Музыка в театрализованном представлении — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Музыка в театрализованном представлении

2021-06-24 40
Музыка в театрализованном представлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыка в театрализованном представлении делится на 4 вида: условную-режиссерскую, сюжетно-номерную (внутри номера, эпизода), монтажную и фоновую.

Функции музыки в театрализованном представлении – социальная, воспитательная, эстетическая, драматургическая, конструктивная, монтажная, организационная, коммуникативная, развлекательная, отражательная и др.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Музыкальный театр — это и коллектив, ставящий музыкальные спектакли, и разновидности музыкальносценического жанра (опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мьюзикл и т. д.). Что же связывает между собой эти столь несхожие театральные явления? Прежде всего — единство сценического действия и музыки, при постоянном приоритете музыки в каждом из жанров, отличающихся особенностями своей музыкальной драматургии.

Со временем сложились определенные формы музыкальной драматургии. В опере это различные виды речитативов, арий, ариозо, ансамблей, хоров; в балете — классические и характерные танцы, нередко объединенные в сюиты, ансамбли действия, хореографические ансамбли; в оперетте и мьюзикле — вокальные и хореографические номера, связанные с жанрами бытовой и эстрадной музыки.

Музыкальные театры объединяют несколько творческих цехов — солистов и хора, артистов балета, оркестра, вспомогательного состава. Здесь работают представители не только творческих, но и инженерных и рабочих профессий.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Музыкальный фильм — это кинопроизведение, в котором музыка играет значительную и даже главенствующую роль: включена в сюжет, участвует в развитии действия, служит средством характеристики действующих лиц, определяет общую композицию фильма. При постановках такого фильма отдают предпочтение поющим, танцующим, музицирующим персонажам, выбирают актеров, обладающих музыкальностью и пластичностью.

Музыкальный фильм располагает широкой системой жанров — это экранные варианты балетов и опер; фильм-концерт, отражающий наиболее яркие достижения эстрадного искусства; водевиль и оперетта, приходящие на экран с театральных подмостков или специально созданные для кино; музыкальные обозрения, в которых концертные номера объединены незамысловатым сюжетом; музыкальная кинокомедия и мелодрама — классические жанры, обогащающие развитие музыкальной драматургии; мьюзиклы, ориентированные на современные ритмы и мелодику; рок-опера — современное вокально-хореографическое кинопредставление. Особо следует выделить фильмы о музыкантах и композиторах.

Основная задача, решаемая мастерами кино на разных этапах развития музыкального фильма, состоит в том, чтобы добиться органического взаимодействия музыки и всех других элементов выразительности; в работе режиссера, актеров, художника, оператора, звукооператора должны быть учтены специфические особенности музыкальной программы.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО

Встреча с новым мультфильмом почти всегда таит в себе радость открытия неведомого мира, созданного фантазией художников.

Этот мир — реальный, сказочный, фантастический, волшебный — создают в тесном творческом содружестве режиссер, художник-постановщик и художники-мультипликаторы. Их персонажи — рисованные или кукольные — показаны на экране с помощью покадровой съемки.

Слово «мультипликация» в переводе с латинского означает «умножение». Человеческий глаз удерживает на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Это явление в науке называется персистенцией, или инерцией зрительных впечатлений. Так как в кинопроекторе за секунду пробегает 24 кадра, каждый длительностью в одну двадцать пятую доли секунды, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. На этом и основан принцип кинематографа. Но стоит остановить пленку — иллюзия движущегося изображения исчезнет, и на экране застынет неподвижное изображение.

МУТАЦИЯ

Мутация (от лат. mutatio – изменение, перемена) – перелом голоса у подростков в период полового созревания. У мальчиков мутация интенсивна в связи с усиленным ростом гортани; преобразование голоса проходит с понижением примерно на октаву. У девочек мутация протекает мягче, диапазон их голоса вследствие меньшего роста гортани подвергается обычно небольшим изменениям.

