Архимандрит Фотий во главе православной оппозиции (1824-1825) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архимандрит Фотий во главе православной оппозиции (1824-1825)

2021-06-23 29
Архимандрит Фотий во главе православной оппозиции (1824-1825) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Весной 1824 года в Петербурге разразился скандал, связанный с появлением в продаже книги пастора И.-Е.Госснера “Евангелие от Матфея”, еще не получившей разрешение цензуры на издание. Следствие по поводу этого инцидента получило название “Дело Госснера” и явилось одним из самых ярких событий последних лет царствования Александра I.1 Оно стало поводом к отставке 15 мая 1824 года министра духовных дел и народного просвещения А.Н.Голицына и упразднения Соединенного министерства. В этих событиях архимандриту Фотию было суждено сыграть ключевую роль, по выражению С.А.Ширинского-Шихматова, навечно вписавшую его имя в церковные летописи.

Виновником скандала 1824 года стал Иоган-Евангелиста Госснер (1773-1858), католический священник из Мюнхена. Деятели Российского Библейского Общества вызвали И.-Е.Госснера в Петербург, и в 1820 году он стал одним из директоров Общества. В католическую церковь св.Екатерины на Невском проспекте его речи ходили слушать руководители Соединенного министерства во главе с самим князем А.Н.Голицыным и Р.А.Кошелевым. На квартире И.-Е.Госснера проходили молитвенные собрания, где присутствуют те же лица. Чиновник Е.Ф. фон Брадке, описывая свои встречи с И.-Е.Госснером, вспоминал, что тот имел незначительную фигуру и грубо произносил слова, но при этом имел поразительное влияние на слушателей.2 Сочинение И.-Е.Госснера “Блаженство верующего, в сердце которого обитает Иисус Христос” было переведено и выходило несколькими изданиями, в том числе карманным форматом. Оно, как и прочие издания Библейского Общества, рассылалось по епархиям для продажи. Основная мысль произведения была очень близка к религиозным воззрениям Александра I о том, что человек может достичь того состояния, когда в сердце у него поселится Иисус Христос. Книга содержала много цитат из Священного Писания. Однако советы, даваемые в ней, противоречили учению Православной Церкви, предлагавшей своим последователям долгий и трудный путь к спасению через покаяние и искупление грехов.

Как показали материалы проведенного позже следствия, в 1823 году внимание деятелей Библейского Общества привлекла книга И.-Е.Госснера “Дух Жизни и Учения Иисуса Христа в Новом Завете” (комментировавшая книги Евангелия на протестантский лад), несколько раз издававшаяся в Виртембергском королевстве и давно ходившая в России на немецком языке. О том, чья конкретно инициатива стояла за переводом книги, сейчас установить трудно. Н.И.Греч писал на этот счет: “Госснер написал в то время толкование на Новый Завет на Немецком языке. Набожный Карл Карлович фон Поль [К.Ю.Е. – цензор] одобрил эту книгу к напечатанию; думаю, он читал ее, стоя на коленях. Другой усердный почитатель Госснера, отставной инженер, генерал-майор Александр Максимович Брискорн, вздумал перевести это толкование на русский язык”3. В написанных более тридцати лет после событий мемуарах Н.И.Греча много неточностей. К.К.Поль пропустил в печать вариант книги на немецком языке, русский перевод одобрил цензор А.С.Бируков. Книга И.-Е.Госснера была написана гораздо раньше, но ее русский перевод А.М.Брискорн принес в цензурный комитет в начале 1823 года. Он представлял собой первую часть книги “Духа Жизни и Учения Иисуса Христа в Новом Завете” и содержал комментарии к “Евангелию от Матфея”. В то время всем чиновникам столицы было известно о покровительстве, оказывавшемся И.-Е.Госснеру руководителями Соединенного министерства. Цензор петербургского цензурного комитета (с 1821 года) А.С.Бируков пропускал многие, сомнительные, с точки зрения Православной Церкви, произведения. Поэтому вполне вероятно утверждение Н.И.Греча о том, что цензор пропустил книгу, не читая, а лишь просмотрев. 24 мая 1823 года книга была пропущена цензурой.

