Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов.

2022-02-10 32
Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социальной психологии различают три уровня исследования: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско- методологический.

Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующий социально-психологические факты и описание полученных данных.

Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатоми других научных работ.

Философско-методологический уровеньсоциально-психологического исследования затрагивает всю систему общественной психологии как объекта исследования, рассматривает структуру этой системы и ее элементы.

Современная социальная психология располагает весьма обширным арсеналом методов, но до сих пор нет единой классификации. Некоторые авторы выделяют только две группы методов, вообще характерные для психологической науки: эксперимент и различные виды наблюдения. Кузьмин Е.С., уделявший особое внимание методам социальной психологии, выделяет следующие методы: наблюдение, эксперимент и опрос, включая анкетирование, интервью, социометрию и другие процедуры.

Семенов В.Е. попытался упорядочить методы современной социальной психологии следующим образом:

Методы эмпирического исследования:

Наблюдение.

Изучение документов.

Опрос (интервью, анкетирование).

Специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или групповая оценка личности и др.).

Тесты.

Эксперимент.

Методы моделирования.

Управленческо-воспитательные методы.

Данная схема построения классификации социально-психологических методов, обосновывается следующим образом: начиная с наиболее старого универсального метода – наблюдения, осуществляется переход к изучению документов, которое является как бы наблюдением в сфере документов, продуктов деятельности людей. Затем следует переход к опросу, при помощи которого пытаются выявить особые характеристики личности. Далее выделяется группа специализированных социально-психологических методов, которые имеют свои частные задачи, процедуру и технику, отличающиеся от других более обобщенных методов, в частности эти методы социальной психологии (например, социометрия, экспертная оценка и т.п.) более стандартизированы, чем опросные.     Стандартизация приближает их к предельно алгоритмизированным методам тестов. Завершает методы эмпирических социально-психологических исследований эксперимент как высшая форма эмпирического изучения действительности, метод, который позволяет выявлять и устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Моделирование следует за методами эмпирического исследования, так как может выступать и в качестве источника эмпирической информации, и в качестве средства для теоретического построения. Продвигаясь от сбора первичной информации, через ее теоретическое осмысление, исследовватель закономерно приходит к методам практического применения полученных социально-психологических знаний - управленческо-воспитательным (например, ситуационно-ролевые игры, организационно-деятельностные семинары, групповые дискуссии и др.). Эти методы направлены на выработку понимания и навыков эффективных совместных действий и общения, на корректировку межличностных отношений в коллективах, а также на формирование и изменение социальных установок личности. (Методы социальной психологии. Под. Ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л. 1977).

  Рассмотрим конкретные методы более подробно.

Наблюдение. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Наблюдение обычно включает следующие этапы: определение цели и задачи наблюдения выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации; выбор способа регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация полученной информации. Целью и задачами наблюдения могут быть уточнение гипотезы, предварительная ориентировка в объекте, проверка результатов, полученных другими методами. Объектом наблюдения могут быть отдельные лица в различных ситуациях общения, большие и малые группы, общности. Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые, спонтанные и организованные, стандартные и нестандартные, нормальные и экстремальные, а также различающиеся по видам деятельности, контактов, взаимоотношений между людьми и т.п. Предметом социально-психологического наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде или ситуации. Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдаемым и наблюдателем. Различают включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы и невключенное, со стороны; открытое и скрытое; полевое и лабораторное. По степени упорядоченности наблюдения могут быть случайные и систематические, сплошные и выборочные.

Е.С. Кузьмин отмечает три основных требования для успешного применения наблюдения: четкая формулировка цели, разработка соответствующей схемы и способов фиксации. В социальной психологии рекомендуется прежде всего метод наблюдения значимых ситуаций. При исследовании межличностного общения членов групп, коллективов, обычно, фиксируется одновременно: часто, интенсивность, направленность, длительность различных актов поведения.

Преимущества и недостатки метода наблюдения.

