Духовые музыкальные инструменты — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Духовые музыкальные инструменты

2021-06-24 31
Духовые музыкальные инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны), группа музыкальных инструментов, источник звука которых – колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

Ж

ЖАНР

Жанр (фр. – род) – совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе. Род произведения, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Определяемая разновидность художественного произведения. Жанры имеют следующие разновидности:

1. Трагедия

2. Комедия

3. Драма

4. Трагикомедия

5. Мелодрама

6. Фарс

7. Сатира и т. д.

Понятие жанра этим не ограничивается. Жанр драмы и комедии также могут иметь многочисленные разновидности: детектив, фантазия, сон, трагифарс, трагикомедия, версия, роман, психологическая драма, и т.д.      

ЖЕСТ

Жест (лат. – движение тела) – телодвижения, особенно движения руками, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющие ее.

Язык жеста раскрывает для зрителя характер, душевное состояние, социальное происхождение, образование персонажа.

“Театр должен пользоваться только тем движением, которое мгновенно расшифровывается, все остальное излишне.” В. Мейерхольд.

О психологических жестах писал М. А. Чехов (1891-1955) – русский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр, в своей книге “Об искусстве актера”.

З

ЗАДАЧА

Задача – условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения. Задача является основой выполнения любого действия на сцене. Иметь задачу – значит, знать, чего я добиваюсь и к чему стремлюсь.

ЗВУКООПЕРАТОР

Звукооператор – генерирует (производит) звуки. Он непосредственно записывает саундтрек фильма, поскольку это нельзя сделать в процессе съемки.

В процессе работы над фильмом звукооператор записывает диалог, шумы, музыку. Звукозапись синхронизируется с изображением, возникает новое художественное качество – звукозрительный образ.

Звукооператор – один из основных творческих работников съемочной группы, осуществляющий звуковое оформление кинокартины в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссера постановщика.

ЗВУКОРЕЖИССЁР

Звукорежиссер – постановщик звуковой части спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.

Звукорежиссёр в кино– занимается всеми вопросами, связанными со звуковым сопровождением фильма. Он планирует, как будет формироваться саундтрек.

ЗРИТЕЛЬ

Главный партнер

Обычно, сидя в креслах партера, мы не выскакиваем на сцену, чтобы самим вмешаться в действие. Мы аплодируем, смеемся, плачем, настороженно молчим – сопереживаем. Это тоже – наша реакция. И она понятна артистам.

Если вы придете в театр, вы же не будете указывать актерам, как им играть. Актер сам знает, как играть ту роль, которую он выбрал. Зрители смотрят из зала, стараясь не мешать актерам. Да, сегодня участие зрителя в судьбе постановки кажется нам естественным.

К сожалению, не всегда и не все зрители оказывались достойными партнерами актеров.

Николай Иванович Соболыциков-Самарин (1869-1945), актер, режиссер, педагог; в дореволюционные годы работал в нижегородском театре. На одной из вечерних репетиций, когда пустой зрительный зал тонул во мраке, актеры с тревогой услышали, что кто-то приближается к сцене, стуча при этом молотом по деревянному полу. На вопрос: «Кто там?» – никакого ответа. Артистка на сцене в испуге закричала: «Что там?.. Вы слышите?..»

Соболыциков-Самарин повернул щиток настольной лампы назад – и невольно отпрянул: над его стулом показалась лошадиная морда!

Всадником, поднявшимся верхом на второй этаж нижегородского театра и въехавшим в партер, оказался заезжий помещик. Изнывая от скуки и вздумав развлечься, он гаркнул во все горло: «Бросайте всю вашу театральную муру и айда в ресторан!.. «

Разумеется, не такие театральные курьезы определяют значение зрителя в сценическом искусстве. «Именно он, зрительный зал, решает судьбу актера, режиссера, драматурга, – писал в свое время Евгений Львович Шварц. – Он, зрительный зал, судит без слов, а вместе с тем ты сразу понимаешь его. Что может быть красноречивее глубокого его молчания, когда он захвачен происходящим на сцене! И обиднее всяких ругательных отзывов тот кашель, что нападает на зрительный зал, когда он охладевает к тому, что делается на сцене... «

Представьте себе: актеров изо дня в день заставляют не только репетировать, но и играть спектакли... перед пустым залом. Думаю, что в конце концов они не выдержат и разбегутся. Почему? Да потому, что пустой зал, пустые театральные кресла не способны выполнить роль необходимого артистам партнера.