«МЫЛЬНАЯ ОПЕРА»

«Мыльная опера»– многосерийный фильм с вялотекущим сюжетом и примитивным, не имеющим общественного значения содержанием. Методы создания «мыльных опер» разнообразны. Это прежде всего голографическое кодирование информации через тотальное напоминание содержания прошедших серий, через героев как носителей временных отрезков, через калейдоскоп мелких сюжетов, вызывающих чувство параллельно текущего времени. При этом фильм можно смотреть с любого места без потери информации, ибо она обязательно появится и не один раз. Здесь используется метод повторения. «Мыльная опера» построена по принципу растяжения времени и «малых событий», когда важной делается даже смена прически героини, а выпивание стакана воды превращается в медитативный процесс. Такие фильмы обладают гипнотическим действием. Телезритель, сам того не замечая, получает нейропсихическую программу – установку на определенный образ мыслей и действий. Это установка на роскошные вещи, на внимание лишь к себе, на безработное времяпрепровождение. Эти фильмы однозначно вредны, ибо вызывают чувство неполноценности, отнимают у человека самое ценное – время, разрушают национальные культуры и самосознание, провоцируют греховные мысли и чувства – зависть, сребролюбие, гедонизм. Возникли «мыльные оперы» в Англии по заказу владельцев мыльных заводов для отвлечения своих рабочих от социально-экономических проблем.

МЮЗИКЛ

Мюзикл (англ. – музыкальная комедия) – музыкально-сценический жанр, сочетающий в себе различные средства эстрадной или бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность действия, разнообразие музыкальных песенных форм. Жанр сформировался в США в 1920-1930-х гг.

Дитя XX-го века

Он появился на сцене в конце 19-го или начале 20-го века – точной даты его рождения не существует. Во всяком случае, именно в 20-м веке мюзикл расцвел, стал популярен и любим. Место его рождения – Соединенные Штаты Америки. Первые его герои – персонажи американской жизни начала 20-го столетия.

Как и любое сложное явление на сцене, понятие мюзикла трудно объяснить в двух словах. Однако надо знать: музыка, пение участвуют здесь в развитии сюжета. А музыка здесь бывает самая разная: бытовая, эстрадная, джазовая, танцевальная, даже оперное пение.

Мюзикл в какой-то мере похож на оперетту. Только в оперетте музыкальные номера носят вставной характер – какую-нибудь арию можно убрать и сюжет оперетты от этого не пострадает. Действие будет развиваться стройно, без помех. А изъятие музыкального номера или пения в мюзикле разрушит течение действия, и оно станет непонятным.

Многие мюзиклы, созданные, в США, построены на книгах писателей – классиков мировой литературы. Существует, например, мюзикл на основе «Дон Кихота».

Этот вид театра быстро завоевал сцены всего мира, симпатии зрителей во всех частях света. В СССР и России поставлено немало спектаклей в этом жанре. Некоторые из них сделаны для вас: «Мой брат играет на кларнете», «Том Сойер», «Старик Хоттабыч». В этом же жанре поставлен и мультфильм «Бременские музыканты».

МЮЗИК-ХОЛЛ

Мюзик-холл (англ. music-hall – музыкальный зал) – вид эстрадного театра. Т.е. вид театров, дающих концертные представления.

Возникли в нач. 18 в. в Англии – в тавернах (вначале назывались saloon-theatre – кабацкий т-р). Салон мюзик-холла изначально представлял собой помещение, где за плату за вход или за более высокие цены в баре проходили выступления с танцами, пением, комедиями и драмами.

Мюзик-холл (англ. music hall или варьете, фр. variété) — развлекательный жанр, который был моден между 1850 и 1960 годами.

Термин может относиться к:

· самой форме развлечения;

· театру, в котором происходит действие;

· видам популярной музыки, связанной с этим понятием.

Н

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО

Научно-популярное кино является наряду с учебным, научно-исследовательским и научно-производственным (технико-пропагандистским) одним из видов научного кино, рассказывает в общедоступной форме о развитии науки и техники и их влиянии на жизнь общества. С помощью специальных видов съемки (замедленной, ускоренной, в рентгеновских лучах, микросъемки) научно-популярное кино показывает в динамике скрытые, малоизвестные стороны жизни средств научного исследования.

НОМЕР

Номер (лат. – число) – в эстрадном концерте и цирковом представлении отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Термин “номер” возник в конце 18 века при зарождении стационарного цирка и первоначально означал порядок актерских выходов.

