II этап – основной «Реализация программы». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

II этап – основной «Реализация программы».

2022-02-11 28
II этап – основной «Реализация программы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отзыв по итогам реализации

 образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы формирования социально-коммуникативных компетенций

детей старшего дошкольного возраста посредством включения их

в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность « Я и мир вокруг»

 

Авторы: Левачёва В. С., Кузнецова С. А., Смолякова И. В., Яшина С. В.

(структурное подразделение детский сад комбинированного вида № 9 "Золотой петушок" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский, г.о.Кинель, Самарской области)

 

Данная программа соответствует приоритетным направлениям модернизации деятельности детского сада в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с современными требованиями психолого-педагогической науки и передовой психологической практики и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Наша программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах социально-коммуникативного развития детей посредством исследовательской, проектной, специально организованной игровой деятельности в системе «человек-человек» детей 5-7 лет; совершенствования у них умения осуществлять эту деятельность по направлениям: «Я и мои интересы», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я для других», о системе внедрения и использования результатов детских исследований в игровой и проектной деятельности.

Основой программы является создание оптимальной модели взаимодействия психолога с воспитателями по организации игровой, исследовательской, проектной деятельности в группе воспитанников на основе межпредметных связей в различных областях. Особое внимание в программе уделено проблематике воспитания у детей деятельностного подхода к решению выявленных в ходе исследовательской работы проблем, посредством проектного метода. Тесное взаимодействие психолога с воспитателем помогает построить такую систему работы по формированию социально-коммуникативных компетенций, которая позволяет ребёнку быть активным субъектом процесса.

 Программа содержит оптимальное методическое сопровождение (методические рекомендации, конспекты занятий, матрицы проектов, образцы презентаций исследовательских работ детей), что позволяет педагогам использовать ее в своей практической работе.

В программе предусматривается практическое применение детских «открытий». Формирование деятельностного подхода к собственной сложившейся ситуации, стремления сделать мир окружающих людей добрее, лучше, понимания значимости собственных действий в данном процессе происходит через специально организованную сюжетно-ролевую деятельность и участие в социально значимых проектах, что соответствует основным принципам, прописанным в ФГТ и во ФГОС дошкольного образования.

Содержание программы рассчитано на образовательный курс 16 занятий – 1 раз в неделю по 30 минут, 4 проекта, реализуемых в течение 4 месяцев.

Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП ГБОУ СОШ №2 детский сад «Золотой петушок» г. о. Кинель, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности. Программа апробирована в работе педагогического коллектива СП «Золотой петушок» в течение четырёх лет, количество участников программы – 50 детей.

Администрация СП высоко оценивает деятельность педагога-психолога Смоляковой Инны Викторовны как координатора работы педагогического коллектива по реализации программы.

Работа по программе позволила наиболее эффективно формировать социально-коммуникативные компетенции: способность осознавать свое место в системе общественных отношений, формировать навыки элементарного исследовательского поиска в системе «человек-человек», формировать осознанное творческое отношение к действительности, навыки совместной групповой деятельности, развивать способности разрешать конфликты и проблемы, способности эффективной коммуникации, творческие способности и воображение.

 

 

Заведующий структурного подразделения

детского сада комбинированного вида

"Золотой петушок" ГБОУ Самарской области

СОШ № 2 с углубленным изучением

отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

г.о.Кинель, Самарской области_________________/В.С.Левачева/

 


I. Аннотация

Социально-коммуникативное развитие дошкольников соответствует приоритетным направлениям модернизации деятельности детского сада в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Представленная программа разработана в соответствии с современными требованиями психолого-педагогической науки и передовой психологической практики и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, может быть использована в детских садах независимо от вида и типа.

Программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах социально-коммуникативного развития детей посредством исследовательской, проектной, специально организованной игровой деятельности в системе «человек-человек» детей 5-7 лет; совершенствования у них умения осуществлять эту деятельность.

В программе представлена оптимальная модель взаимодействия психолога с воспитателями по организации игровой, исследовательской, проектной деятельности в группе воспитанников на основе межпредметных связей в различных областях.

