Проблема петрогромской культуры. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проблема петрогромской культуры.

2022-10-03 48
Проблема петрогромской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В эпоху средневековья в горно-лесной части Среднего Зауралья исследователями выделяется петрогромская культура, вопрос о культурной и хронологической принадлежности которой сейчас является осторо-дисуссионным.

Выделены памятники петрогромского типа в конце 1950-х гг. Е. М. Берс по материалам исследованного ею многослойного памятника на горе Петрогром (близ г. Верхняя Пышма Свердловской области), первоначально рассматривались ею как «калмацкая культура», названная по могильнику Калмацкий Брод, в 10 км от горы Петрогром [Берс, 1963, с. 25].

Памятники петрогромской культуры – расположенные на вершинах скал и горных останцах святилища в комплексе с остатками металлургического производства и места жертвоприношений. Места поселений не выявлены [Викторова, Морозов, 1993, с. 124].

Первые служили сакральным местом плавки меди, варки железа и часто сооружались на местах бронзолитейных мастерских более раннего времени (в основном - иткульской культуры); среди находок – шлаки, фрагменты глиняных воздуходувных сопел, тиглей, обмазка горнов, каменные песты и точильные бруски, литейные формы и заготовки для них. Остатки жертвоприношений представлены очагами и зольниками со множеством жжёных костей, отдельными предметами (костяные поделки, наконечники стрел, ножи, шилья и др.) и обломками керамических сосудов. Среди датирующих находок – «коньковые» подвески, хрустальная бусина, накладка «геральдического» стиля и др. [Могильников, 1987а, с. 178].

Керамика изготовлена с примесью талька в тесте; характерны высокая вертикальная или слегка наклонная наружу шейка, резко переходящая в округлое тулово, плоский горизонтальный или наклонно срезанный внутрь венчик, широкий за счёт карнизика с внутренней стороны; в орнаментации типичны многорядные оттиски шнура, выполненные гребенчатым штампом горизонтальный зигзаг, поясок из наклонных линий, наклонные столбики. Ареал такой керамики включает лесную и лесостепную зоны Среднего Зауралья до р. Тобол; в Предуралье – бассейн верхнего и среднего течения Чусовой и Сылвы, верховий Уфы [Культовые памятники…., 2004, с. 21].

В культурном отношении большинство исследователей считают петрогромскую культуру самостоятельной [Викторова, Чаиркин, 1999, с. 133; Могильников, 1987а, с. 177; Викторова, Морозов, 1993, с. 124; и др.]. Существует точка зрения о ее вхождении в состав юдинской культуры [Иванов, 2011, с. 126; Бельтикова, Викторова, Морозов, 2004, с. 231].

В хронологическом плане петрогромскую культуру исследователи относят ко второй половине – концу I тыс. н.э. В.Н. Чернецов отнес материалы с Айдунского камня и горы Балабан к рубежу I-II тыс. н.э. [Чернецов, 1964, с. 222], так же определил хронологию петрогромской культуры его ученик, В.А. Могильников, – конец I – начало II тыс. н.э. (X-XIII вв.) [Могильников, 1987а, с. 177]. Рассодович А.И. относит ее ко второй половине I тыс. н.э. [Рассодович, 1978А, с. 13], также Бельтикова Г.В., Викторова В.Д., Морозов В.М. и Иванов В.А. – ко второй половине I тыс. н.э. [Бельтикова, Викторова, Морозов, 2004, с. 231; Иванов, 2011, с. 126].

Как уже говорилось, вопрос о правомерности выделения петрогромского типа керамики как самостоятельного поставила Б.Б. Овчинникова, по ее мнению, это горно-уральский вариант юдинской культуры [Овчинникова, 1966, с. 98]. Их близость обозначается как «петрогромско-юдинское» население, историко-культурный горизонт [Боталов, 2016, с. 511]. К этому можно добавить, что шнуро-гребенчатая группа посуды юдинской культуры является керамикой, которую называют петрогромской.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, материалы петрогромской культуры датируются концом I – началом II тыс. н.э. (X-XIII вв.), и они могут быть хронологически с юдинской культурой, это шнуровой ее компонент (как прыговская керамика в кашинской). Петрогромские памятники связаны с металлургией и могут отражать культово-ритуальный аспект юдинской культуры. Анализ опубликованных материалов позволяет некоторые из них относить к батырской культуре VI-IX вв.

Независимо от хронологической интерпретации петрогромских памятников, она относится к Шнуровой историко-культурной общности Зауралья.

Шнуровые культуры Зауралья.

Вэпоху средевековья в них существуют, преждде всего, специфичныепамятники. Так, в молчановской культуре зафиксированы 4 костища (Песьянка 1, Туманское, Тынское, Юдинское), в батырской культуре культовые места:Кокшаровский холм, Останец Старичный, Исетское Правобережное I, Исетское XIIIВ, Палатки I, гора Петрогром, Шарташские Каменные палатки, с р. Адуй, Камень Балабан. Также автором на городище (!) Красный яр обнаружено 3 погребения(рис. 161-167) и костище (3 КРС)(рис. 168-169) на валу городища Боровиково. Известны 2 юдинских костища: Юдинское и Песьянка 1, обнаружены медные бляхи с антпопомофными гравировками в «Загородном саде» г. Тюмени (рис. 170), на гор. Молчановское найден приклад из бронзовых браслетов (находки В.Н. Чернецова), автором найден аналогичный приклад с медными бляхами с антпопомофными гравировками на гор. Андреевское IV (рис. 171), выделено святилище Пламя Сибири (рис. 172-176). Не на всех из них найдена шнуровая керамика, поэтому они не рассматривались.

По материалам шнуровых культур Зауралья прослеживается почитание огняи процесс производства, посредством него, металлических изделий – из железа и бронзы. В 2-х из 3-х погребений, обнаруженных автором на городище (!) Красный яр зафиксированы останки гроревшего гробовища (рис. 161 – 3-4, рис. 162 – 2-5), а на гор. Боровиково рядом со скелатами животных обнаружен костер (рис. 168). Истоки этого культа уходят в бронзовый век и связываются с иткульской металлургией. Так, городище Пламя Сибири VI находится в кусте поселений и городищ иткульской культуры и построено оно было на поселении этой культуры. Как уже отмечалось, для городищ молчановской культуры характерна сильная насыщенность культурного слоя, при этом среди массовых находок большое число отходов металлургического производства – шлаков, флюса (комки глины, песка, костей и пр.), костей животных. Ими буквально насыщено всё жилое пространство, концентраций нет, это неудобно с точки зрения хождения и маловероятно объяснение их гигроскопическими качествами. Скорее всего, за этим стоит культово-ритуальное объяснение.

Костише на городище Боровиково (Байкаловский район Свердловской области) обнаружено на юго-восточной части вала городища. Представляло собой хорошо сохранившиеся скелеты 3-х КРС – быков (коров) (консультация к.б.н. П.А. Косинцева) в яме, проступило на третьм горизонте, с -30 от современной поверхности. В 1 метре от ямы со скелетами зафиксирован костер. В нём обнаружен венчик керамического сосуда, с нагаром, украшенный гребёнкой (рис. 159) – такой орнамент характерен для батырской археологической культуры VI-IX вв.Также возле ямы со скелетами и костра обнаружены изделия из кости и глины (рис. 169). Эти жертвенные животные были приведены для заклания, на убой. До XVI в., до присоединения Сибири к Росссии и заселения ее русскими, такие животные в Западной Сибири не проживали. Обнаружены следующие кости:

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.