К работе над русским переводом “Евангелия от Матфея” имел отношение ряд известных в обществе лиц. Н.И.Греч писал, что А.М.Брискорн, не зная толком русского языка, не справился с переводом, и нанял себе в помощь бывшего профессора Казанского университета И.Ф.Яковкина и чиновника 5 класса Трескинского. Действительно, следствие показало, что все эти лица участвовали в переводе, исправляя уже написанное А.М.Брискорном. Сам Н.И.Греч признавал на следствии и указывал в мемуарах, что тоже исправлял перевод А.М.Брискорна, как ошибочный, из уважения к его памяти. Но самым существенным во время следствия было признано, что осенью 1823 года к исправлению перевода подключился директор департамента народного просвещения В.М.Попов. Исправления высокопоставленного чиновника не были признанными вредными и относились к еще не поступившей в печать части произведения. Но, по мнению следователей, внесенные им поправки могли повлиять на цензора и издателя, из страха перед директором департамента содействовавших изданию книги. Архимандрит Фотий считал, что немецкая книга переводилась только для вида, а сам русский текст “Евангелия от Матфея” был составлен уже после прохождения произведением цензуры4. Однако его трактовка событий не подтверждается источниками.

Книга И.-Е.Госснера по содержанию отличалась от сочинений подобного рода, издававшихся в России в первой четверти XIX века. И.-Е.Госснер писал свои комментарии к Евангелию в обстановке травли католиками членов Библейских Обществ Европы. В его книге нашла воплощение эта политическая и религиозная борьба. Автор обрушивается на католическую Церквь. Он, опираясь на цитаты Евангелия, показывал, что в заповедях Христа нет и следа обрядовой стороны религии. Исходя из этого И.-Е.Госснер, вел речь о надуманности обрядов христианских Церквей и их человеческом (греховном), а не Божественном характере. Объявляя ничтожной всю обрядовую сторону христианства, И.-Е.Госснер переходил к критике духовенства, в протестантском ключе раскрывая все его пороки. Заканчивал он свое писание открытым призывом к христианам не повиноваться властям, притесняющим “истинное христианство”.

В России И.-Е.Госснеру, благодаря поддержке властей, был оказан самый доброжелательный прием, и у него не было повода нападать на Православную Церковь. Но такой повод был у лидеров Российского Библейского Общества, давно ощущавших на себе давление православной оппозиции. Под их влиянием И.-Е.Госснер несколько изменил направленность книги, адаптировав ее к российским условиям. В таком виде это сочинение представляло злой пасквиль на господствующую в России Церковь. Особенно опасно было то, что издание этих комментариев к Евангелию приурочивалось к выходу в свет первого русского перевода Библии.

Во многом автор, переводчики, цензоры и издатели “Евангелия от Матфея” стали жертвами несомненной провокации, преследовавшей политические цели. В скандале, связанном с выпуском в свет «антиклирикальной» книги, были заинтересованы в 1824 году влиятельные группировки русского общества. Целью издания книги такого рода могла быть попытка отвратить А.Н.Голицына от православных монахов, влияние которых на себя князь всячески подчеркивал, начиная с 1822 года. В данной политической ситуации министр духовных дел и народного просвещения, зная намерения царя, был заинтересован в сближении с православным духовенством. Он надеялся сохранить свой пост. А.Н.Голицын, несомненно, знал о готовящемся издании “Евангелия от Матфея”, собственно в этом и заключалась первая часть провокации. Воспользовавшись изданием вредной книги, он имел возможность отстранить от должностей лиц, неугодных царю. С другой стороны, он так же, как и его подчиненные, мог рассчитывать, что книга И.-Е.Госснера заставит императора отвернуться от православного духовенства. Едва ли случаен в контексте этого события вызов А.Н.Голицыным в Петербург Феодосия Левицкого, проповедовавшего в духе религиозных увлечений царя.

Второй частью провокации было то, что император также находился в курсе готовящейся интриги и она вполне отвечала его планам. Александр I был готов использовать в своих интересах столкновение высокопоставленных деятелей Библейского Общества с православной общественностью, так как он выигрывал в любом случае, имея все нити интриги в своих руках. А.Н.Голицын, был, по-видимому, крайней фигурой, которой он мог пожертвовать. Наконец, работы по переводу книги И.-Е.Госснера проходили под контролем членов православной оппозиции, которым также нужен был веский повод для выступления. Только тайным замыслом можно объяснить привлечение к переводу, столь важному для деятелей Библейского Общества, объявленного политически неблагонадежным профессора И.Ф.Яковкина и Н.И.Греча, давно находившегося на подозрении у правительства. Участие в работах этих лиц сразу придало делу вид политического заговора. Практически во всех специальных исследованиях интрига 1824 года приписывалась консервативной оппозиции, ведущее место в которой отводилось духовенству5.