В программе описывается система формирования исследовательской деятельности  по направлениям: «Я и мои интересы», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я для других», система внедрения и использования результатов детских исследований в игровую и проектную деятельность.

Программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий, матрицы проектов, образцы презентаций исследовательских работ детей.

Содержание программы рассчитано на образовательный курс 16 занятий – 1 раз в неделю по 30 минут, 4 проекта, реализуемых в течение 4 месяцев, специально организованной игровой деятельности.

Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП детского сада комбинированного вида «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 г. о. Кинель, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности. Программа апробирована в работе педагогического коллектива СП «Золотой петушок» в течение четырёх лет, количество участников программы – 50 детей.


II. Учебный план

Цель: формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность.

Категория обучающихся: воспитанники старшего дошкольного возраста.

Срок обучения: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, проведение специально организованной игровой деятельности и деятельности по проектам в режимных моментах.

наименование тем

всего часов

в том числе

форма контроля

теоретических практических

 

  1.Блок «Я и мои интересы»   2 - 2 Выставка творческих работ детей
  Проект «Я и мои интересы», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Праздник «Страна Игралия»
2. 2.Блок «Я и моя семья»   2 - 2  
  Проект «Я и моя семья», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Мини – концерт «Стихи и песни о самых родных»
3. 3. Блок «Я и мои друзья»   2 - 2 Ежедневный анализ произошедших за день конфликтов в группе в экране наблюдений и в рабочей тетради
  Проект «Я и мои друзья», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Панно «Ромашковое поле доброты»
4. 4. Блок «Я для других»   2 - 2 Заполнение рабочей тетради, посадка саженцев Выставка рисунков, плакатов, рассказов и сказок на тему «Поможем нашей планете»
  Проект «Здравствуйте, я - муравей», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Оформление экрана «Вот что получилось!»

Итого

    8 часов - 16 занятий по 30 минут, 4 проекта, реализуемых в течение месяца в режимных моментах, специально организованная игровая деятельность  

 


III. Учебно-тематический план

Цель: формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность.

Категория обучающихся: воспитанники старшего дошкольного возраста.

Срок обучения: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, проведение специально организованной игровой деятельности и деятельности по проектам в режимных моментах.

 

наименование тем

всего часов

в том числе

форма контроля

теоретических практических

Блок «Я и мои интересы»

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

1.«Человек и кукла – учимся задавать вопросы»   0,5 - 0,5 Выставка творческих работ детей
2. «Игрушки для мальчишек – игрушки для девчонок   0,5 - 0,5 Игра «Магазин игрушек»
3.«Размышлялки-понималки»   0,5 - 0,5 Макет или рисунки «Игровой уголок для мальчиков и девочек в группе»
4. «Учёный совет» (учимся делать доклад) 0,5 - 0,5 Доклад с презентацией, игра «Мальчики, девочки – вместе весело играть!»
  Проект «Я и мои интересы», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Праздник «Страна Игралия»

Блок «Я и моя семья»

 

5. 1. «А что, если?»   0,5 - 0,5 Игра «Семья»
6. 2. «Что на свете всего важнее?»   0,5 - 0,5 Выставка «Герб моей семьи», фильм «Как порадовать маму»
7. 3. «Моя дружная семья» 0,5 - 0,5 Книга рассказов детей о семье  
8. 4.«Есть ли у семьи корни?» 0,5 - 0,5 Выставка «Герб семьи» «Генеалогическое древо семьи»
  Проект «Я и моя семья», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Мини – концерт «Стихи и песни о самых родных»

Блок «Я и мои друзья»

 

9. 1. «Что такое конфликт?»   0,5 - 0,5 Ежедневный анализ произошедших за день конфликтов в группе в экране наблюдений и в рабочей тетради
10. 2.«Что мешает дружбе?»   0,5 - 0,5 Оформление экрана «Я играл сегодня дружно»
11. 3. «Помощники дружбы» 0,5 - 0,5 Оформление выставки рисунков «Правила бесконфликтного поведения»
12. 4. «Доклад «Почему ребята ссорятся» 0,5 - 0,5 Доклад с презентацией
  Проект «Я и мои друзья», специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Панно «Ромашковое поле доброты»