Не просто быть настоящим, внимательным зрителем. Для этого недостаточно купить билет и во все глаза смотреть на сцену. Надо учиться глубоко вникать в то, что видишь и слышишь.

 

Старый доктор рассказал мне однажды, как он ходит в театр.

Еще с утра, на работе, он с радостью думает о том, что вечером предстоит праздник. Настроение все больше поднимается. А в конце дня, надев лучший костюм, доктор идет в театр загодя и приходит одним из первых. Снимает пальто, пока еще в гардеробе нет очереди и толчеи, неторопливо поднимается в фойе, рассматривает макеты спектаклей, афиши, фотографии.

Прогулка по театру в ожидании первого звонка помогает ему настроиться на восприятие спектакля, войти в его атмосферу, окончательно отбросить повседневные дела и заботы, приготовиться к встрече с искусством.

Кто-то может сказать: «Все это смешно и старомодно! У человека обычно нет времени на такую «раскачку», он бежит, чтобы не опоздать, нетерпеливо хлопает, чтобы скорее начинали. Размеренное поведение, какое так нравится автору у старого доктора, бывает только у стариков!»

Это не совсем верно. И вовсе не возраст определяет позицию зрителя. «Раскачка» создавала доктору праздничное настроение! Ему казалось преступлением против самого себя воспринимать театр «в рабочем порядке», как «мероприятие», лишать себя праздника. И тут многое, действительно, зависит от нас самих.

Вместе с тем настроение и подготовленность зрителя важны не только ему самому. Они важны и театру. Потому что зритель – не пассивный наблюдатель «с совещательным голосом», а главный партнер сценического искусства, актера. Это важное открытие сделал еще в начале 19-ого века Пушкин. Он первым понял и впервые высказал эту мысль: непременным участником спектакля становится и всегда должен становиться зритель! В статье «Мои замечания об русском театре» Пушкин писал: «Публика образует драматические таланты... «

Этот непреложный закон театра еще в юности ощутил Станиславский. Вот как он рассказывал о своем знакомстве с Московским Малым театром:

«Я готовился к каждому спектаклю Малого театра. Для этого составился небольшой кружок молодых людей, которые все вместе читали пьесу, поставленную на репертуар театра, изучали литературу о ней, критику на нее, сами устанавливали свои взгляды на произведение; потом всем кружком мы шли смотреть спектакль, а после него, в ряде новых бесед, поверяли друг другу свои впечатления... При этом очень часто обнаруживалось наше невежество по разным вопросам искусства и науки. Его мы старались исправлять...»

Кто-нибудь опять возразит: все это – далекие примеры из жизни людей в прошлом, более ста лет назад, когда жизнь текла более размеренно, менее торопливо!

У одной российской дореволюционной писательницы есть юмористический рассказ. В один и тот же вечер должны были состояться два выступления: в одном месте – лекция известного академика, в другом – встреча со знаменитым клоуном.

Но организаторы выступлений все перепутали. Академика привезли к любителям цирка, туда, где ждали клоуна. А клоуна – к тем, кто готовился услышать научную лекцию.

Что произошло дальше? Как ни старался клоун рассмешить аудиторию – никто даже не улыбнулся, а некоторые даже что-то конспектировали. Зато па лекции академика слушатели покатывались со смеху, и бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его научных исследованиях.

А произошло все это потому, что слушатели в обоих случаях не дали себе труда вдуматься, вслушаться, вникнуть и оценить происходящее.

Такой зритель неинтересен театру. И мне бы хотелось, чтобы вы постарались овладеть этим трудным искусством – чувствовать и нелегкой обязанностью – думать.

 

И

ИГРА

Это – главный элемент театрального искусства. Состояние актера в предлагаемых обстоятельствах спектакля, представления. Психофизическая реакция актера на обусловленные задачи, поставленные режиссером и оправданные актером. Присутствуют творческие факторы условной игры. Игре свойственны: заразительность, увлеченность, воображение, артистизм.

