Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-02-10 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Агрессивность присуща каждому человеку, но только в определенных пределах. Способность ребенка адаптироваться к новым событиям, к новым местам, познавать новое, добиваться успеха – во всем этом важную роль играет выраженная в приемлемой форме агрессивность. Но с другой стороны, хулиганы, трусы, не способные постоять за себя, задиры, - все эти черты характера являются проявлением враждебной агрессивности. Агрессия является важной проблемой отклоняющегося поведения у детей. Нарушенное поведение – неоднозначное понятие, как по содержанию, так и по терминологии. По мнению Долговой А., большое количество определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы. [6 c 7]
Дефицит близкого эмоционального общения с родителями, совместных форм активности, увеличение числа маргинальных семей, случаев насилия в семье, социального сиротства, рост жестокости в обществе, демонстрация сцен насилия с экранов телевизоров, наблюдение за происходящим на улицах городов – всё это ведёт к росту проявлений агрессии в младшем школьном возрасте. Агрессивным поведением часто называют мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, причиняющие вред и страдания людям. Но, работая с агрессивным поведением, нужно не забывать и о других аспектах проявления агрессии. Агрессивное поведение складывается из трех аспектов:
1) познавательного;
2) эмоционального;
3) волевого.
Познавательный компонент содержит в себе понимание ситуации,
выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.
|
Эмоциональный компонент заключает в себе отрицательные эмоции: прежде всего - гнев, отвращение, злость. Но не всегда агрессивное поведение проявляется из-за гнева, но и гнев не всегда вызывает агрессию. И третий аспект агрессии, волевой компонент представляет собой целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться, реагируя на определенную ситуацию, может принимать устойчивую форму.[13 c.20]
Анализируя агрессивное поведение, важно правильно его распознать. Выделяются несколько классификаций видов агрессии. [9 c.23]
Классификация американских психологов А.Басса и А. Дарки:
- Физическая агрессия – использование физической силы против оппонента.
- Косвенная агрессия – агрессия, направленная на другое лицо окольным путём, или ни на кого не направленная агрессия.
- Раздражение – проявление негативных чувств, при малейшем возбуждении.
- Негативизм – форма агрессии, которая проявляется в виде от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.
- Вербальная агрессия – проявляется в выражении негативных чувств через вербальные реакции. А. Басс разделил вербальные агрессивные реакции на три типа: отвержение (выражения «иди прочь», «убирайся»); враждебные замечания («твоё присутствие раздражает меня», «не выношу тебя»);
критицизм, он может быть направлен не только против личности, но и против предметов, одежды, работы.
Комбинация перечисленных шкал создает восемь различных категорий, под которые большинство агрессивных действий подпадает. Рассмотрим категории агрессии по А. Бассу, представленные в таблице 1. [2 c.109]
Таблица 1 - Категории агрессии по (А. Бассу)
Тип агрессии | Пример |
Физическая - активная - прямая | избиение, ранение с помощью огнестрельного оружия |
Физическая - активная - непрямая | сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага |
Физическая - пассивная - прямая | Стремление не позволить физически другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (сидячая демонстрация). |
Физическая - пассивная - непрямая | Отказ от исполнения необходимых задач (отказ освободить территорию во время демонстрации). |
Вербальная - активная - прямая | Унижение или словесное оскорбление другого человека. |
Вербальная - активная - непрямая | Распространение клеветы или сплетен о другом человеке, злословие. |
Вербальная - пассивная - прямая | Отказ коммуницировать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.п. |
Вербальная - пассивная - непрямая | Отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения (отказ выступить с речью в защиту человека, которого критикуют незаслуженно). |
|
2. Классификация Х. Хеккаузена:
- Враждебная агрессия - проявляется в нанесении вреда другому человеку.
- Инструментальная агрессия – в данном виде, агрессия является лишь средством действия для достижения какой-либо цели.
3. Классификация Э. Фромма:
- Доброкачественная агрессия – способствующая поддержанию жизни.
- Злокачественная агрессия – реакция на угрозу интересам индивида.
- Инструментальная агрессия – проявляется в жестокости и деструктивности, бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
- Псевдоагрессия – действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.
- Оборонительная агрессия – проявляется в моменты опасности и носит оборонительный характер.
К одним из таких классификаций можно отнести классификацию форм
детской агрессивности И.А. Фурманова. Он выделял 2 типа агрессивности:
социализированная и несоциализированная.
Социализированная агрессивность детей характеризуется, тем что, дети пытаясь привлечь внимание к себе. Как только они получают желаемый отклик, они успокаиваются. Такая агрессивность выражается в бросании вещей, криками и т.д. Она проявляется кратковременно.
