Проект «Здравствуйте, я -Муравей» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Проект «Здравствуйте, я -Муравей»

2022-02-11 29
Проект «Здравствуйте, я -Муравей» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель проекта:

Формирование реалистических представлений о природе.

Задачи проекта:

·расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях муравьев;

·активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;

·учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.

 

Участники проекта:

Воспитатели, родители, дети старшей - подготовительной групп

(5-6 лет)

Сроки проведения:

Май – сентябрь.

Развивающая среда:

Групповые комнаты, экологическая комната, физкультурный и музыкальный залы, экологическая тропа.

Материалы и оборудование:

Д\ и «Чудесный мешочек», лупы, схемы и таблицы, иллюстрации к сказкам, коллекции насекомых, материалы для изодеятельности, видеоплеер, DVD- диски c м/ф, видеофильмами «Насекомые на планете» (Интернет), энциклопедическая литература.

 

 

Системная паутинка к проекту «Здравствуйте, я – Муравей!»

 

 



Матрица к проекту «Здравствуйте, я – Муравей!»

Этап

Продукт на выходе

Виды деятельности

Роли, которые исполняют дети

Материал

Источник информации

Привлечение родителей

Этап - подготовительный

Экскурсия на луг по экологической тропе

Вживание в проблему

Наблюдение

Туристы, наблюдатели, защитники природы

Экологическая тропа

Воспитали

Совместная экскурсия

Этап – практический

«Напиши письмо муравью»

Письмо

Знакомство с энциклопедической литературой о муравьях

исследователи

Книги, рисунки. иллюстрации

Воспитатели, родители Придумать и написать письмо муравью

Занятие

«Удивительный мир насекомых»

д/и «Развитие насекомых»

Психогимнастика «Насекомые на лугу»

Слушатели, артисты - мимы

Книги, рисунки, иллюстрации

Воспитатели, физ/рук Найти или придумать сказку, загадку, стихотворение о муравье

Цикличные наблюдения: изучение муравьиных троп; нахождение муравейников разных видов муравьев;

 

Рисунки

Рисование, наблюдение, физические упражнения

Наблюдатели, экспериментаторы, защитники природы

Лупы, листы бумаги для рисования

Воспитатели, физ/рук, руководитель изостудии Изготовление природоохранных знаков

Изготовление макета «Муравейник»

Макет «Муравейник»

Конструирование, рисование, наблюдение

Художники - оформители

Природный и бросовый материал

Воспитатели, родители Сбор природного материала, оформление коллекции «Насекомые нашего края»

Этап - презентационный

Презентация проекта

выставка

 

Экскурсоводы и экскурсанты

Плакаты, рисунки, макет

 

Экскурсанты
                   

Для изучения поведения муравьев были произведены следующие опыты:

· Посадить муравья в муравейник другого вида

· Чистый лист бумаги положить на тропу, когда по ней пробегает муравей, перевернуть

·  Положить кусочек сладкого на место пересечения троп черных и кровавых муравьев


Письмо Муравьишке

Здравствуй, муравей!

  Я, Вова, из детского сада «Золотой петушок» живу в пятиэтажном доме, он такой же большой, как твой муравейник. В доме живет много людей. В твоем муравейнике тоже много жителей. Я хотел бы узнать, правда, что ты сильнее слона? Ты же такой маленький! Дружно вы живете или ссоритесь? Я никогда не видел большого муравейника. У нас в детском саду на участке живут твои родственники, но муравейник у них маленький, под землей. Мы за ними наблюдаем и никогда не обижаем. Даже вот такой знак поставили:

 

 


Приезжай к нам в гости в детский сад, мы будем тебя ждать и даже угостим сахаром!


Письмо Вове от Муравьишки

Здравствуй, Вова!

                                           Я обрадовался, когда ты мне написал письмо, потому что мы никогда не получаем писем. Читали мы его всей нашей семьей, то есть всем муравейником. Мы не ссоримся и хотим, чтобы и вы жили дружно. Я не знаю, кто сильнее: я или слон, потому что никогда его не видел. Приехать не смогу: очень много дел. Мы муравьи без дела не проживем и минуты. Вот и сейчас мне уже пора бежать на работу.

До свиданья!

 

Лесной муравей.

 

 


Рекомендуемые формы работы:

«Клуб животных»:

• покажите детям картинки с изображением самых разных животные и подведите их к мысли о том, что обитатели Земли многочисленны и разнообразны. Попросите детей перечислить известные им классы животных, назвать представителей каждого класса и описать их главные отличительные черты.