В своей автобиографии архимандрит Фотий дал краткую характеристику лиц, участвовавших совместно с ним в интриге 1824 года. А.С.Шишкова он характеризует как знатного вельможу и писателя, преданного царю и Церкви. “Он один стоил больше, нежели все ученые Церкви пользы могли принести. Несмотря на старость лет против лжеучений писал и говорил”. В князе Платоне Александровиче Ширинском-Шихматове Фотий видел патриота и ревнителя православия. “Он был не весьма велик среди людей, но велик перед очами Божьими. Был правой рукой А.С.Шишкова и во всем ему помогал”. Начальник гвардии Ф.П.Уваров: “мало разумел по учености земной и по духовным делам, но царю предан и Церкви почтителен. Через него удавалось действовать на царя в пользу Церкви”. Обер-полицмейстер И.В.Гладков все дела через Ф.П.Уварова доводил в руки императора. “Он был честен и неустрашим и ни под каким видом делу веры не изменял”. «А.А.Павлов, человек расположенный к Православной Церкви, старался сведения доставать по разным частям. Ему многим обязана Церковь в успехах побед над зловерием». «М.Л.Магницкий, так как был в курсе многих дел зловерия, многие вещи раскрывал важные. Он был предан православию и делал внушения графу А.А.Аракчееву против врагов веры». “А.А.Аракчеев был предан царю, никто точнее его не исполнял царских велений. Поэтому все тайные дела о вере были ему вверяемы”6.

Автобиография Фотия содержит сведения по поводу приоритетных направлений борьбы православной оппозиции весной 1824 года. Фотий указывал, что главной своей задачей считал освобождение царя из-под влияния Р.А.Кошелева, “агента всемирного масонского заговора”. На следующем по важности месте стояла борьба против политики правительства в области цензуры и книгоиздания. Лишь на третьем месте находились А.Н.Голицын (также заблуждающийся под влиянием Р.А.Кошелева) и его ближайшие сотрудники по Соединенному министерству. Православные оппозиционеры начали действовать против Российского Библейского Общества, перевода Библии на русский язык и сочинений Филарета лишь после своей победы в 1824 году.

Материалы следствия по “Делу Госснера” подтверждают распределение ролей, сделанное в автобиографии Фотия. Связи между участниками интриги 1824 года до сих пор не раскрыты. Хотя между собой они, несомненно, сносились при помощи А.А.Павлова и М.Л.Магницкого. Митрополит Серафим сотрудничал с А.А.Аракчеевым с начала 1824 года при расследовании дела А.П.Дубовицкого. А.С.Шишков сносился с И.В.Гладковым в ходе следствия. Из автобиографии Фотия следует, что главными действующими лицами на первом этапе дела были митрополит Серафим и сам Фотий. Очевидно, что в автобиографии архимандрит был не до конца откровенен. Он не упомянул об участии в деле П.С.Мещерского, без которого деятельность духовенства была бы затруднена, и вообще не раскрыл тайной роли А.С.Шишкова, несомненно бывшего в центре интриги.

В своей автобиографии Фотий пишет, что митрополит Серафим неоднократно приглашал его приехать в Петербург и помочь ему в борьбе с врагами Церкви, но архимандрит ждал для этого знака свыше. В автобиографии указывается, что Божья воля была явлена Фотию в начале января 1824 года. Архимандрит видел себя перед императором, который был болен и просил исцелить его. Фотий истолковал видение как призыв на подвиг. Однако в письмах Фотия к А.А.Орловой-Чесменской имеется послание 31 января 1824 года под названием «Жалость отца Фотия, что враг запинает митрополиту его вызвать на подвиг за веру и Церковь Христовы»7. В нем Фотий сетовал на то, что Серафим забыл его «многие труды» и не вызывает его в Петербург. «Нужда заставит его меня вызвать на брань, чтобы покорить врага под ноги верных и православие поддержать»8, – писал Фотий. Очевидно, в конце января Фотий уже знал о готовящемся заговоре и боялся, как бы события не начались без него.

О книге Госснера Фотий получил сведения от князя А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого в конце 1823 года. В записке, поданной Николаю I в 1831, А.Б.Голицын писал, что, чувствуя невозможность убедить Александра I встать на защиту православия, он целую неделю прожил в Юрьевом монастыре. Там он передал архимандриту Фотию все имевшиеся у него сведения о действиях «врагов веры». Позже А.Д.Голицын послал к Фотию М.Л.Магницкого с новыми доказательствами, которые и побудили архимандрита начать выступление.9

По желанию митрополита Серафима в начале февраля 1824 года Фотий был вызван в Петербург. Возможно, инициатором приглашения Фотия в столицу был А.Н.Голицын. На это указывает письмо А.Н.Голицына от 6 февраля 1824 года: “Высокопреподобный отец Фотий в Санкт-Петербурге третий день и ни слова не пишет к тому, кто с нетерпением желал его видеть и получить его благословение”10. О приезде Фотия в Петербург сообщал архиепископу Московскому Филарету епископ Ревельский Григорий (Постников). Он писал, что архимандрит приехал вместе со своими певчими за неделю до масленицы и постоянно служил в домовой церкви митрополита Серафима. Григорий указывал, что на этих службах бывает множество народа.11 Внимание общества к Фотию было привлечено, в том числе, и тем, что его певчие демонстрировали ставший в то время редким вид древнего знаменного пения – столповое (9 декабря 1823 года введенное в Юрьевом монастыре).

