Тема: Конституционно-правовой статус законодательных органов — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема: Конституционно-правовой статус законодательных органов

2022-02-10 23
Тема: Конституционно-правовой статус законодательных органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Основные понятия. Социальная природа, политическая роль и место законодательных органов в системе государственной власти.

2. Структура законодательных органов. Принципы двухпалатности.

3. Компетенция законодательных органов.

4. Статус депутатов (делегатов, членов, парламентариев) законодательных органов власти.

5. Внутренняя организация законодательных органов.

6. Формы и порядок работы законодательных органов. Регламенты.

7. Парламентские процедуры. Законодательный процесс. Бюджетный процесс. Другие парламентские процедуры.

8. Роспуск законодательного органа: социально-политическое назначение и процедурные правила.

По данной теме предусмотрено проведение двух занятий. Воп­росы, предложенные к рассмотрению, целесообразно разделить на две группы. На первом занятии следует сосредоточиться на вопро­сах; охватывающих статическую {материальную) сторону характе­ристики статуса законодательного органа (1—4), на втором занятии нужно остановиться на вопросах, связанных в основном с органи­зационными и процедурными аспектами деятельности законода­тельного органа (5—8).

При подготовке к занятию в первую очередь нужно опреде­литься с понятиями, раскрыв их смысл и обозначив связи между ними и с другими близкими понятиями конституционного права. Определите и сопоставьте следующие понятия: «народное предста­вительство», «представительный орган власти», «орган народного представительства», «законодательный орган», «орган законодатель­ной власти», «парламент», «парламентаризм». Какое значение для раскрытия природы государственного органа, его места в системе органов государства имеет указание на его коллегиальность? Осно­вываясь на нормах нескольких конституций, отражающих различ­ные модели организации власти, студенты должны показать, как в конкретном государстве решается вопрос о месте и роли высшего законодательного (представительного) органа. Важно обратиться и к практике реализации соответствующих конституционных норм, имея в виду фактическую значимость рассматриваемых органов.

Второй вопрос предполагает знание студентами причин созда­ния однопалатных и двухпалатных законодательных органов. Ка­кие тенденции, связанные со структурой парламента, наблюдаются в современном мире? Покажите, как в организации палат проявля­ются черты представительных учреждений. Подробно рассмотрите вопрос о роли палат в законодательном процессе, систему право­вых и организационных мер по разграничению их функций. Срав­ните принципы, положенные в основу организации деятельности палат: равноправие и принцип верхней и нижней палат. Как они проявляются в конституциях?

Готовясь к ответу на третий вопрос, проанализируйте консти­туции нескольких государств, выделив основные направления дея­тельности (функции, предметы ведения) и полномочия законода­тельных органов власти. Предложите классификацию их компетен­ции и проследите разделение функций по ее осуществлению между палатами. Расскажите о законодательной деятельности рассматри­ваемых органов: какова ее сфера, есть ли пределы, каким образом они отражаются в конституционных установлениях. Охарактери­зуйте институт делегированного законодательства, оцените его.

Контрольная деятельность законодательных органов заслужи­вает специального внимания. Ссылаясь на конституционные нор­мы, перечислите конкретные полномочия в этой сфере. Что такое парламентский контроль? В каких формах он осуществляется? В чем заключается контрольная функция высших представительных органов, сосредоточивших всю полноту государственной власти?

Далее необходимо изучить полномочия законодательных ор­ганов в сфере формирования иных государственных органов. Важ­но отметить, что законодательный орган либо самостоятельно об­разует соответствующий орган, либо участвует в этом процессе наряду с другими органами. Покажите это, ссылаясь на конститу­ции. Назовите другие полномочия законодательных органов, объяс­нив причину их отнесения к компетенции этих органов.

Четвертый вопрос посвящен характеристике статуса члена представительного (законодательного) органа, той или другой его палаты — депутата, делегата, парламентария, сенатора и так далее. Выделите две принципиальные модели депутатского мандата. Рас­кройте принцип свободного мандата и идею императивного манда­та. Обратившись к текстам конституций, покажите их нормативное отражение. Далее следует рассмотреть проблемы возникновения полномочий депутата, сроков таких полномочий и оснований их досрочного прекращения, права и обязанности депутатов. Подчерк­ните публично-правовой характер гарантий статуса депутата, уде­лив особое внимание депутатскому индемнитету и депутатской не­прикосновенности. Ответьте на вопросы: в чем смысл принципа несовместимости мандатов? Почему в ряде парламентов допуска­ются отступления от него?

