Малая группа и ее структурная организация. Понятие группы и ее основные характеристики — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Малая группа и ее структурная организация. Понятие группы и ее основные характеристики

2022-02-10 29
Малая группа и ее структурная организация. Понятие группы и ее основные характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблемы группы. Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включенным в систему норм, взглядов представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, их особенности, их разновидности, характер их влияния на сознание личности и т.д.

Таким образом, проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных мо­ментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, приня­тые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его пси­хический склад, личностное содержание формируются на пе­ресечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его раз­вития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не яв­ляется простой суммой вошедших в нее людей, а представ­ляет, с момента своего психологического возникновения, са­мостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным харак­теристикам ее членов, собственной историей развития и за­кономерностями жизнедеятельности.

То есть группа — это самостоятельный субъект деятель­ности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Понятие “группы”. Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию

Виды групп. Обратимся к классификации групп. В самом общем виде реальные группы, изучением которых занимается социальная психология, могут быть разделены на большие и малые.

К большим по численности группам относятся, с одной сторо­ны, стихийные, кратковременно существующие, случайно воз­никающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с дру­гой стороны длительно существующие, исторически обуслов­ленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

 Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономер­ности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть, большие группы опосредованно, через малые социальные обра­зования оказывают решающее влияние на формирование мик­росоциума и самой личности. Однако, эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разра­ботанной. Особенно, по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

Под малой социальной группой понимается немногочис­ленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для воз­никновения и развития группы как целого.

 Наиболее ''синтетическое'' определение – под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельность и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие ''взаимодействия'', фокус в этом определении усматривается в том, что малая группа – это определенная система взаимодействия, ибо слова ''общая социальная деятельность'' толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают опорные элементы групповой когнитивной структуры – нормы и ценности, а это и есть самое существенное для группы. В отечественной психологии – установление факта ''общей социальной деятельности'' сразу же задаёт группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда (наличие общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего последующего исследования). Для марксистского анализа – малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Признак малой группы, отличающий её от больших групп – общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. ''Контактная группа'' приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь ''контакты'' есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи, которые опосредованы совместной деятельностью.

Существуют две точки зрения о ''нижнем'' пределе – 2 или 3 человека (диада и триада). Точка зрения, предлагающая триаду, в качестве обоснования выдвигает следующие доводы: в диаде фиксируется самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоциональный контакт. Диаду трудно рассматривать как подлинный субъект деятельности, т.к. в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию – наблюдателя, и это добавляет новый момент к возникшей системе взаимоотношений: этот ''третий'' может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включён в конфликт и потому представляя именно не межличностное, а ''деятельностное'' начало.

В качестве ''верхнего'' предела численности малой группы– объём оперативной памяти (7 + 2), индивид может удерживать в поле своих контактов всех членов группы (экспериментально это утверждение не подтверждается). В практике принято 10, 15, 20 человек расценивать за верхний предел количественной характеристики малой группы. В системе отечественной социальной психологии за ''верхний'' предел принимают реально существующий, данный размер исследуемой группы. Малая группа представляет некоторую единицу совместной деятельности – семья, бригада рабочих.

Основные характеристики группы:

композиция (состав, т.е. члены группы);

структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов);

групповые процессы (с точки зрения организации деятельности группы и развития группы);

позиция индивида в группе;

статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими);

роль (динамический аспект статуса);

система групповых ожиданий (член группы оценивается другими, от него ожидается выполнение определенных функций);

групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников);

система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм).

Классификация групп: Деление групп осуществляется по какому-либо критерию, например:группы бывают условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума); лабораторные (созданные для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире); большие (этнические, профессиональные, возрастные…):

Организованные (публика, аудитория и т.п.), стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия), малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными):формальные (их структура задана извне), неформальные (результат активности извне).

Основные направления исследования малых групп. Типы малых групп. Можно выделить три основных направления в исследовании структуры психологических отношений в малых группах:

Социометрическое – связано с именем Дж.Морено. Суть концепции: Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное “пространственное” размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро-и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. Оценка: страдает существенной ограниченностью, т.к. процесс исследования малых групп был сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.

Социологическое направление связано с исследованиями Мэйо, которые носили строго прикладной характер. Цель исследований: выявить, как влияют на производительность труда различные условия труда. При введении новшеств, улучшающих условия труда, производительность труда повышалась. Когда все нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Теоретически Мэйо истолковал это 1)как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя “принадлежащим” к какой-то группе и 2)как реализацию существовавших внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз обнаруживались в том случае, когда было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной “судьбе” в ходе производственного процесса. Теоретическое значение открытий Мэйо для социальной психологии состоит в том, что был получен новый факт – существование в малой группе двух типов структур: наряду с формальной еще и неформальной структуры.