Наблюдение позволяет непосредственно наблюдать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в различных ситуациях. Не зря говорится, что лучше один раз увидеть… При этом результаты наблюдения не зависят от установок наблюдаемого, как при опросах. Кроме того, опытный наблюдатель воспринимает происходящее целостно и может одновременно регистрировать поведение ряда лиц или целой группы. Однако наблюдению присущи свои недостатки. Установки и интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут значительно влиять на результаты наблюдения. Повышение надежности результатов наблюдения зависит, прежде всего, от подготовки и тренировки наблюдателя, от четкой организации процесса наблюдения, выбора обоснованных и однозначных наблюдаемых признаков, которые регистрируются по единой системе индикаторов на доступном для других людей языке. Наблюдение в социально-психологическом исследовании, обычно, применяется с другими методами (экспериментом, опросом, анализом документов).

   Контент-анализ (качественно-количественный анализ документов). Контент-анализ (от английского «содержание» и греческого «разложение, расчленение») – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя: выделение системы опорных понятий (категорий анализа); отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.д. – (единиц анализа); статистическую обработку полученных данных.

Данный метод зародился в 20-е годы в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психологии рекламы и других областях психологических исследований. К числу положительных сторон данного метода несомненно относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надежность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведения испытуемых.

Контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации в количественной форме. Для этого необходимо иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а также обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности. Вместе с тем следует учитывать, что контент-анализ имеет некоторые ограничения. Характер исследуемой информации во многом определяется замыслом психолога и спецификой формы предъявления. Поэтому возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажение информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного адекватно выделять категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения. Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации.

В современной социально-психологической практике контент-анализ находит свое применение в следующих случаях:

в качестве основного метода исследования;

как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.

При использовании контент-анализа принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене лиц, регистрирующих предписанные параметры и признаки и давать характеристику степени согласованности этого метода с данными, собранными другими способами.

Содержание основных этапов контент-анализа:

Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы. Особое внимание следует обратить на составление т.н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа – это ключевые элементы исследования, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категории анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа – или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляет собой часть текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т.п. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории. Помимо этого необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа (например, в отрицательной, нейтральной или положительной форме).

Единицы счета – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

частоту проявлений в тексте категории или ее признака;

пропорцию представленности категорий (ее признака) или, иначе, объем внимания, уделяемый ей автором текста.

Разработка классификатора завершается составлением инструкции кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Кодировочная матрица – представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали – перечень источников информации. Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале. Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкции.

Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т.д. В последнее время все чаще при обработке данных контент-анализа и корреляционного анализа используется особый метод математической статистики – факторный анализ, позволяющий выявить скрытые от непосредственного восприятия признаки (факторы), а также уточнить степень их влияния на те или иные рассматриваемые характеристики.

    Опрос. Опрос как метод социально-психологического исследования осуществляется в двух основных видах: устный опрос – интервьюирование и письменный – анкетирование.

Рассмотрим каждый вид опроса в отдельности.

    Интервьюирование – (от англ. «встреча», «беседа») – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

По форме общения интервью подразделяются на свободные, стандартизированные и полустандартизированные.

Свободные интервью представляют собой беседу, в которой исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, добиваясь необходимой эффективности процедуры. Существенным недостатком свободного интервью является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов. Преимуществом же его является возможность для формулирования респондентом собственных точек зрения и более глубокое выражение своих позиций. Свободное интервью обычно используется на начальных стадиях психологического исследования.

Стандартизированное интервью предусматривает проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изменять формулировки и порядок вопросов, а также задавать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы. При этом обеспечивается высокая степень сопоставимости всех индивидуальных результатов, что приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество людей. Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а сам опрос становится формальным, затрудняющим достижения хорошего контакта с опрашиваемыми.

Полустандартизированное интервью – основано на использовании двух видов вопросов. Одни из них – обязательные, основные – должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие – «подвопросы», уточняющие – применяются в беседе или исключаются из нее в зависимости от ответов на основные вопросы. Тем самым достигается определенная вариативность опроса, возможность учета индивидуальных особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраняют значительную сопоставимость.

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает многими достоинствами:

высокой оперативностью получения информации;

возможностью организации массовых обследований;

сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований;

отсутствие влияние личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

исключение возможности субъективного пристрастия исследователя к кому-либо из отвечающих.

Вместе с тем анкетированию свойственны и определенные недостатки:

отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ситуации;

не всегда достаточная достоверность ответов респондентов при самостоятельном заполнении анкет.

Анкеты могут включать несколько видов вопросов:

о личности респондента, касающиеся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.п. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей и при необходимости сопоставлять нужную информацию из различных подгрупп;

о фактах сознания - предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

   В зависимости от формы ответов вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией. Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк. Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.

