Характеристика перцептивной стороны общения. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Характеристика перцептивной стороны общения.

2022-02-10 30
Характеристика перцептивной стороны общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(общение как познание и понимание людьми друг друга)

 

Понятие социальной перцепции. Возникновение и успешное развитие процесса межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, восприни­мают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким обра­зом, процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает, как обязательная составная часть обще­ния и условно может быть назван перцептивной стороной общения Общение как познание людьми друг друга: в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не только просто “согласовывать действия”, но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом случае – в плане анализа взаимодействия, во втором – в плане анализа так называемой “аттракции”. Однако и в том и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

 

Рассмотрим на гипотетическом примере, как в общем, ви­де разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В на­блюдаемом ему доступны для восприятия лишь внешние фи­зические признаки, среди которых наиболее информативны­ми являются внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблю­датель определенным образом оценивает их и делает неко­торые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему,     (отношение чаще всего носит эмоциональный ха­рактер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится»). На основании предполагаемых у наблюдае­мого психологических свойств наблюдатель делает опреде­ленные выводы относительно того, какого поведения по отно­шению к нему, наблюдателю, можно ожидать от воспринимае­мого лица, а затем, опираясь на эти выводы, строит собст­венную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому человеку. Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечерам на автобусной остановке, замечает прибли­жающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной поход­кой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он пройдет спокойно мимо». И подумав подобным образом, наблюдатель тоже спокойно продолжит свое ожидание.

Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в кар­манах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный»... И человек скроется в тень («от греха подальше»).

Весь описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен в виде следующей схемы:

 

Наблюдатель   Внешний облик и поведение наблюдаемого Психологические особенности наблюдаемого Предполагаемое поведение наблюдаемого

 

 


                             Собственное поведение наблюдателя

 Таким образом, мы определяем социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и про­гнозирование на этой остове его поступков. Социальную пер­цепцию нельзя рассматривать, по аналогии с перцептивными психическими процессами, как чисто когнитивный, «рацио­нальный» акт запечатленная внешних свойств воспринимае­мого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведе­ния мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отноше­ние к воспринятому. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка по­нять причины его поступков и прогнозировать его поведение, создание собственной стратегии доведения.

Можно также выделить четыре основных функции со­циальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Если вновь обратиться к схеме социальной перцепции, то можно увидеть в ней так называемые «слабые места», то есть те узловые точки процесса, в которых с наибольшей вероятностью будут происходить искажения в объективном восприятии другого человека. Нетрудно заметить, что такими «слабыми местами» являются, прежде всего, психологические ценности и установки самого наблюдателя, характеристи­ки наблюдаемого, доступные восприятию (насколько они адекватно отражают объективные психологические свойства лица) и адекватность (правомерность) оценок, на которых построено отношение наблюдателя к объекту на­блюдения. Иначе говоря, выделяются два главных аспекта учения процесса социальной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей объекта и объекта восприятия, а второй - с анализом ме­ханизмов межличностного отражения. Остановимся подробнее на их анализе.

Исследование психологических особенностей наблюдателя, влияющих на процесс социальной перцепции - достаточно популярная и разработанная область социальной психоло­гии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ эмоций посредством слов и взаимоотношений других людей. В целом, дети больше, чем взрослые ориентированы на оформление внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков во внешности - униформа, очки и др.), чем взрослые. Было отмечено, что учителя и преподаватели замечают и оцени­вают в своих учениках иные качества и черты, чем те же ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководите­лем подчиненных и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, при оценке людей одни весьма сильно ориентированы на речь воспринимае­мых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека.

Хотя названные выше характеристики наблюдателя играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система уста­новок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. При этом иногда результат вос­приятия другого человека достаточно жестко запрограмми­рован этой схемой. Особенно значительна работа таких установок и таких перцептивных схем при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Подробнееречь обэтом пойдет ниже.

В социальной психологии существует многолетняя тради­ция исследования и психологических свойств объекта восприя­тия, то есть наблюдаемого лица. При этом, большинство ис­следований являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем, на что прежде всего обращают вни­мание люди, оценивая партнеров по общению?

К таким наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение его лица (мимика), способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа) и особенности голоса и речи. При этом исследования показывают, что можно выделить как широко распространенные, «интернациональные» жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцени­ваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.

Можно привести примеры экспрессивных жестов,имеющих универсальную трактовку в европейской культуре:

пальцы, сведенные кончиками вместе — стыд, покорность, смирение;

палец, зажатый ладонью другой руки — самоободрение;

различные «почесывания» головы — нерешительность, неготовность.