Школа “групповой динамики” представляет собой наиболее “психологическое” направление исследований малых групп и связано с рядом идей американского исследователя немецкого происхождения (ученика Зигмунта Фрейда) - Курта Левина. Идя от ортодоксальной гештальтпсихологии, Левин создал свою “теорию поля”, которая и была положена в основу изучения малых групп. Центральная идея теории поля в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, и эта идея была развита применительно к науке о группах, которая должна способствовать анализу этих сил, их локализации и измерению. Важным методом анализа сил психического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название “групповой динамики”. Основная проблематика исследований: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Отвечая на главный вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей – “групповая динамика” пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Авторами данного направления в исследовании малых групп были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны оригинальные методики, которые работают и в новых теоретических рамках. С другой стороны, весь теоретический контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым.

Ни в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. Поэтому, все подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

Три классификации, получившие распространение в западной традиции: первичные и вторичные. Это деление групп было предложено американским исследователем Чарльзом Кули. Первичные – имеют отличительный признак – непосредственность контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей); Вторичные – нет непосредственных контактов, а для общения между членами используется различные ''посредники'', например: средства связи.

Формальные и неформальные. Это деление было предложено американским исследователем Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, система подчинения, так называемая ''структура власти'': представление об отношениях в группе ''по вертикале'' складываются как вытекающие из отношений, определяемых системой ролей и статусов. Пример: любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности, рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет западной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура ''власти''. Неформальные группы могут создаваться внутри формальных. Пример: в школьном классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. И наоборот: в группе туристов, несмотря на её неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные позиции и роли.

Группы членства и референтные группы. Эта классификация была введена в 1942г. американским исследователем Г. Хайменом. Референтные группы – группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. Г.Келли выделил две функции референтных групп:

сравнительная: референтная группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней;

нормативная: референтная. группа нужна индивиду для нормативной оценки его. Группы членства – школьный класс, пионерский отряд, референтные группы могут образовываться внутри групп членства;

производительность труда;

удовлетворенность членов группы трудом в группе;

удовлетворенность межличностными отношениями;

общественная значимость задачи.

Рассмотрим основные параметры, с помощью которых мо­жет быть осуществлен социально-психологический анализ группы. Вся совокупность этих параметров может быть раз­делена на собственные характеристики группы и характери­стики, определяющие положение человека в группе.

К первым относятся: композиция группы, структура и групповые процессы.

Композиция группы, или ее состав — это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ана­лиза группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социаль­ное положение членов группы и так далее.

Таких характеристик множество, выбор наиболее значи­мых производится с учетом конкретных задач, которые ста­вятся исследователем. Так, если есть цель проанализировать школьный класс как малую группу, среди особенностей ком­позиции должны быть указаны: соотношение детей различ­ного пола, социальные различия между школьниками, ус­пешность обучения членов группы и т. д.

Структура группы рассматривается с точки зрениятехфункций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Вы­деляют структуры предпочтений (социометрическая структу­ра), власти и коммуникаций.

К групповым процессам относятся, прежде всего, такие по­казатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

Ко второй совокупности показателей относятся система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов груп­пы. Положение личности в системе групповых отношений ха­рактеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ро­лями. Статус (или позиция) — это сумма, или совокупность задаваемых человеку психологических характеристик, опреде­ляющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ро­лей, то есть различных функций, которые человек должен вы­полнять в соответствии со своим положением в группе.

По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответст­вующее образцу поощряется, а несоответствующее — нака­зывается группой. То есть, система ожиданий строится на ос­нове групповых норм и правил и контролируется через груп­повые санкции.

Ниже мы подробно остановимся на анализе каждого па­раметра применительно к малой группе.

Обратимся к подробному социально-психологическому анализу малой группы.

Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу определения малой группы, предложенного выше. В социальной психологии на настоящий момент не сущест­вует единой точки зрения относительно того, какую по чис­ленности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом. В целом, наи­более распространен подход, согласно которому минималь­ный объем малой группы равен трем, а максимальный опре­деляется тем количеством людей, которые могут быть объе­динены в единой совместной деятельности (например, 12 че­ловек в групповой психотерапии или 35 человек, составляю­щих школьный класс).