В послании к царю 12 апреля 1824 года Фотий писал, что уже полтора месяца следит за И.-Е.Госснером. Следовательно, начало этого дела можно отнести к концу февраля 1824 года. В своих воспоминаниях Н.И.Греч и В.И.Панаев однозначно свидетельствуют, что попытки добыть печатный экземпляр книги И.Госснера начались в середине марта (то есть сразу после того как листы были отпечатаны). Н.И.Греч вспоминал, что печатные листы книги И.Е.Госснера из его типографии пытался выкрасть полицейский осведомитель Платонов12. В своих донесениях к К.Х.Бенкендорфу в 1828 году Ф.В.Булгарин писал, что Платонов был послан к Н.И.Гречу обер-полицмейстером И.В.Гладковым13.

Все это убедительно доказывает, что участники православной оппозиции с самого начала интриги 1824 года действовали очень осторожно. Сперва была подана тайная жалоба обер-полицмейстеру И.В.Гладкову. Затем через Ф.П.Уварова заговорщики вышли на царя. Только с санкции самого Александра I обер-полицмейстер мог начать тайное расследование, связанное с именем пастора Госснера, хорошо известного в высших сферах власти. Митрополит Серафим, осторожный дипломат, никогда бы не обратился с жалобой царю, не имея на этот счет предварительной договоренности. Письма Фотия к графине подтверждают, что уже в феврале 1824 года оппозиционеры имели прямые контакты с царем.14 Следовательно, участь Госснера была решена еще до того, как православные оппозиционеры начали действовать официально. По-другому обстояло дело с князем А.Н.Голицыным, также ставшим жертвой этой интриги.

Вызывая Фотия в столицу, А.Н.Голицын догадывался о собирающихся над его головой тучах. В.И.Панаев в своих записках пишет, что о начале “Дела Госснера” было известно в обществе и среди «мистиков» еще в начале марта: “За неделю до праздника Пасхи пришел ко мне П.И.Ястребцов и с беспокойством сообщил мне, что против князя Голицына существует заговор, что ожидают только выхода в свет печатной книги Госснера”15. Однако, поскольку первоначально интрига была направлена на неугодных императору сотрудников, А.Н.Голицын не мешал ходу “Дела Госснера”. Сам пастор Госснер был также в курсе ведущейся интриги. Епископ Григорий писал в это время архиепископу Филарету о том, что Госснер, при большом скоплении знатных особ, говорит проповеди о предательстве Христа архиереями. Госснер цитировал свою книгу “Евангелие от Матфея”, утверждая, что проповедует “чистое Евангелие”.16 Все это поощряло православную оппозицию к решительным действиям.

Из автобиографии Фотия мы узнаем, что, получив книгу И.-Е.Госснера, (К.Ю.Е. – добытую с ведома императора) митрополит Серафим на заседании Библейского Общества впервые выступил против А.Н.Голицына и между ними произошла ссора. Это же подтверждает и письмо Фотия от 16 марта 1824 года, где он пытался примирить князя с Серафимом: “Митрополит никого паче тебя не может любить. Это знаю верно. Ты его душа вся. Никто тебя не любит, и не будет любить другой архиерей так свято, как Серафим”17. Вместе с тем Фотий советовал А.Н.Голицыну самому войти к императору с критикой “антиклирикальной” литературы, выдержки из которой он читал князю: “Я имел свои замечания из вредных книг и в 1820 году предал огню, и точно всё в памяти осталось. А по сем я ещё повычитаю о книгах и тебе прочту. Иначе на нас врасплох напасти - испугать могут. Вот как я этим и служу тебе”18 (из письма 17 марта 1824 года). В посланиях графини в феврале 1824 года Фотий также указывал на то, что пытался «образумить» князя от заблуждений.19 «Люблю его, буду молиться о нем, но говорить ему правду, о том, что он по воле врага делает и зло творит», – писал Фотий.

