Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-02-11 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Отзыв по итогам реализации
образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы формирования социально-коммуникативных компетенций
детей старшего дошкольного возраста посредством включения их
в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность « Я и мир вокруг»
Авторы: Левачёва В. С., Кузнецова С. А., Смолякова И. В., Яшина С. В.
(структурное подразделение детский сад комбинированного вида № 9 "Золотой петушок" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский, г.о.Кинель, Самарской области)
Данная программа соответствует приоритетным направлениям модернизации деятельности детского сада в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с современными требованиями психолого-педагогической науки и передовой психологической практики и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Наша программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах социально-коммуникативного развития детей посредством исследовательской, проектной, специально организованной игровой деятельности в системе «человек-человек» детей 5-7 лет; совершенствования у них умения осуществлять эту деятельность по направлениям: «Я и мои интересы», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я для других», о системе внедрения и использования результатов детских исследований в игровой и проектной деятельности.
|
Основой программы является создание оптимальной модели взаимодействия психолога с воспитателями по организации игровой, исследовательской, проектной деятельности в группе воспитанников на основе межпредметных связей в различных областях. Особое внимание в программе уделено проблематике воспитания у детей деятельностного подхода к решению выявленных в ходе исследовательской работы проблем, посредством проектного метода. Тесное взаимодействие психолога с воспитателем помогает построить такую систему работы по формированию социально-коммуникативных компетенций, которая позволяет ребёнку быть активным субъектом процесса.
Программа содержит оптимальное методическое сопровождение (методические рекомендации, конспекты занятий, матрицы проектов, образцы презентаций исследовательских работ детей), что позволяет педагогам использовать ее в своей практической работе.
В программе предусматривается практическое применение детских «открытий». Формирование деятельностного подхода к собственной сложившейся ситуации, стремления сделать мир окружающих людей добрее, лучше, понимания значимости собственных действий в данном процессе происходит через специально организованную сюжетно-ролевую деятельность и участие в социально значимых проектах, что соответствует основным принципам, прописанным в ФГТ и во ФГОС дошкольного образования.
Содержание программы рассчитано на образовательный курс 16 занятий – 1 раз в неделю по 30 минут, 4 проекта, реализуемых в течение 4 месяцев.
Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП ГБОУ СОШ №2 детский сад «Золотой петушок» г. о. Кинель, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности. Программа апробирована в работе педагогического коллектива СП «Золотой петушок» в течение четырёх лет, количество участников программы – 50 детей.
|
Администрация СП высоко оценивает деятельность педагога-психолога Смоляковой Инны Викторовны как координатора работы педагогического коллектива по реализации программы.
Работа по программе позволила наиболее эффективно формировать социально-коммуникативные компетенции: способность осознавать свое место в системе общественных отношений, формировать навыки элементарного исследовательского поиска в системе «человек-человек», формировать осознанное творческое отношение к действительности, навыки совместной групповой деятельности, развивать способности разрешать конфликты и проблемы, способности эффективной коммуникации, творческие способности и воображение.
Заведующий структурного подразделения
детского сада комбинированного вида
"Золотой петушок" ГБОУ Самарской области
СОШ № 2 с углубленным изучением
отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский
г.о.Кинель, Самарской области_________________/В.С.Левачева/
I. Аннотация
Социально-коммуникативное развитие дошкольников соответствует приоритетным направлениям модернизации деятельности детского сада в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Представленная программа разработана в соответствии с современными требованиями психолого-педагогической науки и передовой психологической практики и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, может быть использована в детских садах независимо от вида и типа.
Программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах социально-коммуникативного развития детей посредством исследовательской, проектной, специально организованной игровой деятельности в системе «человек-человек» детей 5-7 лет; совершенствования у них умения осуществлять эту деятельность.
В программе представлена оптимальная модель взаимодействия психолога с воспитателями по организации игровой, исследовательской, проектной деятельности в группе воспитанников на основе межпредметных связей в различных областях.
|
В программе описывается система формирования исследовательской деятельности по направлениям: «Я и мои интересы», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я для других», система внедрения и использования результатов детских исследований в игровую и проектную деятельность.
Программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий, матрицы проектов, образцы презентаций исследовательских работ детей.
Содержание программы рассчитано на образовательный курс 16 занятий – 1 раз в неделю по 30 минут, 4 проекта, реализуемых в течение 4 месяцев, специально организованной игровой деятельности.
Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП детского сада комбинированного вида «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 г. о. Кинель, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности. Программа апробирована в работе педагогического коллектива СП «Золотой петушок» в течение четырёх лет, количество участников программы – 50 детей.
II. Учебный план
Цель: формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность.
Категория обучающихся: воспитанники старшего дошкольного возраста.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, проведение специально организованной игровой деятельности и деятельности по проектам в режимных моментах.
№ | наименование тем | всего часов | в том числе | форма контроля | ||
теоретических | практических | |||||
| ||||||
1.Блок «Я и мои интересы» | 2 | - | 2 | Выставка творческих работ детей | ||
Проект «Я и мои интересы», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Праздник «Страна Игралия» | ||||
2. | 2.Блок «Я и моя семья» | 2 | - | 2 | ||
Проект «Я и моя семья», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Мини – концерт «Стихи и песни о самых родных» | ||||
3. | 3. Блок «Я и мои друзья» | 2 | - | 2 | Ежедневный анализ произошедших за день конфликтов в группе в экране наблюдений и в рабочей тетради | |
Проект «Я и мои друзья», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Панно «Ромашковое поле доброты» | ||||
4. | 4. Блок «Я для других» | 2 | - | 2 | Заполнение рабочей тетради, посадка саженцев Выставка рисунков, плакатов, рассказов и сказок на тему «Поможем нашей планете» | |
Проект «Здравствуйте, я - муравей», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Оформление экрана «Вот что получилось!» | ||||
Итого
| 8 часов - 16 занятий по 30 минут, 4 проекта, реализуемых в течение месяца в режимных моментах, специально организованная игровая деятельность |
III. Учебно-тематический план
Цель: формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность.
Категория обучающихся: воспитанники старшего дошкольного возраста.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, проведение специально организованной игровой деятельности и деятельности по проектам в режимных моментах.
№ | наименование тем | всего часов | в том числе | форма контроля | ||
теоретических | практических | |||||
Блок «Я и мои интересы»
| ||||||
1.
2.
3.
4. | 1.«Человек и кукла – учимся задавать вопросы» | 0,5 | - | 0,5 | Выставка творческих работ детей | |
2. «Игрушки для мальчишек – игрушки для девчонок | 0,5 | - | 0,5 | Игра «Магазин игрушек» | ||
3.«Размышлялки-понималки» | 0,5 | - | 0,5 | Макет или рисунки «Игровой уголок для мальчиков и девочек в группе» | ||
4. «Учёный совет» (учимся делать доклад) | 0,5 | - | 0,5 | Доклад с презентацией, игра «Мальчики, девочки – вместе весело играть!» | ||
Проект «Я и мои интересы», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Праздник «Страна Игралия» | ||||
Блок «Я и моя семья»
| ||||||
5. | 1. «А что, если?» | 0,5 | - | 0,5 | Игра «Семья» | |
6. | 2. «Что на свете всего важнее?» | 0,5 | - | 0,5 | Выставка «Герб моей семьи», фильм «Как порадовать маму» | |
7. | 3. «Моя дружная семья» | 0,5 | - | 0,5 | Книга рассказов детей о семье | |
8. | 4.«Есть ли у семьи корни?» | 0,5 | - | 0,5 | Выставка «Герб семьи» «Генеалогическое древо семьи» | |
Проект «Я и моя семья», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Мини – концерт «Стихи и песни о самых родных» | ||||
Блок «Я и мои друзья»
| ||||||
9. | 1. «Что такое конфликт?» | 0,5 | - | 0,5 | Ежедневный анализ произошедших за день конфликтов в группе в экране наблюдений и в рабочей тетради | |
10. | 2.«Что мешает дружбе?» | 0,5 | - | 0,5 | Оформление экрана «Я играл сегодня дружно» | |
11. | 3. «Помощники дружбы» | 0,5 | - | 0,5 | Оформление выставки рисунков «Правила бесконфликтного поведения» | |
12. | 4. «Доклад «Почему ребята ссорятся» | 0,5 | - | 0,5 | Доклад с презентацией | |
Проект «Я и мои друзья», специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Панно «Ромашковое поле доброты» | ||||
Блок «Я для других» | ||||||
13. | 1. «Кто-кто рядом живёт?» | 0,5 | - | 0,5 | Заполнение рабочей тетради | |