Для понимания малой группы как целого, важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, а так же структуру власти.

 Социометрическая структура малой группы. Социометрическая структура это совокупность сопод­чиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это систе­ма предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностиро­вания — социометрической и аутосоциометрической методи­ками.

Отметим важнейшие характеристики, описывающие си­стему внутригрупповых предпочтений. Во-первых, это социометрические статусы членов группы. В соответствии с ре­зультатами социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Ста­тусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех чле­нов группы задает статусную иерархию, в которой выде­ляются:

— социометрические «звезды» — наиболее предпочитае­мые члены группы, стоящие на вершине иерархии

— высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имею­щие большого числа отвержений

— изолированные — члены группы, у которых отсутст­вуют любые выборы, как положительные, так и отрица­тельные

— пренебрегаемые — члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество пред­почтений

— отверженные («изгои») — члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Однако, знания величины социометрического статуса не­достаточно для точного представления о системе эмоцио­нальных отношений в группе. Вторая характеристика систе­мы — это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у школьника в классе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, ребенок будет чувствовать себя в классе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одноклассников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Так, же и для «звезды» важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в классе и комфортное состояние.

Третья характеристика социометрической структуры — наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие — отсутст­вие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовыва­лись. Имеет значение, на какие группы ориентированы от­верженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этих группах люди с различными статусами. Возникающие в группе мини-объединения могут быть очень различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.

Наконец, четвертая характеристика структуры — система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает воз­можность понять, как распределяются отвержения в группе. Например, в классе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти весь класс, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значи­тельно над предпочтениями. Или девочки все отвержения пересылают мальчикам и наоборот.

Говоря о социометрической структуре, важно подчерк­нуть, что социометрический статус члена группы — вели­чина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенден­цию сохраняться в данной конкретной группе, но очень час­то «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус — категория группо­вая и вне группы не существует, человек привыкает выпол­нять роли, предписанные ему его постоянным статусным по­ложением. В поведении закрепляются определенные при­вычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «под­страиваются» под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или, по крайней мере, его роль выдают бессознательные элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им об­раз и начинают подыгрывать новичку. В свете вышесказан­ного становится очевидной нецелесообразность такой педа­гогической меры как перевод неадаптировавшегося ученика в другой класс или другую школу. Если с ним и его окруже­нием не будет проведена серьезная психологическая работа, сам по себе статус «белой вороны» или «козла отпущения» не изменится.

Какие же психологические и социальные факторы влияют на величину статуса школьника? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привлекательность и оформление облика), успехи в ведущей деятельности (в младшем школьном возрасте — учеба, потом — общение, да­лее начинают преобладать личные профессиональные ка­чества), умственная одаренность, некоторые свойства тем­перамента (общительность, низкая тревожность, стабиль­ность нервной системы). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств, и вы­сокий статус получает тот, ктообладает имив должной мере.

Интересно, что статус человека в конкретной группе час­то зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, школьник, отличившейся в каком-либо виде спорта, в искусстве, может за счет этого улуч­шить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают дети, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.

Отметим, что в начальной школе система предпочтения внутри класса и статус конкретного ребенка в значительной степени зависит от двух факторов: учебных успехов и дис­циплины с одной стороны, и отношения учителя, с другой. В этот период учителя достаточно точно могут ответить на вопрос, кто занимает в классе место «звезды» или «изоли­рованного». Связано это с тем, что сам педагог в значитель­ной степени задает школьникам ту или иную роль. Его ав­торитет среди учащихся 1—3 классов столь велик, что они некритично усваивают его оценки и отношения. В средней школе картина меняется, статусная иерархия класса неред­ко претерпевает значительные изменения, т. к. присвоение статуса определяется в этом возрасте иными ценностями.

Итак, статус — величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем, с точки зрения развития личности человеку це­лесообразно периодически «менять» свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возмож­ность примерить на себя различные социальные маски, побы­вать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их по­ступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется оче­видной, однако это столь же важно и для тех членов груп­пы, которые уверенно занимают вершину групповой статус­ной пирамиды. Постоянное хождение в «звездах», «любимчи­ках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого, человек растет как бы «социально слепым», будучи лишенным необходимости прислушиваться и при­сматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опасность устойчи­вого нахождения человека в ролях отверженного и изолиро­ванного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачныетона.