Фотий также упоминал о том, что по поводу книги Госснера шла борьба и в самом близком окружении Петербургского митрополита. Его викарный епископ Григорий (Постников), которому Серафим поручил написать обличение этой книги, от задания отказался. И Серафим вынужден был писать опровержение самостоятельно, приложив к нему 32 листа книги, имевшиеся у него.

Перед праздником Пасхи опровержение на книгу И.-Е.Госснера было закончено, после чего митрополит Серафим сразу же отправил его Александру I. В автобиографии Фотий не приводит содержание послания, но дает краткое описание критикуемой книги, где характеризует ее таким образом: “Все сочинение Госснера оное есть повестка на явное возмущение всех уже приготовленных через другие книги во всех концах земли”20. То, что Фотий приводит в пример лишь хулу Госснера Богоматери, подтверждает, что в руках у него была лишь часть произведения, так как далее в “Евангелии от Матфея” шли высказывания, каравшиеся, согласно российским законам, сожжением на костре, вырыванием языка, отсечением суставов21.

Вслед за этим 12 апреля 1824 года Фотий послал императору два письма: “Пароль тайных обществ или тайные замыслы в книге “Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова” и “О революции через Госнера, проповедываемой среди столицы всем в слуху явно уже”, а также приложенную к ним апологию (разбор мест из «вредных книг»). В них архимандрит обрушился не только на И.-Е.Госснера, но и на других мистических авторов, чьи произведения издавались в предыдущие годы в России. Позднее эти послания Фотия получили широкую известность. В рапорте графу М.А.Милорадовичу 21 июля 1825 есаул Е.Н.Котельников писал: “Архимандрит Фотий выставил Государю себя благодаря написанной им книге “Пароль”, этот пароль есть карбонарский и изданный для смущения народа”22.

Фотий писал, что книга на французском языке “Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова” была вручена Р.А.Кошелевым для перевода правителю Комиссии духовных училищ И.Ястребцову. За успешно выполненную работу переводчик получил по ходатайству А.Н.Голицына пенсию в 3000 р. Эта книга ныне хранится в Рукописном отделе РНБ вместе с “Делом Госснера”. Она издана в 1820 году в Медицинской типографии и прошла через светскую цензуру. Книга полна карандашных пометок. В предисловии к ней говорится, что автор ее неизвестен, а впервые появилась она в Базеле в 1727 году, содержание ее предсказывает французскую революцию. Для автора характерны нравоучения в духе “внутренней церкви”: что пришествие Христа в плоти еще продолжается в самом человеке, что Бог внутри человека и всякая другая религия ложна, что умеющий читать книгу “натуры” познает Бога в себе. Правда, все эти высказывания были завуалированы. Следуя написанному в 1820 году опровержению С.И.Смирнова на ту же книгу, Фотий находит в ней пароль тайных обществ, призывающий к революции. В чем он, несомненно, прав, так это в том, что в книгах такого рода содержалась проповедь “новой религии”, не относящейся ни к одной христианской Церкви.

В своем втором послании Фотий писал: “Пребывая в сем граде полтора месяца, я вслед тайно за Госнером назирал и узнал, что он для приготовления к революции умы вызван учить. Я довести непрестанно просил князя Голицына до сведения твоего [К.Ю.Е. - царя], но тщетно”23. Архимандрит, ссылаясь на вещий сон, указывал императору на А.А.Аракчеева как на верного человека. Во второй части послания Фотий раскрывал суть “новой религии”: “Сия новая религия проповедуется в разных видах, а именно: то под видом какого-то нового света, то нового учения, то пришествия Христова в Духе, то соединения Церквей, то под видом какого-то обновления и акибы Христова тысячелетнего царствия, то внушается под видом какой-то новой истины. Все это есть токмо в разных видах отступление от веры Божьей, Христовой, Апостольской, Отечественной, Православной”24. Фотий перечислял также источники этого зла: “Юнг-Штиллинг, Эккартсгаузен, Гийон, Беме, Лабзин, великое число методистов, гарнгутеры, квакеры, Госснер, Феслер и прочие. Цель же всего та, чтобы всяким образом отвлечь от истинной веры, испоганить алтари и престолы, внушить отвращение ко всем властям. А особенно к царской и священной”

 

25. Интересно, что книга И.-Е.Госснера в этих письмах Фотия не упоминалась вообще, хотя во второй части послания она явно имелась в виду. По-видимому, митрополит и архимандрит разделили сферы, затрагивавшиеся в посланиях, и письма Фотия должны были усилить впечатление, произведенное на царя посланиями Серафима.