Блок «Я для других»

13. 1. «Кто-кто рядом живёт?» 0,5 - 0,5 Заполнение рабочей тетради
14. 2. «Я помогу»   0,5 - 0,5 Организация экскурсии в администрацию посёлка – обращение за помощью
15. 3. Доклад «Сколько проблем – столько решений!» 0,5 - 0,5 Доклад с презентацией, осадка саженцев
16. 4. Итоговое занятие «Я-Ты _ Он-Она – весь мир – одна семья!»   0,5 - 0,5 Выставка рисунков, плакатов, рассказов и сказок на тему «Поможем нашей планете»  
  Проект «Я для других», «Здравствуйте, я – Муравей» специально организованная игровая деятельность. В течение месяца в режимных моментах     Оформление экрана «Вот что получилось!»

Итого

    8 часов - 16 занятий по 30 миут, 4 проекта, реализуемых в течение месяца в режимных моментах  

IV. Учебная программа:

Пояснительная записка.

В условиях реформирования образования на современном этапе государством огромное внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников в деятельности. Очевидной необходимостью культурно-исторического момента является создание системы работы по формированию социально-коммуникативных компетенций, управлению процессом перехода от эгоцентрической позиции ребёнка  дошкольника к децентрации. Именно исследования по темам «Различия в предпочтениях мальчиков и девочек», «Почему ребята ссорятся?», «Любимые книги, мультфильмы, герои мальчиков и девочек», «Ура! Есть проблема!» помогают приобрести интерес к особенностям других людей, развить способность понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре, уметь организовать игру и брать на себя главную роль. Особое внимание в программе уделено проблематике воспитания у детей деятельностного подхода к решению выявленных в ходе исследовательской работы проблем, посредством проектного метода. Тесное взаимодействие психолога с воспитателем помогает построить такую систему работы по формированию социально-коммуникативных компетенций, которая позволяет ребёнку быть активным субъектом процесса. Дети учатся видеть проблемы во взаимоотношениях, причины возникновения конфликтных ситуаций, учатся ставить цели и подбирать адекватные задачи по преодолению возникших трудностей. В ходе образовательной деятельности по программе дети знакомятся с методами исследований, учатся анализировать полученные данные, делать выводы. Ребёнок получает собственное «открытие». В программе предусматривается практическое применение детских «открытий». Формирование деятельностного подхода к собственной сложившейся ситуации, стремления сделать мир окружающих людей добрее, лучше, понимания значимости собственных действий в данном процессе происходит через специально организованную сюжетно-ролевую деятельность и участие в социально значимых проектах, что соответствует основным принципам, прописанным в ФГТ и во ФГОС дошкольного образования.

Нормативным ориентиром при формировании программы послужили целевые ориентиры ФГОС: на этапе завершения дошкольного образования «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

В соответствие с ФГОС дошкольного образования работа по программенаправлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Применение деятельностного подхода к формированию социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность основывается на следующих научных положениях ведущих учёных:

1) теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру;

2) Д.Б. Эльконина о том, что  потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;

3) разработанных в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений.

4) в работах ведущих отечественных психологов (Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, В. В. Рубцова, Д. И. Фельдштейна и др.) сформулированы теоретические положения о том, что при условии успешного развития уже в 6-9 лет ребенок способен осознавать свое место в системе общественных отношений и у него формируется осознанное творческое отношение к действительности, что характеризует его как субъекта. 

5) теории Пиаже о том, что одна из линий развития ребенка по представлена движением (переходом) от эгоцентризма к децентрации. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.

Методологическая основа программы представлена:

- методическими материалами А. И. Савенкова по организации исследовательской деятельности дошкольников. Элементарные исследовательские работы в системе «человек – человек» позволяют увидеть ситуацию не только с собственной позиции, но и с точки зрения другого человека, что позволяет детям в игровой деятельности учитывать мнения других участников процесса, что делает взаимодействие более эффективным, приобретает положительную эмоциональную окраску.