Несоциализированно агрессивные дети могут иметь психические нарушения. Их эмоциональное состояние чаще всего негативное. Агрессия проявляется спонтанно, может проявляться в результате стресса. Такие дети ипульсивны, настроены негативно, возбужденные. Агрессивность может проявляться физически и вербально. Таким образом, дети снимают эмоциональное напряжение, или же просто получают чувств удовлетворения. [30 c.13]
|
Такие классификации имеют практическую значимость, так как дает возможность точно классифицировать в каждом конкретном случае вид агрессии, а значит выбрать более удачный способ коррекции.
Следует отметить, что самым ранним, а, возможно, и наиболее распространенным теоретическим положением, имеющее непосредственное отношение к агрессии выступает то, согласно которому подобное поведение
преимущественно инстинктивное по своей природе. Согласно данному подходу, агрессия появляется потому, что все человеческие существа генетически запрограммированы на данные действия.
Основным источником живых и наглядных примеров агрессивного поведения для большого количества детей выступает семья. Научные исследования свидетельствуют о том, что для семей, в которых присутствуют агрессивные дети, зачастую характерны специфические взаимоотношения между членами семьи.
Данные тенденции описаны в науке как «цикл насилия». Согласно этой концепции, дети склоняются к воспроизведению именно тех видов взаимоотношений, которые определяют тактику решения конфликтов у их родителей.
В дальнейшем, когда дети вырастают и создают новые семьи, они используют уже знакомые и отрепетированные пути и способы разрешения конфликтов и передают их своим детям при помощи создания особого стиля дисциплины, тем самым замыкая цикл.
Подобные тенденции имеют место и внутри личности («принцип спирали»). На сегодняшний день доказано, что жестокое обращение в семье
с ребенком как повышает агрессивность его поведения по отношению со сверстниками, так и активно способствует развитию склонностей к насилию в более зрелом возрасте, трансформируя физическую агрессию в конкретный сформированный жизненный стиль личности. [27]
Проанализируем опыт с работы с враждебной агрессией. Среди факторов, обуславливающих такую агрессию, выделяют:
- индивидуальные факторы: психологические и биологические предпосылки агрессивного поведения, затрудняющие адаптацию ребенка в социуме;
- психолого-педагогические факторы: ошибки семейного и школьного воспитания;
|
- социально-психологические факторы: негативные особенности взаимоотношений ребенка и семьей, близкими родственниками, на улице, со сверстниками;
- личностные факторы: активная избирательная позиция ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическому влиянию семьи, школы, общества, а также личностные
особенности и способность к саморегулированию поведения;
- социальные факторы: определяются социально-экономическими условиями. Проявления агрессивного поведения у ребенка может быть спонтанным, но может и принять устойчивую форму. Причиной тому может
быть: социальный статус ребенка в школе, взаимоотношения с родителями и педагогами и т. д. [10 c.41]
Устойчивая форма агрессии детей может проявляться и в том, что порой дети понимают поведения окружающих людей, отлично от того как понимаю это другие, трактуя его как враждебное. По половой принадлежности, мальчики склонны к агрессии больше чем девочки.
Это связано со стереотипами поведения, насаживающимися в семье, в СМИ, в школе и т.д. Но на сегодняшний день, часто встречаются и девочки с
агрессивным поведением.
Таким образом, агрессия представляет собой деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит основным нормам сосуществования в обществе людей, а также приносит физический ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания) и наносит вред объектам (неодушевленным и одушевленные).
1.2.Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников
Только небольшой процент детей агрессивны сами по себе, а их агрессивные сверстники знают, что таких детей легко обидеть и задеть. Следует отметить, что подавляющее число детей-жертв агрессии, не отличается сильно выраженной реакцией, они чаще покорны и замкнуты, а также не могут самостоятельно защититься от агрессии сверстников. Следовательно, их, как правило, называют пассивными жертвами. [29 197 c.] Безусловно, детская агрессия представляет собой наиболее частую причину беспокойства родителей за их поведение, а также поводом обращения к специалистам. В ряде случаев причиной агрессии младших школьников является недостаток понимания и внимания со стороны окружающих их взрослых. Однако, своим отрицательным поведением маленькие агрессоры еще сильнее отталкивают окружающих от себя, а их неприязнь, в свою очередь, только усиливает протестный характер поведения ребенка. Так, в большинстве случаев именно враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцирует детей, рождая в них сильные чувства страха и гнева.
|
Самые сильные проявления агрессии характерны именно для детей младшего возраста. Если ребенку отказали в чем-то, то это сильно его раздражает. Дети беззащитны и ранимы, то их легко обмануть или обидеть, а детская агрессия в большинстве случаев - это отстаивание собственных прав и границ, а также протест против поведения взрослых.