Мысли, содержащиеся в посланиях Фотия, высказывались позднее на протяжении всего хода “Дела Госснера” различными лицами. Но Фотий первым отправил царю послание, полное нападок на религиозные воззрения, которыми Александр I руководствовался в течение долгих лет. Это был очень рискованный шаг. Лица, позволявшие себе гораздо более слабые обвинения, попадали в опалу и отправлялись в ссылку. Выступления Фотия видимых последствий не имели. В своей автобиографии он свидетельствал, что сердце царево настолько было в тайне, что даже митрополит не знал, имели ли влияния эти послания. Лишь в день Пасхи, император не допустил к себе Р.А.Кошелева и в дальнейшем отказал ему в аудиенции.

Фотий писал, что в годы существования Соединенного министерства члены Св.Синода не имели доступа к императору. Тем не менее, через два дня после Пасхи митрополит Серафим явился во дворец, был принят и ему была назначена аудиенция.

Встрече митрополита Серафима с Александром I представители православной оппозиции придавали большое значение. Это видно из автобиографии Фотия, воспоминаний А.А.Павлова и М.Л.Магницкого. Все эти лица пишут о том, что поддерживали митрополита в его решимости “раскрыть глаза царю” и даже провожали его до дворца, боясь, что он изменит решение. Фотий под руку вел Серафима до кареты со словами: “Что ты, владыко святый, робеешь? С нами Бог! Господь сил с нами! Аще Бог по нас, кто на нас? Пора тебе ехать! Гряди с Богом”26.

Во время беседы 17 апреля, продолжавшейся пять часов, Серафим жаловался царю на то, что «Церковь и государство в опасности от тайных обществ, первое из которых Библейское, оно возглавляется мирским человеком и противно христианству». Всё это, по словам митрополита, вело к революции, и главный организатор этих «непотребств» - друг царя - А.Н.Голицын. Князь для того и добился трёх министерств, чтобы разрушить Православную Церковь, он действовал под влиянием Р.А.Кошелева. Митрополит Серафим также подал жалобу на сотрудников А.Н.Голицына. В оправдательном письме царю 19 мая 1824 года А.И.Тургенев писал: “Я снова имел несчастье подпасть гневу Вашего Императорского Величества и причиною оному принесенная Вам на меня жалоба преосвященного митрополита Серафима”27. Но Александр I гораздо лучше Серафима знал задачи Библейского Общества, а доверия к А.Н.Голицыну, осуществлявшему его волю, не утратил до конца жизни. Несмотря на это, царь благосклонно выслушал митрополита.

Убедившись в расположенности царя внять жалобам православного духовенства, Фотий вновь попытался уговорить князя вместе выступить против мистиков: “Думал Фотий после, что, может быть, он его еще обратит на путь истины или отвратит от себя как-либо таковыми речами и словами”28. Однако А.Н.Голицын, уверенный в покровительстве Александра I, к речам архимандрита был глух “как бы слуха не имел”. 20 апреля 1824 года Фотий был тайно вызван во дворец к императору. Во время аудиенции архимандрит лишь повторил содержание своих посланий. В своей автобиографии он свидетельствует, что одновременно с этими событиями сведения императору передавались через Ф.П.Уварова, чьими стараниями и были организованы аудиенции Серафиму и Фотию.

22 апреля 1824 года по распоряжению императора Комитет Министров осудил книгу И.-Е.Госснера и распорядился начать следствие по лицам, участвующим в ее издании. Накануне, 21 апреля А.Н.Голицын послал Фотию письмо с угрозами, это, по-видимому, было вызвано как его аудиенцией у императора, так и предстоящим заседанием Комитета Министров, о котором князь должен был, безусловно, знать. 22 апреля Фотий писал в ответ князю: “Кто тебе возвестил, что я противу тебя? Ужели слово и дело всякое противу злодейств в книгах есть и может быть противу тебя? Знай, что я, по власти мне данной, твой наставник и отец, а ты сын мне. Я Божий слуга, подними же ты руки на меня, и узришь, или земля вас пожрёт вскоре, или гнев Божий вечно постигнет вас всех”29.

