Понятие агрессия и причины ее проявления — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие агрессия и причины ее проявления

2022-02-10 43
Понятие агрессия и причины ее проявления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Агрессивность присуща каждому человеку, но только в определенных пределах. Способность ребенка адаптироваться к новым событиям, к новым местам, познавать новое, добиваться успеха – во всем этом важную роль играет выраженная в приемлемой форме агрессивность. Но с другой стороны, хулиганы, трусы, не способные постоять за себя, задиры, - все эти  черты характера являются проявлением враждебной агрессивности. Агрессия является важной проблемой отклоняющегося поведения у детей. Нарушенное поведение – неоднозначное понятие, как по содержанию, так и по терминологии. По мнению Долговой А., большое количество определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы. [6 c 7]

Дефицит близкого эмоционального общения с родителями, совместных форм активности, увеличение числа маргинальных семей, случаев насилия в семье, социального сиротства, рост жестокости в обществе, демонстрация сцен насилия с экранов телевизоров, наблюдение за происходящим на улицах городов – всё это ведёт к росту проявлений агрессии в младшем школьном возрасте. Агрессивным поведением часто называют мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, причиняющие вред и страдания людям. Но, работая с агрессивным поведением, нужно не забывать и о других аспектах проявления агрессии. Агрессивное поведение складывается из трех аспектов:

1) познавательного;

2) эмоционального;

3) волевого.

Познавательный компонент содержит в себе понимание ситуации,

выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.

Эмоциональный компонент заключает в себе отрицательные эмоции: прежде всего - гнев, отвращение, злость. Но не всегда агрессивное поведение проявляется из-за гнева, но и гнев не всегда вызывает агрессию. И третий аспект агрессии, волевой компонент представляет собой целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться, реагируя на определенную ситуацию, может принимать устойчивую форму.[13 c.20]

Анализируя агрессивное поведение, важно правильно его распознать. Выделяются несколько классификаций видов агрессии. [9 c.23]

Классификация американских психологов А.Басса и А. Дарки:

- Физическая агрессия – использование физической силы против оппонента.

- Косвенная агрессия – агрессия, направленная на другое лицо окольным путём, или ни на кого не направленная агрессия.

- Раздражение – проявление негативных чувств, при малейшем возбуждении.

- Негативизм – форма агрессии, которая проявляется в виде от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.

- Вербальная агрессия – проявляется в выражении негативных чувств через вербальные реакции. А. Басс разделил вербальные агрессивные реакции на три типа: отвержение (выражения «иди прочь», «убирайся»); враждебные замечания («твоё присутствие раздражает меня», «не выношу тебя»);

критицизм, он может быть направлен не только против личности, но и против предметов, одежды, работы.

 

Комбинация перечисленных шкал создает восемь различных категорий, под которые большинство агрессивных действий подпадает. Рассмотрим категории агрессии по А. Бассу, представленные в таблице 1. [2 c.109]

 

Таблица 1 - Категории агрессии по (А. Бассу)

 

Тип агрессии Пример
Физическая - активная - прямая избиение, ранение с помощью огнестрельного оружия
Физическая - активная - непрямая сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая - пассивная - прямая Стремление не позволить физически другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (сидячая демонстрация).
Физическая - пассивная - непрямая Отказ от исполнения необходимых задач (отказ освободить территорию во время демонстрации).
Вербальная - активная - прямая Унижение или словесное оскорбление другого человека.
Вербальная - активная - непрямая Распространение клеветы или сплетен о другом человеке, злословие.
Вербальная - пассивная - прямая Отказ коммуницировать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.п.
Вербальная - пассивная - непрямая Отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения (отказ выступить с речью в защиту человека, которого критикуют незаслуженно).

 

2. Классификация Х. Хеккаузена:

- Враждебная агрессия - проявляется в нанесении вреда другому человеку.

 

- Инструментальная агрессия – в данном виде, агрессия является лишь средством действия для достижения какой-либо цели.

3. Классификация Э. Фромма:

- Доброкачественная агрессия – способствующая поддержанию жизни.

- Злокачественная агрессия – реакция на угрозу интересам индивида.

- Инструментальная агрессия – проявляется в жестокости и деструктивности, бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

- Псевдоагрессия – действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.

- Оборонительная агрессия – проявляется в моменты опасности и носит оборонительный характер.

К одним из таких классификаций можно отнести классификацию форм

детской агрессивности И.А. Фурманова. Он выделял 2 типа агрессивности:

социализированная и несоциализированная.