В ответе на пятый вопрос студентам предстоит осветить внут­реннее устройство законодательного органа, его палат, объяснив необходимость и целесообразность образования руководящих и вспомогательных органов, а также формирования депутатских объе­динений. Нужно рассказать о функциях и полномочиях названных органов и структур по участию в реализации компетенции законо­дательного органа государственной власти. Обратите внимание на то, что руководитель парламента или соответствующей палаты в определенных случаях может временно исполнять некоторые функ­ции высшего должностного лица. Покажите роль комитетов и ко­миссий, выполняющих, как правило, подготовительные и конт­рольные функции, а также иногда имеющих значительные само­стоятельные полномочия в законодательной деятельности. Все это подтвердите ссылками на положения конституций, регламентов.

Обращаясь к вопросу о фракциях, партийных группах, клубах, свяжите статус данных объединений депутатов с политическим ха­рактером законодательного (представительного) органа. Насколь­ко распространены такого рода объединения в той и другой палате?

Готовясь к ответу на шестой вопрос, объясните, чем определя­ются продолжительность, периодичность, формы заседаний зако­нодательного органа. Объясните, как установленный конституци­онно-правовыми нормами порядок работы законодательного органа влияет на роль и независимость этого органа? На основе анализа конституций и регламентов расскажите, кому принадлежат полно­мочия по созыву законодательного органа (в частности, на внеоче­редные сессии), как проходят его заседания.

По сути, продолжением предыдущего вопроса является вопрос о парламентских процедурах, среди которых на первом месте по значимости стоит законодательный процесс. Нормы о нем в прин­ципиальной части включены в конституции, а также получают раз­витие и конкретизацию в регламентах. Студентам следует обра­титься к этим источникам.

Законодательный процесс рассматривается на семинаре как парламентская процедура, заканчивающаяся принятием закона. Важно знать стадии законодательного процесса, их назначение и порядок прохождения, права участников законодательной деятель­ности. В чем особенности законодательного процесса в двухпалат­ ном законодательном органе? Покажите связь с законодательным процессом других процессуальных правил работы законодательно­го органа (согласительных процедур, слушаний и других). Охарак­теризуйте процедуру голосования, его виды, определите значение кворума и установления минимума голосов, необходимых для при­нятия различных законов. Обратите внимание на стадии законода­тельного процесса, в которых участвует глава государства. Каковы его права в этой процедуре? Рассмотрите право вето, его пределы и ограничения. Всегда ли оно есть у главы государства и чем компен­сируется его отсутствие? Следует также рассказать об участии дру­гих государственных органов в законодательной деятельности, о формах и пределах такого участия.

По этой же схеме опишите бюджетный процесс, подчеркнув его особенности.     

Раскройте значение других парламентских процедур, в частно­сти, контрольных, квазисудебных.

Последний вопрос, который предлагается для обсуждения на семинарском занятии, касается роспуска законодательного органа. Данный институт следует рассматривать как элемент системы сдер­жек и противовесов, необходимый при организации власти на ос­нове принципа разделения властей. Покажите, что роспуск парла­мента может служить средством разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, а также выступать мерой ответственности законодательного органа за нарушение за­кона либо правил его деятельности.

Приготовьте ответы на следующие вопросы:

· При какой форме правления роспуск парламента не предус­матривается? Почему?

· Кто инициирует и распускает парламент?

· Какие основания для роспуска парламента закрепляются в конституциях различных государств?

· Есть ли конституционные ограничения для роспуска парла­мента?

· Какие правила в процедуре роспуска парламента служат га­рантией непрерывности функционирования законодательной вла­сти?

В качестве проблемы, заключающей и обобщающей вопросы двух семинарских занятий о конституционном статусе законодательного органа государственной власти, является тема: «Идея на­родного представительства и парламентаризм». Она может быть предметом аудиторной и внеаудиторной дискуссии, а также вопро­сом для реферата.

 

Занятие 16 (2часа)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.