НУАР

Нуар (фр. noir — “черный”). “Фильм-нуар” — термин, введенный французским кинокритиком Нино Фрэнком в 1946 году для обозначения популярного стиля в американском послевоенном кино. Для него характерны: криминальный сюжет, гнетущая атмосфера циничной безысходности, стирание граней между героем и антигероем, игра со светом и тенью. Корнями “нуара” являются сюжеты американских книг серии “крутой детектив” и экспрессионизм немецких кинематографистов 1920-х годов.

НЮАНС

Нюанс (фр. – оттенок) – едва заметный переход в звуках, цвете, суждениях, актерской игре и т. п.

О

ОВАЦИЯ

Овация (лат. – ликование) – восторженные продолжительные знаки одобрения и приветствия, выраженные через аплодисменты и крики “браво”. Устроить овацию кому-либо.

ОЗВУЧЕНИЕ

Озвучение – подбор звукового ряда, усиливающего атмосферу представления, эмоциональное напряжение конфликта, подчеркивающего значение события, или эпизода. В это понятие входит: шумы и музыка, передающие состояние атмосферы действия, в котором живут и актеры, и зрители.

ОЗВУЧИВАНИЕ ФИЛЬМА

Озвучивание — запись речи, музыки и шумов для фильма.

ОПЕРА

Опера (ит. – труд, дело, сочинение) – род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются слово, музыка, сценическое действие, живопись(декорации). В основе оперы лежит стихотворное или прозаическое либретто, которое пишется драматургом-либреттистом или самим композитором.

ОПЕРА (ОПЕРНЫЙ ТЕАТР)

Оперный театр объединяет музыку, драматическое, актерское и изобразительное искусство в одно многокрасочное целое. Главное в опере — музыка, и поэтому ее автором является композитор. В сценическом действии оперы участвуют певцы-солисты и хор; их пение сопровождается звучанием оркестра. Подобно тому как оркестром управляет дирижер, игрой актеров-певцов руководит режиссер-постановщик, понимающий специфику музыкального театра. Композитор (в большинстве случаев) сочиняет музыку на готовое либретто (текст оперы) или пишет его сам. В оформлении спектакля участвуют художники-декораторы и костюмеры. Нередко в оперу вводятся балетные фрагменты.

В зависимости от сюжета и его осмысления композитором различают трагическую, комическую, драматическую, лирическую, эпическую оперы и их разновидности. Характеры действующих лиц, их внутренний мир раскрываются в ариях, которые соответствуют монологам в драматическом спектакле. Так, музыка арии князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» создает многогранный целостный портрет героя, томящегося в половецком плену. В ней выражена скорбь о гибели войска, и жажда освобождения Родины, и любовь к Ярославне. Драматические сцены, духовные поединки героев часто передаются в дуэтах, трио, квартетах и других музыкальных ансамблях. Мысли и чувства больших людских масс выражает хор. Перечисленные формы образуют музыкальную «сердцевину» оперы: в их основе лежит выразительная, запоминающаяся мелодия. Но наряду с этим пение может приближаться и к человеческой речи — так возникает речитатив, гибко реагирующий на малейшие изменения эмоциональных состояний.

Перед началом спектакля (еще до поднятия занавеса) оркестр исполняет увертюру или более короткое вступление, они раскрывают слушателю характер оперы.

Иногда композиторы пишут оркестровые вступления и к отдельным действиям (симфонические антракты).

В оркестре, как и в вокальной партии, могут звучать лейтмотивы — музыкальные темы, воплощающие тот или иной образ.

Представления, с музыкой и пением были известны с давних времен (древнегреческая трагедия, средневековые мистерии, различные формы народного театра). Но оперная, музыкальная драматургия возникла тогда, когда сама музыка стала самостоятельным (не прикладным) искусством и смогла подчинить себе его другие виды.

Наследники Орфея

Орфей был необыкновенным певцом и музыкантом.

Когда он пел и играл на лире, заслушивались не только боги и люди, – дикие звери выходили из леса, очарованные необыкновенными звуками. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать волшебную музыку. При звуках Орфеевой лиры затихало море. И даже страшного дракона, наводившего ужас на всю страну, пение Орфея сделало смирным и послушным.