14. | 2. «Я помогу» | 0,5 | - | 0,5 | Организация экскурсии в администрацию посёлка – обращение за помощью | |
15. | 3. Доклад «Сколько проблем – столько решений!» | 0,5 | - | 0,5 | Доклад с презентацией, осадка саженцев | |
16. | 4. Итоговое занятие «Я-Ты _ Он-Она – весь мир – одна семья!» | 0,5 | - | 0,5 | Выставка рисунков, плакатов, рассказов и сказок на тему «Поможем нашей планете» | |
Проект «Я для других», «Здравствуйте, я – Муравей» специально организованная игровая деятельность. | В течение месяца в режимных моментах | Оформление экрана «Вот что получилось!» | ||||
Итого | 8 часов - 16 занятий по 30 миут, 4 проекта, реализуемых в течение месяца в режимных моментах |
IV. Учебная программа:
Пояснительная записка.
В условиях реформирования образования на современном этапе государством огромное внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников в деятельности. Очевидной необходимостью культурно-исторического момента является создание системы работы по формированию социально-коммуникативных компетенций, управлению процессом перехода от эгоцентрической позиции ребёнка дошкольника к децентрации. Именно исследования по темам «Различия в предпочтениях мальчиков и девочек», «Почему ребята ссорятся?», «Любимые книги, мультфильмы, герои мальчиков и девочек», «Ура! Есть проблема!» помогают приобрести интерес к особенностям других людей, развить способность понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре, уметь организовать игру и брать на себя главную роль. Особое внимание в программе уделено проблематике воспитания у детей деятельностного подхода к решению выявленных в ходе исследовательской работы проблем, посредством проектного метода. Тесное взаимодействие психолога с воспитателем помогает построить такую систему работы по формированию социально-коммуникативных компетенций, которая позволяет ребёнку быть активным субъектом процесса. Дети учатся видеть проблемы во взаимоотношениях, причины возникновения конфликтных ситуаций, учатся ставить цели и подбирать адекватные задачи по преодолению возникших трудностей. В ходе образовательной деятельности по программе дети знакомятся с методами исследований, учатся анализировать полученные данные, делать выводы. Ребёнок получает собственное «открытие». В программе предусматривается практическое применение детских «открытий». Формирование деятельностного подхода к собственной сложившейся ситуации, стремления сделать мир окружающих людей добрее, лучше, понимания значимости собственных действий в данном процессе происходит через специально организованную сюжетно-ролевую деятельность и участие в социально значимых проектах, что соответствует основным принципам, прописанным в ФГТ и во ФГОС дошкольного образования.
Нормативным ориентиром при формировании программы послужили целевые ориентиры ФГОС: на этапе завершения дошкольного образования «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
В соответствие с ФГОС дошкольного образования работа по программенаправлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Применение деятельностного подхода к формированию социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность основывается на следующих научных положениях ведущих учёных:
1) теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру;
2) Д.Б. Эльконина о том, что потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;
3) разработанных в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений.
4) в работах ведущих отечественных психологов (Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, В. В. Рубцова, Д. И. Фельдштейна и др.) сформулированы теоретические положения о том, что при условии успешного развития уже в 6-9 лет ребенок способен осознавать свое место в системе общественных отношений и у него формируется осознанное творческое отношение к действительности, что характеризует его как субъекта.
5) теории Пиаже о том, что одна из линий развития ребенка по представлена движением (переходом) от эгоцентризма к децентрации. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.
Методологическая основа программы представлена:
- методическими материалами А. И. Савенкова по организации исследовательской деятельности дошкольников. Элементарные исследовательские работы в системе «человек – человек» позволяют увидеть ситуацию не только с собственной позиции, но и с точки зрения другого человека, что позволяет детям в игровой деятельности учитывать мнения других участников процесса, что делает взаимодействие более эффективным, приобретает положительную эмоциональную окраску.