• обратите внимание детей на насекомых - самый многочисленный (по количеству видов) класс животных. Дайте детям возможность убедиться в огромной численности видов насекомых с помощью наглядных пособий. После рассматривания подведите детей к выводу о том, что насекомых на Земле вдвое больше, чем всех остальных животных вместе взятых.

 «Как устроены насекомые»:

• расскажите о трех отличительных чертах, по которым можно узнать насекомых среди множества других животных, демонстрируя картинку с изображением какого-нибудь насекомого крупным планом:

- тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко;

- на груди располагается ШЕСТЬ ног;

- брюшко состоит из сегментов – «HАСЕчено.»

• раздайте детям карточки с изображением разных маленьких животных (насекомых, многоножек, червей и т.д.) и попросите доказать - насекомое или HЕ-насекомое изображено на картинке. («Я думаю, что на этой картинке изображено насекомое, потому что...»).

• предложите детям послушать сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и по ходу чтения посчитать, сколько HЕ-насекомых пришло в гости к Мухе.

 «Я люблю насекомых, потому что…»:

• предложите детям по очереди закончить фразы: «Я не люблю насекомых, потому что...» и «Я люблю насекомых, потому что...». (Сначала дети будут называть насекомых, которые, с точки зрения человека, являются «вредными», потому что они «жужжат и мешают спать», «кусаются», «жалят» и т.д. Затем дети будут называть «полезных» с точки зрения человека насекомых - тех, кто радует нас своей красотой, опыляет растения и т.д.)

• после выполнения задания подведите детей к выводу о том, что хотя человек и делит животных на «полезных» и «вредных», но на самом деле в природе нет ни полезных, ни вредных существ - все одинаково нужны – те, «кто делает мед», и те, «кто делает яд…».


Удивительный мир насекомых

Программное содержание:

· продолжать знакомить детей с миром насекомых;

· развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам;

· воспитывать интерес к миру природы, любознательность, умение наблюдать;

· закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал: предметные картинки с изображением разных насекомых, их среды обитания.

Ход занятия

(дети стайкой стоят вокруг воспитателя; педагог предлагает детям совершить необычное путешествие на лесную полянку)

Воспитатель: Дети, вот мы и на полянке (воспитатель предлагает детям сесть на декоративные пенечки, которые расставлены заранее). Кого мы можем здесь повстречать? (ответы детей: зверей, птиц…)

Воспитатель: Но эти обитатели испугаются нас. Кого мы почти не замечаем, но они всегда рядом с нами? (воспитатель подводит детей к ответу – “насекомые”)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

(Воспитатель вместе с детьми находит модели существенных признаков насекомых и выставляет их на наборное полотно.)

Воспитатель: Насекомые – самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет тому назад.

Куда бы вы ни пошли – в сад, на луг, в лес – всюду вас будут окружать насекомые: в траве ползет жучок, над цветами вьются пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке – и там насекомые: носятся стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая лапками как веслами, охотятся жуки-плавунцы.

(В процессе своего рассказа воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением названных насекомых.)

Воспитатель: (воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть с мячом в игру) Давайте поиграем в слова, игра называется “Кто что делает?”

(воспитатель называет насекомого, а дети дают определения глаголов, отвечая, кто что делает: ползает, прыгает, летает, стрекочет…)

Воспитатель: Дети, отгадайте мои загадки:

1. Многорукий царь Гордей наплел ловушек для сетей. Как расставит он ловушки, прошипит: “Ловитесь, мушки, да букашечки!” (паук)

2. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)

3. Самого не видно, а песню слышно. (комар)

(далее воспитатель предлагает детям составить описательные загадки на тех насекомых, предметные картинки которых расположены на наборном полотне)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)

Да, действительно, многие из насекомых поедают зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения, без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов (воспитатель предлагает детям вернуться на свои места и очень внимательно послушать).

Воспитатель: Но не все насекомые так безобидны.

Если тронуть муравья, то он больно укусит. При укусе он выделяет кислоту, которая сильно обжигает, это место долго болит.

Какие насекомые тоже кусаются? (ответы детей)

Это действительно так.

Больно жалит пчела. Если при укусе осталось жало пчелы, его надо удалить, а укушенное место надо протереть содовым раствором. И еще: если вас ужалила пчела, постарайтесь вытерпеть и остаться спокойным, не машите руками, перейдите в другое место.

Защищаться надо и от комаров, их укусы очень опасны, а порой даже смертельны. Для защиты надо пользоваться специальными мазями.

Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Воспитатель (продолжая занятие, говорит): Что-то мы задержались на лесной полянке, солнышко все ниже и ниже, пора нам домой. Скоро появятся комары, а мы не взяли защитную мазь.

 

Правила поведения при встрече с насекомыми:

1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.

2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

5. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

 


Викторина

1. Эти насекомые живут группами, сами они очень маленькие, но дома строят себе огромные, преимущественно в лесу и лесопарковых зонах. Каждый член группы приносит свою пользу, и никто не остается без работы. Что это за насекомые?

 (муравьи)

2. Этих насекомых любят разводить люди. Они имеют яркую полосатую окраску, и больно жалят.

 (пчелы)

3. Очень красивые насекомые, порхают от цветочка к цветочку и переносят пыльцу. Некоторые из них бывают и вредителями. Этих насекомых даже коллекционируют, и называется это занятие лепидоптерофилия. Что это за насекомые?

(бабочки)

4. Эти насекомые размножаются у водоемов, либо во влажных местах. Особенно много этих насекомых бывает в лесу. Когда мы ходим в лес мы мажемся специальным кремом или брызгаемся аэрозолью, чтобы эти насекомые нас не кусали.

(комары)

5. Эти насекомые встречаются только летом, а на зиму они впадают в спячку. Люди очень не любят, когда они залетают в квартиру и жужжат, жужжат, жужжат…

(мухи)

6. Эти насекомые вьют гнёзда, которые мы называем ульи, но они считаются дикими насекомыми.

 (осы)

7. Эти насекомые обычно появляются в мае, от этого идет и их название.

 (майские жуки)


Литература:

1. «Начальное образование» №5 2006 г., Е.Н.Землянская «Учебные проекты: роль родителей»

2. «Начальное образование» №6 2006 г., Е.Данилова «Мое первое исследование: Как живешь, красавец-колеус?»

3. Долгушина Н. «Организация исследовательской деятельности младших школьников»,

4. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону, 2006.

5. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно- исследовательская деятельность. Волгоград.2009г

6. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2010г

7. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. -Ростов-на Дону: Феникс, 2005.

8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. -М., 1995.

9. Прима Е.В., Филиппова Л.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - Владос, 2002

10. Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. -Псков, 1998.

11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

12. Семенова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся», «Начальная школа» №2 2006 г.

13. Фопель К. Привет, ручки! -М.: Генезис, 2005.

14. Фопель К. Привет, ушки! -М.: Генезис, 2005.

15. Фопель К. С головы до пят.- М.: Генезис, 2005.

16. Хухлаева О.В. Лесенка радости.- М.: Совершенство, 1998.

17. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е. Лабиринт души. –М, 2004.

18. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения», журнал «Начальная школа» №12 2003г.


VI. Методические рекомендации по проведению диагностики сформированности социально-коммуникативных компетенций

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПИКТОГРАММА.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [1]

Диагностическая направленность: особенности эмоционально­го развития (когнитивно-аффективных компонентов) детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Показатели.

1. Представления об эмоциях (объем, структура).

2. Вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций).

3. Форма мыслительной деятельности (ФМД).

4. Уровень опосредованного запоминания (УОЗ).

5. Эмоциональный опыт (знак, объем).

6. Фактор эмоциональной напряженности (ФЭН). Инструкция: Сейчас я тебе буду говорить (диктовать) разные слова, а ты про каждое слово что-нибудь нарисуешь. Слов будет много, их надо разместить на одной стороне листа, на другой стороне рисовать нельзя. Постарайся запомнить те слова, которые я буду говорить (диктовать).

Стимульный материал: 12 слов-понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (эмоции и чувства), дифференцированных на две понятийные и две возрастные группы.

Технический материал: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш.

Форма проведения: индивидуальная.

 

Понятийные группы для дошкольного возраста

Понятийные группы для школьного возраста

Понятия — значения эмоционального реагирования

1 Радость Радость
2 Страх Страх
3 Грусть Грусть
4 Стыд Стыд
5 Злость Злость
6 Обида Обида
7 Удивление Удивление

Понятия — значения эмоционального отношения

8 Любовь Любовь
9 Зависть Зависть
10 Ревность Ревность
11   Презрение (отвержение)
12   Дружба

Процедура проведения

После каждого изображения необходимо спросить у ребенка, что он нарисовал и как он понимает произнесенное психологом слово-понятие. Все сказанное ребенком фиксируется вместе с по­рядковым номером изображения. По завершении процедуры диа­гностики рисунок откладывается в сторону и психолог переходит к другим диагностическим мероприятиям. К рисунку рекоменду­ется возвратиться не менее чем через 15 — 20 мин.