Орфей полюбил нимфу Эвридику и женился па ней. Но, ужаленная змеей, Эвридика умерла. В глубоком горе отправился Орфей за нею в царство мертвых, захватив с собой волшебную лиру.

Владычица загробного царства Персефона и грозный страж этой мрачной страны пес Цербер были покорены печальной музыкой Орфея. Персефона согласилась вернуть Орфею жену, однако с условием: он не должен ни разу взглянуть па нее, пока они не достигнут земли, своего дома. Орфей не выдержал – посмотрел на жену. И Эвридика исчезла навсегда...

Эта история из древнегреческой мифологии стала повторяющимся сюжетом не только первых в мире опер, но и многих последующих музыкальных произведений.

А опера – это музыкально-драматический спектакль, где люди не разговаривают, а поют.

Казалось бы, пение выглядит на сцене вполне естественно, если разыгрывается сказочная история певца Орфея. Но вот вы приходите в театр и ждете начала оперы И. И. Чайковского «Евгений Онегин». Роман в стихах Пушкина начинается с описания жизни главного героя, его характера, привычек, склонностей, вкусов. Как же передать эти прекрасные стихи в оперном спектакле? И потом, герои Пушкина не поют, а разговаривают. И все же начинается пение!

Иногда можно услышать такое мнение: опера неестественна. В жизни люди, общаясь друг с другом, не поют. Поэтому опера, с точки зрения обыкновенного правдоподобия, не выдерживает никакого сравнения с драмой или комедией, где люди говорят, как в жизни.

Но и тут нас подстерегает подвох. Ведь есть немало пьес для драматического театра, написанных стихами! Как же тогда отнестись к ним? Ясно же, что стихами в жизни тоже не разговаривают!

Секрет нашего восприятия заключен в том, что театр – это всегда игра, пусть порой и очень серьезная. А раз игра, – значит, существуют и правила игры. Приходя в театр, чтобы посмотреть, например, одну из блестящих стихотворных комедий Лоне де Вега, мы сразу же понимаем «правила игры» и принимаем их, как обязательное условие. Тем более что мы в театре не наблюдатели, а, как вы уже знаете, партнеры. И мы увлекаемся не только событиями на сцене, но и высокой поэзией.

То же происходит и в опере. Приходя в оперный театр, мы внутренне готовы услышать музыку, пение, аплодируем любимым певцам, дирижеру, артистам оркестра. Чарующие мелодии оперы входят в наше сознание, память и остаются в них навсегда.

Родившись около трех веков назад, опера давно завоевала мир. Впервые зазвучала она в солнечной, веселой, жизнерадостной Италии XVII века. Итальянцы – народ, наделенный редкостной музыкальностью, отличным слухом, прекрасными голосами. Они поют – работая, поют – отдыхая, поют – объясняясь в любви, поют – испытывая печаль... И все это отразил театр.

Сегодня в мире много разновидностей оперы. Она изменяется под влиянием времени, а иногда и моды.

Оперное искусство выдвинуло и великих певцов, чьи имена навсегда связаны с историей музыкального театра. В России самым выдающимся исполнителем оперных ролей и партий стал Федор Иванович Шаляпин (1873-1938).

Впрочем, Шаляпин стал оперной звездой всемирной величины. Вокруг имен и судеб великих гениев искусства нередко складываются легенды и были. Немало их родилось и вокруг Шаляпина. Одна из них поразительна. Она говорит о том, что гений не только высшее проявление таланта, но и впечатляющее проявление всех способностей личности художника.

Однажды, в Париже, Шаляпин познакомился с болгарской певицей Илкой Поповой. Во время гастролей у молодой певицы неожиданно, может быть, от волнения, пропал голос. Ее не смог спасти даже прославленный вокальный педагог Танара. Испуганная, артистка пожаловалась на свою беду Шаляпину. И тот решил ей помочь. Вот как рассказал об этом случае болгарский журналист Марин Бончев:

«Убедившись, что трудности у певицы с голосом – это скорее психологические проблемы, Шаляпин в день премьеры снимает с пальца свой перстень, с которым никогда не расставался, и надевает его на палец Илки: «Это перстень Петра 1, он освящен патриархом Всея Руоц... Тот, jjTo носит его, верит в его силу, у того нет ни каких проблем ни с голосом, ни с молодостью».