-методическими материалами Е. Н. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность в детском саду». Позитивный опыт реализации собственных замыслов, внесение в своё социальное окружение позитивных изменений стимулирует личностный рост и самореализацию дошкольника.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Программа предназначена для психологов, методистов, воспитателей.
Цель программы: формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность.
Задачи:
· формировать способность осознавать свое место в системе общественных отношений;
· формировать навыки элементарного исследовательского поиска в системе «человек-человек»;
· формировать осознанное творческое отношение к действительности;
· формировать навыки совместной групповой деятельности;
· развивать способности предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы;
· развивать интерес к особенностям других людей, развить способность понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре, умение организовать игру и брать на себя главную роль;
· развивать способности эффективной коммуникации;
· развивать творческие способности и воображение.
Адресат: дети 5-7 лет.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа реализуется в течение учебного года.
I этап - подготовительный:
научно-методическая подготовка педагогических работников детского сада по обучению проведения исследовательской деятельность в системе «человек - человек» с воспитанниками, умения включать воспитанников в социально значимую проектную деятельность, умение осуществлять вовлечение воспитанников в специально организованную игровую деятельность, проведение имиджевых мероприятий, родительских собраний.
II этап – основной:
реализация программы; сбор анамнестических материалов по результатам внедрения, обработка, анализ результатов.
III этап – заключительный:
обобщение и систематизация результатов программы, модификация элементов.
Структура программы:
I этап - подготовительный «Научно-методическая подготовка педагогических работников детского сада по выявлению и развитию одарённых детей».
Формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность требуют от педагогических работников специальных психолого-педагогических знаний и умений.
С целью систематизации знаний педагогических работников о способах формирования социально-коммуникативных компетенций, совершенствования умения осуществлять эту деятельность организуется работа с педагогами в формате индивидуальной консультации, мастер-классов, практикумов, организованных психологом.
Задачи:
· познакомить с комплексом диагностических методик определения социально-коммуникативного развития;
· совершенствовать профессиональные компетентности по использованию методов исследования, проекта, специально организованной игры.
Педагогические работники будут знать:
· способы вовлечения воспитанников в исследовательскую, проектную, специально-организованную игровую деятельность.
Педагогические работники будут уметь:
· на основе комплекса диагностических методик с помощью психолога проводить диагностику социально-коммуникативного развития;
· организовывать разнообразную совместную со взрослыми, самостоятельную и дополнительную образовательную деятельность, направленную на развитие социально-коммуникативных компетенций.
Помещения:
групповые помещения.
2) оборудование и материалы:
мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера;
уголки экспериментаторов в группах («Папки исследователя», подборка материала для детского экспериментирования и т.д).
3) информационные ресурсы:
ресурсы Интернета;
интерактивная доска;
мультфильмы, литература, отражающая нравственные эталоны и образцы.
Планируемые результаты реализации программы
у воспитанников будут сформированы по среднему и высокому уровню социально-коммуникативные компетенции, прописанные в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования:
· интерес к особенностям других людей;
· представления об особенностях своей личности, самосознание, позитивное самовосприятие, уверенность в себе;
· умение определять эмоции и чувства, соотносить их с собственными настроениями;
· интерес к особенностям и потребностям членов своей семьи, к ценностям, традициям, нормам, правилам своей семьи;
· уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
· навыки сотрудничества, совместных действий внутри группы;
· потребность и умение реализовывать себя в группе;
· способности предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы;
· способность детей анализу и оценке своего поведения и поведения своих сверстников с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
· желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за других;
· уважение к старшим, пожилым, желание сделать хорошее, ответственность за то, что происходит вокруг;
· осознанное творческое отношение к действительности;
· умения и навыки исследовательского поиска.
Мониторинг эффективности реализации программы:
· для определения результативности программы используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов;
· качественные показатели (анализ продуктов деятельности – самоотчёты, портфолио, рисунки, поделки, презентация исследовательских работ);
· тестовые процедуры;
· экспертные вопросы (для педагогов);
· неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям, рост численности воспитанников, участвующих в мероприятиях).