-методическими материалами Е. Н. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность в детском саду». Позитивный опыт реализации собственных замыслов, внесение в своё социальное окружение позитивных изменений стимулирует личностный рост и самореализацию дошкольника.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

 

Программа предназначена для психологов, методистов, воспитателей.

 

Цель программы: формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность.

 

Задачи:

· формировать способность осознавать свое место в системе общественных отношений;

· формировать навыки элементарного исследовательского поиска в системе «человек-человек»;

· формировать осознанное творческое отношение к действительности;

· формировать навыки совместной групповой деятельности;

· развивать способности предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы;

· развивать интерес к особенностям других людей, развить способность понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре, умение организовать игру и брать на себя главную роль;

· развивать способности эффективной коммуникации;

· развивать творческие способности и воображение.

 

Адресат: дети 5-7 лет.

 

Сроки и этапы реализации программы:

Программа реализуется в течение учебного года.

 

I этап - подготовительный:

научно-методическая подготовка педагогических работников детского сада по обучению проведения исследовательской деятельность в системе «человек - человек» с воспитанниками, умения включать воспитанников в социально значимую проектную деятельность, умение осуществлять вовлечение воспитанников в специально организованную игровую деятельность, проведение имиджевых мероприятий, родительских собраний.

II  этап – основной:

реализация программы; сбор анамнестических материалов по результатам внедрения, обработка, анализ результатов.

III  этап – заключительный:

обобщение и систематизация результатов программы, модификация элементов.

 

Структура программы:

I этап - подготовительный «Научно-методическая подготовка педагогических работников детского сада по выявлению и развитию одарённых детей».

Формирование социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность  требуют от педагогических работников специальных психолого-педагогических знаний и умений.

 С целью систематизации знаний педагогических работников о способах формирования социально-коммуникативных компетенций, совершенствования умения осуществлять эту деятельность организуется работа с педагогами в формате индивидуальной консультации, мастер-классов, практикумов, организованных психологом.

Задачи:

· познакомить с комплексом диагностических методик определения социально-коммуникативного развития;

· совершенствовать профессиональные компетентности по использованию методов исследования, проекта, специально организованной игры.

Педагогические работники будут знать:

· способы вовлечения воспитанников в исследовательскую, проектную, специально-организованную игровую деятельность.

Педагогические работники будут уметь:

· на основе комплекса диагностических методик с помощью психолога проводить диагностику социально-коммуникативного развития;

· организовывать разнообразную совместную со взрослыми, самостоятельную и дополнительную образовательную деятельность, направленную на развитие социально-коммуникативных компетенций.

Помещения:

групповые помещения.

2) оборудование и материалы:

мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера;

уголки экспериментаторов в группах («Папки исследователя», подборка материала для детского экспериментирования и т.д).

3) информационные ресурсы:

ресурсы Интернета;

интерактивная доска;

мультфильмы, литература, отражающая нравственные эталоны и образцы.

 

Планируемые результаты реализации программы

у воспитанников будут сформированы по среднему и высокому уровню социально-коммуникативные компетенции, прописанные в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования:

· интерес к особенностям других людей;

· представления об особенностях своей личности, самосознание, позитивное самовосприятие, уверенность в себе;

· умение определять эмоции и чувства, соотносить их с собственными настроениями;

· интерес к особенностям и потребностям членов своей семьи, к ценностям, традициям, нормам, правилам своей семьи;

· уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

· навыки сотрудничества, совместных действий внутри группы;

· потребность и умение реализовывать себя в группе;

· способности предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы;

· способность детей анализу и оценке своего поведения и поведения своих сверстников с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

· желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за других;

· уважение к старшим, пожилым, желание сделать хорошее, ответственность за то, что происходит вокруг;

· осознанное творческое отношение к действительности;

· умения и навыки исследовательского поиска.

 

Мониторинг эффективности реализации программы:

· для определения результативности программы используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов;

· качественные показатели (анализ продуктов деятельности – самоотчёты, портфолио, рисунки, поделки, презентация исследовательских работ);

· тестовые процедуры;

· экспертные вопросы (для педагогов);

· неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям, рост численности воспитанников, участвующих в мероприятиях).