Па премьере Илка поет с перстнем на руке. Успех исключительный. У нее нет слов выразить благодарность. При каждом исполнении онеры она просит у Шаляпина этот перстень. Вероятно, поняв силу собственнои ^^|ушенин, Шаляпин решил его подарить... По ее Шаляпин поставил лишь одно условие никогда не допускать компромиссов в искусстве...»

Наталия Ильинична Сац

В Москве создан первый в мире музыкальный театр для детей (Московский государственный академический детский музыкальный театр). Он открыт в 1965 году его бессменной руководительницей профессором Наталией Ильиничной Сац (1903-93), удостоенной высокого звания Героя Социалистического Труда. Она много сделала для расцвета детской оперы. По ее просьбе выдающийся советский композитор С. С. Прокофьев создал музыкальную сказку «Петя и волк». П. И. Сац поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Полк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик-великан»...

«Взрослая» опера обращается и к современным и совсем не сказочным сюжетам. Андрей Петров написал оперы «Петр Первый», «Маяковский начинается»...

Интересная история произошла в 1918 году. Оперу сочинили... дети!

Дело было так. Корней Иванович Чуковский тогда еще молодой, начинающий писатель с интересом присматривался к детскому словесному творчеству.

Однажды Корней Иванович Чуковский собрал мальчиков и девочек и сказал: «А давайте-ка сочиним свои оперу! Только сочинять будете вы сами, играя и фантазируя. Я буду записывать слова, а композитор мелодию». Так весной 1918 года, всего через четыре месяца после того, как совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, появилась первая дет екая опера в трех действиях под названием «Царь Пузан». В ней действовали и пели: Министр пряников, Министр леденцов, Министр носовых платков, Хранительница королевской зубочистки. Королевский мухобой и другие необычные персонажи.

Авторы и участники спектакля – дети – нарисовали и свою афишу. На ней изобразили большой котел с клубами пара, а в котле варился какой-то несчастный. Текст афиши гласил: «Так будет мучиться тот, кто не возьмет своих детей на представление «Царя Пузана»!»

Детская опера шла тогда на сцене зала, где вскоре предстояло обосноваться первому советскому ТЮЗу – на Моховой улице в Петрограде...

ОПЕРАТОРКИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Оператор – занимается непосредственной съемкой сцен для фильма.

Используя в своем творчестве художественные возможности операторского искусства и современной кинотехники, оператор в процессе съемки реализует в экранном изображении творческий замысел всего коллектива создателей фильма.

Совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком оператор на основе сценария и замысла фильма разрабатывает:

изобразительное решение фильма,

трактовку сцен и эпизодов картины,

портретные характеристики основных персонажей,

проводит съемки актерских проб,

участвует в выборе мест съемок, утверждении эскизов декораций и костюмов.

Оператор-постановщик – в кинематографе один из основных создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением и осуществляющий съемку.

Оператор — один из основных создателей фильма, работающий вместе с постановщиком и художником над его идейно-художественным решением и непосредственно ведущий съемку. Работа оператора определяет изобразительные достоинства картины. Его «орудие производства» — кинокамера. Но в ней не следует видеть лишь техническое средство фиксации фильма на пленку. Оператор работает по художественным законам живописи. «Живопись, — писал Леонардо да Винчи, — связана со всеми десятью атрибутами зрения, а именно — тьмою и светом, цветом и фактурой, формой и расположением, удаленностью и приближенностью, движением и покоем». И оператор, используя в своей работе все эти атрибуты, должен всегда помнить, что снимает не просто какой– то момент жизни, а жизнь в ее движении. Потому что основная эстетическая особенность кино состоит в том, что оно является искусством движущегося изображения.

