Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-02-10 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(общение как познание и понимание людьми друг друга)
Понятие социальной перцепции. Возникновение и успешное развитие процесса межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения Общение как познание людьми друг друга: в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не только просто “согласовывать действия”, но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом случае – в плане анализа взаимодействия, во втором – в плане анализа так называемой “аттракции”. Однако и в том и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
|
Рассмотрим на гипотетическом примере, как в общем, виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом ему доступны для восприятия лишь внешние физические признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, (отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится»). На основании предполагаемых у наблюдаемого психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения по отношению к нему, наблюдателю, можно ожидать от воспринимаемого лица, а затем, опираясь на эти выводы, строит собственную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому человеку. Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечерам на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он пройдет спокойно мимо». И подумав подобным образом, наблюдатель тоже спокойно продолжит свое ожидание.
Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный»... И человек скроется в тень («от греха подальше»).
|
Весь описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен в виде следующей схемы:
Наблюдатель | Внешний облик и поведение наблюдаемого | Психологические особенности наблюдаемого | Предполагаемое поведение наблюдаемого |
Собственное поведение наблюдателя
Таким образом, мы определяем социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой остове его поступков. Социальную перцепцию нельзя рассматривать, по аналогии с перцептивными психическими процессами, как чисто когнитивный, «рациональный» акт запечатленная внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, создание собственной стратегии доведения.
Можно также выделить четыре основных функции социальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.
Если вновь обратиться к схеме социальной перцепции, то можно увидеть в ней так называемые «слабые места», то есть те узловые точки процесса, в которых с наибольшей вероятностью будут происходить искажения в объективном восприятии другого человека. Нетрудно заметить, что такими «слабыми местами» являются, прежде всего, психологические ценности и установки самого наблюдателя, характеристики наблюдаемого, доступные восприятию (насколько они адекватно отражают объективные психологические свойства лица) и адекватность (правомерность) оценок, на которых построено отношение наблюдателя к объекту наблюдения. Иначе говоря, выделяются два главных аспекта учения процесса социальной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей объекта и объекта восприятия, а второй - с анализом механизмов межличностного отражения. Остановимся подробнее на их анализе.
|
Исследование психологических особенностей наблюдателя, влияющих на процесс социальной перцепции - достаточно популярная и разработанная область социальной психологии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ эмоций посредством слов и взаимоотношений других людей. В целом, дети больше, чем взрослые ориентированы на оформление внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков во внешности - униформа, очки и др.), чем взрослые. Было отмечено, что учителя и преподаватели замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем те же ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководителем подчиненных и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, при оценке людей одни весьма сильно ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека.
Хотя названные выше характеристики наблюдателя играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. При этом иногда результат восприятия другого человека достаточно жестко запрограммирован этой схемой. Особенно значительна работа таких установок и таких перцептивных схем при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Подробнееречь обэтом пойдет ниже.
В социальной психологии существует многолетняя традиция исследования и психологических свойств объекта восприятия, то есть наблюдаемого лица. При этом, большинство исследований являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнеров по общению?
|
К таким наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение его лица (мимика), способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа) и особенности голоса и речи. При этом исследования показывают, что можно выделить как широко распространенные, «интернациональные» жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцениваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.
Можно привести примеры экспрессивных жестов,имеющих универсальную трактовку в европейской культуре:
пальцы, сведенные кончиками вместе — стыд, покорность, смирение;
палец, зажатый ладонью другой руки — самоободрение;
различные «почесывания» головы — нерешительность, неготовность.
Таким образом, воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их подать и оценить.
Вместе с тем, можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. Остановимся на описании работы механизмов социальной перцепции.
Механизмы социальной перцепции. Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению.
К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция. Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое доведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).
|
Эмпатию можно определить как эмоциональное сочувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев, развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.
Аттракция (в дословном переводе — привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Кроме того, и это особенно важно для психолога, залог познания себя — это открытость другим людям. Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».
Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств:
Известное мне | Неизвестное мне |
I. Открытое для меня и для других | II. Закрытое для меня, но открытое для других |
III. Открытое для меня, но закрытое для других | IV. Закрытое для меня и для других |
В начале общения можно следующим образом изобразить объем каждого из названных личностных пространств:
I | II | |||
III | IV |
Однако, в результате установления открытости, прямых отношений картина изменяется:
I | II |
III | IV |
Таким образом, раскрывая другим в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души.
Обращаясь к третьей группе механизмов социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать, универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека — механизм каузальной атрибуции — или причинной интерпретации.
В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информация индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций. Несмотря на то, что такое приписывание - процесс сугубо индивидуальный, разносторонние его исследования позволили выявить ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.
