Образ коня в Западной Сибири — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Образ коня в Западной Сибири

2022-10-03 51
Образ коня в Западной Сибири 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образ коня в Западной Сибири в наибольшей степени отражен в мифологии. Именно она объединяла народы Западной Сибири,и выступала основой для материльного выражения в археологических предметах образов миовоззрения (как сейчас религия). Согласно представлениям народов Западной Сибири, верховное божество – Нуми-Торум, путешествовало по небу на коне (рис. 178-190), который иногда изображался крылатым (рис. 181). Также терминология всадничества существует в лексике ханты и манси, которые связывваются со средневековыми культурами.

В археологических культурах Западной Сибири всадничество отмечается по археологическим находкам (удила, стремена, детали узды), исходя из них, можно отметить, что в каменном веке его не было (эпохи палеолита, мезолита, неолита и энеолита). Использование коня в качестве гужевого животного, возможно, началось в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.). В военных целях конь начал употребление в раннем железном веке, скорее всего, в скифоидной саргатской культуре (вторая половина I тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э.). В последующее время, в средневековых культурах, всадничество фиксируется в отдельных культурах, природно-географическое расположение которых это позволяло, и существовало на юге Западной Сибири в лесостепной и степной полосе. Всадничества не было в продолжательнице саргатской, - бакальской культуре (начало I тыс. н.э. - начало II тыс. н.э.). На востоке Западной Сибири, в потчевашской (VI-IX вв.) и ее продолжательнице усть-ишимской (X-XIII вв.) культуре, в рёлкинской (VI-IX вв.) и ее продолжательнице басандайской (X-XIII вв.) культуре всадничесттво было. На огромных пространствах тундры и тайги, современных районов ЯНАО и ХМАО (Север Западной Сибири), которые были заняты Нижнеобской культурой (IV-XVI вв.), а также вмолчановской и батырской(VI-IX вв.), юдинской (X-XIII вв.) всадничества не было, но образ коня и его почитание существовали. Как уже отмечалось, эта черезполосица закрывалась мифологией и мнногочисленными находками костей лошади в культурном слое раскопанных памятников, которые вследствие своей многочисленности отнесены к категории «массовых находо» (так, при раскопках батырского городища Красный Яр обнаружена 110 зубов лошади).

На Севере Западной Сибири (современные районы ЯНАО и ХМАО) детали конской амуниции использовались для украшения одежды, - накладки конические (на поверхностях которых изображался орнамент или медведь в «жертвенной позе») (рис. 182), сердцевидные (рис. 183), квадратные (рис. 184-185), фестончатые (рис. 186). Культово-ритуальное погребение, в котором обнаружены единственные железные удила (рис. 187-1), обнаружено еще в конце XIX в. шведским исследователем Т.Й. Арне на могильнике Барсова гора (возле г. Сургута). В таких же погребениях обнаружены фрагмент рукояти плети и уздечные разделители (рис. 187 - 2-5). Они не являются свидетельством наличия всадничества, но были специально доставлены сюда и погребены.

Изображения лошади/коня/всадика представлено в глине, кости и бронзе в Западной Сибири на протяжении всей эпохи средневековья. ВIII-IVвв. фигурки всадников в нешнуровой, но родственной нижнеобской культуре, известны на бронзовых накладках из Холмогорского клада (рис. 179 - 1-2).В VIII-IXвв. нижнеобской культуре известна подвеска-всадник из могильника Сайгатинский III (рис. 179-3), из него же и могильника Барсовский пронизи-кони (рис. 180-1-2).ВVI-IXвв. в горно-лесной части Западнлй Сибири известны глиняная головка с мыса Листвяного (рис. 178 - 1), бронзовая фигурка с Шарташских каменных палаток (рис. 178 - 2), бронзовые фигурки с горы Петрогром (рис. 178 – 3-4). В X-XIII вв., в юдинской культуре представлены бронзовые предметы из Ликинского могильника (рис. 178 – 5-9), булава (рис. 178 - 10) и изображение всадника (рис. 178 - 11).В IX-XIвв. в нижнеобской культуре известна подвеска-всадник из могильника Барсовский (рис. 179-4) и 8 пронизей-коней (рис. 180-3-10).С XIIв. в нижнеобской культуре появляются серебряные и позолоченные предметы: накладка пояса из мог. Усть-Балык (рис. 179 - 5), пронизи (рис. 179 – 11-13).

В леостепной и степной частях Западной Сибири в средневековых нешнуровых культурах всадничество существовало в рёлкинской (VI-IX вв.), потчевашской (VI-IX вв.) и усть-ишимской (X-XIII вв.) культурах(рис. 188 – 179).В нижнеобской культуре прелставлены биконьковые бронзовые шумящие подвески (рис. 190).