Операторская техника сложна и многообразна. Человека, впервые попавшего на съемочную площадку или в павильон, поражает нагромождение осветительных приборов, отражателей, разного рода кранов и тележек, путаница проводов. Все это, главным образом, хозяйство оператора. Краны помогают ему вести ракурсную съемку, т. е. съемку под разными углами: то из-под потолка, то от пола, то справа, то слева и т. д. Простейшие результаты ракурсной съемки: взгляд на человека снизу — человек кажется монументальным и величественным, сверху — человек кажется маленьким, как бы «придавленным». Тележки дают возможность вести съемки при движении (профессиональное название — трэвеллинг), показывать панорамы, сопровождать двигающихся героев, входить в толпу и т. д. Еще больший эффект могут дать съемки с движущегося автомобиля или вертолета.

Используя ручную камеру, оператор входит с нею в мизансцену фильма, в круг действующих лиц. Он делается как бы участником действия, а зачастую его взгляд становится как бы взглядом зрителя фильма.

Камера, как говорят в таких случаях, субъективизируется. И это лишь один из бесчисленных приемов операторского мастерства.

В работе с кинокамерой оператор использует набор различных объективов к ней. Надо заметить, однако, что, как ни важна техника, в кино, как и в любом другом виде искусства, успех в конечном счете определяется талантом и мастерством авторов фильма. задачи оператора документального кино сводятся к возможно более правдивому отображению жизни, что в то же время подразумевает точный отбор наиболее важного в ней и умение выразительно запечатлеть это на пленке. Очевидно, здесь задачи оператора сходны с задачами журналиста. Это становится бесспорным, когда мы обращаемся к старым кинодокументам, к хронике былого: мы уже не интересуемся художественными качествами съемки, нам важна лишь мера их жизненной правды.

На телевидении операторы обычно либо примыкают к тем, кто снимает игровые картины и программы, и тогда подчиняются общим художественным требованиям игрового кино, либо должны уметь сочетать профессии оператора и журналиста. Репортаж в телевидении, съемки с места событий (не имеет существенного значения, идут они прямо в эфир или предварительно записываются мониторами) тоже ценны в первую очередь своей подлинностью, выявлением в событии самого существенного и интересного. Кроме того, в телевидении съемки репортажа, скажем, футбольного матча ведутся с нескольких камер. В эфир идут лучшие кадры (после «электронного монтажа», осуществляемого режиссером). Эта специфика телевидения, конечно, в какой-то мере помогает операторам, но вместе с тем требует от них высокой точности и профессионализма.

ОПЕРЕТТА

Оперетта (фр. – маленькая опера.) – музыкально-сценическое произведение комедийного содержания, в котором музыкально-вокальные и танцевальные номера чередуются с разговорными эпизодами.

Дурочка становится героиней

Париж спал, утомленный делами и балами. Куранты па башнях его семидесяти церквей пробили полночь. Мерцали газовые фонари. И вот наступил новый день – 5 июля 1855 года. Мало кто тогда знал, что именно в этот день в Париже произойдет сенсация. На Елисейских полях, одной из главных улиц французской столицы, впервые открывал свои двери маленький театр под названием «Буфф-Паризьен». Там нынче вечером ожидалась премьера – первое представление оперетты композитора Оффенбаха.

Жизнь на парижских бульварах била ключом. В середине 19-ого века здесь образовался не только центр французской столицы, но и главный перекресток всей Европы. Здесь зарождалась мода женских платьев и мужских костюмов – и сразу становилась обязательной для всех от Лиссабона и Мадрида до Петербурга и Москвы. Получали признание или отвергались новые дорогие духи, определялась ширина полос на галстуках. Словом, Париж притягивал к себе и французов, и иностранцев.

Здесь прогуливались или подолгу сидели в маленьких кафе актеры и писатели, изгнанные короли и финансовые воротилы, владельцы модных магазинов, издатели книг и газет. А в газетах читатели мало интересовались обычными новостями: они жадно ловили новые выпуски публикуемого с продолжением романа Александра Дюма и спрашивали в письмах в редакцию: чем там кончилось дело у д'Артаньяна? У графа Монте-Кристо?..

На бульварах болтали о пустяках с самым серьезным видом. Какое масло полезнее: прованское или сливочное? Как лучше варить кофе? Какой масти лошади наряднее и какая порода резвее? Удачные шутки и остроты ценились выше дорогих безделушек. А модная песенка могла вознести автора в один вечер на вершины славы.