Инструкция к воспроизведению: А теперь постарайся вспомнить те слова, которые я тебе говорил(а) / диктовал(а).

Все воспроизведенные ребенком слова-понятия фиксировать, стимулируя воспоминание наводящими вопросами.

Интерпретация

Представления об эмоциях интерпретируются на основе изображений и вербальных описаний определенных эмоциональных реакций и отношений, выражающих когнитивное понимание эмо­ционального процесса и степень его дифференцированности.

Объем и структура эмоциональных представлений, форма мыслительной деятельности, вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций) как основные (специфические) показатели данной методики характеризуются способами адекватного кодирования и вербализации эмоций (выделение существенных признаков данного понятия):

• изображение эмоций, чувств через экспрессивный эталон (мимика и пантомимика) и через контекстные ситуации (сюжет);

• вербализация эмоций через отдельные экспрессивные проявления (мимика, пантомимика), схему возникновения эмоционального явления (цепочка действий), обобщенные характеристики эмоциональных явлений (структурированное знание-представление).

Образная форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через эмоциональную ситуацию (сюжет, персонажи).

Схематическая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через экспрессивный эталон — пиктограмму мимических и/или пантомимических признаков.

Знаковая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через буквенное, цифровое обозначение эмоций, а также через различные системы знаков (геометрические фигуры, знаки движения и пр.).

Образно-символическая форма мыслительной деятельности харак­теризуется кодированием понятий через символ эмоции: элемент экспрессии (улыбка, глаза со слезами, открытый рот), предмет-атрибут эмоциогенной ситуации (носовой платок), объект-стимул эмоциогенной ситуации (змея, конфета).

В дошкольном возрасте возможно комбинирование способов кодирования понятий: сочетание экспрессивных эталонов (пиктограммы) и эмоциональных ситуаций (сюжеты) с отдельными символическими элементами эмоционального процесса. В этом случае анализируются особенности познавательного развития ребенка, его эмоциональный опыт, структура эмоциональных представлений. Кроме того, понятия эмоционального реагирования концептуально кодируются через экспрессивный эталон, понятия эмоционального отношения — через контекстные ситуации взаимодействия ребенка с объектом эмоционального отношения.

В школьном возрасте характерно преимущественное кодирование через экспрессивный эталон с обобщенной вербальной характеристикой эмоционального процесса.

Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для дошкольного возраста:

высокий уровень: адекватное кодирование и вербализация 9 — 10 эмоциональных модальностей;

средний уровень: адекватное кодирование и вербализация 6 — 8 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения в некоторых эмоциях;

низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 3 — 6 эмоциональных модальностей, недифференцированность эмоций по содержанию и проявлению (удивление — страх — гнев).

Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для школьного возраста:

высокий уровень: адекватное кодирование и вербализация 10 — 12 эмоциональных модальностей;

средний уровень: адекватное кодирование и вербализация 8 — 10 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения в некоторых эмоциях (презрение);

низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 4 — 6 эмоциональных модальностей.

Уровень опосредованного запоминания (УОЗ) в данной модификации выступает подтверждением продуктивности и адекватности кодирования понятий, но может являться самостоятельным показателем. Воспроизведение определенного количества понятий каждой группы в каждом возрасте свидетельствует об обобщенности и структурированности знаний об эмоциональных проявлениях человека.

Возрастная норма дошкольного возраста (С/ У): адекватное воспроизведение от 5 до 10 понятий с доминированием значений эмоционального реагирования. Допускаются искажения синонимического (злость-гнев, грусть-печаль, радость-удовольствие и пр.) и грамматического характера (злость-злой-злюка, обида-оби-женный-обидели и пр.) при условии удержания модальностного и содержательного значений понятия.

Возрастная норма школьного возраста (С/ У): адекватное вос­произведение от 6 до 12 понятий с доминированием значений эмоционального отношения.

Индивидуальный эмоциональный опыт ребенка (когнитивный и аффективный) определяет содержание и специфику представлений об эмоциональной сфере человека. Знания, полученные посредством обучения и информирования, расширяют, обобщают и структурируют эмоциональные представления. Отрефлексированные знания, полученные посредством собственных переживаний, дифференцируют эмоциональные представления по модальностям.