В основе мониторинга результативности программы лежит соотнесение прогнозируемых и реально достигнутых результатов, а также анализ соответствия прогнозируемых рисков и допущений факту.

 

Наиболее значимые критерии и показатели результативности программы:

№п\п Критерий Показатели Инструмент замера

 

Степень удовлетворённости участников программы

Высокая: удовлетворены результатами развития интегративных качеств ребенка, приобретенные в результате освоения программы свыше 80% участников программы

Анкетирование

Средняя: удовлетворены результатами развития 50-80% участников программы
Низкая: удовлетворены результатами личностного развития менее 50% участников программы
Интерес нестабилен: пропуски мероприятий без уважительной причины

 

Степень активности участников программы 

Высокая: инициирование обучающего взаимодействия со стороны свыше 60% участников программы

Наблюдения педагогов, родителей

Средняя: инициирование обучающего взаимодействия со стороны 40-60% участников программы
Низкая: отсутствие инициирования обучающего взаимодействия со стороны участников программы

 

Достижения участников программы

Высокий уровень: не менее, чем у  80% участников программы сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню

Результаты мониторинга

Высокий уровень: не менее, чем у 50% участников программы сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню
Высокий уровень: не менее, чем у 30% участников программы сформированы социально-коммуникативные компетенции по высокому и среднему уровню

 

Степень эффективности реализации программы

Критический: носит стихийный характер, без анализа ситуаций

Наблюдение. Анализ

Допустимый: проходит в соответствии с планом, анализ носит поверхностный характер
Оптимальный: в основе лежит анализ интересов и потребностей, достижений участников

 

Результаты диагностики уровня сформированности социальных переживаний, умений оценить поведение по заданным моральными критериями нормам и выражать отношение к поведению партнера по социальному взаимодействию по методике«Раскрась картинки», разработанная  Е.В.Никифоровой, Т.Д.Марцинковской на начало и конец занятий по программе, показала следующие результаты:

 

1. – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

 

Положительная динамика показателей на конец занятий говорит об эффективности программы.

Результаты мониторинга уровней социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по методике Бине-Симона показала следующие результаты:

1. – низкий;

2. – средний;

3. – высокий.

 

 

Таким образом, из диаграммы видно, что сформированность социально-эмоционального развития у воспитанников на конец занятий по среднему и высокому показателю составляет 95%. Что говорит о высокой эффективности программы.

 


V. Основное содержание

I блок: «Я и мои интересы»

 

Занятие 1.1 «Человек и кукла – учимся задавать вопросы»

Цель:

Развитие познавательного интереса.

Задачи:

1.формировать навыки элементарного исследовательского поиска в системе «человек-человек»;

2.раскрыть понятие «человек – творец»;

3.развивать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности;

4. привлечь внимание детей к значимости творческого начала в личности человека.

 Оборудование:

 Рабочая тетрадь, мультимидийное оборудование, энциклопедическая литература, портреты писателей и поэтов, художников, репродукции картин, электронная презентация «Человек – творец!», ауди- и видеозаписи.

 

Ход занятия.

Психолог подводит детей к мысли о том, что кукла внешне похожа на человека, но всё же она не живая. А как узнать о кукле, о человеке, о том, о чём вам интересно было бы узнать? Нужно задавать вопросы. Какие вопросы вы обычно задаёте?

Выслушиваются ответы, рассуждения детей.

Психолог вместе с детьми рассматривает изображения куклы и человека, и задают вопросы (работа в тетради). На те вопросы, на которые дети могут ответить с помощью рассуждений, размышлений, отвечают.

Кукла (примерные вопросы) Вопрос Человек (примерные вопросы)
Кто делает кукол? Кто? Кто по профессии человек, изображённый на картинке?
Что может делать кукла? Что? Что он умеет делать?
Где, в какой стране стали делать первых кукол? Где? Где он живёт?
Как говорящие куклы разговаривают? Как? Как он научился….?
Когда появились первые куклы? Когда? Когда он ходил в детский сад, был ли он послушным?
Почему кукла не умеет думать? Почему? Почему он такого роста, а не больше слона?