Вся эта пестрая толпа, не очень занятая делом, жаждала развлечений. И тогда, будто призванная самим временем, атмосферой парижских бульваров, родилась оперетта – веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. «Отцами» французской оперетты, да и оперетты вообще, стали композиторы Флоримон Эрве (1825-1892) и Жак Оффенбах (1819-1880).

Сюжеты первых оперетт подсказала мифология: снова, например, зазвучала история Орфея и Эвридики и захватила зал судьба прекрасной спартанской царицы Елены. Но очень скоро на опереточную сцену ворвались те самые парижские бульвары, которые ее породили: парижане, иностранцы, богатые господа и их бедные, но дерзкие слуги – все они смешались в веселом представлении «Парижская жизнь», полном музыки, блеска, шуток, смеха, запутанных приключений.

Уже через несколько лет оперетта покорила всю Европу и по-хозяйски взошла на подмостки столичных театров. Актер и писатель И. Ф. Горбунов (1831–1895) вспоминал:

«И охватила оперетта все мое любезное отечество. Где не было театров, она располагалась в сараях, строила наспех деревянные павильоны, эстрады в садах... Бросились в ее объятия достойные лучшей участи девушки, повыскакивали со школьной скамьи недоучившиеся молодые люди, актеры всех столичных и провинциальных театров были «поверстаны» в опереточные певцы... Драма посторонилась».

Горбунов пишет про оперетту немного иронически, даже с грустью. Ему, как и некоторым другим серьезным людям, казалось, что новоявленная французская гостья – «низкий жанр», легкомысленное искусство, что у оперетты нет будущего и интерес к ней пройдет, как проходит всякая мода.

Но они ошиблись. И это была счастливая для театра ошибка! Историк и исследователь оперетты Алла Рудольфовна Владимирская (р. 1928) точно заметила, что оперетта и драма «пошли навстречу друг другу». Драма тоже кое-чему научилась у своей младшей и веселой сестры. Ведь музыка, пение, танец в современном драматическом спектакле – обычное дело!

Вот они, классики опереточного театра.

Иоганн Штраус (1825–1899) – австрийский композитор. Сначала стал королем вальса, как его прозвали по всей Европе, а потом и одним из королей оперетты. Их у него шестнадцать: «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Ночь в Венеции»...

Ференц Легар (1870 –1948) –венгерский композитор. «Цыганская любовь», «Гам, где жаворонок поет», «Голубая мазурка».

Имре Кальман (1882–1953) –тоже венгр, автор знаменитых оперетт «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». О зажигательных и упоительных мелодиях «Сильвы» – она появилась в 1915 году – говорили и писали, что они заглушили даже гром сражений первой мировой войны!

Исаак Дунаевский (1900–1955) – советский композитор. Много сил отдал он веселому жанру. Написал музыку для двенадцати оперетт.

В истории советской оперетты произошел удивительный случай. В осажденном Ленинграде в разгар вражеской блокады, в 1942 году, когда людям было, казалось бы, не до веселья, не до песенок и смеха, – именно в те дни родилась знаменитая блокадная оперетта «Раскинулось море широко».

Как ни странно, пьеса и музыка этой музыкальной комедии написаны... по приказу военного командования! Руководитель группы писателей при Политуправлении Балтийского флота – эта группа работала в Ленинграде в течение всех дней блокады – В. В. Вишневский был вызван к командованию Ленинградского фронта. Ему сказали: городу необходима веселая музыкальная комедия! Ленинградский театр музыкальной комедии остался в осажденном городе и регулярно показывает спектакли. Значит, на его сцене должны идти не только «Сильвы» и «Марицы» (хотя они продолжали пользоваться успехом у ленинградцев), но и актуальная, боевая пьеса, должна звучать адекватная моменту музыка, а в сердце биться современная, сегодняшняя ненависть к врагу.

Вишневский, как человек военный, несмотря на необычность приказа, ответил: «Есть!»

Вместе с Вишневским пьесу сочиняли поэт Всеволод Азаров и драматург Александр Крон. А музыку – три композитора: Виктор Витлин, Николай Минх, Лев Круц.

Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1942 года, в день 25-летия Октября. Название пьесы «Раскинулось море широко» – слова старой матросской песни – поднимало людей с холодных постелей, вело из опустевших квартир. Ленинградцы шли в театр, чтобы поддержать героев спектакля, балтийских моряков, уходивших и на сцене, как в жизни, сражаться с врагом.