Характеристика знака эмоционального опыта относится только к аффективному его компоненту, а доминирование негатив­ных переживаний в жизни ребенка провоцирует фактор эмоцио­нальной напряженности как негативный показатель его эмоционального развития.

ФЭН (эмоциональная возбудимость, заторможенность и ситуативная реактивность) является неспецифическим показателем данной методики и констатируется по совокупности проявлений (поведенческих, вербальных, вегетативных).

                                                                                


                                                                                         

РАСКРАСЬ КАРТИНКИ.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [2]

Методика «Раскрась картинки» разработана как модификация методики «Оцени поведение» с использованием элементов методики «Рисунок самого красивого — самого некрасивого» в экспериментальном исследовании «Взаимосвязь социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста», проведенном Е.В.Никифоровой в 1995—1998 гг. под руководством Т.Д.Марцинковской. Методика использовалась для изучения со­циальных переживаний детей старшего дошкольного возраста и разрабатывалась на репрезентативной выборке детей, включающей 104 человека. В 1999 — 2002 гг. методика прошла стандартизацию, которая была осуществлена в ходе экспериментального исследования по проблеме «Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста»; выборка детей 5 — 10 лет составила 102 человека. Процедура стандартизации методики позволила вы­явить диагностические показатели, на основании которых был построен аппарат обработки полученных результатов, предполагающий выделение нескольких групп детей с разным уровнем социальных эмоций.

Диагностическая направленность: исследование уровня сформированности социальных переживаний, умений оценить поведение по заданным моральными критериями нормам и выражать отношение к поведению партнера по социальному взаимодействию.

Стимульный материал: опросные листы — две монохромные картинки, на которых изображены неоднозначно разрешаемые ситуации социального взаимодействия между детьми (см. на вклейке: Стимульный материал 3). Социальная ситуация представлена достаточно нейтрально, фигуры персонажей прорисованы схематично. Представляется 2 набора картинок: для мальчиков (№ 2, 3) и девочек (№ 1,2).

Технические материалы: набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Форма проведения: индивидуальная, групповая (5 — 7 человек).

Процедура обследования: обследование проводится индивиду­ально или в группах по 5 —7 человек при обеспечении условий,  необходимых для самостоятельной работы ребенка. Каждому ребенку раздаются опросные листы, набор цветных карандашей.

Инструкция: Внимательно посмотри на картинки, подумай, что на них происходит, и раскрась цветными карандашами в зависимости от того, кто из героев поступает хорошо, а кто — не очень хорошо или плохо. После выполнения раскрашивания детей просят объяснить, что происходит, почему они считают, что один из героев поступает хорошо, а другой — плохо, один — хороший, а другой — плохой. Результаты обследования вносятся в протокол (см. ниже).

Диагностические показатели.

1.Оценка поведения персонажей в ситуации (характер оценки — позитивная, негативная, нейтральная); показатель является вспомогательным и используется для понимания отношения ребенка к героям.

2.Обоснование оценки, которое может быть построено на нескольких основаниях:

•внешнее — оценка ориентирована на внешние поведенческие признаки (действия, атрибутика, внешний вид);

•поведенческое — оценка ориентирована на содержание действий, совершаемых персонажами;

•промежуточное — оценка сочетает в себе обе составляющие.

Также необходимо обратить внимание на то, насколько высказанная ребенком оценка является более реально действующей, чем знаемой.

3.Цветовая гамма, использованная при раскрашивании картин.

Обработка результатов.

Анализ материалов с учетом диагностических показателей по­зволяет выделить три группы детей.

1-я группа — дети, которые либо не могут определиться с характеристикой персонажей рисунков (демонстрируя уход от выполнения задания), либо дают слишком категоричную и необоснованную оценку поведения персонажей: «Этот мальчик плохо делает, плохой, не знаю почему, но плохой» (в рис. № 2), «Эта девочка плохая, потому что вредная» (в рис. № 1). Цветовая гамма в двух рисунках практически не изменяется и не зависит от харак­теристик персонажей.*

Дети, объединенные во 2-ю группу, дают адекватную оценку поведения персонажей в заданиях и могут обосновать свое мнение. Например: «Этот мальчик плохой, вредный, он собаку отобрал и не отдает» (в рис. № 1), «Вот этот хороший, он нежадный. Дал второму поиграть машинку, а тот не отдает и еще фингал поставил» (в рис. № 2). У данной группы детей, как правило, отмечается неумение использовать цвет в оформлении персонажей.

