Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-02-10 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….................. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….…………………………………………………………………………………………………………….. 7
1.1. Понятие агрессия и причины ее проявления……………………………….. 7
1.2. Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………………….……………..13
1.3. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста……………………………………………….17
1.4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………….28
2.1. Методы и методика исследования агрессивного поведения младших школьников …………………………………………………………….. …….28
2.2. Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………….……………33
2.3. Коррекция агрессивного поведения младших школьников …………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….......................44
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников и его коррекции. В исследование рассмотрено понятие агрессивности и агрессии, выявлены индивидуально-психологические особенности младших школьников, определены особенности агрессивного поведения младших школьников, проведена диагностика агрессивного поведения младших школьников; проанализированы результаты изучения склонности к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста; разработана программа игровых упражнений по коррекции детской агрессивности. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, на основании чего можно сделать вывод.
|
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте утрачивает свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, игры становятся новыми.
Во введении предполагалось, что любое агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, повышением уровня самосознания агрессора и направлением агрессивности на достижение общечеловеческих целей, что может быть достигнуто в результате проведения игр с детьми по разработанной программе.
В ходе проведенного практического исследования, профилактики агрессивности, тщательной обработки полученных результатов, выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение, и были решены основные задачи исследования. Стоит отметить наличие самостоятельности, инициативности, навыков и умений, необходимых психологу в будущей профессии в процессе подготовки и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, способность делать выводы из полученных данных в ходе исследования и из анализа поведения участников занятий.
Проведенная работа с использованием психолого-педагогических методов коррекции детской агрессивности приносит положительные изменения в поведении детей, а значит, влияет на их жизнь в целом, делая их более устойчивыми, адаптивными, положительно влияя на самооценку.
|
При поступлении ребенка в школу родителям необходимо приучить своих детей брать ответственность за свою учебу. Если это сделать, то будет меньше поводов для ссор и конфликтов, больше возможностей сохранить взаимопонимание. Взаимопонимание и есть залог профилактики агрессивного поведения у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
План мероприятий по снижению агрессивного поведения младших школьников
№ п/п | Запланированные мероприятия. | Сроки. | Ответственные. | Примечание. |
1. | Анализ результатов исследования и утверждение плана мероприятий по снижению агрессивного поведения младших школьников. | декабрь - в рамках работы ШМО | зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители начальных классов | Определение группы обучающихся, нуждающихся в коррекции агрессивного поведения («группа риска») |
2. | Консультативно-просветительская работа по коррекции агрессивного поведения с учителями и классными руководителями начальных классов. | декабрь – заседание школьного ППк | социальный педагог | Рекомендуемая литература по научным исследованиям ведущих психологов. Обмен опытом. |
3. | Консультативно-просветительская работа по коррекции агрессивного поведения с родителями обучающихся «группы риска» | второе полугодие | зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | Форма индивидуального общения на основе результатов исследования конкретного ребёнка. |
4. | Групповые занятия с обучающимися «группы риска» | 2 часа в неделю в формате кружковой работы «Друзья ЗОЖ» | социальный педагог | Тренинги, творчество, музыкотерапия, сказкотерапия, коллективные игры, беседы, ролевые игры и т.д. |
5. | Индивидуальные занятия с обучающимися «группы риска» | 1 раз в 2 недели по графику в формате кружковой работы «Друзья ЗОЖ» | социальный педагог | Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины), упражнения по релаксации, упражнения на разрядку гнева безопасным способом и т.д. |
6. | Повторное исследование обучающихся «группы риска» с учётом наблюдений, бесед с родителями и учителями и применением одной из методик диагностики агрессивного поведения детей. | апрель -май | социальный педагог, классные руководители | Сравнительный анализ. |
7. | Планирование коррекционных мероприятий на следующий учебный год с учётом полученных результатов. | конец мая, заседание школьного ППк. | зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | Обмен опытом, закрепление положительных моментов в работе, корректировка отрицательных моментов. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Практический материал для работы с детьми по коррекции агрессивного поведения
«Дневник настроений»
Заведите вместе с ребенком «дневник настроений» - общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения (можно использовать смайлики), например:
- веселое, радостное настроение;
- немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь;
- грустно и скучно, хочется плакать.
Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.
Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.
Упражнения по релаксации.
«Олени»
Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам - навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Беседы
«Способы повышения настроения»
Обсудите с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать добро другому, нарисовать себе картинку и т. п.).
«Психологический автопортрет»
|
Это упражнение проводится с детьми младшего школьного возраста. На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «3а что меня можно любить?», на другой половине «За что меня можно ругать?». Если ребенок еще не умеет писать, можно попросить ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребенок, и вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.
«Кто я?»
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?». Для описания используются характеристики, черты, интересы чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я - девочка», «Я - человек, занимающийся спортом», «Я - хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы не повторяли то, что говорили предыдущие а описывали именно себя.
Эта игра-беседа дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон; расширить представления о себе.
«Кого мы называем добрым?»
С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.
Правила доброты:
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
- прощать ошибки других;
- не жадничать;
- не завидовать;
- жалеть других.
уходя - попрощайся;
-не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься;
-не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Больница» и др.). Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.
«Что значит любить родителей»
В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»
Ролевая игра
«Агрессор и жертва»
Ход игры:
1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);
2) выберите ту из них, которая является наиболее типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психолог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру. невербального повёдения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:
|
- как он себя чувствовал в роли жертвы;
- что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;
- изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;
- если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;
- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;
- закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.
Игры
«Мне в тебе нравится...»
Упражнение выполняется в небольшой группе (5-6 человек).
Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.
Ход игры:
1) дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится..». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;
2) через несколько секунд (8-10 сек.) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;
3) не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:
- получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;
- сами передавали его и говорили комплимент соседу;
- что было для них труднее, а что проще;
- что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.
Игра «Кто симпатичнее?»
Цель: формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны выглядят смешными.
Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.
Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть - так непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Хотите быть похожими?
Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания упрощаются или усложняются.
Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Цель: Профилактика агрессивного поведения.
Оборудование: Специальное оборудование не требуется.
Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» - спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», - отвечают дети. «А почему вам плохо?» - продолжает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.
Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных отрицательных героев всем известных хулиганов.
Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
«Поссорились и помирились»
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.
Реализация: Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и притопывают ногами,руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.
Действие второе: Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.
После игры проводится этическая беседа:
1.Что лучше - ссориться или дружить?
2. Пользу или вред приносят ссоры?
З. Как помириться, если вы уже поссорились?
4. Как долго можно быть в ссоре с другом?
5. Нужно ли прощать обиды?
6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться?
музыка А. Морозов
Слова А.Поперечный
1.
Пока живёшь на белом свете - радуйся
а если очень горько - то поплачь.
Никто не застрахован в жизни кажется
от неприятностей и неудач.
Пока на небе ясном всходит солнышко
пока в ручьях поёт, звенит вода
и эту радость жизни ты до донышка
а выпил всё и горе - не беда,
и горе - не беда.
Припев:
И горе, горе, горе - не беда
пока душа - дар божий, молода.
Пока живёшь на белом свете радуйся
и не считай мой друг свои года.
И горе, горе, горе - не беда
пока душа - дар божий, молода.
Пока живёшь на белом свете радуйся
и не считай мой друг свои года.
Пока спешит куда-то и торопится
и впереди тебя бежит молва.
Пока душа твоя как печка топится
ты не зевай - подкладывай дрова.
Пока играет кровь как речка вешняя,
пока трепещет сердце от любви,
ты не держи коней, пусть мчатся бешено
став на дубы у краешка земли,
у краешка земли.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….................. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….…………………………………………………………………………………………………………….. 7
1.1. Понятие агрессия и причины ее проявления……………………………….. 7
1.2. Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………………….……………..13
1.3. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста……………………………………………….17
1.4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………….28
2.1. Методы и методика исследования агрессивного поведения младших школьников …………………………………………………………….. …….28
2.2. Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………….……………33
2.3. Коррекция агрессивного поведения младших школьников …………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….......................44
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!