В основе мониторинга результативности программы лежит соотнесение прогнозируемых и реально достигнутых результатов, а также анализ соответствия прогнозируемых рисков и допущений факту.
Наиболее значимые критерии и показатели результативности программы:
№п\п | Критерий | Показатели | Инструмент замера |
| Степень удовлетворённости участников программы | Высокая: удовлетворены результатами развития интегративных качеств ребенка, приобретенные в результате освоения программы свыше 80% участников программы | Анкетирование |
Средняя: удовлетворены результатами развития 50-80% участников программы | |||
Низкая: удовлетворены результатами личностного развития менее 50% участников программы | |||
Интерес нестабилен: пропуски мероприятий без уважительной причины | |||
| Степень активности участников программы | Высокая: инициирование обучающего взаимодействия со стороны свыше 60% участников программы | Наблюдения педагогов, родителей |
Средняя: инициирование обучающего взаимодействия со стороны 40-60% участников программы | |||
Низкая: отсутствие инициирования обучающего взаимодействия со стороны участников программы | |||
| Достижения участников программы | Высокий уровень: не менее, чем у 80% участников программы сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню | Результаты мониторинга |
Высокий уровень: не менее, чем у 50% участников программы сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню | |||
Высокий уровень: не менее, чем у 30% участников программы сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню | |||
| Степень эффективности реализации программы | Критический: носит стихийный характер, без анализа ситуаций | Наблюдение. Анализ |
Допустимый: проходит в соответствии с планом, анализ носит поверхностный характер | |||
Оптимальный: в основе лежит анализ интересов и потребностей, достижений участников |
Результаты диагностики уровня сформированности социальных переживаний, умений оценить поведение по заданным моральными критериями нормам и выражать отношение к поведению партнера по социальному взаимодействию по методике«Раскрась картинки», разработанная Е.В.Никифоровой, Т.Д.Марцинковской на начало и конец занятий по программе, показала следующие результаты:
1. – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
Положительная динамика показателей на конец занятий говорит об эффективности программы.
Результаты мониторинга уровней социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по методике Бине-Симона показала следующие результаты:
1. – низкий;
2. – средний;
3. – высокий.
Таким образом, из диаграммы видно, что сформированность социально-эмоционального развития у воспитанников на конец занятий по среднему и высокому показателю составляет 95%. Что говорит о высокой эффективности программы.
V. Основное содержание
I блок: «Я и мои интересы»
Занятие 1.1 «Человек и кукла – учимся задавать вопросы»
Цель:
Развитие познавательного интереса.
Задачи:
1.формировать навыки элементарного исследовательского поиска в системе «человек-человек»;
2.раскрыть понятие «человек – творец»;
3.развивать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности;
4. привлечь внимание детей к значимости творческого начала в личности человека.
Оборудование:
Рабочая тетрадь, мультимидийное оборудование, энциклопедическая литература, портреты писателей и поэтов, художников, репродукции картин, электронная презентация «Человек – творец!», ауди- и видеозаписи.
Ход занятия.
Психолог подводит детей к мысли о том, что кукла внешне похожа на человека, но всё же она не живая. А как узнать о кукле, о человеке, о том, о чём вам интересно было бы узнать? Нужно задавать вопросы. Какие вопросы вы обычно задаёте?
Выслушиваются ответы, рассуждения детей.
Психолог вместе с детьми рассматривает изображения куклы и человека, и задают вопросы (работа в тетради). На те вопросы, на которые дети могут ответить с помощью рассуждений, размышлений, отвечают.
Кукла (примерные вопросы) | Вопрос | Человек (примерные вопросы) |
Кто делает кукол? | Кто? | Кто по профессии человек, изображённый на картинке? |
Что может делать кукла? | Что? | Что он умеет делать? |
Где, в какой стране стали делать первых кукол? | Где? | Где он живёт? |
Как говорящие куклы разговаривают? | Как? | Как он научился….? |
Когда появились первые куклы? | Когда? | Когда он ходил в детский сад, был ли он послушным? |
Почему кукла не умеет думать? | Почему? | Почему он такого роста, а не больше слона? |
Психолог: Вот как можно много узнать, если задать вопрос! Так какое же главное отличие человека и куклы! Правильно! Человек относится к живой природе, а кукла – к неживой.
