Глава 2. Исследование агрессивного поведения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 2. Исследование агрессивного поведения

2022-02-10 23
Глава 2. Исследование агрессивного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….................. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….…………………………………………………………………………………………………………….. 7

1.1. Понятие агрессия и причины ее проявления……………………………….. 7

1.2. Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………………….……………..13

1.3. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста……………………………………………….17

1.4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………22

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………….28

2.1. Методы и методика исследования агрессивного поведения младших школьников …………………………………………………………….. …….28

2.2. Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………….……………33

2.3. Коррекция агрессивного поведения младших школьников …………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….......................44

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена проблеме исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников и его коррекции. В исследование рассмотрено понятие агрессивности и агрессии, выявлены индивидуально-психологические особенности младших школьников, определены особенности агрессивного поведения младших школьников, проведена диагностика агрессивного поведения младших школьников; проанализированы результаты изучения склонности к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста; разработана программа игровых упражнений по коррекции детской агрессивности. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, на основании чего можно сделать вывод.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте утрачивает свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, игры становятся новыми.

 Во введении предполагалось, что любое агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, повышением уровня самосознания агрессора и направлением агрессивности на достижение общечеловеческих целей, что может быть достигнуто в результате проведения игр с детьми по разработанной программе.

В ходе проведенного практического исследования, профилактики агрессивности, тщательной обработки полученных результатов, выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение, и были решены основные задачи исследования. Стоит отметить наличие самостоятельности, инициативности, навыков и умений, необходимых психологу в будущей профессии в процессе подготовки и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, способность делать выводы из полученных данных в ходе исследования и из анализа поведения участников занятий.

Проведенная работа с использованием психолого-педагогических методов коррекции детской агрессивности приносит положительные изменения в поведении детей, а значит, влияет на их жизнь в целом, делая их более устойчивыми, адаптивными, положительно влияя на самооценку.

При поступлении ребенка в школу родителям необходимо приучить своих детей брать ответственность за свою учебу. Если это сделать, то будет меньше поводов для ссор и конфликтов, больше возможностей сохранить взаимопонимание. Взаимопонимание и есть залог профилактики агрессивного поведения у детей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План мероприятий по снижению агрессивного поведения младших школьников

 

№ п/п Запланированные мероприятия. Сроки. Ответственные. Примечание.
1. Анализ результатов исследования и утверждение плана мероприятий по снижению агрессивного поведения младших школьников. декабрь - в рамках работы ШМО зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители начальных классов Определение группы обучающихся, нуждающихся в коррекции агрессивного поведения («группа риска»)
2. Консультативно-просветительская работа по коррекции агрессивного поведения с учителями и классными руководителями начальных классов. декабрь – заседание школьного ППк социальный педагог Рекомендуемая литература по научным исследованиям ведущих психологов. Обмен опытом.
3. Консультативно-просветительская работа по коррекции агрессивного поведения с родителями обучающихся «группы риска» второе полугодие зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Форма индивидуального общения на основе результатов исследования конкретного ребёнка.
4. Групповые занятия с обучающимися «группы риска» 2 часа в неделю в формате кружковой работы «Друзья ЗОЖ» социальный педагог Тренинги, творчество, музыкотерапия, сказкотерапия, коллективные игры, беседы, ролевые игры и т.д.
5. Индивидуальные занятия с обучающимися «группы риска» 1 раз в 2 недели по графику в формате кружковой работы «Друзья ЗОЖ» социальный педагог Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины), упражнения по релаксации, упражнения на разрядку гнева безопасным способом и т.д.
6. Повторное исследование обучающихся «группы риска» с учётом наблюдений, бесед с родителями и учителями и применением одной из методик диагностики агрессивного поведения детей. апрель -май социальный педагог, классные руководители Сравнительный анализ.
7. Планирование коррекционных мероприятий на следующий учебный год с учётом полученных результатов. конец мая, заседание школьного ППк. зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Обмен опытом, закрепление положительных моментов в работе, корректировка отрицательных моментов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Практический материал для работы с детьми по коррекции агрессивного поведения

 

 «Дневник настроений»

Заведите вместе с ребенком «дневник настро­ений» - общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения (можно использовать смайлики), например:

- веселое, радостное настроение;

- немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь;

- грустно и скучно, хочется плакать.

Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.

Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоци­онального состояния и умение выразить его словами.

Упражнения по релаксации.

 «Олени»

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам - навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

 

Беседы

 «Способы повышения настроения»

Обсудите с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать добро другому, нарисовать себе картинку и т. п.).

