Анализ процесса деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Анализ процесса деятельности

2021-06-30 63
Анализ процесса деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Характер линии.

Этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

• средний;

• сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

• слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

• регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;

• не всегда регулируется сила нажима и размах;

• не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.

2. Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — ра­дуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятель­ность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);


б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в слу-1 чае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому об­ращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» (анализ процесса

деятельности), показателям (композиция, цвет) носит не количествен­ный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей (композиция, цвет), в каждой из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й (по месту за критерием) — 3 бал­ла, 2-й — 2 балла, 3-й — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно — 3 балла;

• есть незначительные искажения — 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась — 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ре­бенку суммируются. Наибольшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45 баллов, наименьшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобра­зительной деятельностью. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от наибольшего числа набранных ребенком баллов к наименьшему.

Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию. Ранговый ряд условно можно разделить на 3 части. Так, если в группе диагностировались 20 детей, то в каждой подгруппе может быть 6—7 де­тей, но могут быть и резкие различия. Каждая подгруппа будет отнесе­на к высшему, среднему или низшему уровню (по числу набранных


баллов). Следующее диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных занятий с детьми, изменит количество ребят в каждой подгруппе за счет увеличения числа детей в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа детей, выполнивших изображение на низком уровне за счет перехода в подгруппы более высокого уровня. Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.

Для текущей итоговой диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определять уровни овладения детьми рисованием, лепкой и аппликацией (опуская критерии, не характерные для некоторых ви­дов деятельности, например, цвет для лепки).

Для определения уровня развития творчества к этой диагностике следует добавить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно сделать сводную таблицу, в которой представить все оцен­ки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмем за основу 8 показателей анализа продукта деятельности. Промежуточная диагностика может ограничиться этим анализом (таблица 1).

Таблица 1. Оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю

№ п/п Имя ребенка Фор­ ма Стро­ ение пред­ мета Про­ пор­ ции

Композиция

Пере­ дача дви­ жения Цвет Общее число бал­ лов 1 Катя И. 3 2 2 3 2 3 3 18 2 Максим 3. 2 2 1 2 1 2 3 13 3 Саша X. 2 1 1 2 2 3 2 13 4 Даша Б. 3 2 2 2 1 2 3 15 5 Ирина Б. 2 2 1 2 2 2 2 13 6 Лена К. 2 1 1 2 1 2 2 11 7 Коля С. 1 1 1 2 1 1 2 10 8 Гена Н. 2 2 1 1 1 2 2 11 9 Олег Д. 1 1 1 2 2 1 2 10 10 Лиза С. 3 2 2 2 2 1 1 13

Итого баллов по критериям

21 16 13 20 15 19 22 127

 


 

Построение рангового ряда позволяет увидеть уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, сравнить разные группы детей по успешности овладения основными параметрами деятель­ности.

113


Таблица 2. Ранговый ряд, построенный на основе полученной ребенком суммы баллов (от высшего числа к низшему)

№ п/п Имя ребенка Общее число баллов
1 Катя И. 18
2 Даша Б. 15
3 Максим 3. 13
4 Саша X. 13
5 Ирина Б. 13
6 Лиза С. 13
7 Лена К. 11
8 Коля С. 11
9 Гена Н. 10
10 Олег Д. 10

Наибольшее число баллов

21

Наименьшее число баллов

7

 


 

Задание на дорисование шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ря­ду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям пред­лагалось рассмотреть нарисованные крути, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифици­ровать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следую­щим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т. д. Все полученные деть­ми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригиналь­ность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3 — высокий уро­вень — ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (ябло­ко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т. п.)) или близкого образа. Оценка 2 — средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все кру­ги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли кру-

 

ги очень простыми, часто встречающимися в жиз­ни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка 1 — низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщатель­ность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на коли­чество детей в ней). Подсчитывется общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Таблица 3. Результаты диагностического обследования

№ п/п Критерии Старшая группа № 8 Старшая группа № 4
1 Количество детей 19 20
2 Суммарный балл1 35 37
3 Средний балл по группе2 1,8 1,9
4 Общее количество изображе- нии по группе 84% 86%
5 Количество образов 37 30
6 Количество картинок в круге 3 66
7 Количество индивидуальных изображений 23 11
8 Количество индивидуальных изображений по всей группе 23 20

1 Все баллы, полученные детьми группы за выполненные задания.

2 Суммарный балл, разделенный на число детей в группе.

3 Имеются ввиду неправильно выполненные задания: ребенок не преображает круг в предмет, а рисует картинку внутри круга. Такое изображение не дает баллов, так как задание не выполнено.

 


 

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При под­счете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность


воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осу­ществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключалась, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторялся в рисунках других детей).

Результаты выполнения задания оценивают в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов).

Таблица 4. Данные о продуктивности выполнения задания и содержании созданных детьми изображений (старшая группа № 8)

Порядковый номер Наименование образа Количество
1 солнце 11
2 яблоко 11
3 мяч 8
4 шар 6
5 розетка 4
6 неваляшка 4
7 помидор 4
8 человек 3
9 арбуз 3
10 часы 3
11 цветок 2
12 снеговик 2
13 апельсин 2
14 лицо 2
15 гранат 1
16 мандарин 1
17 грейпфрут 1
18 свекла 1
19 лимон 1
20 вишня на веточке 1
21 ластик 1
22 телефон 1
23 КОЛОКОЛЬЧИК 1
24 окно на чердаке 1
25 колодец 1
26 ведро 1
27 бусы 1
28 пуговица 1
29 колесо 1
30 луна 1
31 чайник 1
32 блюдце 1
33 машина с прицепом 1
34 танк 1
35 баскетбольный мяч 1
36 надувной мяч 1
37 футбольный мяч 1

 

 

Порядковый номер Наименование образа Количество
1 рожицы 14
2 солнце 13
3 мяч 10
4 колобок 9
5 яблоко 6
6 шар 6
7 цветок 6
8 помидор 5
9 чайник 5
10 колесо 4
11 часы 2
12 наручные часы 2
13 арбуз 2
14 ГВОЗДЬ 2
15 пуговица 2
16 розетка 2
17 магнит 2
18 апельсин 1
19 мордочка 2
20 тарелка 1
21 виноград 1
22 краски 1
23 копейка 1
24 картина 1
25 снеговик 1
26 утенок Скрудж 1
27 крышка 1
28 снежинка 1
29 барабан 1
30 КОЛЬЦО 1

Таблица 5. Данные о продуктивности выполнения задания и содержании созданных детши изображений (старшая группа № 4)


 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.