Вечером 22 апреля по повелению императора в дом митрополита явился граф А.А.Аракчеев, с целью примирить Серафима с князем. Хотел ли Александр I подкрепить решимость митрополита или использовал последнюю возможность сохранить князя на его посту, решить трудно. Фотий придерживался первой версии: “После слышал Фотий от графа Аракчеева, что император велел ему потому быть на совете тайном сём, дабы как старец Серафим не оказал какой-либо слабости духа и уступки в деле, и стоял бы Серафим твёрдо, а что касается до царя, то он готов за всё приняться. Ежели же митрополит не устоит в твёрдости своей, то дело царю начать гласно будет без пользы”30. Во время этой встречи Фотий впервые обвинил князя в потворстве еретикам. К этому времени архимандрит истратил весь запас средств убеждения, получив в ответ от князя одни угрозы. Об итогах встречи А.А.Аракчеева с митрополитом можно судить по тому, что Фотий сразу после нее сознательно идет на разрыв с А.Н.Голицыным. Судьба Соединенного министерства была уже решена. 23 апреля 1824 года состоялась последняя, как считал Фотий, его встреча с князем. В ответ на обвинения архимандрита А.Н.Голицын резонно заявлял: “Не я, а государь виноват, который, такого же духа будучи, желал, поздно уже останавливать, всё уже в большой силе”31. Фотий больше решил не встречаться с князем, как врагом Святой Церкви и государства.

Какими бы ни были отношения митрополита и архимандрита с А.Н.Голицыным, его имя не фигурировало в “Деле Госснера”. На следствии лица, причастные к идее издания книги, не выяснялись, допрос автора не проводился. Вопрос об ответственности руководителей Соединенного министерства за издание вредных книг не ставился.

25 апреля последовали два высочайших указа: “Об осуждении книги И.-Е.Госснера и высылке его из России, начале следствия об обстоятельствах издания книги” и “О новом порядке одобрения духовных изданий”32. Этими указами А.Н.Голицын ставился в зависимое положение от своего подчиненного митрополита Серафима, с которым, согласно указу, он вынужден был теперь консультироваться по вопросам цензуры33. После этого Фотий резко рвет отношения с князем. 25 апреля, в час дня, в доме А.А.Орловой-Чесменской, архимандрит предает князя анафеме за потворство вредным книгам. В своей автобиографии Фотий приводить два варианта своего последнего свидания с князем.


В послании к царю. В автобиографии.

1. Князь пришел к Фотию для встречи с ним. 1. Князь пришел в дом к А.А.Орловой,

где находился Фотий.

2.Фотий готовился к встрече с князем. 2. Фотий не ждал князя.

3.Фотий сурово встретил князя и отказал 3.Во время беседы у Фотия “открылись

ему в благословении. глаза” на не исправимость князя.

4.Фотий предложил князю покаяться, тот 4.Фотию не удается разубедить князя,

отказался и ушел. Фотий кричал проклятия как последний аргумент он

ему в след.34 использовал анафему.35


Описания этого события отличаются тем, что в одном варианте Фотий показывает, что действовал намеренно, а в другом случайно. Первый вариант был доставлен царю вечером 25 апреля 1824 года. На этом отношения Фотия и А.Н.Голицына прерываются навсегда (письма А.Н.Голицына к Фотию после 1824 года, в публикации Н.И.Барсова, датированы ошибочно). Более близок к истине первый вариант описания Фотием проклятия князя. На аудиенции 14 июня 1824 года он также утверждал, что проклял А.Н.Голицына сознательно, за оскорбление Церкви и государя. По чьему указанию Фотий разорвал отношения с князем, видно из его автобиографии: “Возвратился Фотий в объятия отца, архипастыря Серафима, внушавшего разорвать союз с князем Голицыным, возвещает, что сотворил он с ним и со всеми”36. А за митрополитом стояла воля верховной власти России: “После, хотя от уст Серафима митрополита и вельмож, слышал Фотий гнев на себя царя, но знал, что он делает наружно все то”37. Скандал стал широко известен в столице, что дало А.С.Шишкову право писать в дальнейшем, что анафема Фотия повлияла на императора и совместно с “Делом Госснера” стала причиной отставки князя38. Таким образом, Александр I очередной раз провел сложную политическую интригу, переложив ответственность за непопулярную меру на чужие плечи.

Анафема, произнесенная Фотием министру духовных дел и народного просвещения, была уголовно наказуемым поступком. Правом налагать анафему обладал в то время лишь Св.Синод. Таким образом, архимандрит самовольно присвоил себе прерогативы высшего церковного правления. Все окружавшие Фотия понимали, в какой опасности он находится. В автобиографии Фотий указывал, что пришедшая в это время в дом А.А.Орловой-Чесменской П.М.Толстая ожидала неминуемого ареста архимандрита. Фотий отвечал ей, как некогда его учитель Иннокентий: “Чего бояться за правду?”39. Действительно, А.Н.Голицын немедленно подал жалобу царю, но выговор Фотию был объявлен лишь 14 июня 1824 года. Свой поступок Фотий объяснял тем, что проклял А.Н.Голицына наедине, без свидетелей, (К.Ю.Е. - на что имел право, если бы был духовным отцом А.Н.Голицына) и уже воля князя была распространить этот слух по Петербургу. Фотий указывал, что если Госснер смеет наносить хулу Пресвятой Богородице, то и он вправе отлучить от Бога покровителя Госснера.

