царём и подданными отложим, ведь с Божьей помощью некоторый шажок в сторону демократии государство наше сделало. По крайней мере на самые колена становиться перед царём и царедворцами нам уже будто бы не нужно.

А вот во вторую концепцию, в которой модель земного пренебрежения человеческим достоинством переносится на небо.. ой!

А вот во вторую концепцию, в которой речь идёт о духовном Царстве, всмотримся поподробнее. Ведь за 250 лет, прошедших с момента написания святителем и чудотворцем своего труда, нужно думать, на Небесах ничего особенно не изменилось.

Делаю выписки из глав о господине и рабах:

а) Раб называется именем того господина, чей он раб. Так и христианин называется христианином, потому что он раб Христов.

б) Раб перед господином со страхом и благоговением ходит, чтобы не прогневать его. Так и христиане перед Христом Господом своим ходить должны со страхом и благоговением, чтобы Его не прогневать. Хотя и не видят Его пред собою, но Он видит всех и смотрит на всех.

в) Раб, когда явится перед господином неисправным, наказывается. Так и христианин, когда явится перед Христом Господом неисправным, будет наказан. Раб, как верно ни работает на своего господина, делает то, что должен делать. Так и христианин, хотя и верно работает для Христа Господа, однако должен признавать себя недостойным.

г) Рабы непостоянные и злые за спиной своего господина по своей воле живут и своевольничают. Делают то, что хотят, думая, что господин их не видит. Так и многие бессовестные христиане поступают против совести и закона Божиего, как будто Христос их не видит, и только что не говорят: «Христос на небе, далеко от нас, не видит нас и дел наших».

д) Если бы раб в такое безумие и неистовство пришел, что перед своим господином дерзнул бы кричать, шуметь, безмерно смеяться, скакать, плясать и творить прочее бесчинство, то крайнее непочтение и досаждение выказал бы своему господину и вызвал бы его великий гнев. Такое безумие и неистовство показывают христиане, которые перед Христом Господом, всевидящим, беззаконничают и своевольничают. Сюда относятся бесчинные крики, кулачные бои, пляски, танцы, скверные и неподобные песни, лошадиные скачки, ссоры и брани, ругательства, клевета и осуждения ближнего, бесчинные собрания, пиршества, пьянства, любодеяния, прелюбодеяния, хищения, воровство и прочее.

е) Видим, что раб тому господину служит, который его купил у другого. Христос, Сын Божий, выкупил нас Себе от диавола и темной его власти. Выкупил не серебром и золотом или другой какой тленной ценой, но Своей Кровью. Крови ради нас Своей не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. И хотя сатана лестно завладел было нами и поработил себе, но Христос, Господь наш вступился за нас, и избавил от горького рабства, и присвоил Себе, и сделал нас рабами Своими.

Хм.

Будто бы какие-то скверные сокровища.

Обращает на себя внимание и третья, животноводческая, концепция

III (концепция Животноводства):
1. Овцы
2. Козлища
3. Скот
4. Скотское следование

Овцы. Христиане в Святом Писании овцами называются потому, что между христианами и овцами немалое имеется сходство.

Козлища. Козлищам злые люди уподобляются, так как немалое сходство между козлищами и злыми людьми. Козлища почти любой скот рогами своими бодают и обижают. Так и злые люди всякого человека, доброго и злого, или делом, или словом обижают. В козлищах примечается гордость, так как ходят все больше по высоким и крутым местам, а часто и на здания восходят. Так и злые люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда стараются в стаде быть впереди. Так и злые люди всегда хотят над другими начальствовать или быть на первом месте. Козлища, когда их влекут куда или бьют, не молчат, а кричат. Так и злые люди, когда их наказывают, не терпят, а ропщут, а часто и хулят: какая-де моя вина? чем я согрешил, и прочее. Козлища издают некий особый смрад. Так и злые люди смердят злонравием и беззаконной жизнью. Примечай, христианин, сходства козлищ и злых людей и помни, что написано об овцах и козлищах: «И соберутся пред Ним (Христом Царем) все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую». Исправляй себя покаянием и молитвой. Да будешь овца Христова. Да не явишься как козлище тогда, когда отделятся добрые от злых, как овцы от козлищ.

Скот. Какое в скоте и зверях наблюдается злонравие, такое имеется и в человеке, благодатью Божиею не возрожденном и не обновленном. В скоте видим самолюбие. Видим, как он сам один пищу хочет пожирать, со скоростью хватает ее и пожирает, а прочий скот не допускает и отгоняет. Это есть и в человеке. Сам обиды не терпит, но прочих обижает. Сам презрения не терпит, но прочих презирает. Сам о себе клеветы слышать не хочет, но на других клевещет. Не хочет, чтобы имущество его было похищено, но сам чужое похищает. Хочет, чтобы кто-нибудь в нужде ему помог, но сам другим в нужде не помогает. Хочет, чтобы, если голоден, накормили его, если наг, одели, если странствует, в дом впустили, и прочее, но сам другим того не делает. Не хочет себе никакого зла, но желает всякого добра, а другим делает зло и никакого не делает добра. Хочет, чтобы все у него было, а что у ближнего его нет ничего, то его не волнует. Словом, хочет сам во всяком благополучии быть, и злополучия избегает, а о других, подобных себе людях, не думает. Вот скотское и премерзкое самолюбие! В скоте примечается гордость. То же видится и в человеке. Видим, как бедный человек других унижает, а себя превозносит. Как других презирает, а себя прославляет. Как других обвиняет, а себя извиняет. Как других осуждает, а себя оправдывает, других злословит и хулит, а себя хвалит. Видим, как везде первенства ищет, другими хочет владеть, над другими господствовать, другими повелевать, от всякого почтение иметь.