Социализированная агрессивность детей характеризуется, тем что, дети пытаясь привлечь внимание к себе. Как только они получают желаемый отклик, они успокаиваются. Такая агрессивность выражается в бросании вещей, криками и т.д. Она проявляется кратковременно.

Несоциализированно агрессивные дети могут иметь психические нарушения. Их эмоциональное состояние чаще всего негативное. Агрессия проявляется спонтанно, может проявляться в результате стресса. Такие дети ипульсивны, настроены негативно, возбужденные. Агрессивность может проявляться физически и вербально. Таким образом, дети снимают эмоциональное напряжение, или же просто получают чувств удовлетворения. [30 c.13]

Такие классификации имеют практическую значимость, так как дает возможность точно классифицировать в каждом конкретном случае вид агрессии, а значит выбрать более удачный способ коррекции.

Следует отметить, что самым ранним, а, возможно, и наиболее распространенным теоретическим положением, имеющее непосредственное отношение к агрессии выступает то, согласно которому подобное поведение

преимущественно инстинктивное по своей природе. Согласно данному подходу, агрессия появляется потому, что все человеческие существа генетически запрограммированы на данные действия.

Основным источником живых и наглядных примеров агрессивного поведения для большого количества детей выступает семья. Научные исследования свидетельствуют о том, что для семей, в которых присутствуют агрессивные дети, зачастую характерны специфические взаимоотношения между членами семьи.

Данные тенденции описаны в науке как «цикл насилия». Согласно этой концепции, дети склоняются к воспроизведению именно тех видов взаимоотношений, которые определяют тактику решения конфликтов у их родителей.

В дальнейшем, когда дети вырастают и создают новые семьи, они используют уже знакомые и отрепетированные пути и способы разрешения конфликтов и передают их своим детям при помощи создания особого стиля дисциплины, тем самым замыкая цикл.

Подобные тенденции имеют место и внутри личности («принцип спирали»).  На сегодняшний день доказано, что жестокое обращение в семье

с ребенком как повышает агрессивность его поведения по отношению со сверстниками, так и активно способствует развитию склонностей к насилию в более зрелом возрасте, трансформируя физическую агрессию в конкретный сформированный жизненный стиль личности. [27]

Проанализируем опыт с работы с враждебной агрессией. Среди факторов, обуславливающих такую агрессию, выделяют:

- индивидуальные факторы: психологические и биологические предпосылки агрессивного поведения, затрудняющие адаптацию ребенка в социуме;

- психолого-педагогические факторы: ошибки семейного и школьного воспитания;

- социально-психологические факторы: негативные особенности взаимоотношений ребенка и семьей, близкими родственниками, на улице, со сверстниками;

- личностные факторы: активная избирательная позиция ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическому влиянию семьи, школы, общества, а также личностные

особенности и способность к саморегулированию поведения;

- социальные факторы:  определяются социально-экономическими условиями. Проявления агрессивного поведения у ребенка может быть спонтанным, но может и принять устойчивую форму. Причиной тому может

быть: социальный статус ребенка в школе, взаимоотношения с родителями и педагогами и т. д. [10 c.41]

Устойчивая форма агрессии детей может проявляться и в том, что порой дети понимают поведения окружающих людей, отлично от того как понимаю это другие, трактуя его как враждебное. По половой принадлежности, мальчики склонны к агрессии больше чем девочки.

 

Это связано со стереотипами поведения, насаживающимися в семье, в СМИ, в школе и т.д. Но на сегодняшний день, часто встречаются и девочки с

агрессивным поведением.

Таким образом, агрессия представляет собой деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит основным нормам сосуществования в обществе людей, а также приносит физический ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания) и наносит вред объектам (неодушевленным и одушевленные).

 1.2.Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников

Только небольшой процент детей агрессивны сами по себе, а их агрессивные сверстники знают, что таких детей легко обидеть и задеть. Следует отметить, что подавляющее число детей-жертв агрессии, не отличается сильно выраженной реакцией, они чаще покорны и замкнуты, а также не могут самостоятельно защититься от агрессии сверстников. Следовательно, их, как правило, называют пассивными жертвами. [29 197 c.]   Безусловно, детская агрессия представляет собой наиболее частую причину беспокойства родителей за их поведение, а также поводом обращения к специалистам. В ряде случаев причиной агрессии младших школьников является недостаток понимания и внимания со стороны окружающих их взрослых. Однако, своим отрицательным поведением маленькие агрессоры еще сильнее отталкивают окружающих от себя, а их неприязнь, в свою очередь, только усиливает протестный характер поведения ребенка. Так, в большинстве случаев именно враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцирует детей, рождая в них сильные чувства страха и гнева.