Все в нашем мире можно разделить на 2 группы: это живая и неживая природа. Что мы относим к неживой природе?
Дети:
Землю, воздух, воду …
Психолог:
Правильно. А к живой природе?
Дети:
Растения, животных, человека.
Психолог:
А к какой природе мы отнесем, например, стол, машину, самолет?
Дети:
Это предметы сделал человек.
Психолог:
Правильно, это рукотворный мир человека. Он создает предметы, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. Предметы нужны, чтобы спать, питаться, ухаживать за своим телом, чтобы работать и учиться. Есть предметы, которые сделали еще древние люди, но потом человек их улучшал, изменял. У предметов есть прошлое, настоящее и будущее. Много вещей взрослые специально придумали для детей. Как вы думаете, какие?
Дети:
Игрушки, одежду, книги…
(беседа сопровождается показом слайдов)
Психолог: Мы уже не можем представить свою жизнь без техники. Она помогает нам во многих делах. В чем нам помогает техника? (ответы детей) Людей, которые умеют придумывать и создавать технику, помнят и уважают. Например, был на Руси изобретатель Иван Кулибин. И хотя жил он давно, мы помним, что изобрел он прожектор, повозку – самокат и много других механизмов, облегчающих труд человека. Другой русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков впервые изобрел электрическую лампочку. Но не только у нас в России, но и в других странах были и есть ученые, изобретатели, творцы. Каждый может стать известным, если он будет много и творчески работать и создавать что-то полезное людям.
Человек – часть природы. Не только природа нужна человеку, но и человек нужен природе, чтобы беречь, охранять ее. Не все хотят и умеют заботиться о природе, не всегда знают, как следует поступать. Этому нужно учиться с детства. Есть ученые – биологи и экологи, которые собрали «Красную книгу», внесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных и организовали для их охраны заповедники.
Научился человек использовать многое, что есть на земле, создавать не только вещи и предметы, но и различные материалы. Даже воду, ветер и солнце сделал своими помощниками.
Но живут на Земле еще и такие люди, которые умеют сочинять музыку, стихи, сказки, рисовать. Одна из самых творческих профессий - музыкант. Это композиторы, они сочиняют музыку. Но, чтобы мы услышали и почувствовали то, что написал композитор, нужен исполнитель. Композитор может быть один, а исполнителей много. Они могут быть известны на весь мир, это лучшие из всех. Например, Чайковский, Глинка. Известные исполнители – это и певцы, и танцоры, и музыканты.
Есть еще одна удивительная способность человека – рисовать. Таких людей называют художниками. Для передачи настроения и красоты природы у музыканта есть ноты, у танцора – движения, у художника – краски, а у писателя есть слово. Есть писатели, которые пишут только для детей, например, А. Барто, С.Михалков. Весь мир знает А.С.Пушкина, С.Есенина.
Люди стараются жить в мире, но не всегда это получается, поэтому для защиты своего народа, своей страны есть армия. В армию идут служить очень смелые и сильные люди. С давних пор богатыри и воины побеждали врагов. Воевали солдаты под руководством великих полководцев: Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. Есть герои и среди рядовых солдат. Народ помнит и чтит память героев. У нас с вами в поселке есть обелиск павшим воинам, нашим землякам. Иногда герои живут рядом с нами, а мы об этом даже не догадываемся и не знаем, потому что часто герои – очень скромные люди. Возможно, это наши родственники: папы, дедушки и даже прадедушки. И сейчас Никита вам расскажет о своем прадедушке – герое Великой отечественной войны.
(презентация – рассказ ребенка о своем прадедушке)
Я думаю, что рядом с вами живут добрые, творческие люди. Да и вы тоже можете стать творцами, подумайте и составьте дома рассказ о том, чем бы вы хотели заниматься, когда станете взрослыми. А, может, вы сами сочините сказку, стихотворение, нарисуете картину или удивите нас еще чем–то?
Цель:
Развитие поз
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!