ИДЕЯ

Идея (гр. – мысль) – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения. Актер должен иметь свою “индивидуальную идею” (выражение М. А. Чехова) в работе над ролью.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

Импровизация (лат. – непредвиденный, внезапный) – особый вид творчества. Непредвиденный, внезапный момент исполнения, без предварительной для этого подготовки. В искусстве зрелищ импровизация может иметь место, если она не противоречит концепции художественного замысла. Импровизация – это дар необходимый актеру и режиссеру в работе над спектаклем, представлением.

ИНДИ

Инди (англ. indie, сокращение от independent — независимый) — американские (голливудские) мелкие независимые кинокомпании.

ИНЖЕНЮ

Инженю (фр. – наивная) – актерское амплуа: исполнительница ролей простодушных, наивных молодых девушек.

ИНСЦЕНИРОВКА

Инсценировка (лат. – на и сцена) – переработка прозаического или поэтического произведения в драматическое. Создание литературного текста для театра, кино, радио. Постановка на сцене литературного произведения, получившего драматическую разработку в форме пьесы или сценария.

Вынужденные потери

Если вы еще не читали романа великого испанского писателя Сервантеса «Дон Кихот», то слышали о нем или видели его киноэкранизацию. Создавая эту свою книгу в 1602–1625 годах, Сервантес не предполагал, какая всемирная слава уготована ей.

Когда появляется на свет значительное произведение прозы, к нему нередко обращается и театр, пытаясь приспособить его для сцены. И в наши дни это случается довольно часто: романы и повести современных прозаиков постоянно переделываются для театра и кино.

А «Дон Кихоту» в этом смысле особенно повезло. На основе этого великого романа написаны около десятка опер, несколько балетов, мюзикл и множество переделок для драматического театра. В нашей стране Рыцарь Печального Образа и его преданный оруженосец Санчо Панса неизменно появляются на сцене.

Это обстоятельство связано и с тем, что образ Дон Кихота стал не только классическим литературным персонажем, но и нарицательным понятием. Донкихотами мы иногда называем смелых и благородных людей, которые в одиночку, не страшась последствий, пытаются сражаться с «ветряными мельницами» – чьим-то равнодушием, чиновничьей тупостью, бюрократическим хамством. Одному человеку почти невозможно рассчитывать в таком единоборстве на успех. Крылья «ветряной мельницы» могут отшвырнуть в грязь. Но человек упорно идет к своей цели...

Хорошо помню две постановки «Дон Кихота»: на сцене старого Ленинградского ТЮЗа, а позднее – в Театре драмы имени Л. С. Пушкина. В обоих спектаклях заглавную роль играл выдающийся артист Николай Константинович Черкасов (1903—1966).

В ТЮЗе эпизоды романа разыгрывались упрощенно и немного шутливо: Дон Кихот, например, выезжал... на трехколесном велосипеде с лошадиной головой на руле. Так изображался верный конь героя Росинант. В спектакле Театра имени Пушкина раскрывалось не только смешное, но и драматическое в образе главного героя.

Приспособление, переделка прозаического произведения для сцены и называется инсценировкой.

К сожалению, далеко не все, что заложено в книге, может быть перенесено на театральные подмостки. В романе Сервантеса, например, 669 персонажей! Ясно, что только самые главные из них могут стать действующими лицами постановки. По еще печальнее то, что из сценического воплощения прозы неизбежно уходит авторский текст, важнейшая ее часть. Поэтому многие русские писатели конца 19-го, начала 20-го века, а в их числе и А. М. Горький, высказывались против инсценировок прозы для театра.

У театральных деятелей возник серьезный вопрос. Так как же: за или против?

Сама театральная жизнь ответила: за!

Практика показала, что театру трудно обойтись без инсценировок. В прозе нередко появляются выдающиеся произведения, и театральным деятелям жаль отказываться от них только потому, что они написаны не в форме драмы. И с некоторыми потерями приходится мириться.

ИНТЕРМЕДИЯ

Интермедия (лат. – в середине) – небольшая пьеса в основном комедийного характера, исполняемая между действиями драматического спектакля, музыкальной драмы или оперы. В переводе с латинского языка означает “находящийся посреди”. В данное время интермедия имеет свой обособленный разговорный жанр эстрады.

ИСКУССТВО

Искусство – специфический род духовно-практического освоения мира, единство созидания, познания, оценка человеческого общения. Высокая степень умения, мастерство в любой сфере деятельности. Художественное творчество в целом – литература, архитектура, живопись, музыка, танец, театр, кино и т.д.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.