Важным достоинством содержания лошади является ее способность к тебенёвке, т.е. умение добывать засохшую осеннюю траву из-под снега, это освобождало от заготовки сена для них на зиму.

Образ коня рассмотрен в монографии Б.А. Коникова «Конь в хозяйстве, ритуала и под седлом» (по археологическим и остеологическим источникам ранннего и развитого средневековья) Омского Прииртышья [2018]и нескольких его более ранних статьях. Изобажения воинов, в том числе, воинов-всадников, из Среднего Приобья по томским материалам VI-IX вв. рассмотрен Л.А. Чиндиной[1981], Ю.П. Чемякиным изучены всаддники раннего железного века в кулайской металлопластие [2012]. Охарактеризованы образысоболя[Чиндина, 1981а], лося[Гордиенко, 2008а; Чемякинн, 2017], медведя[Гордиенко, 2007б].

 

Рис. 161. Стратиграфия и планиграфия городища Красный яр с погребениями.

 

Рис. 162. Гор. Красный яр. Погребение мужчины-воина (вождь городища?) с железными наконечниками, с отрезанной правой кистью и левой стопой. 1-2 – шнуровая керамика из могилы; 3-4 – фрагменты сгоревшего гробовища.

Рис. 163. Гор. Красный яр. Погребение ребёнка с трепанацией (ребенок вождя городища?).1 – шнуровая керамика из могилы; 2-5 – фрагменты сгоревшего гробовища.

Рис. 153. Детский череп со следами трепанации из Погребения № 2 на городище Красный яр.

Рис. 164. Инвентарь Погребения № 2 на городище Красный яр. 1 – амулет зооморфный костяной; 2 – накладка бронзовая сферическая; 3–4 – керамика.

 

 

Рис. 165. Гор. Красный яр. Погребение черепа в могиле, рядом кость лошади, барана и позвонок рыбы (шаман городища?).

Рис. 166. Инвентарь Погребения № 1 на городище Красный яр. 1 – точильный камень (оселок) из слюды; 2 – клин костяной; 3 – зуб лошади; 4 – бабка мелкого рогатого скота (баран, козел?); 6 – позвонок рыбы; 7–10 – керамика.

Рис. 167. Череп из Погребения № 1 на городище Красный яр.

 

 

 

Рис. 168. Гор. Боровиково. Костище.

вид с востока

вид с запада

Рис. 169. Гор. Боровиково. Капище и предметы, обнаруженные на нём: 1 – керамический венчик из костра, 2-3 – изелия из кости, 4 – изделие из глины.

Рис. 170. Медные бляхи из «Загородного сада» (Александровского) г. Тюмени [по: Чернецов, 1957].

 

 

Рис. 171. Медные бляхи из приклада на гор. Андреевское IV.

 

Рис. 172. Святилище Пламя Сибири. Котел медный.

Рис. 173. Святилище Пламя Сибири: 1-3 - фигурки антропоморфные глиняные; 4 – накладка поясная прямоугольная бронзовая; 5-6 – накладки поясные сфероконические бронзовые; 7 – фигурка антропоморфная бронзовая; 8 – отливка в виде лошади (?); 9 – астрагал костяной; 10 – привеска-колокольчик бронзовая; 11 – наконечник железный; 12 – очелье медное.

 

Рис. 174. Святилище Пламя Сибири: Украшения медные.

 

Рис. 175. Святилище Пламя Сибири: Фрагменты медных котлов.

Рис. 176. Святилище Пламя Сибири: Фрагменты медных котлов.

Рис. 177. 1 – крица (шлак); 2 – фгамент челюсти с зубами лошади; 3 – флюс (смесь глины, песка, костей и пр.), VI-IX вв.

Рис. 178. Изображения коней: 1 - глиняная головка с мыса Листвяного (VI-IXвв.?), 2 – фигурка с Шарташских каменных палаток (VI-IXвв.?), 3-4 – фигурки с горы Петрогром (VI-IXвв.?), бронзовые изделия из Ликинского могильника (5-9, X-XIII вв., юдинская культура) [по: Викторова, 2008], булава (10) (грабительская находка, X-XIII вв., юдинская культура) и изображение всадника (11) (грабительская находка, X-XIII вв., юдинская культура).

 

 

Рис. 179. Изображения всадников: 1-2 – накладки из Холмогорского комплекса [по: Зыков, Федорова, 2001, с. 82-85, кат. № 23-24]; 3 – подвеска из мог. Сайгатинский III [по: Карачаров, 2002б, с. 28, рис. 3 (2)]; 4 – подвеска из мог. Барсовский [по: Зыков и др., 1994]; 5 – накладка пояса из мог. Усть-Балык по: Семенова, 2001, с. 77, табл. 49 – 19]. Все – бронза, кроме 5 – серебро, позолота.