Таким образом, воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания и одновре­менно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их подать и оценить.

Вместе с тем, можно выделить ряд универсальных пси­хологических механизмов, обеспечивающих сам процесс вос­приятия и оценки другого человека, позволяющих осущест­влять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отно­шению и прогнозу. Остановимся на описании работы меха­низмов социальной перцепции.

Механизмы социальной перцепции. Можно говорить о существовании механизмов, обеспечи­вающих познание и понимание другого человека, самого се­бя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнози­рование поступков партнера по общению.

К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция. Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при ко­тором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по об­щению. То есть, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое доведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное зна­чение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (напри­мер, отношение к кумиру).

Эмпатию можно определить как эмоциональное сочувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный от­клик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представ­лять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, эмпатийность в отноше­нии с партнером по общению может рассматриваться как од­но из наиболее важных профессиональных качеств психоло­га, педагога, социального работника. В целом ряде случаев, развитие способности к эмпатии представляется особой зада­чей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.

Аттракция (в дословном переводе — привлечение) мо­жет быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к не­му устойчивого позитивного чувства. В данном случае по­нимание партнера по общению возникает благодаря форми­рованию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил на­звание социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он вос­принимается партнером по общению. Иначе говоря, это зна­ние того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значитель­ной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Кроме того, и это особенно важно для психолога, залог познания себя — это открытость другим людям. Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологи­ческих пространств:

 

 

Известное мне   Неизвестное мне
  I. Открытое для меня и для других   II. Закрытое для меня, но открытое для других
  III.  Открытое для меня, но закрытое для других   IV.  Закрытое для меня и для других

 

В начале общения можно следующим образом изобразить объем каждого из названных личностных пространств:

 


                                        I

                    II
 III       IV

 

Однако, в результате установления открытости, прямых отношений картина изменяется:

                                                 I II
                                        III IV

 

Таким образом, раскрывая другим в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души.

Обращаясь к третьей группе механизмов социальной пер­цепции, обеспечивающих прогнозирование поведения парт­нера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать, универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека — механизм каузальной атрибу­ции — или причинной интерпретации.

В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информация индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе гово­ря, осуществлять приписывание другому определенных моти­вов и оснований тех или других действий и реакций. Несмотря на то, что такое приписывание - процесс сугубо инди­видуальный, разносторонние его исследования позволили выявить ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.

Прежде чем обратиться к их изложению, приведем экспериментальные примеры изучения процесса причиненного приписывания. Наиболее показательными являются экспери­менты, выполненные под руководством А. А. Бодалева. Группе испытуемых поочередно показывали фотографии мо­лодой женщины и пожилого мужчины. Испытуемые, рассмат­ривающие фотографию в течение пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик человека. Перед каждым показом одной и той же фотографии различным группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе говорили, что будет показана фотография учительницы, а другой - ар­тистки. О пожилом мужчине говорилось одной группе, что они увидят героя, а другой - преступника. Результаты по­казали, что почти половина испытуемых давала описание человека в соответствии с той информацией, которую они получили в начале. Можно привести следующие примеры описаний пожилого мужчины: «Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно причесанный. Очень злой взгляд» и «...Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей»...

В другом исследовании опытным воспитательницам детских садов рассказывали о проступке ребенка и показывали фотографию малыша, прося при этом дать оценку проступку. Но одним воспитательницам показывали симпатичного ма­лыша, а другим - некрасивого. В результате те, кто видел симпатичного малыша, оказались к нему более снисходительны. Несимпатичному были приписаны гораздо более негатив­ные качества личности и предложены более жесткие методы наказания.

Теперь обратимся к анализу различных аспектов атрибу­тивного поведения.

Известно, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкрет­ному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции, люди склонны, прежде всего, винить обстоятель­ства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в пред­мете, на которое было направлено действие (ваза упала, по­тому что плохо стояла) или, например, в пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При исследовании процесса каузальной атрибуции выяв­лено много различных закономерностей приписывания. На­пример, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит так­же и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участницей (соучастником) или наблюдателем. Особый вопрос - при­писывание наблюдаемому ответственности за совершенные действия. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны перехо­дить от обстоятельственной и стимульной к личностной ат­рибуции (то есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

В целом, изучение феномена каузальной атрибуции по­зволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.

общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Возможны 8 типов восприятия. в 4 субъектом выступает человек, в 4-х — группа.