     В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

     По функции вопроса анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). При этом большинство вопросов направлено на получение информации от респондентов, т.е. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов.

Каждая анкета имеет определенную композицию. Обычно анкета имеет вступительную часть, которая содержит обращение к респонденту, цели и тема опроса, указывается организация или лицо, проводящее анкетирование и т.п. Затем излагается инструкция по заполнению бланка. Первые вопросы обычно составляются максимально легкими и интересными, выполняющие функции вопросов-контактеров, за ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты. В заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы и, как правило, высказывается благодарность за участие в опросе.

Подготовка анкеты и проведение анкетирование осуществляется в несколько этапов:

Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем.

Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.

Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов.

Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов.

Анкетирование.

Обобщение и интерпретация результатов.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом, однако, он получил весьма распространенное применение в социальной психологии и часто является основным методом социально-психологического исследования.

Социометрический метод исследования. Социометрия – (от лат. «общество» и греч. «измеряю») – данный метод исследования применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах (существующих, как правило, не менее шести месяцев).

Данный метод позволяет выявить:

особенности систем неформальных отношений в группе;

степень психологической совместимости конкретных людей;

внутригрупповые статусы участников процедуры;

качество психологической атмосферы группы в целом.

  Рассмотрим основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.

Выбор – это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (прямым), отрицательным (или обратным) или нулевым (отсутствие выбора). Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

Социометрический критерий – конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для …»), и гностические, выявляющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (например, «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас …»). По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношение партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали бригадиром…»).

  По количеству ответов критерии подразделяются на непараметрические (без ограничения числа возможных выборов) и параметрические (с четким ограничением числа выборов).

Оптимальной величиной лимита выборов для студенческой группы или школьного класса при социометрии считается четыре-пять человек.

Основные требования к формулируемым социометрическим критериям:

смысл вопросов должен быть однозначно понятен для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

все ситуации выборов должны описываться конкретно и точно;

вопросы должны вызывать у большинства респондентов интерес, быть для них значимыми.

Социометрическая карточка – это средство (бланк анкеты) получения информации от опрашиваемых. На ней производится регистрация индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. При проведении социометрического обследования не может быть полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому карточка должна подписываться респондентами. Иногда возможно использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии.

Целесообразно использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение положительного и негативного отношения респондентов к другим членам группы. Однако не должно быть чрезмерно большого количества критериев, что затруднит последующую обработку и анализ результатов.

Обработка полученных результатов.

Первый этап обработки данных – составление социометрической матрицы – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. Если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе, то делается несколько социоматриц. На основе социоматриц строится социограмма.

Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Социограмма позволяет наглядно выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.

Типы социограмм:

произвольного вида – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы;

концентрическая, или «мишеневая» – представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом обычно, чем выше статус конкретного лица, тем ближе к центру он располагается на схеме.

Локограммного вида, в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования.

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем – взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращается на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между отдельными членами группы.

  Для выявления количественных характеристик отношений в группе служат социометрические индексы. Различают индексы персональные и групповые.

Основными персональными индексами являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.

Социометрический статус – это характеристика позиции члена группы, в нем отражается влияние человека, потенциальная способность к лидерству. Этот индекс может быть положительным или отрицательным.

 

Индекс положительного статуса С с плюсом (+) определяется по формуле:

 

 

Индекс отрицательного статуса С с минусом (-) определяется по формуле:

 

 


где B с плюсом (+)- количество полученных членом группы положительных выборов,

В с минусом (-) - количество полученных им отрицательных выборов,

N – количество членов группы

 

Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Эта существенная характеристика степени общительности респондента.

Данный индекс Э может быть общим, положительным и отрицательным.

Индекс общей экспансивности Э рассчитывается по формуле:

 


где V с плюсом (+) - количество сделанных респондентом положительных

выборов, V с минусом (-) – количество сделанных им отрицательных

выборов, N – число членов группы.

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом А своего положения в группе используется, если исследование предусматривает применение как коммуникативных, так и гностических критериев. гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

 

 

Где Р – число угаданных человеком выборов другими в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.