Самые сильные проявления агрессии характерны именно для детей младшего возраста. Если ребенку отказали в чем-то, то это сильно его раздражает. Дети беззащитны и ранимы, то их легко обмануть или обидеть, а детская агрессия в большинстве случаев - это отстаивание собственных прав и границ, а также протест против поведения взрослых.

Детская агрессивность, как правило, нарастает в течение всего дошкольного возраста и идет на спад только к семи годам. [25 c.82]

Психологи связывают данный факт с тем, что к данному возрасту, ребенок уже умеет решать конфликты иными способами. В том случае, если агрессивность ребенка как привычная реакция на запреты и препятствия не уменьшается, а, наоборот, набирает силу, то появляется серьезный повод для беспокойства.

Очень многое в период агрессии младших школьников зависит от реакции родителей на нее. В данном случае детям необходима скорее понимание и помощь, чем строгость и наказания за поведение, неприемлемое с позиции морали.

Результаты современных исследований говорят о том, что младшие школьники, которые становятся жертвами хронической агрессии, зачастую уединяются и в последствии впадают в депрессию. Кроме того у них проявляется низкий уровень самооценки, они не любят ходить в школу.

Когда на этих детей нападают, то они показывают ярко выраженные признаки страдания и уступают нападающим на них агрессорам, чем только способствуют дальнейшим нападкам. Подобное положение жертв агрессии вызывает жалость, но и детям, оказавшимся в подобной ситуации, возможно помочь.

В первую очередь, их можно обучить справляться с агрессией, направленной на них, а не пассивно уступать. Кроме того, в данной ситуации может помочь повышение у детей самооценки. Если на них нападают, дети с низким уровнем самооценки рассуждают следующим образом: «Я - жертва и надо с этим примириться». Именно повышение самооценки детей сделает их менее терпимыми к личным нападкам.

Среди причин агрессивного поведения младших школьников выделяют следующие:

- семейное неблагополучие;

- выраженные эмоциональные нарушения как следствие разнообразных проблем перинатального или натального периода, характерные для подвижных, ослабленных и неустойчивых детей;

- стрессы, изменения и перемены;

- повторение стиля поведения одного из родителей;

- слишком строгое воспитание, постоянные отказы или запреты;

- чрезмерная опека и потакание любым прихотям.  [7 c.73]

Таким образом, агрессивность младших школьников имеет определенную причину, которую необходимо прояснить и принять. На сегодняшний день существует большое разнообразие коррекционных методов, таких как игры, творчество и т.п.

Следует отметить, что, пытаясь что-либо изменить в ребенке, необходимо проанализировать и собственное отношение к сложившейся ситуации.

Попустительское отношение или паника не являются эффективными методами в воспитании. Следует помнить, что ребенок только развивается и, следовательно, не рекомендуется спешить с оценочными выводами «злой», «агрессивный».

В первую очередь, необходимо воспитывать ребенка, а не переживать по поводу того, что он не соответствует каким-либо стандартам. Также следует формировать навыки, умения и установки по отношению к окружающим людям.

Взрослым в данной ситуации важно сформировать определенные принципы общения с младшими школьниками, проявляющими агрессию, например, давать возможность ребенку выплеснуть агрессию или разместить её на других объектах (крепко сжать кулаки, поколотить подушку).

Социализацией агрессии является процесс обучения контролю собственных агрессивных установок и устремлений, а также выражения их в формах, которые наиболее приемлемы в рамках конкретной цивилизации.

В результате процесса социализации многие обучаются регулировать собственные агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. В свою очередь, другие остаются крайне агрессивными, но начинают проявлять агрессию более «тонко» (через скрытые принуждения, словесные оскорбления и завуалированные требования). Третьи не получают никаких практических навыков и выражают в физическом насилии свои агрессивные импульсы.

Важную роль в развитии агрессивного поведения младших школьников играет ранний опыт воспитания в конкретной культурной среде ребенка, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и семейные традиции. Так называемая податливость к агрессивным действиям образуется в процессе социализации по мере накопления недостатков. Социализация имеет две степени, а именно:

- усвоение социального опыта и норм культурного поведения;

- усвоение субкультурного опыта, содержащего нормы поведения, которые допускают агрессивность.

Таким образом, с проблемой агрессивного поведения младших школьников сталкиваются как родители, так и педагоги, психологи. Необходимость оказания эффективной психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость на сегодняшний день приобретают исследования, посвященные причинам агрессивности и ее дальнейшей коррекции.

Для младших школьников наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, т.е. в период, когда происходит формирование основных личностных характеристик.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.