Детская агрессивность, как правило, нарастает в течение всего дошкольного возраста и идет на спад только к семи годам. [25 c.82]
Психологи связывают данный факт с тем, что к данному возрасту, ребенок уже умеет решать конфликты иными способами. В том случае, если агрессивность ребенка как привычная реакция на запреты и препятствия не уменьшается, а, наоборот, набирает силу, то появляется серьезный повод для беспокойства.
Очень многое в период агрессии младших школьников зависит от реакции родителей на нее. В данном случае детям необходима скорее понимание и помощь, чем строгость и наказания за поведение, неприемлемое с позиции морали.
Результаты современных исследований говорят о том, что младшие школьники, которые становятся жертвами хронической агрессии, зачастую уединяются и в последствии впадают в депрессию. Кроме того у них проявляется низкий уровень самооценки, они не любят ходить в школу.
Когда на этих детей нападают, то они показывают ярко выраженные признаки страдания и уступают нападающим на них агрессорам, чем только способствуют дальнейшим нападкам. Подобное положение жертв агрессии вызывает жалость, но и детям, оказавшимся в подобной ситуации, возможно помочь.
В первую очередь, их можно обучить справляться с агрессией, направленной на них, а не пассивно уступать. Кроме того, в данной ситуации может помочь повышение у детей самооценки. Если на них нападают, дети с низким уровнем самооценки рассуждают следующим образом: «Я - жертва и надо с этим примириться». Именно повышение самооценки детей сделает их менее терпимыми к личным нападкам.
Среди причин агрессивного поведения младших школьников выделяют следующие:
- семейное неблагополучие;
- выраженные эмоциональные нарушения как следствие разнообразных проблем перинатального или натального периода, характерные для подвижных, ослабленных и неустойчивых детей;
- стрессы, изменения и перемены;
- повторение стиля поведения одного из родителей;
- слишком строгое воспитание, постоянные отказы или запреты;
- чрезмерная опека и потакание любым прихотям. [7 c.73]
Таким образом, агрессивность младших школьников имеет определенную причину, которую необходимо прояснить и принять. На сегодняшний день существует большое разнообразие коррекционных методов, таких как игры, творчество и т.п.
Следует отметить, что, пытаясь что-либо изменить в ребенке, необходимо проанализировать и собственное отношение к сложившейся ситуации.
Попустительское отношение или паника не являются эффективными методами в воспитании. Следует помнить, что ребенок только развивается и, следовательно, не рекомендуется спешить с оценочными выводами «злой», «агрессивный».
В первую очередь, необходимо воспитывать ребенка, а не переживать по поводу того, что он не соответствует каким-либо стандартам. Также следует формировать навыки, умения и установки по отношению к окружающим людям.
Взрослым в данной ситуации важно сформировать определенные принципы общения с младшими школьниками, проявляющими агрессию, например, давать возможность ребенку выплеснуть агрессию или разместить её на других объектах (крепко сжать кулаки, поколотить подушку).
Социализацией агрессии является процесс обучения контролю собственных агрессивных установок и устремлений, а также выражения их в формах, которые наиболее приемлемы в рамках конкретной цивилизации.
В результате процесса социализации многие обучаются регулировать собственные агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. В свою очередь, другие остаются крайне агрессивными, но начинают проявлять агрессию более «тонко» (через скрытые принуждения, словесные оскорбления и завуалированные требования). Третьи не получают никаких практических навыков и выражают в физическом насилии свои агрессивные импульсы.
Важную роль в развитии агрессивного поведения младших школьников играет ранний опыт воспитания в конкретной культурной среде ребенка, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и семейные традиции. Так называемая податливость к агрессивным действиям образуется в процессе социализации по мере накопления недостатков. Социализация имеет две степени, а именно:
- усвоение социального опыта и норм культурного поведения;
- усвоение субкультурного опыта, содержащего нормы поведения, которые допускают агрессивность.
Таким образом, с проблемой агрессивного поведения младших школьников сталкиваются как родители, так и педагоги, психологи. Необходимость оказания эффективной психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость на сегодняшний день приобретают исследования, посвященные причинам агрессивности и ее дальнейшей коррекции.
Для младших школьников наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, т.е. в период, когда происходит формирование основных личностных характеристик.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!