 Закономерно возникает вопрос, как можно повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько способов, несомненно, не ис­черпывающих всего арсенала педагогических средств, кото­рые может в этих целях использовать опытный педагог.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы — создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполните­лей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации раз­личных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность най­ти деятельность, повышающую их групповую роль и изме­няющую отношение к нему других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированно­го члена группы может быть использован прием, условно на­зываемый «отсветом от звезды». Суть его в том, что высоко-статусному члену группы поручается в сотрудничестве с низ­костатусным (под благовидным предлогом) выполнить важ­ную для группы работу. Конечно, большая часть успеха до­стигается «звезде», но можно не сомневаться, что отсвет от ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внешкольной деятельности. За­дача педагога активно информировать группу об успехах «вовне» ее члена.

Наконец, понимание причин отверженности и изолирован­ности отдельных членов группы требует системного психоло­гического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях школьника, особен­ностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения со сверст­никами и т. д.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою груп­повую роль крайние статусные категории: «звезды» с одной стороны, «изгои» и изолированные — с другой. Высоко- и среднестатусные члены группы, как правило, не затрудняют­ся отвечать на вопросы аутосоциометрии о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное вос­приятие, видимо, объясняется защитой, выставляемойэтими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях.

Наконец, заслуживает внимания вопрос об отношении че­ловека к своему статусу. В ряде случаев, уверенность в том, что человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хо­чется свой статус повысить — безосновательна. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положе­ние в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно) и изгоев, вполне удовлетворенных своим поло­жением. Последний факт может иметь разные причины. На­пример, «изгой» может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина, он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно быть очень осторож­ным, принимая решения о необходимости повлиять на ста­тус того или иного члена группы в любом направлении.

Говоря о школьниках и статусных структурах классных групп, следует остановится и на вопросе об адекватности восприятия этих структур учителями. Отметим, что такое восприятие редко бывает в должной степени адекват­ным. Назовем основные причины искажений. Во-первых, в данном случае также труднее всего диагностируются край­ние статусные категории. Больше всего ошибок делают учи­теля при выявлении лидеров и отверженных и изолирован­ных. Например, в качестве «звезд» часто называются отлич­ники и формальные лидеры. Во-вторых, на оценках учителя часто сказывается стереотип ожидания, личные симпатии и антипатии. То есть, обучение учителей навыкам объектив­ной оценки статусной структуры класса — важная психоло­го-педагогическая задача.

Коммуникативная структура малой группы. Коммуникативная структурагруппы это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема группо­вой информации. Владение информацией — важный пока­затель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые «привилегии». В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы называют «коммуникативным лидером», на сколько близки его возможности к лидерским. С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, то есть обладание информацией связано с величиной статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелательный характер придается передаваемой информации. При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.

Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в орга­низации обмена информацией и межличностного взаимо­действия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Существуют различные варианты централизованной сети: фронтальная, радиальная, иерархическая. Фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга. Этот факт во мно­гом помогает им, так как позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия.

Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию.

В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет.

Существуют различные варианты децентрализованных сетей. Их основное отличие от сетей первого типа состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников, то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковы­ми со всеми остальными возможностями принимать, пере­дать и перерабатывать информацию, вступая в прямое об­щение с участниками совместной деятельности.

Цепной вариант децентрализованной сети предполагает, что общение и взаимодействие между членами группы осу­ществляется по цепочке. Такая система коммуникаций ра­ботает в конвейерных производствах. Круговая системапредполагает, что информация может бесконечно долго цирку­лировать между членами группы, дополняясь и уточняясь. Кроме того, она предполагает контакт «лицом к лицу» всех участников совместной деятельности. Наконец, при органи­зации взаимодействия в группе может использоваться пол­ная, или неограниченная сеть коммуникации. В ней нет ни­каких препятствии для свободного межличностного обще­ния участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость об­ращения к анализу существующих в группе коммуникатив­ных сетей возникает в тех случаях, когда общение между ее членами становится не эффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.

Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложен­ных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо простимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Однако надо помнить, что в рамках та­ких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, а также их широкое применение может снижать удовлетво­ренность групповым членством.

Напротив, использование децентрализованных сетей уме­стно при решении не стандартных, не лимитированных вре­менем сложных задач, а также в тех случаях, когда органи­зовывающаяся деятельность должна служить развитию меж­личностных отношений, повышению удовлетворенности чле­нов группы групповым членством.

– производительность труда

– удовлетворенность членов группы трудом в группе

– удовлетворенность межличностными отношениями

общественная значимость задачи


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.