Прежде чем обратиться к их изложению, приведем экспериментальные примеры изучения процесса причиненного приписывания. Наиболее показательными являются эксперименты, выполненные под руководством А. А. Бодалева. Группе испытуемых поочередно показывали фотографии молодой женщины и пожилого мужчины. Испытуемые, рассматривающие фотографию в течение пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик человека. Перед каждым показом одной и той же фотографии различным группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе говорили, что будет показана фотография учительницы, а другой - артистки. О пожилом мужчине говорилось одной группе, что они увидят героя, а другой - преступника. Результаты показали, что почти половина испытуемых давала описание человека в соответствии с той информацией, которую они получили в начале. Можно привести следующие примеры описаний пожилого мужчины: «Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно причесанный. Очень злой взгляд» и «...Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей»...
В другом исследовании опытным воспитательницам детских садов рассказывали о проступке ребенка и показывали фотографию малыша, прося при этом дать оценку проступку. Но одним воспитательницам показывали симпатичного малыша, а другим - некрасивого. В результате те, кто видел симпатичного малыша, оказались к нему более снисходительны. Несимпатичному были приписаны гораздо более негативные качества личности и предложены более жесткие методы наказания.
Теперь обратимся к анализу различных аспектов атрибутивного поведения.
Известно, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции, люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на которое было направлено действие (ваза упала, потому что плохо стояла) или, например, в пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
При исследовании процесса каузальной атрибуции выявлено много различных закономерностей приписывания. Например, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участницей (соучастником) или наблюдателем. Особый вопрос - приписывание наблюдаемому ответственности за совершенные действия. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной к личностной атрибуции (то есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
В целом, изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.
общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Возможны 8 типов восприятия. в 4 субъектом выступает человек, в 4-х — группа.
Специфика понятия “социальная перцепция”. Часто восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция”. В социальной психологии “социальной перцепцией” называют процесс восприятия так называемых “социальных объектов”, под которыми подразумеваются люди, социальные группы, большие социальные группы. Поэтому, это слово употреблено не слишком точно, так как восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Кроме того, употребление слова “восприятие” для социальных объектов кажется здесь не совсем точным.
Для того чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие когнитивные процессы, например процесс осознания другого человека и т.д., весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляется выражение “познание другого человека” (в исследованиях Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и “поведенческих его характеристик”, т.е. формирование представления об его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также в это понятие включается и формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.
В самом общем плане можно сказать, что в социальной психологии термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова, “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека” употребляется в несколько вольном, даже метафорическом смысле. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Что-то похожее на доказательства того, что все воспринимается человеком как-то социально:) — человек склонен видеть в неодушевленных предметах признаки одушевленных, социальные признаки, антропоморфизм, персонификации и т.п.
Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид “соотносит” себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.
Основные механизмы осознания себя через другого - идентификация и рефлексия.
Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько “продумывается”, сколько “прочувствуется”. Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, я просто принимаю во внимание линию поведения партнера, но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Рефлексия. Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга “осложняется” явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Эффекты социальной перцепции:
Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия необходимо выявить различные “эффекты”, возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких “эффекта”: ореола (“галоэффект”), новизны и первичности, а также стереотипизации.
Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия. Когда происходит направленное приписывание ему на основе специфических установок определенных качеств. Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует “эффект новизны”, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.
Явление стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека. Каузальная атрибуция: в социальной психологии имеется большое количество экспериментальных исследований в области межличностной перцепции. Все их можно разделить на два больших класса:
1. Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);
2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).
Всякое восприятие есть определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны:
1. Оценивание друг друга и
2. Изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.
Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания каузальная атрибуция. Область приписываемых характеристик определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается, другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый простор для приписывания.
Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим – хорошие. В теориях каузальной
атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.
Точность межличностного восприятия. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т.к. отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Определенную помощь в данном случае могут оказать различные личностные тесты, которым присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок, т.к. и в данном случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Необходимы другие пути. Один из них – осмысление всей совокупности “помех”, стоящих на пути межличностной перцепции. К помехам могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты. Однако знание этих помех может указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.
В с.п. разрабатываются спец. приемы, которые ориентированы на повышение перцептивной “сензитивности”, т.е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека.Например, о связи физических характеристик человека и его психологических особенностей. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет даже набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.
Межличностная аттракция. Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Она связана преимущественно с межличностными отношениями. Исследуется она не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот “другой” оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли “экологических” характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и др.). Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область, которая наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, возникающих здесь этических затруднений.
Типовые схемы формирования первого впечатления. Говоря о социальной перцепции, необходимо отметить, что это достаточно разработанная область социально-психологического знания, особенно в вопросах, связанных с формированием первого впечатления о человеке. Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как на первых этапах основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека, большую роль играют стереотипы, сформировавшиеся в процессе прошлой жизни.
Остановимся на анализе типовых схем и стереотипов межличностного восприятия.
В литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению или другое). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше надо для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины были склонны считать более заботливыми и порядочными.
Наконец, третья схема восприятия партнера запускается отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.
Понятие социального стереотипа. В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит социальный стереотип. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, реальные (нация) или воображаемые (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.
Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).
Для отдельного человека, воспринявшего стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотип может быть рассмотрен как инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека. Однако, в случае активного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеждений и существенных искажений объективной ситуации. Обратимся к примерам педагогических стереотипов и их роли в воспитании.
Один из важнейших результатов педагогической стереоти
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!