Как видите, оперетта родилась легкомысленной и беззаботной певуньей, а в дни тяжких испытаний для советского народа – так же как и другие виды искусства – надела гимнастерки и бушлаты и взяла в руки оружие.

Сегодня она снова смеется, напевает, танцует и дарит нам веселое настроение. Что ж, спасибо ей за это!

ОРКЕСТР

Слово оркестр происходит от греческого термина орхе́стра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актеры.

До середины 18-го века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл.

Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры подразделяются либо по составу инструментов, либо по характеру исполняемой музыки, репертуару: симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов.

Различным бывает и количественный состав таких коллективов. Знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостаковича (закончена: 27 дек. 1941 г.), например, должны исполнять более ста музыкантов.

Рассадка музыкантов оперного оркестра

 

Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех. У мужчин – черные фраки с белыми сорочками, у женщин – длинные черные платья,в большинстве случаев, с белой отделкой.

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА

Оркестровая яма (гр. – место пляски) – в театре специальное помещение для музыкантов, которое находится перед сценой, обычно ниже уровня партера и огорожено барьером от зрительного зала.

П

ПАНТОМИМА

Пантомима (гр. – воспроизводящий подражанием) – древнейший вид сценического искусства, включающий в себя беззвучные средства создания художественного образа через пластику, жесты, мимику.

Обычно под пантомимой понимается искусство создания сценического образа при помощи пластики актера, сценического движения, мимики, жеста.

В широком смысле слова пантомимическая игра присуща творчеству любого драматического артиста, служит основой актерской игры. Достаточно вспомнить высказывание К. С. Станиславского о «паузах» великих актеров: «Все они умеют досказать то, что недоступно слову; нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный».

Эмоционально-выразительное движение актера, которое составляет природную стихию пантомимы и вне которого не существует актерского искусства, позволяет считать пантомиму исходной, основополагающей формой театра, при участии которой возникает все многообразие форм драматического и музыкального театра.

В более узком смысле слова под пантомимой издавна понимают особый жанр сценического искусства, в котором основными средствами выражения являются движение актера и специфическая техника этого движения. Жанр пантомимы известен с незапамятных времен: до нас дошли описания грандиозных пантомим античного мира

Подарок царю Тиридату

Однажды, в древности, во времена императора Нерона (правил в 54-68 гг. н. э.), Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать верным другом сената и римского народа, показывали достопримечательности Рима и его окрестностей. Когда же царь Тиридат собрался в обратный путь, Нерон предложил ему выбрать в подарок то, что ему больше всего понравилось, и поклялся, что не откажет ни в чем, чего бы гость ни пожелал. И тогда Тиридат попросил в дар... актера, которого он видел в театре и, не понимая его речи, понял все, что артист выражал знаками, жестикуляцией, мимикой. Царь объяснил: в его стране живут люди, говорящие на многих языках и наречиях. Чтобы разговаривать с ними, приходится пользоваться многими переводчиками. А этот актер станет «универсальным» переводчиком и один будет понятен всем. Его жесты настолько выразительны, что кажется, будто он говорит пальцами!

К этой истории можно добавить, что Тиридат увидел в римском театре актера-мима, а искусство, каким артист владел, называется пантомимой.

Как видите, пантомима существует с очень древних времен. Но и сейчас молодые актеры учатся тому, чтобы овладеть этим важным средством выразительности на сцене.

Есть и такое понятие – миманс, сокращение слов мимический ансамбль. Так называют группу артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок без каких-либо ролей с текстом.

Главным средством раскрытия содержания спектакля или номера, а также и создания художественного образа стали в пантомиме пластика тела актера, жест и мимика.

Слово пластика означает гармонию движения актера, согласованность движений и жестов. Если про человека говорят, что он пластичен, – значит, он легко, хорошо двигается.

Пантомима, как и драма, родилась в Древней Греции и Риме. С овладения искусством пантомимы начинал свою актерскую жизнь Чарли Чаплин. Крупнейшим мастером пантомимы 20-го века стал замечательный французский ар


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.