3-я группа — дети, умеющие давать адекватное описание причин предлагаемых оценок поведения персонажей и использующие цвет в оформлении эталона. В этой группе интересным моментом является то, что отдельные дети в ходе проведения оценки поведения персонажей подчеркивают, что «оба героя хорошие, но один из них плохо поступает».

 

 

ПРОТОКОЛ

(индивидуальная форма)

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя ребенка

Возраст                             Дата обследования

   
Картинка 1 Рассказ:

Особенности эмоциональной реакции:

 
 
 
 
   

Критерий отличия цветовой гаммы в раскрашивании персонажей

Присутствует                                    Отсутствует

 

Картинка 2 Рассказ:

Особенности эмоциональной реакции:

 
 
 
 
   
Критерий отличия цветовой гаммы в раскрашивании персонажей

Присутствует                                    Отсутствует

Интерпретация результатов: *  

 

 

 


 

Опросник на выявление особенностей эмоциональной регуляции деятельности
ребенка (М. В. Иванова, 1998) [3]

___________________________________________

Фамилия, имя, отчество ребенка, возраст,

Инструкция к заполнению: Подчеркните, пожалуйста, в каждом вопросе только один ответ — тот, который наиболее точно соответствует картине поведения ребенка.

1.Насколько сильны проявления эмоций у ребенка?

•реагирует соответственно ситуации, обстоятельствам.

•реагирует чаще сдержанно, слабо.

•часто реагирует бурно, интенсивно.

2.Насколько быстро проявляется эмоциональная реакция ребенка?

•в зависимости от ситуации, обстоятельств,

•замедленно, не сразу.

•резко, быстро.

3.Как скоро ребенок успокаивается (после смеха, плача)?

•в зависимости от ситуации, обстоятельств.

•не сразу, длительно переживает.

•почти сразу, быстро.

4.Как ребенок умеет переключаться с одного эмоционального проявления на другое (например, от слез к улыбке)?

•в зависимости от ситуации, обстоятельств.

•не сразу, медленно.

•быстро, моментально.

5.Насколько разнообразны эмоции ребенка?

•достаточно разнообразны.

•некоторые эмоции ребенку вообще не свойственны (например, бурное проявление радости, гнев, удивление), напишите, какие:

•все эмоции проявляются сдержанно, сглаженно.

6.Свойственны ли ребенку бурные эмоциональные реакции?

•очень редко.

•да, ребенка можно назвать импульсивным, вспыльчивым.

•да, ребенка можно назвать чувствительным, он не переносит сильного эмоционального напряжения, часто плачет.

7.Какое настроение чаще преобладает у ребенка?

•часто сохраняется доброжелательное настроение, но это зависит от ситуации.

•обычно у ребенка настроение понижено.

•ребенок часто бывает раздражительным, склонным к слезам, ребенок часто грустит, бывает вял, стремится уединиться.

•независимо от обстоятельств, ребенок часто в приподнятом, счастливом на строении.

•часто ребенок подвижен, проказлив, дурашлив.

•ребенок часто капризничает, его настроение быстро меняется.

8.Как ребенок понимает важность для него той или иной ситуации (может ли отличить сказанное в шутку от серьезного замечания, экзамен от беседы и т. д. и учитывает ли это)?

•понимает значение ситуации, меняет свое поведение в зависимости от нее.

•недопонимает значение ситуации и не проявляет особого интереса.

•часто переоценивает значение ситуации, сильно волнуется, переживает, проявляет повышенное любопытство.

9.Как ребенок относится к результатам своей деятельности?

•соответственно значимости того, чем он занимается — испытывает удовольствие при успехе или досаду при неудаче.

•часто безразличен к успехам и неудачам, слабо интересуется результатами.

•при любой, даже незначительной неудаче раздражается, теряет к деятельности интерес, может даже отказаться от дальнейшей работы.

•ребенок возбужденно-радостно реагирует на каждый, даже маленький успех.

•сочетание варианта В и Г.

10.Как ребенок реагирует на похвалу и порицание?

•соответственно ситуации — адекватно,

•ребенок испытывает обостренную потребность в похвале, стремится всеми способами избежать порицания.

•ребенок безразлично, нейтрально относится и к похвале, и к порицанию.

•ребенок негативно, агрессивно относится к порицанию, что воспринимается иногда как снижение самокритичности.

11.Насколько общителен ребенок?

•достаточно общителен, с преимущественно дружелюбным отношением к сверстникам.

•ребенок не очень общителен, старается отгородиться от общения или общается только с определенными людьми.

•ребенок неуживчив, драчлив.

12. Напишите, какие еще особенности имеются в поведении ребенка;

 


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.