Рис. 180. Пронизи-кони (1-10. 12-15) и навершие гребня (11): 1 – Мог. Сайгатинский III; 2-3, 8 – Мог. Барсовский I; 4-6 – Мог. Сайгатинский VI; 7, 14 – Мог. Усть-Балык; 9 – Мог. Сайгатинский I; 10, 13 – Мог. Сайгатинский IV; 11-12 – Клад с Барсовой горы 1977 г. Все – бронза, кроме 11-13 – серебро. 1 – рис. ГМПиЧ, ХМ 8645/СIII/706; 2, 9-12 – по: Зыков и др., 1994, с. 94, кат. № 122 (2); с. 95, кат. № 125-126 (9-10); с. 120, кат. № 285-286 (11-12); 3 – по: Федорова и др., 1991, с. 138, рис. 3.А. – 39; 4 – по: Зыков, 2006, вклейка между стр. 112-113; 5 – по: Карачаров, 2005а, рис. 55 – 3; 6 – по: Карачаров, 2002а, рис. 99 – 2; 7 – по: Семенова, 2001, с. 72, табл. 48 – 8; 8 – по: Арне, 2005, с. 89, рис. 51; 13 – по: Карачаров, 2002е, с. 62, рис. 19 – 18; 11 – Мог. Сайгатинский III, фонды ГМПиЧ.

 

Рис. 181. Бляха бронзовая из могильника Кинтусовский (1) и серебряная (2) из могильника Сайгатинский VI, X-XI вв. [1 – по: Могильников, 1987, с. 339, табл. XCI – 7; 2 – фото автора по: фонды СХМ, СГ 0301/2535.

 

 

III-IV вв. 1 2 3                                                              
VI-VII вв. 4
VIII-IX вв. 5  6  7
IX-XI вв. 8 9 10 11
XII – первая половина XIII в. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Рис. 182. Накладки сфероконические: 1 – Мог. Агрнъёган I; 2-3 – Холмогорский комплекс; 4 – Мог. Барсовский V; 5-7 – Мог. Сайгатинский III; 8 – Мог. Барсовский I; 9 - 10 – Гор. Барсов городок I/31; 11 – Мог. Усть-Балык; 12-13, 15-19, 21-23 – Мог. Сайгатинский IV; 14, 20, 24 – Сургутское Приобье. Все – бронза.

1 – фото автора по: фонды РЭЭМ, КП-1282; 2-3, 12-13, 15-19, 21-23 – фото автора по: фонды СХМ, КП 145/А-28-29-хк; КП 1007/2 / А-1170 с. 4; КП 719/1 / А-813 с. 4; КП 1007/1 / А-1169 с. 4; КП 719/2 / А-814; КП 1079/10 / А-1363 с. 4; КП 1079/7 / А-1360 с. 4; КП 1044/2 / А-1260 с. 4; КП 1079/2 / А-1361 с. 4; КП 1106/А-1429 с. 4; КП 720/6 / А-822 с. 4; КП 720/3 / А-820 с. 4; 4 – рис. автора по: Карачаров, 1993б, с. 111, рис. 1 – 2; 5-7 – рис. ГМПиЧ, ХМ 8645/СIII/599, 714, 592; 8 – по: Арне, 2005, с. 111, рис. 160а; 9-10 – по: Федорова, 1975, рис. 25 – 1-2; 11 – по: Семенова, 2001, табл. 49 – 5; 14, 20 – фото автора по: фонды ГЭ, КП 1087/49-50; 24 – фото автора по: фонды СКМ.

 

 

VIII-IX вв.

 1 2

IX-XI вв.

3 4 5 6  7 8  9

10

XII – первая половина XIII в.

11                                  
     

Рис. 183. Накладки сердцевидные: 1-4, 11 – Мог. Барсовский I; 5-7, 10 – Мог. Сайгатинский VI; 8-9 – Мог. Усть-Балык. Все – бронза, кроме 10 – серебро.

1, 2 – рис. автора по: Карачаров, 1993б, с. 111, рис. 1 – 17, 18; 3, 4 – по: Арне, 2002, с. 93, рис. 28, 29; 5, 7 – фото автора по: фонды СХМ, СГ 0101/284, СГ 9802/360; 6 – по: Карачаров, 2004а, рис. 70 – 5; 8-9 – по: Семенова, 2001, с. 77, табл. 49 – 1-1, 1-2; 10 – по: Карачаров, 2005а, рис. 93 – 2; 11 – по: Могильников, 1987, с. 339, табл. XCI – 36.

 

VIII-IX вв. 1 2
IX-XI вв.                                                                                                                                                                                            3                                                                                                                                                                                           4  к 1, 2, 4;  к 3.

Рис. 184. Накладки прямоугольные с вырезом: 1-2 – Мог. Барсовский I; 3 – Мог. Сайгатинский I; 4 – Мог. Сайгатинский VI. Все – бронза.