 

«Психологический автопортрет»

Это упражнение проводится с детьми младшего школьного возраста. На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «3а что меня можно любить?», на другой половине «За что меня можно ругать?». Если ребенок еще не умеет писать, можно попросить ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребенок, и вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.

«Кто я?»

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?». Для описания используются характеристики, черты, интересы чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я - девочка», «Я - человек, занимающийся спортом», «Я - хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы не повторяли то, что говорили предыдущие а описывали именно себя.

Эта игра-беседа дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон; расширить представления о себе.

 «Кого мы называем добрым?»

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.

Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

уходя - попрощайся;

-не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься;

-не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Боль­ница» и др.). Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.

«Что значит любить родителей»

В ходе беседы обсуж­даются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»

 

Ролевая игра

 «Агрессор и жертва»

Ход игры:

1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (об­стоятельств), в которых ребенок, как правило, вы­бирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);

2) выберите ту из них, которая является наиболее ти­пичной для данного ребенка, и проиграйте ее вмес­те с ребенком. Причем в первом варианте игры ре­бенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психо­лог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить мане­ру. невербального повёдения «агрессивного» ребен­ка (его позу, интонацию, взгляд), а также использо­вал в игре типичные для данного ребенка выраже­ния (слова) и манеру физического агрессивного по­ведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:

- как он себя чувствовал в роли жертвы;

- что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;

- изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;

- если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктив­ным, менее агрессивным;

- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;

- закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.

 

Игры

«Мне в тебе нравится...»

Упражнение выполняется в небольшой группе (5-­6 человек).

Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или не­большая мягкая игрушка.

Ход игры:

1) дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравит­ся..». Закончить фразу нужно комплиментом. По­ложительно отметить можно цвет глаз, волос, де­таль одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует зам­кнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;

2) через несколько секунд (8-10 сек.) ведущий воз­вращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;

3) не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:

- получали клубок и слышали в свой адрес комп­лимент;

- сами передавали его и говорили комплимент со­седу;

- что было для них труднее, а что проще;

- что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказать­ся, будет держать в руках клубок.

Игра «Кто симпатичнее?»

Цель: формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного по­ведения наименее привлекательные. Люди, совершающие аг­рессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных со­стояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрес­сивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фо­тографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие со­стояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть - так непривлекательно выглядит злой человек со сторо­ны. Хотите быть похожими?

Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленно­сти детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже вы­полненной работы задания упрощаются или усложняются.

Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Оборудование: Специальное оборудование не требуется.

Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» - спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», - отвечают дети. «А почему вам плохо?» - про­должает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.

Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качест­ве главных отрицательных героев всем известных хулига­нов.

Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

 

 «Поссорились и помирились»

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.

Реализация: Действие первое. Двое детей изображают по­ссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и прито­пывают ногами,руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.

Действие второе: Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.

После игры проводится этическая беседа:

1.Что лучше - ссориться или дружить?

2. Пользу или вред приносят ссоры?

З. Как помириться, если вы уже поссорились?

4. Как долго можно быть в ссоре с другом?

5. Нужно ли прощать обиды?

6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться?

 

 

музыка А. Морозов
Слова А.Поперечный

1.
Пока живёшь на белом свете - радуйся
а если очень горько - то поплачь.
Никто не застрахован в жизни кажется
от неприятностей и неудач.
Пока на небе ясном всходит солнышко
пока в ручьях поёт, звенит вода
и эту радость жизни ты до донышка
а выпил всё и горе - не беда,
и горе - не беда.

Припев:
И горе, горе, горе - не беда
пока душа - дар божий, молода.
Пока живёшь на белом свете радуйся
и не считай мой друг свои года.
И горе, горе, горе - не беда
пока душа - дар божий, молода.
Пока живёшь на белом свете радуйся
и не считай мой друг свои года.

 

Пока спешит куда-то и торопится
и впереди тебя бежит молва.
Пока душа твоя как печка топится
ты не зевай - подкладывай дрова.
Пока играет кровь как речка вешняя,
пока трепещет сердце от любви,
ты не держи коней, пусть мчатся бешено
став на дубы у краешка земли,
у краешка земли.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….................. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….…………………………………………………………………………………………………………….. 7

1.1. Понятие агрессия и причины ее проявления……………………………….. 7

1.2. Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………………….……………..13

1.3. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста……………………………………………….17

1.4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………22

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………….28

2.1. Методы и методика исследования агрессивного поведения младших школьников …………………………………………………………….. …….28

2.2. Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………….……………33

2.3. Коррекция агрессивного поведения младших школьников …………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….......................44


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.