Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-02-10 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы
1. Основные понятия. Социальная природа, политическая роль и место законодательных органов в системе государственной власти.
2. Структура законодательных органов. Принципы двухпалатности.
3. Компетенция законодательных органов.
4. Статус депутатов (делегатов, членов, парламентариев) законодательных органов власти.
5. Внутренняя организация законодательных органов.
6. Формы и порядок работы законодательных органов. Регламенты.
7. Парламентские процедуры. Законодательный процесс. Бюджетный процесс. Другие парламентские процедуры.
8. Роспуск законодательного органа: социально-политическое назначение и процедурные правила.
По данной теме предусмотрено проведение двух занятий. Вопросы, предложенные к рассмотрению, целесообразно разделить на две группы. На первом занятии следует сосредоточиться на вопросах; охватывающих статическую {материальную) сторону характеристики статуса законодательного органа (1—4), на втором занятии нужно остановиться на вопросах, связанных в основном с организационными и процедурными аспектами деятельности законодательного органа (5—8).
При подготовке к занятию в первую очередь нужно определиться с понятиями, раскрыв их смысл и обозначив связи между ними и с другими близкими понятиями конституционного права. Определите и сопоставьте следующие понятия: «народное представительство», «представительный орган власти», «орган народного представительства», «законодательный орган», «орган законодательной власти», «парламент», «парламентаризм». Какое значение для раскрытия природы государственного органа, его места в системе органов государства имеет указание на его коллегиальность? Основываясь на нормах нескольких конституций, отражающих различные модели организации власти, студенты должны показать, как в конкретном государстве решается вопрос о месте и роли высшего законодательного (представительного) органа. Важно обратиться и к практике реализации соответствующих конституционных норм, имея в виду фактическую значимость рассматриваемых органов.
|
Второй вопрос предполагает знание студентами причин создания однопалатных и двухпалатных законодательных органов. Какие тенденции, связанные со структурой парламента, наблюдаются в современном мире? Покажите, как в организации палат проявляются черты представительных учреждений. Подробно рассмотрите вопрос о роли палат в законодательном процессе, систему правовых и организационных мер по разграничению их функций. Сравните принципы, положенные в основу организации деятельности палат: равноправие и принцип верхней и нижней палат. Как они проявляются в конституциях?
Готовясь к ответу на третий вопрос, проанализируйте конституции нескольких государств, выделив основные направления деятельности (функции, предметы ведения) и полномочия законодательных органов власти. Предложите классификацию их компетенции и проследите разделение функций по ее осуществлению между палатами. Расскажите о законодательной деятельности рассматриваемых органов: какова ее сфера, есть ли пределы, каким образом они отражаются в конституционных установлениях. Охарактеризуйте институт делегированного законодательства, оцените его.
Контрольная деятельность законодательных органов заслуживает специального внимания. Ссылаясь на конституционные нормы, перечислите конкретные полномочия в этой сфере. Что такое парламентский контроль? В каких формах он осуществляется? В чем заключается контрольная функция высших представительных органов, сосредоточивших всю полноту государственной власти?
Далее необходимо изучить полномочия законодательных органов в сфере формирования иных государственных органов. Важно отметить, что законодательный орган либо самостоятельно образует соответствующий орган, либо участвует в этом процессе наряду с другими органами. Покажите это, ссылаясь на конституции. Назовите другие полномочия законодательных органов, объяснив причину их отнесения к компетенции этих органов.
|
Четвертый вопрос посвящен характеристике статуса члена представительного (законодательного) органа, той или другой его палаты — депутата, делегата, парламентария, сенатора и так далее. Выделите две принципиальные модели депутатского мандата. Раскройте принцип свободного мандата и идею императивного мандата. Обратившись к текстам конституций, покажите их нормативное отражение. Далее следует рассмотреть проблемы возникновения полномочий депутата, сроков таких полномочий и оснований их досрочного прекращения, права и обязанности депутатов. Подчеркните публично-правовой характер гарантий статуса депутата, уделив особое внимание депутатскому индемнитету и депутатской неприкосновенности. Ответьте на вопросы: в чем смысл принципа несовместимости мандатов? Почему в ряде парламентов допускаются отступления от него?