Специфика понятия “социальная перцепция”. Часто восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция”. В социальной психологии “социальной перцепцией” называют процесс восприятия так называемых “социальных объектов”, под которыми подразумеваются люди, социальные группы, большие социальные группы. Поэтому, это слово употреблено не слишком точно, так как восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Кроме того, употребление слова “восприятие” для социальных объектов кажется здесь не совсем точным.

Для того чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие когнитивные процессы, например процесс осознания другого человека и т.д., весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляется выражение “познание другого человека” (в исследованиях Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и “поведенческих его характеристик”, т.е. формирование представления об его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также в это понятие включается и формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.

В самом общем плане можно сказать, что в социальной психологии термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова, “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека” употребляется в несколько вольном, даже метафорическом смысле. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Что-то похожее на доказательства того, что все воспринимается человеком как-то социально:) — человек склонен видеть в неодушевленных предметах признаки одушевленных, социальные признаки, антропоморфизм, персонификации и т.п.

Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид “соотносит” себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Основные механизмы осознания себя через другого - идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько “продумывается”, сколько “прочувствуется”. Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, я просто принимаю во внимание линию поведения партнера, но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Рефлексия. Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга “осложняется” явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Эффекты социальной перцепции:

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия необходимо выявить различные “эффекты”, возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких “эффекта”: ореола (“галоэффект”), новизны и первичности, а также стереотипизации.

Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия. Когда происходит направленное приписывание ему на основе специфических установок определенных качеств. Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует “эффект новизны”, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.

Явление стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека. Каузальная атрибуция: в социальной психологии имеется большое количество экспериментальных исследований в области межличностной перцепции. Все их можно разделить на два больших класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Всякое восприятие есть определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны:

1. Оценивание друг друга и

2. Изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания каузальная атрибуция. Область приписываемых характеристик определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается, другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый простор для приписывания.

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим – хорошие. В теориях каузальной

атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Точность межличностного восприятия. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т.к. отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Определенную помощь в данном случае могут оказать различные личностные тесты, которым присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок, т.к. и в данном случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Необходимы другие пути. Один из них – осмысление всей совокупности “помех”, стоящих на пути межличностной перцепции. К помехам могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты. Однако знание этих помех может указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.

В с.п. разрабатываются спец. приемы, которые ориентированы на повышение перцептивной “сензитивности”, т.е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека.Например, о связи физических характеристик человека и его психологических особенностей. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет даже набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.

Межличностная аттракция. Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Она связана преимущественно с межличностными отношениями. Исследуется она не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот “другой” оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли “экологических” характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и др.). Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область, которая наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, возникающих здесь этических затруднений.

Типовые схемы формирования первого впечатления. Говоря о социальной перцепции, необходимо отметить, что это достаточно разработанная область социально-психологи­ческого знания, особенно в вопросах, связанных с формиро­ванием первого впечатления о человеке. Известно, что в про­цессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как на первых этапах основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека, большую роль играют стереотипы, сформировавшиеся в процессе прошлой жизни.

Остановимся на анализе типовых схем и стереотипов меж­личностного восприятия.

В литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схе­ма «запускается» определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превос­ходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального вос­приятия начинает работать в ситуации неравенства партне­ров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство парт­нера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению или другое). Суть проис­ходящего дальше состоит в том, что человек, который пре­восходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем мень­ше надо для запуска этой схемы. Так, в экстремальной си­туации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрез­вычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательно­сти состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, в эк­спериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины были склонны счи­тать более заботливыми и порядочными.

Наконец, третья схема восприятия партнера запускается отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оце­нивать выше и по прочим показателям.

Понятие социального стереотипа. В основе всех типовых схем формирования первого впе­чатления о человеке лежит социальный стереотип. Под со­циальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной груп­пы. Разные социальные группы, реальные (нация) или вообра­жаемые (профессиональная группа) вырабатывают стерео­типы, устойчивые объяснения определенных фактов, привыч­ные интерпретации вещей.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наде­ляются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопор­ности и худобе англичан, легкомысленности французов, эк­сцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).

Для отдельного человека, воспринявшего стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Сте­реотип может быть рассмотрен как инструмент «грубой на­стройки», позволяющий человеку «экономить» психологиче­ские ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу со­циального применения. Например, стереотипы активно ис­пользуются при оценке групповой национальной или профес­сиональной принадлежности человека. Однако, в случае ак­тивного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеж­дений и существенных искажений объективной ситуации. Обратимся к примерам педагогических стереотипов и их роли в воспитании.

Один из важнейших результатов педагогической стереоти


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.