Основными групповыми индексами являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс общей эмоциональной экспансивности группы выявляется по формуле:

 Где V - сумма всех положительных выборов в группе, V

сумма всех отрицательных выборов, N- численность группы.

 

 

Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный вес» положительной взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в%). Определяется по формуле:

 

 


где Х – число положительных взаимных связей в группе.

Сравнение теоретических и эмпирических показателей социометрического статуса важно при диагностике лидерства и прогнозировании поведения членов группы в целом. Существует много других индексов, расчет которых основан на применении данных социометрии. Введение более сложных индексов характеризующих групповое взаимодействие, обычно связывается с применением различных социометрических шкал для ранговой оценки типа социометрической связи и социальной дистанции между элементами групповой структуры.

Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод на­учного познания, в том числе и психологических исследова­ний. Эксперимент направлен на выявление причинно-следственных зави­симостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправлен­ным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешатель­ство психолога в исследуемую ситуацию и управление процессом в соответствии с заданными целями.

     Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипули­рует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возник­нет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

Независимая - это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая - фактор, изменяющийся в ответ на ввод неза­висимой переменной.

Промежуточные переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми перемен­ными, опосрсдующис их влияние друг на друга.

Контролируемые переменные - тс условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится право­мерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

Таким образом, экспериментировать - значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при констант­ных характеристиках контролируемых переменных и учиты­ваемых промежуточных.

В науке различают два плана проведения экспериментов:

- традиционный, где меняется только одна независимая пе­ременная;

- факторный, где меняется одновременно несколько неза­висимых переменных.

Разумеется, психолог не имеет возможности непосредственно, "напрямую" управлять психической реальностью испытуемых. Он может воздействовать лишь через внешние условия ситу­ации, вводя те или иные независимые переменные. И будет изме­нять переменные либо по одной (традиционный план), либо по несколько взаимосвязанных между собой (фактор­ный план). Но, в любом случае, исследователь стремится варь­ировать только независимые переменные. Эксперимент, где такое условие соблюдено, называют "чистым". Чрезвычайно важно заранее, еще при планировании опытов, выделить неза­висимые переменные и изолировать их от всех других.

Гипотеза – так называется научное предположение, которое необходимо проверить.

Главное, чтобы гипотеза, во-первых, подда­валась проверке, а во-вторых, была сформулирована предель­но точно и недвусмысленно.

В науке выделяют три разновидности гипотез:

1) о наличии феноменов;

2) о наличии связи между феноменами;

3) о существовании причинно-следственной связи феноменов.

Гипотезы последнего вида считаются собственно экспери­ментальными. В них, как правило, указаны независимая пере­менная, зависимая, характер отношений между ними, а также даны описания других переменных.

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуе­мых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводится независимая переменная (одна или несколько), а в работу другой - не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы похожи но своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.

В зависимости от условий деятельности данный метод под­разделяется на лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально орга­низованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная ап­паратура. Действия испытуемых полностью определяются ин­струкциями.

Эксперименту такого рода присущи свои достоинства и не­достатки. Вот их примерное перечисление:

 Обеспечивается высокая точность результатов.

 Создаются оптимальные условия для исследований психологических явлений.

Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.

 Возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

Однако лабораторному эксперименту присущи и свои недостатки:

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным.

 Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований.

Многие значимые достижения психологической науки ста­ли следствием использования лабораторных экспериментов.

     Естественный эксперимент проводится в реальных усло­виях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

    По характеру действий исследователя различают конста­тирующий и формирующий эксперименты.

Первый из них предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответству­ющих качеств, а также констатацию отношений причин и по­следствий.

Формирующий эксперимент предполагает активное, целе­направленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономернос­ти образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

Далее в зависимости от степени разработанности пробле­мы выделяют эксперименты:

поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие экс­перименты проводятся, когда неизвестно, существует ли при­чинно-следственная связь между независимой и зависимой пе­ременной,

или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;

- уточняющие, целью которых является определение гра­ниц, в пределах которых распространено действие данной тео­рии или закона. При этом обычно но сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты ис­следования;

- критические, организуемые в целях опровержения суще­ствующей теории или закона новыми фактами;

- воспроизводящие, предусматривающие точное повторе­ние экспериментов предшественников для определения дос­товерности, надежности и объективности полученных ими ре­зультатов.

Кратко опише


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.