Психолог: Вот как можно много узнать, если задать вопрос! Так какое же главное отличие человека и куклы! Правильно! Человек относится к живой природе, а кукла – к неживой.

Все в нашем мире можно разделить на 2 группы: это живая и неживая природа. Что мы относим к неживой природе?

Дети:

Землю, воздух, воду …

Психолог:

Правильно. А к живой природе?

Дети:

Растения, животных, человека.

Психолог:

А к какой природе мы отнесем, например, стол, машину, самолет?

Дети:

Это предметы сделал человек.

Психолог:

Правильно, это рукотворный мир человека. Он создает предметы, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. Предметы нужны, чтобы спать, питаться, ухаживать за своим телом, чтобы работать и учиться. Есть предметы, которые сделали еще древние люди, но потом человек их улучшал, изменял. У предметов есть прошлое, настоящее и будущее. Много вещей взрослые специально придумали для детей. Как вы думаете, какие?

Дети:

Игрушки, одежду, книги…

(беседа сопровождается показом слайдов)

Психолог: Мы уже не можем представить свою жизнь без техники. Она помогает нам во многих делах. В чем нам помогает техника? (ответы детей) Людей, которые умеют придумывать и создавать технику, помнят и уважают. Например, был на Руси изобретатель Иван Кулибин. И хотя жил он давно, мы помним, что изобрел он прожектор, повозку – самокат и много других механизмов, облегчающих труд человека. Другой русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков впервые изобрел электрическую лампочку. Но не только у нас в России, но и в других странах были и есть ученые, изобретатели, творцы. Каждый может стать известным, если он будет много и творчески работать и создавать что-то полезное людям.

Человек – часть природы. Не только природа нужна человеку, но и человек нужен природе, чтобы беречь, охранять ее. Не все хотят и умеют заботиться о природе, не всегда знают, как следует поступать. Этому нужно учиться с детства. Есть ученые – биологи и экологи, которые собрали «Красную книгу», внесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных и организовали для их охраны заповедники.

Научился человек использовать многое, что есть на земле, создавать не только вещи и предметы, но и различные материалы. Даже воду, ветер и солнце сделал своими помощниками.

Но живут на Земле еще и такие люди, которые умеют сочинять музыку, стихи, сказки, рисовать. Одна из самых творческих профессий - музыкант. Это композиторы, они сочиняют музыку. Но, чтобы мы услышали и почувствовали то, что написал композитор, нужен исполнитель. Композитор может быть один, а исполнителей много. Они могут быть известны на весь мир, это лучшие из всех. Например, Чайковский, Глинка. Известные исполнители – это и певцы, и танцоры, и музыканты.

Есть еще одна удивительная способность человека – рисовать. Таких людей называют художниками. Для передачи настроения и красоты природы у музыканта есть ноты, у танцора – движения, у художника – краски, а у писателя есть слово. Есть писатели, которые пишут только для детей, например, А. Барто, С.Михалков. Весь мир знает А.С.Пушкина, С.Есенина.

Люди стараются жить в мире, но не всегда это получается, поэтому для защиты своего народа, своей страны есть армия. В армию идут служить очень смелые и сильные люди. С давних пор богатыри и воины побеждали врагов. Воевали солдаты под руководством великих полководцев: Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. Есть герои и среди рядовых солдат. Народ помнит и чтит память героев. У нас с вами в поселке есть обелиск павшим воинам, нашим землякам. Иногда герои живут рядом с нами, а мы об этом даже не догадываемся и не знаем, потому что часто герои – очень скромные люди. Возможно, это наши родственники: папы, дедушки и даже прадедушки. И сейчас Никита вам расскажет о своем прадедушке – герое Великой отечественной войны.

(презентация – рассказ ребенка о своем прадедушке)

Я думаю, что рядом с вами живут добрые, творческие люди. Да и вы тоже можете стать творцами, подумайте и составьте дома рассказ о том, чем бы вы хотели заниматься, когда станете взрослыми. А, может, вы сами сочините сказку, стихотворение, нарисуете картину или удивите нас еще чем–то?

 

Цель:

Развитие поз


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.