В ответе на пятый вопрос студентам предстоит осветить внутреннее устройство законодательного органа, его палат, объяснив необходимость и целесообразность образования руководящих и вспомогательных органов, а также формирования депутатских объединений. Нужно рассказать о функциях и полномочиях названных органов и структур по участию в реализации компетенции законодательного органа государственной власти. Обратите внимание на то, что руководитель парламента или соответствующей палаты в определенных случаях может временно исполнять некоторые функции высшего должностного лица. Покажите роль комитетов и комиссий, выполняющих, как правило, подготовительные и контрольные функции, а также иногда имеющих значительные самостоятельные полномочия в законодательной деятельности. Все это подтвердите ссылками на положения конституций, регламентов.
Обращаясь к вопросу о фракциях, партийных группах, клубах, свяжите статус данных объединений депутатов с политическим характером законодательного (представительного) органа. Насколько распространены такого рода объединения в той и другой палате?
|
Готовясь к ответу на шестой вопрос, объясните, чем определяются продолжительность, периодичность, формы заседаний законодательного органа. Объясните, как установленный конституционно-правовыми нормами порядок работы законодательного органа влияет на роль и независимость этого органа? На основе анализа конституций и регламентов расскажите, кому принадлежат полномочия по созыву законодательного органа (в частности, на внеочередные сессии), как проходят его заседания.
По сути, продолжением предыдущего вопроса является вопрос о парламентских процедурах, среди которых на первом месте по значимости стоит законодательный процесс. Нормы о нем в принципиальной части включены в конституции, а также получают развитие и конкретизацию в регламентах. Студентам следует обратиться к этим источникам.
Законодательный процесс рассматривается на семинаре как парламентская процедура, заканчивающаяся принятием закона. Важно знать стадии законодательного процесса, их назначение и порядок прохождения, права участников законодательной деятельности. В чем особенности законодательного процесса в двухпалат ном законодательном органе? Покажите связь с законодательным процессом других процессуальных правил работы законодательного органа (согласительных процедур, слушаний и других). Охарактеризуйте процедуру голосования, его виды, определите значение кворума и установления минимума голосов, необходимых для принятия различных законов. Обратите внимание на стадии законодательного процесса, в которых участвует глава государства. Каковы его права в этой процедуре? Рассмотрите право вето, его пределы и ограничения. Всегда ли оно есть у главы государства и чем компенсируется его отсутствие? Следует также рассказать об участии других государственных органов в законодательной деятельности, о формах и пределах такого участия.
По этой же схеме опишите бюджетный процесс, подчеркнув его особенности.
Раскройте значение других парламентских процедур, в частности, контрольных, квазисудебных.
|
Последний вопрос, который предлагается для обсуждения на семинарском занятии, касается роспуска законодательного органа. Данный институт следует рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов, необходимый при организации власти на основе принципа разделения властей. Покажите, что роспуск парламента может служить средством разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, а также выступать мерой ответственности законодательного органа за нарушение закона либо правил его деятельности.
Приготовьте ответы на следующие вопросы:
· При какой форме правления роспуск парламента не предусматривается? Почему?
· Кто инициирует и распускает парламент?
· Какие основания для роспуска парламента закрепляются в конституциях различных государств?
· Есть ли конституционные ограничения для роспуска парламента?
· Какие правила в процедуре роспуска парламента служат гарантией непрерывности функционирования законодательной власти?
В качестве проблемы, заключающей и обобщающей вопросы двух семинарских занятий о конституционном статусе законодательного органа государственной власти, является тема: «Идея народного представительства и парламентаризм». Она может быть предметом аудиторной и внеаудиторной дискуссии, а также вопросом для реферата.
Занятие 16 (2часа)
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!