Скотское следование. Видим, что куда одна скотина пойдет, туда за ней и прочий скот следует, хотя оттуда и вред ему будет. Так многие люди безрассудно делают, и по чувствам, а не по разуму поступают, и друг за другом по примеру скота следуют, не думая, полезно ли это будет или вредно. Видим эту беззаконную и пагубную в мире ревность. Один начал частые банкеты устраивать, пить, гулять, упиваться, и прочих упаивать, – то же делает и другой, и третий. Один начал щеголять – последуют ему и другие. Один много собрал богатства – и прочие о том же заботятся. Одна бесстыдница намазывает свое лицо белилами и красками – следуют ей и другие, и пагубно делают все, как одна. Один беззаконный купец просит у торговца цены выше, чем товар стоит, и клятву в том дает, и святое и страшное имя Божие в том беззаконном деле призывает. Делают то и другие, подобные ему. Так и в прочем бедные люди друг другу подражают. Подражают, но себе во вред и на свою погибель. Это безрассудное дело! Это скотское следование! Это моровая язва, которой души христианские, пресвятою Кровью Христовой искупленные, заражаются и погибают! Это пожар душепагубный, который в одном начавшись, другие душевные дома сжигает! Увы, беда! Увы, горе! Зло начинается в одном, и все так делают, и это в обычай входит, и сильно утверждается так, что и искоренить его невозможно, как застарелую болезнь.

Проверюсь теперь, что я вынес из этой сокровищницы:

У меня, скотины, и на небе и на земле есть хозяева.
На земле мой хозяин это царь, и ему я должен покорно служить. Как именно я должен служить царю, чтобы удовлетворить его, я примерно представляю. Потому что даже при всей своей царскости он всё-таки человек, и я при всей своей ничтожности тоже всё-таки человек. Так как мы люди, то, глядя на себя, я могу подмечать, что меня удовлетворяет и этим же удовлетворять своего царя. К примеру, меня приятно стимулирует мой пёс, который заискивающе смотрит мне в глаза, с визгом встречает меня, в благодарность лижет мне руки и дрожит от страха, когда я его ругаю и бью. Так и я, значит, как пёс, должен перед своим царём заискивать, визжать, пресмыкаться, лизать царские руки, дрожать, с готовностью принимать оскорбления и насилие.
С хозяином на небе дела обстоят сложнее. Ведь он уже не человек, поэтому по своему опыту я не могу представить, что его может удовлетворить. Чтобы быть хорошим рабом для своего хозяина, я должен опереться на слова святителя и чудотворца, который, выступая посредником между Богом и людьми, учит о том, что удовлетворяет, а что не удовлетворяет Божество. От чудотворца я узнал следующее: Перед Господом Христом Царём Сыном Божиим, который Кровью Своей перекупил меня от дьявола, я должен ходить в страхе и с осознанием своей ничтожности. У меня не должно быть своих желаний и я никак не должен проявлять признаков жизни — выражать эмоции, высказывать предпочтения, заявлять о правах, испытывать чувство собственного достоинства. Все люди делятся на христовых овец и козлищ. Ежели я хочу избежать вечных мучений, которые всемилостивый Господь устроил в Аду, я должен стать овцой. Тот, кто отказывается стать овцой, тот становится смрадной скотиной. В своё время эти козлища будут отделены от овец. Овцы отправятся в жизнь вечную, а козлища в муку вечную. В общих чертах как-то так.

Интимные мысли возникающие во мне благодаря вынесенному из сокровищницы знанию:

Заоблачный господин мой такой же жестокий, как и наземный. А жаль!, ведь я надеялся, что Бог это Любовь. Но Бог это Насилие, Унижение, Своенравие, Жестокость, Страх, Боль. Что ж поделаешь. Я боюсь боли, поэтому вечные мучения это самое страшное из всего, что можно себе представить. Чтобы избежать самого страшного я готов пойти на всё. От меня требуют скотской покорности, значит я стану скотски покорен. Буду исполнять всё, что укажет мне Церковь. Так же мне строго необходимо отказаться от разума, чтобы не стать смрадным козлищем. Тот кто не отказывается от своего разума — тот уже не человек, а скотина. Скотина, стоящая намного ниже меня и заслуживающая разве что моего презрения. А ещё лучше относиться к ним с ненавистью, чтобы мой небесный хозяин увидел, какой я преданный раб и в следующей жизни наградил меня ещё большим сокровищем.

Теперь, не теряя времени, побегу на службу в храм. Главное не замараться о толпы скотов, которые встретятся мне на пути. Чтобы их жизнерадостность, красота, активность, веселье не отвлекали меня, буду представлять, как после смерти они попадут в Ад и черти их будут мучать. А я в это время буду сидеть где-нибудь сверху, со своим хозяином, в Раю, пить прохладный сок и наслаждаться их мучениям. Ах, как хорошо! Ещё на улицу не выбежал, но уже чувствую благодатную силу словесных сокровищ чудотворца!

Вот и первое козлище, соседка Марина. Нарядилась, довольная, смеётся в трубку. Ненавижу, скотину эту. «Здравствуйте, Марина Сергеевна! — расплываюсь в улыбке. — Я тоже гулять, погода сегодня прекрасная!». Отвернулась, лицемерную улыбку можно убрать, да и как-то неудобно улыбаться, когда зубы от злости сжаты.

Иди-иди, козлина, скатертью в Ад тебе дорожка.
А я, овца Христова, поскорее к своему Хозяину на поклон, буду вымаливать у него награду.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.