1, 2 – по: Карачаров, 1993б, с. 111, рис. 1 – 24, 25; 3 – фото автора по: фонды СХМ, СГ 0001/17; 4 –по: Карачаров, 2005а, рис. 89.

 

 

IX-XI вв.                          1                        2                  3               4                                                                        5-8 9 10-13
XII – первая половина XIII в. 14 15-17 18-24 25-26 

Рис. 185. Накладки подквадратные с округлыми выступами: 1-9 – Мог. Сайгатинский VI; 10-13 – Мог. Барсовский I; 14-26 – Мог. Сайгатинский IV. Все – бронза.

1-8 – по: Карачаров, 2005а, рис. 96 – 2-6; 9 – по: Карачаров, 2004а, рис. 91 – 9; 10-13 – по: Арне, 2005, с. 138, рис. 300; 14-26 – фото автора по: фонды СХМ, КП 1056/А-1284-с4 (14); КП 1065/1-3/А-1312-1314-с4 (15-17); КП 683/1-7/А-747-753-с4 (18-24); КП 643/2/А-655-с4 (25); КП 648/1/А-663-с4 (26).

 

VIII-IX вв. 1
IX-XI вв.   2
XII – первая половина XIII в. 3 4   5  

Рис. 186. Накладки фестончатые: 1 – Мог. Барсовский I; 2 – Гор. Барсов городок I/31-32; 3, 4 – Мог. Сайгатинский IV; 5 – Клад с Барсовой горы 1977 г. Все – бронза.

1 – по: Карачаров, 1993б, с. 111, рис. 1 – 19; 2 – по: Федорова и др., 1991, с. 138, рис. 3.А. – 47; 3, 4 – фото автора по: фонды СХМ, КП 638/1-2 / А-645-646-с4; 5 – по: Могильников, 1987, с. 339, табл. XCI – 29.

 

  1 2 3 4  5

Рис. 187. Удила, ременные разделители, рукоять плети (?): 1, 3 – Мог. Барсовский I; 2, 4 – Мог. Сайгатинский VI; 5 – Мог. Ленк-Понк. 1-2 – железо, 3-5 – бронза.

1 – по: Арне, 2005, с. 107, рис. 134; 3 – по: Карачаров, 1993б, с. 111, рис. 1 – 21; 2, 4 – фото автора по: фонды СХМ, КП 311 / А-264-с.6; Сг9802/208; 5 – по: Патканов, 1889, с. 35, рис. 10.

Рис. 188. Западносибирские всадники рёлкинской культуры VI-IX вв. 1-3 – мог. Рёлка, 4 – Шутовское, 5 – Елыкаевское, 6 - Собакинское [по: Чиндина, 1991].

Рис. 189. Западносибирские изображения коней и всадников потчевашской (VI-IX вв.) и усть-ишимской (X-XIII вв.) культур[1-11по: Мошинская, 1953; 12-20 по: Коников, 1997; 21-22 по Гордиенко, 2018]. 1-12 – глина, 13, 17 – кость, 14-16, 18-22 – бронза.

VIII-IX вв. 1 2
IX-XI вв.   3 4 5 6 7 8 9 10

Рис. 190. Подвески биконьковые шумящие: 1-2 – Мог. Сайгатинский III; 3, 7 – Мог. Барсовский I; 4-6, 8-9 – Мог. Сайгатинский VI, 10 – грабителская находка из Западной Сибири. Все – бронза.

1-2 – рис. ГМПиЧ, ХМ 8645/СIII/778, 775; 3, 7 – по: Арне, 2005, с. 82, рис. 14 (3); с. 100, рис. 97 (7) 4, 8-10 – фото автора по: фонды СХМ, КП 1811/А-1792-с6 (4); КП 1820/А-1802-с6 (8); СГ 9802/29 (9); СГ 9802/21 (10); 5-6 – по: Карачаров, 2005а, рис. 46 – 1-2.

***

Окружали Шнуровую историко-культурную общность Зауралья культуры с нешнуровой керамикой:

К северу и северо-западу от изучаемой территории складывается нижнеобская культура (Обь-Иртышская культурно-историческая общность, IV-XVI вв.).

На западе от изучаемого района существует потчевашская культура (VI-IX вв.), которую сменяет усть-ишимская (X-XIII вв.). Некоторыми исследователями они включаются в состав нижнеобской культуры [Зыков, 2012, с. 34; и др.].

К югу от рассматриваемого региона, в лесостепной и степной зоне Западной Сибири, возникает и развивается продолжательница саргатской культуры – бакальская.


ВОСТОЧНАЯ (ПРИУРАЛЬСКАЯ) ЧАСТЬ ШНУРОВОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТИ:

6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ УРАЛА:


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.