В новой ситуации главным рупором православной оппозиции становится Фотий. 29 апреля он отправил императору очередное послание: “План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо”. Фотий предлагал царю: “1) Министерство духовных дел уничтожить, а другие два отнять у настоящей особы. 2) Библейское общество уничтожить под тем предлогом, что много уже напечатано Библий, и они теперь не нужны. 3) Синоду быть по-прежнему, и духовенству надзирать при случаях за просвещением, не бывает ли чего противного власти и вере. 4) Кошелева отдалить, Госснера выгнать, Фесслера изгнать и методистов выслать, хотя главных”40. Эти меры он обосновывал тем, что в России действует тайное общество иллюминатов, которое готовится к приходу Христа в 1836 году и к этому времени хочет разрушить государства и Церкви и учредить единую религию. Главный посланник иллюминатов в России Родион Кошелев, «поймавший в свои сети А.Н.Голицына», хочет ввести реформу конституционную и ущемить духовенство введением Соединенного министерства. Ту же цель преследуют методисты, под именем Библейского Общества, пропуская в Россию “злодейские книги”, которые рассылаются в академии, семинарии и училища.

7 мая Фотий передал царю свое четвертое послание “План революции, обнародованный тайно, или тайна беззакония, в книге “Победная повесть”. Он писал о заговоре тайных обществ, имеющем целью учреждение универсальной монархии и «тысячелетнего царствия Христова в Иерусалиме». Это послание было также направлено против религиозных заблуждений императора.

В этих посланиях Фотия факты переплетались с фантазией. Но при этом он давал царю практические рекомендации по кадровой политике. Очевидно, без посторонней подсказки архимандрит не мог предугадать перемены, предстоящие в правительстве. Существовала группа лиц, представляющая из себя центр православной оппозиции, куда сходились все нити интриги. Диапазон информации, поступающей в него, был очень широк, ее доставляли А.А.Павлов, М.Л.Магницский и даже начальник полиции И.В.Гладков. Центром православной оппозиции в 1824 году, по-видимому, являлся дом графини А.А.Орловой-Чесменской. Именно там произошла первая встреча Фотия с М.Л.Магницким и был предан анафеме князь А.Н.Голицын. Туда стекались все сведения и оттуда получали инструкции митрополит Серафим и А.С.Шишков. Главной связующей нитью оппозиционеров и был архимандрит Фотий, что, при отсутствии главы оппозиции, делало его самым заметным лицом. Именно этим положением объясняется несоответственно большая роль, отводимая Фотию его старшими товарищами митрополитом Серафимом41 и А.С.Шишковым42.

Несомненно, послания Фотия явились совместным плодом деятельности ядра оппозиционеров. Именно существование центра православной оппозиции позволило Александру I возглавить ее своим ставленником, А.А.Аракчеевым, и направить в нужное русло. Как и любая консервативная оппозиция, православная партия предпочитала использовать легальные пути борьбы, и ее представители действовали в рамках своих служебных полномочий. Первоприсутствующий член Св.Синода митрополит Серафим ходатайствовал перед царем в защиту Православной Церкви, а А.С.Шишков обвинял И.-Е.Госснера и В.М.Попова в Комитете Министров, Сенате и Государственном Совете. По сложившейся традиции во главе оппозиции мог стоять только клирик Православной Церкви. Но первоприсутствующий член Св.Синода был осторожным дипломатом, и во главе оппозиционеров оказался Фотий. Не исключено, что выдвигать на первый план его фигуру императору понадобилось именно потому, что архимандрит не имел достаточно веса, чтобы реально возглавить оппозиционеров. В нужный момент появился А.А.Аракчеев, и управление делами духовного ведомства перешло от одного светского лица к другому при полной поддержке православного духовенства.

Параллельно с деятельностью Фотия набирало свой ход расследование “Дела Госснера”. Рассмотрение книги И.-Е.Госснера и обстоятельств, связанных с ее появлением в Петербурге, император возложил на Комитет Министров. Заседание, посвященное этому вопросу, состоялось 22 апреля 1824 года. Военный генерал-губернатор Петербурга М.А.Милорадович по высочайшему повелению предъявил вниманию Комитета книгу, выпущенную в Петербурге на русском языке, сопроводив представление следующими комментариями: “[книга] заключает в себе многие рассуждения, которые не только противны правилам господствующей в России Церкви, но не согласны с догматами всех вероисповеданий христианской религии, и многие такие умствования, которые вводят читателя в соблазн и внушают чувст<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.